5 способов сепарации от родителей во взрослом возрасте: как провести, что это, признаки незавершенной сепарации

Чем опасна зависимость от родителей для детей и родителей?

Начнем с родителей, потому что тут все проще и короче. Родители великовозрастных ничего не умеющих детей живут в постоянном страхе, что будет с детьми, когда их самих не станет. И не имеет значения, насколько этот страх обоснован. Практика показывает, что оставшиеся без «халявы» люди достаточно быстро начинают «шевелиться» сами.

Однако такой перманентный страх за будущее своих детей плохо влияет на здоровье пожилых родителей, приводит к проблемам с нервной системой, а все болезни, как известно, «от нервов», потому что центральная нервная система регулирует все процессы в организме. Проблемы с сердцем, преждевременное старение, инфаркты и инсульты – это далеко не полный перечень потенциальных проблем, если ситуация с сепарацией взрослых детей от родителей сильно затянется. Поэтому лучше не затягивать.

Теперь о том, чем такое «затягивание» грозит взрослым детям. Психологи не устают говорить о том, что такое неуместное «долготерпение» выросших детей чревато серьезными последствиями .

Последствия незавершенной сепарации от родителей:

  • Проблемы построения отношений с противоположным полом. Мало кто заинтересован получить ничего не умеющего и несамостоятельного партнера, во всем зависящего от мнения родителей.
  • Проблемы в построении отношений с окружающими. Тут возможны перекосы как в попытках угодить всем подряд, как человек привык угождать родителям, так и неадекватные ожидания, что человеку все кругом должны, причем всегда.
  • Постоянные разочарования в людях. Имея постоянно перед глазами нездоровый образец поведения своих родителей, человек рискует не освоить адекватные ситуации нормы поведения.
  • Проблемы в принятии решений и эффект «обученной беспомощности Если за человека всю жизнь все решают родители, в какой-то момент может обнаружиться, что он не в состоянии решать хоть что-то сам.
  • Неуверенность в собственных силах и заниженная самооценка. Если человек никогда ничего не делал и не добивался сам, уверенности взяться попросту неоткуда.
  • Зависимость от чужого мнения. Человек, привыкший, что мама с папой всегда знают, «как правильно», автоматически переносит право оценивать себя на других людей, не обязательно компетентных в той сфере, в которой они оценивают человека.
  • Проблемы в самореализации и построении карьеры как следствие всего вышеизложенного. Не умеющий принимать решения и брать на себя ответственность человек, который при этом не уверен в собственных силах и выбрал профессию, какую сказали родители, всегда проиграет конкуренцию хорошо мотивированным коллегам, знающим, что и зачем они делают.

Чтобы не попасть в такую ситуацию или как можно быстрее из нее выйти, мы рекомендуем пройти наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений». От себя заметим, что сепарация от родителей во взрослом возрасте – это далеко не самая сложная проблема в психологии, с которой могут столкнуться люди.

Мы желаем любви и взаимопонимания в ваших семьях, и по традиции просим ответить на вопрос по теме статьи:

Что такое сепарация?

Сепарация — это процесс отделения ребенка от родителей, обретения самостоятельности и независимости. Он протекает сложно для обеих сторон: ребенку приходится самостоятельно совершать «первые шаги» и нести ответственность за свои поступки, разбираться с последствиями, а родители вынуждены смотреть, как их ребенок оступается, набивает шишки и порой действует не по сценарию. И те и другие сталкиваются с непредсказуемостью и собственной беспомощностью, и для многих семей сепарация проходит с конфликтами и войнами кухонного масштаба.

«Мы уже говорили о популярности личных границ, выросшей из-за локдауна, а установка личных границ — физических, финансовых, эмоциональных и так далее — это результат сепарации в том числе. Личные границы мы формируем, отделяясь от нашей первичной группы — семьи», — комментирует , психотерапевт, нейропсихолог.

Человеческая жизнь в целом — это череда сближения и отдаления от близких. Ученые насчитывают несколько основных эпизодов сепарации в жизни родителя и ребенка, их еще называют «кризисами».

  • В этом возрасте ребенок только осваивает самостоятельные навыки, постепенно отказываясь от участия родителей в привычных ритуалах. Он уже начинает копировать взрослых, а возраст трех лет ученые называют «Я сам» не просто так: ребенок пытается выполнять все больше действий самостоятельно. Да, оттуда растут ноги у истерики, когда ему не дали нажать кнопку в лифте.

  • В этом возрасте начинается социализация, и родители постепенно перестают быть единственным источником авторитетной информации о мире. Если раньше ребенок набивал шишки об углы в родном доме, то теперь он начинает приходить домой с синяками из песочницы в детском саду. Примерно в это же время дома появляются первые «женихи и невесты».

  • В этом возрасте ребенок становится более привередливым, он уже внимательнее выбирает круг своего общения, на первое место выходят интересы, которые в свою очередь стали сложнее мультиков.

  • Самый сложный период, когда ребенок требует полного признания своей самостоятельности и взрослости. К этому добавляется требование личного пространства, свободы передвижения, ослабления родительского контроля. Каждое ограничение воспринимается в штыки и со скандалом, даже если в основе его лежали наилучшие намерения.

  • Если в предыдущем эпизоде все остались живы и даже умудрились не расплеваться, то в этом возрасте ребенок как по волшебству может собрать свои вещи, выпорхнуть из гнезда и звонить, только чтобы обрадовать родителей дипломом, покупкой своей квартиры, поздравить с днем рождения и Новым годом, а также спросить, не надо ли помочь чем-то. Картошку посадить, например.

Это, конечно, отчасти иллюзия. Если сепарация проходит успешно, то общение между родителями и детьми переходит в формат общения двух взрослых, которые принимают точку зрения друг друга и уважают личные границы. Просто перетерпеть эпизоды сепарации, похрустывая попкорном, недостаточно. Из всех этих навыков ребенок и родитель должны вынести несколько уроков независимости.

«Если описать весь процесс сепарации как таковой, то сначала ребенок делает так же, как родители, потому что они — одно целое. Потом ребенок принимает решения так, чтобы родители максимально это не поддерживали, а затем происходит взросление, когда человек принимает решения несмотря на то, что его родители сделали бы точно так же. То есть у нас получается взрослый человек, который совершает поступки не назло родителям и не для того, чтобы порадовать их, а просто потому что ему так нужно, хочется и так далее», — комментирует .

За переживанием детских истерик и подростковых скандалов, хлопанья дверьми и криков проходит несколько важных процессов. Обе стороны учатся эмоциональной независимости друг от друга (когда никто не перекладывает друг на друга ответственность за собственные эмоции), принимают то, что они не всегда будут соответствовать идеализированным представлениям друг о друге, строят личные границы. Без них нельзя говорить о том, что сепарация прошла успешно.

Если вы хотите развить гибкость мышления и научиться быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, вам поможет курс Agile.

Что такое сепарация и для чего она нужна

В специальной литературе термин «сепарация» подразумевает личностное отъединение ребенка от родителей, с целью приобретения большей самостоятельности, независимости, автономности. Несмотря на то, что процесс сепарации является естественным и необходимым, семьи часто сталкиваются с многочисленными, трудноразрешимыми проблемами.

Казалось бы, естественный ход событий – развиваясь от неразумного, полностью зависимого от матери младенца, человек превращается в зрелую, отдельную личность. Почему же вместо радости и понимания, многие семьи погружаются в пучину бесконечного выяснения отношений и непримиримого противостояния поколений?

Причин тому несколько, во-первых, людям свойственно с опаской относиться к любым жизненным изменениям. Во-вторых, процесс сепарации часто осложняется субъективными факторами:

  • Устоявшейся ролью в семье (единственный ребенок, мамин защитник и помощник, нянька для других детей, «козел отпущения» и пр). Как следствие, нормальная сепарация, являющаяся, по сути, достаточно эгоистичным процессом, затрудняется различными формами запрета и ограничениями. (Что значит гулять с друзьями, а Машу кто из садика заберет?)
  • Тяжелым финансовым положением родителей, в результате которого на ребенка навешивается чувство вины (своим взрослением и увеличивающимися требованиями ты приносишь вред семье).
  • Отсутствие здоровых границ в семье (традиционное проживание на одной площади, слияние поколений, родительская зависимость от собственных родителей).
  • Материнская нереализованность, жертвенность, нежелание принять факт взросления ребенка.

Этапы сепарации

Сам процесс сепарации начинается с первых дней жизни и заканчивается для каждого человека в разное время. У кого-то в 18 лет, у кого-то в 25, 30, 40, а у некоторых остается незавершенным до конца жизни.

Специалисты выделяют несколько этапов сепарации. В момент рождения ребенок физически отделяется от матери, организм начинает функционировать автономно. К году, ребенок пытается расширить границы дозволенного. К трем годам появляются самостоятельные желания и интересы, в этом возрасте ребенок уже может какое-то время провести без родителей, хотя, несомненно, все еще сильно нуждается в материнской поддержке.

Семью, в которой имеется ребенок пубертатного возраста, ожидает очередной виток процесса отделения. У подростка появляются собственные ценности и интересы, зачастую резко контрастирующие с родительскими.

Завершающий этап сепарации – фаза «покидания отчего гнезда» (для ребенка) и «синдромом пустого гнезда» (для родительской семьи). Сепарация с родителями считается успешно завершенной, когда ребенок начинает вести самостоятельную жизнь и не находится ни в финансовой, ни в моральной зависимости от родителей. Данный этап выводит родительско-детские взаимоотношения на новый уровень, где отношения, в идеале, строятся по принципу равноправия, взаимоуважения, любви и поддержки.

Как сепарироваться от родителей во взрослом возрасте?

Естественный процесс сепарации заключается в том, что все этапы отделения ребенок, подросток и далее – молодой человек проходит вовремя. Но всегда ли так бывает? Нет, не всегда.

Давайте разберем, как происходит сепарация от родителей во взрослом возрасте. Чтобы сепарироваться, человеку, в первую очередь, необходимо осознать, что он самодостаточен в разных аспектах и «хорош сам для себя».

Главным условием того, чтобы произошла сепарация от родителей в зрелом возрасте, является осознанность и готовность взрослых детей к отделению от родителей.

Чтобы сепарироваться взрослые люди должны приучить себя к мысли, что всё, что произойдет в жизни, будет теперь их «зоной ответственности».

Далее – нужно проработать обиды на родителей. Помогает так называемый «взгляд со стороны», когда на определенные ситуации из прошлого вы смотрите не как участник, а как независимый зритель, свидетель происходящего. При такой проработке человек начинает понимать причины поступков родителей.

Специалисты советуют проработать обиды при помощи написания условного «письма обид» с обращением к родителям, с указанием всех обид и недопониманий. Продолжением такого «послания» будет еще одно письмо, где взрослый ребенок оправдывает и объясняет причины поведения родителей по каждому пункту. Уточнение – ни первое ни второе письмо никому отправлять не нужно!

Чтобы отделиться и индивидуализироваться, взрослому человеку нужно «дорастить» ребёнка внутри себя, начать и продолжать делать всё самому. Нужно научиться самому принимать решения, делать ошибки, исправлять их и нести ответственность за свою жизнь.

При сепарации нужно следить за тем, чтобы все происходило бережно по отношению к близким людям

По мере прохождения различных этапов важно следить, чтобы приходило наполнение чувством благодарности к своим родителям за всё, что они смогли и успели вам дать

Чтобы взрослому человеку успешно сепарироваться, необходимо обозначить свои личные границы в отношении с родителями. Это касается как физических и эмоциональных границ. Нужно дать понять маме и папе, что с этого момента нельзя лезть к вам в сумочку, в квартиру, в душу, в личную жизнь. Это не всегда просто, скорее всего потребуется некоторое время и решимость, чтобы смягчить возможное непонимание, удивление и сопротивление со стороны родителей.

Взросление

Чем больше времени я проводила на работе, тем сильнее мне казалось, что мы с Олесей отдаляемся друг от друга. Меня пугало, что её это не беспокоило: она спокойно называла лучшими подругами одноклассниц, вела дневник, который запирала на ключ и, кажется, не очень хотела мне показывать. Дочь постоянно отшучивалась и говорила, что у неё есть свои «секретики». В начальной школе я не придавала этому значения, но, когда Олесе исполнилось одиннадцать и у неё появился первый телефон, дистанция между нами увеличилась. Дочь часто переписывалась с друзьями и не хотела показывать мне переписки, над которыми смеялась. На мои уговоры, что я никому ничего не расскажу, она продолжала отшучиваться и менять тему. Я чувствовала себя самой одинокой матерью на свете: смотрела американские фильмы про счастливые семьи и думала, что же я делаю не так.

Как проводится операция?

Прежде чем приступать к процедуре, пациент должен пройти серьезный подготовительный этап, чтобы исключить любые противопоказания, в него входят:

  • Санация полости рта – удаление зубного камня, чистка ультразвуком или аппаратом AirFlow.
  • Если нужно – рентген или панорамная томография челюсти – они помогают выявить множество патологий на ранних стадиях и назначить своевременное лечение.

Панорамный снимок челюсти

После того, как предварительные процедуры пройдены, назначается день операции, которая состоит из нескольких шагов:

  1. Контрольный визуальный осмотр челюсти, определение проблемной зоны.
  2. Изоляция рабочей поверхности от слюны – используются ватные тампоны или коффердам – специальная силиконовая прокладка.
  3. Стоматолог подбирает инструмент – это может быть ручная пилочка или одна из насадок на бормашину.
  4. Поверхность зубов обрабатывается антисептическим раствором и высушивается воздушной струей.
  5. Делается обезболивающий укол.
  6. Врач приступает к сепарации – время воздействия на каждый промежуток не превышает нескольких секунд.
  7. Насадка на бормашине заменяется шлифовальным диском или бором, манипуляции повторяются до идеально гладкой поверхности эмали.
  8. Если нужно – наносится специальный успокаивающий гель, чтобы снизить чувствительность.

Для физиологической сепарации алгоритм аналогичен, с тем отличием, что вместо бормашины и шлифовального инструмента хирург-стоматолог использует специальные разделительные распорки и клинья или нити. Их закрепляют композитным цементом, оставляют во рту на 24 часа, после чего аккуратно вынимают. При необходимости процедура повторяется.

Как такового реабилитационного периода у сепарации нет, но любой врач даст ряд рекомендаций, которые желательно соблюдать все время до следующих процедур:

  • Отказаться от курения, хотя бы на первую неделю после сеанса – эмаль будет особенно чувствительна к табачному дыму, не говоря уже о том, что никотин создает губительную микрофлору всей полости рта. То же самое касается и алкоголя.
  • Сбалансировать ежедневный рацион – уменьшить количество твердой, излишне острой, соленой и кислой пищи. Такие продукты негативно сказываются на состоянии эмали, уменьшая ее прочность. Продукты и напитки с красителями лучше временно исключить.
  • Усилить гигиену полости рта – чистить зубы не два раза в день, а после каждого приема пищи. Хорошо, если дома есть ирригатор, его можно заправлять чистой фильтрованной водой и пользоваться неограниченное количество раз в день. Если аппарата нет, то подойдут любые растворы ополаскивателей – их продают в любой аптеке.
  • Избавиться от зубочисток и других посторонних предметов во рту, которые могут травмировать ткани. Простую зубную нить использовать тоже нельзя – есть специальные марки, которые предназначены для чувствительных зубов.
  • При малейших подозрениях на воспаление – немедленно обращаться в клинику.

Адаптация

С точки зрения истории развития психоанализа адаптацию начали изучать довольно поздно. Основоположником рассмотрения адаптации с психоаналитических позиций стал Хартманн (Hartmann, 1939). Возможно, это связано с тем, что в клиническом психоанализе взрослых столь многое исходит от самого пациента – от его имеющих давнюю историю черт характера и доминирующих фантазий. Но в работе с младенцами и детьми адаптационный процесс поражает наблюдателя своей силой. Изначально развитие ребенка протекает в матрице материнско-младенческого диадического союза. Какую бы приспособленность к ребенку ни демонстрировала мать, и вне зависимости от того, насколько она чутка и эмпатична, мы твердо убеждены в том, что свежая и пластичная способность ребенка к адаптации и его потребность в ней (в стремлении получить удовлетворение) значительно сильнее, чем у его матери, чья личность со всеми ее характерными паттернами и защитами уже жестко и часто ригидно организована (Mahler, 1963)

Формирование ребенка связано с попытками подстроиться под стиль и образ действий матери, – неважно, представляет ли она здоровый или патологический объект для такой адаптации. Метапсихологически, фокус динамической точки зрения – конфликт между импульсом и защитой – в ранние месяцы жизни гораздо менее важен, чем он станет впоследствии, когда структуризация личности вызовет к жизни интра- и интерсистемные конфликты первостепенной важности

Напряжение, травматическая тревога, биологический голод, эго-аппарат и гомеостаз являются околобиологическими понятиями, которые соответствуют самым ранним месяцам жизни и являются предшественниками соответственно психической тревоги, сигнальной тревоги, оральных или других импульсов, эго-функций и внутренних механизмов регуляции (защит и черт характера). Адаптивный подход в большей степени соответствует ранним стадиям развития, поскольку, когда ребенок рождается, необходимость адаптации максимально велика. К счастью, ребенок готов к адаптации благодаря пластичности и несформированности своей личности, которая развивается под влиянием окружающей среды и необходимости приспособиться к ней. Адаптационные способности имеются у ребенка уже в раннем младенчестве.

Недостатки

Никаких недостатков у процедуры нет. Многих пугает сам факт снятия слоя эмали, однако, он настолько мал, что пациент даже не замечает разницы до и после процедуры.

Толщина эмали достигает 2 миллиметров и снятие менее чем 0,25 миллиметров практически не влияет на ее плотность.

Многочисленные клинические испытания подтверждают, что после процедуры эмаль остается сильной и внешне не поврежденной.

При механической сепарации бором могут повредиться призубные области десны, для минимизации такой возможности применяют специальные фиксаторы.

При правильной подготовке к проведению сепарации никаких осложнений быть не должно. Главное, что процедуру должен проводить специалист, соблюдая все необходимые требования.

Важно! Перед процедурой необходимо пролечить все зубы и провести санацию ротовой полости, добившись максимального уничтожения болезнетворной флоры

Подростковая сепарация: критический период становления личности

Любые изменения происходят, когда для этого есть условия. «Подросток воспринимает родителей другим глазами. Он видит немолодых, уставших, совершающих ошибки людей.  Так происходит процесс отделения» — считает Людмила Петрановская. 

Взрослые болезненно относятся к теме сепарации ребенка, когда функция родительства является ведущей и единственной в их жизни. Они воспринимают отвержение и обесценивание со стороны ребенка как личный неуспех.

В это время внутри личности подростка наблюдается конфликт: встречается любовь к родителям и разочарование.  Это доставляет им дискомфорт и страдание.  Подросток перестает рассказывать о себе. Он закрывает границы.  Теперь его опора – это он сам и друзья.

В ситуации подростковой сепарации родители мало на что могут повлиять, потому что речь уже идет не о зависимом человеке, а о полноценной личности. Им невозможно управлять, как раньше.

Эксперименты над телом и внешностью – обычное дело. Волноваться стоит, когда дело доходит до самоповреждений. Подросток чувствует себя отвергнутым, уязвимым и подавленным. В такой ситуации родителям стоит проконсультироваться у специалиста. Он предложит техники работы с детско-родительскими отношениями, даст рекомендации.

Независимость от родни: как добиться?

Перед отделением от матери с отцом стоит научиться вести себя по-взрослому

Самостоятельный человек умеет принимать решения, отвечает за поступки.В данный период важно понять себя, смысл бытия, ставить цели, идти к ним, развивать умения, таланты, способности

Взрослая персона понимает, что делать во благо себе. Советы добрых людей не нужны.Поступки независимого индивида рациональны. Он адекватен в любой ситуации, эмоции – под контролем.Обрести независимость от родни получится, если начать во всем полагаться на свои силы, возможности, умения.Особо значима в деле сепарации состоятельность в финансовом плане. Добиться ее не легко.

Ребенком для родителей сын или дочь будут всегда. Но когда человек вырос и остается взрослым ребенком, привязан к родителям, отсутствует самостоятельность, помочь может Гештальт-терапия. Она применима в любом возрасте.

Дополнительная информация на тему отношений с родителями приведена ниже в видео.

Помогла ли вам статья?
Да
94.55%

Нет
5.45%

Как происходит отделение от родителей?

Сепарация от родителей происходит в несколько этапов, начинаясь в младенческом возрасте и заканчиваясь в юношеском. 

В первые годы жизни ребенок находится в слиянии с родителями. Постепенно он предпочитает совершать действия сам, например, есть ложкой.  В каком возрасте можно увидеть первые признаки отделения от родительских фигур?

1 год – это время, когда девочки и мальчики пытаются «уйти» от мамы: они уползают, пытаются вставать, изучают предметы

Взрослым важно не навредить попытками помочь, но обеспечить безопасность

Только к 3 годам, когда наступает кризис, ребенок начинает понимать свою отдельность от взрослых. В этот период нужно поощрять стремление к самостоятельности, поощрять попытки что-то делать без чужой помощи, оставлять право на ошибку. 

Ребенок попадает в социум (детский сад), учится выстраивать отношения с людьми. Как помочь пройти сепарацию дошкольникам: позволить малышу решать спорные моменты самостоятельно (например, конфликтные ситуации на детской площадке), обучать осознавать свои чувства и справляться с ними.

Ребенок приобретает большую самостоятельность в учебном процессе. Помимо общения с друзьями и игр у него появляется новый вид деятельности. В идеале в детские обязанности входит выполнение домашних заданий без посторонней помощи. Ребенок должен нести ответственность за результат своего труда. В этот период выбор друзей становится более осознанным, а родители уходят на второй план.

Как провести сепарацию: направлять, подсказывать, поддерживать, если что-то не получилось, давать ребенку дополнительные обязанности (помыть  посуду, вынести мусор, помочь принести пакет из магазина).

Подростковый период – самый сложный этап обретения автономии. Ребенок требует признания своей свободы и независимости, протестует против давления и назиданий.

Если родители признают право подростка на личное пространство, сепарация проходит без проблем

Бунт, обесценивание, желание поступать по-своему – это нормальное состояние для подростка.  Важно не унижать его, а дать возможность опытным путем исследовать жизнь, совершая ошибки

В это время молодые люди ищут опору в себе. Они учатся полностью осознавать, что несут ответственность за свои поступки

Особенно это качество важно для будущих мужчин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: