Детские травмы: как их вычислить во взрослом возрасте

ВИДЫ ПСИХОТРАВМ

Все психологические травмы в детстве можно разделить на 5 групп:

  1. Травма отвержения. К этому виду относится предательство, игнорирование, изгнание, ревность родителей к своим сиблингам.
  2. Травма разрыва отношений. Сюда относятся серьезные конфликты, ссоры, фразы родителей вроде «ты мне больше не дочь», «видеть тебя не хочу», «считай, что я для тебя умерла».
  3. Травма утраты. Это потери близких родственников, к которым ребенок привязан.
  4. Травмы, связанные со здоровьем. Серьезный диагноз, при котором взрослые постоянно переживают, а сам малыш испытывает разного рода неприятности, связанные с лечением: боль, страх, беззащитность и беспомощность.
  5. Травмы насилия. С раннего возраста ощущение несправедливости, постоянное чувство страха и беспомощности, отсутствие личных психологических и физических границ.

В эти группы попадают не все психологические травмы у ребенка, встречающиеся в жизни, но эта классификация является наиболее полной из существующих.

Как справиться с посттравматическим стрессовым расстройством?

Существуют различные методы лечения посттравматического стрессового расстройства, которые могут помочь изменить ваше отношение к травмирующему событию. 

Очень эффективны в лечении посттравматического стрессового расстройства: когнитивно-поведенческая терапия, групповая терапия и экспозиционная терапия, когда пациент постепенно и многократно переживает пугающий опыт в контролируемой среде, что помогает ему справиться с травмой. Также помогают облегчить сопутствующие симптомы, такие как депрессия и беспокойство, лекарственные препараты. 

Лечение зависит от тяжести симптомов:

  • Если симптомы легкие, предпочтительнее просто наблюдение за пациентом.
  • Если симптомы носят хронический характер, требуется психотерапия. Эта форма терапии используется для лечения как состояний психического здоровья – обсессивно-компульсивного расстройства, тревоги и депрессии так и эмоциональных проблем, возникающих в результате посттравматического стрессового расстройства. Для этого вида лечения необходимы квалифицированные специалисты в области психического здоровья. 

Некоторые из методов психотерапии:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Позволяет человеку адаптироваться к изменениям и распознавать модели мышления, которые приводят к иррациональному и негативному поведению и действиям.
  • Экспозиционная терапия. Вызывает у пострадавшего сначала тревогу, подвергая его травмирующим воспоминаниям, ситуациям и объектам, моделируя их. Терапия помогает человеку преодолеть страхи и почувствовать себя комфортно в той же среде, которая раньше вызывала страх и беспокойство .
  • Групповая терапия. Популярная и эффективная форма терапии позволяет поделиться своими чувствами, страхами и мыслями с группой людей, которые сами пережили подобную травму в своей жизни. Обмен таким опытом помогает снизить уровень стресса.
  • Десенсибилизация движением глаз и повторная обработка. Процесс, в котором пациента заставляют сосредоточиться на нескольких формах отвлекающих факторов, таких как звуки и движения рук, пока он думает о травме. 

Групповая терапия

Коморбидные симптомы, такие как депрессия, общее беспокойство и злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами, вторичны по отношению к посттравматическому стрессу. Сначала следует лечить посттравматическое стрессовое расстройство, а затем устранять связанные с ним симптомы.

Медитация (не вариант лечения) помогает в признании когнитивных диссонансов и помогает в осознании и преодолении их влияния. 

Лекарственная терапия:

  • Трициклические и атипичные антидепрессанты и селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), помогают человеку решить проблемы, связанные с бессонницей, которые возникают из-за посттравматического стрессового расстройства, подавить кошмары, грусть, напряжение. 
  • Ингибиторы моноаминоксидазы, такие, как изокарбоксазид. 
  • Нейролептики, в том числе рисперидон, можно использовать для снятия таких симптомов, как воспоминания и бессонница.

Все виды лекарств для лечения посттравматического стрессового расстройства следует принимать только по назначению врача.

Как детские травмы проявляются во взрослой жизни

В некоторых случаях стрессовая ситуация была настолько острой, что взрослому человеку требуется помощь психолога. Иногда посттравматическое расстройство провоцирует ухудшение памяти, развитие хронических заболеваний, проблемы с формированием собственного «я».

Потерянное детство

При сильных стрессах мозг ребенка старается стереть из памяти тяжелые травмы. Поэтому человек не может вспомнить даже хорошие моменты, которые пришлись на этот жизненный период. Детство остается обрывками воспоминаний, словно вырванных из общей картины.

Разные грани личности

После тяжелой травмы в детстве многие люди живут с неприятным ощущением, что внутри остается пустота. Им словно не хватает части себя, они ощущают неполноценность и потерянность. Так детская психика блокирует болезненные воспоминания, расщепляя личность на «здоровую» и «больную».

Поэтому на приеме психолога такие пациенты бессознательно отделяют себя от детского возраста. Но «больная» сторона личности постоянно напоминает о себе: не складывается личная жизнь, не получается испытывать сексуальное удовлетворение, не удается достичь успеха в работе. Задача специалиста – восстановить баланс, научить человека жить с проблемами и недостатками.

Стремление к саморазрушению

Если детство прошло с токсичными родителями или матерью-абьюзером, ребенок переживает тяжелый стресс. Не получая заботы и тепла, он вырастает с неумением строить полноценные отношения. Он выбирает неподходящих друзей и партнеров, недолго задерживается в паре и семье.

Такие люди часто пытаются построить отношения с властными партнерами и друзьями, становятся жертвой домашнего насилия. Они словно проживают детский сценарий, стараясь найти себя в знакомом моральном давлении и состоянии стресса.

Отказ от эмоций

Детские травмы сильно притупляют эмоции. Человек не может спокойно управлять гневом или радостью, часто реагирует эмоциональным взрывом на фоне холодного спокойствия. Он не умеет принимать комплименты и похвалу, остро переживает обоснованную критику. Иногда окружающие не понимают подобных реакций, отстраняются от странного поведения.

Важно понимать, что любая детская травма – не повод замыкаться, отказываться от личного счастья. Необходимо долго и тщательно работать над собой, воспользоваться помощью психотерапевта, читать соответствующую литературу, шаг за шагом восстанавливать душевное равновесие и гармонию. опубликовано econet.ru. Фото Ewa Cwikla

Фото Ewa Cwikla

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Виды психотравм

Негативный психологический опыт классифицируют в зависимости от способности человека преодолеть его. Выделяют такие типы реакции на стресс:

  • Проактивная позиция — предполагает попытку самостоятельной проработки стрессового события до того, как оно повлияет на мировоззрение и образ жизни. Люди с проактивной позицией легко справляются со стрессом и неожиданными ударами судьбы;
  • Реагирующая позиция — предполагает усилия по минимизации морального ущерба от психотравмирующего события. То есть, борьба происходит уже после случившегося. В такой ситуации, травматические события оказывают существенное влияние на эмоциональное состояние человека;
  • Пассивная позиция – игнорирование произошедшего, неприятие ситуации. Люди с такой позицией очень долго страдают от последствий психологической травмы.

Психотравмы также классифицируют по продолжительности:

  • Ситуативные – событие происходит внезапно и длится короткий промежуток времени. К таким событиям можно отнести врачебную ошибку, смерть родного человека, предательство друга, природную катастрофу;
  • Долговременные травмы, как правило, связаны с детскими переживаниями. Они тянуться десятилетиями и отравляют жизнь человека.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела. Самое разрушительное родительское послание — «Не живи»

Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Как помочь себе справиться с детской травмой

Для посещения психотерапевта, взрослому человеку следует обратить внимание на своё общее состояние. Тревожными весточками являются:

  • замедленное развитие;
  • проблемы в общении с другими людьми;
  • невозможность сопереживать, сочувствовать;
  • проблемы с осознанием мира в общем;
  • частые депрессии;
  • уныние;
  • жизнь воспоминаниями;
  • появление зависимостей.

Комплексное лечение может назначить только специалист. Специалисты дают ряд советов, которые помогут справиться с детскими травмами:

 Чаще общаться с людьми, меньше времени оставаться в одиночестве. Периодически требуется выговариваться перед родственниками, друзьями. Это помогает снизить психологическое давление.

Следить за здоровьем. Отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, сделать дневной график.

Стараться избегать стрессовых, конфликтных ситуаций.

Нельзя акцентировать внимание на неудачах. Требуется заниматься повседневными делами, не смотря на проблемы

Поддерживать отношения с близкими родственниками, найти увлечение, хобби. Заниматься тем, что приносит удовольствие.

Психологические травмы детства мешают человеку вести нормальный образ жизни в дальнейшем. Они могут приводить к серьёзным последствиям — появление страхов, комплексов, нежелание общаться с другими людьми

Важно обращать внимание на изменение общего состояния, чтобы вовремя определить наличие развивающейся проблемы

Читайте нас в Telegram,  и Instagram (и не забывайте смотреть сторис). Там мы публикуем самую интересную информацию.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРАВМ

Психологические травмы, возникшие в детстве и не проработанные со специалистом, приводят к серьезным последствиям, некоторые из которых бывают весьма неожиданными.

  • Насильственные действия со стороны взрослых часто приводят к нарушениям пищевого поведения, среди них: ожирение, булимия и анорексия. Это связано с тем, что человек с детства пытается получать удовольствие от еды, но зачастую не готов принять свое тело, которое изменяется в размерах. Чем больше он переживает по поводу своего тела, тем больше ест. Разомкнуть этот порочный круг подвластно только специалистам.
  • Родители с зависимостью выращивают психологически травмированного ребенка, который старается все держать под контролем, тяжело привыкает к новым условиям и людям, боится ошибиться, расслабиться и просто повеселиться. Обычно это происходит, когда малышу с раннего детства приходится брать не себя недетские функции взрослых в быту и жизни.
  • Эмоциональное насилие. Ребенок не может защитить себя от едких высказываний, боится высказать свое мнение и мысли, ощущает постоянную тревогу перед тем, как что-то сказать. Из такого малыша вырастает соответствующий взрослый: стесняющийся собственного мнения, со страхом быть отвергнутым из-за незначительной ошибки в высказываниях.
  • Жестокое обращение и физическое насилие. Научившись с детства угождать окружающим ради собственной безопасности, человек во взрослой жизни не умеет отказывать, легко поддается манипуляциям и не умеет устанавливать психологические границы.
  • Отсутствие выбора. Если с маленького возраста ребенок не имел возможности выбирать, постоянно подвергался критике своих желаний и прессингу со стороны взрослых словами «я хочу как лучше», то, став взрослым, он уже не готов делать этот выбор. Он часто поддается на любые уговоры, даже если это идет в разрез с его собственными взглядами, планами, потребностями и желаниями.
  • Развод родителей. Дети в большинстве случаев испытывают чувство вины в связи с этим событием. В результате, став взрослыми, они предъявляют завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что иногда становится причиной трудностей в поисках собственного супруга.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой. Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг

Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию

Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор

Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив —

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: