Что такое физическая активность?
Физическая активность – это любое движение тела, вызванное сокращением скелетных мышц, которое увеличивает расход энергии выше уровня обмена веществ в состоянии покоя.
Физическая активность бывает:
Умеренной интенсивности
Физическая активность умеренной интенсивности требует определенных усилий, но при их выполнении по-прежнему вы можете говорить без затруднений:
- быстрая прогулка
- восстановительное плавание
- работа по дому
- не быстрая езда на велосипеде
- работа в саду
- и другие
Высокой интенсивности
Физические нагрузки высокой интенсивности требуют больше усилий, заставляя Вас дышать глубже и быстрее
- аэробика
- занятие фитнесом
- бег
- командные виды спорта
- тяжелый физический труд
- быстрая езда на велосипеде
- интенсивное плавание
- и другие.
Силовые нагрузки
Упражнения, направленные на укрепление мышц, заставляющие мышцы тела работать или противостоять приложенной силе или весу.
- тренировка в тренажерном зале с отягощением
- упражнения с эспандером
- упражнения на перекладине.
Рекомендации по физической активности
Согласно рекомендациям ВОЗ (www.who.int/ru/), каждый взрослый человек должен выполнять следующий объем физической нагрузки:
150 минут в неделю (2 часа 30 минут) аэробные физические нагрузки средней интенсивности. |
х 2 раза в неделю (1 час 15 минут) |
ИЛИ |
|
75 минут в неделю (1 час 15 минут) аэробной физической нагрузки высокой интенсивности. |
х 1 раз в неделю (1 час 15 минут) |
+ |
|
2 дня в неделю силовые нагрузки. |
х 2 раза в неделю (с вовлечением всех основных групп мышц) |
У взрослых людей с недостаточным уровнем физической активности риск смерти от всех причин на 20-30% выше, чем у тех, кто выполняет указанные рекомендации.
Предпочтительно выполнять аэробные физические упражнения несколько раз в неделю не менее 10 минут.
Практические советы
Физическая активность должна быть постоянной составляющей образа жизни.
Существует несколько способов накопить в общей сложности 150 минут умеренной физической активности в неделю.
Больше двигаться, меньше сидеть!
- Нагрузка должна быть посильной: небольшая физическая активность – это лучше, чем ничего.
- Физическая активность должна войти в распорядок дня: выделите для занятий несколько дней в неделю.
- Начинайте постепенно – если Вы давно ничем не занимались, начните с простых упражнений и понемногу увеличивайте нагрузку.
- Проконсультируйтесь с врачом, если Вы не уверены в состоянии своего здоровья или не знаете, какая нагрузка Вам нужна.
- Носите соответствующую одежду и обувь, это поможет избежать травм и других нежелательных последствий
- Хорошо питайтесь и пейте достаточное количество воды. Правильное питание – залог здоровья
- Составьте план физической активности. Отведите для нее определенное время в своем графике. Лучше, чтобы она была регулярная в одни и те же дни недели, в одно и то же время.
- Установите цели, они должны быть реалистичные и достижимые, разбейте цели на более мелкие этапы и добивайтесь успеха.
- Отслеживайте прогресс, мотивируйте себя, подсчитывая количество шагов с помощью шагомера или мобильного приложения.
Поверьте, стоит только начать и у Вас все получится!
Регулярные физические нагрузки средней или высокой интенсивности, рекомендованные ВОЗ могут:
Снизить риск:
- Смерти от любых причин на 33%
- Сердечно-сосудистых заболеваний
- Сахарного диабета II типа
- Развитие некоторых злокачественных заболеваний
- Артериальной гипертензии
- Патологического увеличения массы тела
Кроме того, регулярные физические нагрузки снизят чувство тревоги, повысят настроение, сделают Вас бодрыми и активными.
Что делать, если сильно занят?
По пути на работу и домой
- пройдите пешком или на велосипеде.
- вместо лифта поднимайтесь по лестнице пешком
- выйдите из автобуса на одну остановку раньше и пройдите остаток пути пешком.
- припаркуйте машину подальше от работы и пройдите пешком
Небольшая прогулка перед работой взбодрит Вас, а после поможет снять эмоциональное напряжение.
На работе
- Дойдите до человека вместо того, чтобы писать по электронной почте или звонить.
- В обеденный перерыв выйдите из офиса и прогуляйтесь на свежем воздухе.
- Сделайте перерыв, чтобы подвигаться или размять мышцы за рабочим столом.
Небольшая зарядка придаст Вам бодрости, и работа пойдет быстрее.
Активный отдых и развлечения
- Пригласите друзей на прогулку в парк или пикник вместо того, чтобы общаться в чате.
- Запланируйте мероприятия на свежем воздухе, например пешую или велосипедную прогулку.
- Запишитесь в фитнес-клуб или на спортивную секцию, бассейн.
В любом случае, Вы работаете для того, чтобы жить полноценной жизнью, дарить радость себе и близким.
Подарите себе радость быть здоровым. Ведь, если Вы не будете здоровым, все остальное не будет иметь уже никакого значения.
Организация физподготовки в зависимости от возраста
Занятия для самых маленьких должны напоминать игру. Малышу предлагают имитировать полет птички, потягивание кошки, прыжки зайчика. Очень хорошо, когда дети одного возраста занимаются вместе — занятия становятся более живыми, динамичными, интересными. Чтобы ребенок не уставал, лучше проводить короткие физкульт-паузы по 5-7 минут, чередуя их с развивающими играми.
Детям от 5 лет очень нравятся домашние физкультурные комплексы, включающие качели, перекладины, кольца, шведские стенки или веревочные лестницы.
Такой набор занимает совсем немного места, его можно использовать для более старших ребят. Малышу нужно показать основные упражнения: подтягивания, наклоны, скручивания, подъемы ног.
Добиваться идеальности выполнения не стоит, важнее поддерживать интерес к занятиям. Младшим школьникам можно попробовать специальные тренажеры, например, степпер с имитацией подъема в гору. В этом возрасте основные занятия лучше проводить на свежем воздухе.
В учениках от 7 лет сильно соревновательное начало, поэтому можно предложить игру – кто больше подтянется или отожмется, получит приз. Соревноваться можно со сверстниками или с родителями
Важно предлагать сыну или дочери посильные задачи, не допуская перенапряжений
Школьникам нравятся командные игры. В возрасте 10 лет подростка можно отдать в спортивную секцию, домашних занятий в этом возрасте детям явно недостаточно. Задача родителей – поддерживать успехи сына или дочери.
Из домашних мероприятий стоит оставить утреннюю зарядку или пробежку всей семьей, воскресные походы или поездки на велосипедах, роликах, скейтбордах.
Многие родители мечтают отдать своих детей в ту или иную секцию. Выбор зависит от возраста, желаний и способностей ребенка, уровня его физического развития.
Особенно популярны следующие виды спорта:
Лыжи. Тренируют сердечно-сосудистую систему, укрепляют связки, кости, мышцы.Подходят детям, перенесшим травмы опорно-двигательного аппарата, которым не разрешены избыточные нагрузки.
Плавание. Лучший выбор для детей с избыточной массой тела, плохой координацией, проблемами с осанкой.Тренирует дыхание, развивает все группы мышц.
Легкая атлетика. Бег, прыжки в высоту и длину полезны для подвижных, гиперактивных детей. Начинать можно на обычной дворовой площадке, но для улучшения спортивных достижений лучше заниматься под руководством опытного тренера.
Коньки. Фигурное катание или конькобежный спорт – вариант не для всех, но освоить обычное катание стоит каждому ребенку. Оно дает отличную физподготовку и способствует успешной социализации.
Художественная гимнастика. Популярна среди девочек любых возрастов. Далеко не всем показаны серьезные профессиональные занятия, но можно посещать любительские секции и даже участвовать в соревнованиях. Занятия улучшают фигуру, учат правильно дышать, красиво двигаться.
Боевые искусства. Подходят деткам с любым уровнем физподготовки
В процессе занятий ребенок учится владеть собственным телом, развивает внимание и координацию, укрепляет все группы мышц. Бонус – уверенность в себе и навыки самообороны.
Необязательно стремиться к высоким спортивным достижениям. Младшему члену семьи полезнее заниматься на любительском уровне – этот подход исключает серьезные травмы, но позволяет укрепить здоровье, улучшить фигуру, привыкнуть к спортивной дисциплине.
Откуда берутся новые болезни
Еще не так давно человечество и знать не знало не только о СПИДе, птичьем и свином гриппах, Эболе, Зике, но и уже привычные для современных людей аллергия, ожирение, депрессия, онкология в ХХ веке были чем-то из ряда вон выходящим. Откуда берутся новые болезни? Этот вопрос интересует исследователей давно, и на сегодня рассматривается несколько версий.
По прогнозам ООН, к 2050 году население планеты достигнет примерно 10 миллиардов человек. Всем этим людям потребуется место для обитания и пища. А это значит что ускорятся процессы миграции, урбанизации и освоение новых, пока что не заселенных территорий.
С точки зрения вирусологов и исследователей, изучающих природу человеческих болезней, это весьма устрашающая тенденция, способствующая появлению новых и распространению уже известных возбудителей болезней по нехарактерным для себя локациям. К примеру, в результате «окультуривания» диких территорий из них уходят крупные хищники, а мелкие грызуны, такие как крысы и мыши, быстро размножаются и распространяют опасные для человека патогены.
Когда ученые говорят о новых болезнях, то, как правило, имеют в виду либо инфекции, начавшие поражать человека совсем недавно, либо заболевания, которые вышли за свои географические рамки и быстро распространяются, угрожая большому количеству людей.
Новые болезни могут быть вызваны следующими причинами:
- ранее неизвестными инфекционными агентами;
- уже известными агентами, которые распространились на новые, нехарактерные для себя территории, или начали поражать популяции, которые ранее были устойчивыми к возбудителям;
- агентами, чья роль в конкретных заболеваниях ранее не признавалась;
- повторным появлением инфекционных агентов, которые в прошлом вызывали болезни, но со временем частота заболеваний существенно снизилась, а теперь вновь возобновилась. Этот класс заболеваний известен как вновь возникающие инфекции.
Кроме того, существует вероятность возникновения болезней, вызванных патогенами, преднамеренно введенными в популяции людей, животных или растений. В таком случае говорят о биологическом оружии. Из известных на сегодня агентов, которые могут быть использованы в биотерроризме, самыми опасными считаются сибирская язва, оспа и туляремия.
Причины гиподинамии и ее влияние на организм
Гиподинамия – результат неправильного образа жизни, а основными причинами ее считают:
- Использование автоматизированного труда;
- Урбанизацию;
- Распространение «сидячих» профессий, работа преимущественно за компьютером или с бумагами более востребована;
- Применение достижений технического прогресса в быту;
- Сознательный отказ от двигательной активности.
В большинстве случаев именно эти факторы становятся решающими в ограничении подвижности, но случается, что гиподинамия возникает по независимым причинам и вопреки нашему желанию. К этим случаям относят травмы и тяжелые заболевания, препятствующие двигательной активности. Стоит, однако же, отметить, что и лежачим больным нужна максимально возможная работа мышечного аппарата, так как им как никому другому опасно обездвиживание ввиду повышенного риска тромбоэмболических и других опасных осложнений.
Хроническая гиподинамия у детей – следствие неправильного образа жизни и организации режима дня. Часто вина за это лежит на родителях, которые не только сами не подают положительного примера, но и не способствуют увеличению роли спорта в досуге ребенка.
Интеллектуальные профессии стали более востребованы, а без образования сложно достичь многих желаемых целей, поэтому с первых классов дети ориентированы именно на обучение. Проводя много часов за партой, дети устают, а лучшим отдыхом находят компьютерные игры или просмотр телевизора дома, тем более, если родители этому не препятствуют. Дорога из школы домой не добавляет движений, ведь современные мамы и папы забирают детей на автомобиле, а совокупная двигательная активность состоит из движений кистью руки, в которой – авторучка в школьных стенах, компьютерная мышка – дома.
Помимо воспитания в семье, определенную негативную роль играет низкая квалификация и часто равнодушное отношение к своему труду со стороны учителей физвоспитания. Школьники не стремятся на уроки физкультуры, находя всяческие причины для их прогула. Родители чрезмерной опекой вносят свою лепту и на этом этапе обучения: они могут оградить чадо от занятий, ведь процент не совсем здоровых детей растет, а, значит, если ребенок периодически болеет, то ему незачем посещать физкультуру.
Что происходит в организме при недостатке движений?
последствия малоподвижного образа жизни
Достаточная физическая активность обязательно нужна для развития мышц, правильной работы сердца и сосудистой системы. При активных движениях улучшается доставка крови к органам, усиливается обмен, повышается умственная и физическая работоспособность, развивается выносливость, формируется иммунитет и стрессоустойчивость.
Малоподвижный образ жизни не предполагает активной работы мышц, суставов, усиления обменных процессов, поэтому, даже пролежав или просидев весь день, человек чувствует себя очень усталым, причем, даже больше, чем те, кто активно двигался несколько часов подряд.
Влияние гиподинамии на организм человека огромно. Казалось бы, недостаток движений – не болезнь, а всего лишь внешнее условие, которое, к тому же, не доставляет дискомфорта и даже наоборот – лежать на диване вполне приятно, однако список состояний, которые провоцирует гипокинезия, внушителен:
- Атеросклероз;
- Излишний вес;
- Артериальная гипертензия;
- Хроническая ишемия сердца и мозга;
- Инсульты;
- Эндокринно-обменные расстройства;
- Депрессии, неврозы;
- Остеохондроз, сколиоз, остеопороз;
- Заболевания бронхолегочной системы.
Как видно, недостаток двигательной активности так или иначе влияет на все органы и системы, приводя к их дисфункции. Длительная гиподинамия вызывает постепенную атрофию мышечного аппарата, за которой следует обеднение кальцием костей и остеопороз. Повышение аппетита на фоне гипокинезии вызывает ожирение, которое еще больше препятствует выполнению физических упражнений.
Лишний вес, эндокринно-обменные сдвиги, атеросклероз вызывают артериальную гипертензию, поражение коронарных артерий с сердечной патологией. Страдает и головной мозг: недостаточный приток кислорода и поражение его сосудов способствуют снижению интеллектуальных возможностей, памяти, внимания, нарушается умственная работоспособность, появляется склонность к неврозоподобным расстройствам, бессоннице.
Недостаток двигательной активности приводит к атрофии мышц спины и шеи, следом за которой не заставят себя ждать дегенеративные процессы в позвоночнике. Остеохондроз в наше время диагностируется начиная с 30-летнего возраста и даже раньше, а виной всему – гиподинамия. У детей длительное сидение провоцирует искривление позвоночника, которое негативно влияет на развитие и рост внутренних органов, предрасполагая к различной патологии.
Классификации
Классификация Певзнер и Власовой
М. С. Певзнер — дефектолог, психиатр, психолог, кандидат медицинских и доктор педагогических наук. Профессор. Т. А. Власова — психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик. Года: 1972-1973.
Неосложнённый психофизический и психический инфантилизм
Эмоционально-волевая сфера соответствует развитию младшего возраста. Игровая деятельность преобладает над познавательной. Отсюда — невнимательность и проблемы в обучении.
Вторичная ЗПР
Истощаемость психических функций вызвана различными биологическими факторами, имевшими место во время беременности или на первом году жизни малыша.
Классификация Лебединской
К. С. Лебединская — детский психиатр и дефектолог. Год: 1982. Основа — классификация Певзнер и Власовой, дополненная и расширенная.
Конституциональная ЗПР
Соответствует неосложнённому психическому и психофизическому инфантилизму по классификации Певзнер и Власовой. Такие дети проявляют яркие, но поверхностные и неустойчивые эмоции. У них всегда повышенное настроение, они посредственны и наивны. Отличаются грацильностью — инфантильным типом телосложения. ЗПР обусловлена наследственными факторами и осложнениями во время беременности.
Соматогенная ЗПР
Во-первых, возникает на фоне заболеваний, перенесённых малышом на первом году жизни. Во-вторых, осложняется невротическими отклонениями. Такие дети не уверены в себе, пугливы, капризны, ощущают свою физическую неполноценность. Всё это в итоге приводит к соматогенному инфантилизму — задержке эмоционального развития.
Психогенная ЗПР
Основная причина — неблагоприятные условия воспитания, начиная с самого раннего возраста и длительно действующие.
Церебрально-органическая ЗПР
Самый распространённый вид ЗПР. И. Ф. Марковская (кандидат психологических наук, доцент) выделяет внутри этой группы ещё одну миниклассификацию (1983).
1. Психическая неустойчивость. Проявляется в виде гиперактивности, чрезмерной шумности, крикливости, грубости и конфликтности. Но эмоции у таких деток кратковременные, поэтому уже через минуту они будут играть с теми, с кем только что ссорились или даже дрались.
2. Психическая тормозивность. Такие детки несамостоятельны, нерешительны, робки, медлительны, слишком привязаны к родителям. Не участвуют в совместных подвижных играх с другими, быстро теряются и плачут, когда от них что-то требуют.
Классификация Ковалёва
В. В. Ковалёв — психолог, психотерапевт. Год — 1979.
Это классификация ЗПР, обусловленных биологическими факторами:
- дизонтогенетическая — психический инфантилизм;
- энцефалопатическая — органические поражения нервной системы;
- вторичная на фоне сенсорных дефектов — нарушения зрения и слуха;
- социальнодепривационная — госпитализм.
На сегодняшний день на практике наиболее активно применяется классификация Лебединской. Хотя ей скоро будет уже 40 лет. В связи с новыми стандартами обучения и изменившимися реалиями современной жизни специалисты уже давно говорят о необходимости создания более актуальной типологии ЗПР.
Личностные качества родителей
У детей с высоким уровнем интеллектуального и творческого развития родители обычно имеют положительное отношение к жизни, любят свою работу.
Родители детей с высоким уровнем развития интеллекта энергичны и динамичны, предпочитают культурное времяпрепровождение, отличаются независимостью во мнении, нонконформизмом, свободой в принятии решений.
Если родители сами отличаются высоким уровнем развития творческих и интеллектуальных способностей, если они дают ребёнку возможность для развития, поддерживают его и уважают, то это оказывает благотворное влияние и помогает ребёнку максимально реализовать свой потенциал.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом
Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Вид расстройства
характеристики
ЗПР
УО
Характер
Обратимый
Необратимый
Вид нарушения
Замедление темпа психического развития
Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций
Масштабность
Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже
Тотальность – страдают практически все функции
Первичный дефект
Частичное повреждение базальных структур
Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности
Как развивается
Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.
Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции
Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.
Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.
Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.
Биологические факторы развития ребенка
Многие ученые сходятся во мнении, что именно биологические факторы развития ребенка играют ключевую роль. Ведь наследственность во многом определяет уровень физического, умственного и нравственного развития. В каждом человеке от рождения имеются некие органические задатки, определяющие степень развития основных сторон личности, таких как виды одаренности или таланты, динамику психических процессов и эмоциональную сферу. В качестве материальных носителей наследственности выступают гены, благодаря которым маленький человек наследует анатомическое строение, особенности физиологического функционирования и характер обмена веществ, тип нервной системы и пр. Кроме того, именно наследственность определяет ключевые безусловнорефлекторные реакции и функционирование физиологических механизмов.
Естественно на протяжении жизни человека его наследственность корректируется социальным воздействием и влиянием системы воспитания. Так как нервная система довольно пластична, ее тип может изменяться под влиянием определенных жизненных впечатлений. Однако биологические факторы развития ребенка все же во многом определяют характер, темперамент и способности человека.
Что это такое
ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе
Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.
Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Широко использовался в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе. Однако в конце 90-х годов XX века был признан слишком обобщённым и уже устаревшим, поэтому подняли вопрос о его замене. В 1997 году данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава. На смену пришли новые понятия, соответствующие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10. К ним относятся всевозможные расстройства психологического развития (но уже не ЗПР):
- расстройства экспрессивной и рецептивной речи;
- гиперкинетические расстройства;
- дислексия;
- дискалькулия;
- диспраксия;
- дисграфия;
- расстройства поведения;
- фобии;
- тики;
- энурез;
- энкопрез;
- заикание.
С 1997 года термин не применим в качестве медицинского диагноза и не противопоставляется психическим расстройствам. Однако данное понятие продолжает широко использоваться в русскоязычной психолого-педагогической литературе и российских образовательных учреждениях.
Факторы, вызывающие появление новых инфекций
Существует множество факторов, которые ученые связывают с появлением новых инфекционных заболеваний. Некоторые из них являются результатом естественных процессов, таких как эволюция патогенов, однако часть из них это последствия деятельности человека.
Многие новые заболевания возникают, когда инфекционные агенты, ранее поражавшие исключительно животных, начинают передаваться людям. Это так называемые зоонозы. По мере роста численности населения и расширения географических границ обитания человека, повышается вероятность более тесного контакта с животными, которые являются потенциальными переносчиками инфекции.
Важным глобальным фактором, который может стать причиной очередной вспышки болезней, это приобретенная устойчивость возбудителей к противомикробным препаратам. Бактерии, вирусы и другие микроорганизмы со временем эволюционируют и вырабатывают резистентность к ранее действующим лекарственным средствам. Поэтому препараты, которые были эффективны в прошлом, со временем становятся неэффективными. Кроме того, неконтролируемое использование противомикробных средств человеком, без рекомендации врача, также приводит к развитию резистентности у возбудителей заболевания.
Изменение климата также все чаще называют фактором возникновения новых инфекционных заболеваний. Например, потепление позволило комарам (и заболеваниям, которые они переносят) расширить свой ареал и заселить регионы, где они раньше не встречались. В новых для себя условиях возбудители, переносимые насекомыми, начинают мутировать. В итоге человечество подвергается новому ранее неизвестному заболеванию.
Как дома организовать спортивные занятия
Занятия физкультурой проводят минимум дважды в неделю, работают коллективно, с обязательным участием взрослых. Мама и папа должны быть организаторами. Во время спортивных упражнений учитывают возраст, показатели здоровья, предварительную физическую подготовленность. Для поддержания интереса игры чередуют с прогулками, физкультминутками. Инвентарь готовят заранее, беспокоятся о безопасности мероприятий.
Чем раньше, тем лучше
Первые упражнения проводят с грудничком, когда он только появляется дома. Потягивания, массаж, хватание и удержание пальцев, подтягивание – все это уже элементы спорта. Сначала ребенок пытается доползти до яркой игрушки, через год-другой ловит мяч, перепрыгивает через препятствие, позднее побеждает в школьной эстафете с разнообразными упражнениями.
Обратите внимание
В каждой семье, и не только там, где воспитываются мальчики, желательно иметь спортивный уголок. В игре, соревнованиях друг с другом дети постепенно достигают гармоничного телосложения, учатся дружбе, усваивают азы взаимовыручки, ответственности.
Закаливание
Закаливание укрепляет устойчивость организма к окружающим вредным факторам. Оздоровительное действие оказывает одно только ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе. Дети и подростки должны гулять 2-4 часа в день.
В зимнее время ребят одевают тепло, но чтобы одежда не стесняла их, позволяла двигаться, не давала потеть. Летом пользуются возможностью походить босиком по траве, песку, камушкам у берега. Поначалу время прогулок кратковременно, позже их продлевают.
Комнату, где играют, спят дети нужно чаще проветривать. Желательно приучить молодежь спать с открытой форточкой, в помещении для подвижных игр температура не выше 17°C.
Закаливание будет иметь эффект лишь при условии систематичности, последовательности процедур. Начинают летом, используя солнце, воздух во время подвижных игр. Купают детей в открытых прогретых водоемах, дома применяют контрастное обливание. С подростками можно посещать парную.
Режим дня
Определенный распорядок пойдет на пользу здоровью и учебе. Нервная система детей до конца не сформирована, истощается от чрезмерных нагрузок
Внимание, работоспособность школьника падает. Родители должны помочь своему отпрыску усвоить, что правильные привычки, режим – его помощники
Что значит организовать режим:
- сон в строго отведенные часы с жестким контролем отбоя, подъема;
- прием пищи в определенные часы;
- установленное время на приготовление домашнего задания;
- наличие в плане часов для прогулки на улице, занятий по интересам, общения со сверстниками.
Питание
Больше овощей, фруктов, уменьшить потребление рафинированных продуктов. Дети должны питаться разнообразно, свежей, доброкачественной пищей. Избыток сладостей, консервы не приносят пользы. Есть желательно 4-5 раз в сутки, в рационе должны присутствовать белки, жиры, углеводы, достаточное количество витаминов, минералов.
Блюда для детей лучше тушить, варить, готовить в пароварке. Жареное и сдобренное большим количеством специй жирное мясо – не лучшее меню даже для взрослого. Для ребенка полезны легкие мясные и рыбные блюда, кисломолочные продукты, побольше зелени, фрукты вместо сладостей, контроль за соблюдением питьевого режима.
Зачем делать прививки детям?
Затем, что прививки защищают малыша от страшных заболеваний, последствиями которых может быть смерть или инвалидность на всю жизнь. Вакцины знакомят иммунную систему крохи с предельно ослабленными или даже мертвыми возбудителями инфекций и тренируют ее бороться с этими опасными врагами. В результате после каждой прививки в организме ребенка формируется новый отряд иммунного спецназа, готовый расправиться не только с «учебной», но и с настоящей инфекцией.
Кроме персонального, вакцинация формирует коллективный иммунитет к контагиозным (передающимся от человека к человеку) болезням. Благодаря этому интересному эффекту при появлении в популяции нескольких заразных носителей инфекции она не распространяется из-за низкой вероятности их встречи с непривитыми людьми. Коллективный иммунитет позволяет оставаться здоровыми тем, кому нельзя делать прививку по медицинским показаниям. И, самое главное, вашему малышу до того возраста, когда ему можно будет пройти плановую вакцинацию. Вот как это работает:
Принцип действия коллективного иммунитета.
Благодаря массовой вакцинации удалось полностью уничтожить некоторые болезни в отдельных странах1 или даже в глобальном масштабе. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о полной ликвидации черной оспы во всем мире2, и сейчас возбудитель этого опаснейшего заболевания сохранился только в исследовательских медицинских лабораториях.
Наконец, по мнению ВОЗ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) вакцинация всего от четырех болезней — дифтерии, столбняка, коклюша и кори — ежегодно спасает до 2,5 миллионов жизней3. На наш взгляд, одного этого аргумента достаточно, чтобы раз и навсегда закрыть спор о пользе прививок.