Введение
Психологическое консультирование мусульман (как и более общая тенденция к конфессионально ориентированному консультированию) представляет собой новое, активно развивающееся направление в современной российской и международной психологии. Более того, полагаем, что можно говорить о начале формирования комбинированного междисциплинарного дискурса. Таким образом, актуальность изучаемой проблемы определяет научную новизну, состоящую в описании и обосновании метода решения и представления кейсов для достижения поставленной цели, а также в создании междисциплинарного поля для углубленной подготовки специалистов по конфессионально ориентированному психологическому консультированию, в том числе мусульман.
Статья структурирована с учетом поставленной цели и задач. Текст состоит из введения, двух частей, заключения и списка цитируемой литературы. Первая часть раскрывает общие характеристики метода кейса и его особенности в социальной эпистемологии, описывает метод кейса как инструмент подготовки к межкультурной коммуникации и к конфессионально ориентированному психологическому консультированию. Завершается первая часть представлением структуры записи решения кейса в контексте поставленных задач. Вторая часть содержит общие сведения по психологическому консультированию мусульман, пример кейса в психологическом консультировании мусульман, а также примеры решения данного кейса студентами-психологами. В заключении дан анализ особенностей решений, связанных с восприятием и культурными установками учащихся, представлены выводы и рекомендации. Заключение содержит общие выводы по теории метода кейса в социальной эпистемологии и практикоориентированные рекомендации на основе проведенного анализа теории и эмпирических данных.
Метод кейса в подготовке к конфессионально ориентированному консультированию на примере психологического консультирования мусульман
Психологическое консультирование мусульман – активно развивающаяся отрасль не только прикладной, но и фундаментальной психологии. Как указывает руководитель Ассоциации психологической помощи мусульманам3 О.С. Павлова, вопрос о конфессионально ориентированной психологической помощи, в том числе и помощи мусульманам, нуждается в теоретическом обосновании, которое можно почерпнуть, с одной стороны, из теории и практики кросс-культурного психологического консультирования и, с другой, из исламской теологии. Президент Международной ассоциации исламской психологии Малик Бадри , рассуждая о роли и эффективности западноевропейских психологических практик применительно к мусульманскому миру, пишет, что «…мусульманские психологи должны применять объективный, эмпирически подтвержденный подход и отвергать теории и практики, выработанные под влиянием западной культуры и не имеющие опоры в эмпирической практике» .
Специалисты по психологическому консультированию мусульман уделяют особое внимание вопросам истории психологического знания в исламе. ;
Речь идет как о раннем периоде существования мусульманской науки , так и о современных подходах .
Одна из самых востребованных категорий исламской мысли – это категория души, без понимания и всестороннего изучения которой психологическое консультирование мусульман не представляется возможным, следовательно, консультант должен не просто опираться на это знание, но и очень хорошо ориентироваться в нюансах понимания данного аспекта мусульманской мысли и повседневной религиозной практики каждого из клиентов-мусульман ; .
Немаловажным в свете вышесказанного является также общее положение кросс-культурной психологии, согласно которому близость клиента и консультанта по религиозному признаку в конфессионально ориентированной работе необходима для повышения уровня доверия между психологом и клиентом. Если говорить о психологе и клиенте как об участниках коммуникативного взаимодействия, обладающих целым рядом общекультурных, личностных и профессиональных характеристик, метод кейса может быть использовании и как обучающий, и как иллюстративный.
Для примера рассмотрим один из кейсов. При этом предлагается анализировать кейс как самостоятельный объект для изучения и как реальный случай.
История происходит в одном из городов России. На прием к психологу приходит женщина, возраст которой 30 лет, русская, не мусульманка. Прием у психолога платный. Так как профессиональный уровень данного психолога и время его работы в профессии очень значительны, то и оплата услуг соответствующая. Вся информация о психологе есть на специализированном сайте. Там же можно прочесть отзывы других клиентов.
Психолог – женщина, этнически принадлежит к крымскотатарскому народу, соблюдающая все религиозные предписания мусульманка. Клиентка, о которой идет речь, пришла, внимательно ознакомившись с информацией и отзывами.
Всю клиентскую сессию женщины беседуют на те темы, которые озвучивает клиент. Они касаются каких-то неизвестных нам тем, в общем связанных с семейными проблемами, не выбивающихся из общестатистических вопросов, обычно разбираемых на приеме у психолога.
Сеанс заканчивается. Клиентка расплачивается, поднимается из кресла, доходит до дверей и задает вопрос: «Помогите мне понять, кто я». Выясняется, что отец девушки, о котором она ничего не знает, – турок. Русская мама рассказала только это. А женщина хочет больше узнать о турках, об исламе, о том, как лично ей быть мусульманкой и возможно ли это, нужно ли это, будучи дочерью отца-турка и матери-русской (из архива специалиста Ассоциации психологической помощи мусульманам).
Таблица 2. / Table 2.
Возможное решение кейсаРossible case solution
Место действия |
Россия, кабинет психолога |
Время |
Наши дни, современность |
Участники |
Клиентка, психолог; отец клиентки, мама клиентки |
Характеристики участников |
|
Клиентка |
Женщина, возраст 30 лет, то есть не совсем юная, но и не пожилая. Смешанная этническая идентичность, связанная с происхождением родителей, мусульманка (?) |
Мама клиентки |
Русская, женщина, возраст неизвестен, вероисповедание неизвестно |
Отец клиентки |
Турок, мужчина, возраст неизвестен, мусульманин (?) |
Психолог |
Женщина, принадлежит к крымскотатарскому народу, возраст неизвестен, мусульманка, психолог-консультант |
Список литературы
1. Couples Therapy Case Study: Anna and Briаn. . – Режим доступа: https://www.omicsonline.org/open-access/case-studiesin-palliative-care-2165-7386.1000149.php?aid=14689 (дата обращения: 17.05.2022).
2. Crowe et al. The case study approach. BMC Medical Research Methodology. 2011;11:100.
3. Yin Robert K. Case study research and applications: Design and methods. Sage publications. 2018. . – Режим доступа: https://us.sagepub.com/en-us/nam/node/54068/print) (дата обращения: 17.05.2022).
4. Journal of Palliative Care & Medicine. . – Режим доступа: https://www.omicsonline.org/open-access/case-studies-in-palliativecare-2165-7386.1000149.php?aid=14689 (дата обращения: 17.05.2022).
5. Multi-cultural Palliative Care. . – Режим доступа: https://palliative.stanford.edu/palliative-sedation/case-study/ (дата обращения: 17.05.2022).
6. Введение в кейс метод: что такое кейсы и зачем они нужны. . – Режим доступа: https://changellenge.com/article/chto-takoekeysy/ (дата обращения: 17.05.2022).
7. Александрова Е.А. Изучение традиционной этнической культуры через семиотический анализ сказочных персонажей (образ лисы в русской и китайской традициях). Аналитика культурологии. 2011;1(19):230–234.
8. Белик А.А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии. М.: РГГУ; 2005. 420 с.
9. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология. М.: РГГУ; 2009. 613 с.
10. Гайденко П.П. Философия культуры Карла Ясперса. Вопросы литературы. 1972. №9. . – Режим доступа: https://voplit.ru/article/filosofiya-kultury-karla-yaspersa/ (дата обращения: 17.05.2022).
11. Социальная эпистемология: идеи, методы, программы. Касавин И.Т. (ред.). М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация»; 2010. 712 с.
12. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении. Человек. 1998;2:95–105
13. Александрова Е.А. Этнокультурный состав мира: учебное пособие для вузов. Серия «Высшее образование». М.: Издательство Юрайт; 2021. 260 с.
14. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984–1985. М.: Наука; 1986. С. 80–160
15. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство; 1986; С. 9–192.
16. Кристева Ю. Семиотика: Исследования по семанализу. Орлова Э.А. (пер. с фр.). М.: Академический Проект; 2013. 285 с.
17. Бадри М. Теория и практика исламской психологии. Павлова О.С., Полосин В.С. (ред.). М.: АНО НПЦ «Аль Васатыя умеренность»; 2018. 268 с.
19. Haque Amber. Psychology from Islamic Perspective, Contribution of early Muslim scholars and Challenges to contemporary Muslim psychologists. . – Режим доступа: https://www.academia.edu/848056/Psychology_from_Islamic_perspective_Contributions_of_early_Muslim_scholars_and_challenges_to_contemporary_Muslim_psychologists (дата обращения: 17.05.2022).
20. Аль-Газали М. Нравственность мусульманина. Рустамов А.И. (пер. с арабск. яз.). Баку: Шамс; 2011. 364 с.
21. Павлова О.С. Психология ислама: институализация научной дисциплины в российском контексте. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):169–181.
22. Павлова О.С. Психология: исламский дискурс. М.: Ассоциация психологической помощи мусульманам, АНО НПЦ «Аль Васатыя умеренность»; 2020. 208 с.
23. Священный Коран. Смыслы. Аляутдинов Ш. (богословский перевод). СПб.: Издательство «ДИЛЯ»; 2012. 1824 с.
Сексологи — случаи из практики
В центре принимает 2 специалистов — сексологи, сексопатологи, семейные психологи и психотерапевты с опытом от 5 до 30 лет практики. См. консультация врача-сексолога, Gi-терапия (Gi-метод), специалисты, цены.
Виктор, 45 лет | Обратился с жалобами на отсутствие эрекции. Сказал, что прошел 2 курса лечения антибиотиками и физиотрапии по поводу хронического простатита. Но эректильная функция не восстановилась. Был проведен курс суггестивной и трансперсональной терапии. Проблема была решена. |
Светлана, 18 лет | Жалобы на боли в области связок матки во время коитуса. Считает, что это проявление вагинизма. Я ее наравил к гинекологу, которая сказала, что связки действительно болезенны при пальпации. Во время осмотра кресцовой части была отмечена некоторая болезненность. Выяснилось, что в детстве упала с качелей на копчик. После направления к специалисту мануальной терапии (остеопату) боли исчезли. |
Сергей, 42 года | Женат вторым браком, жена младше на 12 лет. В последний год стал себя чувствовать неуверенно в постели.Стала ослабевать эрекция, иногда она вообще отсутствовала. Стал появляться страх, перед близостью и чувство ущербности после неудавшегося коитуса. Свою неуверенность пытался заглушить дорогими подарками. Обратился за помощью в сексологический центр. Лечился у андролога от простатита антибиотиками и физиолечением. Эффекта не последовало. Был предложен еще один курс. Но от него пациент отказался и обратился ко мне.Был проведен курс GI терапии. К пациенту вернулась уверенность и потребность в сексе. Импотенция прошла. |
Андрей, 25 лет | После первого неудачного сексуального опыта с любимой девушкой стал избегать близости, чем сначала ызывал недоумение своей подруги. Спустя некоторое время она стала подозревать, что он охладел к ней, что вызвало серьезные переживания с ее стороны.Андрей обратился ко мне и с ним был проведен курс GI психотерапии. Он отважился поговорить о своей проблеме с возлюбленной. Повысилась степень доверия между ними и кроме того решилась основная проблема, заставившая обратиться за помощью, а именно синдром ожидания неудачи. |
Антон, 32 года | Женат 7 лет, имеет 6 летнюю дочь. Обратился с жалобами, что в последний год во время близости с супругой«не может кончить». При том, что когда иногда случаются внебрачные связи, то с оргазмом все в порядке, «и даже слишком».В ходе первичной беседы выяснилось, что Антон в последние годы не испытывает трепетных чувств к супруге и по сути просто «исполняет супружеский долг». Отношения потеряли эмоциональный накал и страсть.Для решения данной проблемы была предложена семейная психотерапия. Кроме того с Антоном и его супругой была проведена и индивидуальная работа в техниках GI. Интимные отношения вернули свою яркость. Через год, в их семье, появился еще один малыш. |
Светлана, 26 лет | Обратилась с жалобами, на невозможность получения оргазма во время секса с партнером. Половой жизньюживет с 16 лет. С 14 лет получает оргазм миотоническим способом. Партнера обижает то, что после его эякуляции она просит его оставить ее одну и «кончает» ставшим для нее привычным методом.Был проведен курс GI терапии, в комплексе с традиционными способами психокоррекции и секстерапии. Повысилась степень доверия к партнеру. Стала получать оргазм и в процессе коитуса, и мастурбируя традиционно. |
Ева, 29 лет | Обратилась с жалобами на отсутствие вагинального секса уже в течение 3х лет в виду невозможности полвого акта в силу сокращения мышц предверия влагалища. Замужем . С мужем знакома еще с университетской скамьи. 3 года назад стали беспокоить непрятные ощущения в области половых органов. Обратилась к гинекологу. В ходе гинекологического обследования услышала много неприятных слов в свой адрес от врача. Пришла подавленной и с того момента с супругом был только оральный секс. В принципе мужа это тоже устраивало, и обоим казалось, что вагинизм пройдет сам собой. Но этого не происходило. Появилось желание иметь детей, что и послужило поводом для обращения.Был проведен курс GI терапии. Буквально после 3 сеанса произошёл вагинальный секс . Муж был очень доволен, как и сама пациентка. На момент написания статьи у супругов две годовалые дочери близнецы. |
Показать ещё |
Заключение
Подводя итоги теоретического исследования, можно заключить, что в применении метода кейса (ситуации) необходимо придерживаться диалогического подхода, предложенного М.М. Бахтиным и ставшего основой гуманитарного знания для российской и мировой науки. Несмотря на ограничения общей методологии ситуационных исследований, они могут применяться в качестве выработки подхода к человеку как точки пересечения физических, психологических факторов и характеристик окружающей среды и/или культуры в целом. Понимая культуру как специфически человеческий способ жизнедеятельности, как сбалансированную, единую, неразрывную, живую систему, функционирующую по принципу взаимопорождения, мы закладываем основу для базового понимания между людьми и группами, в которые они объединяются в соответствии с комбинацией внешних и внутренних условий. Психосоциальный гомеостазис – условие для грамотного осуществления конфессионально ориентированного психологического консультирования. С практической точки зрения в подготовке специалистов по конфессионально ориентированному консультированию, в частности психологическому консультированию мусульман, необходим комплексный подход. Его специфика в первую очередь состоит в истинной междисциплинарности, глубоком понимании фундаментальных гуманитарных оснований психологического консультирования, в балансе религиоведения и теологии, в грамотном подходе к этике. На первый план выходит искреннее стремление к самосовершенствованию, повышение уровня осознанности психолога-консультанта. Только при соблюдении обозначенных условий конфессионально ориентированное консультирование будет соответствовать профессиональным требованиям и станет дополнительным аспектом духовного роста клиента.