Оценка рисунка семьи
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Диагностика детей и подростков
МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» — РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА Назначение:
- 1— если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
- 2— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
- 3 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
- 4— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
- 5— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.
№№109-116Необходимыезамечания
При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения (1 — никогда, … , 5 — всегда) лучше выписать на доске.
При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто неживетстемилиинымродителем, могут не заполнять на него опросник.
Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109 — 116 касаются нееголичныхпристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она …» «мне нравится, что ею характер « и т.д.)
Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. «Вот если «Я ни в чем не хочу изменять наши отношения» и я согласен, то это «всегда» или «никогда»?» Можно предложить следующий способ выбора верного ответа: подставляемковсемувопросуфразу «так бывает всегда, никогда, иногда…» При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего.
Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут
Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) целесообразно ориентироватьподростковвовремени заполнения: «чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».
Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например, ты принес из школы «двойку». Если она в хорошем настроении, то скажет: «Ничего, бывает», а если в плохом — будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения.
- 1— если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
- 2— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
- 3 — если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
- 4— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто;
- 5— если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда.
№№109-116ОПРОСНИК ДРОП
Шкала | Мать | Отец |
1. Принятие | 24-28 | 22-27 |
2. Эмпатия | 21-25 | 19-24 |
3.Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) | 17-23 | 18-22 |
4. Сотрудничество | 22-27 | 21-26 |
5. Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя) | 18-22 | 16-21 |
6. Конфликтность | 6-9 | 6-10 |
7. Поощрение автономности | 21-26 | 21-26 |
8. Требовательность | 18-22 | 17-22 |
9. Мониторинг | 19-25 | 15-21 |
10. Контроль | 16-23 | 12-19 |
11. Авторитарность | 12-18 | 11-18 |
12. Оказание поощрений | 9-13 | 9-12 |
13. Реализация наказаний | 4-8 | 4-9 |
14. Непоследовательность родителя | 13-19 | 13-19 |
15. Неуверенность родителя | 12-17 | 11-19 |
16. Удовлетворение потребностей ребенка | 21-27 | 19-23 |
17. Неадекватность образа ребенка | 13-17 | 14-19 |
18. Враждебность по отношению к супругу | 5-9 | 6-11 |
19. Доброжелательность к супругу | 9-14 | 9-13 |
20 Удовлетворенность отношениями | 20-27 | 18-26 |
№ | № | № | № | № | № | |||||||||||
1 | 19 | 37 | 55 | 73 | 91 | |||||||||||
2 | 20 | 38 | 56 | 74 | 92 | |||||||||||
3 | 21 | 39 | 57 | 75 | 93 | |||||||||||
4 | 22 | 40 | 58 | 76 | 94 | |||||||||||
5 | 23 | 41 | 59 | 77 | 95 | |||||||||||
6 | 24 | 42 | 60 | 78 | 96 | |||||||||||
7 | 25 | 43 | 61 | 79 | 97 | |||||||||||
8 | 26 | 44 | 62 | 80 | 98 | |||||||||||
9 | 27 | 45 | 63 | 81 | 99 | |||||||||||
10 | 28 | 46 | 64 | 82 | 100 | |||||||||||
11 | 29 | 47 | 65 | 83 | 101 | |||||||||||
12 | 30 | 48 | 66 | 84 | 102 | |||||||||||
13 | 31 | 49 | 67 | 85 | 103 | |||||||||||
14 | 32 | 50 | 68 | 86 | 104 | |||||||||||
15 | 33 | 51 | 69 | 87 | 105 | |||||||||||
16 | 34 | 52 | 70 | 88 | 106 | |||||||||||
17 | 35 | 53 | 71 | 89 | 107 | |||||||||||
18 | 36 | 54 | 72 | 90 | 108 |
Тест “Рисунок семьи”НазначениеОписание теста Инструкция к тесту Инструкция:1. Оценка общей структуры2. Определение наиболее привлекательного персонажа3. Ребенок о себе4. Дополнительные персонажи5. Родительская пара 6. Идентификация7. Отказ от изображения того или иного члена семьи 1
Комплект методик для диагностики семейных и детско-родительских отношений
Этапы системного подхода
Обычно системный консультант по семейным отношениям придерживается в работе следующего плана:
1. На первом этапе проводит диагностику всей системы семьи:
-
при помощи бесед и тестов выявляет нарушения в отношениях между родственниками, учитывая при этом убеждения, характер и поведение каждого;
-
выдвигает гипотезы и проверяет их достоверность;
-
на основе полученной информации определяет методы, при помощи которых будет проведена коррекция.
2. На втором этапе специалист разрешает семейный конфликт:
-
выступает посредником между всеми родственниками;
-
снимает напряжение, возникшее в кругу семьи;
-
выявляет причину конфликта;
-
устраняет негативную ситуацию, с которой обратились клиенты;
-
создает доверительные отношения между всеми участниками консультации, чтобы провести дальнейшую коррекционную работу.
3. На третьем этапе реконструирует отношения:
-
планирует новую систему взаимоотношений в семье, учитывая пожелания каждого;
-
устраняет все негативные «участки», которые могут помешать дальнейшему развитию и гармонии в семье.
4. На четвертом этапе оказывает поддержку:
-
закрепляет навык дружелюбного общения членов семьи;
- наблюдает за динамикой в отношениях, за уровнем приспособленности каждого к изменениям;
проводит анализ верности примененных терапевтических техник;
формирует общий оптимистический взгляд на будущее у всех членов семейства;
закрепляет результат.
Такой план является условным и может быть изменен терапевтом, если конкретная ситуация в семье требует действовать в другом порядке или по другому принципу.
Подводя итог, можно говорить о том, что главной целью семейного подхода является раскрытие и активизация всех возможных ресурсов каждого члена семьи, чтобы близким людям жилось комфортно, хотелось приходить домой и проводить много времени в кругу родственников, чтобы в семье существовали свои добрые традиции, чувствовалась взаимная поддержка, любовь и доверие.
Как правильно выстроить маршрут работы для урегулирования отношений в семье и какие методы применить в процессе системной семейной психотерапии можно узнать на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Сразу после окончания обучения вы получите диплом установленного образца и сможете работать семейным психологом.
Платный доступ
Действует 365 дней с момента подключения карты
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Удостоверение
Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)
Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да
Выдача удостворения гос. образца — Да
Доставка — Да
Видеоархив
Обучайтесь на профильных и смежных лекциях
Весь видеоархив —
Пособия ко всем лекциям — Да
Сертификаты ко всем лекциям — Да
Подборки
Смотрите подборки лекций на общие темы
Подборки будущих лекций — Да
Подборки видеозаписей — Да
Итоговый сертификат на 36 ч.
Аттестация
Всё необходимое для успешной аттестации
Документы для аттестации Да
Знания для аттестации — Да
Проверка соответствия документов — Да
Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи
Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.
Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях
Наглядная работа специалиста — Да
Динамика результатов занятий — Да
Доступно в любое время — — Да
Супервизия
Разбираются занятия с нашими учениками на практике
Разбор видео наших занятий — Да
Консультации по увиденному — Да
Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.
Наставник
Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам
Разбор видео Ваших занятий -Да
Консультации по Вашим занятиям — Да
Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.
Работа
Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института
Обучение работать дистанционно — Да
Подключение веб-платформы — Да
Сопровождение наставником — всегда
Сертификация
Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»
Сертификат соответствия ПрСт. — Да
Внесение в реестр сертификации — Да
Международный уровень — Да
Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
Вероника, 19 лет
Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.
Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника
Николай, 6 лет
В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай
Валидизация
Методика была модифицирована и адаптирована С. Ю. Куприяновым для исследования советских семей. Изменениям в основном подверглись пункты шкалы № 8, которая в оригинале называется Moral-Religious Emphasis (морально-религиозные аспекты) и касается отношения родственников к морали, религии и места этих ценностей в семье. Необходимость подобной модификации Куприянов объяснял неактуальностью вопросов религии и веры в советском обществе образца 1985 г. Незначительным модификациям подверглись также пункты, в которых затрагивались некоторые культуральные отличия американской и советской популяций.
Адаптация модифицированной шкалы проводилась на 100 советских семьях (всего 276 здоровых испытуемых), ни один из членов которых не болел выраженными нервно-психическими, психосоматическими или тяжелыми, хроническими соматическими заболеваниями. В семьях было от двух до пяти членов.
Сравнительный анализ средних значений показателей FES (американские семьи) и ШСО (советские семьи) выявил ряд статистических различий. Параметры «Независимость» и «Ориентация на активный отдых» в американских семьях были значительно выше. В советских семьях ниже были показатели по шкалам «Конфликт» и «Контроль»; выше — по шкалам «Морально-нравственные аспекты» и «Экспрессивнсть».
С помощью методики ШСО Куприяновым было также проведено изучение роли семейных факторов в патогенезе бронхиальной астмы. Показано, что для семей больных бронхиальной астмой с нервно-психическим механизмом патогенеза характерны больший контроль, меньшая независимость и, как следствие, сниженные показатели сплоченности и экспрессивности.
С какими проблемами справляется системная семейная терапия
Специалист, владеющий системным подходом, помогает выявить причины, которые негативно сказываются на психическом здоровье каждого из членов семейства. Поводом обратиться за консультацией к семейному психотерапевту может стать любая ситуация, беспокоящая семью:
-
непростые отношения в паре, провоцирующие постоянные конфликты, и невозможность их решить;
-
дисгармония в сексуальных отношениях;
-
недопонимание и ссоры между представителями разных поколений (детско-родительские отношения);
-
психическое расстройство, любая форма зависимости, повышенная тревожность или болезни соматического характера у кого-то из родственников;
-
трудности в создании отношений;
-
утрата родного человека (смерть или развод) и чувства, с ней связанные;
-
нарушенное эмоциональное состояние и/или поведение у детей;
-
изменение состава семьи (рождение малыша или уход взрослых детей от родителей);
-
подростковые проблемы (зависимость, депрессия, трудности с общением, выбор профессии).
Обычно к психотерапевту обращается тот член семьи, который тяжелее остальных переносит сложившуюся ситуацию. Если работать с таким клиентом индивидуально, можно изменить его мышление и научить, как помочь родственнику, но семейная обстановка и условия жизни останутся такими же. Вернувшись домой после терапии, клиент опять попадет под влияние близких и сложившихся правил. Поэтому, чтобы найти самое верное решение, семейный психотерапевт работает со всей группой родственников или с каждым в отдельности.
Внутренняя структура
ШСО включает десять шкал, каждая из которых представлена девятью пунктами, имеющими отношение к характеристике семейного окружения. Приводим краткое описание шкал, инструкцию к заполнению и сам текст опросника.
А. Показатели отношений между членами семьи
1. Сплоченность (С). Степень, в которой члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.
2. Экспрессивность (Э). Степень, в которой в данной семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.
3. Конфликт (К-т). Степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.
Б. Показатели личностного роста
4. Независимость (Н). Степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.
5. Ориентация на достижения (ОД). Степень, в которой разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) придается характер достижения и соевнования.
6. Интеллектуально-культурная ориентация (ИКО). Степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности.
7. Ориентация на активный отдых (ОД.О). Степень, в которой семья принимает участие в различных видах активного отдыха и спорта.
8. Морально-нравственные аспекты (МНА). Степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.
В. Показатели управления семейной системой
9. Организация (О)
Степень важности для семьи порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей.
10. Контроль (К-л)
Степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.