Принципы профессиональной этики психологов

Прямота и открытость в общении

Ну, и последний принцип этики практического психолога, который мы сегодня рассмотрим, – это прямота и открытость. Специалист должен не только нести ответственность за свои поступки, но и предоставлять пациенту информацию по поводу его лечения без каких-либо искажений. Особенно актуально это в случае проведения исследовательской работы или эксперимента над клиентом.

Многие психологи очень часто формируют свою речь, используя различные понятия и термины, однако подобное действие говорит лишь о вашей компетентности. Если вы хотите наладить доверительные отношения с пациентом, то лучше всего избегать различных премудростей во время общения. Старайтесь общаться с ним простым языком, дабы клиенту не пришлось после консультации с вами отправляться за специальным терминологическим толкователем, чтобы понять, что именно вы имели ввиду.

Если избежать искаженной информации все-таки не удается, то психолог должен всеми силами постараться объяснить своему пациенту, что он сделал это не нарочно. Конечно же, лучше избегать подобных ситуаций, дабы не выстраивать степень доверия повторно, однако стоит уметь принимать свои ошибки, если вы их совершили. Один этот факт говорит о психологе, как о профессионале своего дела.

Кроме того, открытость и прямота в общении должна также присутствовать не только во время взаимодействия с клиентами, но и с коллегами. Вы не должны способствовать своими действиями вытеснению своего коллеги с какой-либо должности. Общение в коллективе должно быть легким и непринужденным, даже если кто-то из начинающих специалистов действует некомпетентно ввиду своей неопытности. Намекните коллеге на его ошибку, но не затевайте скандал, который приведет в дальнейшем к разногласиям.

Этика семейных отношений в воспитании детей

Дети являются связывающим элементом семьи. Им постоянно нужна родительская любовь, забота и понимание. Усилия старших членов семьи должны направляться на достойное развитие личности ребенка. Для решения этой задачи родители должны заниматься саморазвитием, чтобы всегда быть интересными для своих детей.

Обязанности по воспитанию детей должны четко распределяться между отцом и матерью. Если один из родителей принимает меньшее участие в воспитании своего чада, то и уважать его ребенок будет меньше. Это приведет к проблемам во взаимоотношениях супругов.

Общение со своими детьми является основным фактором в воспитании. Многие родители совершают ошибку, полагая, что разговаривать с ними незачем, они и так достаточно времени уделяют своему ребенку. Однако именно под влиянием общения с папой и мамой формируется новая личность.

При любом споре необходимо помнить, что родители являются примером для своих детей. Они учатся у отца и матери, пытаются им подражать. Недопустимо в присутствии детей оскорбительно относиться друг к другу, подавая тем самым дурной пример. Именно из-за плохих отношений между родителями у ребенка начинают формироваться комплексы в отношениях с противоположным полом. Отец должен показать сыну пример уважительного отношения к женщинам при общении с его матерью, научить относиться к женскому полу бережно и обходительно. Мать должна научить детей уважать главу семейства и не позволять себе в их присутствии унижать отца. В воспитании детей необходимо отличать боязнь от уважения. Отношения, основанные на страхе, неэффективны.

Читать далее: Как ведёт себя влюблённый парень

Принцип компетентности

Этика профессиональной деятельности психолога также основана на стремление оказать клиенту психологическую поддержку и вылечить то заболевание, которое его беспокоит. Если границы компетентности специалиста не столь широки, то на это может уйти слишком много времени. Поэтому необходимо также учитывать принцип профессиональной компетентности, структура которого описана ниже.

  1. Специалист должен обладать исчерпывающими знаниями в области психологии, а также следовать этическому кодексу. Во время своей деятельности психолог обязан постоянно руководствоваться этическими принципами и подавлять свое желание начать манипулировать клиентом.
  2. Если студенты или какая-то группа пациентов выступает в качестве материала для экспериментов, то психолог обязан проводить все действия согласно этическому кодексу. Если уровень компетентности специалиста не позволяет этого сделать, то от подобных экспериментов лучше всего отказаться.
  3. Психолог несет личную ответственность за уровень профессиональной компетентности персонала, который находится у него в подчинении. Поэтому если вы решите нанять несколько молодых специалистов себе в помощь, то вся ответственность за их поступки ложиться на вас.

Довольно часто психологу приходится работать с представителями различных профессий и социальных групп. Специалист должен проявлять терпимость к каждому из своих клиентов и относиться к пациентам с максимальной лояльность – это один из главных принципов этики психолога. В противном случае вы рискуете утратить доверие со стороны клиентов и других специалистов.

Ограничьте применяемые средства

Специалист имеет право применять методики, которые не противоречат кодексу этики психолога. Однако все эти средства должны адекватно вписываться в процесс лечения, а не удовлетворять личные желания специалиста провести то или иное исследование. Если ваш пациент оказал вам доверие и согласился на проведение эксперимента, то все действия должны быть максимально надежными, нормализованными и стандартизированными. В противном случае это приведет к ухудшению самочувствия пациента.

Необходимо применять лишь те методы интерпретации и обработки данных, которые получили широкое научное признание. Выбор методов не должен определяться лишь пристрастиями психолога к тому или иному способу лечения. Он должен в первую очередь удовлетворять личные симпатии клиента определенной профессии, социальной группы или профессионального типа. В противном случае эксперимент не даст правдивых результатов.

Также психолог не имеет морального права заранее искажать первичные данные о задаче, которая применяется в эксперименте или же предоставлять заведомо некорректную и ложную информацию. Если же подобная ошибка была допущена случайно, то стоит задуматься о прекращении эксперимента, поскольку пациент уже вникнет в его суть, а повторная деятельность не принесет правдивых результатов.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
  3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.
  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.

Этический кодекс психолога в формате PDF

1 Данный этический кодекс опубликован на официальном сайте РПО (Российского психологического общества).

Особенности этики психолога

В прикладной психологии этика психолога необходима для того, чтобы обеспечить гуманистическую направленность его деятельности. Она помогает решать профессиональные задачи и достигать социально значимых целей с сохранением психологического благополучия личности и общества.

Профессиональная этика предназначена для формирования стандартов поведения специалистов. Она рассматривает качество их работы в разрезе эффективности услуг с учетом их соответствия духовным ценностям и нормам морали.

Профессиональная работа психолога предполагает работу с конкретными людьми и социальными группами. По этой причине влияние на них, которое реализуется в форме психологической помощи и сопровождения в решении задач, создает духовный и нравственный фундамент мировоззрения специалиста. В современных условиях работа психологов стала приобретать особенное значение, которое связано с воздействием на сознание (самосознание) человека и группы людей с дальнейшим изменением в их деятельности.

В системе ценностей профессиональной подготовки психологов стала утверждаться ценность лидерства, которую оказывает воздействие на действительность. Предмет профессиональной этики представляет собой совокупность специальных этических проблем, которые проявляются в работе профессионального психолога. Они возникают в практической работе с клиентами и пациентами, в отношениях с коллегами и руководством.

Профессиональная этика включает формулировку совокупности моральных императивов о долге психолога, включая его нравственные обязанности, пределы профессиональной и личной свободы. Она определяет требования к специалисту, работа которого связана с вмешательством в личную жизнь других людей.

В чем заключается принцип взаимоуважения?

Каждый психолог должен уважать личные права и свободы человека, которые провозглашены законом и гарантированы Конституцией Российской Федерации. Если специалист не будет соблюдать эти элементарный нормы, то добиться доверия со стороны пациента вряд ли удастся. Также этика психолога-консультанта, касающаяся взаимоуважения, включает в себя несколько пунктов, которые будут перечислены ниже:

  1. Специалист обязан с одинаковым уважением относиться ко всем своим пациентам вне зависимости от их социально-экономического статуса, языка, вероисповедания, расы, этноса, культуры, национальной принадлежности, сексуальной ориентации, физических качеств и так далее. Само собой, к каждому клиенту нужен свой подход. Однако он должен быть основан на жизненных обстоятельствах, которые пришлось пережить человеку, а не на чем-то из вышеперечисленного.
  2. Психолог должен всеми силами стараться избегать предвзятого отношения к какому-либо человеку. Данные о пациенте не должны влиять на ваше отношение к нему. Даже если у специалиста возникнет симпатия или субъективное мнение по поводу поведения клиента в определенной ситуации, это никак не должно повлиять на дальнейшие выводы и процесс лечения. В противном случае может быть выбрана изначально неверная стратегия для психологического исцеления.
  3. Психолог должен уметь правильно организовывать рабочий процесс, чтобы во время изучения и анализа психологического здоровья пациента специалист случайно не нанес вред своему клиенту. И это касается не только его самочувствия, но и социального статуса. Если кто-то из знакомых пациента узнает о его психологических проблемах, то он может лишиться доверия со стороны определенных лиц и навсегда утратит доверие в обществе.

Также психолог должен всеми силами стараться избегать такого лечения, которое приведет к дискриминации клиента по определенным основаниям. Большинство людей косо смотрят на тех личностей, которые ищут помощи у специалистов в области психологии. Если вы дадите своему клиенту какое-нибудь странное домашнее задание, например, без предупреждения поцеловать понравившегося человека, то это может привести к печальным последствиям.

Процедурные нормы профессиональной этики

В ходе формирования профессиональных отношений между психологом и клиентом нежно с самого начала обсудить, что будет происходить в процессе сеанса. В этой сфере большую роль играет соблюдение конфиденциальности и решение финансовых вопросов.

Специалист должен получать осознанное согласие на консультацию, используя понятный язык для участника. Если клиент не способен дать официальное согласие, то психологу необходимо получить осознанное разрешение от людей, которые несут ответственность в соответствии в законом.

Когда специалист вынужден оказывать услуги нескольким людям, вступившим в близкие или родственные отношения, ему в начале беседы нужно выяснить, кто является клиентом и какие отношения предполагаются с каждым участником консультации.

При неожиданном прекращении своих услуг (например, по причине болезни, потери работоспособности, переезда, финансовых ограничений) психологу важно планировать возможность продолжать работу с клиентом. Об этом клиент заранее уведомляется

По завершению профессиональных отношений должны обеспечиваться следующие пункты профессиональной этики:

  • Прекращение вмешательства после понимания того, что клиенту больше не нужны услуги (если последующая работа не может уже приносить результат, а ее продолжение даже способно нанести вред);
  • Выяснение актуального состояния клиента и проведение соответствующей подготовки по прекращению работы;
  • Передача клиента другим специалистам при наступлении такой необходимости.

Семья и ее функции

Семейный союз представляет собой социальную организацию, которая создана на кровных или брачных узах. Семья объединена совместным бытом, расходами, целями и задачами. Каждый ее член выполняет свою роль. Брак предполагает наличие доверия, возможность выговориться и получить ценный совет, оказать помощь и вовремя поддержать другого.

Как составляющая общества, семья выполняет следующие функции:

  • репродуктивная;
  • воспитательная;
  • экономическая;
  • коммуникативная;

Супруги самостоятельно принимают решение о рождении детей, заботятся об их физическом и психическом здоровье.

Они являются главными участниками формирования личности ребенка. В этом принимают участие и государственные учреждения — дошкольные и школьные. Но основная ответственность за воспитание и развитие своих детей остается за отцом и матерью, никакие общественные институты не могут его заменить. Воспитание в семье является наиболее эмоциональным. В основе теплых отношений с детьми лежит искренняя любовь родителей к своим чадам, которая вызывает у детей ответные чувства. Прорехи в воспитании могут вызвать взаимную нелюбовь, отсутствие душевного контакта и отчужденность с родными людьми. Читать далее: Как научиться быть счастливой без мужчины Члены семьи совместно ведут домашнее хозяйство, вместе решают вопросы о доходах и тратах семейного бюджета. Нормы семейной жизни предполагают обязательную финансовую помощь тем членам семьи, которые в ней нуждаются.

Психологию семейных отношений невозможно рассматривать без потребности всех членов семьи общаться друг с другом, без взаимовыручки, доверия и духовной поддержки. Именно от благополучной моральной обстановки зависит семейное счастье.

Преступление и наказание: этический аспект.

Одна из тенденций развития этой проблемы состоит в том, что в течение времени меняется субъективное отношение к смертной казни. Сначала общество единодушно признавало необходимость, а также нравственную оправданность смертной казни.

Мнение людей, тем более, если оно до некоторой степени мотивировано справедливым гневом, является фактом, с которым невозможно не считаться. Также не следует забывать, что в далекие времена был обычай приносить людей в жертву богам, и, возможно, эта практика сопровождалась большим душевным подъемом, а члены общества, которые выступали против таких обычаев, вызывали у всех искреннее возмущение. Но с течением времени ситуация очень изменилась. Общество пришло к мнению, что людей просто никто не имеет права приносить в жертву – даже самим богам! Сформировались и новые представления, был принят принцип «не убий», позиция непротивления злу насилием.

Но уже примерно с ХVIII в. философами, учеными, общественными деятелями начали публично высказываться и отстаиваться полярные суждения. Самым обсуждаемым произведением становится книга итальянского юриста Ч. Бекарриа «О преступлениях и наказаниях» (1764). После нее многие социальные мыслители начали увязывать принцип гуманизма с требованием полной отмены смертной казни. Ее решительными противниками были К. Г. Маркс, А. Н. Радищев, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев и многие другие мыслители. Негативное отношение к смертной казни, аргументированное, в первую очередь, этическими мотивами, стало быстро набирать силу. Во многих европейских странах оно стало преобладать и получило воплощение в законодательстве и судебной практике. Так, в частности, показательные публичные казни, которые были произведены в Чечне в 1997 г. согласно суду шариата, как и подобные акции, практикуемые время от времени в отдельных странах, воспринимаются современным общественным мнением за пределами государств, где они происходят, как яркое проявление варварства, оскорбление общественной нравственности.

Изменение взгляда на смертную казнь в современном мире связано с общим изменением отношения общества к государству, которое можно охарактеризовать как его правовое ограничение. Отрицание смертной казни имело и имеет знаковую природу в том отношении, что является ударом по всесилию государства и обозначает никем не отчуждаемый характер права каждого человека на жизнь.

Сегодня в современном обществе убийство считают нравственно недопустимым, за исключением тех случаев, когда оно совершается государством, казалось бы, во имя самой нравственности. Но будем надеяться, что и в отношении этого заблуждения со временем наступит прозрение общества. Дискуссии о смертной казни, которые получили распространение в наши дни, являются шагом к этому прозрению.

Глава 2. Профессиональная этика психолога

Вторая половина 20 века претерпела сильные изменения, как в социальном, так и в индивидуальном проявлении. Из этого сформировались общекультурные факторы, способствующие становлению индивидуального сознания и факторы, препятствующие этому:

Развитие индивидуального сознания

Разрушение индивидуального сознания

1.Повышение социальной роли лиц, принимающих ответственные решения;

2.Доступность источников информации;

3.Возможность коммуникации с другими народами;

4.Далекие путешествия;

5.Появление новых мировых религий;

6.Увеличение свободного времени;

7.Возможность выбора индивидуального стиля жизни;

8.Возможность выживания в экстремальных условиях;

9.Личное участие в общепланетарных действиях, чувствах, мыслях.

1.Отчуждение в отношениях между людьми;

2.Экологические катастрофы;

3.Средства массового уничтожения;

4.Ограничение внутрисемейных коммуникаций;

5.Массовое стандартное обучение;

6.Стереотипы общения и деятельности;

7.«готовые» знания о мире;

8.статистические критерии истины;

9.кровопролития, войны;

10.появление электронной техники (дистанционное управление разрушением);

11.урбанизация и высокий темп жизни;

12.дегуманизация образования;

13.обесценивание поиска истины (научного мышления).

Психолог не может не считаться с этими факторами. Естественно, среди перечисленных есть только те, которые в большей степени задевают сознание каждого человека, обостряя переживание собственной сущности как принадлежащей себе самому или другим.

Для психолога идеи о сущности человека имеют самое конкретное, ситуативно выраженное оформление в виде жалоб на скуку жизни, неудачливость, вялость, отсутствие способности к сосредоточению, потерю сексуальной привлекательности или потенции и т. п.

За ними стоят нарушения в строении психической реальности, которые делают ее жесткой структурой с фиксированной функцией. Хорошо об этом сказала К. Хорни: «Подчиняет ли невротик себя другому миру или судьбе и каково бы ни было то страдание, которое он позволяет захватить себя, — независимо от этого удовлетворение, которого он ищет, состоит, по — видимому, в ослаблении или стирании собственного индивидуального «Я». Тогда он прекращает быть активным действующим лицом и превращается в объект, лишенный собственной воли».

Невротическая личность – это яркое выражение тех фантомных образований в сознании, которые дают основание говорить о превращении живого сознания в его противоположность – сознание неживое.

Фактически когда речь идет о фантомизации сознания, это уже описание одного из симптомов в синдроме психической смерти, — явление, которое в условиях массовой культуры, как кажется, приобретает значительно выраженный характер и находит свои конкретные формы в вариантах отказа от психического развития (страх перед изменениями своего личного стиля жизни, уход от ответственности за свою жизнь, отказ от усилий по преодолению житейских трудностей, социальная пассивность, ожидание чудо – лидера, поиск кумира (кумиров) и т. п.).

Думается, что эти феномены индивидуального сознания – фантомизация и психологическая смерть – с необходимостью ставят вопросы о границе профессиональных возможностей психолога в осуществлении им профессиональной деятельности. Этот вопрос похож по своим операцинальным проявлениям (по усилиям и их направленности) на принятие решения об оказании реанимационной медицинской помощи. Когда уже очевидно, что усилия тщетны, стоит ли тратить силы на борьбу за жизнь, которая все равно погаснет?

Наверное, это та грань, где вопросы профессиональной этики и вопросы практической этики смыкаются в осуществление профессионального долга.

Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает.

Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу – задачу создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа Другого человека.

Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность психолога – один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни.

Что такое профессиональная этика и кодекс психолога

Профессиональная этика — это дисциплина, которая рассказывает об идеалах, ценностях и ориентирах в работе психолога. О гуманном отношении к клиентам, подобающем и неподобающем поведении психолога на сессиях и вне их. Роли психолога в обществе и сущности его профессии: помощь людям, оказавшимся в трудной ситуации.

На практике понятия кодекса и этики в целом отождествляют. Разберем 5 основных принципов этики психолога.

Принцип уважения

Психолог принимает и уважает особенности каждого клиента. Его мировоззрение, веру, интересы, желания, сексуальную ориентацию. Психолог сохраняет нейтральную позицию, работает в системе ценностей клиента, не навязывает своих взглядов и убеждений. Например, не пытается убедить девушку-чайлдфри в том, что дети — это смысл жизни каждой женщины.

Принцип конфиденциальности

Все, что клиент расскажет на сессиях или в переписке, остается в тайне. Однако есть ситуации-исключения, при которых этика профессиональной деятельности психолога может быть нарушена:

  • специалист уверен, что клиент думает о самоубийстве и может пойти на это;
  • клиент рассказал, что совершил тяжкое преступление — любое правонарушение с угрозой для жизни и здоровья человека;
  • клиент нуждается в психиатрической госпитализации;
  • клиент сознался в жестоком обращении с несовершеннолетним;
  • психолог получил официальный запрос из суда или прокуратуры с просьбой раскрыть содержание консультаций.

Также психолог может рассказать историю клиента с его письменного согласия. Например, если вы хотите разместить в социальной сети кейс из практики, то вам нужно обсудить это с клиентом: уточнить, что именно, где и как вы можете написать.

Принцип ответственности и принцип честности

Профессиональная этика в работе психолога подразумевает, что ответственность за результат терапии делится поровну между специалистом и клиентом. Консультант отвечает за выдвижение гипотезы, выбор плана и методов терапии, свою компетентность. Клиент — за выполнение домашних заданий и активную работу на сессиях. Оба отвечают за соблюдение тайминга встреч и правил их посещения.

Также психолог отвечает за поддержание деловых отношений с клиентом. Не следует превращать их в личные или дружеские, потому что это снизит эффективность терапии и помешает психологу сохранять нейтральную позицию.

Консультант отвечает за достоверность информации, которую дает клиенту. Но не несет ответственности за то, как человек воспримет ее. Однако, если у клиента возникнут неприятные чувства, психолог может помочь разобраться в них.

С первой встречи психолог и клиент должны быть честными друг с другом. Например, специалисту не следует обещать 100% результата, так как он еще не знает о настрое клиента. А тому не следует утаивать или искажать информацию, относящуюся к его проблеме. В противном случае терапия может оказаться неэффективной.

Принцип компетентности

По правилам этики психолога и согласно профстандарту, для работы консультантом необходимо иметь профильное образование — высшее или профпереподготовка.

После обучения психолог может работать строго в рамках своей специализации и должен следовать принципу «не навреди». Если запрос клиента выходит за пределы компетенций психолога, то специалист должен сообщить об этом и отказаться от работы. По возможности перенаправить клиента к компетентному коллеге.

Если психолог хочет использовать экспериментальный метод терапии, он должен сообщить об этом клиенту. Как и в случае с методом, который специалист знает в теории, но еще не применял на практике.

В любом случае психолог отвечает за научность методов терапии. А перед их применением должен подробно рассказать о сути предстоящей работы и рисках, если они есть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: