Психоанализ как метод психотерапии

Методы психоанализа

Позже Фрейд придумал, как извлекать информацию из бессознательного и без гипноза. Он начал применять метод свободных ассоциаций: предлагал пациентам лечь на кушетку, расслабиться и говорить первое, что приходит в голову. Психоаналитик считал, что случайные мысли связаны с подавленными негативными воспоминаниями — это именно то, что нужно для психоанализа.


Кушетка Фрейда в Музее Зигмунда Фрейда в ЛондонеФото: Chuca Cimas / Flickr

Ещё один знаменитый метод, придуманный Фрейдом, — толкование сновидений. Он помогает выявить смысл образов, возникающих во сне. Фрейд считал, что сны — это скрытые желания в образе символов. Чтобы найти бессознательную правду, терапевт должен проанализировать детали и элементы сновидений. Причём в самых странных и запутанных снах кроется больше всего скрытого содержания.

Метод интерпретации — это исследование психического состояния человека. Клиент может озвучивать любые мысли, приходящие в голову, даже абсурдные, неуместные и непристойные. Задача терапевта — сделать выводы из услышанного, перевести бессознательное в сознательное. Результаты можно использовать для лечения и коррекции психических расстройств.

Методы психотерапии

Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:

  • помочь клиенту понять свои проблемы
  • создать эмоционально комфортную среду
  • использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
  • дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
  • помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления

Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:

  • особенности личности и степень критики к своему состоянию
  • причины расстройства
  • возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия

Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:

  1. Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
  2. Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
  3. Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
  4. Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама

Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это особая техника общения психолога и клиента, ее целью является изменение привычных жизненных схем, раскрытие личного потенциала, обретение уверенности в своих силах. 

Методы НЛП направлены на то, чтобы во время обучения эффективным стратегиям клиент учился анализировать свой собственный опыт, моделировал собственные стратегии общения. Это отражается в одном из главных постулатов НЛП – если хотя бы один человек умеет что-то эффективно делать, этому могут научиться и другие люди. 

НДП активно применяется в коучинге, хорошо подходит для всех, кто хочет раскрыть собственный потенциал, построить успешную карьеру или наладить общение с окружающими людьми. 

Гештальт-терапия

В гештальт-терапии считается, что человек и все, что его окружает, – это единая система. События в его жизни – это гештальты. Каждый гештальт должен быть завершен. Если гештальт не завершен (не закрыт), это приносит дискомфорт, неудовлетворенность своей жизнью, тревогу, беспокойство и т. д. 

В процессе работы при поддержке специалиста клиент учится работать с тем, что он чувствует и переживает в настоящее время. Выполняя специальные упражнения, клиент проживает внутренние противоречия, анализируя эмоции и телесные ощущения. Успешно прорабатываются непрожитые чувства, незавершенные ситуации (гештальты), клиент учится ответственности за свою жизнь. 

Гештальт-терапия подходит для работы со страхами, тревогами, апатичным состоянием, помогает справиться с агрессией, разобраться в прошлом, наладить контакт с окружающими. Этот подход рекомендован для использования в работе с детьми и подростками. 

Основные методы психоанализа

Психоанализ — это направление глубинной психологии и психотерапии.

Методы психоанализа связаны с выявлением бессознательных желаний и мотивов человека, которые управляют им помимо его воли. Будучи неосознаваемыми, эти мотивы и желания «мешают человеку свободно любить и работать» (З.Фрейд). Это может быть выражено в виде телесных симптомов, не поддающихся лечению. Или в виде повторяющихся отношений, которые не получается изменить. Или в череде жизненных событий, из которых как будто бы нет выхода.

Цели психоанализа:

  • устранение или облегчение психологических и телесных страданий
  • повышение удовлетворенности в любви, работе, творчестве, и в целом — в жизни
  • помощь в саморазвитии и самопознании

Метод свободных ассоциаций

Свободные ассоциации — это высказывание по возможности всех мыслей и образов, которые приходят вам в голову, без критики и цензуры, даже если это кажется нелогичным или в чем-то недостойным. На сессии можно и нужно говорить обо всем: о том как прошел день, о работе, о ваших заботах, о детях и родителях, о детстве, о чувствах, мечтах, фантазиях, сновидениях. Говорите то, что выговаривается… Цель метода свободных ассоциаций — смягчение границы между сознательными и бессознательными процессами, а значит обретение свободы в проявлении себя. Аналитик имеет опыт слышания «между строк», и во время беседы с ним вы тоже научитесь не только слышать, но и понимать себя, а также поймете, как изменить свою жизнь к лучшему.

Метод толкования сновидений

Сновидение имеет очень важный психологический смысл, постичь который можно с помощью все тех же свободных ассоциаций. Сновидения представляют собой возвращение «забытых» впечатлений, связанных с неосознаваемыми желаниями и мотивами. Сновидение имеет явное содержание — то, как вы его переживаете, рассказываете или помните. А также скрытое содержание — в виде ребуса, который может быть разгадан путем ваших свободных ассоциаций и интерпретаций аналитика. Аналитик поможет вам разгадать бессознательное послание и использовать это знание для лучшего понимания себя и изменения своей жизни.

Метод интерпретации

Интерпретация — это сообщение, в котором аналитик придает сказанному анализандом какой-либо смысл, расширяющий и углубляющий тот смысл, который имеет в виду сам анализанд. Анализанд может подтвердить правильность интерпретации своей реакцией на нее, например, — вспомнить какое-либо событие вслед тому, что сказал аналитик. А может и не подтвердить. Последнее не позволяет превратить интерпретацию в догматическую процедуру и поиск смысла продолжится дальше. Цель интерпретации — сделать психические события сознательными, а значит вы сможете лучше понимать себя и быть автором своей жизни.

Метод анализа переноса и контрпереноса

Наиболее традиционное психоаналитическое понимание переноса заключается в том, что данное явление или процесс включает в себя:

  • перемещение пациентом на аналитика чувств, представлений, фантазий, желаний и пр., связанных со значимыми лицами из прошлого опыта пациента;
  • отношение к аналитику как к объекту из собственного прошлого;
  • в более широком значении перенос понимается как эмоциональное отношение субъекта к другому субъекту, детерминированное его личностным опытом.

Развитие переноса в психоаналитической терапии не является помехой. Наоборот это обязательный этап, а интерпретации переноса являются эффективным средством в аналитическом лечении.

Фрейд указывает, что в результате влияния пациента на бессознательное психоаналитика возникает явление «встречного перенесения» — контрпереноса, которое необходимо распознать. Контрперенос – это совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос.

Метод анализа сопротивления

Сопротивление — это все, что препятствует анализу, а также разумному Эго пациента. Сопротивление защищает страдание человека как старый адаптивный механизм.

  • Сопротивление относится к изменению, которое сознательно желаемо, но бессознательно страшит.
  • Сопротивление является частью терапевтического процесса.
  • Не существует форм поведения, которые не могли бы быть использованы в качестве сопротивления,  если они достигают определенной силы (безрассудная страсть может точно также стать сопротивлением, как и излишнее количество сообщаемых сновидений или слишком рациональные размышления над ними).

Техника анализа сопротивления складывается из процесса осознавания сопротивления, его выявления, прояснения мотивов и интерпретации. Преодоление сопротивления открывает путь к проработке аффектов и желаний, стоящих за сопротивлением.

Продолжительность психоанализа

Продолжительность психоанализа определяется задачами, которые вы перед собой поставите. Он может длиться несколько недель или месяцев, а может — и несколько лет. Психика — сложный и тонкий инструмент, требующий внимательного изучения и обращения.

Если вам нужно разобраться в какой-то конкретной ситуации, которая вызывает у вас затруднения, то 3-5 сессий может быть достаточно.

Но если вы хотите личностных изменений, изменений в отношениях  и в жизни в целом, то нужно понимать, что быстро научиться играть на инструменте своей души никак не получится. Потребуется систематическая работа, как правило, 2 сессии в неделю по 45-50 мин в определенное фиксированное время.

Но вы всегда должны знать, что длительность анализа вы определяете самостоятельно и всегда сможете обсудить с вашим аналитиком  дату завершения анализа.

Снежана Белкина, психолог-психоаналитик

Краткое описание метода

Метод свободных ассоциаций считается одним из ключевых элементов психоанализа, направленного на изучение бессознательной составляющей психики человека. Работая с пациентами, специалист (психоаналитик) стремится обойти их рациональное мышление и идеи, и добраться до тайн, которые подсознание человека скрывает не только от окружающих, но и от него самого.

Для этого исследователь позволяет испытуемому без стеснений говорить обо всем, что возникает у него в голове. При этом он ничего не спрашивает, не задает никаких наводящих вопросов, не пытается что-то узнать. Главная цель – чтобы пациент не сдерживал свои эмоции и рассказывал обо всем, что творится у него в мыслях, даже если это пошло и неприлично.

В процессе эксперимента ученый выслушивает пациента, записывает все, что он произносит, а затем проводит тщательный анализ сказанного. А из ничем не ограниченного словесного потока можно извлечь огромное количество ценной информации, имеющей серьезное практическое значение.

Современная интерпретация свободного объединения и метода свободного объединения

Свободная ассоциация в психоанализе — это мысль, свободно
высказываемая пациентом при аналитическом лечении, не сдерживая и не фокусируя
его. Психоаналитическая процедура исследования бессознательного, при которой
человек может свободно говорить все, что приходит в голову, независимо от того,
насколько тривиальным, абсурдным или непристойным это может показаться.
Заявления, основанные не на размышлениях человека, а на спонтанном
представлении того, что приходит в голову о слове, числе, картине, истории,
представлении, мечте и так далее. Пациент говорит о том, что приходит ему в
голову, не обращая внимания на то, насколько это прилично, обыденно или
фантастично.

Техника свободного объединения основана на трех помещениях:

  1. такое мышление имеет тенденцию идти в
    направлении того, что имеет значение для человека;
  2. это потребность пациента в исцелении направляет
    мысль в правильном направлении, за исключением тех ситуаций, когда РЕЗИСТАНЦИЯ
    действует.
  3. что сопротивление становится минимальным в
    расслабленном состоянии и максимальным в концентрированном состоянии.

Сопротивление проявляется в аналитических сеансах как
неспособность пациента свободно общаться. Некоторые считают, что аналитический
метод полностью зависит от свободной ассоциации и результирующего патогенного
материала. Другие авторы расценивают это понимание как чрезмерное упрощение
проблемы, потому что:

  • аналитик делает интерпретации, а последующие
    высказывания пациента являются ассоциацией с его вмешательством и поэтому вовсе
    не свободны;
  • вмешательство аналитика заставляет пациента ставить
    под сомнение свои свободные ассоциации и отождествлять себя в этом отношении с
    аналитиком, т.е. пациент занимается двумя вещами одновременно или в быстром
    чередовании: свободными ассоциациями и размышлениями, «шатаясь» между
    состояниями от субъекта к объекту своего опыта, и в какой-то момент он
    отпускает свои мысли для того, чтобы сделать немедленное наблюдение за ними.

Метод свободного объединения, от латинской ассоциации
(соединение, объединение) — это исследовательский, диагностический и терапевтический
метод психоанализа Зигмунда Фрейда. Она основана на использовании феномена
ассоциативного мышления для выявления глубоких (прежде всего бессознательных)
психических процессов и явлений, а также на использовании полученной информации
для исправления и лечения психологических дисфункций с помощью осознания
пациентом причин, источников и характера своих проблем.

Отличительной особенностью метода свободной ассоциации
является совместная, сознательная и целенаправленная борьба психоаналитика и
пациента против состояния психического дискомфорта или (и) болезни. Метод
свободной ассоциации используется на психоаналитических сессиях, во время
которых происходит доверительный разговор между пациентом (лежащим на диване) и
психоаналитиком (сидящим прямо у кровати, чтобы пациент не мог видеть выражения
своего лица) о жизни и общих чувствах пациента в различных ситуациях
бодрствования и сна. Обязательным условием для этого разговора является
открытость пациента, который должен чувствовать себя свободным в выражении
всего, что приходит ему в голову, без ограничений.

Психоаналитик прилагает сознательные усилия для преодоления
бессознательного и сознательного сопротивления пациента. Через этот тип
ассоциативного мышления пациент «говорит» бессознательно, то есть
спонтанно произносит фразы и слова, которые прямо или косвенно указывают на
непроизвольные и часто доминирующие мысли. Методический анализ этих мыслей и
ассоциаций дает ключ к разгадке причины, происхождения и характера болезни или
тревоги. Другими маркерами для психоаналитика являются темы разговора, речевые
паттерны, словарный запас, проскальзывания языка, бронирования, зависания и
т.д.

Проанализировав свободные ассоциации и обнаружив
расстройство или болезнь, психоаналитик объясняет анализатору природу своих
проблем и помогает ему осознать бессознательные аспекты своих страданий, их
реальное содержание и истинную ценность. Осознание этих проблем имеет
соответствующий терапевтический эффект. Использование метода свободного
объединения, независимо от профессиональной квалификации психоаналитика, само
по себе имеет психотерапевтическую ценность, так как позволяет пациенту
говорить о своих страданиях, делиться ими и тем самым облегчать их. Метод
свободного объединения является основой психоаналитического лечения с момента
его развития.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда

Приступив к разработке нового подхода к лечению проблем психики, Фрейд инициировал собственные исследования и изучал данные прочих ученых. Ныне теория психоанализа считается поистине уникальной. От прочих ее отличает то, что она не берется изучать отдельные проблемы индивида. Психоанализ рассматривает все в комплексе. Предлагаем кратко ознакомиться с основными положениями терапии.

Классический психоанализ базируется на детерминизме биологической составляющей – на утверждении, будто потребности физиологии подавляют все прочие, и указывают их вектор. Психический детерминизм указывает на то, что любое происшествие в жизни человека имеет свои последствия. Каждый его поступок определен явным или скрытым мотивом, которому предшествовали определенные события.

Выделяется несколько аспектов психической жизни индивида: сознательное, предсознательное, бессознательное. В первом случае речь идет о переживаниях и текущих мыслях, во втором – о тайных желаниях и фантазиях, в третьем – о том, что выделяется из сознания, подавляясь внутренним цензором. Фрейд полагал, что психология должна детально интересоваться этим непростым механизмом.

Основы психоанализа

Психоанализ – это терапия, базирующаяся на нескольких незыблемых принципах:

  • В первую очередь, подразумевается принцип детерминизма. Согласно идеям психоанализа, ни одно проявление психики нельзя назвать случайным, ни с чем не связанным, непроизвольным. Осознаваемые чувства, мысли, импульсы следует рассматривать, как события причинно-следственных взаимодействий, определенных ранним детским опытом. Специальные методы исследования (преимущественно через анализ сновидений и ассоциации) выявляет связь между ситуациями из прошлого и нынешним психологическим опытом.
  • Основой второго принципа стал топографический подход. Все психические элементы оценены по критериям их доступности. Вытеснения, обеспечивающее удаление из сознания некоторые психологические элементы, говорят о том, что некая часть психики прикладывает усилия, не желая их осознавать.
  • В основе третьего динамического принципа, теория о том, что психика побуждается к действию импульсами агрессии и сексуальности, являющиеся элементами общего биологического наследия. Они имеют существенные отличия от инстинктивного поведения животных. В животном мире обычно фиксируется стереотипный ответ, провоцируемый особыми стимулами в определенных ситуациях и направленный на выживание. Психоанализ рассматривает влечение, как состояние нервного возбуждения, являющегося ответом на стимулы, направляющие психику к действию, снятию напряжения.
  • Четвертый принцип – генетический подход. Черты личности взрослого человека, характеризующие его конфликты, невротические симптомы, в общем связаны с фантазиями и желаниями детства. Считается, что какие бы пути не открылись перед человеком, ему не удастся уйти от собственных детских переживаний – они в любом случае будут преследовать его на протяжении всей жизни.

Поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия

Терапевт, использующий этот метод, выявляет основные паттерны мышления и поведения человека, определяет, как именно человек их подкрепляет, и какое влияние они оказывают на его жизнь

Особое внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется иррациональному мышлению, например, автоматическим и катастрофическим мыслям. После того, как будет проведен детальный анализ мышления и поведения, терапевт и пациент вместе будут решать, что именно нужно изменить, чтобы решить имеющиеся проблемы

Этот процесс может повторяться неоднократно, до тех пор, пока не будут достигнуты цели психотерапии.

Некоторые из техник, которые используют в когнитивно-поведенческой психотерапии:релаксация , системная десенсибилизация, тренинги социальных навыков, а также тренинги, укрепляющие уверенность в себе. Многие техники, которые относятся к данному виду психотерапии, происходят из работ И. Павлова, Джона Уотсона, Джозефа Вольпе, Б. Ф. Скиннера.

Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение.

В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике

Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладения с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.

Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении

Сторонники когнитивно-бихевиорального направления исходят из того, что:

Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление — от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда — ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.

Если человек привык видеть себя жертвой, он ведет себя как жертва. Научившись видеть себя автором своей жизни, он начинает вести себя более активно и ответственно.

Стадии психоанализа

Подводя итог, рассмотрим последовательность работы аналитика с клиентом, которая состоит из нескольких условных этапов.

Первый этап — поиск травмирующего события в прошлом клиента. Это работа со сновидениями, с оговорками, использование метода свободных ассоциаций, проведение бесед.

Второй этап — очень условно, начинается с того момента, когда травма обнаружена и идентифицирована самим клиентом, как травматическое переживание.Клиент выражает себя посредством переживания вновь обнаруженного события, а также его рационализации, то есть понимания, как именно оно привело к проблемам. Это весьма болезненный этап, именно на нем формируется то, что мы назвали выше переносом или проекцией. Чаще всего это выражается в довольно таки негативном отношении к аналитику со стороны пациента.

Третий этап — выражается в переоценке травмирующих событий и снижении их значимости, вплоть до безразличия и равнодушного отношения

На этом этапе важно понять, что видимый результат не является очередной защитой или имитацией спокойного отношения клиента к проблеме

Разумеется, границы всех этих этапов весьма условны. Это связано с тем, что проблемы не приходят поодиночке и видимое решение какой то одной из них вовсе не означает окончания работы, которая может продолжаться одновременно на нескольких стадиях.

История психоанализа

История психоанализа берет свое начало в 1880 году, в дни, когда венский врач Й. Брейер поделился с товарищем З. Фрейдом примечательной историей о пациентке, излечившейся от симптомов истерии после сеанса гипноза. На приеме она смогла озвучить глубоко травмирующее событие, произошедшее с ней. Итогом стала сильнейшая эмоциональная реакция. Катарсис привел к значительному смягчению симптомов. Когда пациентка вышла из состояния гипноза, она не помнила о своих признаниях.

Фрейд решил применить методику со своими пациентами – результаты Брейера подтвердились. Партнеры поделились выводами в общей публикации «Исследования истерии», утверждая, что симптомы истерии вызваны подавленными воспоминаниями о неких травмирующих событиях. Тяжелая ситуация вытесняется из сознания, но продолжает оказывать на пациента влияние.

Личные причины побудили Брейера отойти от исследований и Фрейд приступил к независимой работе. Ему удалось обнаружить, что похожий результат достигается не только при истерии, но и при навязчивых состояниях сексуальной природы, зачастую возникающих еще в детские годы.

Психоаналитик изначально считал ключевой причиной неврозов Эдипов комплекс. Симптом начинает формирование в моменты, когда бессознательные влечения ребенка грозят прорвать барьер, поставленный вытеснением, что оказывается неприемлемым для прочих частей психики из-за страха наказания и по соображениям морали.

Что такое психоанализ

Психоанализ – это теория, основателем которой стал Зигмунд Фрейд, а также метод устранения проблем психологического характера.

При разработке теории известный австрийский психотерапевт применил многолетний опыт, обретенный ним во время врачебной практики.

Итак, о чем говорят основные положения психоанализа:

  • Конфликты сознательного и бессознательного могут привести к неврозам, страхам, депрессиям и прочим нарушениям психики.
  • Опыт, знания и поведение человека формируются на базе его иррациональных бессознательных влечений.
  • Индивид, пытающийся осознать эти влечения, «включает» механизмы защиты, мешающие процессу осознания.
  • Влияние бессознательного можно нейтрализовать через его осознание. Психоанализ – это терапия, предполагающая решение проблемы.

Ключевая идея психоанализа сводится к утверждению, что человек не осознает собственные мотивы поведения – им необходима интерпретация. Согласно классическому психоанализу Фрейда, пациенту следует озвучить все свои мысли, ассоциации, сны. Задача психоаналитика – проанализировать услышанное.

Как выбрать нужный вид психотерапии

Мы перечислили вкратце основные виды психотерапии (на самом деле, их гораздо больше), каждый вид постоянно развивается и пополняется новыми методами, техниками и инструментами. 

Идеального вида психотерапии нет, нельзя сказать, что какой-то способ более эффективный, чем другой. Все зависит от той проблемы, с которой клиент приходит к специалисту, и от него самого (например, на кого-то гипноз действует великолепно, а на кого-то – минимально). Необходимо четко понять, что именно вы хотите изменить, тогда выбор будет проще. А если не можете четко сформулировать свой запрос, выбирайте тот вид психотерапии, который наиболее вам близок. 

Явление контрпереноса

Контрперенос не может быть понят в отрыве от других аналитических концепций, однако он относится к тем нескольким понятиям, которые касаются аналитических отношений. Мы рассматриваем контрперенос в контексте терапевтической ситуации. Важнейшим фактором в развитии представлений об этом понятии является изменение взглядов на аналитические отношения.

Контрперенос относится к тому, что происходит с аналитиком. Мы должны понимать всю сложность этого явления. С аналитиком происходит нечто, что грозит вывести его/ее из аналитической позиции. Этим нечто может быть чувство пустоты, раздражения или беспокойства. Это может быть склонность быть чересчур приятным для пациента, или тенденция не придерживаться типичных для нас рамок и соглашений — например, мы можем, против обычая, затянуть сессию на несколько минут, как будто нам приходится несколько нарушить правила, чтобы не причинить боли или не вызвать раздражения пациента. Это может быть вопрос мысли, фантазии или образа, которые иногда совершенно неожиданно возникают у аналитика (Zachrisson, 2006). Это может быть вопрос изменения настроения, колебания внимания и интереса, скуки, сонливости и т.д., появляющихся в качестве признаков бессознательных реакций аналитика. Есть широкий спектр реакций, которые можно классифицировать как контрпереносные реакции.

Можно также добавить, что речь идет, вероятно, не о таких интенсивных реакциях, которые представляют серьезнейшую угрозу — они для нас достаточно очевидны; но мы говорит о мелких, почти незаметных отклонениях в наших методах и отношениях. Это те отклонения, которые легко не заметить или оправдать, и которые в последующем могут привести к неадекватным или неблагоприятным аналитическим действиям.

Виды и задачи психотерапия

По сути, психотерапия – это беседа, в процессе которой профессиональный психолог/психотерапевт помогает клиенту в осознании и решении своих проблем. Это эффективный метод восстановления душевного здоровья, который рассматривает пациента в целом, изучает его сущность и использует в каждом случае индивидуальный подход.

Целью работы психотерапевта будет выявить, вытащить на поверхность и победить все источники проблем, которые мешают человеку жить. При этом специалист не навязывает свою точку зрения, а лишь помогает клиенту найти пути к гармоничному существованию, используя разные виды и методы психотерапевтических тактик.

Сегодня существует множество видов психотерапии, и какую именно методику применить – решает психотерапевт. Самые распространенные техники – это когнитивно-поведенческая терапия, психоаналитика, реконструктивно-личностная, телесная, рациональная, групповая, системная семейная психотерапия, нейропсихология, арт-терапия, психодрама, гештальт-терапия, техники гипноза, экзистенциальная психотерапия. При выборе методики, психотерапевт опирается на индивидуальный подход, учитывает особенности личности, клиническую картину недомогания и свои возможности.

Если вы интересуетесь современными направлениями в психотерапии и желаете полноценно изучить психотерапевтические методы воздействия на эмоциональное состояние человека, получайте образование психолога/психотерапевта на наших курсах:

Во время своих сеансов психотерапевт решает следующие задачи:

  • помощь пациенту в понимании своих проблем;
  • создание комфортной среды в процессе консультаций;
  • применение результативных терапевтических методик для коррекции психологических убеждений и реакций;
  • подача клиенту маршрутов для поиска ответов на свои вопросы;
  • помощь в адаптации к окружающему миру при новом мышлении и поведении.

С чем может помочь психоаналитик?

У каждого из нас своя история, свои желания и свой характер. Но психоаналитик – это тот самый маг и волшебник, который способен многое изменить и помочь нам стать лучше.

К этому специалисту обращаются, чтобы:

  1. разобраться в своих взаимоотношениях с людьми в настоящем и прошлом (с родителями, детьми, друзьями и коллегами);

  2. понять, что именно тревожит и почему так происходит;

  3. позволить себе испытать чувства, которые казались запретными (любовь, ненависть и другие);

  4. научиться отвечать за свои поступки и решения;

  5. разобраться, почему регулярно повторяются поступки и происходят одни и те же ситуации;

  6. избавиться от зависимостей;

  7. понять свои настоящие желания, выяснить, чего на самом деле хочется от жизни;

  8. разобрать обиды на окружающих;

  9. справиться с одиночеством, тоской и чувством безысходности;

  10. развить творческие способности;

  11. понять, почему в семье происходят ссоры и недопонимание;

  12. научиться получать удовольствие от совместной (и, в том числе, сексуальной) жизни со своим партнером;

  13. получать больше удовольствия от жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: