Вожделение
Вожделение — Страстное, чувственное половое влечение к кому нибудь
Нормальная черта личности
Целомудрие — моральная добродетель, означающая контроль сексуальных желаний
Нетерпеливость — В отношениях между мужчиной и женщиной нетерпеливость может проявиться в поспешных браках, давлении на партнера, стремлении «бежать впереди паровоза», не давая второму человеку времени и возможности тоже проявить инициативу
Нормальная черта личности
Терпение — добродетель, спокойное перенесение боли, беды, скорби, несчастья в собственной жизни. Сдержанное ожидание благоприятных результатов чего-либо
Невоздержанность — неспособность добровольно ограничивать свои физические и эмоциональные потребности, нежелание ограничивать себя в поступках, словах, чувствах, неумение отказаться от вредных желаний ума, склонность позволять себе лишнее
Нормальная черта личности
Умеренность — добродетель, выражающаяся в самоограничении для достижения нравственной цели
Зачем нужна реабилитация
Следующая страница > Таблица эмоций, чувств и аффектов с определениями
Как избавиться от чувства вины
Чтобы избавиться от разрушающих эмоций, необходимо найти корни проблемы, разобраться в себе. Сделать это можно самостоятельно или при помощи психотерапевта.
Чтобы не винить себя, запомните несколько простых истин. Вы не обязаны соответствовать чьим-то идеалам и ожиданиям. Вы — цельная личность. Родственники не должны управлять вами, вы сами хозяин своей жизни. Не преувеличиваете чувство долга.
Как бороться с чувством вины:
Попросите прощения. Если вы перед кем-то виноваты, извинитесь, расскажите о своих душевных терзаниях. Даже если вы не найдете понимания, у вас появится уверенность, что вы сделали все, что могли. Ваша задача — признать ошибку и извиниться за нее. Если поговорить с человеком уже нельзя, напишите ему письмо, которое потом можно сжечь.
Казнить нельзя, помиловать. Виноватый человек постоянно мысленно корит и осуждает себя
В таких диалогах с самим собой важно давать слово внутреннему защитнику. Нужно привести аргументы, которые смогут объяснить поступок
В этом моральном суде обвинение может и проиграть.
Правильно выстраивайте разговор с обвиняющим. Нельзя молча слушать обвинения другого человека, даже если вы виноваты. Чтобы обезоружить нападающего, нужно сразу извиниться, сказать, что вы его понимаете. Такой диалог лучше пустых обвинений и криков.
Важно! Совершать ошибки — это нормально, ни у кого нет четкой инструкции для всех жизненных ситуаций. Но важно уметь признавать и исправлять свои ошибки и не вменять свои установки другим людям.
Эгоизм
Эгоизм — Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, интересам общественным, пренебрежение ими.
Нормальная черта личности
Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии
Эгоцентризм — Крайняя форма проявления эгоизма. Эгоизм в действии
Нормальная черта личности
Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии
Жалость к себе — (также саможаление) — эмоция жалости, испытываемая к самому себе. Обычно вызывается стрессом, сопровождается чувствами грусти и несправедливости, характеризуется завистью к тем, кому «больше повезло» (типичные вопросы «внутреннего монолога» — «почему я?», «чем я это заслужил?»
Нормальная черта личности
Благодарность — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства
Своеволие — склонность человека к принятию решений на основе собственной воли, в том числе вопреки здравому смыслу, мнению окружающих, соображениям законов, обычаев, правил и т. п.
Нормальная черта личности
Доверие к Богу — Доверять Богу – не значит закрыть глаза на действительность. Доверять – значит видеть реальное положение вещей. Речь идет не о слепом доверии. Мы видим трудности и опасности и правильно оцениваем их. Доверие все взвешивает и направляет свой взгляд на Бога, на своего всемогущего Помощника. Это доверие осознает, что Бог могущественнее всех нужд, и потому не страшится их. Это не беспечность и не равнодушие. Это не игнорирование каких-либо вещей и не высказывание типа: «Ах, я думаю, все будет в порядке». Беспечно плыть по волнам жизненного моря – тоже не означает упования на Бога
Жадность —
- Неудержимое стремление удовлетворить какое-н. желание.
- Скупость, корыстолюбие.
Нормальная черта личности
Щедрость — добродетель, связанная со способностью оказывать бескорыстную помощь другим, антоним скупости и скаредности. Часто щедрость проявляется в подарках и неразрывно связана с благотворительностью
Самодовольство — в чистом виде это знание, «как должно быть». Доминирующей является идея о себе, благодаря которой, он все время выступаете в роли человека знающего. Он говорит определенным способом, без тени сомнения, он говорит, потому что он – «знает». Самодовольство возникает в результате противопоставления себя окружающим.
Нормальная черта личности
Благодарность — чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства
Несдержанность — неумение, неспособность сдерживаться
Нормальная черта личности
Сдержанность (самообладание) — способность управлять своими действиями, проявлениями эмоций и внутренними побуждениями
Эмпатия у детей
Итак, среди чувств у маленьких детей одним из первых формируется эмпатия — способность к сопереживанию и сочувствию. Эмпатия знакома ребёнку уже с первого года жизни! В раннем возрасте она носит глобальный характер, так как маленький ребёнок ещё не отделяет себя от окружающих и реагирует на произошедшее с другим человеком как на событие, произошедшее лично с ним. На втором году жизни характер эмпатии меняется. Ребёнок уже понимает, что больно не ему, а другому малышу, но его состояние он воспринимает как своё собственное.
В двух-трёхлетнем возрасте эмпатия проявляется в том, что ребёнок уже может утешить плачущего — гладит его по голове, просит: «Не плачь!»Малыш уже способен разделить с родителями или сверстниками удовольствие, угостив их конфетой или поделившись своими игрушками.
Откуда берётся эмпатия? Она образуется из распознавания и понимания эмоций. Дети учатся распознавать эмоции ещё в младенчестве, когда мама и папа выражают свои чувства по отношению к ним. Например, мама, наполненная нежностью по отношению к своему чаду, говорит ему: «Я тебя так люблю, так люблю, что сейчас поцелую, поцелую, поцелую!» — и целует малыша в щёчки, ручки и ножки.
Родители, расстроенные поведением ребёнка, показывают ему недовольство, выражая свои чувства словами: «Я расстроилась, потому что ты разбросал игрушки и не хочешь их собирать. Теперь у меня испортилось настроение, и я не могу с тобой играть, пока мы не приберём в комнате».
Или: «Я обиделась, потому что ты кидался игрушками и попал в меня. Мне больно. Теперь я не могу продолжать читать тебе книжку»
Подобными объяснениями мать учит ребёнка обращать внимание на то, как его поведение отражается на окружающих. И тем самым стимулирует ребёнка исправить своё поведение поступками
Так, в первом случае мать предлагает малышу убрать игрушки на место: «Ты наведёшь порядок в комнате (имеется в виду с помощью мамы), у меня поднимется настроение, и я с тобой поиграю». Во втором случае мать призывает малыша извиниться за причинённую ей боль, пожалеть её и больше не кидаться игрушками, если в комнате есть другие люди. Точно так же родители объясняют ребёнку эмоции других людей: «Видишь, девочка плачет. Она расстроилась, потому что с ней не поделились игрушкой. Давай порадуем её, предложим ей наши игрушки. Что ты можешь дать ей на время?» Подобные объяснения развивают в ребёнке чуткость, умение сопереживать, стремление помогать другим.
Читая с малышом книгу, родители таким же образом объясняют ему рисунки в книжке. Например: «Мишка топнул ногой, потому что рассердился. Посмотри, какое у него сердитое лицо: брови нахмурены, рот приоткрыт». Или: «Зайка расстроился. Видишь, у него грустное лицо и слёзки на щёчках».
Внимание!Важно научить малыша различать эмоции других людей. На основе этого у ребенка сначала появляется умение сопереживать и сочувствовать, позже — к 7-8 годам — формируется совесть, и к 12-летнему возрасту — умение любить.Общайтесь со своим крохой, выражайте свои эмоции и чувства, называйте их словами и объясняйте, почему они возникли. Помогите малышу научиться различать его собственные эмоции — точно так же называйте их словами (ты расстроился, потому что…)
Учите его выражать свои чувства в адекватных формах поведения — вместо того, чтобы упасть на пол и колотить по нему ногами, объяснить свои чувства словами и попробовать найти компромисс. Всем маленьким детям присуща эмпатия. Злыми и агрессивными их делает неправильное воспитание
Помогите малышу научиться различать его собственные эмоции — точно так же называйте их словами (ты расстроился, потому что…). Учите его выражать свои чувства в адекватных формах поведения — вместо того, чтобы упасть на пол и колотить по нему ногами, объяснить свои чувства словами и попробовать найти компромисс. Всем маленьким детям присуща эмпатия. Злыми и агрессивными их делает неправильное воспитание.
Алгоритм выхода из стагнации мнимой вины
Итак, как избавиться от чувства вины?
- Осознать, что чувство вины является мнимым, навязанным, а не реальным. Для этого полезно задать себе вопрос: действительно ли я виноват? В чем именно моя вина? И если вина неочевидна, то переходить к следующему шагу.
- Увидеть ложные убеждения, разобрать травмы, приведшие к стойкому ощущению вины. Когда бессознательные программы осознаются, они перестают влиять, и у человека появляется выбор поступать так или иначе.
- В ситуации, когда ложное чувство вины заставляло принимать невыгодные для вас решения, каждый раз делать другой выбор. Например, если раньше выбирали не конфликтовать, промолчать, то теперь высказывать свое мнение, чтобы решить проблемы наилучшим для всех способом.
- Полезным будет навык распознавать манипуляторов, то есть видеть, в каком состоянии находится человек, реально ли он нуждается в помощи или обманывает вас.
Полная проработка чувства вины и других негативных состояний возможна на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Здесь вы получите не только твердый навык анализа своих внутренних состояний, но и научитесь различать психику других людей. Результат тренинга — это полное понимание своих истинных желаний, уход от негативных жизненных сценариев и жизнь, наполненная радостью.
Популярное за 7 дней
Великий покаянный канон свт. Андрея Критского (текст)
27.02.23 07:48
В какие дни Великого поста нельзя причащаться и почему?
27.02.23 08:32
Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Понедельник
27.02.23 11:25
Митр. Антоний (Паканич): Почему мы не слышим призыв Господа?
21.02.23 10:01
Зачем освящать вещи?
22.02.23 09:19
Верующие УПЦ будут совершать в Великий пост особое молитвенное правило
24.02.23 19:09
25 февраля — празднование в честь Иверской иконы Божией Матери
25.02.23 09:01
Покаянный канон. День первый: светлая печаль на пути к вечной жизни
27.02.23 09:34
Как научиться доверять людям, если предать может самый близкий?
22.02.23 17:08
Как объяснить детям, зачем нужен пост?
24.02.23 08:52
Причины возникновения мнимой вины
Психологические особенности личности
Чувство вины свойственно всем людям в той или иной мере, так как оно прививается обществом как культурная ценность. Но вот к навязанной вине, самокопанию, зависанию в прошлом и в итоге к ступору перед жизнью склонна лишь часть людей, имеющая определенные психологические особенности.
Именно у таких людей наблюдается подобное понимание справедливости: что у всех всего должно быть поровну. И если ты выделяешься в ту или иную сторону — это неправильно.
Кроме того, из-за того, что они склонны накапливать опыт и у них есть желание его передавать, они имеют хорошую память и любят обращаться в прошлое. Прошлый опыт для них ценен, вот почему избавиться от него бывает очень сложно. Для них характерно долго переваривать произошедшую несправедливость.
В детстве такие люди очень послушны и привязаны к маме. Проблемы с мамой зачастую оборачиваются для них в дальнейшем жизнью, отягченной чувством вины.
Ошибки воспитания
Проблемы возникают, когда:
ребенка не хвалили за хорошо сделанную работу или успехи;
ребенка стыдили или родители стыдились его;
ребенка неправильно наказывали. Дети должны понимать, что они наказаны за конкретное действие или поведение, а не потому, что они плохие
У них должно остаться чувство, что они в состоянии исправить ошибку;
ребенок был обделен вниманием, потому что мама была в плохом состоянии.
Остановимся подробнее на последнем. Если мама находилась в депрессии, раздражении, унынии или была постоянно уставшей, измотанной, она была не в состоянии дать достаточно внимания и проявить любовь к ребенку, даже если любила его. Младенец очень чутко ощущает состояние матери. Он чувствовал, что его не любят.
Но дети любят родителей безусловно, даже самых неблагополучных, поэтому они не могут признать, что мама плохая. Они решают, что это они плохие и начинают заслуживать ее любовь.
Естественно, эти процессы происходят неосознанно, закладываясь как бессознательная программа на всю оставшуюся жизнь. Дети не думают так, а болезненные воспоминания глубоко вытесняются в бессознательное — так, что их невозможно вспомнить. Но картину произошедшего можно восстановить по обстоятельствам жизни.
В дальнейшем такие люди заслуживают любовь и внимание других людей, ощущая вину за сам факт своего существования. Они становятся мягкими и податливыми, чтобы быть хорошими
Такой же процесс происходит, если ребенка рано отдали в ясли или часто оставляли с другими людьми, когда, например, родители уезжали на заработки.
Человек — объект манипуляций
В детстве может быть заложен сценарий хорошего мальчика, когда мама манипулировала на чувстве вины. Например, говорила: «Если ты сделаешь это, ты порадуешь маму, будешь хорошим мальчиком». И если ребенок не делал, то ответом было: «Ты плохой мальчик, потому что расстраиваешь мамочку».
Последствием такого сценария является не только ощущение вины за все и перед всеми, которое они не осознают, но и стремление угодить другим людям в ущерб собственной жизни. Такие люди не знают своих желаний и никогда не уверены в том, что делают. Не заводят собственную семью, не строят карьеру, зачастую слушая только советы матери, до конца жизни оставаясь на ее попечении.
Ложные убеждения
Как справиться с чувством вины, если оно заложено на уровне убеждений? Например, родители жили скромно, ничего лишнего себе не позволяли. Девочка выросла и начала покупать себе красивые платья, а мама все время осуждающе говорила: «Это так дорого!» Даже если она могла себе позволить, в дальнейшем траты денег на себя женщина воспринимала с чувством вины.
Убеждения могут передаваться через поколения и даже основываться на многовековом опыте человечества. Так, русский человек особенно подвержен чувству вины по многим причинам. Прежде всего, это уроки христианства, в котором сам факт рождения человека связан с виной (первородный грех).
Русский менталитет — коллективистский, поэтому способом регулировать отношения в обществе принято через чувство стыда, которое может трансформироваться в чувство вины. Стыдно быть не таким, как все. Стыдно выделяться. Поэтому, если я отрываюсь от коллектива, отстаиваю свои границы, я ощущаю чувство вины. Тем более что зачастую такое поведение часто воспринимают в России с осуждением.
Поколения советских людей жили скромно, отказывая себе в необходимом. Внезапно свалившееся на нас благосостояние часто вызывает чувство вины у тех, кто может сейчас жить лучше, чем их родители. Но если благосостояние нажито честным трудом, то не стоит чувствовать вину за него. И всегда есть возможность помочь тем, кто в этом действительно нуждается.
Что такое чувство вины: определение в психологии
Для начала разберемся с терминологией. Чувство вины психология характеризует как глубокие сожаления о содеянном ввиду негативных последствий для себя и окружающих. Оно присуще каждому. Лишь люди с психическими отклонениями могут вовсе не испытывать его.
Нормально, когда человек чувствует вину из-за своего поступка недолго. Сожаления приводят к мысли: «Нужно максимально это исправить». На этом эмоция начинает гаснуть. Чувства переключаются на исправление ошибок, возмещение урона. Но если вина гложет 24 часа в сутки, не дает покоя, такое чувство вины психология признает патологией.
Причины возникновения чувства вины
Болезненное чувство вины часто возникает у людей, оказавшихся в непростой ситуации. Например, человек, который выжил в аварии, может испытывать чувство вины перед умершим. И это искажённая, неправильная эмоция, потому что такие вещи происходят случайно, их нельзя контролировать.
Похожая ситуация будет с ребенком, которого приучили к чувству вины перед родителями. Например, мать-одиночка, которая показывает сыну, что из-за него не вышла замуж, привьет ребенку огромный комплекс неполноценности. Ребенок вырастет, отдалится от матери, потому что подсознательно будет испытывать стыд перед ней. А это чувство сближению не способствуют. Только если мать не манипулирует этим, чтобы контролировать его жизнь. Тогда возникает другая болезненная крайность: неоправданная привязанность, которая должна была изжить себя, когда ребенку исполнилось 5 лет.
Причиной может послужить любая другая ситуация, примеров тысячи.
Механизм возникновения
Разберем простой пример. Ребенка в детстве постоянно ругают. Родители пытаются проявлять строгость или демонстрируют несдержанность в отношении маленького сына. Он понимает, что его перестают ругать, когда он начинает извиняться. Это закладывается в фундаментальные представления ребёнка, в его психику. И дальше идет искажение. Навязанное чувство вины мальчик начинает воспринимать, как способ уйти от трудностей, как нечто, что спасает его, защищает. Этот механизм будет включаться постоянно, в любых ситуациях, даже не требующих этой эмоции. Ребенок вырастет, и будет постоянно винить себя во всех грехах. Это рождает неуверенность в себе, закомплексованность.
Держите курс туда, где призваны быть
– Некоторые психологи в качестве метода борьбы предлагают техники по «обману мозга». Звучит это так: «если вам не хватает силы воли сделать запланированное, делайте маленькие шажки, маленькие действия, которые не требуют много времени; сделать их пару пустяков, но они вводят мозг в заблуждение и позволяют мозгу формировать новые прочные привычки… Пишите письменные приказы, делайте отрывные блокноты с делами…» Эти методы работают? Что сам человек может сделать, если понимает, что дошел до ручки?
– Мой интерес к глубинной жизни личности ни в коей мере не отменяет важности работы с тем, что видим на поверхности. Я имею ввиду привычки, навыки, стереотипы поведения
Человек в течение всей жизни постепенно обретает определенный устоявшийся набор навыков, умений, привычек. В огромной степени это процесс научения.
И, вполне естественно, мы можем негативные, нездоровые навыки постепенно и целенаправленно заменить на более здоровые, продуктивные. Методы аутотренинга здесь действительно уместны. На подсознательном уровне мы задаем определенные установки, которые постепенно начинают влиять на наше поведение, поворачивая его в нужную сторону.
Но есть опасность, которая практика только подтверждает. Люди не замечают, как «подсаживаются» на подобные психологические техники.
Я написала об этом в статье, где полемизировала с представителями позитивной психологии. Представьте себе корабль, руль которого мы поворачиваем все время в одну сторону – внушаем себе определенные установки, ориентированные на успех, повышение организованности, эффективности. Занимаемся этаким самоусовершенствованием. Что же будет с кораблем?
Корабль начнет двигаться по кругу, вокруг собственной оси. Так и человек, бесконечно углубленный и увлеченный теми или иными психологическими приемами, постоянно внушающий себе, что с «каждым днем он становится все более…» (список этот у каждого свой), начинает кружиться вокруг собственной оси. Но вот ведь парадокс: поворот руля в другую сторону – постоянное самокопание, выискивание причин и истоков, бесконечное анализирование последствий тоже предполагает кружение по кругу, правда, в другую сторону.
Мне кажется, стоит спросить себя – капитана корабля – куда держим путь? Где наши смыслы, ценности, устремления, ради которых вообще-то корабль был спущен на воду? И тогда задачей человека будет удержание курса корабля своей жизни вперед. Конечно, нам приходится крутить этот руль то влево, то вправо. Но делаем это лишь с одной целью: удержать его в том направлении, где нас еще нет, где мы призваны быть. Эта цель бьет по нашим эгоцентрическим невротическим установкам, помогая их преодолеть.
И в этом свете прокрастинация ни что иное, как плата за наш эгоцентризм. Чем больше человек погружен в себя, чем больше он носится с собой, тем сильнее и очевиднее становятся его невротические проблемы.
Помните «Письма Баламута» Льюиса, в которых Баламут, опытный бес, дает советы маленькому бесенку Гнусику по поводу того, как удержать человеческую душу в плену и не выпустить навстречу Богу? Главный его совет какой? Ни в коем случае не допустить встречи человека с реальностью жизни, с настоящим мгновением, в котором рождается подлинное ощущение жизни и благодарность Богу за нее. Пусть лучше он все время сокрушается о прошлом и тревожится о будущем.
Дарья Рощеня
Как избавиться от чувства вины
Чувство вины является крайне негативным эмоциональным состоянием, вызывающее нарушение психической деятельности человека. Если люди, находятся в подобном состоянии длительное время, то желание что-то изменить в своей жизни полностью утрачивается.
Человек не старается приложить необходимые усилия для изменения существующих обстоятельств. Здоровье заметно начинает ухудшаться. Эмоциональное состояние полностью теряет равновесие. Для восстановления душевного спокойствия и избавления от чувства вины рекомендуется воспользоваться следующими советами:
- Признание своих слабых сторон. Совершенные ошибки в прошлом делают каждого человека сильнее и помогают осознать реальную картину происходящих событий. Признание своих слабых сторон позволит осмыслить истинную причину произошедших событий в прошлом и поможет избавиться от чувства вины по любому поводу.Перемены в жизни. Чувство вины служит идеальным показателем для глобальных перемен в лучшую сторону. Изменения вызывают стремление двигаться вперед и добиться высоких результатов в любой сфере жизнедеятельности человека. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций: осознать полезность выполняемых действий, отказаться от выполнения неудачных попыток, которые не привели к положительному результату. Следует определить поступки, которые не увенчались успехом. В результате новый поток положительных мыслей и полезные действия приведут к желаемому результату.
- Избегать повторения ошибок. Для устранения чувства вины необходимо стать открытым и душевным человеком. Для этого нужно предотвратить появление повторных ошибок. Не стоит зацикливаться на произошедших событиях, даже если они причиняют душевную боль. Любое событие в прошлом оставляет негативный след в настоящем. Однако следует попытаться сделать осознанный вывод и перестать жить прежними убеждениями. Таким образом, можно избавиться от чувства вины и ощущать радостные моменты в своей жизни.
Для чего нам нужно чувство вины
На первый взгляд, чувство вины непродуктивно, так как провоцирует самоедство, заставляет мучиться от собственного несовершенства и терять энергию, перемалывая негативные мысли внутри себя.
Однако вина вине рознь. Чувство вины возникло как социальный регулятор, и в этом его позитивная роль. Известно, что психически больные люди не чувствуют себя виноватыми, а вот здоровые периодически испытывают это чувство на протяжении жизни.
Человек должен считаться с интересами окружающих, иначе он не сможет выжить среди людей, станет изгоем. Благодаря чувству вины, люди уживаются в обществе. Вина — это индикатор, что ты нарушил правила, границы, причинил вред ближнему, а значит, должен компенсировать его.
Вина побуждает соблюдать моральные нормы и даже в какой-то степени является стимулом для развития.