Блог психолога, психотерапевта, семейного психолога

Психологическая травма: симптомы

Первый симптом – изменение поведения и привычек человека. Если вы всегда знали его как дисциплинированного, ответственного, подтянутого, сильного, общительного и жизнерадостного, а в какой-то момент он стал расхлябанным, необязательным, унылым и замкнутым, избегает общения со старым кругом друзей – скорее всего, он пережил психотравму. В таких случаях говорят: «Человек сломался».

Также у него могут проявляться резкие перепады настроения: от апатии и безразличия до раздражительности, гнева и ярости, которые он в некоторых ситуациях не контролирует, и потом ему очень стыдно за подобные эмоциональные проявления. Однако стоит ему начать жестко подавлять негативные эмоциональные реакции, контролировать всплески эмоций, как вскоре у него обнаруживают сердечно-сосудистое или эндокринное расстройство, а то и вовсе онкологическую патологию. Так проявляют себя на телесном уровне невыплаканные слезы и подавленные эмоции.

Постоянным эмоциональным фоном у человека с психотравмой может быть чувство тоски и безысходности, а вместе с ним — чувство вины, что он никак не смог предотвратить случившееся. Тревожность становится доминирующим эмоциональным состоянием.

Еще одним симптомом психологической травмы является рассеянность, трудности с концентрацией внимания. Человеку трудно сосредоточиться, у него все валится из рук.

Наконец, главное, что может произойти с человеком в результате психотравмы, – утрата веры в человеческие ценности. Если ваш знакомый, которого вы знали как добряка и оптимиста, вдруг начинает говорить циничные фразы, демонстрировать неверие в людей и добро, это говорит о том, что он получил серьезную психотравму, и она исказила его личность. Добрым человеком он быть не перестал, и человеческие ценности для него остались прежними, но психотравма заставляет его воспринимать эти качества как проявление слабости, уязвимости, и он их начинает прятать.

Психосоматические симптомы психотравмы

К ним относятся нарушения сна и ночные кошмары, тахикардия, боли в разных частях тела без органических причин, нарушения естественной двигательной активности – от ступора до нервных компульсивных движений, ослабление иммунитета, аутоиммунные расстройства, онкология, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания.

Симптомы или как проявляется заболевание

Выделяют ряд основных симптомов острой реакции на стресс. При наличии одного или нескольких признаков врач-психиатр ставит диагноз «стрессовое расстройство». Клиническая картина заболевания:

  1. Физиологические проявления: тошнота, обморок, нехватка воздуха, «ватные» ноги.
  2. Психологические признаки: шок, агрессивность, истерика, печаль.
  3. Повышенная двигательная активность. Испытывая стресс, человек не может спокойно сидеть на месте. Ему необходимо постоянно двигаться, метаться из угла в угол, бесцельно перемещаться по комнате.
  4. Ступор. Некоторые личности, столкнувшись со стрессовым раздражителем, наоборот, впадают в ступор. Они могут часами сидеть и смотреть в одну точку, не меняя положения. Больной ни с кем не разговаривает и не совершает никаких движений. В таком состоянии затормаживаются физиологические процессы, поэтому в 90% случаев больной не помнит, что делал, когда приходит в норму.
  5. Отрицание. Один из основных признаков острой реакции на стресс, который проявляется, когда пациент сталкивается с болезнью или гибелью близкого человека. Он отрицает данный факт, утверждает, что родственник жив или сомневается в достоверности поставленного диагноза.

Как ощущается травма

Люди по-разному реагируют на травму, даже если травмирующее событие одинаковое. Один человек молчит о своей боли, другой — может говорить только о ней. Кто-то уходит с головой в работу, кто-то — не может сосредоточиться. Одного-единственного точного портрета травмированного человека нет. Но у переживающих травму все же есть общие черты.

Когда человек травмирован, психика блокирует воспоминания о негативных событиях, чтобы защититься от боли. Но воспоминания и боль никуда не исчезают. И психике приходится постоянно тратить много энергии, чтобы поддерживать защиту. Следствием может быть потеря энергии, беспокойство и безысходность: ощущение того, что обстоятельства сильнее тебя и ты с ними не справишься.

Еще характерны чрезмерные эмоциональные реакции или наоборот их отсутствие. Человек крайне эмоционально реагирует на, казалось бы, незначительные обстоятельства. Или, наоборот, в очень серьезной ситуации как будто «замораживается» — ведет себя безучастно и отстраненно. Такие реакции могут приводить к сложностям в социальной адаптацией, в выстраивании доверительных отношений и межличностных границ.

Когда какое-то текущее переживание напоминает человеку о травме, может произойти ретравматизация: человек эмоционально возвращается к моменту травмы и испытывает сильнейшую стрессовую реакцию. Ретравматизацию могут спровоцировать самые разные раздражители — от прикосновения без разрешения на занятиях йогой до категоричного распоряжения руководителя. В такие моменты мозг работает так, как будто прямо сейчас ему угрожает опасность. Внешне это проявляется по-разному. Иногда человек вдруг замыкается: это можно заметить по отсутствующему взгляду. Иногда, наоборот, проявляет нетипичную для себя активность и напористость, доходящую до агрессии. Изначальную причину этой реакции человек в этот момент не осознает.

Резюме

Гештальт-терапия травмы базируется:

  • На исследовании самим клиентом (разумеется, при поддержке гештальт-терапевта) комплекса актуальных посттравматических переживаний;
  • На последовательной реконструкции патологически разрушенных «фигур сознания», «незавершенных гештальтов» — прерванных эмоциональных переживаний и потребностных процессов;
  • На продуктивном завершении этих «фигур сознания», эмоциональных переживаний и потребностных состояний.
  • На восстановлении позитивного самоотношения клиента (самоуважения, самопринятия и т.п.)

«Выгодность» такой гештальт-работы для клиента относится, по моему мнению, в основном к «зоне будущего».

По данным Т.Бэрли, после прекращения психотерапии, такие клиенты не уменьшают «свои достижения», а наоборот, даже увеличивают их (именно за счет в значительной степени самостоятельного осознанного восстановления собственных потребностных процессов, понимания собственных прерываний потребностей, осознавания способов восстановления саморегуляции и целостности личности).

А также, по данным исследователей, клиенты-«травматики», прошедшие гештальт-терапию (как, впрочем, и роджерианскую терапию) меньше разрушаются при последующих встречах с травмирующими внешними ситуациями (по сравнению с клиентами, прошедшими «экспертную» психотерапию).

Следующая статья Доверие к себеПредыдущая статья Ошибки профессиональных психологов практиков

Виды психотравм

Негативный психологический опыт классифицируют в зависимости от способности человека преодолеть его. Выделяют такие типы реакции на стресс:

  • Проактивная позиция — предполагает попытку самостоятельной проработки стрессового события до того, как оно повлияет на мировоззрение и образ жизни. Люди с проактивной позицией легко справляются со стрессом и неожиданными ударами судьбы;
  • Реагирующая позиция — предполагает усилия по минимизации морального ущерба от психотравмирующего события. То есть, борьба происходит уже после случившегося. В такой ситуации, травматические события оказывают существенное влияние на эмоциональное состояние человека;
  • Пассивная позиция – игнорирование произошедшего, неприятие ситуации. Люди с такой позицией очень долго страдают от последствий психологической травмы.

Психотравмы также классифицируют по продолжительности:

  • Ситуативные – событие происходит внезапно и длится короткий промежуток времени. К таким событиям можно отнести врачебную ошибку, смерть родного человека, предательство друга, природную катастрофу;
  • Долговременные травмы, как правило, связаны с детскими переживаниями. Они тянуться десятилетиями и отравляют жизнь человека.

История

Существует мнение о наблюдении БПТ в древности. Исследователи указывают на упоминания Геродотом психо-соматических расстройств у участников Марафонского сражения. Геродот упоминает воина по имени Эпицелиус, полностью потерявшего зрение, без каких-либо внешних повреждений. Обнаружены также письменные свидетельства боевых психических рассторйств эпохи Ассирийского царства (1300 до н.э.). В источниках этого периода упоминаются «призраки убитых в сражениях врагов», преследовавшие ветеранов войн. По мнению специалистов, описанные симптомы схожи с теми, что наблюдаются у солдат, участвовавших в рукопашных схватках.

В 1871 году Якоб Мендес да Коста описал психосоматические нарушения у солдат времен гражданской войны в США. В клинической картине у них доминировали кардиологические симптомы, что позволило автору назвать это состояние «солдатское сердце».

Боевая психическая травма (англ. shellshock — снарядный шок) впервые была признана как особый феномен военного времени во время Первой мировой войны в Канаде, США и большинстве европейских стран. Ввиду того, что многие солдаты становились парализованы, глухи и немы без каких-либо указаний на органические повреждения, некоторые невропатологи и психиатры начали рассматривать возможность того, что артиллерийский огонь сам по себе вызывает невротическую болезнь. Термин shellshock был введен в обращение британским психиатром Чарльзом Майерсом зимой 1915 г. и с самого начала вызвал споры. В 1917 г. британское военно-медицинское общество (The Army Medical Society) даже наложило запрет на его использование.

Однако ещё до этого, во время русско-японской войны 1904—1905 годов, российские психиатры призывали военно-медицинские власти официально признать психиатрических пациентов, оказавшихся в военных госпиталях, именно психически больными (а не симулянтами или соматическими больными). Ряд российских психиатров предлагал объяснять неврозы, связанные с войной, при помощи понятия «травматический невроз». П. М. Автократов, начальник психиатрического отделения варшавского Уяздовского военного госпиталя, был назначен уполномоченным Красного Креста по психиатрическим вопросам на Дальнем Востоке. К осени 1904 г. он начал организовывать психиатрический госпиталь в Харбине, несколько психиатрических приемно-сортировочных станций на линии фронта и специальные эвакуационные поезда для перевозки психически больных на долгосрочное лечение. Именно это заставило одного американского наблюдателя заявить, что «впервые в мировой истории специалисты особо ухаживали за психически больными — от линии фронта и до тыла».

В начале Первой мировой войны Министерство внутренних дел Российской империи 25 июля (7 августа) 1914 г. разослало циркуляр губернаторам с просьбой определить количество имеющихся мест в домах для душевнобольных и подготовить земские психиатрические лечебницы, а также психиатрические палаты больниц для принятия новых военных пациентов. Но зимой 1914—1915 гг. поток психиатрических пациентов с фронта и из тыловых подразделений уже не вмещался в существовавшие психиатрические учреждения России. Первая мировая война была более психотравмирующей по сравнению с прежними войнами. Артиллерийская канонада целыми неделями, громадные потери живой силы, когда лишь один снаряд мог выводить из строя десятки человек, позиционная война, означавшая многие недели и месяцы пребывания в грязных, сырых окопах в ожидании смерти, вызывали истощение нервной системы.

Вторая мировая война возобновила интерес к военным стрессовым реакциям, появился термин «невроз военного времени». В 1952 г. Американское психиатрическое общество включило в классификацию DSM 2 «реакцию на сильный эмоциональный и физический стресс».

Как может помочь психолог?

Справиться с психологической травмой поможет психолог. Обратиться к специалисту для проработки негативного жизненного опыта следует в таких ситуациях:

  • постоянное ощущение тревоги и страха;
  • ночные кошмары и воспоминания-вспышки о травматическом событии;
  • изменение мышления, утрата способности к адекватным реакциям и критической оценке;
  • стремление к эмоциональному ограждению от родных, друзей, коллег;
  • страх перед интимной близостью;
  • периодическое злоупотребление алкоголем.

Опытный психолог в процессе терапии психотравмы поможет решить такие задачи:

  • проработать травматические ощущения, воспоминания;
  • разрядить реакцию на стресс, выбрать стратегию сопротивления;
  • научится регулировать эмоциональные нагрузки;
  • восстановить доверие к окружающим, наладить общение с близкими людьми;
  • восстановиться после негативных эмоций.

Решение обратиться за помощью, должно быть осознанным, поскольку при лечении психотравмы пациенту придется столкнуться с болезненными воспоминаниями, пугающими эмоциями, невыносимыми картинами из прошлого. Поэтому работа с психологом требует не только профессионализма со стороны специалиста, но и силы воли, желания преодолеть травму от пациента.

Признание проблемы и обращение к специалисту – самый важный шаг на пути к здоровой, счастливой жизни без страхов.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ ПСИХОТРАВМ

Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:

  1. Заболевания. Это может быть как серьезная болезнь с долгим лечением, так и постоянные простудные заболевания, которые ограничивают ребенка в радости детства. Он чувствует себя беспомощным, слабым, переживает, что его неприятное состояние – это навсегда. Повзрослев и преодолев заболевание, человек часто становится чрезмерно внимательным к своему здоровью, постоянно выискивает у себя какие-то симптомы, проходит обследования и начинает переживать из-за того, что обычный насморк может вылиться во что-то более серьезное.
  2. Насильственные действия со стороны взрослых. Часто родители, пытаясь «вырастить настоящего человека» и желая ребенку «самого лучшего», постоянно давят на него, применяя методы психологического и физического насилия: крик, игнорирование, физические наказания. Отдельной строкой можно выделить сексуальное насилие, с последствиями которого под силу справиться только специалистам с психотерапевтическим образованием. В результате насильственных действий у ребенка формируется страх, неуверенность в себе, низкая самооценка или агрессивность и ненависть ко всему миру.
  3. Предательство со стороны взрослых. Развод родителей, несправедливость по отношению к малышу и друг к другу – наиболее часто встречающиеся причины из этой группы. У человека формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом.
  4. Отсутствие или серьезный недостаток внимания родителей к ребенку. Если в раннем детстве он не получает любви, ласки, принятия, заботы и тактильных контактов, то во взрослом состоянии у него возникнут трудности с проявлением таких действий к другим людям, что осложнит его взаимодействие с людьми, особенно – с противоположным полом и собственными детьми.
  5. Смерть родственника. Такое событие переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет свое мировоззрение. Здесь последствия могут очень разными. Будет лучше, если справляться с ними ребенок будет под наблюдением психотерапевта.
  6. Зависимость родителей. Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком.

Патогенез

Патогенез травматического шока можно представить следующим образом: дефицит циркулирующей крови и плазмы за счет кровопотери и выхода жидкой части крови в ткани, что приводит к уменьшению венозного возврата и снижению ударного объёма сердца с развитием изменений в жизненно важных органах и с нарушением их функции.

Пусковой механизм любого шока — несоответствие объёма циркулирующей крови объему сосудистого русла. В результате этого снижается давление, на что реагируют барорецепторы сосудистой стенки. Импульсы от них поступают в головной мозг и активируется симпатоадреналовая система: из синапсов высвобождаются адреналин и норадреналин и накапливаются в них. Катехоламины, воздействуя на сердце и сосуды вызывают учащение и усиление сердечных сокращений, спазм сосудов (кожи, почек, ЖКТ). Происходит централизация кровообращения. Катехоламины не воздействуют на сосуды головного мозга. Этим механизмом давление поддерживается на достаточном уровне до тех пор, пока не исчерпывается запас катехоламинов. Эти явления соответствуют эректильной фазе шока.

Когда запасы катехоламинов исчерпаны, развивается вторая фаза шока (торпидная). Все спазмированные сосуды теряют тонус (расширяются) и снижается минутный объем сердца. В поврежденных тканях к этому времени накопились неокисленные продукты, которые поступают в кровеносное русло, что ухудшает ситуацию. В результате разнообразных влияний и патологических реакций быстро развивается полиорганная недостаточность.

Цикл контакта при работе горевания

Работу терапевта по сопровождению переживаний утраты можно рассматривать с точки зрения цикла контакта. Это цикл работы с переживанием горя и одиночества. Первая и вторая фаза указанного выше  процесса,  который  состоит  из  5 этапов, соответствует  преконтакту.  Переживание обиды и переживание события отделения – это выделение из фона переживания отрыва и утраты. Фазе контактинга  соответствует этап проявления агрессии. Эта активность направлена вовне. Заметим, что это последняя фаза, когда рывок в агрессии со стороны человека, который переживает ситуацию утраты, может быть результативным. Он может восстановить систему, если в своей активности догонит и  удержит уходящее в прошлое событие или утрачиваемый элемент системы. Если же утрата элементов системы необратима, эта агрессия «оформляет границу отрыва»,  и  энергия  рассеивается  в пространстве, отделяя субъекта от прошлого. Фигурой, с конторой контактирует субъект, становится выражение горя.

В ситуации утраты эта фаза завершается тем, что субъект на 4 этапе встречается с переживанием горя и вступает в контакт с ним. И завершение  этого события будет с  точки  зрения фазы интеграции по циклу  контакта.  Это контакт с переживанием одиночества, печали и утраты. На этом этапе в объем интеграции будет включено воспоминание о событиях прошлого.

Описание

Психологической травмой называют вред, причиненный психическому здоровью индивидуума, воздействием на людей неблагоприятных факторов окружающей среды и негативных событий. Травматические моменты специфическим образом раздражают нервную систему. Происшествие может быть мгновенным или растянутым во времени.

Иногда остро возникшие, тяжёлые случаи, пережитые пациентом, лишают его надолго ощущения безопасности. Они создают длительное стрессовое воздействие на психику. Посттравматическое психическое расстройство развивается, когда человеческий организм не справляется с эмоциональной нагрузкой. Он не может ее принять и адаптироваться к стрессовым событиям.

Психологическая травма часто формируется после получения физической травмы, которая угрожает жизни или ее сопровождает эмоциональное потрясение. Такое патологическое состояние разрушает здоровую психику. У некоторых людей оно приводит к развитию психических расстройств. Их пограничный уровень проявляется как временное ощущение дискомфорта.

Стойкая психологическая травма неблагоприятно сказывается на работе всего организма. Ослабляется иммунитет, снижается работоспособность и адаптивные способности центральной нервной системы.

Не у каждого человека формируется посттравматическое расстройство после тяжелых травматических переживаний. Это связано с разным индивидуальным уровнем сопротивляемости и устойчивости личности к стрессовому воздействию.

Стадии и классификация болезни

Острая реакция на стресс длится примерно 30 дней. За этот период пациент проходит несколько этапов. Специалисты выделяют следующие стадии острой реакции на стресс:

  1. Тревога. Человеку становится страшно, начинается активная выработка адреналина, кортизола и норадреналина. Наблюдается учащенное дыхание.
  2. Адаптация. Организм пытается стабилизировать состояние и вернуть в норму свои функции. Если не получается, то расстройство переходит в третью стадию.
  3. Истощение. Организм уже не может самостоятельно бороться с расстройством, т.к. его ресурсы исчерпаны. Начинается развитие и яркое проявление нервных срывов, депрессия и иные патологии. 

Выйти из такого состояния поможет только специалист.

Виды острой реакции на стресс зависят от времени развития. Выделяют 2 основные фазы расстройства:

  • Возбуждение. Пациент проявляет активность, но при этом все его действия хаотичные и бессмысленные. Разговаривает на повышенных тонах, много жестикулирует. ЦНС находится в сильнейшем нервном перевозбуждении в попытках избавиться от нагрузки путем проявления агрессии. Снижается концентрация внимания. Зачастую пациент даже не понимает, о чем ему говорят. Собственные доводы человеку кажутся более убедительными, но при этом речь слишком эмоциональная и спутанная. Подобная реакция будет держаться до тех пор, пока не исчезнет стрессовый фактор, спровоцировавший защитную реакцию организма.
  • Торможение. Противоположность фазе возбуждения. У человека затормаживаются все психологические процессы, появляются проблемы с речью и мимикой. Он сильно отдаляется от реальности, которая кажется ему неправильной и искаженной. Любая реакция сопровождается ступором, т.к. человек не может оперативно среагировать на изменение обстоятельств. 

Неочевидные признаки травмы

  • Психологические блокировки, мешающие работе, или длительная фиксация на какой-то жизненной ситуации. Все это может сопровождаться ощущением беспомощности — человек кажется себе заложником обстоятельств. 
  • Зацикленность на здоровом образе жизни и постоянных медицинских проверках на фоне плохого самочувствия, частых болезней и нехватки сил. 
  • Психологическое «застревание» в абьюзивных отношениях в личной жизни или на работе. 
  • Хронические физические и психические заболевания.
  • Проблемы с выполнением договоренностей и социальных обязательств.
  • Сложности с планированием и достижением целей.

Какие бывают травмы

ПТСР. Шоковая травма

Результат одного экстремально невыносимого переживания. Обычно травматическое событие происходит неожиданно и имеет четкие временные рамки. Например, авария, боевые действия, катастрофы, инвазивные медицинские процедуры, насилие. Стресс, боль, гнев — нормальный ответ на такие события. Но если у психики не хватает ресурсов, чтобы справиться с полученным опытом, человек фиксируется в состоянии психологического шока. В его восприятии жизнь делится на «до и после» травмы. Его мир распадается на части, а сам он чувствует себя запертым внутри.

Травма развития

Последствия травматического опыта в детском возрасте. У ребенка психика более уязвима перед болезненными переживаниями, чем у взрослого. При этом потребность в любви сильнее: ему жизненно необходимо внимание, признание и понимание со стороны родителей. Он не может понять, что равнодушие, тревога, гнев или депрессия у взрослых могу быть связаны не с ним, а с их собственными проблемами

Травма развития может иметь долгосрочные психологические последствия: расстройства поведения, нарушения когнитивных способностей, проблемы в социализации — отчужденность и конфликтность. Из-за стремления избегать ситуаций, которые могут вызвать сильные и потенциально опасные эмоциональные реакции, происходят изменения в работе отделов мозга, регулирующих эмоции и принятие решений: миндалевидного тела, гипоталамуса и префронтальной коры. 

Межпоколенческая (коллективная) травма

Травмированные люди бессознательно передают свой опыт следующим поколениям. Прежде всего — через повседневные взаимодействия в семье и общественные нормы. Например, человек, переживший в детстве насилие, может внушать чувство опасности своим детям. В этом случае у детей могут появиться симптомы психологической травмы (тревожность и страх), даже если сами они не подвергались насилию. 

Дети могут и сами бессознательно заимствовать у родителей стратегии выживания, которые были полезны в прошлом, но потеряли актуальность в наше время. Например, привычку к перееданию «впрок», накоплению ненужных вещей, подозрительность и враждебность к другим. Травма может передаваться и на эпигенетическом уровне — через наследственные изменения в экспрессии генов. Исследования показали, что у людей, переживших Холокост, рождались дети с признаками эпигенетических изменений генов, регулирующих уровень гормона стресса кортизола. Сейчас для проверки этих выводов ученые проводят эксперименты, моделируя травматичные условия для лабораторных животных и наблюдая за экспрессией генов у их потомства. 

Лечение психозов в клинике «Ре-Альт»

В центре доктора Шмиловича «Ре-Альт» возможно пройти курс индивидуальной фармакотерапии, психотерапии, в т.ч. когнитивно-поведенческой, который поможет избавиться от установок, возникших на фоне заболевания и получить необходимые рекомендации. Работают только высококвалифицированные специалисты. Каждый психолог и психиатр, имеет большой опыт работы в данной сфере, и постоянно повышает свою квалификацию.

Специалисты Клиники доктора Шмиловича «Ре-Альт» используют в работе самые современные методики с доказанной эффективностью, для достижения желаемого результата. К каждому пациенту специалист находит индивидуальный подход. Также любые ваши обращения в нашу клинику останутся анонимными.

Если вы попали в сложную ситуацию, мы окажем вам квалифицированную помощь, качественно и по доступной цене.  Найти решение проблемы гораздо легче, если как можно раньше обратиться к специалисту. Наша цель — ваше выздоровление.

Диагностика

Выявлением психотравм занимаются медицинские психологи и врачи психотерапевты. Они проводят беседу с пациентом для выяснения психотравмирующих обстоятельств. Основной инструмент для выявления психологической травмы – это методика клинического структурированного интервью. Еще для исследования состояния пациента применяют опросники Бека.

Врачи проводят тест Спилбергера. С его помощью определяют личностную и ситуативную тревожность. Чтобы оценить тяжесть воздействия на человека травматического события, применяют шкалу Горовитца. Она позволяет определять у пациента стремление к навязчивым переживаниям по травматическому поводу или избегание воспоминаний с ним связанных.

Подведем итог

Травмирующие события из детства могут влиять на взрослую жизнь. Если симптомы долго не проходят, необходимо обратиться за помощью к опытному специалисту.

Чтобы быстрее восстановиться после психологической травмы, воспользуйтесь простыми приемами и упражнениями, которыми мы поделились в этой статье.

Материал подготовил: Александр СергеевФотография с обложки: Depositphotos

Читайте на ReLife

Кто такой социопатКак быстро снять стрессПравила счастья Михаила ЛабковскогоЧто такое пограничное расстройство личностиЖить не спеша: Как практиковать осознанностьЧто такое нервная булимия: Как распознать и лечить

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: