Когнитивно-поведенческая терапия (кпт)

История возникновения

Краткосрочная терапия начала привлекать внимание в 1950-х годах, после роста популярности поведенческой и семейной терапии. Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности

Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности.

Семейная терапия подчеркивает индивидуальность в контексте семьи. В обоих случаях терапевт действует директивно и активно.

Эти два вида терапии отличаются от более ранних доминирующих терапий, основанных на психоаналитическом мышлении, которые фокусировались на инсайте и прошлом индивида, и в которых терапевт не является директивным и полностью пассивен.

Таким образом, поведенческая и семейная психотерапия заложили основу для принятия активных краткосрочных терапевтических подходов.

Популярность краткосрочной терапии возросла в 1980-х годах после эмпирических исследований процесса и результатов психотерапии.

Исследователи использовали мета-анализ, статистический метод, позволяющий сравнить результаты многих исследований, чтобы сделать следующие выводы о психотерапии:

  1. большинство клиентов оставались на терапии в течение шести-восьми сессий,
  2. 75% клиентов, сообщивших об улучшении, получили результаты в течение первых 6 месяцев терапии, и
  3. ограниченная по времени психотерапия давала результаты, аналогичные результатам долгосрочной длительной терапии.

В дополнение к этим результатам исследований социальные изменения в мире увеличили потребность и спрос на быстрые способы получения психологической помощи:

  • Страховые компании и Организации медицинского обслуживания обычно устанавливают ограничения на количество сессий, которые может посещать человек в рамках медицинской страховки.
  • Некоторые люди, не желая оплачивать страховку, предпочитают сразу платить за свою психотерапию.
  • А у подавляющего большинства людей нет ни времени, ни соответствующего личного дохода на длительную психотерапию.
  • Также, спрос на терапию увеличился, в то время как предложение терапевтов (в условиях снижения платы и увеличения рабочей нагрузки) уменьшилось.
  • Поэтому во многих общественных и университетских консультационных центрах просто стало не хватать терапевтов, чтобы принимать клиентов на длительные курсы терапии!

Краткосрочная терапия стала привлекательным методом удовлетворения возросшего спроса на консультационные услуги своевременным и экономически эффективным способом. К тому же результаты мета-исследований показали, что разницы в эффективности между краткосрочной и долгосрочной терапией просто нет.

Как найти хорошего КПТ-терапевта

Обязательно обратите внимание на качество образования, полученного специалистом, на загруженность его расписания и отзывы о нем. Стоит обратить внимание:

Стоит обратить внимание:

  • насколько терапевт старается установить рабочую, приятную и спокойную обстановку (здорово, когда царит атмосфера уважения, сотрудничества и побуждения к действию);
  • как четко излагаются принципы, цели, методы, договоренности, критерии оценки, результаты;
  • применяются ли дополнительные информационные материалы для самостоятельного изучения, которые позволят лучше понять некоторые темы и логику терапии;
  • насколько доходчиво терапевт преподносит информацию, поясняет ли он значение научной терминологии.

Важно понимать, что терапевты адаптируют свою практику в соответствии со своим опытом и знанием научных исследований

Методы бихевиоральной терапии

В процессе коррекции поведения пациента психотерапевт использует различные способы, которые условно можно разделить на несколько больших групп:

  • метод научения и усвоения позволяет научить человека правильному поведению в ходе наблюдения за образцом. В качестве такого образца могут выступать психотерапевт, его ассистенты, другие пациенты, если терапия является групповой. Также желаемому поведению можно учиться в ходе просмотра фильмов или чтения книг;
  • метод отучивания построен на вызывании негативных эмоций или ощущений при проявлении отрицательного поведения;
  • метод устранения позволяет отстранить неадекватное поведение. Данный метод успешно применяют при лечении различных фобий.

Довольно часто бихевиоральную терапию сочетают с когнитивной психокоррекцией (когнитивно-бихевиоральная психотерапия). Многие из методов поведенческой терапии широко используются в педагогике и менеджменте.

Психотерапия в лечении неврозов

Один из методов лечения невротических расстройств – психотерапия. Другие методы, такие как фармакотерапия, могут уменьшить или даже устранить невротические симптомы, но они не устраняют источник, вызывающий невротические эмоциональные настроения. Это отношение может измениться только во время психотерапии.

Интерес к психотерапии в лечении невротических расстройств можно наблюдать, например, через призму психологического кабинета, который все чаще посещают люди, для которых психотерапия больше не является запретной темой и является ключом к выздоровлению.

Психотерапия – это способность сознательно и планомерно воздействовать на переживания человека, с основной целью устранения причин заболевания. Осознание пациентом психогенной основы его расстройств и улучшение его функционирования – главные цели психотерапии

Принимая во внимание источник невротических расстройств, то есть неразрешенные бессознательные внутренние конфликты, возникающие из-за несоответствия между стремлениями человека и его способностями, пациенты часто начинают психотерапию неврозов

Психотерапия в лечении неврозов

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

  • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
  • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
  • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
  • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
  • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
  • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
  • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.

Стоит увидеть: Психотерапия и психокоррекция

Что такое реципрокное торможение и замещающий стимул

Большим прорывом в работе Вольпе явилось открытие им принципа, показывающего, что тревога или страх могут быть ослаблены, если одновременно с ними присутствует фактор, противодействующей этой тревоге или страху либо же их тормозящий. Простыми словами, заученная реакция страха или тревоги будет снижена или нивелирована, если в ситуациях, вызывающих их, у человека будет реакция или состояние, несовместимые с этими эмоциями.

Классический пример такого «лечебного» фактора – расслабление, но это может быть и иная эмоция или чувство, к примеру, злость, уверенность в себе или радость. Причем здесь важен момент одновременности – совпадения тормозящего фактора и ситуации по времени или непосредственного предшествия альтернативной реакции самой ситуации. Данный принцип Вольпе назвал реципрокным торможением (reciprocal inhibition).

Сегодня применение этого принципа находит свое отражение в практической психотерапии, как поведенческой, так и иных ее разновидностях. Самым распространенным и широко известным инструментом, позволяющим купировать и изжить страхи, фобии и тревожность, стала релаксация (преимущественно прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону или Джейкобсону) и спокойное, расслабленное внутреннее состояние. Это довольно универсальный метод, подходящий для самых разных страхов, фобий и тревожных расстройств.

Интересно и то, что в современных тренингах и программах по самосовершенствованию и личностным изменениям также можно встретить большое количество практических техник и приемов, в которых человек сначала вводит себя в уверенное, комфортное, ресурсное состояние, а затем просматривает, переигрывает или репетирует сложную, неприятную или конфликтную ситуацию в своем воображении. Здесь также присутствует тормозящий тревогу или страх фактор, который часто именуют ресурсом (например, ощущение силы, уверенности в себе или спокойствия).

Помимо расслабления и релаксации по методике Якобсона, в своей практике Вольпе также применял иные замещающие стимулы, выполнявшие функции реципрокного торможения. Так, для социальных страхов хорошие результаты давали эмоция гнева или даже агрессии и ассертивное поведение. Исходным пунктом являлось положение, что, испытывая злость или агрессию, человек не может одновременно бояться. Действуя из «разгоряченного» состояния и проявляя напористое уверенное поведение, клиенты Вольпе преодолевали свои страхи и тревоги, связанные с какими-то социальными ситуациями. Такой ассертивный тренинг или тренинг самоутверждения (assertiveness training) применялся в психотерапевтической практике Вольпе и давал хорошие результаты. Позднее Вольпе скорректировал идею подобного тренинга, подчеркивая необходимость считаться с этическими соображениями и делать упор на развитие социальной компетентности человека, уважая интересы других участников ситуации.

В случае сексуальных проблем на невротической почве Джозеф Вольпе предлагал использовать в качестве замещающего стимула половое возбуждение. Например, мужчина страдающей от сексуальной дисфункции на психогенной основе вновь привыкал спокойно и уверенно взаимодействовать с женщинами, сменив страх и чувство неполноценности на несовместимые с ними ощущения сексуального возбуждения. Конечно, такой замещающий стимул имеет ограниченное применение, однако, его эффективность в лечении сексуальных нарушений невротического характера была показана на практике.

Вдобавок к релаксации, злости и сексуальному возбуждению Джозефом Вольпе были опробованы и другие замещающие стимулы. Среди действенных метод им упоминаются следующие:

  • дыхательные упражнения;
  • самоинструкции;
  • конкурентное моторное поведение (то есть физические действия, идущие вразрез со страхом или тревогой. Примерами таких действий могут служить улыбка или смех, поза силы или «танец победителя» и т.п.);
  • приятные действия и стимулы;
  • сладости (для детей);
  • шутки и розыгрыши.

Как можно увидеть, Вольпе искал разнообразные подходы к вопросу исцеления своих клиентов от невротических страхов. Важным открытием и поистине прорывом в психотерапии явилось обнаружение механизма реципрокного торможения и ряда состояний или действий, замещающих страх или тревогу. Пожалуй, наиболее универсальным среди них является мышечная релаксация (с помощью методики Якобсона или аутотренинга), благодаря порождаемым ею чувствам спокойствия и расслабленности. Однако же список замещающих стимулов или нейтрализаторов страха велик, и каждый может подобрать наиболее подходящее для себя действие или же использовать совокупность методов для различных ситуаций.

Психотерапевтические школы

У большинства психотерапевтов нет единого подхода к работе с пациентом. В зависимости от личных убеждений, предпочтений и потребностей клиента используются различные теоретические концепции и терапевтические техники. 

Современные психотерапевты демонстрируют эклектичность терапевтических методов, то есть пытаются интегрировать положения, содержащиеся в различных теоретических направлениях

Гибкий подход к моделям психотерапии обращает внимание на тот факт, что каждая концепция добавляет что-то ценное для понимания человеческого поведения, но каждая также имеет свои недостатки или ограничения

Что собой представляет метод бихевиоральной психотерапии?

Бихевиоральная терапия — это психотерапевтическая методика, направленная на изменение специфических форм поведения человека. В её основе лежат систематические манипуляции с внешними воздействиями, позволяющие подкреплять или подавлять определенные поведенческие формы.

При этом личность рассматривается как сумма поведенческих реакций, каждая из которых основывается на генетических особенностях и предшествующем опыте. Таким образом, в основе метода бихевиоральной психотерапии лежит оперантное обусловливание (процесс формирования и поддержания характера поведения посредством его последствий).

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм в широком понимании — это тенденция в психологии, направленная на изучение поведения человека и поиск методов воздействия на поведение человека. Вначале поведенческая психотерапия базировалась на учении об условных рефлексах Павлова, а также на его экспериментах с поведенческими реакциями животных. Для классического бихевиоризма Дж. Уотсона (родоначальника концепции) все психические процессы сводятся к различным реакциям организма. Главным методом классического бихевиоризма является объективное наблюдение за реакциями организма на раздражающие факторы окружающего мира. Предметом исследования является поведение человека.

Сторонники классического бихевиоризма утверждают, что психика индивидуума составлена совокупностью сложных реакций, которые формируются отдельно друг от друга под влиянием окружающей среды. Основным механизмом поведения человека, обусловливающим изменение его поведения, они считают цепочку «стимул — реакция». То есть, они признают, что поведение реактивно и оно подчинено внешним стимулам.

Позже более популярной стала концепция необихевиоризма, освещённая в работах Б. Скиннера и Э. Торндайка. Ими разрабатывались идеи оперантного обуславливания, согласно которому, поведение формируется путём проб и ошибок. Таким образом появляется поведенческий стереотип, который впоследствии закрепляется.

Более поздние идеи бихевиоризма модифицировались и начали сближаться с когнитивной психологией. На этой теоретической базе был сформирован метод когнитивно-бихевиоральной терапии.

Виды терапии

Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

Стоит увидеть: Трансперсональная психотерапия

  1. Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  2. Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  3. Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  4. Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  5. Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  6. Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  7. Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  8. Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  9. Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  10. Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  11. Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.

Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.


Самонаблюдение считается одним из видов когнитивно-поведенческой психотерапии

Основные понятия КПТ

Пройдемся по словарю психолога в когнитивно-поведенческой терапии.

Когниции — любые мысли как результат познания, мышления и восприятия человеком себя и мира. Когниции служат основой для эмоциональных, поведенческих, физиологических реакций.

Основные виды когниций:

автоматические мысли — бессознательные оценочные суждения относительно какой-либо ситуации или события, возникают перед эмоциональным откликом на него;
представления — образы, основанные на опыте человека;
установки — свод внутренних правил и норм;
убеждения — устойчивая вера в установки;
ценности — опоры и ориентиры, самое значимое и важное для человека;
метакогниции — знания человека о своих когнициях и умение управлять ими.

Когнитивные искажения (ошибки или ловушки мышления) — иррациональные суждения, которые приводят к ошибочным умозаключениям. Например:

  • черно-белый фильтр — «все или ничего», «хороший или плохой»;
  • туннельное мышление — зацикленность на проблеме, неприятном чувстве или мысли;
  • катастрофизация — усиление тревоги до масштабов катастрофы («Муж не отвечает на звонок. Он мне изменяет. Мы расстаемся!»);
  • обобщение — «У меня ничего не получается», «Мне всегда не везет» и другие «никогда», «всегда», «все», «ничего».

Есть сотни искажений, и суть когнитивно-поведенческой терапии — помочь человеку научиться находить свои ловушки, а не познакомить со всевозможными.

Негативные (дисфункциональные) установки и убеждения — правила и вера в эти правила, которые приводят к нежелательному поведению или подпитывают психологическую проблему, например, депрессию.

Схема мышления — глубинные установки человека о себе и мире, которые определяют его поведение, отношение к себе и окружающим.

Дезадаптивное поведение — особенности взаимодействия человека с собой и окружающей средой, которые ухудшают его психоэмоциональное состояние, препятствуют самореализации, построению отношений и причиняют другой вред.

Направления

Поведенческая психотерапия развивается и имеет несколько ответвлений.

Диалектико-бихевиоральная психотерапия

В 1987 году американский психолог М. Линехан дала жизнь новому направлению, которое получило название диалектико-поведенческая психотерапия.

Цель — лечение пограничных расстройств личности.

Результаты:

  • уменьшается риск эмоциональной реакции на психотравмирующие ситуации;
  • снижается опасность суицида, агрессии, девиантного поведения.

Диалектическая психотерапия получила такое название потому, что пациент начинает осознавать, что даже самая безысходная ситуация имеет несколько путей благополучного разрешения. В ходе лечения он учится быть спокойным, взвешивать за и против, выбирать оптимальный вариант исхода.

Это эклектическое течение «третьей волны». Используемые методы: анализ проблемы, вовлечение в действие, эффективное общение, не-суждение, медитативные техники, само-успокаивание и др.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

В 1955 году американский когнитивный терапевт А. Эллис разработал рационально-эмоционально-поведенческую терапию (сокращённо РЭПТ). В её основе — модель «A-B-C» (другие названия: модель развития эмоциональных расстройств, модель терапевтических изменений, ABC-теория личности). Её расшифровка:

  • «А» — активаторы: текущие события, мысли, чувства;
  • «В» — взгляды: убеждения, субъективные цели, физиологическая предрасположенность, установки, принципы;
  • «С» — следствие.

Чтобы изменить «С», коррекции подвергается либо «А» (поверхностный уровень), либо «В» (глубинные модификации). Этим в процессе лечения и занимается специалист рационально-эмоционально-поведенческой терапии.

Применяемые техники:

  • «азбука» РЭПТ;
  • дискутирование;
  • библиотерапия;
  • безусловное принятие;
  • самораскрытие;
  • временная проекция;
  • самовнушения;
  • ролевые тренинги;
  • когнитивная домашняя работа.

Согласно статистике, поведенческое направление в психотерапии достигает успешности лечения в 90% даже самых запущенных случаев. Широкий спектр рассматриваемых патологий (от трудностей в обучении школьников до тяжёлых психических расстройств) делает его перспективным и заслуживающим дополнительных вложений. И это касается прежде всего людских ресурсов, так как хороших специалистов, работающих в данном русле, на сегодняшний день совсем немного.

Цель и задачи метода бихевиоральной психотерапии, используемые техники


Действия бихевиорального психотерапевта могут быть направлены на приуменьшение дисфункционального или преувеличение желаемого поведения, а также данное психотерапевтическое направление занимается выработкой стратегий, комбинирующих эти процессы.

  1. Для того чтобы пациент смог последовательно пережить психотравмирующие его ситуации, производится систематическая десензитизация (реальное погружение в фобическую ситуацию). При этом используется техника релаксации, преодолевающая его страх.
  2. Наводнение тревожными стимулами — это метод терапевтического воздействия, при котором человек по истечении времени без применения релаксационных техник убеждается в беспочвенности своих страхов.
  3. Репетиция поведения — это методика, при которой пациент должен имитировать поведение психотерапевта (или другого человека) в смоделированной ситуации, вызывающей у него тревогу. Таким образом, он убеждается в безопасности этого образа действий.
  4. Техника, использующая негативное и позитивное подкрепление, основывающаяся на том, что за хорошее (эффективное) поведение предоставляются привилегии или применяется похвала, а следствием нежелательного поведения становится “наказание” (так называемая жетонная система, распространённая в прошлом веке в западных психиатрических клиниках).

Поведенческая психотерапия и обусловленные страхи

Прежде чем мы продолжим тему, стоит определить понятие поведенческой терапии.

Как явствует из названия, для этого вида терапии свойственно воздействие на поведение клиента: с одной стороны, те модели и паттерны поведения, которые создают проблемы и сложности, устраняются и заменяются, и с другой стороны, клиенту прививаются те формы поведения, которых ему не хватает и которые были бы ему полезны. Посредством изменения поведенческих реакций и обучения человека более эффективным, здоровым и помогающим формам взаимодействия с жизнью, клиент становится более благополучным психически, социально и в своей жизни в целом.

Другими словами, поведенческая психотерапия – это такой вид терапии, в ходе которой человек обучается новым здоровым и адаптивным моделям поведения, убирая те, которые до этого были ему свойственны и представляли собой нездоровые, неадаптивные и неэффективные формы поведения.

Это помогает устранить реакции и формы поведения, которые были источником неприятных болезненных чувств, ощущений и усугубления имеющихся проблем. Это также нейтрализует те факторы, которые поддерживали эмоциональное и психологическое неблагополучие клиента, и наделяет его более эффективными и помогающими в жизни практическими умениями.

Лучше ознакомиться с положениями бихевиоризма, лежащими в основе поведенческой психотерапии, можно в статье: Бихевиоризм: основные положения, представители и направления.

Есть еще и другие понятия, которые будет полезно определить, прежде чем мы продолжим говорить о методе Джозефа Вольпе. Это невроз и невротические страхи, как их понимал сам исследователь. Напомним, что сам Вольпе работал с солдатами, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством (тогда это называлось «военным неврозом»), и для их лечения использовался психоанализ Зигмунда Фрейда в сочетании с гипнотическими средствами. Однако очень скоро Вольпе заметил, что проговаривание своих переживаний и сам метод психоанализа неэффективны, и стал искать более действенные инструменты и методики.

Чем КПТ отличается от других популярных подходов — гештальта, психоанализа?

Называют три основных отличия.

  • Роль терапевта. В КПТ его отношения с клиентом — скорее партнёрство и наставничество, чем «врач — пациент». Терапевт и клиент совместно решают, чему посвятить сегодняшнюю сессию, как часто видеться и что делать между встречами. По мере улучшения своего состояния клиент всё активнее участвует в планировании.
  • Работа со «здесь и сейчас». В классической когнитивно-поведенческой терапии второй волны не работают с проживанием эмоций по отношению к родителям и воспоминаний из детства. КПТ использует детский опыт, лишь чтобы понять источник проблемы и показать клиенту, что его актуальный способ мышления и поведения — не более чем привычка.
  • Сроки терапии. Согласно исследованиям, КПТ даёт один из самых быстрых результатов.

Противопоказания

Поведенческая психотерапия в ряде случаев противопоказана. Это касается тех пациентов, у которых наблюдается стойкое нарушение сознания, если они не могут понять, что от них требуется. Это влечёт за собой невозможность выполнять упражнения и задания, направленные на лечение.

Абсолютные противопоказания:

  • обострившиеся психозы;
  • затяжная депрессия в тяжёлой форме;
  • глубокая УО.

Относительные противопоказания:

  • личностные расстройства — курс лечения будет эффективным лишь в том случае, если психотерапевту удастся наладить доверительный контакт с пациентом;
  • лёгкая форма умственной отсталости — лечение возможно, но лишь при подборе несложных заданий и упражнений, с которыми сможет справиться больной.

Каждый конкретный случай обращения к психотерапевту рассматривается индивидуально.

Суть краткосрочной психотерапии

Когда терапевт и клиент пытаются добраться из точки А (проблема, которая привела человека в терапию) в точку Б (решение, которое завершает терапию) прямым, экономным и эффективным путем, мы говорим, что они сознательно участвуют в краткосрочной терапии.

С точки зрения настоящей, высшей этики психотерапии, выбранный терапевтом подход должен быть быстрым и полезным, ничего постороннего, никакого хождения вокруг да около. Это означает, что терапевт и клиент должны делать всё, что приближает к решению проблемы клиента. И не должны делать ничего, что к решению не приближает.

Таким образом очевидно, что долгие разговоры об истории проблемы клиента или «распивание чаев и отлеживание кушеток» не приближает к решению. Это как если бы вместо того, чтобы быстро вытащить занозу, врач бы часами и месяцами расспрашивал своего пациента, как он познакомился с занозой, что думал в момент попадания занозы в кожу и т.д.

С точки зрения здравого смысла это звучит абсурдно, однако в угоду своим сложным теоретическим построениям множество школ психотерапии занимается «заклинанием заноз».

Как писал Блум (Bloom, 1992, p. 3):

А вот как описывает это де Шазер (1991а) :

Методики когнитивно-поведенческой терапии

В когнитивно-поведенческой терапии на практике специалисты используют ряд методик. В частности, к ним можно отнести:

  • методика, заключающаяся в выявлении автоматических мыслей;
  • методика, которая заключается в сравнении себя с другими людьми;
  • выявление логических несоответствий;
  • проектирование новых паттернов поведения;
  • отвлечение;
  • визуализация;
  • катарсис;
  • идентификация

А также ряд других методик, которые помогают пациенту понять суть и причины своего заболевания или расстройства, применить новые убеждения в жизни, где главной целью будет формирование нового образа мышления.

Когнитивно-поведенческая терапия в психиатрии направлена на выявление особенностей восприятия реальности пациентом, сформированных поведенческих шаблонов, ненужных мыслей, проблем. Эффективность когнитивно-поведенческой терапии доказана на практике: пациенты после курса психотерапии быстро восстанавливают свое психическое здоровье, адаптируются к социальной жизни, формируют новое жизненное пространство и мышление.

Книги, основанные на методах когнитивно-поведенческой терапии

  • Дэвид Бёрнс, «Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток». Практические упражнения, позволяющие справиться с депрессивным состоянием и тяжёлыми мыслями.
  • Роберт Лихи, «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой». Пошаговое руководство по избавлению от разных типов навязчивого беспокойства — от фобий до ПТСР.
  • Недра Гловер Тавваб, «Установи границы, обрети душевный покой. Как построить здоровые отношения с окружающими». Книга о том, как методики когнитивно-поведенческой терапии помогают выстроить здоровые личные границы.
  • Аарон Бек, «Узники ненависти: когнитивная основа гнева, враждебности и насилия». Книга основателя когнитивной психотерапии о том, как автоматические мысли и когнитивные искажения приводят к насилию как на уровне отдельных людей, так и на уровне государств.
  • Анатейша С. Ким, Алисия М. дель Прадо, «Так можно: сохранить себя в разговорах на конфликтные темы». Руководство по разрешению конфликтов, возникающих в разговоре, с помощью методов когнитивно-поведенческой терапии.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: