Чувства: механика и функции
Чувства, в отличие от эмоций, устроены более сложно и не всегда играют адаптивную или мотивационную роль в жизни человека.
Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами.
По своей структуре чувства состоят из двух или более фундаментальных эмоций и логического алгоритма, связывающего их воедино. Например, чувство зависти состоит из эмоций гнева, обиды и презрения, а связывающим алгоритмом является сравнение с человеком, который достиг успеха в значимых для завистника ценностях (материальных или духовных), желание быть на его месте. При этом не стоит путать зависть с чувством здоровой конкуренции — так называемой белой завистью.
Одно и то же чувство может проживаться и проявляться по-разному, в зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии человек находится на данный момент. Например, чувству дружбы могут в разное время сопутствовать эмоции радости, интереса, обиды, стыда и раздражения.
Чувства проявляются у людей по-разному, потому что у каждого человека есть свой собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств, которые оказывают влияние на чувства.
Все чувства можно условно разделить на основные виды: нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные.
1. Нравственные чувства выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе (любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, и др.)
2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством (любознательность, радость открытия, сомнения и др.).
К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм, цинизм.
Чувство комического — резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает.
Юмор — беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен.
Ирония — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро-критическое отношение к миру, людям, самому себе.
Сарказм — язвительная насмешка, гневная ирония.
Цинизм — издевка, насмешка, основанная на чувстве озлобленности мелкого человека по отношению ко всему, что лучше и выше него. Циникам свойственно унижать окружающих.
3. Эстетические чувства проявляются при восприятии или созидании человеком прекрасного. Иными словами, это любовь к красоте. Их объектом являются произведения искусства, природа, люди.
4. Социальные чувства — это чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм.
Функций у чувств много: адаптация, мотивация к определенной деятельности, деструкция, специфическое индивидуальное восприятие реальности, отношение к чему-либо, осознание реальности глубже, чем это может позволить логическое мышление.
Однако основные функции чувств следующие:
1. Оценивающая. Положительные и отрицательные чувства показывают, как человек относится к чему-либо.
2. Побуждающая. Чувства могут побуждать человека к действию или наоборот препятствовать этому.
3. Направление внимания. То, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
Функции и значение
Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:
отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.
Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.
Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.
В чем же на самом деле отличие чувств от эмоций
Испытывая некие душевные переживания, мы ощущаем всеми сенсорами своего тела положительные или негативные эмоции. Не каждый сможет выразить такие волнения в словесной форме. Однако понимание чувств позволяют нам, не только качественно выявлять их, но и всецело контролировать эти душевные переживания.
Очень важно не путать эмоции и чувства, так как очень много мнений существует по этому поводу. Многие люди считают, что это одно и тоже
Но на самом деле это совершенно не так
Как мы уже выяснили, чувства – это набор определенных переживаний по отношению к окружающим нас людей, а также предметам вокруг нас или каких-то событий.
Многие личности трактуют слова «чувства» и «эмоции» по-разному: Некоторые считают, что это одно и тоже, другие уверены, что чувства – это разновидность эмоционального состояния человека. Но есть и те, кто думает что эмоции – психическое состояние живого организма, а чувства – свойства психического состояния. Любое мнение имеет место быть, так как в действительности чувства и эмоции связаны между собой. Благодаря этим душевным переживаниям, мы можем наслаждаться своей жизнью, а без них мы бы просто существовали. Такая эмоциональная палитра делает нашу жизнь разнообразной и увлекательной, и каждый из нас находит смысл жизни благодаря этим ощущениям.
Очень важно научиться контролировать собственные чувства и эмоции, чтобы не впасть в состояние депрессии или апатии. Если человек длительное время будет пребывать в таком состоянии
то его очень сложно будет вернуть к нормальной жизни и сделать счастливым
Так какая же разница между чувствами и эмоциями? На самом деле есть конкретные отличия, а именно:
Эмоциями наполнен каждый из нас с самого рождения. Это инстинктивные реакции людей, которые меняются в зависимости от изменения окружающего нас мира, а чувства развиваются на протяжении всей нашей жизни в социальном обществе. Мы приобретаем умение чувствовать вследствие нашего воспитания и познание, то есть обучения. Как всем известно, способность выражать эмоции мы умеем с самого нашего рождения, а вот чувствовать люди учатся на протяжении всей своей жизни.
Человеческие чувства проще поддаются контролю, а эмоциональное отношение нельзя контролировать, так как это часть нашего инстинктивного начала.
Как правило, чувство могут изменяться во время жизни человека, они могут, как прогрессировать и развиваться, так и полностью исчезнуть, их проявление может проходить по-разному и полностью изменить свою «полярность». Эмоция же всегда неизменна.
Когда человек испытывает негативное чувство по отношению к предмету или другому человеку, то такое отношение может измениться в любой момент, и перерасти в противоположное ощущение – например, если вы испытываете ненависть, то такое чувство может поменяться в чувство любви к какому-то объекту. Но, причина страха всегда остаются неизменной, если вы испытываете данную эмоцию, то вероятности его изменения нет, так как на это есть инстинктивная причина. Тут два варианта: или вы боитесь чего либо, или нет.
Основной мотивацией является чувство, а эмоция вызывает кратковременное желание что-либо предпринять и воплотить в реальность.
Возрастные этапы развития
Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:
Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое
В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
1,5–2 г
Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.
Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.
Адаптация ребенка в коллективе
Классификации ощущений
Существует несколько типологий ощущений, выведенных на разных основаниях, однако тесно взаимосвязанных между собой и в чем-то даже похожих.
Классификация по виду модальности
Базируется на разнообразии органов чувств, которые участвуют в формировании того или иного ощущения. Как мы уже узнали ранее, каждое ощущение отражает лишь свойство, соответствующее его модальности.
Есть пять основных типов ощущений, которые разделяются между собой в зависимости от анализаторных систем:
- Зрительные ощущения помогают нам понять цвет, размер, отдаленность предметов и явлений окружающего мира.
- Слуховые ощущения отвечают за восприятие громкости звуков окружающего мира, а также их тембра, длительности и высоты.
- Обонятельные ощущения позволяют чувствовать запах, различать их типы и виды, а также их характер – безопасность или вредность.
- Вкусовые ощущения помогают различать вкус пищи по разным характеристикам, таким как горечь, кислота, сладость, соленость.
- Осязательные ощущения помогают нам реагировать на прикосновения, температуру и боль.
Мы рассмотрели основную классификацию видов ощущений в зависимости от органов чувств, которые отвечают за их возникновение. Однако внутри этих пяти основных модальностей можно выделить еще несколько подвидов ощущений по их качеству или субмодальности. Например, зрительные ощущения можно разделить на пространственные и цветовые.
Классификация по месту расположения рецепторов (Ч. Шеррингтон)
Вторая не менее известная типология ощущений базируется на анатомическом расположении рецепторов. Согласно этой классификации, выделяют три вида ощущений:
- Интероцептивные (органические) ощущения. Сообщают о состоянии внутренних процессов нашего организма (жажда, голод и т.д.) и о боли. Рецепторы, соответственно, расположены во внутренних органах и тканях тела.
- Экстероцептивные ощущения. Рецепторы располагаются на поверхности тела и отвечают за получение сигналов из окружающего мира для отображения свойств предметов и явлений и получение знаний. Подразделяются на два вида: контактные (объект действует непосредственно на рецепторы: вкусовые и осязательные) и дистантные (объект находится на расстоянии от рецепторов: слуховые, зрительные).
- Проприоцептивные ощущения. Сигнализируют о положении нашего тела в пространстве и движении, которое оно совершает. Их рецепторы расположены в мышцах, вестибулярном аппарате и связках. Сюда относятся мышечно-двигательные ощущения, ощущения равновесия и движения.
Кроме двух основных классификаций ощущений существует еще две, менее известные, но тоже довольно интересные типологии:
- Генетическая классификация английского невролога Х. Хэда – разделяет ощущения на два вида на основе соответствующей им чувствительности: протопатические (примитивные, органические ощущения, которые слабо дифференцируются и сложно локализуются, – голод, жажда и т.п.) и эпикритические («высокие» ощущения, которые отделены от эмоциональных состояний и являются объективным отражением объектов внешнего мира).
- Классификация по уровню осознания – подразумевает разделение ощущений на: осознаваемые (все модальные ощущения – слуховые, звуковые и т.д.) и неосознаваемые (субсенсорные ощущения – например, равновесия).
Теперь, когда вы лучше знаете о том, что такое ощущения, и какими они бывают, перейдем к завершающей части нашей статьи – развитию ощущений.
Виды эмоциональных переживаний человека
В психологии выделяют следующие виды эмоций у человека:
Аффекты
Это очень сильное эмоциональное переживание, которое возникает при невозможности выхода из критической ситуации. В этот момент происходит торможение других психологических процессов. Сильное душевное волнение сужает сознание и ограничивает волю. Случаются кратковременные эмоциональные вспышки в виде ярости, отчаяния, ужаса и горя. Этот вид переживаний считается самым сильным.
Настроение
Это общий эмоциональный фон человека в текущий момент. Оно имеет большое значение для индивида и считается самым долговременным внутренним состоянием, которое передает оценку событий, происходящих с ним.
Бывает, что мотивы настроения неочевидны. Каждый из нас сталкивался с беспричинной радостью или печалью.
В основном настроение зависит от многих моментов. Они могут быть связаны с работой, взаимоотношениями в семье и событиями, происходящими в настоящий момент или имевшими место в прошлом.
От настроения зависит, как пройдет наш день, а значит, и жизнь. Хорошее – вдохновляет и положительно влияет на продуктивность, здоровье и успешность. Находясь в плохом расположении духа, человек даже стандартные задачи считает непосильной ношей.
Самооценка для человека имеет большое значение. Регулярно пониженное настроение сказывается на ней неблагоприятно. У такого индивида появляется пессимистичный взгляд на жизнь, пропадает желание стремиться к чему-либо и опускаются руки. У людей со здоровой самооценкой чаще наблюдается хорошее настроение. Они уверены в себе и легко идут на контакт с окружающими. Им легче добиваться поставленных целей и выходить из затруднительных ситуаций.
Чувства
Это способность человека выражать и воспринимать окружающий мир, которая побуждает его к определенным действиям. По сравнению с остальными эмоциональными переживаниями это наиболее продолжительное. Для чувств нужен объект, по отношению к которому они будут возникать.
Чувства имеют большое значение в любой сфере жизни. Они провоцируют нас на определенные действия и поступки, которые вызывают положительные эмоции. Поэтому каждый стремится иметь приятное окружение и комфортные условия не только дома, но и на работе.
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства, которые представляют собой отражение отношения к социальным явлениям и их переживаниям. Они бывают:
-
нравственными – зависят от норм и правил, выработанных обществом (чувство долга, гуманность, любовь, дружба, сочувствие, патриотизм и т. д.);
-
интеллектуальными – отношение человека к познавательной деятельности, проявляется в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении;
-
эстетическими – отношение индивида к искусству и природе (это чувство красоты, гармонии красок, звуков, движения и форм; такие чувства могут вызвать произведения искусства; может быть отображена и негативная эмоциональная окраска – тоска, печаль, страдания).
Это условное разделение чувств человека. На самом деле они многогранны и имеют несколько составляющих. Ошибочно относить их только к одному виду.
Во время общения каждому из нас помогают мимика и жесты. С помощью них можно понять настрой собеседника. Возможно, стоит его ободрить или, наоборот, успокоить излишнюю перевозбужденность.
Эмоции
Это переживания, которые возникли в данный момент. Они имеют продолжительный характер и способны передавать реакцию на события, произошедшие ранее или в настоящее время. Эмоции носят ситуативный характер и выражают реакцию человека на определенные ситуации. Они бывают положительными и отрицательными.
Категории Эстетические
Формирование форм эстетического сознания невозможно без эстетических категорий, определяющих ориентацию и природу переживания. Они включают в себя:
- Прекрасно,
- Восхитительно,
- Трагично,
- Смешно.
Красота — это общая эстетическая категория, характеризующая полную гармонию объекта, его совершенство, равновесие и целостность. Красота контрастирует с уродливостью, которая не имеет ни формы, ни гармонии и выражается хаотично.
Возвышенное предполагает превосходство духовного над физическим в объекте, его способность возвышать зрителя над обычным бытием, обращать его к вечным проблемам и философским переживаниям.
Трагедия и комедия — это взаимосвязанные категории, отражающие конфликт между необходимостью и свободой, духовным и бытовым в жизни человека, его индивидуальными устремлениями и социальными требованиями. Трагическое связано с борьбой и преодолением земных уз, через жертвы и лишения; комическое же изображает сцены злоключений временной победы мирского над возвышенным, социальными противоречиями и страданиями, которые все же получают свое разрешение (иначе комическое превращается в страшное).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Проблема человека в истории философии
- Диалогическая антропология М. Бубера
- Философия религии П. Тиллиха
- Идеи античной классики (этическая концепция сократа, объективный идеализм платона, философская система аристотеля)
- Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и последствия
- Точки соприкосновения и расхождения
- Проблема определения понятия «гуманизм» в философии
- Идея закона в философии
- Эстетика Ницше
- Человек в философии Ф. Ницше
Как понять что ты нравишься человеку
Общается с вами по необходимости или часто
Если отношения развиваются, то человек, как правило, ищет возможность пообщаться. Вы можете свободно болтать, делиться своими мыслями и чувствами, шутить и задавать друг другу вопросы.
Но, если человеку вы, на самом деле, не нравитесь, его ответы будут очень краткими
Он будет разговаривать с вами только по необходимости и не будет пытаться поддержать или продолжить беседу.
В разговоре он будет часто смотреть в сторону или в телефон. Если вы спрашиваете:”Как дела?”, человек всегда отвечает “Нормально” или “Хорошо”, а в сообщениях сразу переходит к делу и никогда не начинает хотя бы с дружелюбного приветствия.
Чрезмерное дружелюбие
Getty Images
Недоброжелатель, которому от вас что-то нужно, может напротив показывать слащаво-приветливое расположение, всегда натянуто улыбаться и поддакивать, пытаясь втереться к вам в доверие.
Довольно сложно сразу понять истинное отношение такого человека
В таком случае важно обращать внимание на другие невербальные признаки и на то, как он общается с другими людьми
Физический контакт
Если вы на свидании или просто встретились с другом, обращайте внимание на то, есть ли между вами какой-то физический контакт. Мы используем прикосновения, когда ухаживаем за кем-то, хотим быть физически ближе, чувствуем себя эмоционально комфортно
Мы используем прикосновения, когда ухаживаем за кем-то, хотим быть физически ближе, чувствуем себя эмоционально комфортно.
Когда вы садитесь рядом или проходите мимо, то можете слегка касаться друг друга. Человек может просто поставить руку вам на плечо или нежно прикоснуться к руке. Мы обычно не делаем так с любым человеком – в основном с теми, кто нам нравится.
Если человек делает попытки войти с вами в контакт
, велика вероятность того, что ему нравится ваша компания, и он хочет быть к вам ближе.
Строит ли планы
Вы можете вместе смеяться и неплохо проводить время, но обращайте внимание на то, кто все время строит планы?
Если вы заметили, что вы все время пишите первым, планируете и поддерживаете разговор, это не очень хороший знак.
Человек, которому вы нравитесь, обычно старается также проявлять инициативу, даже если это будет выражаться по-разному.
Если же с другой стороны вы видите только пассивное отношение, значит, собеседник не так сильно заинтересован.
Слушает вас или нет
Getty Images
Ваш друг или доброжелатель будет ценить ваши мысли и точку зрения, он даст вам возможность высказать свое мнение
Человека, которому вы не нравитесь или который равнодушен к вам, вероятно, не будут заботить такие тонкости.
Если вас не слушают и не дают время, чтобы высказаться, это ведет к односторонним отношениям, и у вас остается ощущение, что вас не слышат.
Находит отговорки
Если иногда все идет не по плану, в этом нет ничего страшного
Но, если человек постоянно отменяет встречи, находит отговорки, почему он не может с вами встретиться, это может стать важной подсказкой.. Безусловно, мы все бываем заняты, но люди, которые испытывают симпатию друг к другу находят время по крайней мере иногда, а если и отменяют встречу, то стараются загладить вину
Безусловно, мы все бываем заняты, но люди, которые испытывают симпатию друг к другу находят время по крайней мере иногда, а если и отменяют встречу, то стараются загладить вину.
Неловкие ситуации
Когда мы находимся рядом с теми, кто нам по-настоящему нравится, все кажется легким и свободным.
Но, если вы вашем общении часто возникает неловкое молчание или общение кажется неуклюжим, это может быть признаком того, что ваша дружба или симпатия не настолько крепкая, как вам кажется.
Внезапное молчание
Если вы наблюдаете ситуацию, когда люди что-то активно обсуждают и живо участвуют в разговоре, но внезапно притихли
, как только вы вошли, или стараются поменять тему, то это не очень хороший признак.
Возможно, вас еще плохо знают, и вы не являетесь частью новой группы, либо о вас ходят нелестные слухи, и у вас есть недоброжелатели.
Доверяйте своей интуиции
Наше первое впечатление часто бывает довольно точным.
Вы можете узнать истинное отношение человека к вам, просто прислушавшись к своей интуиции. Это инстинктивная реакция, которая возникает еще до того, как у вас появляется возможность подумать. Она служит внутренним показателем того, можете ли вы доверять человеку или нет.
Возможно, вы подозреваете, что человек не хочет вас видеть или он притворяется, что хорошо к вам относится. Доверяйте этому чувству и двигайтесь дальше.
Чувства и эмоции человека
Говоря о своих чувствах и эмоциях, люди довольно часто воспринимают два эти понятия, как синонимы. Чувства и эмоции, действительно, во многом схожи между собой. Но при этом имеют принципиальные отличия, из-за которых и были четко разграничены в психологии.
Определение
Эмоции — это сильные субъективные переживания человека, касающиеся значимых для него людей, событий и ситуаций; реакция индивида на внешние явления.
В основе эмоций всегда лежат потребности человека, его планы, желания, ожидания, неподдельный интерес к чему-либо. Т.е. эмоции у индивида способны вызвать только те люди, события и ситуации, которые ему небезразличны. Причем, события и явления могут быть как реальными (происходить здесь и сейчас), так и воображаемыми (представление, предположение), но при этом вызывать переживания, волновать человека.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Эмоции имеют ярко выраженные черты:
- внутренние переживания (отношение к происходящему, мысли по этому поводу);
- внешние проявления (тон, голос, жесты, мимика и т.д.).
Определение
Чувства — это субъективное устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-либо объекту, которое не является реакцией на определенные события.
Чувства обладают рядом свойств:
- Они всегда касаются отношений с людьми. Для эмоций это не обязательно.
- Чувства всегда привязаны к какому-либо субъекту. Эмоции же можно испытывать по любому поводу.
- Чувства всегда длительны по времени и отличаются постоянством, в отличие от эмоций, которые обычно быстро проходят.
Примечание
Мы можем одновременно испытывать и чувства, и эмоции по отношению к субъекту. Например, можно сильно любить человека, но обижаться на него в конкретный момент за невыполненное обещание.
Важность чувств и эмоций в жизни
Они имеют определенные функции в нашей жизни и оказывают на нее огромное влияние:
Эмоции регулируют способность человека запоминать или забывать
Как правило, человек не запоминает то, что для него неважно. Но при этом он будет долго помнить то, что его шокировало и впечатлило.
Эмоции оказывают серьезное влияние на силу и энергичность человека
Об этом давно известно в спортивном мире. И это объясняет, почему тренеры эмоционально настраивают спортсменов перед соревнованиями. Такое свойство эмоций можно с легкостью проверить на себе: когда мы расстроены, нам не хочется ни веселиться, ни работать.
Эмоции спасают организм от перегрузок. Испытывая агрессию, человек нуждается в том, чтобы ее выплеснуть. После длительного веселья люди неизменно испытывают усталость. Таким образом, эмоции помогают человеку справиться со всеми событиями, которые происходят в его жизни.
Эмоции и чувства делают нашу жизнь ярче и красочнее, спасают от монотонности. К тому же, они являются основой для творчества. Рисовать картины, писать музыку или стихи возможно только во власти чувств и эмоций.
Чувства являются залогом социальных отношений на планете: без них не было бы ни дружбы, ни любви.
Социальные чувства
Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром.
Сюда относятся такие распространенные чувства как:
справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.
Рассмотрим некоторые из них подробнее:
Страсть
– это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.
Ненависть
– это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.
Юмор
связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке.
За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.
Ирония
сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.
Цинизм
, это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.
Сарказм
проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12