Ирвин ялом и техники экзистенциальной психотерапии

Основные концепции

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искать смысл жизни; из-за наличия свободы воли, необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемости смерти и естественного страха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия:смерть, изоляция, свобода и внутренняя пустота. Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности. В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из них тревога, депрессия, апатия, отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

Гештальт-терапия

В гештальт-терапии считается, что человек и все, что его окружает, – это единая система. События в его жизни – это гештальты. Каждый гештальт должен быть завершен. Если гештальт не завершен (не закрыт), это приносит дискомфорт, неудовлетворенность своей жизнью, тревогу, беспокойство и т. д. 

В процессе работы при поддержке специалиста клиент учится работать с тем, что он чувствует и переживает в настоящее время. Выполняя специальные упражнения, клиент проживает внутренние противоречия, анализируя эмоции и телесные ощущения. Успешно прорабатываются непрожитые чувства, незавершенные ситуации (гештальты), клиент учится ответственности за свою жизнь. 

Гештальт-терапия подходит для работы со страхами, тревогами, апатичным состоянием, помогает справиться с агрессией, разобраться в прошлом, наладить контакт с окружающими. Этот подход рекомендован для использования в работе с детьми и подростками. 

Научный подход к проблемам в жизни

Экзистенциальная терапия не ставят своей целью изменить человека или перестроить его личность. Задачей психотерапевтической помощи в нашей клинике выступает оказание помощи человеку, которая позволяет справиться ему с жизненными проблемами, научиться понимать и воспринимать жизнь именно такой, какая она действительно есть, со всеми ее трудностями и парадоксами.

Когда человек начинает видеть жизнь в настоящем, а не искаженном свете, его покидают иллюзии, он начинает осознавать собственное призвание, видеть жизненные цели, ощущать себя свободным и при этом ответственным за свой выбор и свою свободу.

Таким образом, наш психотерапевт не только излечивает пациента, но и помогает ему создать дисциплину в жизни. Пройдя курс такого лечения, человек начинает лучше осознавать себя как личность, открывать для себя новые горизонты и новые возможности, у него жизнь становится более полной и гармоничной.

Виды и задачи психотерапия

По сути, психотерапия – это беседа, в процессе которой профессиональный психолог/психотерапевт помогает клиенту в осознании и решении своих проблем. Это эффективный метод восстановления душевного здоровья, который рассматривает пациента в целом, изучает его сущность и использует в каждом случае индивидуальный подход.

Целью работы психотерапевта будет выявить, вытащить на поверхность и победить все источники проблем, которые мешают человеку жить. При этом специалист не навязывает свою точку зрения, а лишь помогает клиенту найти пути к гармоничному существованию, используя разные виды и методы психотерапевтических тактик.

Сегодня существует множество видов психотерапии, и какую именно методику применить – решает психотерапевт. Самые распространенные техники – это когнитивно-поведенческая терапия, психоаналитика, реконструктивно-личностная, телесная, рациональная, групповая, системная семейная психотерапия, нейропсихология, арт-терапия, психодрама, гештальт-терапия, техники гипноза, экзистенциальная психотерапия. При выборе методики, психотерапевт опирается на индивидуальный подход, учитывает особенности личности, клиническую картину недомогания и свои возможности.

Если вы интересуетесь современными направлениями в психотерапии и желаете полноценно изучить психотерапевтические методы воздействия на эмоциональное состояние человека, получайте образование психолога/психотерапевта на наших курсах:

Во время своих сеансов психотерапевт решает следующие задачи:

  • помощь пациенту в понимании своих проблем;
  • создание комфортной среды в процессе консультаций;
  • применение результативных терапевтических методик для коррекции психологических убеждений и реакций;
  • подача клиенту маршрутов для поиска ответов на свои вопросы;
  • помощь в адаптации к окружающему миру при новом мышлении и поведении.

Практика

С какими именно проблемами и диагнозами имеет дело практическая экзистенциальная психотерапия?

В первую очередь она рекомендована для лечения депрессий, развившихся на фоне:

  • возрастных кризисов (подростковый период, старение),
  • потери близкого человека,
  • смены жизненных стереотипов,
  • утраты социального статуса,
  • внезапной психотравмы,
  • одиночества,
  • тяжёлого хронического соматического, психического заболевания, смертельного диагноза.

Пациенты, страдающие депрессией, переосмысливают собственное существование и находят в нём немало положительных моментов.

В короткие сроки экзистенциальная психотерапия избавляет людей от фобий. После принятия изоляции, когда сознание преодолевает косность собственных представлений, страхи уходят навсегда.

С неврозами, различными расстройствами личности и поведения экзистенциальная психотерапия тоже справляется, хотя при этом требуется высокий профессионализм специалиста. Пациент сам работает с собственными симптомами, устанавливает их причину, устраняет её — происходит самоисцеление. На это требуется немало времени, но усилия того стоят, как показывает практика.

Несмотря на то, что экзистенциальный подход в психотерапии постоянно подвергается критике, он достаточно востребован и эффективен в решении большого количества проблем. Те, кто осознанно идут на сеансы подобного рода, в короткие сроки избавляются от страхов, комплексов и неуверенности, которые являются основными причинами психопатологий.

https://youtube.com/watch?v=ZbxVyIu2iq8%27

,Сказка для большинства людей на всю жизнь остаётся одним из лучших воспоминаний детства. Это,Одно время было модно во всех своих проблемах обвинять психотравмы детства, для извлечения которых,К играм у многих людей формируется слишком несерьёзное отношение: для большинства это не более,Иметь «личного» психотерапевта 30 лет назад считалось чем-то постыдным и свидетельствовало о психических отклонениях.

Методы, приёмы, техники

Нельзя чётко назвать методы экзистенциальной психотерапии, так как для каждого нового клиента специалист «изобретает» особенный подход в лечении. Поэтому в её арсенале находится широкий выбор техник и приёмов, с помощью которых личность выводится на свет из тёмной глубины собственного сознания. Как правило, они заимствованы из других направлений:

  • проявление творческого потенциала через техники арт-терапии (в зависимости от способностей клиента),
  • перенос и контрперенос из гештальт-терапии (работа в двойке клиента и экзистенциального психотерапевта),
  • ведение дневника, отдаление, эмпирические эксперименты, переоценка, децентрация, декатастрофикация, целенаправленное повторение, откладывание — методы когнитивной терапии,
  • ролевые тренинги, направленные на обыгрывание и понимание изнутри проблемной ситуации — из поведенческой психотерапии,
  • вопросно-ответная методика, беседа, проговаривание — основа позитивного направления,
  • биоэнергетический психоанализ, биодинамика, инсайт-терапия заимствованы из телесно-ориентированной психотерапии.

Это далеко не весь список методов и приёмов. Несмотря на то, что 90% инструментария заимствовано из других направлений, есть в арсенале и собственные техники, позволяющие работать с основными понятиями экзистенциализма.

Техники работы с осознанием смерти:

  • «разрешение терпеть» — открытое обсуждение тем о смерти,
  • защитные механизмы — коррекция наивных взглядов на смерть,
  • анализ сновидений,
  • постоянные, но корректные напоминания о недолговечности существования,
  • углубление осознания неизбежности смерти через вспомогательные методики (написание собственного некролога, подробное представление своих похорон),
  • снижение чувствительности к страху смерти, который даётся на сеансах дозированно,
  • смысловая переоценка смерти, поиск в ней положительных моментов.

Техники работы с личной свободой выбора и ответственностью за него:

  • признание собственной вины,
  • осознание уклонения от ответственности,
  • преодоление рамок и запретов,
  • работа с совестью, чувством вины за неправильно сделанный выбор,
  • высвобождение собственных желаний,
  • фасилитация принятия решений: каждое действие предваряется выбором.

Техники работы с изоляцией:

  • самостоятельно принятое решение полностью изолироваться от общения на время,
  • преодоление противоречия между потребностью в общении и экзистенциальной изоляции,
  • обучение «языку интимности» — выработка автоматических навыков выражения чувств,
  • установление доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом.

Техники работы с отсутствием смысла бытия:

  • переопределения проблемы бессмысленности,
  • преодоление тревожности,
  • вовлечение в жизнь,
  • установка и поддержание аутентичных отношений.

В зависимости от выявленной проблемы, психотерапевт может выбрать какой-то конкретный блок техник, а может последовательно включать в сеансы отдельные моменты из них.

ЭКЗИСТЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

ЭКЗИСТЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние в совр. пси­хо­ло­гии, сфор­ми­ро­вав­шее­ся в сер. 20 в. на сты­ке фи­ло­со­фии (эк­зи­стен­циа­лиз­ма и фе­но­ме­но­ло­гии) и пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки.

Э. п. ис­хо­дит из от­сут­ст­вия к.-л. пред­за­дан­ной «сущ­но­сти» или «при­ро­ды» че­ло­ве­ка и жё­ст­кой де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти его по­ве­де­ния, ис­клю­чаю­щей воз­мож­ность вы­бо­ра. Не­раз­рыв­ность че­ло­ве­ка и ус­ло­вий его су­ще­ст­во­ва­ния вы­ра­жа­ет­ся в по­ня­тии «жиз­нен­но­го ми­ра» как со­стоя­ще­го из трёх «ми­ров»: внеш­не­го ми­ра, ок­ру­жаю­ще­го че­ло­ве­ка, внут­рен­не­го ми­ра и со­вме­ст­но­го ми­ра об­ще­ния с др. людь­ми (Л. Бин­сван­гер); позд­нее к это­му был до­бав­лен мир объ­ек­тив­ных иде­аль­ных сущ­но­стей (Э. ван Дор­цен). Внеш­ний мир не­сёт в се­бе как оп­ре­де­лён­ные опас­но­сти, так и разл. воз­мож­но­сти, из ко­то­рых че­ло­век дол­жен де­лать вы­бор, и в про­цес­се это­го вы­бо­ра он «стро­ит» се­бя са­мо­го. Внут­рен­ний мир, фор­ми­рую­щий­ся в ре­зуль­та­те ра­бо­ты реф­лек­сив­но­го соз­на­ния, соз­да­ёт не­за­ви­си­мую точ­ку опо­ры, по­зво­ляя че­ло­ве­ку за­нять по­зи­цию по от­но­ше­нию к то­му, что влия­ет на его жизнь, в т. ч. к соб­ст­вен­ной на­след­ст­вен­но­сти, по­треб­но­стям и дав­ле­ни­ям сре­ды (В. Франкл). Со­вме­ст­ный мир в Э. п. рас­смат­ри­ва­ет­ся в по­ня­ти­ях диа­ло­га, от­кры­тых и за­ин­те­ре­со­ван­ных от­но­ше­ний «Я – Ты» в про­ти­во­вес фор­маль­но-без­лич­ным «Я – Оно» (М. Бу­бер).

В Э. п. мож­но вы­де­лить 4 осн. груп­пы про­блем (И. Ялом, Т. Гри­нинг, США): про­бле­мы жиз­ни и смер­ти; об­ре­те­ние смыс­ла су­ще­ст­во­ва­ния в ми­ре, пред­ла­гаю­щем мно­го раз­ных сис­тем ос­мыс­ле­ния, а ино­гда и во­об­ще от­ри­цаю­щем смысл; про­бле­мы сво­бо­ды и де­тер­ми­низ­ма, от­вет­ст­вен­но­го вы­бо­ра; про­бле­мы об­ще­ния, ус­та­нов­ле­ния ау­тен­тич­ных меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний и про­ти­во­стоя­щих это­му от­чу­ж­де­ния и оди­но­че­ст­ва. Кон­ст­рук­тив­ный диа­лог, об­ще­ние с др. че­ло­ве­ком, вос­при­ни­мае­мым во всей его це­ло­ст­но­сти, вы­сту­па­ет в Э. п. как ус­ло­вие ду­шев­но­го здо­ро­вья и са­мо­реа­ли­за­ции. Пред­ме­том прак­тич. ра­бо­ты те­ра­пев­та или кон­суль­тан­та яв­ля­ет­ся не столь­ко лич­ность кли­ен­та, сколь­ко эк­зи­стен­ци­аль­ные про­бле­мы, воз­ни­каю­щие в ре­зуль­та­те её взаи­мо­дей­ст­вия с ми­ром, не­спо­соб­ность сов­ла­дать с ко­то­ры­ми по­ро­ж­да­ет нев­ро­зы и др. пси­хич. на­ру­ше­ния. Эк­зи­стен­ци­аль­ная пси­хо­те­ра­пия в це­лом не про­ти­во­сто­ит др. пси­хо­те­ра­пев­тич. шко­лам, не пред­ла­га­ет аль­тер­на­тив­ных тех­ник, а стре­мит­ся пу­тём ана­ли­за спо­соб­ст­во­вать бо­лее глу­бо­ко­му по­ни­ма­нию че­ло­ве­ка и стоя­щих пе­ред ним аль­тер­на­тив.

Осн. шко­лы Э. п.: швейц. шко­ла да­зайн-ана­ли­за (Л. Бин­сван­гер, М. Босс, Ж. Кон­д­рау), воз­ник­шая под пря­мым влия­ни­ем М. Хай­дег­ге­ра; австр. шко­ла ло­го­те­ра­пии и эк­зи­стен­ци­аль­но­го ана­ли­за (В. Франкл, А. Лэнг­ле), ис­пы­тав­шая силь­ное влия­ние М. Ше­ле­ра и М. Бу­бе­ра, клю­че­вым для неё яв­ля­ют­ся по­ня­тия смыс­ла и са­мо­оп­ре­де­ляю­щей­ся лич­но­сти; ка­ли­фор­ний­ская шко­ла (Р. Мэй, Дж. Бьюд­жен­тал, К. Шнай­дер), а так­же И. Ялом и С. Мад­ди, опи­раю­щие­ся в боль­шей сте­пе­ни на идеи С. Кьер­ке­го­ра, Ж. П. Сар­тра и П. Тил­ли­ха, глав­ны­ми для них вы­сту­па­ют про­бле­мы сво­бо­ды и от­вет­ст­вен­но­сти, ви­ны и тре­во­ги; брит. шко­ла (Р. Лэйнг, Э. Спи­нел­ли, Э. ван Дор­цен), вы­ра­бо­тав­шая мак­си­маль­но ин­те­гра­тив­ный под­ход. В 2015 в Лон­до­не со­сто­ял­ся 1-й Все­мир­ный кон­гресс по эк­зи­стен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии.

С 1990-х гг. идеи Э. п. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в Рос­сии, в т. ч. с опо­рой на отеч. фи­лос. ис­точ­ни­ки (Н. А. Бер­дя­ев, М. М. Бах­тин, М. К. Ма­мар­да­шви­ли), с 2001 ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся на­уч­но-прак­тич. кон­фе­рен­ции по Э. п., из­да­ют­ся жур­на­лы «Эк­зи­стен­ци­аль­ная тра­ди­ция: фи­ло­со­фия, пси­хо­ло­гия, пси­хо­те­ра­пия», «Existentia: пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия», «Эк­зи­стен­ци­аль­ный ана­лиз».

Методы терапии

Заканчивать наше рассмотрение экзистенциальной психотерапии мы будем перечислением ее техник, так как в предыдущих выпусках я уделил им не столь много внимания.

Техники конфронтации. Состоят в прямом столкновении клиента с экзистенциальными данностями

Терапевт направляет внимание клиента его темы смерти, ответственности, одиночества, отсутствия смысла и обсуждает их вместе с клиентом. При этом терапевт может вносит свое мировоззрение в обсуждение данных вопросов или ссылаться на мнение экзистенциальных философов.

Техники интерпретации защит

Чтобы подойти к главный данностям, терапевт сначала замечает и интерпретирует защиты клиента, указывая ему на их и пытаясь раскрыть, что же за ними кроется.

Техники экспозиции, также применяются в экзистенциальной психотерапии, однако, далеко не так как это делается в поведенческой. В частности, терапевт помогает клиенту смоделировать экзистенциальные данности и столкнуться с ними. Для этого, например, клиенту может быть предложено написать свой некролог или пообщаться с неизлечимо больными людьми.

В экзистенциальной терапии также проводят анализ сновидений. При этом сновидения уже воспринимаются не с позиции вытесненной сексуальности, а также с позиции экзистенциальных проблем, которые часто прослеживаются во снах.

Техники переосмысления предполагают изменение отношение к экзистенциальной данности. В этом случае даже если саму данность нельзя изменить, можно поменять отношение к болезни. Так к Виктору Франклу обратился пожилой врач, два года пребывавший в депрессии по поводу смерти своей жены. Франкл спросил: «Что произошло бы, доктор, если бы вы умерли первым, а вашей жене пришлось бы пережить вас?» — «О, — сказал он, — для нее это было бы ужасно, как бы она страдала!» Тогда я откликнулся: «Видите, доктор, она избежала этих страданий, и именно вы избавили ее от них, но вы должны платить за это тем, что пережили и оплакиваете ее».

Техники реализация потребности. В процессе работы терапевт старается раскрыть чувства и переживания клиента, освободить его от различных блоков, которые не позволяют эти желания выразить. И далее найти способ более адекватной реализации потребностей. Что очень сходно с процессом гештальт-терапии.

Техника фасилитации принятия решений. Экзистенциальная терапия направлена на то, чтобы помочь человеку принять ответственность за свою жизнь. В этом случае терапевт помогает человеку проанализировать, какие решения он уже принял и какие может принять и как они повлияют на его жизнь.

Техники восполнения потребностей. Экзистенциальный терапевт использует контакт и встречу с пациентом, чтобы восполнить его потребности, которые он не смог реализовать ране. В контакте он присутствует вместе с человеком таким образом стимулируя его к проявлению своей аутентичной самости.

Главная цель всех рассмотренных моделей экзистенциальной психотерапии – помочь клиентам научиться переживать свое существование как реальное. Любое психическое расстройство, будь то невроз или психоз, – это, прежде всего потеря ощущения бытия и отчуждение от самого себя. Основной акцент делается на «субъективном» индивида, а также на аутентичных отношениях психотерапевт – клиент.

Слова и дела

Что стало яснее после I Конгресса по экзистенциальной терапии в Лондоне в 2015, где побывал Александр Алексейчик? Отличие той экзистенциальной терапии, которая развилась в течение последних 40 лет в его семинарах, от той, которая развивается нашими коллегами в Европе и в Америке.

Наверное, главное отличие — отношение к словам.

Словам, по Александру Ефимовичу Алексейчику, после XХ века безусловного доверия нет. Слова обесценились — за словами может стоять всё что угодно. Любое утверждение надо проверять действием.

Если говорить языком философии, для нас XХ век был веком симулякров, где абсолютно все слова выражали что-то другое. Люди часто учились не выражать, а скрывать свои мысли.

И Александр Ефимович Алексейчик побуждает проявиться человека в действии: «Ты объявил себя толерантным? Прояви!» И начинает с жаром критиковать лесбиянство (!!!) — будет ли клиентка толерантна к этой критике или она толерантна только к лесбиянству? «Ты объявил, что твои проблемы — проблемы с вертикалью власти? Прояви!» И начинает иронизировать над клиенткой. И тут начинают проявляться проблемы — и совсем не с вертикалью власти. «Ты объявил, что твои проблемы — отцовство?» И тогда вдруг начинает на наших глазах материализовываться победивший когда-то на Венецианском кинофестивале фильм А. Звягинцева «Возвращение» с жестким мужским воспитанием — благодаря которому мальчики научаются выдерживать удары судьбы. И тут-то и проявляется, что проблемы клиента — в изнеженности, в недостатке мужественности, в нестремлении к ней.

Проходит семинар «Этика и психотерапия». Ведущий рассказывает и рассказывает про ту этику, про другую этику, все рассказывает и рассказывает. И тогда Алексейчик вытаскивает кошелек, вытаскивает из него какую-то значимую сумму, кажется, 200 фунтов, кладет их и говорит: кто возьмет — того и деньги, но с условием — взять надо этично, проявив свою этику. Прояви именно свою этику! Сделай действие.

Кирк Шнайдер и Александр Алексейчик

Кирк Шнайдер, знаменитый американский экзистенциальный терапевт, ученик и продолжатель традиции Ролло Мэя, проводил семинар в Литве в 2005 г., в тот момент, когда я писал эту статью.

Шнайдер говорил правильные слова — о «чудесном измерении жизни», о трепете при встрече с чудесным, о тревоге от самого наличия чудесного в мире и безотчетном соизмерении себя с ним, об удивлении от того, что в мире вообще есть нечто сверхобычное. Говорит о том, что это чувство пробуждается вызовом бытия и что в общении с терапевтом этот вызов бытия для клиента постепенно обнажается.

У Шнайдера помощь клиенту заключается в том, чтобы увидеть нечто в своей жизни, чего он раньше не видел или видел, но забыл, отнестись к себе, к своей жизни по-новому, пережить это. Терпеливо ждать желания клиента меняться, его готовности к изменению, надеяться на это.

А у Алексейчика помощь начинается с того, чтобы смело войти в жизнь клиента, самому стать вызовом, спровоцировать клиента на действия, увидеть — каков он не в словах, а в делах.

У Шнайдера долгий тщательный поиск ведется ради обнаружения, с одной стороны, того, что требует от человека проявления силы, а с другой — того, что ее блокирует, является слабостью.

У Алексейчика выбор между ценностями часто происходит здесь же, на группе. И нередко побуждает к такому выбору он сам, ставит участника группы в ситуацию выбора.

Что интересно, у Алексейчика, если говорить языком христианства, человек часто не ампутирует свою больную, греховную часть, а преодолевает её за счет открытия для себя и для окружающих своей здоровой, добродетельной части. Как бы здоровье перевешивает болезнь на каких-то невидимых весах.

У Шнайдера надо прислушиваться, чтобы ничего не упустить, даже если клиент перешел на шепот.

У Алексейчика важны все присутствующие, поэтому говорить надо громко

Алексейчик обязательно обращает внимание на «Я — Ты», а именно, хотите ли вы, чтобы вас услышали другие участники группы? И кто именно из слушателей для вас важнее всех? А хотите ли вы, чтобы вас услышали люди из числа наблюдателей? И если хотите, чтобы вас услышали, а говорите тихо, то что это значит?. У Шнайдера — не давать больше того, что может принять клиент

У Шнайдера — не давать больше того, что может принять клиент.

У Алексейчика — «сколько может принять клиент» все время меняется, так как клиент оказывается на весах выбора. И совершенный выбор меняет возможности клиента.

У Шнайдера — толерантность как ценность.

А у Алексейчика — инстанция «правильного». Наличие представлений о правильном. Даже если ты живешь неправильно, то все равно знаешь, как правильно. У Алексейчика ценность — наличие у человека этой инстанции «правильное».

Шнайдер вскрывает дилемму существования клиента за счет помощи тому в анализе своей жизни.

Алексейчик погружает клиента в жизнь, но рядом с терапевтом, побуждает не столько переосмыслить, сколько пережить и принять решения, чтобы затем их реализовать.

Шнайдер часто работает с дилеммой человеческого существования: «Хочу, но не могу».

Алексейчик часто работает с дилеммой человеческого существования — одновременного «хочу» и «не хочу».

Когда Алексейчик, обсуждает эту дилемму с клиентами, верующими христианами, то дилемма выглядит как одновременное стремление христианина к Царству Божьему и стремление к сладости греха.

У Шнайдера есть центральная фигура, клиент, с которым сейчас происходит его терапевтическое со-бытие.

Для Алексейчика во время прохождения группы в зале нет неважных людей и неважных случайных событий. Если говорить в терминах «бытия-вместе», то это бытие — вместе со всеми присутствующими в зале, как участниками группы, так и «наблюдателями». Наблюдатели, сидя за спинами участников, включены в действие. Их опоздания, их кашель, их шепот, их мобильные телефоны — все немедленно замечается и интегрируется в терапевтический процесс. Алексейчик может предложить им встать или выйти из зала (на время или навсегда), может предложить им изменить свой статус — из наблюдателей перейти в состав группы, временно или до конца группы, или перейти из состава группы в наблюдатели. У Алексейчика все собравшиеся в зале собрались неслучайно и все для всех могут иметь значение.

Как выбрать нужный вид психотерапии

Мы перечислили вкратце основные виды психотерапии (на самом деле, их гораздо больше), каждый вид постоянно развивается и пополняется новыми методами, техниками и инструментами. 

Идеального вида психотерапии нет, нельзя сказать, что какой-то способ более эффективный, чем другой. Все зависит от той проблемы, с которой клиент приходит к специалисту, и от него самого (например, на кого-то гипноз действует великолепно, а на кого-то – минимально). Необходимо четко понять, что именно вы хотите изменить, тогда выбор будет проще. А если не можете четко сформулировать свой запрос, выбирайте тот вид психотерапии, который наиболее вам близок. 

Серен Кьеркегор и Александр Алексейчик

Кьеркегор призывает быть внимательным к субъективным истинам, к раскрытию внутренних идеалов и убеждений человека, если таковые имеются. Следование этим субъективным истинам для Кьеркегора — несомненное благо, как и поддержка человека в следовании им. Главное — внутреннее согласие.

По Алексейчику, найти внутри себя мудрые решения невозможно. Мудрые решения живут не в человеке, а между людьми, не в индивидуальном бытии, а в со-бытии, не в «я», а в «ты» и «мы».

Для клиентов-христиан это звучит так: «Если хочешь услышать и увидеть Бога, слушай Его через других и рассматривай Его через других».

Алексейчик помогает искать мудрые решения через поиск особенных других, с которыми человек попадает, в условиях группы, в особенные ситуации. Особенные ситуации с терапевтическими последствиями.

Принципы экзистенциальной терапии

Согласно этому подходу, внутри человека происходит столкновение его установок и реализации способа бытия. Столкнувшись с неизбежностью и реальностью собственной смерти, осуществляя жизненно важный выбор, теряя близких или переживая экстремальные события, человек неизбежно вырывается из обыденности и сталкивается со всей сложностью и глубиной жизни. Как известно, в окопах нет атеистов, и точно так же в экстремальных ситуациях все люди – в той или иной мере философы. И тогда, чтобы сохранить более-менее уравновешенное состояние, вступают в действие психологические защиты. Но оборотная их сторона в том, что, защищая, они одновременно и блокируют потоки жизненной энергии, способствуют созданию иллюзий, которые иногда смутно ощущаются как ложные, но всегда влияют на качество внутренней жизни негативно. «От пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается , считал В. Франкл. Смысл страдания – в грядущих изменениях личности. Здесь срабатывает принцип жемчужины в раковине: подобно тому, как песок, попадающий в нее и причиняющий боль моллюску, становится жемчугом, так и страдание человека, пережитое в полной мере, с позволением осуществиться придает событию смысл, меняя приоритеты и установки человека, способствуя появлению у него новых качеств – а значит, и полноты бытия. Потому что в каждом событии кроется потенциал для духовного роста. «Люди, лишенные напряжения, склонны к тому, чтобы создавать его, и это может принимать либо здоровые, либо нездоровые формы» , — говорил Франкл, подмечая интуитивное желание любого человека пребывать в некоем движении, преодолевать препятствия и ощущать свои силы, границы, потенциалы.

Психоанализ

В психоанализе считается, что все конфликты и психологические проблемы человека кроются в его бессознательном. С помощью методов, которые используются в психоанализе, можно установить связь с бессознательным, погрузиться в него, вернуться к своим детским переживаниям, которые служат причиной проблем. 

Что происходит в процессе работы? Клиент лежит на кушетке (или сидит в удобном кресле) в расслабленном состоянии, рассказывая все, что приходит ему в голову. Психоаналитик при помощи методов свободных ассоциаций, толкования снов, анализа ошибочных действий ищет корень проблемы. 

Психоанализ подходит тем, кто понимает, что проблема есть, видит ее, но не может понять ее причину и найти решение. Этот подход подразумевает длительную работу, встречи с психоаналитиком могут проходить несколько раз в неделю. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: