Клинический психолог в системе комплексной реабилитации

Роль психологии в медицине

Определение 1

Психология – это наука, изучающая душу человека.

Психология в основном применяется в биологических и медицинских науках, с целью исследования и выявления психологических проблем у человека, а также поиска их эффективного решения. Это обусловлено тем, что от психического состояния человека зависит его физическое состояние, развитие разнообразных заболеваний. Кроме того, ряд исследователей доказывают, что и физическое состояние человека оказывает влияние на психологическое.

Раздел психологии, которая включена в медицину и оказывает необходимую помощь в исследовании и лечении пациентов принято называть медицинской психологией или клинической психологией.

Определение 2

Медицинская психология – это наука, решающая разнообразные медицинские проблемы, связанные с профилактикой и диагностикой психических заболеваний человека.

Роль психологии в медицине заключается в оказании всесторонней помощи врачу. Ее помощь состоит в том, что она направлена не на лечение болезни, а на лечение человека. Зачастую работа психолога в медицине связана с работой с теми больными, у которых имеются нарушения психики, обусловленные соматическими заболеваниями.

Замечание 1

Психолог, работающий в медицине, оказывает психологическую помощь пациентам, у которых выявлена раздражительность, ранимость, вспыльчивость или обидчивость.

Кроме работы с пациентами, психолог в медицине, занимается исследованием влияния лекарственных препаратов на психику человека, его поведение и общее психологическое состояние. Осуществляется посредством использования совокупности психологических методов, средств и приемов (наблюдение, экспериментирование, тестирование и т.д.).

Роль психологии в развитии медицине очень велика. Это доказывает связь психологии с медициной, которая строилась между данными науками достаточно длительное время, на уровне теории и практики. В настоящее время, психологические приемы используются в медицине в качестве методов лечения некоторых заболеваний.

Необходимые навыки

Для успешного консультирования, проведения дифференциальной диагностики и постановке окончательно диагноза врачу требуют знания:

  • нейрофизиологии;
  • анатомии и патанатомии ЦНС;
  • нейропсихоогии;
  • пропедевтики внутренних болезней;
  • биохимии;
  • психодиагностики.

За время учебы студенты осваивают ряд компетенций:

  1. Выявление необходимости назначения медикаментозной терапии.
  2. Правила реабилитации больных с психическими расстройствами.
  3. Организация системы психологической и психиатрической помощи населению.
  4. Использование лабораторных и инструментальных методов диагностики для постановки диагноза.
  5. Применение методик тестирования и психологического эксперимента.

Производственная практика организуется на базе действующих ЛПУ и психиатрических больниц.

Когда нужна помошь медицинского психолога?

Ситуации, в которых нужна консультация медицинского психолога многочисленны и разнообразны. К помощи специалистов в данной области ежегодно прибегают десятки тысяч человек, и количество обращений увеличивается год от года. Во многом это объясняется усложнением современной жизни, изменением ее ритма и наполнения, ситуацией долговременного стресса, в котором люди пребывают привычно, даже не замечая этого.

 Медицинские психологи оказывают помощь людям имеющим следующие проблемы:

  • различные зависимости (например, табакокурение, пристрастие к спиртным напиткам, компьютерная зависимость);
  •  заниженная/завышенная самооценка;
  • возрастные кризисы (например, «кризис среднего возраста», кризис менопаузы у женщин и андропаузы у мужчин);
  •  страхи, тревожность, начальные стадии фобии;
  • нарушения памяти, сложности с концентрацией внимания;
  • половые дисфункции;
  • конфликтные ситуации в семье (между родителями и детьми, между супругами);
  •  хроническая усталость;
  • проблемы межличностных отношений (неумение завязывать и поддерживать социальные связи);
  • дефекты сна и нарушения пищевого поведения (отсутствие аппетита или, напротив, неутолимый голод);
  • апатия и безразличие, в том числе к себе, своей судьбе, своему внешнему виду;
  •  суицидальные мысли;
  • ситуация потери близкого человека, развода, разрыва отношений;
  •  общая неудовлетворенность жизнью, непонимание, как жить дальше;
  •  патологическая привязанность к кому-либо;
  • эмоциональное «выгорание»;
  • неумение принимать решения и нести за них ответственность;
  • психосоматические проявления, в том числе лишний вес.

Консультация  медицинского психолога поможет в борьбе с травмирующими психологическими установками, внутренним дискомфортом, пессимизмом и последствиями стрессов.

Вопрос профессионального статуса

Значительные трудности существуют в связи с определением профессионального статуса клинического психолога . Наблюдается некоторое несоответствие в употреблении терминов, обозначающих профессиональную специфику. Так, специалисты, реализующие психологическую помощь больным, обучаются в вузе по специальности «Клиническая психология», однако в реестре профессий и в документах Министерства здравоохранения РФ значатся как медицинские психологи . Указанное обстоятельство порождает очевидное непонимание и путаницу в восприятии данных специалистов. Отметим, что термины «медицинский психолог» и «клинический психолог» рассматриваются нами как синонимичные. Вместе с этим, на сегодняшний день отсутствует актуальный профессиональный стандарт деятельности клинического психолога. В 2018 г. Российское психологическое общество и Национальная медицинская палата сообщили о разработке профессионального стандарта «Медицинский психолог» и «Нейропсихолог». В конце 2018 г. Министерством труда и социальной защиты РФ опубликован проект приказа «Об утверждении профессионального стандарта “Медицинский психолог”»2, что дает определенную надежду в решении данного вопроса. Регламентирование деятельности клинических психологов во всех направлениях активно обсуждается специалистами в области медицинской психологии ввиду необходимости встраивания психологов в систему медицинской и социальной реабилитации .

Заметим также, что должность нейропсихолога в нашей стране вводится впервые и представляется крайне существенной в связи с особой значимостью когнитивной (нейропсихологической) реабилитации в клинике. Позитивной динамикой в вопросе определения профессионального статуса можно считать и введение должности главного внештатного специалиста по медицинской психологии Министерства здравоохранения РФ3.

Сущность клинической психологии

Появление клинической психологии обусловлено тем, что все чаще медицинские работники приходят к выводу, что лечить необходимо не болезнь, а человека. Занимается лечением больного, а точнее его психического состояния – клинический психолог.

Определение 3

Клинический психолог – это специалист, выполняющий диагностические функции, корректирующий эмоциональное состояние пациента, работающий совместно с медицинскими работниками над улучшением состояния пациента и принимающий участие в разнообразных экспертизах.

Психология в медицине пытается разобраться во взаимосвязи психологического состояния человека и его заболеваний. В настоящее время довольно часто можно услышать от многих врачей, что стресс и депрессии ведут к возникновению некоторых болезней, что нужно комплексно подходить к оздоровлению всего организма, а не отдельного участка.

Благодаря современным исследованиям психологии в медицине многие врачи назначают лечение комплексно. Оно касается и заболевания, с которым обратился пациент, и его эмоционального состояния.

Современная медицина активно применяет методы клинической психологии, но для многих людей ее достижения недоступны, так как в государственных клиниках врачи придерживаются тех принципов, которые устоялись, и не всегда готовы к новшествам.

Сноски

  1. О Порядке организации медицинской реабилитации. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 № 1705н // Гарант. Режим доступа: https://base.garant.ru/70330294/ (дата обращения: 01.03.2019); О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/ (дата обращения: 01.03.2019).
  2. Об утверждении профессионального стандарта «Медицинский психолог». Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018) // Гарант. Режим доступа: https://base.garant.ru/56775274/ (дата обращения: 01.03.2019).
  3. О внесении изменений в приложения № 2 и № 3 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 25.10.2012 г. № 144 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения РФ». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.06.2017 № 300 // Гарант. Режим доступа: https://base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71623502 (дата обращения: 09.11.2019).
  4. Международная классификация нарушений, снижения трудоспособности и социальной недостаточности (МКН): руководство по классификации состояний, относящихся к последствиям болезней и травм / под ред. В. К. Овчарова. М.: РАМН, 1998. 26 с.
  5. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) / ВОЗ. Женева, 2001. 346 с.

Личные качества специалиста

Кроме теоретических знаний и практических навыков, для выполнения должностных обязанностей и приема пациентов требуется определенный набор личностных характеристик:

  • Собранность;
  • Внимательность;
  • Пунктуальность;
  • Хладнокровие;
  • Стрессоустойчивость;
  • Умение сохранять объективность и не поддаваться чужому влиянию;
  • Навык дистанцирования;
  • Коммуникабельность;
  • Эрудированность;
  • Тактичность.

Многие пациенты с психиатрическими заболеваниями теряют возможность критического мышления и не могут объективно оценивать свое состояние и принять болезнь. Общение с такими людьми требуется профессиональной подготовки и умения использовать триггерные фразы и вставки, для выведения больного на контакт.

Зачем нужен клинический психолог?

Клинический психолог – специалист, который работает с людьми, у которых есть психические расстройства, например:

  • психосоматические расстройства (кашель, физические боли, психогенная рвота и т. д.);
  • депрессия;
  • различные фобии;
  • повышенная тревожность;
  • хроническая усталость, апатия;
  • проблемы со сном (сонливость, бессонница, ночные кошмары);
  • сексуальные расстройства (сниженное либидо, сексуальные фобии).

В работу клинического психолога входит выявление причин проблем пациента и психологическая коррекция, то есть улучшение состояния человека. Помимо личной работы с пациентом, в обязанности клинического психолога входит научно-исследовательская деятельность, психологическая экспертиза и реабилитационная терапия (например, после пережитого травматического события).

Чтобы стать специалистом этого направления, нужно получить высшее образование по специальности «клинический психолог» или пройти профессиональную переподготовку‎. При наличии базового образования психолога можно пройти переквалификацию в сфере клинической психологии.

Клинический психолог, как и обычный психолог, не выписывает медикаментозное лечение. Но при наличии у специалиста медицинского образования он может в дополнение к лечению назначить медикаменты (антидепрессанты, транквилизаторы и т. д.).

Взаимосвязь психологии и медицины

С научной точки зрения психология занимает промежуточное место в системе наук. С одной стороны, она относится к естественным наукам, с другой — к техническим, с третьей — к общественным. Именно эта ее многогранность имеет особое значение для медицины.

В центре медицины находится человек и его здоровье

Аналогичное внимание человеку и его здоровью, уделяется и психологией. Только в отличие от медицины психология в основном занимается исследованием психического здоровья человека

Однако психическое здоровье находится в тесной взаимосвязи с физическим здоровьем. Именно это и обуславливает тесную взаимосвязь медицины и психологии.

Современный специалист в области медицины должен обладать знаниями из области психики человека, чтобы оказать каждому пациенту эффективную и полноценную медицинскую помощь.

Таким образом, медицина и психология являются теми науками, которые дают знания о человеке, особенностях развития и функционировании его организма, его возможностях. Данные знания будут более полными только при взаимодействии психологии и медицины.

Еще одним фактором, оказывающим влияние на взаимосвязь между психологией и медициной, является особенность профессий психолога и медицинского работника. Данные профессии относятся к типу «человек-человек», соответственно требования к их освоению предъявляются практические одинаковые. Через медицину или психологию, специалист включает пациента в коммуникативную систему, основной целью которой является получение необходимой информации. В процессе коммуникации осуществляется тесное взаимодействие с пациентом, которого специалист должен воспринимать как равноправного участника.

Замечание 2

Таким образом, и психология, и медицина представляют собой такие отрасли науки, основным условием успешности которых являются нравственно-этические принципы и нормы.

Основным принципом морали психологии и медицины является нравственность. Соблюдение нравственно-этических норм выступает одним из показателей успешности профессиональной деятельности медицинского работника или психолога.

Еще одной стороной взаимодействия психологии и медицины выступает норма.

Замечание 3

Норма в медицине – это физическое здоровье человека.

Норма в психологии – это что-то усредненное, не выделяющееся из общей массы, адаптированное под существующие социальные условия.

Таким образом, взаимосвязь медицины и психологии очевидна. И медицинский работник, и психолог имеют общую цель – помочь человеку. Именно поэтому в настоящее время вводится относительно новая должность – клинический психолог.

Подготовка психологов-реабилитологов

Активно развивающееся реабилитационное направление предъявляет очень высокие требования к подготовке клинических психологов, это касается не только формирования новых компетенций, обусловленных изменившимся подходом к реабилитации, но и достаточно широкого и глубокого базового набора профессиональных знаний и навыков. На сегодняшний день не все выпускники вузов по специальности «Клиническая психология» обладают необходимым для выполнения практических задач уровнем профессиональных компетенций . Данные положения определяют необходимость разработки соответствующих образовательных программ и повышения качества их реализации.

Профессиональная подготовка в области реабилитационной психологии активно развивается за рубежом , в России же на данный момент переподготовку в этой области осуществляет лишь небольшое количество учебных заведений, что отчасти объясняется дефицитом высококвалифицированных кадров в преподавательском составе по специальности 19.00.04 Медицинская психология .

Разрабатываемое в нашей стране образовательное направление в области комплексной реабилитации преимущественно ориентировано на формирование новых профессиональных компетенций в реализации психологических и психотерапевтических методов на реабилитационном этапе, а также повышении навыков работы в мультидисциплинарной команде (бригаде) специалистов . Значимым, на наш взгляд, представляется заявление в качестве одного из образовательных направлений при подготовке психологов-реабилитологов ориентации на формирование высокой мотивации к развитию личностных и профессиональных качеств клинических психологов . Такая направленность обеспечивает высокую эффективность профессиональной деятельности клинического психолога в условиях динамично развивающейся системы комплексной реабилитации.

В научном и профессиональном сообществах отмечается необходимость включения в образовательные планы подготовки специалистов, занимающихся медицинской реабилитацией, задачи формирования навыков правильного использования МКФ и оценочных шкал . Однако, как было указано выше, для клинических психологов это положение осложняется несоответствием понятийного аппарата зарубежной и отечественной психологии и отсутствием единого общепринятого психодиагностического подхода к оценке психических функций.

Профессиональные качества клинического психолога

Для того чтобы работать по этой специальности, недостаточно просто иметь профильное образование. Эффективность и успешность работы клинического психолога зависит также от его личных и профессиональных качеств. Хороший специалист обладает:

  • развитой эмпатией (умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека, понимать его переживания);
  • умением выслушать и поддержать;
  • хорошими коммуникативными навыками, способностью расположить к себе собеседника;
  • гибкостью мышления и отсутствием категоричности в суждениях;
  • умением видеть и распознавать невербальные знаки коммуникации;
  • искренним интересом к проблемам других людей и желанием помочь;
  • хорошей стрессоустойчивостью (психологам часто приходится работать с трудными пациентами);
  • способностью не принимать чужие проблемы близко к сердцу (в противном случае быстро наступит профессиональное выгорание);
  • позитивным мышлением (специалист должен уметь настраивать пациента на позитивный исход);
  • развитой рефлексией (чем лучше человек знает и понимает самого себя, свои желания и мотивы поступков, тем проще ему понимать других);
  • уважительным отношением к людям;
  • уверенностью в себе и своих силах.

Помимо этого, специалист должен иметь желание постоянно совершенствоваться в своей профессии, расти и развиваться, изучать новые методы работы и повышать квалификацию. Также он обязан соблюдать профессиональную этику. Всеми этими качествами должен обладать и обычный психолог.

Какие методы воздействия использует медицинский психолог в своей работе?

 Когда  прием ведет медицинский психолог, его работа не похожа на работу медицинских специалистов. Это прежде всего откровенная, доверительная, доброжелательная беседа с пациентом. Специалист внимательно выслушивает посетителя, не давит, не дает прямых и категоричных советов. Его задача – помочь человеку разобраться в себе, посмотреть на сложившуюся жизненную ситуацию под другим, непривычным углом зрения, предложить возможные варианты выхода из травмирующих ситуаций или отношений.

 Важно, чтобы в процессе тонкой «настройки» психологического состояния человека участвовали двое, и врач, и сам пациент. Если человек эмоционально закрыт, неоткровенен, не идет на контакт, помочь ему сложно даже при очень высоком уровне квалификации специалиста

Как правило, консультация психолога включает несколько этапов:

  •    Знакомство и установление эмоционального контакта с пациентом. На этом этапе специалист выясняет биографию человека, выявляет кризисные периоды жизни и особенности социализации. Проводится анализ и жизненных событий в настоящем.
  •   Выяснение проблемы и взгляда на нее пациента. Возможно использование тестирования – краткого испытательного задания для выявления индивидуальных психологических особенностей человека, его интеллектуального развития, пространственной ориентации, диагностики личностных качеств.
  •    Совместное определение плана действий по решению задачи, с которой человек обратился к специалисту.
  •    Психологическая поддержка.

   Количество и периодичность посещений специалист и пациент также определяют совместно: специалист предлагает, а пациент либо соглашается, либо корректирует планы. Психотерапия призвана решать конкретные задачи в короткие сроки. Поддержка же, которую оказывает медицинский психолог  может быть значительно более длительной – и даже стать для человека нормой жизни.

   Методы, которые специалисты используют в работе, разнообразны и всегда подбираются индивидуально. К наиболее распространенным методам относятся:

  • беседа/интервьюирование,
  • психодрама,
  • арт-терапия,
  • модификация опыта.

Всего же их используется великое множество.

Подробнее о методах медицинского психолога

  Беседы/интервьюирование

Это глубокое и откровенное обсуждение проблемы пациента и проживание травмирующих ситуаций при бережной поддержке специалиста.

  Арт-терапия

Это метод нормализации психологического состояния человека и устранения психосоматических проявлений через художественное творчество. К такому творчеству относятся боди-арт; работа с гипсом, глиной, пластилином; рисование; изготовление коллажей; собирание мозаичных картин. Визуализируя свои страхи, проблемы и внутренние противоречия, человек постепенно избавляется от них, становясь уравновешенней и гармоничней.

 Психодрама

Это работа в группе с проигрыванием тревожащих, пугающих или иных сложных для человека ситуаций для изменения привычной реакции на них. В технике психодрамы часто прорабатывают конфликты межличностных отношений.

 Модификация опыта

Эта техника, которая помогает человеку пересмотреть свой прошлый негативный жизненный опыт, заново пройти важные для него жизненные ситуации, изменив их ход и настроив себя на более позитивное восприятие. Техника модификации опыта помогает устранить страхи, повышенную тревожность, неуверенность в себе; позволяет более целенаправленно двигаться к своим жизненным целям и достигать их.

    Используются в работе специалиста и различные варианты телесно-ориентированной терапии. Методов много, и наши специалисты подбирают их индивидуально, исходя в том числе и из того, к чему готов человек, что комфортно для пациента.

Мультидисциплинарный подход к реабилитации

Важным при определении положения клинического психолога в системе комплексной реабилитации является то, что его деятельность реализуется в составе полипрофессиональной (мультидисциплинарной) бригады (команды) и, соответственно, ставит новые задачи перед специалистом-психологом: информирование медицинского сообщества, проведение консультаций для улучшения эффективности команды и пр. . Сегодня активно разрабатывается диагностический инструментарий оценки психологических особенностей межгруппового взаимодействия специалистов-реабилитологов, следовательно, расширяется психодиагностическое поле деятельности клинического психолога.

При этом обнаруживается недостаточное количество литературы, посвященной роли клинического психолога и принципам его работы в области психологической реабилитации как одной из составляющих комплексной реабилитации .

Неоднозначным является вопрос иерархии специалистов-реабилитологов при проведении реабилитационных мероприятий, что ставит клинического психолога в достаточно затруднительное положение ввиду недостаточного правового обоснования его профессионального статуса по сравнению с представителями медицинских специальностей.

Вопросы, которые обсуждались в рамках круглого стола:

  • Какие проблемы в профессиональной подготовке клинических психологов стоят наиболее остро? Пути решения?
  • Какую роль клинический психолог должен играть в мультидисциплинарной команде специалистов медицинского учреждения? Что поможет ему эффективно справиться с этой ролью и как должен будет измениться процесс обучения с учетом новых задач?
  • Как при подготовке клинического психолога учесть специфику психологической помощи, в которой нуждаются пациенты различных медицинских учреждений — от роддомов до хосписов?
  • В чем суть введенных в лечебно-профилактические учреждения Стандартов и Порядков оказания медицинских услуг, и как психологу встроиться в новые стандарты работы? Какие пути по регулированию этих вопросов и какие решения необходимо принять?

Обучение и место работы клинического психолога

Чтобы выучиться на клинического психолога, необходимо окончить высшее учебное заведение по специальности «клиническая психология». Срок обучения составляет пять лет. Также можно получить базовое образование по специальности «психология» (бакалавриат, срок обучения – четыре года), а затем окончить магистратуру по специальности «клиническая психология».

Человек с медицинским образованием тоже может стать клиническим психологом, пройдя профессиональную переподготовку. Это можно сделать в учебном заведении или организации, занимающейся дополнительным профессиональным образованием, например в «Академии профессиональных стандартов».

Психолог может выбрать одну из таких специализаций, как:

  1. Нейропсихология – диагностическая и коррекционная работа с пациентами, имеющими нейропсихологические нарушения.
  2. Патопсихология – изучение работы нормальной психики и психики с отклонениями.
  3. Психосоматика – диагностика и лечение соматических расстройств, вызванных психологическими причинами.
  4. Психология аномального развития – изучение аномалий психического развития и работа с ними.
  5. Консультирование, психокоррекция и психотерапия – помощь здоровым людям в решении психологических и психофизиологических проблем.

Обычные психологи работают в детских садах, школах, на предприятиях, а также ведут частную практику. Клинические ведут деятельность в медицинских и лечебно-профилактических заведениях (поликлиники, психдиспансеры, реабилитационные центры для алко- и наркозависимых), в образовательных учреждениях разного уровня, приютах и центрах помощи.

Специалист также может работать в службе доверия, исправительных заведениях, подразделениях МЧС или заниматься частной практикой. У клинического психолога, как правило, гораздо больше профессиональных возможностей, чем у обычного.

Клиническая психология – одна из наиболее популярных и быстро развивающихся отраслей психологии. Специалист в этой области может реализовать себя в оказании помощи детям, подросткам, взрослым или пожилым людям.

Разница между обычным и клиническим психологом

Обычный психолог помогает улучшить качество жизни: научиться справляться со стрессом, повысить коммуникативные навыки, понять себя и свои желания, выйти из кризиса. Человек, пришедший к нему, рассматривается в качестве клиента. Психолог дает рекомендации и помогает разобраться в проблеме, но основную работу над собой выполняет сам клиент.

Задача клинического психолога – устранить симптомы, мешающие человеку жить нормальной жизнью (повышенную тревожность, бессонницу, страхи). Обратившийся за помощью рассматривается в качестве пациента. Специалист сам подбирает методы диагностики и коррекции. Если у него есть медицинское образование, он может в дополнение к психотерапевтическому лечению выписать медикаменты (антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные препараты).

Преимущества и недостатки профессии

Специальность обладает множеством плюсов:

  1. Востребованность на рынке труда. Набор по направлению клиническая психология ограничен, поэтому конкуренция среди выпускников невысокая. В тоже время многие государственные и частные организации нуждаются в квалифицированных кадрах. Проблем с трудоустройством и профреализацией не возникает.
  2. Выбор форм профессиональной деятельности. Возможность частной практики, научно-исследовательской работы или прием пациентов в госучреждениях.
  3. Уровень заработной платы зависит от квалификации и репутации специалиста. К грамотному врачу записываются на платные приемы, плюс при выполнении лечебной и профилактической работы назначаются дополнительные стимулирующие выплаты.
  4. Возможность онлайн-консультирования. Современные IT-технологии позволяют реализовывать программы телемедицины и работать с пациентами из любой точки мира.

Недостатков меньше:

  1. Эмоциональное выгорание. Пациенты клинических психологов относятся к категории сложных больных, с которыми трудно наладить коммуникацию и получить комплаентность. Специалист должен быть к этому готов и уметь найти подход к каждому больному. Для снижения уровня стресса и напряжение врачи подбирают себе хобби или сами находятся на психологической терапии, для постоянной объективной оценки собственного состояния.

Отличия клинического и обычного психолога

Клиническая психология относится к медицинским специальностям. Студенты осваивают профильные дисциплины, связанные с анатомией, физиологией, пропедевтикой. На практике изучают психиатрические болезни и состояния. Работа клинического психолога не ограничивается психологической помощью, а выходит на уровень медикаментозной коррекции и работе с нарушениями психики.

Обычный психолог получает образование на гуманитарном факультете. Его деятельность больше направлена на адаптацию, социализацию и гармонизацию личности и межличностных отношений, чем на лечение.

На начальном этапе пациенты медицинских психологов могут обращаться к обычным специалистам без медобразования. Психолог должен уметь выявить серьезные нарушения психики и в случае необходимости медикаментозной терапии, направить клиента к врачу.

Клинический психолог может стать обычным и оказывать психологическую помощь, а психолог лечить пациентов и заниматься психиатрией не сможет.

Основные обязанности клинического психолога

Клиническая психология – наука, изучающая психологическую диагностику, методы консультирования пациентов и психотерапию, через призму заболеваний нервной системы и сопутствующих патологий.

Должностные обязанности клинического психолога:

  • Сбор анамнеза;
  • Проведение специализированного тестирования для психодиагностики и выявления свойств личности;
  • Оценка психоэмоционального состояния и разработка мер по его гармонизации;
  • Оказание помощи в социальной адаптации, решении внутриличностных и семейных проблем;
  • Постановка диагноза и назначение лечения по схемам и регламентам оказания медпомощи;
  • Проведение психологической экспертизы с выдачей заключения в рамках оценки профпригодности, получения разрешения на ношение оружия или судмедэкспертизы;
  • Социальная деятельность, связанная с консультированием нуждающихся и незащищенных категорий граждан: инвалидов, пенсионеров, сирот;
  • Ведение медицинской документации, заполнение статистических форм и отчетов.

Врачи работают с приемом пациентов, участвуют в научно-практической деятельности. В качестве узкой специализации клиническим психологам доступны следующие направления:

  • психотерапия;
  • нейропсихология;
  • психосоматика;
  • психодиагностика.

Специалисты востребованы в государственных и частных медицинских учреждениях, центрах психологической помощи или коррекции, бюро судмедэкспертизы. Допускается ведение частной практики при открытии собственной клиники или кабинета после регистрации в качестве ИП или юрлица.

Заключение

Биопсихосоциальная модель реабилитации, закрепленная на законодательном уровне, обосновывает необходимость вовлечения клинических психологов в систему комплексной реабилитации и определяет новые задачи их профессиональной деятельности. Существующие трудности реализации профессиональной деятельности клинического психолога связаны с несовершенством его правового статуса в здравоохранении, несоответствием теоретических подходов зарубежной и отечественной клинической психологии к оценке нарушений психики и реализации психологической деятельности, нерешенными вопросами в подготовке специалистов психологов-реабилитологов. Но изменения, происходящие в рамках правового статуса клинического психолога, и появление научных публикаций, отражающих попытки решения актуальных проблемных положений деятельности психологов-реабилитологов, задают позитивную динамику в разрешении обозначенных трудностей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: