Плюсы и минусы грудничкового плавания

Грудничковое плавание — с чего начать?

Первый, а затем и весьма регулярный, контакт с водой малыш испытывает во время домашних купаний. Для этого используются специальные ванночки. Помимо непосредственного процесса обмывания с малышом в ванной можно играть, веселить и даже проводить процедуры закаливания. Полноценное раннее плаванье в маленькой ванночке не проведешь, для того в домашних условиях может использоваться взрослая ванна. Здесь возникают вопросы — насколько она чиста, насколько правильно будет выстраиваться родителями само мероприятие и вообще, все ведь можно доверить профессионалу! Но кого считать профессионалом и что значит «доверить»?

Определяясь куда и к кому отвести малыша для начала грудничкового плавания, принимайте во внимание такие составляющие правильного решения:

Качество бассейна. К сожалению, найти хороший бассейн порой непросто даже для взрослого человека. Чаще всего «загвоздка» заключается в качестве воды — она должна быть и максимально очищенной и не пресыщенной хлоркой

Для ребенка это особенно важно. Отдавайте предпочтение учреждениям, где используются самые прогрессивные технологии очистки воды, но при этом будьте готовы к тому, что как минимум входящий поток воды будет подаваться из центрального городского водопровода.
Наличие условий для самых маленьких

Речь банально о мини-бассейнах и ванночках для новорожденных. Обычно вода сюда набирается через специальные естественные фильтры и не сравнима с обработанной для общего бассейна. Если ближайший бассейн такой услуги предоставить не может, ищите дальше. Касательно микрофлоры, которая будет присутствовать в любой ванночке — соблюдение гигиены и стандартов чистоты сотрудниками бассейна никто не отменяет, но на самые минимальные и часто неотъемлемые бактериальные воздействия иммунитет здорового младенца должен среагировать защитой. И то, что рано, это неплохо.
Квалификация инструктора по плаванью. В его дипломах и сертификатах вряд ли будет написано «тренер по грудничковому плаванью», как таковой специализации такой нет, но опытом человек обладать может. Обычно знания приходят со временем, с годами практики, а действительно хорошего специалиста можно подобрать по отзывам знакомых или на специализированных форумах.
Доверие. Еще одна составляющая, без которой сложно доверить стороннему человеку совсем маленького ребенка. Доверие — также чувство наживное. Молодым родителям следует опираться не только на советы и отзывы о профессионале, но и, например, понаблюдать, как он работает с маленькими пловцами.
Прислушаться к ребенку. И присмотреться. И воспринять его мнение. Может младенческий возраст и не тот, когда малыша легко понять, но научиться этому лучше раньше, чем позже. Если грудничковое плавание приносит ребенку положительные эмоции, вы на правильном пути. Если ребенок капризничает и нервничает, а тем более заболевает, отказывайтесь от затеи, откладывайте ее до лучших времен, а быть может, будет достаточно сменить бассейн или тренера.

Польза грудничкового плавания

Рассмотрим преимущества и особенности раннего плавания для малышей более подробно.

Плюсы грудничкового плавания заключаются в следующем:

  1. Дети, которые регулярно занимаются в бассейне, намного меньше и реже болеют.
  2. У новорожденных быстрее и правильно развивается мышечный корсет.
  3. Вода способствует тренировке и укреплению всех систем детского организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной, опорно-двигательной.
  4. С помощью водных процедур происходит процесс закаливания и улучшение терморегуляции у грудных детей.
  5. Улучшается обмен веществ и повышается аппетит.
  6. Вода снижает мышечный тонус, успокаивает нервную систему ребенка и улучшает качества сна.
  7. Водные упражнения помогают в профилактике плоскостопия, сколиоза и других заболеваний опорно-двигательного аппарата.
  8. Вода является естественным способом массажа кожных покровов.
  9. Последовательные и постоянные занятия ранним плаванием повышают уровень физического и психического развития ребенка.
  10. Эмоциональное сближение новорожденного с родителем.

Среди минусов грудничкового плавания можно выделить один момент: при неправильно выбранном бассейне (например, в котором плохая система очистки воды) у малыша могут появиться либо обостриться некоторые заболевания кожи, уха, носа или возникнуть аллергические реакции

Поэтому важно выбирать бассейны, в которых соблюдается оптимальный температурный режим, вода очищается современными способами (ионизация, ультразвук и др.) и работают грамотные специалисты

Обучение грудничковому плаванию: в бассейне с инструктором или дома в ванне

Плавание для малышей – процесс, который требует определенных навыков. Лучше всего начинать занятия в домашней ванне. Первые несколько раз рекомендуется заниматься с тренером

Он подскажет, как правильно придерживать ребенка, на что обращать внимание при погружении под воду и расскажет про соблюдение техники безопасности

Как только малыш привыкнет к водным процедурам в домашней обстановке, можно переходить в общий бассейн. Обычно данный этап попадает на третий месяц жизни ребенка. Занятия в бассейне должны проходить под присмотром квалифицированного тренера, который обучит правильной методике раннего плавания.

Показания и противопоказания к плаванию для новорожденных

Польза плавания для малышей в бассейне довольна обозримая, ведь при регулярных занятиях ребенок быстро развивается и закаляется. Заниматься ранним плаванием можно при условии, если ребенок полностью здоров.

Перед посещением бассейна стоит навестить педиатра, который осмотрит малыша и даст направления для консультаций узких специалистов.

Есть ряд заболеваний, при которых занятия грудничковым плаванием особенно рекомендованы:

  • ДЦП;
  • рахит;
  • патологии и заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • кривошея и пр.

Однако для занятий ранним плаванием существует и некоторые ограничения. Так, нельзя плавать, если у ребенка обнаружены:

  • аллергия;
  • тяжелые заболевания почек, печени и сердца;
  • инфекции кожи или желудочно-кишечного тракта;
  • эпилепсия;
  • заболевания вирусной природы в острой фазе;
  • остеомиелит;
  • лихорадка;
  • судороги;
  • болезни нервной системы;
  • аномалии физического или психического характера.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением — поддерживающей под грудь руки — ребенок останавливает дыхание — на несколько секунд (4-10).
2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.
Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.
Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.
Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.
Категорически запрещается форсированное погружение с головой путем бросания младенца в воду или прижимание его ко дну рукой: это может привести к сильному испугу и захлебыванию.
Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Спасибо за Ваш интерес! Наши операторы работают с 8:00 до 17:00. Мы ответим Вам в рабочее время.

Маленькие дети требуют более внимательного ухода. Даже простые, казалось бы, водные процедуры имеют свои особенности. На самые важные вопросы по поводу правильного купания малышей отвечает врач-педиатр, заведующая педиатрическим отделением МЦ «Медассист» Афансьева Татьяна Леонидовна.

Через сколько после выписки из роддома можно купать младенца?

Начало купания зависит от проведенной в роддоме прививки. Если прививку сделали в день выписки, то купание необходимо отложить до следующего дня. Если раньше — можно купать в день выписки.

Какая температура воды и воздуха должна быть в помещении во время купания малыша? Нужны ли особые температурные условия?

Комфортной будет температура воздуха в помещении 23-24 градуса. Также необходимо исключить возможность сквозняка.

Температура воды для первого купания желательно должна быть 37 градусов, что приближено к температуре внутриутробной среды обитания ребенка. В течение первого месяца жизни эта температура остается неизменной. В дальнейшем можно понижать температуру воды в среднем на 1 градус в течение 4-7 дней, минимально до 22-24 градусов.

Нужно ли купать малыша каждый день?

Ежедневно купают малыша до возраста 1 месяц, хотя это можно делать и до 6 месячного возраста. Особенно, если процедура нравится малышу. При этом с мылом — 1-2 раза в неделю.

После 6месяцев достаточно купать ребенка 2-3 раза в неделю.

После 1 года — 1-2 раза в неделю, а в более старшем возрасте — не реже 1 раза в неделю.

Как долго нужно купаться? Сколько по времени должно длится купание?

Ребенка 1-го месяца жизни достаточно купать 5-10 мин.

В дальнейшем купание может продолжаться до 20-30 мин. при соблюдении температурного режима воды.

Что делать, если ребенок боится купаться?

Важно понять причину страха и не пытаться засунуть ребенка в воду силой .Поводы для возникновения страха могут быть разными:

ребенок замерз или испытывал дискомфорт во время купания из-за неправильно отрегулированной температуры воды;

упал или ударился во время купания;

мыльная пена попала в глаза и щиплет;

наглотался воды , случайно уйдя под воду.

проверять температуру воды перед купанием;

мыть голову не чаще 1 раза в неделю, использовать шампуни «без слез»;

если ребенок упал, то отложите водные процедуры на 2-3 дня, успокойте ребенка. В дальнейшем на дно ванны можно положить небольшой резиновый коврик;

если малыш боится садиться в ванну ‑ не спешите, пусть некоторое время ребенок постоит по щиколотку в воде, постепенно привыкая;

используйте игрушки для купания.

Какие средства гигиены надо использовать во время и после купания, если у ребенка сухая кожа или аллергия?

Прежде всего, надо использовать очищенную воду для купания (дехлорировать, фильтровать).

Реже использовать губки, мочалки для купания. Использовать мыло 1 раз в неделю.

Желательно использовать для купания увлажняющие средства (гели, шампуни), средства с нейтральным рН — 5.5.

После купания тело не вытирать, а промокать, с последующей обработкой увлажняющими эмульсиями.

До какого возраста нужно купать ребенка родителям? С какого возраста малыш должен купаться сам?

Ребенок старшего дошкольного возраста вполне может мыться в одиночестве. Поэтому примерный возраст, с которого малыш должен купаться сам, — это 5-7лет. Единственное, девочке с длинными волосами еще какое-то время понадобится помощь в мытье головы.

Примерно с 4-5лет присутствие родителя в ванной нужно сводить к минимуму. Надо дать возможность ребенку поплескаться самостоятельно, а затем, когда он наиграется, помочь ему помыться. Малышам надо терпеливо, без лишних эмоций объяснять и показывать что и как надо мыть.

Не стоит затягивать с этим вопросом, особенно если ребенок противоположного с вами пола.

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Вред плавания в бассейне в грудничковом возрасте

В связи с возросшей популярностью грудничкового плавания интерес к данному феномену проявили и учёные. Последние исследования, проведённые в Европе, показали, что занятия в столь малом возрасте в общественных бассейнах причиняют вред дыхательной системе. Это связано с высокой концентрированностью воды, добавлением в неё хлора. Химические элементы способны вызывать у детей аллергические реакции, провоцировать развитие астмы и других хронических заболеваний.

Кроме того, хлорка вредна и для нежной детской кожи. Она сушит её, делает более восприимчивой к окружающей среде. В особых случаях от контакта с хлорированной водой на теле младенцев могут образовываться ярко-красные пятна, похожие на лёгкие ожоги.

Таким образом, плавание в общественных бассейнах действительно может быть опасно для малыша из-за содержания в воде хлора, но в настоящее время существуют и такие плавательные центры, где дезинфицирование осуществляется с помощью других средств. Так что чуткие родители всегда смогут найти альтернативу.

Грудничковое плавание в бассейне

Продолжительность тренировок в бассейне — 45 минут. Занятия могут быть групповыми, так и индивидуальными. На первую тренировку к инструктору приносят справку от педиатра об отсутствии у карапуза соответствующих противопоказаний.

Занятия с крохой состоят из таких этапов:

  1. Проведение разминки на суше.
  2. Начало тренировок у бортика бассейна. В этот период выполняются разнообразные гимнастические упражнения.
  3. Завершение тренировки играми, сопровождающимися освоением навыков ныряния.

Спустя месяц подобных тренировок карапуз уже уверенно чувствует себя в воде. Беспокойство, порой присутствующее в первые недели посещения бассейна, к этому времени исчезает.

Как выбрать бассейн

К выбору бассейна подходят максимально внимательно. У младенцев очень чувствительная кожа. Поэтому правильная очистка воды в бассейне имеет большое значение. Привычное для взрослых хлорирование неприемлемо для нежной детской кожи. Такой метод обработки воды провоцирует шелушение кожного покрова, появление аллергической сыпи. Более того, младенцам не нравится резкий запах хлора. Он зачастую становится причиной частого чихания, ухудшения самочувствия крохи.

Для занятий с детьми первого года жизни стоит выбирать бассейн, где для очистки воды применяется один из таких методов:

  • обеззараживание ультразвуком;
  • ионизация;
  • обеззараживание активным кислородом;
  • озонирование.

В специализированных детских учреждениях создаются комфортные условия для детей. К ним стоит отнести специальные ванночки, оптимальную температуру воздуха, присутствие в учреждении инструктора, специально обученного для работы с детьми.

Техника безопасности

Тренерам и родителям, занимающимся с грудничками, нужно придерживаться таких правил безопасности:

  • для посещения тренировок необходима медицинская справка от педиатра;
  • детям до трех лет нужно находиться в воде в специальных плавательных подгузниках;
  • родителям стоит иметь при себе обувь с антискользящей подошвой;
  • бег по бортикам бассейна строго запрещен.

Родителям не рекомендуется спускаться в бассейн, держа грудничка на руках. Для этой цели стоит воспользоваться помощью инструктора. По лестнице поднимаются и спускаются строго лицом к бортику.

Сколько раз в неделю

В течение первого года жизни малыша рекомендуется посещать занятия дважды в неделю. После того как карапузу исполнится 12 месяцев, тренировки продолжают в специальных группах «мать и дитя». При продолжении занятий до достижения ребенком трехлетнего возраста приобретенные навыки сохранятся на всю жизнь.

Возобновление занятий после перерыва. При возобновлении занятий, приостановленных из-за болезни, тренировки проводят с самого начала. При этом предварительно консультируются с педиатром.

Полезно ли новорождённым плавать

Отметим, что уже в момент появления на свет все дети могут плавать и задерживать дыхание. Это связано с особенностями той среды, в которой они развивались внутри утроба матери. Способность новорождённого плавать – это невиртуозное владение собственным телом, как в случае с профессиональными спортсменами, а врождённый рефлекс. Он утрачивается к 3–4 месяцу жизни грудничка. Именно поэтому родителям, решившимся практиковать плавание новорождённых, следует приступать к этому практически сразу после рождения. Если рефлекс угаснет, водные занятия нежелательны для ребёнка до достижения им 4–5-летнего возраста.

Грудничковое плавание дома в ванной или в бассейне с квалифицированным специалистом – это не способ вырастить будущего олимпийского чемпиона. Занятия направлены на достижение других целей, которые перечислены ниже.

  1. Пребывание в водной среде позволяет организму ребёнка стать более устойчивым к температурным перепадам, закаляет его. Как следствие формируется крепкий приобретённый иммунитет, снижается риск подхватить вирусное заболевание. Практика показывает, что дети, приученные к плаванию с грудного возраста, болеют значительно реже своих сверстников.
  2. Польза грудничкового плавания очевидна и для сердечно-сосудистой системы. Во время пребывания в воде давление компенсаторных сил уменьшается, кровь начинает циркулировать быстрее. Постепенно это приводит к укреплению сердечной мышцы и сердечно-сосудистой системы в целом.
  3. Даже небольшие физические нагрузки в воде способствуют развитию опорно-двигательного аппарата. По статистике плавающие дети быстрее начинают ползать, раньше сверстников делают свои первые шаги.
  4. Во время плавания малыш может отдохнуть, его мышцы расслабляются, снимаются спазмы. Подобного результата не всегда можно добиться даже посредством специального грудничкового массажа.
  5. Ранние плавательные упражнения формируют мышечный корсет и правильную осанку, что позволяет избежать развития заболеваний, связанных со спиной и позвоночником (например, сколиоза).
  6. Когда ребёнок плавает, он рефлекторно задерживает дыхание. Во-первых, это улучшает работу дыхательной системы. А, во-вторых, активизирует образование в крови эритроцитов (красных кровяных телец), и увеличивается уровень гемоглобина.
  7. Грудничковое плавание нормализует артериальное давление.
  8. Плавание увеличивает аппетит, поэтому ребёнок лучше набирает вес.
  9. На природном инстинктивном уровне дети испытывают потребность нырять в процессе купания. Это заставляет их чувствовать себя более защищённым, возвращает в зону комфорта. Помимо этого, затекающая в гайморовы пазухи при нырянии вода прочищает их, избавляя слизистые от бактерий и частиц пыли.
  10. Вода обладает успокаивающим эффектом. Младенцы, приученные к плаванию, более спокойны и менее боязливы. По ходу взросления они не приобретают навязчивых детских страхов.

А также мамам будет полезно знать, что во время плавания дети затрачивают много энергии, поэтому быстро и без особых проблем засыпают ночью, не тревожа родителей.

Этапы реабилитационного периода у детей

Задача медицинского учреждения и родителей в первые дни после операции – тщательный уход за маленьким больным. Все действия должны быть направлены на преодоление последствий вмешательства, оказание помощи для быстрейшего выздоровления.

В реабилитационную программу включены три этапа.

1. Клинический

Первые 10-14 дней после операции ребенок находится в лечебном учреждении. Здесь проводятся мероприятия, цель которых – восполнение потери жидкости, предотвращение почечной и дыхательной недостаточности, образования тромбов, лихорадки и желтухи.

После операции маленького пациента помещают в постель без подушки. Безопасное положение – на спине. Иногда необходимо закрепить руки и ноги специальной манжеткой. Если больной очень подвижен, перевороты ограничивают мягкой широкой перевязью до полного пробуждения.

Если операция проводилась под местной анестезией, время фиксации – 2-3 часа

Важно, чтобы малыш не сорвал с себя наклейки, не повредил швы и не упал с кровати

После наркоза возможна рвота, поэтому нужна профилактика удушья от рвотных масс. Голову ребенка поворачивают набок, следят за полным опорожнением рта от жидкости. Если рвота отсутствует, маленькому больному разрешено пить кипяченую воду.

При нормализации процессов дыхания, выделения и пищеварения ребенка переводят в общую палату для дальнейшего наблюдения и восстановления. По окончании периода удаляют гипс, снимают швы. Если анализы и температура нормальные, пациента выписывают домой для прохождения диспансерного этапа реабилитации.

2. Поликлинический период

Наблюдают за прооперированным больным в динамике, проводят противорецидивное и поддерживающее лечение. В местные санаториях, стационарах и реабилитационных детских отделениях существуют специальные программы, разработанные для восстановления растущего организма после операции.

Мероприятия для быстрейшего выздоровления и адаптации ребенка:

  • лечебная физкультура;
  • УВЧ-терапия – воздействие высокочастотными магнитными полями;
  • лазеротерапия – лечение лазерными лучами малой мощности;
  • магнитотерапия – применение переменных или постоянных магнитных полей;
  • диадинамотерапия – физиотерапия переменными токами;
  • электрофорез – введение лекарственных веществ в организм посредством электрического поля.

Реабилитация включает медикаментозную поддержку, щадящую диету, ношение бандажа. Длительность поликлинического периода – от трех месяцев до трех лет.

3. Санаторно-курортный этап

Устраняют последствия вмешательства, восстанавливают здоровье ребенка в специализированных учреждениях с организованным режимом отдыха.

Применяют следующие методы оздоровления:

  • ЛФК;
  • диета;
  • закаливание;
  • физиотерапия.

Важно. Благоприятно влияют природные лечебные грязи, солнце, минеральные воды

Восстановительное действие оказывают рефлексотерапия, кинезиотерапия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: