Арт-терапия для детей с овз: четыре эффективные техники

Музыкотерапия

Исторически терапия музыкой появилась еще в начале XIX века. Но как самостоятельный психотерапевтический метод её начали применять только во второй половине века двадцатого. Сотрудники Гарвардского университета многие годы изучают музыкотерапию(6). Выделено два типа воздействий гармоничных звуковых вибраций на организм человека – физиологические и психологические.

Музыка меняет сердечный ритм, может устранять спазмы, способствует миорелаксации, комплексно влияя на двигательную активность. На уровне психологии музыкальные композиции вызывают определенные ассоциативные связи. Когда пациент рассказывает арт-терапевту о своих ассоциациях, специалист выстраивает модель миропонимания и мироощущения человека. Это позволяет выявить подсознательные проблемы.

Музыкотерапевтические методы делятся на две группы – активные и пассивные. Пассивный метод – это когда ребенок слушает определенные композиции. Активные методы включают пение, игру на музыкальных инструментах, разработку пациентом собственной композиции.

  • Инструменты метода: музыкальные композиции, музыкальные инструменты.
  • Когда применяется: стресс, тревожность, агрессивность, депрессия, когнитивный диссонанс, сниженная память, интеллектуальная и физическая работоспособность.

Обязательно ли обращаться к психотерапевту, чтобы заниматься арт-терапией?

Смотря какая у вас цель. С помощью рисования можно выплеснуть накопившиеся эмоции, расслабиться, отвлечься, снизить уровень стресса и тревоги. Этим можно заниматься и самостоятельно дома.

Но если вы хотите использовать творчество как метод лечения ментальных проблем и расстройств (а ей успешно лечат ПТСР, депрессии и зависимости), то обязательно обратитесь к специалисту с психотерапевтическим образованием.

В России один из главных популяризаторов арт-психотерапии — врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук Александр Копытин. Можно начать знакомство с методом по его лекциям, статьям и книгам.

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив — 1259

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Виды арт-терапии

С момента своего основания арт-терапия включает в себя множество направлений, и на сегодняшний день число их продолжает увеличиваться, поскольку арт-подход постоянно обогащается и дополняется новыми видами. Рассмотрим самые популярные из них, завоевавшие признание как психологов, так и их клиентов.

Музыкотерапия

Не секрет, что музыка является действенным и легкодоступным психотерапевтическим методом и используется для релаксации и/или коррекции физического и психического состояния человека. Сессия проходит в положении сидя или лежа и показана при тревогах, страхах, соматических недугах, а также при подготовке к более серьезному лечению.

Фототерапия

Такой вид терапии предполагает работу с готовыми изображениями (составление коллажей, рассматривание и высказывание своих ассоциаций) или создание пациентом собственных фотоснимков. Фототерапия используется для выявления и решения психологических проблем, помогает людям, испытывающим затруднения в общении, находящимся в непростой жизненной ситуации, а также для стимуляции воображения, творческого и смыслообразующего потенциала.

Коллажирование

Вырезание фигурок (изображений, материалов, фото) для сбора цельной композиции – коллажа – поможет диагностировать психологическое состояние, локализовать проблемные ситуации, избавиться от стресса, лучше понимать свои чувства.

В процессе лечения используется обычный песок, из которого создаются мандалы, изображения или сюжетные композиции. Такой способ является уникальной возможностью исследовать окружающий мир, общаться с ним и с собой, снять внутреннее напряжение, воплотить бессознательные мысли на символическом уровне.

Библиотерапия

Предполагает чтение или работу с текстовой информацией с целью нормализовать психическое состояние, воздействовать на мышление и поведение.

Метафорические ассоциативные карты – это признанный эффективный инструмент в работе хорошего психолога. МАК представляют собой набор картинок с изображением людей, природных явлений, зверей, эмоций, событий, верное использование которых в процессе психологических бесед помогает не только в развитии творческих способностей, но и в принятии решений, в поиске новых идей и в налаживании общения.

Игротерапия

При помощи игр и игрушек можно решить и личностные, и профессиональные трудности. Метод используют психологи для выявления детских страхов и купирования стресса. Понятно, что дети в игре раскрываются и выказывают чувства намного легче и охотнее, чем в обыденной повседневности. Взрослый человек, играя или трогая игрушки, прислушивается к своим ощущениям и может вспомнить, что беспокоило его долгие годы и послужило источником проблем.

Изотерапия

Терапия изобразительного искусства, в первую очередь, подразумевает лечение при помощи рисования. В процессе создания рисунка используются краски, мелки, пастель, маркеры, фломастеры – словом, подходят любые инструменты и материалы. Изотерапия даст возможность увидеть внутренние конфликты и собственные переживания, повысит самооценку и уверенность в себе, поможет в творческом развитии и в процессе социальной адаптации. Рекомендуется для осуществления коррекционной работы при невротических состояниях, депрессиях, фобиях и соматических нарушениях.

Сказкотерапия

Эффективный способ передать пациенту (взрослому или ребенку) необходимые морально-этические нормы, основы поведения, правила и опыт поколений. На занятии читается или рассказывается сказка, былина, притча, а затем обсуждается и анализируется. Метод поможет выстроить и сформировать новый жизненный сценарий, найти решения проблем. 

Кинотерапия

Схожая техника для переосмысления важных ценностей посредством просмотра кино и последующего обсуждения сюжета с терапевтом.

Тканетерапия

Создание композиций и изделий из разных фрагментов тканей (к примеру, шелка, парчи, сатина, льна, хлопка, кожи) помогает изменить взгляд на свои проблемы и свое состояние, учит брать ответственность за свои решения и поступки.

«Детско-родительские отношения». Методика «Барашек в бутылке».

Цель группового занятия: Диагностика психологического самоощущения пациента в родительской семье. Пациентам предлагается нарисовать барашка в бутылке. После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт задает вопросы о том, как барашек и бутылка себя чувствуют, о чем мечтают, что их тревожит. 

Пациенты обсуждают барашка, его расположение в бутылке, форму и расположение самой бутылки, наличие пробки и т.д. В конце обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации рисунков пациентов. 

Барашек является символом самого автора работы, а бутылка символизирует родительскую семью. Данная методика позволяет АРТ-терапевту проверить собственные гипотезы о месте и роли пациента в его семейной системе, а также получить дополнительную информацию об одном из важнейших аспектов жизни больного. Кроме того, совместное обсуждение рисунков с другими пациентами позволяет каждому пациенту взглянуть на мир другого, сравнить и узнать про себя самого нечто новое, что-либо отрицалось либо вытеснялось в бессознательное. 

Отклики участников группы на рисунок пациента, позволяет ему взглянуть на свою семейную систему с другого ракурса и делает его более восприимчивым для последующей психотерапии.Ниже мы приводим работы пациентов.

Упражнение «Мандала»

Цель: комплексный самоанализ. Это одно из самых первых упражнений изотерапии, одно из самых популярных и самых эффективных. Существует множество авторских вариаций. Задача – получить изображение, которое характеризует не самого ребенка, а его актуальное состояние.

Ход работы: ребенок получает лист бумаги и письменные принадлежности. В классическом варианте дается один обычный карандаш, в усложненных авторских вариантах может использоваться целый набор цветных карандашей. Задача – нарисовать мандалу (арт-терапевт предварительно в общих чертах разъясняет, что это такое, круг с произвольным рисунком внутри). Мандалу можно рисовать не на бумаге, а на песке, или лепить из гипса, пластилина. Это универсальная практика, позволяющая при специализированном анализе выявить практически все грани личности и определить весь спектр психологических проблем.

Методы изотерапии

Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.

Техника «Марания»

Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.

«Акватушь»

Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.

«Монотипия»

Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.

«Рисование клубком»

Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.

«Рисование истории»

Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.

«Рисунок по кругу»

Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.

«Пластилиновая композиция»

Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.

  1. Киселева, Т.Ю. Педагогическая арт-терапия. // Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
  2. Зауторова, Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:

  1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
  3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе

Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на прием. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения

Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?

  1. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  2. Снижение уровня стресса.
  3. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  4. Преодоление возрастных кризисов.
  5. Решение семейных конфликтов.
  6. Повышение навыков коммуникации.
  7. Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
  8. Проработка психологических травм.
  9. Преодоление фобий.

Принципы интерпретации в арт-терапии

Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
Понимание контекста

Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
Важность феноменологического исследования
Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает.

Этапы арт-терапии

Подготовительный этап

Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
Основной этап — работа с ребенком.
Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
Завершающий этап (терминация).

Методы арт-терапевтического процесса

  1. Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
  2. Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
  3. Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
  4. Песочная терапия.
  5. Терапия водой.
  6. Игротерапия.
  7. Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
  8. Танцевально-двигательная терапия.
  9. Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
  10. Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
  11. МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Показания для арт-терапии

У здоровых людей: хронический стресс, переутомление, последствия тяжелых психических травм и конфликтов, наличие психически больного родственника, личностный рост

  • Неврозы
  • Депрессия.
  • Панические атаки и другие тревожные расстройства.
  • Последствия органического поражение нервной системы.
  • Психосоматические заболевания.
  • Расстройства личности.
  • Нарушения пищевого поведения (булимия, анорексия).
  • Перенесенные психозы.
  • Шизотипическое расстройство.
  • Зависимость (лекарственная, алкогольная, наркотическая, игровая, полинаркомания, табакокурение).
  • Нарушения поведения у детей и подростков.

В клинике РОСА арт-терапевтические занятия проводятся регулярно несколько раз в неделю.

Вашему вниманию приводим описание психотерапевтических занятий с пациентами, которые проводит психолог, арт-терапевт клиники Роса Морозова Милена Александровна.

Упражнения и техники арт-терапии

Казахстанская художница Айгерим Бектаева советует такие упражнения:

Закройте глаза и нарисуйте на листе бумаги каракули. Откройте глаза, внимательно посмотрите на рисунок

Когда какой-то фрагмент ваше внимание привлечёт, попробуйте дорисовать его так, как вам хочется. Затем постарайтесь понять, какие чувства и эмоции у вас вызвал этот рисунок и процесс.
Включите любимую музыку и начните рисовать под её ритм

Ещё лучше, если вы будете рисовать красками и без кисти, просто пальцами. Эта техника поможет сбросить напряжение и выразить эмоции.

Ещё несколько простых упражнений:

  • Возьмите краску того цвета, который ассоциируется у вас с негативными чувствами, терзающими вас. Нанесите её на лист бумаги. Когда краска подсохнет, закрасьте её цветом с позитивной ассоциацией. При необходимости выполните упражнение несколько раз.
  • Составьте в голове некий образ счастья, воплощённого в предмете, явлении или существе. Нарисуйте или соберите его из подручных средств. Проанализируйте, почему вы выбрали именно такой образ и использовали именно такие материалы и цвета. Разбор образа счастья в таких подробностях научит замечать хорошее даже в мелочах.

Пробуйте разные техники изобразительного искусства: например, можно порисовать в технике эбру — это рисование красками по жидкости. Конечно, это не совсем тот вид творчества, которым можно заняться здесь и сейчас, — вам потребуются специальные краски и жидкость. Но зато художники уверяют, что эбру помогает, например, справиться с гиперактивностью у детей.

Игротерапия

Еще один универсальный метод, который чаще используется в рамках групповой арт-терапии. В сравнении с изотерапией игротерапия еще проще с точки зрения реализации. Основной инструмент – настольная игра. Какая именно – зависит от проблемы и индивидуальных особенностей пациента.

В групповых курсах часто применяется что-то простое и эффективное, например – шарады или Дженга. Существуют сотни настольных игр разной степени сложности и глубины погружения, которые можно применять для задач игротерапии.

Настольные РПГ считаются высшим пилотажем среди арт-терапевтов. Это может быть классика вроде D&D или что-то специализированное, например – «Мир Тьмы». Преимущество таких игр в том, что они позволяют смоделировать абсолютно любые условия. Буквально скопировать конкретные жизненные ситуации из реального мира в мир вымышленный. И если персонаж игрока справится с проблемой, то и сам игрок сможет это сделать. Это практики для подросткового возраста и старше.

В игротерапии не используется только один тип ролевых настольных игр – те, где между игроками создается намеренная конфронтация. Например, «Мафия» и ее вариации. Такие игры создают конфликтные ситуации даже среди здоровых людей и в дружеской компании. Арт-терапевт не может управлять ходом такой игры, хотя реакции участников максимально наглядны и дают бесценные сведения для анализа.

  • Инструменты метода: различные настольные игры, от Алиаса до ролевых систем вроде GURPS.
  • Когда применяется: индивидуальная и групповая терапия широкого спектра психологических расстройств, включая низкую социальную адаптивность, агрессивность, социальные фобии, тревожность, отставание в развитии. Игротерапия применяется в комплексном лечении заикания и других нарушений речи.

Задачи арт-терапии:

  • устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;
  • научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;
  • трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные;
  • убрать комплексы, фобии и прочие нарушения психоэмоционального характера, с которыми человек не может справиться сам;
  • раскрыть творческий потенциал человека, буквально научить его видеть красоту окружающего мира.

С точки зрения общей концепции арт-терапия для детей не отличается от арт-терапии для взрослых. В обоих случаях применяются схожие практики, потому что механизмы взаимодействия индивида и общества формируются в детстве и остаются неизменными на протяжении жизни. Однако их можно скорректировать, если изначальные установки неверны.

Арт-терапевты работают с детьми, страдающими от ДЦП, аутизма, нарушений моторики и зрения. Это направления гораздо шире, оно помогает не только при психосоматике(3). В самых общих чертах любое занятие по художественной терапии можно разделить на пять компонентов:

Диагностика. Специалист анализирует состояние пациента. Если подоплека проблемы неочевидна, он вскрывает ее. Если проблем несколько, они расставляются по приоритетам

Важно, чтобы специалист правильно позиционировал проблемы и их предпосылки самому пациенту.

Коррекция. Специалист вместе с пациентом определяют практики художественной терапии, которые будут оптимальны конкретно в этом случае

Рисование, лепка в гипсе, куклотерапия – каждое направление предлагает десятки методик и упражнений. Но не каждое может дать требуемый эффект, все случаи индивидуальны.

Развитие. Помимо коррекции поведенческих установок и реакций, терапия искусством помогает развивать сильные стороны человека и нивелирует слабые. Опять же – будь то ребенок или взрослый, мужчина или женщина, психологическая устойчивость важна для каждого из нас.

Удовольствие. Это ключевое отличие художественной терапии от большинства альтернативных методик. Рисуя, танцуя, выполняя упражнения песочной или фототерапии, человек испытывает положительные эмоциональные переживания. Ему нравится это делать.

Психотерапия. Это не отдельный этап. Психологическая поддержка от специалиста начинается с момента знакомства с пациентом. Все действия арт-терапевта с самого начала направлены на избавление человека от тревог и страхов, от которых сам он избавиться не может.

Нормализация социальной адаптации ребенка – эффект арт-терапии, который присутствует вне зависимости от основной цели. Он выражается повышением уверенности в себе и выработкой устойчивого умения самостоятельно и сразу решать возникающие проблемы.

Упражнение «Аватар»

Цель: сформировать образ самопознания. На основании образа арт-терапевт может сделать первичные выводы о состоянии ребенка и определить приоритетные проблемы. Зачастую по подсказкам специалиста ребенок проводит анализ самостоятельно.

Ход работы: ребенку дают белый лист бумаги и карандаш или несколько карандашей. Задача – прямо сейчас или в течение определенного промежутка времени (день, два) найти и нарисовать объект, который он ассоциирует с самим собой

Не нужно точное повторение, но важно внимание к деталям. Интерпретацию рисунка осуществляет специалист совместно со своим подопечным

Заключение – насколько эффективна арт-терапия

Мета-анализ специализированных исследований показал, что практически в 100% случаев арт-терапия дает статистически значимый результат(7,8). Эти практики эффективны, они помогают избавиться от многих психологических проблем. Зачастую арт-терапия выступает составной частью комплексного лечения.

Сложнее всего – найти специалиста. Недостаточно пройти онлайн-тренинг по арт-терапии, чтобы действительно помогать людям. Специалистов по данному направлению готовят высшие учебные заведения, где в рамках обучающего курса назначается обязательная практика. Выпускник получает не просто диплом и теоретическую подготовку, у него уже есть реальный опыт. Также целесообразно изучить отзывы об арт-терапевте на специализированных ресурсах и уже тогда принимать решение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: