Абрахам маслоу

Введение

Имелось ввиду следующее, невозможно исчерпывающе описать человека, исключив те его черты, которые отличают его от животного, а именно такие вещи, как стремление понять основополагающие вопросы бытия и мироздания, стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, стремление к творчеству и к прекрасному. Более того, последователи гуманистического направления считали, что стремление к вышеперечисленному имманентно присуще человеческой природе, наравне с животными инстинктами.

Среди всех гуманистических теорий и воззрений на природу личности и на ее мотивы, теория Абрахама Маслоу, пожалуй, наиболее известна.

Научные воззрения Маслоу

Основная статья: Самоактуализация Основная статья:Пирамида потребностей по Маслоу Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и самореализовавшихся людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека. Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации. Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи, Маслоу начинает считать рамки гуманистической психологии ограниченными и в последние годы жизни участвует в попытке создания новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии, получившей, впрочем, весьма ограниченное научное признание

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений

Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.

Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самоактуализации» (Потребность в личностном росте) Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек «в среднем» удовлетворяет свои потребности. Это, впрочем, не исключает другого порядка в частных случаях, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви. Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  • Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью;
  • Принятие (себя, других, природы);
  • Непосредственность; простота; естественность;
  • Сосредоточенность на проблеме ;
  • Способность обособиться; потребность в уединении;
  • Автономия; независимость от культурных штампов и окружения;
  • Сохраняющаяся свежесть восприятия;
  • Мистический и вершинный опыт;
  • Чувство общности с другими (нем. Gemeinschaftsgefühl)
  • Более глубокие и проникновенные взаимоотношения;
  • Демократичность;
  • Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое;
  • Философский, незлобный доброжелательный юмор;
  • Креативность;
  • Сопротивление окультуриванию; вне любой определённой культуры.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Научная деятельность

Первый самостоятельный проект Маслоу удостоили ученой степени, работа основывалась на наблюдениях за колонией обезьян. Исследуя сексуальную жизнь приматов с точки зрения бихевиоризма, молодой человек анализировал каждую особенность.

После защиты диссертации Абрахам обосновался в Нью-Йорке, где познакомился с представителями еврейских интеллектуальных кругов. Альфред Адлер, Макс Вертгеймер, Курт Гольдштейн и Карен Хорни стали соратниками и коллегами в конце 1930-х годов.

Поначалу ученый увлекался трудами Джона Бродеса Уотсона, а потом понял, что они ориентированы на лабораторный эксперимент. Практическое рассмотрение концепции сложной человеческой натуры завладело умом мужчины в нужный момент.

Став профессором Бруклинского колледжа, Абрахам представил гуманистическую теорию личности, опираясь, в отличие от психоаналитиков, на сознание нормальных людей. На первом этапе изучения этой многогранной и сложной темы он написал ряд интересных, но недопонятых статей.

Пришлось разделить исследовательскую работу на три в равной степени важных этапа, объединение которых привело к появлению знаменитой пирамиды Маслоу. Иерархия человеческих потребностей и проявлений индивидуальных аспектов была представлена американцам в начале 1950-х годов.

Новые понятия соединились с определениями самоактуализации, бытийных ценностей, метамотивации и реализации дефицитных нужд. Мир «пиковых переживаний», описанный в зрелых работах, для многих ученых-современников был чужд.

В книге «Мотивация и личность» содержались наброски теории, впоследствии принятой Карлом Роджерсом и коллегами из разных стран. Противники нового подхода к аналитической психологии видели в выдержках и цитатах алогизмы и явный обман.

Психолог Абрахам Маслоу Несмотря на это, диаграмма, иллюстрировавшая потребности человека, приобрела популярность у представителей прогрессивных интеллигентных кругов. Проект посчитали вкладом в развитие экономики и менеджмента наряду с десятками специализированных основополагающих трудов.

Движение от физиологии и стремления к безопасности к познанию, эстетике и самоактуализации выявило в современном обществе обособленные группы людей. К числу индивидов, постепенно прошедших уровни пирамиды, относились Авраам Линкольн, Олдос Хаксли и Альберт Эйнштейн.

Наглядное графическое изображение эволюционного развития личности стало величайшим достижением науки в начале 50-х годов. Оно появилось в ряде учебников по классической психологии, распространенных на территории американских и европейских городов.

Автор возглавил факультет и кафедру в исследовательском Университете Брендайса и стал президентом ассоциации психологов из десятка разных стран. Таким образом, статьи и книги, написанные Абрахамом Маслоу, явились достоянием французов, русских, немцев и англичан.

Американец тесно сотрудничал с периодическими изданиями — «Журналом трансперсональной психологии» и рядом еженедельных газет. Благодаря грамотным консультациям десятки талантливых проектов, подтвержденные экспериментами, вышли в свет.

На закате жизни Маслоу поддерживал команду исследователей из калифорнийского института Эсален, основанного в 60-х годах

Он также уделял внимание работе тематических научных сообществ, основные идеи которых известны в просвещенных кругах

Пирамида Маслоу. Иерархия потребностей.

Совершенно очевидно, что сначала у человека возникает потребность в чем-либо, а уже на базе этой потребности возникает импульс (желание) к ее удовлетворению. Это и есть мотивация.

Одно из основных положений теории Маслоу заключается в том, что человек постоянно чем то мотивирован, и почти никогда не бывает положения дел при котором наступает полное удовлетворение, а если такие ситуации и возникают, что бывает, то весьма ненадолго, и очень скоро возникает следующая потребность и так далее и так далее.

Обобщая этот тезис можно сказать, что по Маслоу, желания являются неотъемлемой характеристикой человеческого бытия.

Другая важная часть этой теории говорит о том, что все потребности, стоящие в основе мотивации, имеют не приобретенную, а врожденную природу, и этот изначальный позыв человека (энергия желания) просто накладывается на внешние обстоятельства, которые и определяют сам предмет желания, или направление в котором разворачивается эта психическая энергия.

Третье важное предположение говорит о том, что эти стремления — мотивации существуют в условиях иерархии в силу наличия очевидных приоритетов. Так например, потребность в дыхании несомненно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении естественно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду

Так например, потребность в дыхании несомненно более первична по степени важности, чем потребность в еде и питье, а потребность в общении естественно проигрывает стремлению насытиться и не умереть с голоду. Все это означало, что желания (стремления к реализации потребностей) — ИЕРАРХИЧНЫ

Все это означало, что желания (стремления к реализации потребностей) — ИЕРАРХИЧНЫ.

Вот какая иерархия потребностей в порядке очередности была предложена Маслоу.

— первичные физиологические потребности тела.— потребность в безопасности.— потребность в принадлежности к обществу и любви.— потребность в самоуважении.— потребность в самоактуализации.

На основе этой шкалы была создана известная пирамида потребностей Маслоу, согласно которой, потребности нижнего уровня должны быть удовлетворены (пусть и не полностью, но в основном), прежде чем возникнет хотя бы осознание наличия потребностей другого уровня, как необходимости. По мнению Маслоу, чем выше поднимался индивид по ступеням этой пирамиды, тем больше он реализовывал именно человеческие качества личности, и тем большим психологическим здоровьем он должен был обладать.

*В наше время, только ленивый не критиковал и не выражал свой сарказм по поводу пирамиды Маслоу, тем не менее, следует понимать, что такое отношение всегда происходит не от большого ума, а от глупости. Пирамида Маслоу, как и любая другая психологическая теория, не претендует на математически точную всеобщность, любая такая теория всегда приблизительна, но при этом, довольно точно описывает поведение статистически значимого большинства. В этом то и заключается специфика психологического подхода, в котором всегда есть исключения 

Совершенно очевидно, что исключения из иерархии мотивов могут быть и они довольно многочисленны.Мир знает немало людей, которые во имя высоких идей подвергали себя лишениям, голоду и даже шли на смерть.По этому поводу Маслоу говорил, что некоторые люди, в силу своих индивидуальных особенностей, способны создавать собственную иерархию потребностей, отличающуюся от представленной.Это допущение было очевидным и хорошо согласовалось со второй позицией гуманистической психологии где утверждался тезис об уникальности каждой личности.Таким образом, сама природа человека говорила о неизбежности существования исключений в любой подобной теории.

B значения

Изучая пиковые переживания, Маслоу определил образ мышления, общий для людей, у которых они были. Он назвал этот образ мышления «познание Б» (от англ.быть познаниемили «познание бытия»). Его наиболее важная характеристика состоит в том, что он будет целостным и будет принимать настоящее, в отличие от «познания D» или «познания дефицита».

Исходя из этого образа мышления, Маслоу определил определенные ценности, связанные с людьми с познанием B, названные «ценностями B». Все они будут сосредоточены на положительных элементах человеческого существования и разделены на такие категории, как «правда», «добро», «красота», «союз» или «справедливость».

Сильные и слабые стороны теории

Сильная сторона теории Маслоу – в ее четкой упорядоченности, строгой иерархии, но в этом же и ее слабость.

С одной стороны, теория Маслоу позволяет строить прогнозы, просчитывая, какие потребности будут волновать людей завтра и выстраивать деятельность компании таким образом, чтобы завтра предложить людям востребованные товары, услуги, то есть чтобы она давала им мотивы. Понятная система позволяет понять потребности общества или конкретного человека, адаптироваться к ним и мотивировать кого-то к совершению определенных действий. Это ключик к управлению людьми.

С другой стороны, слишком много история знает исключений, которые теория объяснить не в силах.

Критика теории Маслоу современными психологами

Первыми с критикой теории Маслоу выступили Холл и Ноугейм в 1968 году. Они заявили, что на практике теория не подтверждается. Действительно, история знает много примеров, когда талантливые художники голодали, но создавали шедевры. Когда поэты, страдающие от неразделенной любви, создавали бессмертные творения. Другими словами, нарушали иерархию. И таких исключений так много, что они не подтверждают, а опровергают правило.

Рекомендуем ознакомиться: Почему в людях возникает пессимизм и как с ним бороться

Второй изъян – отсутствие количественного мерила удовлетворенности потребности. Невозможно определить, когда кто-то «созрел» до нового уровня, а кто-то уже «перезрел».

Кроме того, Маслоу обвиняют в том, что его модель трудно применить на практике, но в этом его вины, по правде говоря, нет – ведь он и не предполагал, что его теорией попытаются воспользоваться маркетологи.

Образование

Поначалу 18-летний юноша, поддаваясь уговорам отца, поступил на юридический факультет в Сити-колледже. Быстро поняв, что выбрал неправильный жизненный путь, он начал активно изучать психологию. В 1930 году ему удалось получить степень бакалавра, годом позже – магистра гуманитарных наук, ещё через некоторое время – доктора. Работать начал в родном университете. Поведение макак – вот что изучал в стенах alma mater юный Абрахам. Маслоу даже посвятил этой разновидности обезьян диссертацию, раскрывающую тему полового и доминантного поведения самцов в колонии животных. Именно в этот период он также познакомился с большинством учёных, бежавших из захваченных Гитлером европейских стран. Их общение и споры стали плодородной почвой для «прорастания» его известной гуманистической теории.

Предпосылки теории Маслоу

Теория развития человека по Абрахаму Маслоу основывается на пяти гуманистических принципах, которые были изложены в статье о предпосылках гуманистической психологии. А поскольку вершиной его теории является такое понятие, как стремление человека к самоактуализции, то естественно, что основной вопрос, который возникает к этой идее заключается в том, какими именно мотивами руководствуется человек выбирающий подобный ориентир в своей иерархии ценностей.

Для сравнения, базовым стремлением человека Фрейда, помимо удовлетворения физиологических потребностей тела, было снятие постоянного психологического напряжения, которое возникало вследствие действия оппозиции ИД — Супер Эго. Любая личность в такой системе была вечным заложником этого противостояния, устранить которое полностью было в принципе нельзя, но через осознание травматического содержимого бессознательного и перенаправление энергии либидо в другое русло это напряжение можно было до известной степени снизить. Именно на этом и была основана работа по психологической помощи в психоанализе.

Здесь можно обратить внимание на то, что в системе Фрейда стремление к высшим ценностям было обусловлено целиком и полностью позицией супер эго. То есть, во первых, это стремление было приобретенным через воспитание, а во вторых, очевидно вторичным, поскольку истинными потребностями человека согласно учению психоанализа были именно порывы ИД

Естественно, в такой системе координат места для некой высшей, и не обусловленной насущной необходимостью тела потребности, не было и быть не могло. При всей недоказуемости положений психоанализа, веских оснований для построения такой теории было достаточно, а логика Фрейда была вполне, если и научно не безупречной то вполне, очевидной и понятной.

Однако, теория личности Зигмунда Фрейда была построена целиком и полностью на материалах его работы, как психиатра, с людьми, страдающими в той или иной степени различными психологическими проблемами, зачатую весьма серьезными.

В этом то и была основная претензия Маслоу к психоанализу. Он изначально считал, что нельзя построить правильную теорию, не принимая в расчет того факта, что в мире не так уж и мало психологически здоровых людей. Именно по этой причине сторонники гуманистической психологии делали такой существенный акцент именно на психическом здоровье человека, и это играло такую важную роль, что стало одним из пяти базовых принципов нового направления.

Конечно это вовсе не означало отрицания очевидного факта существования психологических проблем, но позволяло взглянуть на них с совершенно другого ракурса. И этим ракурсом стала теория потребностей, которая заняла главное место в воззрениях Маслоу на человеческую личность.

Несомненно и совершенно очевидно, что в человеческом мире существует немалое количество людей, цель жизни которых именно реализация своих внутренних возможностей и способностей, причем зачастую, эта реализация предполагает, частичный отказ от приоритета базовых потребностей, поскольку движение в этом направлении сопряжено с определенными рисками и частым выходом за пределы зоны комфорта.

Иначе говоря, если вы хотите делать то, в чем заключается ваше призвание, то как правило, вам приходится выбирать довольно тернистую и трудную дорогу, на которой люди часто претерпевают немало лишений. И эти факты хорошо всем известны, что означает, что те кто выбирает этот путь осведомлены о его трудностях и опасностях. Тем не менее, такие люди всегда есть и их немало. Исчерпывающе объяснить их мотивы с точки зрения замещения нереализованной изначальной потребности на другой вид деятельности довольно затруднительно, особенно если, эти базовые потребности изначально были удовлетворены. И это несомненно требовало своего объяснения.

Это интересно: 131,Абсолютная монархия: основательный взгляд на вопрос

Происхождение и образование

Маслоу родился в семье русских евреев-иммигрантов в Манхэттене в 1908 году. Он чувствовал слабую привязанность к своей семье или своей вере. Его отец, Сэмюэл Маслоу, был купером, но именно его мать, Роза Маслоу (двоюродная сестра его отца), сыграла большую и особенно угрожающую роль в его воспитании. Будучи взрослым, Маслоу описал ее как своего рода анти-мать: противоположность стабильной, заботливой мамы. «Моя мать, ужасная женщина, ненавидела меня полностью» — с горечью вспоминает Маслоу. Он был особенно огорчен жестокими нападками его матери на его внешность. Роуз часто жаловалась на уродливое и худое тело сына. Как бы он ни ненавидел ее, Маслоу было трудно не усвоить это сообщение. Он развил почти парализующее самосознание, которое порой мешало ему войти в вагон метро, ​​чтобы не навязывать свою жалкую физическую форму другим людям.

Стремлением к мощному телу, Маслоу сердито отреагировал на неумолимые напоминания матери о своих физических ограничениях. Со временем ненависть к Роуз переросла в общую антипатию ко всему, что она представляла, включая еврейскую религиозную практику. Маслоу вспоминал чувство, что иудаизм был абсолютно бессмысленной религией и что все люди, которые были религиозными, были либо лицемерами, либо слабоумными. Несмотря на то, что он презирал еврейскую религиозную традицию, Маслоу глубоко ценил еврейское наследие.

Вдохновленный идеями с самого раннего возраста, Маслоу поступил на факультет философии в Городском колледже Нью-Йорка в 1926 году. Интеллектуально беспокойный и неуверенный в том, что делать со своим будущим, Маслоу перешел в Корнелл в 1927 году, а затем перешел в Университет Висконсин в 1928 году. В Висконсине Маслоу нашел направление, которое искал в работе известного психолога-бихевиориста Джона Б. Уотсона. Бихевиористская психология ударила Маслоу как религиозное прозрение: «Я внезапно увидел, что передо мной в будущее открывается наука о психологии«. Программа работы, которая обещала реальный прогресс, что было необходимо — это преданность и усердная работа. Под влиянием ватсонского бихевиоризма Маслоу посвятил себя психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, а затем поступив в аспирантуру Висконсина.

В аспирантуре Маслоу изучал экспериментальную психологию под руководством Гарри Харлоу в Университете Висконсина, и он написал свою докторскую диссертацию о связи между сексуальным поведением и иерархиями доминирования у обезьян. Харлоу, трудолюбивый и оригинальный ученик, высоко ценил Харлоу, который впоследствии назвал его «хорошим обезьяньим человеком». Хотя Маслоу не предпринял никаких дальнейших исследований приматов после окончания школы, опыт работы с обезьянами произвел на него неизгладимое впечатление. Он оставался убежденным, что приматы представляют собой неукрашенное и правдивое представление о том, что в сущности было человеком. «Я всегда думал об обезьянах — как будто я вижу, как обнажаются корни человеческой природы» (Маслоу, 1979, стр. 331). До конца своей карьеры Маслоу рассматривал общество как нечто влиятельное, но в целом искусственное.

Хотя Маслоу провел более пяти лет, изучая поведение приматов, он никогда не был полностью очарован структурой и духом лабораторной психологии. Маслоу был одинаково критически настроен по отношению к научной сущности психологии. Будучи аспирантом, он был убежден, что дисциплина стала заложницей научного чувства, которое ставит верность методу впереди интеллектуального творчества.

Интересные факты

Идеи Маслоу были раскритикованы выдающимся психологом Зигмундом Фрейдом.

Когда-то наставником Маслоу был психотерапевт Альфред Адлер.

Последние годы жизни

Теория самоактуализации навсегда внесла Маслоу в историю психологии, но стоит отметить, что на заре жизни, автор переосмыслил множество своих идей, это хорошо прослеживается в его работах «К психологии бытия» и «Дальние пределы человеческой природы». В частности, он практически отошел от «Пирамиды потребностей». Абрахам считал, что идея не закончена и надеялся на более детальное ее изучение в будущем.

Скончавшись 8 июня 1970 года, от сердечного приступа, психолог так и не смог увидеть новое видение своей идеи.

Заключение

Абрахам Гарольд Маслоу, испытал трудную жизнь, стеснялся, боялся, подвергался критики, но уверенно шел к своей цели, занимался любимым делом. На пути встретил множество трудностей, но он добился своей цели, уважения, почитание среди людей. Маслоу не просто великий ученый, это человек, жизнью которого стоит восхищаться.

Вклад Абрахама Маслоу в развитие менеджмента

Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40-60-е годы, когда учеными — бихевиористами (от англ. behaviour — поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908-1970), который предложил следующую классификацию потребностей личности:

1) физиологические;
2) в безопасности своего существования;
3) социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.);
4) престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение);
5) в самовыражении, полном использовании своих возможностей, достижении целей и личном росте Маслоу сделал предположение, что в простейшем случае потребности удовлетворяются одна за другой, т.е. как только удовлетворена одна потребность, она выступает мотивацией для удовлетворения следующей, и т.д

Но если при удовлетворении группы потребностей возникнет какаялибо новая базовая потребность, человек обратит свое внимание в первую очередь на нее. С точки зрения «мотивации в работе» наниматель, считающий, что человек живет лишь хлебом единым, будет поставлен в тупик, поскольку его рабочие будут несчастны, а их действия немотивированы. По мнению Маслоу, «человек лишь там живет хлебом единым, где вообще нет хлеба».Следует помнить три важных положения теории Маслоу:
1. Иерархия потребностей очень напоминает развитие человека с детства до старости: младенец нуждается в пище и тепле, безопасности и любви: по мере роста происходит постепенное развитие самоуважения, и, наконец, появляется «самомотивируемый» взрослый.
2. Исчезновение удовлетворенных потребностей и появление других в виде мотивации является неосознанным процессом: как только вы устроитесь на работу, вы сразу забудете все прошлые невзгоды и начнете думать о продвижении наверх, о статусе и т.д; если этого вы не получите, вы будете чувствовать себя несчастным, как будто вовсе и не имеете работу.
3. Маслоу отмечает, что пять ступеней не являются чем-то автономным. Существует определенная степень взаимодействия между ними.Теория Маслоу строится на предположении, что, пока необходимость в удовлетворении базовых потребностей в иерархии так же важна, как, например, потребность в витаминах, здоровый человек будет руководствоваться в основном потребностью самореализации своего потенциала. Если человеку препятствуют в удовлетворении потребностей более низкого уровня, потребности более высокого ранга не могут возникнуть. Однако противодействие удовлетворению потребности происходит по внешним причинам.

Биография Маслоу

Психолог и психотерапевт Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя Абрам Маслов) родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908 года. Родители Абрахама были русскими евреями, которые эмигрировали из Киева в Америку. Среднее образование Маслоу получил в бесплатных школах Нью-Йорка. По словам г-на Абрахама, до двадцати лет он был нервным, страдающим от неврозов молодым человеком. В школе он становится лучшим учеником, потому что все свободное время проводит в библиотеке, скрываясь от одноклассников и домашних проблем. По совету родителей после окончания школы Маслоу поступает в юридический Сити-колледж. Интерес к учебе пропал быстро, карьера адвоката его совсем не привлекала. Поэтому он бросил учебу, не закончив и первого курса. На становление Маслоу как психолога-исследователя непосредственным образом повлияли сложные отношения с матерью, которая воспитывала сына в жестком, авторитарном стиле. Именно негативные детские воспоминания стали толчком к изучению психики человека. В своих воспоминаниях Маслоу писал: «Мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой мать». В двадцатилетнем возрасте Абрахам женился на своей кузине Берте Гудман и переехал в Висконсин. В 1928 году они вместе поступили в университет. Женитьба и новое место жительства существенно повысили самоуважение и самооценку Маслоу, который всегда испытывал комплексы по поводу своей внешности, поэтому избегал публичных мест. В университете Маслоу с усердием занялся наукой. На предпоследнем курсе университета у него возникает интерес к психологии. Под влиянием идей Джона Уотсона, отца американского бихевиоризма, он выбирает психологическую тему для курсовой работы.

Как выглядит пирамида потребностей – 7 уровней?

Пройдемся по этажам пирамиды Маслоу, чтобы поближе рассмотреть потребности, «живущие» на каждом из них.

  • Первый этаж – физиологические потребности. Это все, без чего невозможно представить существование человека: сон, утоление голода, жажды, секс. Аналогичные нужды присущи всем животным. Пока они не удовлетворены, считал Маслоу, о более высоких материях человек не помышляет. Другими словами, человек, изнывая от жары и мучительно желающий пить, навряд ли будет мучиться жаждой познания, по крайней мере пока не напьется воды. Когда кто-то мучительно хочет спать, его бесполезно звать в музей. Когда физиологические потребности удовлетворены, хотя бы частично, у индивидуума появляются более высокие.
  • Второй этаж – потребности в безопасности, стабильности, комфорте. Мотивы в этом случае более разнообразны, чем на первом уровне. Это может быть желание иметь крышу над головой, стабильную работу, предметы обихода, которые не отнимут, законы, которые защитят и другие предметы.
  • Третий этаж – социальные потребности: в любви, принадлежности к какой-либо группе, в общении. С каждым этажом вариативность мотиваций расширяется. Какой мотив окажется важнее для конкретного индивидуума, предположить сложно. Ясно лишь одно – пока его социальные потребности не удовлетворены хотя бы частично, о «восхождении» на пятый уровень не может идти и речи.
  • На четвертом этаже можно повесить табличку «Признание». Здесь находятся потребности в завоевании авторитета, уважения, в признании ценности личности. Получив признание или почувствовав себя признанным, хотя бы даже среди членов своей семьи, можно подняться в «верхнюю башню». В нее, по мнению Маслоу, попадают лишь двое из ста.
  • Пятый этаж пирамиды – потребность в самореализации. Здесь есть три ступеньки: низшая – потребности в познании, исследовании, средняя – эстетические потребности, последняя ступень – реализация своих талантов.

Рекомендуем ознакомиться: Что значит сублимировать и когда это происходит?

Присмотревшись, мы увидим, что на верхнюю ступень поднимается совсем мало людей, особенно во времена войн, экономических кризисов и других потрясений.


Как связаны потребность и мотивация?

Мотивировать человека, то есть заставлять его действовать определенным образом, могут только те потребности, которые для него актуальны на данный момент. Если хотя бы частично относящиеся к низшему уровню не удовлетворены, более высокие еще не актуальны. Когда низшие потребности удовлетворены, они уже не актуальны. Удовлетворенные потребности не мотивируют.

Иными словами, если у хозяйки болит голова о том, что поесть и чем накормить семью, она навряд ли пойдет в книжный магазин, чтобы потратить последние деньги на томик Пушкина. А человека, имеющего стабильную работу и хорошую зарплату, позволяющего покупать любые продукты в супермаркете, трудно уговорить все выходные консервировать овощи на зиму вместо того, чтобы пойти на концерт любимого артиста, приехавшего с гастролями.

Основные аспекты гуманистической психологии

Гуманистическая психология, по сути, берет свое начало из экзистенциализма

Наиболее важное течение экзистенциализма, которое дало начало гуманистическому направлению – это теория становления. Ее сущность заключается в том, что человек абсолютно всегда развивается, он не может быть статичным

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Абрахам Маслоу 480 руб.
  • Реферат Абрахам Маслоу 280 руб.
  • Контрольная работа Абрахам Маслоу 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Выделим наиболее яркие особенности гуманистической психологии:

  1. Индивид как целое. Маслоу исходил из целостности личности и считал, что именно всю совокупность личностных свойств и следует изучать. Это можно рассматривать как противостояние бихевиоризму, в котором исследуются лишь некоторые аспекты поведения, но не вся личность в целом.
  2. Нецелесообразность экспериментальных исследований животных. В данном пункте речь идет о том, что существуют кардинальные отличия поведения животных и человека, из-за чего многие выведенные закономерности поведения животных, разумеется, не могут быть применены для деятельности человека.
  3. Бессознательное человека. В отличие от Фрейда, исходившего из заведомо грубых инстинктивных порывов «Ид», Маслоу придерживался взгляда о том, что природа человека, в целом, не несет в себе столько разрушения.
  4. Психическое здоровье человека. В гуманистической психологии, в отличие от многих других направлений, присутствует взгляд на то, что следует ориентироваться на достоинства человеческой природы, а не на ее недостатки.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Кроме всего прочего, гуманистическая психология заключает в себе следующие суждения:

  1. уникальность каждой личности
  2. ценность каждой личности
  3. у каждого человека есть свои достоинства и недостатки
  4. каждый человек может думать и чувствовать

Список уровней

Как мы уже видели, потребности человека распределяются по Маслоу на несколько уровней, которые часто представлены в виде пирамиды. Хотя есть некоторые вариации этой теории, наиболее распространенные различают следующие уровни:

– Физиологические потребности. Все они связаны с физическим выживанием и включают такие элементы, как еда, питье, сон, секс или гомеостаз.

– Уровень безопасности. Они связаны с защитой от явлений окружающей среды. Это будет включать некоторые предметы первой необходимости, такие как поиск убежища и создание некоторой стабильности.

– Любовь и принадлежность (принадлежность). Как только человеку уже гарантировано выживание, он начнет искать связь с другими людьми и создание стабильных отношений.

– Самоуважение и признание. Когда человек уже установил отношения с другими, он может начать ценить себя и ценить то, чего он достиг. Обычно стремится к признанию со стороны других и к достижению определенного уровня статуса.

– Познавательные потребности. На этом уровне человек стремится к умственной стимуляции, а также к пониманию и исследованию своего окружения.

– Гармония. Предпоследний уровень включает в себя цели, связанные с стремлением к красоте, порядку и гармонии.

– Самореализация. Наконец, люди, которые выполнили потребности предыдущих уровней, будут стремиться достичь состояния гармонии и понимания, которое будет связано с раскрытием их полного потенциала.

В этом коротком интервью мы можем увидеть, как Маслоу рассказывает о некоторых своих учениях:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: