Ожидания и дальнейшее разочарование
Как только детеныш начинает показывать первые результаты на детских стартах, в дело вступают родительские ожидания. В голове уже рисуется картинка успешной карьеры, родительской гордости — есть чем похвалиться перед друзьями
И это понятно — какому родителю не хочется гордиться своим ребенком? Успешная карьера может обеспечить и самого спортсмена, да еще и всю его семью в будущем, правда — далеком, но сейчас это не так важно. Да и вообще, когда ребенок умеет работать на цель, добивается успеха, родителям это дает успокаивающую надежду, что его сын или дочь не пропадут в будущем — смогут обеспечить себя и свою семью
Жизнь спортсмена оказывается плотно распланированной: тренировки, сборы, соревнования, учеба, чтоб ни минуты потраченной впустую, все — для достижения великой цели.
Но в этой круговерти планов и сложной логистике — когда, куда привезти, кому и сколько заплатить, где взять денег на дополнительную тренировку, а еще и уделить внимание другому ребенку в семье, чтоб тот совсем не оказался обездоленным, мама может взять на себя непосильную нагрузку. Вымотанная мама привозит ребенка на соревнования, где тот показывает не более половины своих умений и еще меньше того, что она ожидала
И все разочарование обрушивается на голову юного спортсмена: «Что ты собраться не можешь вовремя? Какой из тебя чемпион?! На тренировках работаешь спустя рукава, как будто тебе не надо ничего! Бросать надо все!».
Чем это не полезно ребенку? Возможно, он и правда не хочет заниматься плаваньем, и ему холодно в бассейне, и ему плевать, что у него руки как весла и есть все данные для хорошей карьеры. Нет основного — своего выбора. Ребенок не научается осознавать свои желания. Возможно, если бы ему дали выбирать, он вместо плаванья пошел бы на рисование, но спорить с родителем, столько сил вложившим, ему духу может не хватать. А возможно он вообще пока не понимает, чего именно хочет. Для осознанного выбора порой приходится перепробовать много видов деятельности. Но если он будет заниматься только тем, куда его определили папа с мамой, он рискует вообще не научиться осознавать свои желания, делать выбор и нести ответственность за свою жизнь.
Что делать? Если в результате выступления своего ребенка вы чувствуете острое разочарование, возьмите паузу, продышитесь и вспомните, ради чего это все затевалось
Помогает честно себе признаться: «Да, я хочу, чтоб мой ребенок был успешным спортсменом, я хочу им гордиться, мне это важно и для этого я несу эту ношу». А если эти слова не про вас, то посмотрите внимательно на своего ребенка, нравится ему этим заниматься или нет
Если нравится, и он хочет продолжать, а вы готовы его поддерживать, то отдайте ему его ответственность, и пусть он сам анализирует, как качество тренировок влияет на успешность его выступлений. Ну а если он ходит из-под палки, то зачем тратить кучу ресурсов, если вам всем это доставляет больше страданий, чем радости?
Концентрация внимания
Концентрация внимания — еще одно важное качество для успеха в спорте. Любой спортсмен знает: включенность в ситуацию дает результат
Да что там, это знает не только спортсмен, но и любой из нас. Если вы концентрируетесь на работе, то она получается лучше, нежели если в процессе ее выполнения вы думаете о предстоящем походе в театр или конфликте с коллегой.
Спорт требует постоянной концентрации. Во время спортивных занятий она помогает преодолеть усталость, не расслабляться ни на секунду, доводить свои движения до идеала. А вне тренировочного процесса дисциплинирует личность от соблазнов и излишеств, которые не входят в обыденный режим дня юного спортсмена.
Развитию концентрации внимания уделяется много времени в спортивных тренировках и на занятиях в школе. А ваша задача, как родителя, сократить отвлекающие моменты в жизни вашего ребенка, вовремя решать проблемы в школе или конфликты внутри семьи. И, конечно, отличным помощником здесь выступает сформированный режим дня, который убирает из головы ребенка хаос и создает благотворную почву для концентрации на достижении цели.
Какие родители ходят на занятия
Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.
Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:
-
Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.
-
Норм развития. Психологическое развитие ребенка. Ситуации, в которых стоит обратиться к специалисту.
-
Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.
-
Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.
-
Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.
Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.
Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.
Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.
Лекция Людмилы Петрановской о том, почему дети уходят в гаджеты и как с этим быть
При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.
Дошкольный возраст: 3 – 7 лет;
Ролевая игра – ведущая деятельность этого возрастного периода. В рамках этой игры ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы впоследствии. Это тот самый период, когда стоит начать знакомить ребенка с компьютером. Именно «начать знакомить», а не сутками оставлять у экрана, лишь бы он отстал.
В рамках ролевой игры дети будут копировать поведение взрослых, их ежедневные ритуалы и привычки. И если вы долгое время проводите у компьютера, а то и за игрой в Dota 2, то ребенок это точно заметит и попытается повторить
Важно подробно объяснить: чем вы занимаетесь, зачем и почему ему еще рановато это делать. Ближе к 6-7 годам можно на очень короткие промежутки времени (10-15 минут) подпускать ребенка к ПК и смартфону под наблюдением взрослых
Также этот возраст – ключевой в плане развития восприятия, мышления, воображения и речи. Формируется полноценная личность ребенка
При регулярных поощрениях со стороны взрослых за положительные результаты действий у дошкольника начинает формироваться устойчивый мотив достижения успехов, что критически важно для будущего киберспортсмена
Развитию личности дошкольника на этом этапе способствует не только воспитание родителей, но и детский коллектив. В зависимости от способностей, в возрасте около 6 лет его можно записать в шахматную секцию. Эта древнейшая игра поможет развить необходимые навыки, научить стратегическому мышлению и расширит круг общения ребенка.
«Мой ребенок станет чемпионом?». Личные качества
Отдавая ребенка в спорт, многие родители чают вырастить настоящего чемпиона. Часто именно по этой причине ребенка и приводят в спортивную секцию, а не потому, что стремятся сохранить его здоровье, научить проводить время с пользой или для чего-то еще.
Но очевидно, что не каждый ребенок вырастет чемпионом, достигнет высот в спорте и принесет домой маме с папой увесистую медаль с престижных соревнований. Для этого нужно обладать не только подходящими для данного вида спорта физическими качествами и финансово-временными возможностями. Для этого нужен характер. Сильная личность.
По сути, развитие в спорте — это постоянное преодоление трудностей
Вот именно на это и стоит обратить внимание, когда вы задаетесь вопросом: «А будет ли мой ребенок чемпионом?»
Важно то, как справляется с трудностями ваш ребенок
Но в любом случае не спешите выносить окончательный вердикт. Помните, что это все же ребенок. И он находится на стадии активного развития и формирования
Просто очень важно на этом этапе честно ответить себе на вопрос, в чем ваш ребенок силен, а в чем нет. И от этого отталкиваться
Помогите ребенку расширить круг общения
У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.
«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».
«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».
Альтернатива детским совместным уличным играм
В раннем возрасте (4-5 лет) ребенку сложно самому сделать выбор. Отдав его, например, на занятия карате, есть большая вероятность того, что ему этот вид спорта придется не по душе и вообще отобьет охоту чем-либо заниматься. А если так сложилось, что и родителям некогда, а может, просто нет желания, тогда лучшим вариантом для ребенка станет детский фитнес. Сейчас эти занятия очень популярны и по многим отзывам доставляют ребенку большую радость. Современные разработки детского грамотного развития ставят в приоритет максимальное увлечение объектом, поэтому большинство занятий проходят в игровом формате. Такие занятия способны развить у ребенка лидерские способности, коммуникабельность, логическое мышление и самоконтроль.
Прививаем любовь к спорту с детства – проверенные методы
Психологи и тренеры предлагают родителям проверенные методы вовлечения ребенка в спорт. Если вы сами увлекаетесь спортом, берите малыша с собой на тренировки, водите на соревнования любимых команд, смотрите вместе спортивные передачи и объясняйте смысл каждой спортивной дисциплины.
Молодые мамы сегодня могут воспользоваться уникальным предложением от фитнесс-клубов, которые предлагают занятия для детей, в то время пока занимаются их мамы. Также для привлечения детей в спорт используйте следующие методы:
Новая спортивная форма
Спортивная форма – это важный атрибут приучения ребенка к спорту. Будет лучше, если кроха сам выберет себе спортивный костюм, футболки и кроссовки. Родителям же следует проследить, чтобы все вещи были качественными и пошиты из натуральных материалов.
Если форма покупается не для домашних занятий, а для тренировок в секции, перед ее покупкой посоветуйтесь с тренером. Некоторые дисциплины требуют особой экипировки, такой как щитки, каски, а также определенных спортивных костюмов.
Например, для занятий велоспортом требуется приобретать специальные шорты и вело туфли, а занятия единоборствами требуют покупки специальных кимоно.
Спортивный инвентарь
Приучайте детей к спорту с детства. Для этого покупайте им не только современные гаджеты, но и яркие мячи, скакалки, обручи и тд. Прекрасным вариантом привлечения ребенка к спорту станет покупка шведской стенки, ведь ни один непоседа не сможет пройти мимо такого интересного спортивного уголка.
Ребенку школьного возраста для активных развлечений можно приобрести ролики, скейтборд, футбольный мяч, баскетбольное кольцо и тд.
Похвала и гордость
Главное правило, для того чтобы привить любовь к спорту у ребенка – никакой критики, только похвала и гордость за достижения. Это относится к самым маленьким деткам, ведь они очень чутко реагируют на критику.
Похвала же наоборот будет стимулировать малыша добиваться больших успехов и разучивать новые упражнения. Если ваш малыш уже посещает секцию, вы обязательно должны присутствовать на каждом соревновании, ведь в этот момент ему просто необходима поддержка и ваша гордость за его победу.
Спортивные площадки и летние лагеря
На каникулах детей необходимо водить на детские спортивные площадки, а с 7-8 лет при возможности отправлять в летние лагеря.
Коллективные подвижные игры, походы, соревнования и другие мероприятия подстегнуть у ребенка интерес к спорту и подарят положительные эмоции, что сформирует любовь к спортивным занятиям. Особенно детям нравятся спортивные летние лагеря, где они могут жить в палатках, ходить в походы, жечь вечерние костры и изучать навыки выживания в дикой природе.
Если вы опасаетесь отправлять своего малыша в такой лагерь, вполне подойдет и обычный школьный лагерь с экскурсиями, ежедневной зарядкой и активными играми.
Ситуация №4. Ребенок стесняется выступать на публике
«Дочь пишет стихи, и в младшей школе без проблем участвовала в различных конкурсах талантов. Сейчас она в шестом классе и боится выходить на сцену, боится оценки окружающих. Даже выйти к доске на уроке ей стало сложно. И, кстати, в ее же классе сразу две девочки стали отказываться от участия в олимпиадах, объясняя это тем, что не хотят выделяться».
– Шестой класс – это вхождение в пубертатный возраст, когда меняется абсолютно все, – добавляет Александра Демина. – Если раньше девочке достаточно было слов родителей о том, что она самая красивая и умная, то в подростковом возрасте даже самые симпатичные начинают в этом сомневаться. Чтобы вернуть девочке-подростку уверенность в себе, нужна поддержка семьи. Продолжайте хвалить ее, но уже не просто так, а за конкретные успехи, чтобы дочь почувствовала свою значимость
И очень важно, чтобы папа с железобетонной уверенностью подчеркивал, что его дочь самая красивая, самая умная и классная – это очень важно для того, чтобы у девушки сформировалась правильная, адекватная самооценка
– Во-первых, не заставляйте ребенка стремиться к достижениям, к результату, когда речь идет об увлечениях, – советует Наталья Половайкина. – Пусть он просто занимается тем, что ему нравится, и получает от этого удовольствие. Тогда будет результат, и успехи. Меньше ожиданий, меньше требований, меньше сравнений вашего ребенка с другими. Во-вторых, если ребенок стесняется – не давите на него. Поговорите с учителем, объясните, что ваша дочка не будет выступать, если сама этого не захочет. Она может поучаствовать в школьном мероприятии как-то по-другому – не обязательно стоять на сцене.
Чтобы вернуть девочке-подростку уверенность в себе, хвалите ее за конкретные успехи, чтобы она почувствовала свою значимость. Фото: Freepik
Что такое успешность
Понятие успешности вовсе не однозначно — она может быть социальной и жизненной
В первом случае имеется в виду определённый набор материальных ценностей и реализации в обществе — то, на что многие люди привыкли обращать внимание. Жизненная же успешность — это личные достижения конкретного человека согласно тем требованиям, которые он сам себе устанавливает
Естественно, у каждого это понятие индивидуально, однако многие люди идут на поводу у общества и стараются реализовать себя в рамках именно социальной успешности, забывая о своих личных предпочтениях и мечтах.
Социальная и жизненная успешность — это несколько разные понятия, и если одни стараются добиться установленных в обществе ценностей, то другие идут своим путём, реализуя свои собственные мечты и стремления
Такие взрослые будут соответственно и воспитывать своих детей, воспринимая понятие успеха в рамках стереотипов.
Подчас родители, мечтая о будущем детей, не могут выйти за рамки сложившихся в обществе стереотипов
Так, большинство родителей в будущем хотят видеть своего ребёнка непременно богатым, занимающим высокооплачиваемую должность (лучше всего руководящую) и, безусловно, имеющего собственную семью (потому что так принято).
Предел мечтаний многих родителей — чтобы их ребёнок в будущем занимал высокоплачиваемую руководящую должность
Однако рисуя в мечтах такую идиллическую картину, папа и мама забывают о важности самореализации, когда человек живёт в гармонии с самим собой и непрерывно самосовершенствуется. Ведь можно не занимать престижную руководящую должность, но при этом получать удовольствие и доход от своей работы (например, когда в её основе лежит истинное призвание или хобби)
И наоборот, многие люди, хотя и добиваются значительных достижений на нелюбимой работе, чувствуют себя несчастными (не могут дождаться окончания рабочего дня).
И высокооплачиваемая работа может быть нелюбимой
Видео: является ли богатство обязательным критерием успешности
Автор видео интересно рассуждает о формуле успеха. У каждого человека она своя, и вовсе не обязательно, что в неё входят большие деньги, богатство
Нужно присмотреться к своему ребёнку, понять, что для него интересно и важно. Возможно, он будущий спортсмен, художник, гениальный физик или писатель
Возможно, вашему ребёнку суждено стать не директором, а классным гонщиком, и это принесёт ему успех и счастье
Может быть, он мечтает путешествовать. Не нужно навязывать сыну или дочери стереотипы, общепринятые критерии успешности. Автор приводит в пример математика Г. Я. Перельмана, который доказал абсолютно недоказуемый закон и потом отказался от миллиона долларов, потому что он делал это вовсе не ради денег.
Всемирно известный математик Г.Перельман доказал, что успех не всегда связан с богатством
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Самое раннее занятие спортом
Говоря о возрасте 3-4 лет, невольно хочется задаться вопросом, а как же грудные дети. Необходимы ли им упражнения и спорт? Безусловно, домашняя гимнастика и упражнения неотъемлемый способ развить у ребенка мышечную систему. Но более популярным способом упражняться является плавание. Плаванием можно заниматься как в домашних условиях – ванна, так и в бассейне. Если у вас нет возможности заниматься с чадом в бассейне или вы просто считаете, что в этом нет необходимости, пройдите хотя бы одно занятие с квалифицированным тренером, чтобы знать, как правильно делать гимнастику малышу в воде.
Что делать, если ребёнок постоянно бросает кружки?
Такое действительно случается. Причин тому может быть много:
- у тренера слишком завышенные требования;
- у ребёнка есть какие-то страхи, но он не решается о них сказать: например, его задирают другие ребята или он боится не стать лучшим и тем самым не угодить родителям;
- он стесняется;
- у него не получается выстроить коммуникацию с другими детьми;
- он сильно устаёт и не выдерживает нагрузку.
Постарайтесь понять, что именно не нравится вашему ребёнку, и предметно решайте проблему.
Чтобы выбрать кружок не наобум, а осознанно, знакомьте ребёнка с разными сферами. Уже с 12 лет можно более детально рассказывать об особенностях разных профессий. Попросите своих друзей рассказать о том, как проходит их рабочий день, почему они выбрали эту профессию и что в ней самое интересное, какими навыками нужно обладать, чтобы реализоваться в той или иной сфере. Живой пример и рассказ лучше пробудят интерес ребёнка.
Этапы взросления мальчика
Вне зависимости от обстановки и окружения, взросление мальчика проходит через 3 стадии.
- От рождения до 6 лет. Это период нежности. Условно его можно поделить еще на 2 стадии. Первая длится до 3-х лет. В это время главный человек для ребенка – мама. Она кормит, гуляет с мальчиком. Общение с папой отходит на второй план. Перейдя трехлетний рубеж, мальчишки начинают отделяться от «маминой юбки» и все больше тяготеют к папам и другим мужчинам из семьи.
- С 6 до 14 лет длится этап формирования мужественности. Мальчик все чаще ищет общения с отцом, нуждается в его внимании. Изучает поведение папы в различных бытовых ситуациях и начинает копировать его. Связь с матерью становится все тоньше.
- С 14 и до 18 лет у юноши длится стадия становления личности. В этот период парень все больше отделяется от матери и отца. Но мужской пример в эти годы выходит на первый план. Общение с ровесниками не подходит, нужен взрослый человек, который станет достойным «учителем жизни».
В каждый возрастной интервал для гармоничного развития ребенка родителям придется корректировать тактику воспитания, помогать, направлять, поддерживать и, главное, не мешать естественным процессам.
«МаПа»
В семьях, где и мама и папа состоялись в карьере и в бизнесе, часто стираются стандартные ролевые функции. И у ребенка не всегда формируются половые ролевые модели.
Что делаем
Счастье в семье возможно, только если взаимоотношения у всех попарно гармоничны. В первую очередь, это касается папы и мамы. Мы должны начать с себя. Как в самолете: «Сначала обеспечьте маской себя, а потом ребенка». Выделяем время «для нас двоих и общих взрослых интересов». Приходя домой, снимая офисную одежду, снимите с себя все внешние роли
Родителям очень важно проговорить друг с другом образы и ожидания от лица именно женщины и мужчины. В этих образах им должно быть комфортно! К примеру, какой бы бизнесвумен женщина не была, дома она будет рада становиться любящей мамой и женой
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.