Как создавалась наука психология?

Эксперимент «Маленький Альберт»

В свое время Джон Б. Уотсон был очень противоречивым персонажем в мире психологии. Это прекрасно отражено в одном из его самых известных экспериментов: «Маленький Альберт». В этом исследовании Уотсон с помощью своей ассистентки Розали Рейнер попытался доказать, что источником страха является оперантная обусловленность.

Чтобы добиться этого, Уотсон использовал эту технику, чтобы вызвать фобию у ребенка, которого он назвал «Маленький Альберт». Метод заключался в следующем: исследователи подарили ребенку мягкую игрушку в виде крысы, при этом они издали испугавший его звук. Таким образом, когда это повторялось несколько раз, ребенок проявлял страх, просто увидев чучело.

На втором этапе эксперимента Ватсон и Рейнер смогли обобщить фобию, которую они создали у ребенка, на других млекопитающих и животных, подобных объектам.

Сегодня часто указывают на неэтичный характер этого эксперимента: хотя намерение Уотсона состояло в том, чтобы в дальнейшем вывести ребенка из условий, он никогда этого не делал, потому что вскоре после этого был уволен со своего поста.

В течение многих лет различные исследователи пытались найти Маленького Альберта, чтобы увидеть, какое влияние на него оказало это исследование; но в 2009 году было обнаружено, что он умер вскоре после этого, в возрасте шести лет, в результате тяжелого случая гидроцефалии. Кроме того, было обнаружено, что в детстве у него были неврологические проблемы.

Ссылки

  1. «Биография психолога Джона Б. Ватсона» в: VeryWell Mind. Получено: 12 июня 2019 г. с сайта VeryWell Mind: verywellmind.com.
  2. «Джон Б. Уотсон» в: Энциклопедия Нового Света. Получено: 12 июня 2019 г. из Энциклопедии Нового Света: newworldencyclopedia.org.
  3. «Джон Б. Уотсон: жизнь и работа поведенческого психолога» в: Психология и разум. Получено: 12 июня 2019 г. с сайта Psychology and Mind: psicologiaymente.com.
  4. «Бихевиоризм» в: Просто психология. Получено: 12 июня 2019 г. с сайта Simply Psychology: simplepsychology.org.
  5. «Джон Б. Ватсон» в: Википедия. Получено: 12 июня 2019 г. из Википедии: es.wikipedia.org.

↑ Жизненный путь Джона Уотсона

Родился будущий основатель психологического течения 9 января 1878 года в небольшом городке Гринвилл, что в штате Южная Каролина.

Родители Джона были очень религиозными людьми, которые чтили и следователи всему, что диктовала Библия. А потому детство у мальчика было ограничено множеством запретов.

Однако отец Джона изменился и начал вести разгульную жизнь, что приводило к ссорам между родителями и стало причиной ухода отца из семьи.
В тот момент будущему психологу было всего 13 лет. Он очень любил отца и был привязан к нему, а потому до конца своих дней не смог простить ему этот поступок.

Молодость Джона прошла в том же городке, где он и получил образование. Он учился в малоизвестном университете Фурмана, где заслужил диплом магистра.
Преподаватели посоветовали юному научному деятелю отправиться на обучение в Чикагский университет. Совет был правильным, и Джон стал учеником знаменитого философа Джона Дьюи.

Уотсон не понимал взглядов на жизнь Дьюи, а потому совсем скоро пошел в ученики к другому профессору – Джеймсу Энджеллу, у которого, по мнению Уотсона, были верные взгляды. Энджелл до сих пор считается одной из самых блистательных фигур в функциональной психологии.

В университете он познакомился с Жаком Лебом, с которым нашел общий язык и даже собирался вместе с ним приступить к исследованиям мозга собак. Общение с такими людьми сформировало личные взгляды Джона Уотсона – у него сформировался объективный и строгий подход к любого рода исследованиям.

В 1903г он защищает свою диссертацию, которая была посвящена поведению крыс и стала первой современной научной работой по данной тематике.

24 февраля 1913 года Уотсон впервые рассказал о бихевиоризме, что изменило подход к американской психологии на последующие десятки лет.
Через семь лет Джон уходит из престижного университета Джона Хопкинса, имеющего мировой авторитет. Причина – роман с аспиранткой, который также привел к разводу с его женой. Позже Уотсон женится на своей аспирантке.

После романа с аспиранткой, а также после опыта, который вошел в историю, как случай «маленького Альберта» ни один университет не хотел брать Джона на работу.
В двадцатых годах он переезжает в Нью-Йорк, где его все-таки берут на работу профессора в частном университете «Новая школа социальных исследований».

Преподавание он совмещает с работой в рекламной индустрии.
Умирает Джон Уотсон в возрасте 80 лет (25.09.1958г) в Нью-Йорке.

Психологические аспекты феномена счастья

Несмотря на то, что проблема счастья изучается уже давно, каждый раз появляются новые ракурсы ее реализации. Проблема счастья приобрела особую актуальность в современной России. Исследуемая проблема всегда и везде была интересна, но с разных сторон; она всегда содержала новые неисследованные вопросы, нераскрытые моменты. Эта тема всегда актуальна и нова, а значит, интересна для исследователей. И сегодня им занимаются не только представители философии, но и психологии и педагогики.

Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от самых простых в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализированная личность спокойна, уверена в себе, талантлива, снисходительна, не склонна к депрессии и истерии, имеет здоровую самооценку и гармоничную внешность.

Гедонизм и утилитарные философские течения отождествляли счастье в основном с чувственными удовольствиями. Это легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Здесь, конечно же, имеет место и удовлетворение потребности в признании, и не до конца осознанная химическая и биологическая реакция.

Ницше считал, что, по крайней мере, для большинства европейцев его времени, она, скорее всего, недостижима. Христианство убило истинного Бога, Бога дающего, создав для себя идеал страдающего Бога. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и мучения. Он просто не имеет права быть счастливым, он должен страдать ради чистоты своей души.

С изучаемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или только средством реализации последнего?

Следует отметить, что большинство отечественных философов обходили тему счастья стороной. Но некоторые из тех, кто говорил о смысле жизни, также затрагивали тему счастья.

Василий Розанов — один из таких мыслителей. Его обращение к этой теме основано на противоречии: с одной стороны, человек не может действовать иначе, чем подчиняясь побуждению быть счастливым; с другой стороны, человек должен просто следовать этому побуждению (то есть он признает, что люди иногда борются с ним). Пытаясь разрешить это противоречие, В. Розанов затем обращается к историческому происхождению идеи счастья. Люди всегда следуют своему стремлению к счастью (часто даже не осознавая этого)

А в требовании, чтобы каждый руководствовался только своим счастьем, кроется отрицание необходимой важности для человека этих идей, которые «должны быть объектом его стремлений и антипатий только в той мере, в какой они соотносятся с его счастьем». Сам В

Розанов определяет счастье как «понятие, указывающее на высший руководящий принцип или идеал, которым мы связываем определенный строй мысли с определенным объектом». Он также признает, что универсального счастья не существует, т.е. у каждого человека есть свое субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что счастье можно понимать как состояние, когда человек достиг пика удовлетворения, когда ему уже не хочется напрягаться, идти и что-то искать. Единственное различие в ощущении счастья у разных людей — это его продолжительность и интенсивность. И предпочтение следует отдавать тому счастью, которое является более продолжительным и большим по количеству. Если есть возможность сделать счастливыми несколько человек, а не только одного, желательно ее реализовать.

Зарождение бихевиоризма и его основные постулаты

Определение 1 Бихевиоризм – это психологическая доктрина, представляющая собой ученье о поведенческом реагировании индивидов.

Датой «рождения» бихевиоризма считается 1913 год, когда вышла в свет статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». С этого момента бихевиоризм вошел в психологию как одно из течений, а Джон Уотсон был признан его основоположником.

В процессе своего развития бихевиоризм прошел три последовательных этапа:

  1. С 1913 года по 1930 год – «Классический бихевиоризм», занимающийся изучением поведения индивида как реакции на определенный внешний стимул. В основу положены исследования Джона Уотсона.
  2. С 1930 года по 1960 год – «Небихевиоризм». Разработана и введена в обиход классическая схема «S – R» (стимул – реакции), постепенно она видоизменилась до «S – О — R», где «О» подразумевала наличие определенных факторов, таких как цели, знания, подкрепления и потребности. Основными исследованиями в данном направлении, можно назвать работы Б.Ф, Скиннера, Э. Толмена и других.
  3. С 1960-х годов – «Социальный бихевиоризм». В данный промежуток развития бихевиоризма промежуточная «О», представляется в ином свете, она приобретает социальное значение (детский опыт, локус-контроля, поведении референтных групп и т.д.). В основу положены исследования Д. Долларда, А. Бандура, Дж. Мида и ряда других психологов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Классический бихевиоризм Уотсона 490 руб.
  • Реферат Классический бихевиоризм Уотсона 270 руб.
  • Контрольная работа Классический бихевиоризм Уотсона 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основной идей классического бихевиоризма является выступление против субъективизма в психологии сознания. В своих исследованиях и научных работах, посвященных бихевиоризму, Джон Уотсон доказывал, что психология представляет собой науку, которая должна использовать исключительно объективный научный метод, то есть стать естественно-научной дисциплиной.

По мнению Джона Уотсона, сознание не должно быть предметом психологии, ввиду того, что оно не может быть подвергнуто объективному наблюдению. В ходе проведенных в дальнейшем исследований Джон Уотсон пришел к выводу, что объективному наблюдению может быть вполне успешно подвергнуто поведение индивида. В этой связи именно оно должно выступать в качестве предмета психологии.

Определение 2

Поведение – это всякая реакция индивида в ответ на определенный внешний стимул, за счет которой он в последующем приспосабливается к внешней среде.

В свою очередь реакции Джон Уотсон классифицирует по следующим основаниям:

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут!

  1. Врожденные и приобретенные реакции.
  2. Внутренние и внешние.

Например, в качестве внешней приобретенной реакции можно назвать приветствие (вставание) учеников, когда преподаватель входит в аудиторию; внешняя врожденная реакция – глотание; внутренняя врожденна реакция – выделение желудочного сока; внутренняя приобретенная реакция – мышление.

К основным методам бихевиоризма Джон Уотсон относил эксперимент и наблюдение. В качестве его основного экспериментального объекта выступает крыса в лабиринте.

Замечание 1

Главная задача классического бихевиоризма Уотсона — накопление наблюдений за поведением человека.

Наблюдения осуществляют с расчетом на то, что исследователь знает внешний стимул и на основании данных знаний предсказывает реакцию индивида на него. И, напротив, видя реакцию (поведение) определить каким стимулом она вызвана. Данные знания в последующем будут положены исследователем в основу управления поведением испытуемого.

В качестве центрального исследуемого процесса в бихевиоризме выступает процесс научения

Важно отметить, что Джон Уотсон не открывал какого-либо нового вида научения, все его исследования опирались исключительно на старые методы. Например, «классическое «обуславливание», метод проб и ошибок»

Бихевиоризм: кратко о самом главном

Итак, что же такое бихевиоризм? Понятие «бихевиоризм» происходит от английского слова «behavior», означающего «поведение», и представляет собой систематический подход к изучению поведения людей (и, конечно же, других животных). Он основан на предположении, что поведение человека составляют рефлексы и реакции на какие-либо стимулы окружающего мира, а также последствия личной истории человека.

Таковыми последствиями являются подкрепление и наказание, и они действуют вместе с мотивационным состоянием человека в текущий момент времени и стимулами, контролирующими его поведение. Несмотря на то, что бихевиористы осознавали серьезную роль наследственности в поведении людей, основной интерес для них представляли факторы окружающей среды.

Сознание же как самостоятельное явление представители бихевиоризма полностью отрицали. Для них оно было не более чем поведенческими реакциями на внешние стимулы. Мысли и чувства они сводили к двигательным рефлексам, которые вырабатываются у человека по мере получения жизненного опыта.

Идеи бихевиоризма, возникшие не фоне критического отношения к главному методу изучения человеческой психики в конце 19 века – интроспекции, оказались революционными на момент их появления (первая половина 20 столетия) и на многие годы определили облик американской психологии. Все научные представления о психике в одночасье преобразовались, и ученые начали изучать не сознание, а именно поведение человека.

Недоверие к интроспекции было обусловлено недостатком объективных измерений и разноплановостью получаемых данных. Объективным же феноменом психики для психологического бихевиоризма стало поведение.

Философской базой для нового направления послужили идеи английского педагога и философа Джона Локка, настаивавшего на том, что человек появляется на свет, являясь «чистым листом», а также идеи английского философа Томаса Гоббса, отрицавшего в человеке мыслящую субстанцию как таковую.

Однако основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон, предложивший схему для разъяснения поведения любого животного на нашей планете, включая человека. Схема эта выглядела достаточно просто: стимул вызывает реакцию. А учитывая то, что оба этих понятия можно измерить, воззрения Уотсона быстро нашли сторонников.

По мнению Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью это поведение предсказывать, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. А сам механизм такого воздействия основывался на обучении через классическое обуславливание, во всех подробностях изученное русским и советским ученым Иваном Петровичем Павловым.

О теории Павлова нам тоже следует сказать несколько слов, но прежде позвольте предложить вам к просмотру видеоролик о бихевиоризме и его основателе Джоне Уотсоне

Беря во внимание то, что в статье мы рассматриваем бихевиоризм кратко, это видео послужит для нашего материала прекрасным дополнением

Лауреат Нобелевской премии

Биологи использовали новые данные для создания двухцепочечной модели спирали с азотистыми основаниями в парах А-Т и C-G в центре. Такое спаривание сразу же подсказало Крику, что одна сторона молекулы может служить шаблоном для точного повторения последовательностей ДНК для передачи генетической информации во время деления клетки. Эта вторая, удачная модель была представлена в феврале 1951 г. В апреле 1953 года они опубликовали свои выводы в журнале Nature. Статья вызвала сенсацию. Уотсон и Крик установили, что ДНК имеет форму двойной спирали, или «винтовой лестницы». Две цепочки в ней отсоединялись, подобно «молнии», и воспроизводили недостающие части. Таким образом каждая молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты способна создать две идентичные копии.

Аббревиатура ДНК и элегантная модель двойной спирали стали известны всему миру. Уотсон и Крик также прославились. Их открытие произвело революцию в изучении биологии и генетики, которая сделала возможными методы генной инженерии, используемые в современной биотехнологии.

Статья в Nature привела к присуждению им и Уилкинсу Нобелевской премии в 1962 г. Правила Шведской академии позволяют награждение не более трех ученых. Розалинд Франклин умерла от рака яичников в 1958 году. Уилкинс упомянул ее мимоходом.

В год получения Нобелевской премии Уотсон женился на Элизабет Льюис. У них родилось двое сыновей: Руфус и Дункан.

Прочие взносы

Наиболее важным вкладом Ватсона, вероятно, был уже упомянутый выше манифест: «Психология с точки зрения бихевиориста». В этой работе, основанной на своем выступлении в университете, он объяснил основные концепции бихевиоризма и принципы, которыми руководствуется эта отрасль науки о человеческом поведении.

Однако Ватсон посвятил себя многим другим предметам на протяжении всей своей жизни. Покинув академию из-за личных скандалов, он долгое время работал в сфере рекламы, где также разработал множество методов маркетинга и убеждения, направленных на повышение продаж.

С другой стороны, этот клинический психолог тоже долгое время работал в области детского развития. Одна из его самых важных идей в этом отношении заключалась в том, что первые годы жизни были критическими для психического здоровья человека.

Поэтому он рекомендовал родителям не проявлять излишней привязанности к своим детям, чтобы они могли развить навыки, необходимые для адекватного функционирования в этом мире.

В дополнение к этому, работа Уотсона оказала очень заметное влияние на дебаты о влиянии генетики и обучения на поведение человека. В течение следующих нескольких десятилетий теориячистая доска он преобладал в области психологии благодаря своему вкладу.

Мир Психологии

УОТСОН ДЖОН

Уотсон Джон (John Broadus Watson, 1878-1958) — амер. психолог, создатель одного из вариантов объективной психологии — бихевиоризма. На становление взглядов У. оказали свое влияние зоопсихологические исследования ряда амер. авторов (в частности, Э. Торндайка), идеи И.П. Павлова об условных рефлексах как единицах поведения и работы В.М. Бехтерева. Манифестом бихевиоризма считается статья У. «Психология с т.зр. бихевиориста» (1913).

Работы У. существенно повлияли на амер. психологию. Во 2-й пол. жизни У. отошел от академической психологии и занимался г. о. психологией рекламы. (Е.Е. Соколова)

Добавление ред.: На рус. языке изданы след. труды У.: «Психология как наука о поведении» (1926), «Психологический уход за ребенком» (1929), специально написанная для Большой сов. энциклопедии статья «Бихевиоризм».

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Уотсон Джон Бродес (1878–1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом к-рой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода являлось положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т.к. оно якобы открыто только для «внутреннего зрения» (интроспекции).

Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизиологические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки — нейрофизиологии головного мозга. «Старые» понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах У. предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека — с работой голосовых мышц. Обучение, согласно У., происходит путем «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, к-рый в дальнейшем начинает ее вызывать.

Уотсон Джон использовал учение И.П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения («Обучение животных», 1903). По У., законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт — биологическое приспособление, лишенное психологического смысла и содержания.

Работы Уотсон Джон сыграли важную роль в борьбе против интроспективной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок — отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др. — существенно ограничила позитивную ценность учения У. и обусловила быстрый распад бихевиоризма.

Литература

  • «Поведение: введение в сравнительную психологию» eng — «Bihavior. Introduction to Comparative Psychology» 1914г.
  • бихевиоризм. 1925г.
  • Психология как наука о поведении. 1926г.
  • Пути бихевиоризма. 1926г.
  • Психологический уход за ребёнком. 1928г.

назад в раздел

:Известные психологи, философы мира / таблица

Личная жизнь

Во времена преподавания в университете основатель бихевиоризма женился на своей студентке Мэри Икес. Несмотря на то, что у пары родились двое детей, их брак нельзя было назвать удачным. В 1920 году очередное увлечение учёного юной аспиранткой разрушило не только брак, но и всю успешную карьеру, которую он выстраивал столько лет. Супруга обнаружила свидетельства романтичной переписки мужа и опубликовала их в прессе, что вызвало бурный скандал. Отныне ни о какой преподавательской деятельности не может быть и речи. Развод был очень громким, но несмотря на это, Розалия Рейнер и Джон Уотсон, фото которых представлено ниже, сразу же поженились. А в результате этого брака, оказавшегося удачнее предыдущего, на свет появились ещё двое Уотсонов, оба мальчики. Розалия рано покинула этот мир, на 23 года раньше супруга. Джон тяжело перенёс потерю, но всё равно продолжал работать. Правда, уже немного в другом направлении.

Основные положения и особенности бихевиоризма

Рассматривая бихевиоризм в психологии в качестве фундаментального научного направления, мы можем выделить целый комплекс его основных положений. Представим их в тезисной форме (чтобы понять эту тему лучше, конечно, стоит почитать тематические книги – работы Торндайка, Уотсона и других авторов):

  • предмет изучения бихевиоризма – поведение и поведенческие реакции человека и других животных;
  • поведение и поведенческие реакции поддаются изучению посредством метода наблюдения;
  • все психические и физиологические аспекты существования человека определяются поведением;
  • поведение человека и животных – это совокупность двигательных реакций на стимулы (внешние раздражители);
  • если знать характер стимула, можно спрогнозировать и ответную реакцию;
  • предсказание действий индивида – главная задача бихевиоризма;
  • поведение людей и животных поддается контролю и формированию;
  • все реакции индивида либо передаются ему по наследству (безусловные рефлексы), либо приобретаются (условные рефлексы);
  • поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми);
  • навыки формируются через выработку условных рефлексов;
  • мышление и речь – это навыки;
  • память – это механизм удержания приобретенных навыков;
  • психические реакции развиваются всю жизнь;
  • на развитие психических реакций влияют условия жизни, окружение и т.д.;
  • эмоции – это реакции на положительные и отрицательные стимулы извне.

Не сложно понять, почему идеи бихевиоризма оказали на общественность и научное сообщество такое влияние. И поначалу вокруг этого направления царил неподдельный энтузиазм. Но у любого направления в науке есть и преимущества, и недостатки. И вот, что мы имеем в случае с бихевиоризмом:

Для эпохи, в которую появился бихевиоризм, он был достаточно прогрессивным подходом к изучению поведения и поведенческих реакций

Беря во внимание то, что до этого ученые изучали лишь сознание человека, отделенное от объективной действительности, это вовсе не удивительно. Но представители бихевиоризма применили к расширению понимания предмета психологии однобокий подход, ведь сознание человека они не учитывали вовсе.
Вопрос изучения поведения бихевиористы поставили очень остро, но поведение индивида (не только человека, но и других животных) они рассматривали лишь во внешних проявлениях

Точно так же, как и сознание, они полностью игнорировали психические и физиологические процессы, которые не поддавались наблюдениям.
Теория бихевиоризма указывала на то, что исследователь может управлять поведением объекта, исходя из своих нужд и задач. Но подход к изучению предмета оказался механическим, а потому поведение индивида сводилось к комплексу самых простых реакций. Активная деятельная сущность человека не имела для ученых никакого значения.
Базой психологических исследований для бихевиористов послужил метод лабораторного эксперимента. Также они начали практиковать опыты над живыми существами (в том числе и над людьми). Но в то же время исследователи не видели особых различий между поведением людей, зверей и птиц.
Устанавливая механизм выработки навыков у человека, представители бихевиоризма отбросили серьезнейшие его компоненты: мотивацию и психический образ действия, служивший основой его осуществления. Кроме того, они абсолютно игнорировали еще и социальный фактор.

Наличие таких существенных с современной точки зрения недостатков привело к тому, что со временем некогда прогрессивнейшее научное направление перестало выдерживать какую бы то ни было критику. Однако итог мы пока не подводим, т.к. для полноты картины есть смысл кратко рассмотреть направления, появившиеся на основе классических бихевиористских воззрений, а также наиболее ярких их представителей.

Профессиональная деятельность

Свою карьеру в рекламной индустрии он решил начать в знаменитом Нью-Йоркском агентстве «J. Walter Thompson» (JWT), которое возглавлял в то время Стэнли Ризор. Ризор считал, что Уотсон возглавит и сформирует исследования, которые раскроют законы поведения людей и дадут возможность воздействовать на их разум. Со своей стороны, Уотсон желал «использовать собственные психологические познания и навыки работы с целью решения задач, связанных с рынком».

Подобно абсолютно всем новым работникам JWT, Уотсон осваивал особый курс — внедрение в новую профессию. В первую очередь ему нужно было изучить на внушительной территории рынок резиновой обуви. После в течение 10 недель он посещал маленькие торговые центры, стараясь продать тот вид кофе, которой рекламировался агентством, а потом 2 месяца работал менеджером в одном из универмагов. Уотсон писал, что его учебная практика продемонстрировала ограниченность его знания психологии, крайне неглубокое понимание рекламной индустрии и незнание многих привычек и мест «обитания» потребителей. Но все же деятельность Уотсона в агентстве состояла не в исследовании психологии покупателя или механизмов влияния рекламы, а в продвижении новых идей психологии в рекламных исследованиях.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 1

В начале 1930-х годов Уотсон отмечал, что психология уже покинула академические лаборатории и пришла туда, где продаются и покупаются продукты. Изучение рынка становится составной частью рекламных кампаний, начинают появляться лаборатории для тестирования реакций потребителей на газетные статьи.

Уотсон часто выступал по радио: его речь строились таким образом, чтобы представлять продукты не напрямую, а исподволь. К примеру, он пояснял, что кофе повышает продуктивность умственной деятельности. Он не предлагал купить зубную пасту «Pebeco», однако разъяснял функции слюнных желез и связывал их работу с процессом чистки зубов. Слушателям раздавались краткие изложения лекций и бесплатные образцы пасты.

Широкая известность Уотсона увеличивала доверие к его выступлениям и помогала компании выходить на новых клиентов. В 1924 году он был назначен вице-президентом JWT.

Бихевиоризм сегодня

Бихевиоризм был преобладающим разделом академической психологии в течение нескольких десятилетий; Но с появлением других течений, таких как гуманизм, эволюционная психология или когнитивизм, он в конечном итоге потерял свою актуальность. Однако многие из его открытий используются до сих пор.

Таким образом, многие из наиболее используемых сегодня психологических методов лечения, таких как когнитивно-поведенческая терапия, используют многие из техник, разработанных бихевиористами в течение первых десятилетий 20-го века. Кроме того, его исследования обучения и других аспектов человеческого поведения продолжают использоваться для объяснения некоторых конкретных психологических явлений.

Ранние года

Джон Б. Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Каролине, где он также провел свои первые годы жизни. Он вырос в очень религиозной семье: его мать пропагандировала очень строгие стандарты поведения и не одобряла все виды поведения, такие как употребление алкоголя и курение. Несмотря на это, Уотсон вырос очень антирелигиозным.

В первые годы жизни Уотсону приходилось иметь дело со всевозможными академическими и личными проблемами. Несмотря на то, что он поступил в университет Фурмана в возрасте 16 лет, благодаря профессиональным связям его семьи, он не нашел свой путь легко и в конечном итоге у него начались проблемы с депрессией.

Спустя несколько лет после окончания учебы Ватсон, находясь на грани самоубийства, решил провести эксперимент над собой: он будет стараться вести себя так, как будто собирается преуспеть во всем, что он задумал в течение года, и он убьет себя, если ему не удастся улучшить свою жизнь. ситуация.

Этот эксперимент привел его к изучению психологии, области, в которой он в конечном итоге получил докторскую степень в Чикагском университете в 1903 году.

Критика эксперимента и судьба «Альберта»

Эксперимент позволил Уотсону сделать вывод, что реакции страха, тревоги, фобии и антипатии формируются у людей в детстве. Вот только ему не удалось избавить малыша от безотчетного страха перед белыми крысами, кроликами и предметами, имеющими белый мех. Как же сложилась судьба маленького Альберта дальше? По одним данным, он был усыновлен, по другим — уехал с матерью, а вот эксперимент Уотсона, несмотря на пользу его открытия для психологии, был подвергнут жесткой критике.

Несмотря на то, что опыт с маленьким Альбертом является известным в психологии и входит во все классические учебники, его критиковали по двум причинам:

  1. Неэтичность. В наше время такой опыт не мог бы быть проведен повторно.
  2. Субъективность. Эксперимент был проведен с нарушениями процесса, при отсутствии четкого плана. Во многом исследователи полагались на собственные интерпретации, кроме того, судьба подопытного не отслеживалась в дальнейшем. Было также известно, что Уотсон вмешивался в эксперимент, мешая малышу использовать любое защитное поведение, а также способствовал формированию страха. Например, если ребенок начинал сосать палец, Уотсон вынимал палец из его рта.

Судьба малыша Альберта долгое время оставалась тайной. Говорили, что он вырос странным мужчиной, всю жизнь боявшимся белых пушистых предметов. Лишь недавно удалось узнать о нем больше. Группа американских психологов во главе с Hall P. Beck в течение 7 лет занималась исследованием данного эксперимента. По изучению географии проведения опыта и сведений о личности матери мальчика им удалось узнать настоящее имя ребенка – Дуглас Мерритт. Он скончался в возрасте 6 лет 10 мая 1925 года от гидроцефалии. По словам автора исследования, оно продлилось дольше, чем жизнь самого ребенка. В 2012 году Холл П. Бэк и Алан Дж. Фридлунд сделали потрясающее заявление. Оказывается, малыш Альберт вовсе не был здоровым, нормальным ребенком, как заявлял Уотсон в описании своего исследования в 1920 году. Они предоставили убедительные доказательства того, что Уотсон знал о болезни малыша и преднамеренно скрыл этот факт. Увы, эта новая информация не только подвергает сомнению достоверность эксперимента, вошедшего во все классические учебники по психологии, но и делает его еще более неэтичным и жестоким.

Возникает логичный вопрос: но почему?! Зачем было нужно уважаемому, успешному человеку, который добился многого к своим 40 годам, совершать такой глупый поступок — подтасовка исходных данных эксперимента, неэтичный опыт… Утратил ли он критичность к своим действиям, ведомый страстью к науке, или здесь замешана страсть другого рода — к ассистентке Розали, которая, возможно, повлияла на Уотсона и его стремления? Увы, мы это вряд ли когда-нибудь узнаем.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Список использованной литературы:
  1. Веб-сайт Университета Фурмана. Раздел, посвященный жизни и деятельности Джона Уотсона –
  2. Уотсон Дж. «Психология с точки зрения бихевиориста», Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 17-18.
  3. Уотсон Дж. «Психология как наука о поведении». — М., «АСТ-ЛТД», 1998 г.
  4. Fridlund, A. J., Beck, H. P., Goldie, W. D., & Irons, G. (2012). Little Albert: A neurologically impaired child. History of Psychology. doi: 10.1037/a0026720
  5. “Conditioned Emotional Reactions,» by John Watson and Rosalie Rayner, The Journal of Experimental Psychology, February 1920
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: