Этапы клиент-центрированной терапии
Роджерс перечисляет следующие характерные шаги терапевтической помощи:
- На первом этапе клиент ощущает нежелание выражать себя. Общение происходит лишь на общие темы.
- На втором этапе проявляются чувства, однако клиент не берет на себя ответственности за происходящее в его жизни. Не признаются жизненные противоречия. Отсутствует дифференциация личностных смыслов.
- Затем начинается ослабление, постепенное самовыражение. Человек выражает прошлые переживания – как правило, отрицательные.
- Принятие того, что было выражено на предыдущем этапе, позволяет перейти на следующую стадию. Человек начинает чувствовать ответственность за те проблемы, что имеются в его жизни.
- На пятой стадии чувства выражаются уже полностью свободно, однако нередко присутствует удивление, страх. Человек более точно определяет свои эмоции.
- Шестая стадия наиболее драматична. Клиент переживает свои чувства во всей полноте. Проблема прекращает для него быть объектом.
- На этом этапе обратившийся за помощью продолжает самостоятельное движение вперед, уже без помощи психотерапевта.
Предположения гуманистической психологии
Гуманистическая психология начинается с предположения, что экзистенциальная феноменология является центральной и что люди имеют свободную волю. «Личный агентства» является гуманистическим термином для осуществления свободной воли . Личное агентство ссылается на выбор, который мы делаем в жизни, пути которые выбираем и их последствия.
Потом добавилось еще одно предположение — люди в основном хорошие, и есть врожденная потребность, чтобы сделать себя и мир лучше.Гуманистический подход подчеркивает личную ценность личности, центральные человеческие ценности, и творческую, активную природу человека. Этот подход является оптимистичным и фокусируется на благородные человеческие способности преодолевать трудности, боль и отчаяние.
Пирамида потребностей.Оба Роджерс и Маслоу считали личный рост и самореализацию в жизни, как одну из базовых человеческих потребностей. Это означает, что каждый человек стремится расти психологически и постоянно улучшать себя. Это было названо термином самореализации что включает в себя психологический рост, и удовлетворение жизнью. Тем не менее, Роджерс и Маслоу оба описывают различные способы, как самоактуализация может быть достигнута.
Центральное место в гуманистических теориях Роджерса (1959) и А
Маслоу(1943), является субъективизм, сознательного опыта .Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность является менее важной, чем субъективное восприятие человека и понимание мира
Из-за этого, Роджерс и Маслоу уделяли мало внимание научной психологии особенно использование психологической лаборатории для исследования человека и поведение животных
Гуманизм отвергает научную методологию, как и эксперименты используемые качественные методы исследования . Например, дневник счета, анкеты, неструктурированные интервью и неструктурированные наблюдения. Качественное исследование полезно для исследования на индивидуальном уровне, и изучает глубину способов, которыми люди думают или чувствуют (например, тематические исследования).
Гуманизм рассматривает человека как принципиально отличающегося от других животных, главным образом потому, что люди сознательные существа способны мыслить у них есть разум и язык. Эксперименты гуманистических психологов на животных, таких как крысы, голуби, или обезьян отводилось мало значения. Исследование таких животных, может сказать очень мало о человеческой мысли, поведении и опыте.
Гуманистические психологи отклонил строгий научный подход к психологии, потому что они оценивали его как бесчеловечный и не способный охватить богатства сознательного опыта. Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах пошатнуло доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.
Теория А. Маслоу
А. Маслоу (1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно он разработал основные теоретические положения этого направления — о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.
Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал в 50-е годы, изложена, в частности, в его книгах «О психологии бытия» (1968) и «Мотивация и личность» (1970).
Маслоу утверждает, что у человека изначально есть не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму к самопожертвованию. Основой учения Маслоу является теория самоактуализации.
В отличие от других психотерапевтов, Маслоу изучал не больных людей, а психически здоровых и творчески развитых людей, достигших высшего уровня самоактуализации. А под самоактуализацией он подразумевал «полное использование способностей, талантов, возможностей и т.д.». Маслоу писал: «Совершенно очевидно, что существо с Марса, попавшее в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и т.д., не может понять, какими они должны быть. Поэтому давайте изучать не калек, а то, что ближе всего к целому здоровому человеку. Мы найдем в них качественные различия, другую систему мотивации, эмоциональных ценностей, мышления и восприятия. В некотором смысле, только святые — это человечество». Изучая лучших людей, мы можем исследовать пределы человеческих способностей.
Маслоу имел группу из 18 человек: девять современников и девять исторических личностей (А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Д. Адамс, У. Джеймс, А. Швейцер, О. Хаксли, Б. Спиноза). В общем, неплохая компания. Он подал признаки самоактуализирующейся личности. Их стоит перечислить здесь.
Основными признаками психически здорового человека являются:
- более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
- принятие себя, других и природы.
- спонтанность, простота, естественность. Я вывел правило, основанное на этом качестве. Сложный человек — простой, простой человек — сложный. Если мне говорят, что этот человек «сложный», что к нему нельзя подходить, для меня это означает, что он психологически примитивен, потому что к нему нужно приспосабливаться, а он не может приспособиться к другим. Сложная самоактуализированная личность проста, как японская машина, когда дело доходит до общения. Все, что вам нужно сделать, это нажать кнопку.
- Ориентированность на задачу (в отличие от эгоцентризма). При таком подходе человек перестает быть мелочным и амбициозным. Зацикливаюсь ли я на любой резкости в поведении медсестры, когда она хорошо выполняет свою работу, а мой интерес сосредоточен на деле? Я просто не замечаю, чтобы она была резкой.
- потребность в единении и уединении. Эта черта происходит из потребности в самоактуализации. Это может произойти только тогда, когда я одна. В конце концов, я читаю лекцию, готовлю еду или пишу книгу в одиночку. Общество нужно мне для признания моих заслуг.
- автономия, независимость от культуры и окружающей среды. Это абсолютно необходимое качество. Иначе вы не сможете сделать ничего нового в принципе, то есть не осознаете себя.
- постоянная свежесть оценки.
- Это качество, которое не нужно долго расшифровывать. Если моя оценка вещей не меняется со временем, то, следовательно, я не самоактуализируюсь. Но изменение стоимости должно быть связано с моим ростом, а не с циклическими соображениями. Посмотрите, сколько ранее воинствующих атеистов, демократов и т.д. теперь стали верующими в Бога. Я не думаю, что среди них много самоактуализирующихся личностей.
Теория К. Роджерс
Первое из гуманистических направлений принято называть психотерапией Карла Роджерса или клиент-центрированной терапией.
Идеи Карла Роджерса и практические подходы к максимальной реализации внутреннего потенциала человека нашли широкое применение не только в психологии и психотерапии, но и в образовании, социальной работе и юриспруденции. Они были приняты в политике, промышленности, армии, широко используются в религиозной деятельности и повлияли на развитие современной философии и теологии.
Как уже упоминалось выше, Карл Роджерс и его последователи исходят из утверждения, что тело и личность каждого нормального человека от природы наделены позитивными силами, которые способствуют здоровью, развитию и совершенствованию. Роджерс предполагает, что желание достичь своего уровня компетентности и саморазвития не всегда является осознанным, и что этот уровень может сильно различаться у разных людей из-за биологически обоснованной атрибуции.
Именно достижение своего уровня компетентности или хотя бы движение в этом направлении обеспечивает человеку чувство личной целостности и уверенности в себе и спасает его от многих психологических проблем, тревоги, неудовлетворенности и неврозов.
Роджерс отводит решающую роль в жизни и развитии человека Я-концепции, т.е. представлению о себе).
Именно эта Я-концепция (представление о себе) определяет поведение и действия человека в определенных ситуациях.
Каждый человек думает или чувствует, что он таков и должен вести себя так в подобной ситуации. При этом его мнение о себе обычно недостаточно объективно и порой по сути не соответствует действительности.
Сознание человека изначально не содержит объективной оценки себя. Однако это предубеждение в значительной степени компенсируется жизненным опытом, который постоянно вносит коррективы в самооценку человека и позволяет ему лучше чувствовать свои возможности, а также восприятие его другими людьми. Важным направляющим механизмом в объективации самооценки и своего поведения является чувство разрешения (или облегчения) внутреннего конфликта, которое сменяется внутренним удовлетворением, возникающим (или возрастающим) по мере самоактуализации.
Можно сказать, что суть процесса личностного роста (по Роджерсу) и состоит в постоянно совершенствующейся петле обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс корректировки своих отношений с другими и уточнения своей концепции себя в процессе этих отношений и принятия других.
В терапии Роджерса, как и в других формах гуманистической терапии, главная роль смещается с терапевта на клиента. Роджерс считает, что сам клиент является ключом к решению своих проблем. Терапевт может только помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше их использовать.
Между тем, основная задача терапевта — установить дружеские и творческие рабочие отношения с клиентом и создать атмосферу психологического комфорта и безопасности, в которой клиент сам начнет «раскрывать» и реализовывать потенциальные возможности своего аутентичного «я». Именно эта атмосфера ускорит процесс объективизации и принятия реального образа себя и других.
Терапевту необходимо уметь поддерживать позитивное отношение к клиенту, точнее, веру в позитивное начало его/ее бытия, которое должно быть высвобождено из-под жизненных блокировок и ложных защит личности. Только в этом случае он/она сможет сохранить открытость естественного общения и в то же время не реагировать отрицательными эмоциями на негативные проявления личности клиента.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Константин Николаевич ,Корнилов, отечественный психолог
- Принцип сознательности и активности в педагогике
- Маргиналы в истории
- Противоречия процесса обучения
- Понятие арт-терапии
- Жизненные ситуации и активность человека
- Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств
- Педагогика и методика начального образования
- Виды общей психологии
- Межличностные отношения в группе детей и их детерминанты
Телесно-ориентированная психотерапия
Телесно-ориентированна психотерапия (ТОП) – направление психотерапии, объединяющее ряд авторских методов: вегетативная терапия (В.Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос); соматическая терапия – биосинтез (Д.Боаделла); радикс (Ч.Келли); хакоми (Р.Курц); соматический процесс (С.Келеман); организмическая психотерапия (М.Браун); первичная терапия, или терапия первичного крика (А.Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с вывлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М.Фельденкрайз); структурная интеграция, или рольфинг (И.Рольф); биодинамическая психология (Г.Бойсен); бодинамика, или психологи соматического развити (Л.Марчер); чувственное осознавание (Ш.Селвер); психотоника (Ф.Гласер); процессуальная терапия (А.Минделл).
В сферу телесно ориентированной психотерапии входит также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков). Близкими к телесно ориентированной психотерапии являются ряд методик, фрагменты которых могут использоваться в работе с клиентами: розен-метод (М.Розен); БЭСТ (Е.Зуев), инсайт-метод (М.Белокурова), различные виды двигательной и танцевальной терапии, включая анализ движений (Р.Лабан) и техник актерского мастерства, телесно-дыхательные и звуковые психотехники, а также восточные виды телесных практик.
Раскрепощение тела, «включение его в жизнь» приближает человека к его первичной природе и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей (А.Лоуэн)
В процессе работы внимание клиента направляется на его ощущения для повышения способности к осознаванию телесных ощущений, производится также усиление телесных ощущений для поощрения чувств. Особое внимание уделяется ощущениям, связанным с распределением в теле вегетативной или биологической энергии (В.Райх), начиная от поверхности кожи до глубинных процессов метаболизма (М.Браун), устранению нарушений, блокирующих ее нормальное протекание
От простых телесных ощущений терапевт помогает клиенту перейти к эмоционально окрашенным телесным переживаниям. Зачастую это дает возможность осознать их историю, вернуться к тому времени, когда они впервые возникли (регрессия), чтобы прожить их заново и тем самым освободиться от них (катарсис). Тем самым человек обретает более прочный контакт с реальностью (заземление), включающий как физическую опору и устойчивость применительно к жизненным условиям (А.Лоуэн), так и тесную связь с собственными эмоциями и отношениями с близкими людьми (С.Келеман). В арсенале телесно ориентированной психотерапии имеются также различные упражнения: дыхательные, способствующие энергизации и коррекции дисфункциональных дыхательных паттернов; двигательные, способствующие устранению патологических двигательных стереотипов, развитию мышечного чувства и тонкой двигательной координации; медитативные и другие. Помимо работы с внутренними переживаниями клиента, подвергаются анализу также и отношения клиента с терапевтом, представляющие взаимное проецирование ими друг на друга отношений с другими личностно значимыми персонами (перенос и контрперенос). При этом процессы переноса рассматриваются как в традиционном для психоанализа психологическом плане, так и в физическом и энергетическом.
Студенто-ориентированное образование
Карл Роджерс реализовал свой опыт, связанный с терапией со взрослыми в образовательном процессе, разработав концепцию обучения, ориентированного на ученика. Роджерс разработал следующие пять гипотез относительно этого типа образования:
Это результат его теории личности, которая утверждает, что каждый существует в постоянно меняющемся мире, в котором он или она является центром. Каждый человек реагирует и отвечает на основании своего восприятия и опыта.
Центральное убеждение этой гипотезы заключается в том, что то, что делает ученик, важнее, чем то, что делает учитель
Таким образом, фон и опыт ученика имеют важное значение в том, как и что они изучают. Каждый студент обрабатывает то, что он изучает по-своему
Если содержание или представление нового обучения несовместимо с уже имеющейся информацией, учащийся изучит ее, если будет открыт для рассмотрения концепций, которые противоречат уже изученным..
Это жизненно важно для обучения. Таким образом, поощрение студентов к непредубежденности помогает вовлечь их в процесс обучения
По этим причинам также важно, чтобы новая информация была актуальной и связанной с существующим опытом..
Если студенты считают, что их заставляют изучать понятия, они могут чувствовать себя некомфортно.
Если в классе существует угроза, создается барьер для обучения
Таким образом, открытая и дружественная среда, в которой работает доверие, имеет важное значение в классе
Боязнь мести за несогласие с какой-либо концепцией должна быть устранена. Благоприятная среда в классе помогает смягчить страхи и побуждает учащихся изучать новые концепции и убеждения, которые отличаются от того, что они приносят в класс.
Кроме того, новая информация может создать угрозу для самооценки учащихся, но чем менее они чувствуют себя уязвимыми, тем больше вероятность, что они будут открыты для процесса обучения..
5- «Образовательная ситуация, которая наиболее эффективно способствует содержательному обучению, — это ситуация, когда а) угроза самому ученику сводится к минимуму и б) облегчается дифференцированное восприятие области» (Роджерс, 1951).
Гуманистическая психология доклад. Доклад: Основные положения гуманистической психологии
1. Основные положения гуманистической психологии
2. Концепция невроза в гуманистическом направлении
3. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
Заключение
Список использованной литературы
1. Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которую часто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа и бихевиоризма), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. Гуманистическая психология основывается на философии европейского экзистенциализма и феноменологическом подходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология — описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построении, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некоторое влияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела в единое человеческое духовное начало.
Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейших представителей этого подхода Р. Мей писал, что «понимание человека как пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потере человеческой сущности»
Низведение человеческой мотивации к уровню первичных, и даже животных, инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного феномена — именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая его глубины и духовного, внутреннего, смысла, превращая тем самым личность в машину, робот или лабораторную крысу
Гуманистическая психология провозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность как уникальную, целостную систему, попять которую посредством анализа отдельных проявлений и составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал одним из фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.
Поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия
Терапевт, использующий этот метод, выявляет основные паттерны мышления и поведения человека, определяет, как именно человек их подкрепляет, и какое влияние они оказывают на его жизнь
Особое внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется иррациональному мышлению, например, автоматическим и катастрофическим мыслям. После того, как будет проведен детальный анализ мышления и поведения, терапевт и пациент вместе будут решать, что именно нужно изменить, чтобы решить имеющиеся проблемы
Этот процесс может повторяться неоднократно, до тех пор, пока не будут достигнуты цели психотерапии.
Некоторые из техник, которые используют в когнитивно-поведенческой психотерапии:релаксация , системная десенсибилизация, тренинги социальных навыков, а также тренинги, укрепляющие уверенность в себе. Многие техники, которые относятся к данному виду психотерапии, происходят из работ И. Павлова, Джона Уотсона, Джозефа Вольпе, Б. Ф. Скиннера.
Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение.
В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике
Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение
Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладения с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.
Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении
Сторонники когнитивно-бихевиорального направления исходят из того, что:
Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление — от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда — ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.
Если человек привык видеть себя жертвой, он ведет себя как жертва. Научившись видеть себя автором своей жизни, он начинает вести себя более активно и ответственно.
«Я-концепция» К. Роджерса
Медицинскую практику на основании гуманистического подхода разработал К. Роджерс. Его гуманистическая психотерапия базируется на «Я-концепции». Роджерс обнаружил, что многие внутренние психологические проблемы, психическое здоровье человека зависят от того, насколько его «Я-идеальное» соответствует «Я-реальному».
Огромный разрыв между тем, что есть на самом деле и тем, что, по мнению индивида, должно быть, приводит к неврозам и другим психическим расстройствам. Если этот разрыв убрать, уменьшить, как-то нивелировать, невротические проявления растворятся без медикаментозного лечения.
Доктор обнаружил, что главная проблема в том, что «Я-идеальное» часто лежит в области подсознания и не осознается человеком. Роджерс выводил эти феномены в область осознаваемого, в так называемое «поле опыта» и помогал пациенту, как-то с этим жить. Иногда приходилось разрушить идеальные «Я-установки», чтобы дать возможность счастливо существовать «Я-реальному». В других случаях человек начинал понимать, что его идеальная «Я – концепция», — не то, что он хочет на самом деле, поэтому, чем больше он достигает, чем ближе к ней продвигается, тем несчастнее. Роджерс является основоположником клиент-центрированного подхода в психотерапии. Пациенты плавно превращаются в клиентов.
Основные положения
Маслоу построил подход на таких принципах:
- Индивид как единое целое. Если в других направлениях в психотерапии на первое место вставал анализ конкретных случаев, то здесь основатель метода считал, что каждую личность нужно изучать рассматривать как уникальное и целое явление. «Психологи изучали деревья, а не лес» – говорит Маслоу.
- Природа человека. Родоначальник направления утверждает, что все человеческие проблемы рождаются в результате фрустрации, то есть невозможности удовлетворить основные потребности. Ни подавление сексуальных и агрессивных стремлений, ни врожденные пороки не имеют такого значение, как невозможность заполучить самое основное.
- Потенциал личности. Творческие влечение есть у всякого, говорит Маслоу. Однако этот навык теряется и тормозится культурой и воспитанием, особенно официальное образование.
- Экзистенциальное состояние человека – наиболее важный источник информации о нем. То, что он переживает сейчас, имеет наибольшую ценность.
- Природа личности не предопределена. Психика человека всегда находится в состоянии динамики: она растет, развивается и изменяется.
- Самоактуализация – одна из основных сфер человеческого бытия, на которую нужно делать упор.
- Любой человек не имеет ограничений в реализации своей свободы и самого себя. Всякая личность должна обладать свободой.
Поздние работы Роджерса
В 1963 году Роджерс начал работать в Западном институте поведенческих наук в Ла-Холье. , Калифорния. Позже он стал соучредителем Центра изучения личности – организации, которая действует до сих пор. В Калифорнии Роджерс работал над применением своих идей вне рамок традиционной терапии. Например, он писал об образовании в книге Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование , опубликованной в 1969 году. Роджерс поддерживал обучение, ориентированное на учащихся : образовательная атмосфера, в которой студенты могут преследовать свои интересы, а не пассивно поглощать лекцию учителя.
Роджерс также применил свои идеи о сочувствии, конгруэнтности и безусловности положительное отношение к политическим конфликтам. Он руководил «группами встреч» между конфликтующими группами в надежде, что его методы терапии могут улучшить политические отношения. Он руководил группами встреч в Южной Африке во время апартеида и между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Работа Роджерса принесла ему похвалу от Джимми Картера и номинацию на Нобелевскую премию мира.
Различия во взглядах Маслоу и Роджерса
— Первое: разница в интерпретации причин, результатом которых являлось поведение человека (его действия).
Поскольку Роджерс был сторонником феноменологического подхода, он считал, что истоки поведения лежат во внутреннем опыте индивида, который (условно) включал в себя интегрированное сочетание восприятий внешнего и внутреннего мира. По другому, субъективная интерпретация человеком внутренних и внешних событий приводила к намерению (мотиву), которое заканчивалось действием (поведением).
Что касается Абрахама Маслоу, то он был сторонником своей иерархической мотивационной теории, которая говорила о том, что исток поведения человека это его потребность.
— Второе: как и в случае с Фрейдом, теория Роджерса была создана, как результат его психологической работы с клиентами, а значит, все выводы были сделаны на основе изучения материала связанного с людьми, имеющими те или иные психологические проблемы.
Что касается Маслоу, который в отличие от Роджерса и Фрейда не занимался психологической помощью клиентам, то он всегда говорил о предвзятости их подхода в связи с акцентом на психологические аномалии, он настаивал на том, что в психологической теории личности должно ориентироваться именно на здорового индивида.
— Третье: Маслоу фактически игнорировал период развития личности и его влияние на способность человека к последующей самоактуализации, хотя и упоминал о том, что существуют критические моменты развития, когда личность наиболее подвержена фрустрациям со стороны внешних условий.Карл Роджерс также не делил развитие личности на какие то особые этапы, как это делал Фрейд. Вместо этого, он делал акцент на том, что каждый ребенок в процессе роста в наибольшей степени зависит от наличия или отсутствия позитивного внимания со стороны окружения и, в зависимости от этих условий вырастал либо в полноценно функционирующую личность, либо в личность обусловленную психопатологиями.
В главном же их взгляды ровно совпадали, и это было убеждение, что человек по факту рождения обладает стремлением к самоактуализации и при наступлении подходящих условий немедленно начинает реализовывать программу позитивного саморазвития.
Терапевтические условия
Исходя из своей парадигмы о мотиве самоактуализации Роджерс, настаивал на том, что клиент вполне может исцелить себя и сам и найти пути для самоактуализации, просто ему необходимо дать для этого все необходимые условия. Изначально он выделил лишь три таких условия, затем дополнив их до шести, но мы их резюмируем в пяти условиях.
Контакт. Под психологическим контактом подразумевается интенсивно переживаемое отношение, когда лица, участвующие в нём, эмоционально затрагивают друг друга.
Клиент находится в состоянии Неконгруэнтности, в то время как терапевт находится в состоянии конгруэнтности
Для терапевта является крайне важной способность распознавать собственные внутренние переживания и очевидным образом проявлять их в терапевтических отношениях. Это не позволяет ему играть роль или демонстрировать фасад
В тоже время если клиент уже конгруэнтен, то и терапия не будет иметь смысла.
Терапевт испытывает безусловное принятие личности клиента. По сути, здесь терапевт дает клиенту то, что ему когда-то не додали, он поощряет его к проявлению позволяя отыскать свою внутреннюю сущность.
Понимание. Понимание отражает всю суть клиент-центрированной терапии. Терапевт должен вжиться в переживания клиента, понять их, а затем передать самому клиенту, чтобы продвинуть его в его осознании.
Наконец, Клиент хотя бы в минимальной степени может воспринимать безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание со стороны терапевта, ведь основные терапевтические установки не могут ни на что повлиять, если клиент не воспринимает их как таковые.
Самоактуализация А. Маслоу
Маслоу проводил консультирование психически зрелых, взрослых людей. Он называл их растущей верхушкой общества. На исследования ученого повлияло множество известных личностей:
- М. Мид;
- А. Адлер;
- Э. Фромм;
- К. Хорни;
- М. Вертгеймер;
- К. Гольдштейн.
Его изучения были разнообразны: наблюдение за поведением приматов, антропологические исследования, изучения женской сексуальности. Маслоу предпочитал работать только со здоровыми людьми.
Особое внимание он уделял мотивации и рассматривал ее как движущую силу для развития. Потребность личности стать кем-либо является врожденным качеством, но человек не осознает это, пока не окажется в подходящих условиях
Основное условие — удовлетворенность всех нужд. Но если ребенок в детстве был лишен внимания и любви, то и в зрелом возрасте сможет без них обходиться.
Есть у самоактуализации свои плюсы и минусы. Положительная сторона выражается в независимости от окружающего мира, а отрицательная — в том, что личность в процессе эволюции может потерять некоторые качества. Из-за этого развиваются психические патологии. Маслоу считает, что главная черта здорового человека заключается в отстраненности от мнения общества. Оценивать свое поведение нужно самостоятельно, а не опираясь на суждения других.
Ученый объяснил роль психотерапии. У этого метода лечения нет ограничений, но он необходим для коррекции эмоций и поведения. Доктор не сможет восстановить качества, утраченные личностью еще в детстве. Именно поэтому на родителей возлагается серьезная задача, ведь воспитание имеет огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Абрахам Маслоу добавил много нового не только в сферу психологии. Благодаря ему усовершенствовались методы маркетинга, менеджмента, межличностных отношений, криминологии.
Основные принципы
Гуманистическая психология — особое направление, отличающееся от других школ. Философской основой являются важные положения для понимания человеческой природы. Есть несколько основателей этой методики. У каждой теории свои недостатки и достоинства. Но существуют следующие общие принципы, объединяющие все модели:
- развития;
- целостности;
- гуманности;
- целевого детерминизма;
- активности;
- неэкспериментального исследования личности;
- репрезентативности.
Под принципом развития подразумевается стремление человека к новым целям. Благодаря врожденным способностям он может самосовершенствоваться. Личность ощущает потребность в самоактуализации. Целостность позволяет рассматривать человека как открытую сложную систему, работающую для реализации своего потенциала.
Согласно принципу гуманности, каждая личность является доброй и свободной, но характер может меняться из-за окружающего мира и обстоятельств. Детерминизм позволяет ориентировать человека на будущее с учетом его целей и ожиданий. Благодаря неэкспериментальному исследованию можно изучить отдельные фрагменты личности, а не всю систему в целом. Репрезентативность означает совпадения целей и объектов наблюдения, так как задача реализуется на выборе здорового человека.
https://youtube.com/watch?v=5b8Te4BSHgA