Семья как фактор психологического здоровья детей

Признаки идеальной семьи для ребенка

В понимании большинства родителей воспитание ребенка заключается в удовлетворении его потребностей и желаний, а также в большом количестве общения. Однако избыток слов и объяснений приводят к неправильному результату, и дети вообще перестают что-либо понимать.

Не стоит забывать, что общение – это и жесты, и молчание, когда достаточно просто быть рядом. А избыток покупок, развлечений и игр формирует у ребенка чувство вседозволенности, что в скором времени делает его настолько избалованным, что подарки перестают приносить радость.

Говоря о том, какие еще признаки семьи являются ключевыми, обязательно нужно помнить об уважении. Именно оно создает гармонию, которая позволяет покою воцариться в доме. Ведь известно, что любовь может сопровождаться даже такими эмоциями, как разочарование, гнев и раздражение.

Пытаясь исключить эту многогранность, вы добьетесь лишь конфликта с собственными эмоциями. В целом, если рассуждать, то вы не обязаны любить абсолютно всех членов семьи, но вы должны придерживаться правила: необходимо уважать друг друга.

Нередко бывает, когда у человека одновременно присутствуют две потребности: быть с семьей и сохранить независимость

Важно всегда находить равновесие и не осуждать ни себя, ни других. Это станет большим шагом к взаимному пониманию.

Страх поссориться с ребенком и нарушить семейную идиллию приводит к потере родительского авторитета. Дети весьма рано учатся манипулировать взрослыми и, пользуясь их чувством вины, оборачивают ситуацию в свою пользу. Но задача родителей – объяснить правила и расставить границы дозволенного.

Признак нормальной семьи – это наличие возможности для развития самодостаточной личности. Здесь нет места завышенным ожиданиям. Чтобы не росло напряжение как для родителей, так и для детей, не нужно гнаться за идеалом.

Если вы желаете создать хорошую семью, но вас мучает чувство неудовлетворенности, вы ощущаете себя непонятым и задетым, то лучше обратиться за советом к семейному психологу либо к близкому человеку, имеющему авторитет. Таким образом вы сможете разобраться в сложившейся ситуации и предупредить печальный исход событий.

Как создать хорошую «ячейку общества»

Идеальная семья – мечта каждого человека. Все стремятся жить в гармонии и понимании. Однако когда молодожены начинают совместную жизнь, неизбежно возникают проблемы, которые мешают их союзу стать по-настоящему крепким. Во многих случаях люди просто не обладают знаниями о том, как преодолевать трудности, уступать, находить выход из сложной ситуации, расставлять приоритеты.

У мужа и жены не получается сделать так, чтобы всем в семье было в равной степени комфортно. По этой причине часто рушатся браки. Бывает и так, что пара продолжает жить вместе, но никто не испытывает радости.

Разобравшись, каковы признаки идеальной семьи, вы тоже можете постараться создать ее. Несколько советов психологов помогут вам в достижении этой цели:

Важно сделать правильный выбор. Когда речь заходит о главных ценностях, о жизни, о воспитании детей, тогда ваши взгляды с партнером должны совпадать

Если же люди обладают совершенно разными представлениями о том, как должна выглядеть правильная семья, то вряд ли их союз будет удачным.

Также важно уметь находить компромиссы и уступать друг другу. Эгоизм и упрямство не помогут построить идеальные отношения. Желание каждого перетянуть одеяло не поспособствует решению возникающих проблем. Нужно научиться сообща преодолевать трудности.

Не старайтесь игнорировать минусы ваших отношений
Да, нужно чаще концентрировать внимание на положительных вещах в вашей семье, но в то же время, если вы выявили какие-либо недостатки, то старайтесь незамедлительно совместно корректировать их.

Для мужчины и женщины всегда остается важной их интимная близость. Поэтому не позволяйте вам отдалиться друг от друга
Чтобы не потерять интерес, внесите разнообразие в ваши отношения, заводите откровенные разговоры, делитесь фантазиями друг с другом.

Проявление внимания ко второй «половинке» сохраняет важность на протяжении всех лет жизни. И супруг, и супруга всегда будут рады комплиментам друг от друга, небольшим подаркам, похвале. Иногда стоит даже устраивать вечера, наполненные романтикой.

Помните, что вы – команда. Конечно, у каждого будут свои задачи, например заработок ляжет на плечи мужа, а домашний быт станет главной обязанностью жены. Но когда начнут возникать те или иные вопросы, вы должны решать их совместно. Не нужно отстраняться от «чужих» проблем, помогайте друг другу и вместе приходите к правильным выводам.

Как видите, признаков хорошей семьи существует множество, и идеальные отношения не складываются сами по себе. Если вы хотите, чтобы брак был крепким, значит, как мужчине, так и женщине необходимо прилагать множество усилий.

Тест на определение климата в семье

Определить, к какому типу относится климат конкретной семьи, можно при помощи теста, ответив на простые вопросы:

  1. Регулярно ли родственники проводят время в кругу семьи?

  2. Находятся ли они дома с удовольствием?

  3. Учитывают ли взрослые точку зрения детей при решении семейных вопросов?

  4. Есть ли в семье традиции, которые поддерживаются всеми ее членами?

Если все ответы положительные, то климат в семье благоприятный. Если же ответы вызывают затруднение или на каждый вопрос ответ однозначно «нет», значит отношения между родственниками негативные, и можно говорить о том, что в такой семье страдают, прежде всего, дети.

Признаки функциональной и дисфункциональной семьи

Подробности
Опубликовано: 10.05.2012 09:42
Просмотров: 1639

Признаки функциональной и дисфункциональной семьи.

Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Семейные условия, связанные с формированием успешного, «хорошего» поведения:

  • уметь разделять самого ребенка и его проступки: «Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал (а)»;

  • уметь активно слушать и понимать переживания и потребности своего ребенка;

  • не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется, и заниматься вместе, помогать, когда он просит;

  • стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;

  • постоянно поддерживать успехи ребенка, в повседневном общении использовать любые формы выражения своих теплых чувств и отношения: «Мне хорошо с тобой… Я рад (а) тебя видеть… Я по тебе соскучился (лась)… Мне нравится как ты… Ты мой хороший (ая)… Ты, конечно, справишься…».

  • стремиться выражать свои теплые чувства и поддержку не только словами, но и лаской, голосом, прикосновением.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношени» между членами семьи. Например, семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. В такой семье у членов семьи наблюдаются проблемы с алкоголем; у женщин часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны здоровья.

Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:

  • общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;

  • в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;

  • для членов семьи характерно нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;

  • по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;

В конфликтной (дисфункциональной) или дисгармоничной семье проявляет несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешай», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка. Дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки, ещё более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребенок становится дезориентированным в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки.

  • Назад

  • Вперёд

Какие семьи считаются неблагополучными

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утратившая функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни или здоровью.

Принято считать, будто неблагополучная семья – это какие-то маргиналы-алкоголики, наркоманы или люди без определенного места жительства. Но на самом деле дисфункциональных семей – огромное множество. И большинство из них на первый взгляд кажутся абсолютно нормальными.

Любое деление дисфункциональных семей на типы связано в первую очередь с психологическим климатом семьи, а не ее составом или материальным благополучием. Если заглянуть в законы, то к категории потенциально неблагополучных семей относится огромное количество социальных ячеек, но далеко не все из них таковыми являются.

Неправильно считать дисфункциональной семью, где мать одна воспитывает ребенка, или ту, где родители мало зарабатывают. Важнее – то, как взрослые относятся к ребенку и насколько хорошо они справляются со своими родительскими обязанностями.

Если семья переживает кризис, это всегда отобразится на детях

Важно понимать, какую ответственность возлагают на себя будущие родители, когда решают завести ребенка. Ведь вырастить его – это не просто обеспечить продуктами питания, надежной и образования

С ребенком нужно установить тесную духовную связь и сделать его человеком.

Характерные роли членов семьи

В каждом типе дисфункциональной семьи есть свои, четко распределенные роли, которые человек не имеет право менять, иначе вся система «распадется». Если человек отказываться от приписанной ему роли, есть только три варианта развития событий – либо вся семейная система трансформируется, либо семья просто «разваливается», либо продолжает функционировать, но уже без этого члена семьи.

Роли в дисфункциональных семьях:

  • «проблемный» член семьи – обычно, это человек с зависимостью, либо вечно «страдающий», вокруг которого строится все семейное общение. Его нужно спасать, поучать, прощать, не возлагать на него какие-либо обязанности. Сам человек всегда отрицает наличие у него проблемы;
  • семейный «герой» – он решает проблемы всех остальных, всегда знает что правильно, а что нет, всех поучает, критикует, тем самым самоутверждается за счет их благодарности, восхищения и зависимости от него. Такую роль может взять на себя даже ребенок, если у него инфантильные родители;
  • «гордость семьи» – обычно ребенок, на которого возлагают слишком большие надежды, постоянно хвастаются его достижениями, как бы приписывая их себе, хотят, чтобы он реализовал несбывшиеся мечты родителей, при этом во взрослом возрасте таким детям очень сложно сепарироваться от родителей, поскольку они «живут им»;
  • «козел отпущения» – это либо трудной ребенок, который бунтует против дисфункциональных отношений, либо «неудачник» муж, либо «бесполезная» жена, которая все делает не так. Члены семьи постоянно выплескивают на него свои негативные эмоции, агрессию, обвиняют во всех проблемах, тем самым снимая с себя ответственность;
  • «потерянный ребенок» – он эмоционально и психологически изолирует себя от дисфункциональной семьи, может часами играть в одиночестве, не доставляет проблем, часто замкнут, необщителен, быстро взрослеет. С возрастом берет на себя ответственность за других, не умеет проявлять эмоции, нуждается в близости, но не способен доверять людям;
  • «шут» – веселый, инфантильный член семьи, который всегда разряжает атмосферу, пытается всех порадовать, живет их эмоциями и винит себя в плохом настроении членов семьи. При этом неспособен брать ответственность за свои поступки, избегает решения проблем.

В психологической литературе роли представлены в утрированном, крайнем варианте, важно помнить, что они могут быть менее выражены, но все равно прослеживаются в различных типах дисфункциональных семей

6 признаков счастливой семьи

Рассуждая о признаках института семьи, нужно говорить не только об общих социальных задачах ячейки общества, но и об индивидууме – об удовлетворении его потребностей.

Удовлетворение потребностей в любви

И ребенок, и взрослый нуждаются в любви, это желание сохраняется у человека на протяжении всей жизни. Нам нужно, чтобы нас принимали такими, какие мы есть. Удовлетворение этой потребности наполняет наш дом комфортом и покоем.

Идеал семьи подразумевает, что супруги стараются относиться друг к другу и к своим детям максимально трепетно. Они понимают, что все члены семьи одинаково достойны любви и никто не должен остаться ущемленным или ненужным.

Нереализованная потребность в любви рано или поздно приводит к ухудшению отношений между мужем и женой. Проблемы, которые начинают возникать из-за этого, мешают создать по-настоящему гармоничную атмосферу.

гор

Стабильные сексуальные взаимоотношения

Половая жизнь является одним из главных элементов, составляющих жизнь супружеской пары. Психоэмоциональная сфера, складывающаяся в семье, основывается в том числе на стабильном и качественном сексе.

Нельзя говорить об идеальных взаимоотношениях, если пара находится в репродуктивном возрасте, но крайне редко спит вместе или и вовсе не имеет интимных отношений. Регулярный и чувственный секс позволяет мужу и жене сохранять чувство близости.

Отсутствие половой жизни воспринимается мужчинами особенно болезненно, и это нередко приводит к поиску удовлетворения на стороне. Ситуация усугубляется. Можно с уверенностью говорить, что такие типы семей признаками хорошей семьи не обладают точно.

Представление об идеальных отношениях подразумевают, что супруги не будут решать проблему при помощи внебрачных связей. Люди постараются справиться с ситуацией другими методами. В первую очередь они разнообразят половую жизнь: испробуют новые позы, ролевые игры, приобретут взрослые игрушки. Либо же они отправятся на прием к сексологу.

Эмоциональная поддержка друг друга

В здоровой семье никто не боится показать свои эмоции. У каждого человека имеется своя точка зрения, и все обладают полным правом высказаться. При этом люди понимают, что возникающие конфликты полагается решать совместно и максимально мирным путем.

Супруги не оставляют друг друга в трудные минуты. Проявляя поддержку, люди вместе переживают все счастливые и горестные моменты.

Совместный быт

Еще один признак здоровой семьи – быт, в котором обязанности не взваливаются целиком на одного человека. Нередко можно наблюдать отношения, в которых жена должна играть роль:

  • домработницы;

  • воспитательницы;

  • няни;

  • кормильца;

  • ремонтника.

На этом список возможных обязанностей женщины не заканчивается. Супруг же в это время обычно либо получает копейки, не пытаясь поменять что-либо в своей жизни, либо пребывает в бесконечном поиске работы, либо предпочитает злоупотреблять спиртным.

В идеальной семье такое недопустимо. Когда речь идет о бытовых обязанностях, о воспитании детей, о материальном обеспечении – муж и жена вкладываются одинаково. Женщина не испытывает давления, принуждающего ее заниматься только домом. Супруг с уважением относится к ее интересам, увлечениям и работе.

Уверенному в себе мужчине не нужно постоянно доказывать жене, что он главный в доме. Он, понимая, что его выносливость намного выше женской, станет по своей инициативе вовлекаться в бытовые дела, ведь ему несложно оказать супруге ту или иную помощь – с уборкой, готовкой.

Идеальные отношения подразумевают совместное несение обязанностей, поэтому к признакам семьи относятся примеры в том числе взаимопомощи в быту.

Общение и культурное обогащение

Возможно, вы не раз замечали, как годы семейной жизни приводят к угасанию какого-либо интереса друг к другу, и это относится даже к общению. Супруги перестают делиться эмоциями, рассказывать что-либо. Обмен словами сводится лишь к решению тех или иных проблем, все обсуждается сухо и по делу.

В хорошей семье необходимо постоянно взаимодействовать, проводить время вместе, ездить на отдых, посещать культурные мероприятия.

Совместное воспитание детей

Здесь тоже речь пойдет об ответственности, и супруги не станут перекладывать обязанности друг на друга. Все должны понимать, что взрастить достойного человека нелегко, а воспитание – это процесс, полный сложностей, требующий влияния как матери, так и отца.

Здоровая семья

Здоровая (функциональная) семья — это семья, которая признает и успешно (конструктивно) решает внешние и внутренние проблемы, то есть это семья, которая хорошо справляется с семейными функциями — от репродуктивной, хозяйственно-бытовой до социальной, духовной и т.д.

У семьи есть функции, от которых очевидно не отвертеться  – надо вести совместное хозяйство, надо растить детей, надо поддерживать любовные, уважительные отношения. У здоровой семьи все это получается хорошо. Вот какими признаками наделяет психолог В. Сатир функциональную семью (“Как строить себя и свою семью” М., 1992):

  • каждый член воспринимается как равный другим;

  • доверие, честность и открытость являются существенными;

  • внутрисемейное общение является конгруэнтным;

  • члены поддерживают друг друга;

  • каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;

  • отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;

  • существенное место занимают традиции и ритуалы;

  • члены принимают особенности и уникальность каждого из них;

  • уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);

  • чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

Иногда добавляются еще такие признаки:

1. Роли в такой семье выбираются, а не навязываются, семейная система гибкая и изменчивая с течением времени;

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества);

3. Члены семьи знают, что они чувствуют. Они способны облечь свои чувства в слова и высказать их другим;

4. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся;

5. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности;  

6. Родители делают то, что говорят;

7. Ошибки прощаются, на них учатся;

8.  Гибкие семейные правила, возможность их обсуждения; отсутствие “законов”.

9. Каждый член такой семьи имеет выраженные границы своего «я», в то же время эти границы полупроницаемы, поэтому и другие могут входить на территорию другого, но каждый может сказать «нет» и тем самым защитить свои границы; каждый человек имеет хорошие взаимоотношения с самим собой и с другими членами семьи.

Когда семья выполняет все свои функции — она может справляться с трудностями и переживать кризисы. И только совместно обсуждая проблемы, люди более гибко могут подстраиваться под обстоятельства, учитывая интересы и особенности каждого. 

Социально-психологический климат в семейных отношениях

Под понятием социально-психологического климата подразумевается качество взаимоотношений родственников в социуме. Степень благополучия и спокойной атмосферы в семье сказываются на социальном поведении человека вне семьи – на работе, учебе, среди друзей и знакомых.

Социально-психологический климат зависит от макро- и микросреды.

Под макросредой подразумеваются глобальные обстоятельства:

  • уровень развития страны, четкость и успешность ее экономических программ;

  • общекультурный уровень населения;

  • благосостояние общества;

  • особенности общественного сознания.

Микрофакторами выступают:

  • материальный достаток семьи и ее социальный статус;

  • вид личной и рабочей деятельности членов семьи;

  • распределение ролей и статусов внутри семейства;

  • психологическая совместимость родственников;

  • качество взаимоотношений между ними.

Особенности формирования личности: особенности детей из дисфункциональных семей

Жизнь в дисфункциональной семье дает о себе знать даже спустя многие годы, обуславливая особенности формирования личности и развития личностных особенностей детей из таких семей
. К личностным особенностям, которые формируются в результате жизни в дисфункциональных семьях, относят следующее:

  • Тотальное недоверие и восприятие окружающих людей как источника угрозы. Такому человеку будет очень сложно научиться доверять близким людям, а им, в свою очередь, придется постоянно доказывать свою любовь и привязанность, выказывать лояльность и абсолютное принятие.
  • Возникновение гнева в ответ на любые ситуации, которые оцениваются как непринятие или отвержение со стороны близких людей. Возможны проявления сильной ревности в ситуациях, когда партнер выказывает признаки привязанности к другим людям.
    Также этим людям будет свойственна крайность в плане дистанции с близкими людьми: проявляться эта особенность может или в чрезмерном дистанцировании (эмоциональном или поведенческом) или же в тотальном контроле за жизнью партнера и других членов семьи.

  • Сложности с искренним и спонтанным выражением своих чувств – еще одна особенность людей, выросших в дисфункциональных семьях
    . Сосуществование ребенка в такой семье способствует тому, что человек замыкается в себе, начинает испытывать затруднения в эмоциональной экспрессии и выражении сопереживания по отношению к другим людям.
  • Ощущение собственной ненужности, никчемности и незначительности. Без опыта принятия в раннем детском возрасте со стороны родителей у человека формируется базовое чувство ненужности, ощущение внутренней пустоты.
  • «Черно-белое мышление» или жизнь согласно правилу «получить все или ничего». Такой человек начинает выдвигать очень высокие требования к окружающим и, в первую очередь – к самому себе. Недостижение завышенных целей приводит к разочарованиям и обесцениванию.

Таким образом, «наследие» дисфункциональной семьи может преследовать человека долгие годы спустя, проявляясь в особенностях поведения и личностных особенностях. При условии принятия со стороны партнера и близких этот человек может научиться верить людям и имеет шанс ощутить семейное счастье. Однако для этого потребуется много времени, терпения и любви.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. 
Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-disfunkcionalnoj-seme/.

Здоровье — что это? Признаки здоровья

Для здоровья наиболее типичны следующие главные признаки:

  • структурная и функциональная сохранность систем и органов человека,
  • индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и общественной (социальной) среде,
  • сохранность привычного самочувствия, которое всегда оказывается наиболее тонким барометром душевного и социального благополучия.

«Целью клинической медицины является предупреждение болезни, лечение болезни, развившейся и облегчение страданий больного человека». Боткин С.П.

Прогнозирование здоровья и его сохранение является содержанием и сущностью профилактического метода в клинической медицине, представляющего собой комплекс социально-экономических, экологических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей путем повышения компенсаторно-адаптационных способностей организма, устранения причин и условий, вызывающих возникновение рецидивов заболеваний.

Выздоровление: открытые коммуникации — построение семейных традиции — качественное выражение чувств

Сделать из дисфункциональной семьи здоровую трудно, но не невозможно. Во-первых, это тяжелая работа. Во-вторых, супруги и семьи в основном плохо обучены искусству семейной жизни. Ведь обучение одного поколения — дело предыдущего. Плохие навыки семейной жизни переходят от одного поколения к другому, как предрасположенность к заболеванию или «фамильный порок». Поскольку эти плохие навыки по большей части не осознаются, то каждое движение, которая тяготеет к хорошей семье или супружеству, вызывает равная сила, отталкивающая семью этого, вызывая сопротивление хорошему контакту с супругом или членами семьи. В-третьих, осознание некоторых вещей вызывает слишком болезненные, непереносимые переживания, а некоторые действия в семье слишком трудно совершить из-за того, что они вызывают осуждение со стороны других родственников.

Если речь идет о выздоровлении целой семьи, а не отдельного человека, то без профессионального психолога не обойтись. Обычно проработка идет в формате семейных тренингов, на которых психолог с помощью игр и упражнений учит выстраивать коммуникацию, уважать границы друг друга. Упражнения для тренинга подбираются так, чтобы проработать доверие и развить эмпатию, научить всех членов семьи высказываться «я-сообщениями», давать друг другу поддержку и обратную связь. Вот примеры задач, которые стоят перед выздоравливающими членами семьи:

1-я задача: понимать разницу между тем, между здоровой и дисфунциональной семьей. Следует понять, что на этом этапе нормально иметь глубинные проблемы. Это помогает принять себя и избавиться от стыда, вины и  роли, которые являются причиной саморазрушающего поведения.  Выбор: либо выздоравливать, либо повторяться.

2-я задача: восстановление тонкого баланса между аффективной сферой и сферой мышления.

3-я задача: Восстановить историю детства, обсудить ее с другими (необходимо делиться болезненными воспоминаниями с другими, это снижает стыд, вину и другие болезненные эмоции, препятствующие дальнейшему личностному росту).

4-я задача: понять связь между поведением в детстве и во взрослом возрасте (так как цель работы — изменение, это возможно только при определении паттернов поведения, возникших в детстве, которые повторяются в зрелом возрасте).

5-я задача: изменение стиля жизни. Проблема в том, что часто сознательное понимание собственных действий блокируется отрицанием и чтобы через это прорваться, надо составить список своих достоинств и недостатков, которые выработались в детстве и опираться на него для большего осознания собственных действий.

6-я задача: поиск нового поведения.  Если человек вырос в дисфункциональной семье, он научился пользоваться паттернами поведения, которые неидентичный ему.  Поэтому, когда человек обнаруживает стиль поведения, который действительно подходит ему, оно кажется естественным, легким, свободным. Но это может произойти только при освобождении от проблем детства.

Качественное прохождение всех предыдущих стадий выздоровления обеспечивает такое качество, как «сознательная воля». Итак, путь к от дисфункциональной семьи к здоровой можно выразить триадой:  открытые коммуникации — построение семейных традиции — качественное выражение чувств.

http://real-parents.com/zdorovaya-i-disfunktsionalnaya-semya.html

http://dovira.info/ru/materials/0000001/

https://opsihike.ru/otnosheniua/disfunkcionalnaya-semya.html 

Какими вырастают дети из дисфункциональных семей?

К сожалению, дети из дисфункциональных семей часто перенимают родительскую модель поведения. Негативные признаки и черты характера сохраняются как в период взросления, так во время зрелости.

С высокой долей вероятности ребенок из неблагополучной семьи сам создаст такую же ячейку общества, где будет внедрять привычные для себя правила и устои. Основные модели дисфункционального поведения детей из неблагополучных семей:

  • Слишком быстро взрослеют. Дети из неблагополучных семей практически неспособны быть игривыми, ребячиться. Им слишком рано приходится сталкиваться со взрослыми проблемами и тяготами.
  • Имеют умеренные или тяжелые проблемы с психическим здоровьем. Это может быть склонность к депрессии, постоянная тревожность и даже суицидальные мысли.
  • Испытывают к членам семьи поляризованные чувства. Проще говоря, ребенок одновременно и любит, и ненавидит своих родителей. Естественно, в незрелом возрасте человек не может контролировать эти эмоции, они его пугают.
  • Имеют проблемы с успеваемостью в учебных заведениях. Часто обстановка в неблагополучной семье настолько неблагоприятная, что ребенок попросту не может сконцентрироваться на учебе.
  • Имеют низкую самооценку, трудности в выражении эмоций. Это тоже логично – если родители не любят ребенка, то сам он себя любить точно не будет.
  • По мере взросления меняются с родителями ролями. Ведут себя со взрослыми жестоко в попытках отыграться за детские обиды.
  • Становятся эгоистичными, думают только о себе, чтобы компенсировать все упущенное в детстве.
  • Находят супруга в раннем возрасте, зачастую уже в 15-16 лет сбегают из родительского дома и начинают жить отдельно.
  • Могут податься в религию, чтобы найти признание, которого никогда не было дома.
  • Проецируют дисфункциональное поведение, усвоенное в семье, на другие отношения, в том числе взаимодействие с собственными детьми.

Как бы парадоксально это не звучало, но иногда даже в семьях с деструктивными отношениями вырастают абсолютно здоровые психически дети. Они добиваются успеха в жизни и не тянут за собой через годы шлейф детских обид, ненависть к родителям.

Некоторые психологи считают, что родители – не единственный источник любви, который помогает ребенку вырасти цельной и счастливой личностью. «Какие родители, такими будут и дети» – утверждение, которое подразумевает не генетическое, а социальное наследование. Но в любом правиле есть исключения.

Если ребенок узнает, что есть мир, где царят иные отношения, у него формируется независимость от удручающей домашней обстановки. Появляется критичное отношение к родителям, желание сепарироваться от них как можно быстрее, чтобы не подвергать себя бесконечным потокам негатива.

Процесс личностного формирования очень тяжелый, но он дает свои результаты. Именно поэтому даже в семьях с деструктивными отношениями нередко вырастают нормальные дети. Во взрослом возрасте многие из них даже находят силы понять родителей, простить и помочь им.

Понятие и признаки дисфункциональной семьи

Фото автора cottonbro: Pexels

Дисфункциональная семья – это закрытая система взаимоотношений, где один или несколько членов семьи ведут себя деструктивно, за каждым закреплены определенные роди, а сама семья живет по определенному сценарию, выйти из которого крайне трудно.

Признаки дисфункциональной семьи:

отрицание проблем – члены семьи живут, соблюдая негласное правило – не говорить о проблемах, то есть притворяться, что их нет;

  • неспособность конструктивно решать конфликты – в ссоре члены семьи переходят на личности, либо вообще уходят от конфликта, замалчивают его, «наказывают» друг друга игнорированием, находят «козла отпущения», обычно эту роль играет один из членов семьи;
  • запрет на выражение чувств – как правило, это относится к отрицательным чувствам, когда одному члену семьи запрещено злиться, раздражаться, обижаться, грустить. Бывает, что вся семья существует, вообще не выражая свое отношение к происходящему и друг к другу;
  • искажение личных границ – они либо размыты, когда у членов семьи нет своего пространства, они не отделяют свое «Я» от других членов и не осознают себя вне семьи, либо эти границы жесткие настолько, что личность никого к себе не подпускает, не разделяет чувства других членов семьи, не говорит с ними откровенно;
  • жестко регламентированные роли, из которых запрещено выходить, поскольку они нарушают сценарий семьи;
  • члены семьи не проводят свободное время вместе, не развлекаются, не смотрят фильмы, не говорят «по душам».

У членов такой семьи нет саморазвития, потребности членов семьи фрустрированы, в том числе и потребность в самоактуализации. Нет гармонии, близости, принятия друг друга и нарушено чувство безопасности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: