Помощь психолога: когда она нужна и где её получить

3 Психолог скорее всего предложит изменить поведение обеим сторонам — и ребенку, и родителю

Психологи говорят: «Ребенок — симптом родителей». Это значит, что поведение и переживания родителей могут сильно влиять на ребенка, и для успешной работы с психологом эти вещи нужно осознать и проработать. Давайте разберем на примерах.

Ребенок выражает родительские негативные чувства. Часто родители говорят, что дети не знают ничего об их ссорах друг с другом и другими родственниками. Но это не значит, что ребенок ничего не чувствует. Напряженная атмосфера витает в воздухе и, безусловно, улавливается ребенком. Мама активно подавляет злость и раздражение, однако ребенок каждый день дерется в детском садике и обижает других. «И откуда это только у него?», — недоумевают родители. «Ведь у нас не принято ругаться, кричать». Но оказывается, что и просто разговаривать, говорить о своих чувствах, каким-либо образом их выражать у них тоже не принято. Ребенок ловит невыраженный гнев родителей и помогает им выразить его так, как умеет.

Ребенок растет с ощущением недосказанности, семейной тайны. Ребенок — даже самый маленький — обладает бессознательным, в котором содержится информация об его семье, родителях, предках, нерожденных братьях и сестрах. Ребенку не говорят о смерти родственников, что его усыновили, что до него в семье были два нерожденных ребенка.

Я бы посмотрела с другой стороны: взрослым сложно говорить с детьми на такие темы. Они не знают, какие подобрать слова, а самое главное, как справиться со своими чувствами, которые возникнут в этом непростом разговоре.

Однако ребенок все бессознательно знает и все чувствует. Колоссальное напряжение, которое вызывают эти темы, ребенку приходится держать в себе — ведь говорить об этом нельзя. Именно такой посыл и дают родители. А раз нельзя — значит это что-то страшное, непереносимое. То, с чем не могут справиться даже мама с папой. Вот и будет ребенок хранить тайну, оберегая при этом родителей от непереносимых чувств, тем самым все больше и больше чувствуя напряжение.

Ребенок, у которого была когда-то другая семья, пусть даже бессознательно помнит и знает историю своей родной семьи. Но ему говорят, что он родился в семье усыновителей, что кроме них у него никого не было. Да, здорово, что его принимают как родного. Но что происходит с ребенком? У него имеется свой опыт, своя память. Взрослые ему рассказывают свою историю. Ребенок учится не доверять своим ощущениям, своей памяти, своим чувствам. Ребенок растет с посылом «все, что я вижу и ощущаю — неправда». Он теряет связь с реальностью, оглядывается на мнение окружающих, но не доверяет себе, что может привести к самым различным последствиям.

Чтобы помочь психологу во время терапии, важно рассказывать ребенку о его настоящих родителях, о нерожденных братьях и сестрах, умерших родственниках. Ребенок может и не понять всех тонкостей в силу возраста, однако он почувствует интонацию, снятый запрет на разговор и даже «думанье» на такие темы, что заметно снизит напряжение и повысит его доверие к родителям

Ребенок несет груз родительских ожиданий. Большое значение имеет отношение родителей к ребенку. Видят ли они в нем личность или нагружают своими представлениями, ожиданиями и фантазиями. Достаточно одного вопроса — «Каким ребенок будет, когда вырастет»?, чтобы понять: прислушиваются ли родители к ребенку, его потребностям, способностям или расписали ему всю жизнь сами. Сравните:

«Он настойчивый, любит добиваться своего. Наверное, будет целеустремленным. Любит рисовать, скорее всего, будет творческим. Но он добрый и ласковый, может, будет помогать людям».

«Он будет врачом. Как папа. И как дедушка. У нас в роду все были врачами».

«Да он уже вылитый папа. Будет таким же рассеянным и безответственным».

В первом случае потребности и интересы ребенка видят. Мама предполагает, мечтает о том, каким может быть ее ребенок. Во втором — ему уже предопределили быть врачом. И не дай бог, он возьмется за скрипку — предаст весь род. В третьем случае ребенка не видят совсем. Его уже воспринимают как отца, вместо отца.

Ребенок перенимает модель общения и поведения родителя. Ребенок ловит также особенности поведения родителей, способность открываться, доверять людям, фантазировать. Интересно было, пообщавшись на первой встрече с мамой и почувствовав ее закрытость, сложность разговаривать о себе, о своих негативных чувствах, почувствовать то же самое на встрече с подростком. Такое ощущение, что просто сменились декорации, ситуация, чувства остаются теми же.

Часто родители жалуются на плохое поведение ребенка, отсутствие уважения к старшим, хотя сами требуют беспрекословного послушания, «потому что я так сказала», «мал еще, чтобы рассуждать». Неудивительно, что и ребенок будет до костей стоять на своем, ведь мама для него пример.

Принципиальные возражения

Принципиальные возражения существуют, я отношусь к ним немного скептически, но мы должны о них знать. Процитирую фрагмент онлайн-выступления итальянского коллеги-психоаналитика, которое было посвящено преимуществам и недостаткам онлайн-консультирования во время пандемии:

«Для того чтобы говорить о повторении пережитого опыта в виртуальном сеттинге, я полагаю, что в психике должны быть зафиксированы следы виртуальных испытаний удовлетворения/неудовлетворения настолько, чтобы в дальнейшем, при аналогичной ситуации, человек мог их переиспытать. То есть так, чтобы повторяющийся цикл виртуального опыта оставил свой след, который субъект мог бы пережить в психотерапевтическом онлайн-сеттинге.

… по-видимому, существует место для выдвижения гипотезы об эффективности психоаналитических заочных сессий в последующих поколениях, но только при определенных ощущениях и переживаниях. До тех пор, пока наш вид продолжит преумножаться посредством полового размножения, а мать будет первым объектом привязанности для ребенка, то в таком случае онлайн-сеттинг будет иметь свою актуальность только относительно чрезвычайных ситуаций.

Если когда-нибудь беременность будет происходить не биологическим путем (не в утробе матери), а роботы начнут ухаживать за малышами, тогда можно будет пересматривать психоаналитическую значимость заочных сессий.

До тех пор, я считаю, мы должны свести заочные сессии до минимума, признавая при этом их преимущество, которое состоит в том, что они обеспечивают непрерывность терапевтических взаимоотношений в случае больших расстояний, они позволяют общение с некоторыми критичными клиентами, избегающими очного общения с аналитиком, предоставляют психологическую помощь в режиме самоизоляции. Однако, мы также должны признать, что поддержание этого сеттинга означает сговор с сопротивлением анализанта к экстернализации агрессивно-сексуальных переживаний в переносе.

Если все-таки у нас создается впечатление эффективной психоаналитической работы, что мы “вышли из туннеля”, возможно, нам следует спросить себя, не является ли это также прекрасной иллюзией, продиктованной нашим всемогуществом».

Мы должны учитывать эту точку зрения и проверять себя, когда мы проводим онлайн-терапию, насколько терапия действительно терапевтична. Иначе это может быть неосознаваемым сговором с клиентом, пациентом, который идет на поводу сопротивления и моей нарциссической грандиозности: «Я настолько хороший терапевт, что я могу помогать онлайн, офлайн, заочно, письменно, в смс-сообщениях». Так мы дойдем и до помощи через фотографию, как небезызвестный Алан Чумак или Бехтерев, который дарил клиентам свои фотографии.

Нельзя не сказать несколько слов о сеттинге.

Третий этап – психологическая работа

Это самый длительный этап, и может длиться от одного до 30 или иногда и больше сеансов. Как правило, психологическая работа начинается уже на первой сессии. Часто вначале происходит психологическая диагностика. Она может проводиться с помощью стандартизированных опросников, а может, с помощью рисунков, метафорических карт, составления семейной генограммы, или просто с помощью клинической беседы. Выясняется возможная причина сложившейся ситуации, у психолога появляются гипотезы, которые он в процессе работы проверяет. От сессии к сессии психолог может давать «домашние задания» клиенту, то есть конкретные рекомендации, которые нужно выполнить к следующей встрече. Тогда в следующий раз обсуждается, насколько получилось или не получилось выполнить задуманное, насколько комфортно было это выполнять, какие чувства появлялись у клиента относительно данного ему «домашнего задания» и т.д.

Обычно после первых нескольких сессий бывает видна динамика занятий, жизненная ситуация у клиента начинает меняться, это становится заметно и ему, и окружающим. Однако через некоторое время многие психологи сталкиваются с некоторым сопротивлением со стороны клиента: происходящие изменения в его жизни меняют не только то, что он хочет изменить, но и то, что не учитывал и не был готов менять. Например, если раньше этот человек был «удобным» для близких, безотказным, а тут становится более уверенным в себе и самодостаточным, это может не понравиться его близким, могут начаться конфликты, появиться чувство одиночества, непонимания. Бывает, что наметившиеся изменения происходят не так быстро и легко, и уже сам клиент сомневается, готов ли он жертвовать вторичными благами, возможными только если оставить все, как есть. Все эти сомнения и сложности лучше обсудить с психологом на сессиях, не замалчивать их и не стараться казаться «хорошим клиентом», у которого все получается. В диалоге с психологом могут наметиться адекватные пути выхода из возникающих сложностей.

Что делать с привычкой переживать, как исправить собственное мышление и восприятие?

Научиться управлять своими эмоциями, и речь совсем не идет о контроле и подавлении. Управление, это выбор, к тому же сознательный, а не автоматический, как сейчас.

Сейчас как… событие произошло и внутри вас сработала автоматическая программа эмоционального реагирования на ситуацию.

Мозг, ленив, и ему совсем не хочется каждый раз, разрабатывать новую модель поведения, если, когда-то в прошлом, была апробированная модель поведения, и не столь важно насколько она была эффективна, мозг будет ее использовать вновь и вновь. Если вы находитесь в осознанном состоянии, то значит, вы находитесь в позиции взрослого человека

А как мы говорили выше, что позиция взрослого, автоматически убирает сопротивление, и переводит ситуацию с состояние принятия

Если вы находитесь в осознанном состоянии, то значит, вы находитесь в позиции взрослого человека. А как мы говорили выше, что позиция взрослого, автоматически убирает сопротивление, и переводит ситуацию с состояние принятия.

На этом я заканчиваю, и надеюсь, что смогла вам донести информацию о том, как принять ситуацию, которую не можешь изменить.

Конечно, следующим шагом, будет отпускание ситуации, потому что, если вы ее приняли, то надо оставить и идти дальше. О том, как отпускать ситуации, читайте в статье «3 техники: как отпустить ситуацию и не переживать».

Как я уже писала выше, принять ситуацию мешают взгляды на жизнь, ценности и убеждения. В этой статье, я дала вам много информации, которая, реально работает, но…

самостоятельная работа, не всегда эффективна, потому что, вы считаете свои убеждения верными и правильными. я вам предлагаю свою помощь на тренинге «Как правильно простить,  чтобы не остаться в дураках»

Этот тренинг не совсем про обиды и прощение, основная мысль — изменить свои убеждения, чтобы вам жилось более комфортно.

Программа тренинга — жми!

Будьте любимы и счастливы!

Автор статьи — Наталия Гнездилова, семейный психолог стаж работы 15 лет. Основные направления в работе: семейные отношения, измены, повышенная тревожность, панические атаки, навязчивые мысли, ипохондрия, страхи и т.д.

Консультирую онлайн в любом из мессенджеров – скайп, ватсап, вайбер.

Подписывайтесь: канал Ютуб, группа в ВК   

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив —

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Чем психологическое консультирование отличается от психотерапии?

Психологическое консультирование ориентирование на непродолжительную работу. Иногда это всего одна-две встречи, за которые человек может получить от психолога поддержку, рекомендации по решению своей проблемы или информацию о тех или иных психологических феноменах, с которыми он столкнулся.

Психотерапия же предполагает более глубокую и основательную работу, ориентированную на личностные изменения, затрагивающие поведение, мышление, способы выстраивания отношений с окружающими и другие аспекты жизни. В процессе психотерапии меняется  отношение человека к самому себе и к окружающему миру, повышается качество жизни и осознанность. Это продолжительная работа, которая включает не меньше 8-10 встреч с психологом и может длиться до нескольких месяцев или даже лет.

Особенности профессиональной психологической помощи

  1. Психолог серьезно и безоценочно относится к переживаниям человека и событиям, происходящим в его жизни.
  2. Психолог помогает человеку осознать происходящее в его жизни, а также эмоциональные реакции, которые у него возникают. Психолог поддерживает право человека испытывать чувства, даже если причины, их вызывающие могут казаться другим людям незначимыми.
  3. Создав доверительную атмосферу в процессе работы, психолог позволяет клиенту высказаться, выговорится, поделиться переживаниями и снизить таким образом общее напряжение. Умение слушать и слышать является важным профессиональным качеством в работе психолога.
  4. Психолог поддерживает клиента в поиске решения проблемы или в процессе выбора, помогая человеку вернуть себе ответственность за свою жизнь, стать ее автором.
  5. Психолог помогает клиенту стать увереннее в себе, формирует здоровую самооценку, работает вместе с ним над выработкой качеств, которыми человек хочет обладать.
  6. Психолог помогает клиенту в разрешении конфликтных ситуации и в налаживании отношений с окружающими людьми, помогает социализироваться и адаптироваться в обществе.
  7. Психолог аккуратно и бережно работает с человеком, пережившим тяжелую психологическую травму, помогает справиться с ее последствиями.
  8. Психолог уважительно относится к человеку, не осуждает, не критикует его поступки или слова, а принимает его таким, какой он есть, со всеми его слабостями и недостатками.

Психологические проблемы, которые способен решать психолог

Напомним о том, что психолог — это не врач, у него гуманитарное образование. Если отмечаются явные психические нарушения, лучше сразу идти на приём к психиатру. А к психологу обращаться, если возникают проблемы следующего характера:

Во-первых, вам трудно дается общение с чужими людьми.

Во-вторых, семья на грани развода. Кризис семейных отношений кажется неразрешимым.

В-третьих, нарастает неудовлетворенность своим образом жизни и собственным характером, отмечаются другие внутренние конфликты.

В-четвертых, усиливаются непонимание и противоречия в отношениях со своим ребенком.

В-пятых, трудно самоопределиться в жизни.

В-шестых, изменился образ жизни, теперь человек испытывает сильный душевный дискомфорт.

В-седьмых, преследуют навязчивые мысли, мешают нормально жить разного рода фобии.

В-восьмых, вы бросаете курить и у вас появляется повышенная тревога.

В-принципе и т.д…

Все эти жизненные проблемы решаются, если вовремя обратиться к опытному специалисту. Удается не допускать развития расстройств маниакального характера, депрессии и предупредить рецидив. Только не следует откладывать визит к психологу на потом или на завтра. Если вы прочли здесь то, что вызвало у вас отклик, то звоните и записывайтесь на прием уже сейчас, а если вы живете в другом городе и не можете приехать в психологический центр, то существует такая услуга, как консультация с психологом по телефону.

И не слушайте тех некоторых граждан, которые убеждены, что способны самостоятельно справляться с психологическим дискомфортом, а к психологу следует обращаться исключительно больным людям. Это суждение неверно. В любой момент может произойти какое-то событие, что способно стать переломным моментом в жизни. И психологически справиться с его последствиями сам участник события может уже не всегда.

К примеру, событие связано с судьбой близкого человека: 

  • тяжкая болезнь;
  • измена;
  • развод;
  • смерть.

Не менее опасны психологические травмы, полученные на работе. Это и взыскания от начальства, и вливание в новый коллектив, и увольнение.

В результате человек беспрерывно чувствует себя несчастным, окружающая действительность воспринимается им крайне негативно. Развивается смеющаяся депрессия, которая явно не проявляется и способна длиться многие годы.

Кому нужна психотерапия?

Из-за стереотипов о психотерапии многие люди не пытаются обращаться за помощью к психотерапевту. Это ошибка, потому что психотерапия может помочь и значительно улучшить качество жизни. 

Чаще всего психотерапию выбирают люди, длительное время страдающие депрессией, тревогой или гневом. Другие же ожидают помощи при хронических заболеваниях, нарушающих их эмоциональное и физическое благополучие. Третьи могут иметь краткосрочные проблемы и нуждаться в совете.

Симптомы, которые могут указывать на необходимость психотерапии:

  • чувство подавленности из-за длительной беспомощности и печали;
  • постоянные проблемы, несмотря на старания и помощь родных и близких;
  • сложность сосредоточиться на рабочих задачах или на повседневных обязанностях;
  • чрезмерное беспокойство;
  • ожидание худшего;
  • ощущение постоянного нахождения на грани;
  • причинение вреда себе или другим;
  • употребление алкоголя;
  • употребление наркотиков;
  • агрессия.

Сложность сосредоточиться на рабочих задачах

Близким всё это не понравится

Один из самых частых запросов к психологу звучит так: «Почините меня». Например, сделайте так, чтобы я никогда больше не злилась на маму, начальника и своего ребенка. Или чтобы я стал с удовольствием делать работу, от которой меня тошнит. Или чтобы я всегда был полон энергии и радовался жизни. Ведь терапия для того и существует, чтобы жизнь менялась?

Если близкие привыкли, что вы всегда удобны им и стараетесь подстраиваться под них в ущерб собственным интересам, то обозначение и отстаивание своих границ, а также смена приоритетов («Я у себя главный») может восприниматься ими как эгоизм, грубость и даже жестокость. «Испортили тебя на этой твоей терапии!» и «твой психолог настроил тебя против нас!» — аргументы, которые можно услышать даже от самых близких людей.

Дальше начинается нелегкая кропотливая работа. Если отношения ценны и хочется их сохранить, то приходится учиться, как быть в них по-новому — обоим. Иногда бывает и так, что отношения этого не переживают, а расставание мало кому дается легко.

Запись на прием к психологу

Все начинается со звонка или письма с просьбой о записи на психологическую сессию. Часто бывает так, что после того, как клиент связался с психологом, он сразу начинает излагать свой запрос. Консультация по телефону не происходит.

Что важно знать на данном этапе — это тематика обращения, есть ли у клиента психиатрический диагноз, а также намерение (мотивация) на предстоящую работу с психологом. Если клиента записывают на встречу близкие люди, то такой вариант не является эффективным

Пожалуйста, если Вы хотели бы, чтобы психолог записал на прием кого-то из Вашего окружения, передайте ему контакты и попросите его самого связаться со специалистом

Если клиента записывают на встречу близкие люди, то такой вариант не является эффективным. Пожалуйста, если Вы хотели бы, чтобы психолог записал на прием кого-то из Вашего окружения, передайте ему контакты и попросите его самого связаться со специалистом.

Это очень важный момент. Дело в том, что если на психологическую сессию придет клиент, который не совсем понимает для чего это ему нужно, то эффективность работы резко снижается. Потребуется дополнительное время для того, чтобы сформировать рабочий альянс.

Продуктивнее всего во время записи на прием к психологу договориться о времени встречи, стоимости и месте. Все остальное можно обсудить на первой сессии.

В чём отличие психолога от педагога, невролога и психиатра?

Следует хорошо понимать отличия психолога от педагога, невролога и психиатра.

Невролог и психиатр – это люди с высшим медицинским образованием, имеющие специализированную лицензию на медицинскую деятельность, у них есть право выписывать лекарства и назначать лечение.

Психиатр же занимается нарушениями психики: расстройства личности (например, приступы неконтролируемой агрессии), нарушения настроения (подавленность и нарушения мотивации, резкие перепады настроения и т.п.), расстройства когнитивных функций (нарушение восприятия, например, галлюцинации, мышления, памяти и т.п.), болезненное изменение личности после травматических событий жизни (проблемы со сном, агрессивность, замкнутость и пр.). Задача врачей – это своевременная диагностика и помощь в устранении или облегчении симптомов заболевания и улучшении качества жизни пациента.

Педагог занимается преподаванием и воспитанием детей. Он имеет педагогическое образование и отвечает за знания и умения детей, а также их способность соответствовать принятым нормам поведения. Педагог оценивает знания и умения ребенка и их соответствие возрастной норме, изучает то, как ребенок приобретает новые знания и сохраняет в памяти пройденный материал. Развивающие занятия с педагогом позволяют ребенку узнать новое, а также помогают улучшить обучаемость малыша.

Психолог – это специалист с психологическим образованием, задачей которого становится забота о психологическом благополучии клиента. Он помогает людям бороться с негативными мыслями и реакциями, укреплять самооценку, улучшать навыки общения с другими людьми, развивать когнитивную сферу, преодолевать жизненные кризисы и сложные периоды, разрешать семейные конфликты и многое другое. Все психологи имеют различное дополнительное образование и сферу профессиональных интересов: кто-то работает с супружескими отношениями, другие занимаются карьерным консультированием, третьи помогают улучшать детско-родительские отношения и способствуют гармоничному развитию ребенка, четвертые специализируются на работе с травматическими событиями и их последствиями.

Психолог Андрей Петраков

Я Андрей Петраков и я веду этот психологический блог. Я психолог, и не только. Еще я бизнес-консультант. И еще, как и многие в наше время, я владею массой полезных и не очень, навыков, позволяющих выполнять функции целого офиса.

Психология для меня стала серьезным инструментом для понимания, развития, и нескончаемого источником вдохновения вот уже почти десять лет.

После базового обучения, в качестве дополнительного я изучал гештальт в МИГИП. Правда, как гештльтист я не стал сертифицироваться – это весьма длительная процедура, подразумевающая массу дополнительных программ, не все из которых я посчитал для себя полезными, так что, кажется таких людей называют “вольнослушателями”.

Я практикую. Это означает, что вы можете записаться ко мне на консультацию. Разовую или спланировать длительную работу.

Я работаю с разными проблемами. В том числе:

  • Абьюзивные отношения
  • Психологическое насилие
  • Как восстановиться после токсичных отношений и прервать цикл абьюза
  • Отношения
  • Синдром милого (удобного) человека
  • Как перестать быть абьюзером
  • Личностные кризисы
  • Кризисы среднего возраста
  • Работа с потерей себя
  • Повышение самооценки
  • Экзистенциальные проблемы
  • Отношения с нарциссом
  • Повышение самооценки
  • Женщина-абьюзер. Как быть?
  • И, этим перечень не исчерпывается

Стоимость сессии 3500 руб./60 минут. Оплата на карту. Для потенциальных клиентов из Израиля: в вашей стране появились платежные системы, позволяющие осуществлять платежи в Россию!

Семейная консультация: Стоимость 6 т.р./1,5 часа

4 УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА (К. Стайнер):

  1. Взаимное согласие – психолог и клиент делают это не насильно, а самостоятельно.
  2. Компетентность – как со стороны специалиста, так и со стороны клиента (согласие клиента,  возможность подписать контракт, психическое здоровье, сознательность (дети до 14 лет не могут заключать контракт с психологом, но возможны исключения)).
  3. Вознаграждение: от специалиста клиенту – опыт, знания, поддержка, забота; от клиента специалисту – деньги (символическая оплата в работе с детьми), открытость, готовность к изменениям.
  4. Законность – легальность (соответствующее образование специалиста, открытость клиента), место (кабинет), соблюдение сеттинга.

К.Стайнер определил, что  на каждого участника психологического процесса отводится по 50% ответственности.

Кто становится клиентом у психолога

Обычно с психологом консультируются все психически здоровые люди, которым требуется помощь психологического характера. Ведь человек не всегда может справиться самостоятельно с эмоциональной нагрузкой негативного характера, испытывающего затруднения, когда ищет выход из острой жизненной ситуации.

Клиентами психолога, а именно так правильно называть, а не пациентами, становятся люди, пребывающие в различных психологических состояниях, к примеру:

  • наличие явных трудностей в общении с чужими людьми;
  • смена образа жизни, повлекшая за собой ощущение душевного дискомфорта;
  • возникновение неразрешимых кризисов в семье, грозящих разводом или расставанием;
  • появление проблем в отношениях с ребенком;
  • различные фобии и навязчивые мыслями;
  • внутренние конфликты, неудовлетворенность собой, своим образом жизни;
  • самоопределение в жизни;
  • профессиональная ориентация.

При этом каждый человек ведет себя в разных ситуациях по-особому. Здесь именно личностная и индивидуальная характеристика в основном определяет его психологическое состояние. Но может оказаться и так, что человек эпизодически поступает не так, как ему свойственно или хотелось бы. Тогда стоит насторожиться и обратиться к специалисту за разъяснениями, попросту требуется психологическая консультация.

И в лучшем случае результатом ослабление психической саморегуляции временного характера будет следствие разового стресса. Скачкообразное изменение в поведении человека может быть связано с психотравмирующем прошлым опытом или с нарушением обмена веществ вызванным психоактивным веществом.

Понять, что происходит с человеком и есть задача практикующего психолога

И здесь важно понимать, что психолог имеет гуманитарное, а не медицинское образование, хоть и имеет образование медицинского (клинического) психолога. По — этому обращаться к психологу за медикаментозной терапией не целесообразно

Сеттинг/рамка

«Х. Томэ и Х. Кэхеле определяют сеттинг как организацию аналитической ситуации, включающую частоту и продолжительность сессий, возможность телефонных звонков и ведения аудиозаписей, обстановку в кабинете терапевта, использование кушетки и т.д.

О. Кернберг говорит о понятии “психоаналитической рамки”: регулярности сеансов, временной и пространственной организации встреч, правиле свободных ассоциаций пациента и технической нейтральности аналитика».

Я даю рамочное определение психоаналитиков, но это свойственно любой психотерапии. Правила обговариваются на первой сессии и автоматически действуют в очной работе

Для некоторых клиентов соблюдение сеттинга особенно важно: «Соблюдение рамок сессии важно для понимания, что есть закон — “третий” на сессии, а не только диада “терапевт — пациент”. И что терапевт не властен над “законом”» (А.Л

Непомнящий, личное сообщение).

Введение внешних правил, например, дедлайнов, которые едины и для меня, и для клиента, — это что-то, что регулирует наши взаимодействия, не только моя воля. Это уменьшает мою грандиозность и позволяет ему сформировать его границы. Но что происходит с сеттингом при онлайн-работе? Понятно, что он, вроде бы, не совсем такой

Обращаем ли мы внимание на это и как нам следует реагировать на изменение сеттинга?

Начальная фаза. Знакомство и выяснение запроса

Перед началом консультации напомните себе, что вы профессионал. Отбросьте все личные переживания и сосредоточьтесь на работе. Выключите уведомления на телефоне или предупредите о том, чтобы вас не беспокоили.

Представьтесь и уточните, как вам следует обращаться к человеку. В дальнейшем используйте именно ту форму, которую он назвал.

Расскажите клиенту о принципах вашей работы, методиках, конфиденциальности встречи. Также сразу обозначьте время проведения сессии.

Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ клиента:

— Что привело вас сюда? 

— Над чем вы хотели бы поработать?

— Почему эти проблемы мешают вам жить?

— Был ли у вас опыт работы с психологом раньше?

При монологе клиента поддерживайте его открытость, кивайте, демонстрируйте свою искреннюю заинтересованность. При скованности человека займите активную позицию и задавайте больше вопросов, благодарите за ответы на них. Похвала бессознательно положительно влияет на человека и его восприятие.

Уточните запрос клиента:

— Каким вы видите результат нашей работы?

Если клиент начинает проявлять эмоции, не убеждайте его успокоиться. Скажите: «То, что вы чувствуете – абсолютно нормально. Вы молодец, что решились на откровенный разговор и проработку этой проблемы»‎.

Повторите клиенту все его жалобы в виде отдельных пунктов (главных проблем), с которыми вам предстоит работать. Если он со всем согласен, переходите к основной части консультации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: