Отличие от долгосрочных подходов
Краткосрочная терапия отличается от других школ терапии тем, что она подчеркивает:
- Сосредоточенность на конкретной проблеме
- Директивные интервенции (прямое вмешательство терапевта в процесс изменений клиента)
В краткосрочных методах психологической помощи терапевт берет на себя ответственность за более активную работу с клиентом, чтобы быстрее исцелять клинические и эмоционально-субъективные состояния.
Краткосрочный психотерапевт также настаивает на точном отслеживании изменений, использовании клиентом его внутренних ресурсов и временную приостановку недоверия к рассмотрению новых «карт реальности» и множественных точек зрения на клиентскую проблему.
Вместо формального анализа исторических причин дистресса основной подход краткосрочной терапии заключается в том, чтобы помочь клиенту увидеть настоящее в более широком контексте и использовать более функциональное понимание (не обязательно на сознательном уровне). Благодаря осознанию этих новых точек зрения клиенты де-факто претерпевают спонтанные и генеративные изменения.
Краткосрочная терапия часто носит в высшей степени стратегический, исследовательский и ориентированный на решение, а не на проблему характер. Она меньше озабочена тем, как возникла проблема, чем текущими факторами, поддерживающими её и препятствующими изменениям.
Краткосрочные психотерапевты не придерживаются одного «правильного» подхода, а скорее признают, что существует много путей, любой из которых может или не может в сочетании оказаться в конечном счете полезным. Всё это в совокупности подталкивает терапевта к мультимодальному подходу.
Таким образом не клиент запихивается в русло какой-то теоретической школы или направления, а терапевт, как «опытный взломщик», подбирает ключи к решению проблемы клиента (что не снимает с клиента ответственности за собственные изменения).
Как выбрать нужный вид психотерапии
Мы перечислили вкратце основные виды психотерапии (на самом деле, их гораздо больше), каждый вид постоянно развивается и пополняется новыми методами, техниками и инструментами.
Идеального вида психотерапии нет, нельзя сказать, что какой-то способ более эффективный, чем другой. Все зависит от той проблемы, с которой клиент приходит к специалисту, и от него самого (например, на кого-то гипноз действует великолепно, а на кого-то – минимально). Необходимо четко понять, что именно вы хотите изменить, тогда выбор будет проще. А если не можете четко сформулировать свой запрос, выбирайте тот вид психотерапии, который наиболее вам близок.
Психодинамический подход
Начало этой модели объяснения расстройств психической жизни человека положил ортодоксальный психоанализ Зигмунда Фрейда.
Парадигма: структура-функция, позитивизм.
Источником расстройств является психологический конфликт и травматические переживания, особенно с раннего детства. Процесс подавления конфликтного и травмирующего содержания уводит их от сознания, но они проявляются через симптомы болезни.
Способ устранения симптомов – полное понимание и интерпретация защитных механизмов эго. К методам терапевтической работы относятся: поиск символического подхода к конфликту (значение симптома), анализ сновидений, анализ свободных ассоциаций и ошибочных действий.
Поиск символического подхода к конфликту
Представители направления: Зигмунд Фрейд, Карен Хорни, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Гарри Стек Салливан, Анна Фрейд, Эрик Эриксон.
Примеры терминов: бессознательный процесс, регресс, сопротивление, инсайт, проекция, Эдипов комплекс, кастрационная тревога, отрицание, перенос, фиксация.
Семейная психотерапия
Этот вид психотерапии используется в работе с семейными парами, семьями, детьми. В семейных системах действуют свои законы и правила, поэтому обычные подходы психотерапии здесь не всегда бывают эффективны.
Специалисты по семейной психотерапии используют такие методы, как рисунки, тесты, домашнее задание, игры и другое. Например, метод генограммы – клиент рисует схему семьи, в процессе работы часто обнаруживается источник проблем, который и прорабатывается на терапии.
Семейную терапию успешно используют в работе с парами, у которых есть конфликты в отношениях, проблемы с детьми, невротические или тревожные расстройства.
История возникновения
Краткосрочная терапия начала привлекать внимание в 1950-х годах, после роста популярности поведенческой и семейной терапии. Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности
Поведенческая терапия подчеркивает коррекцию непосредственных проблемных форм поведения и использует многочисленные поведенческие техники для облегчения изменений в личности.
Семейная терапия подчеркивает индивидуальность в контексте семьи. В обоих случаях терапевт действует директивно и активно.
Эти два вида терапии отличаются от более ранних доминирующих терапий, основанных на психоаналитическом мышлении, которые фокусировались на инсайте и прошлом индивида, и в которых терапевт не является директивным и полностью пассивен.
Таким образом, поведенческая и семейная психотерапия заложили основу для принятия активных краткосрочных терапевтических подходов.
Популярность краткосрочной терапии возросла в 1980-х годах после эмпирических исследований процесса и результатов психотерапии.
Исследователи использовали мета-анализ, статистический метод, позволяющий сравнить результаты многих исследований, чтобы сделать следующие выводы о психотерапии:
- большинство клиентов оставались на терапии в течение шести-восьми сессий,
- 75% клиентов, сообщивших об улучшении, получили результаты в течение первых 6 месяцев терапии, и
- ограниченная по времени психотерапия давала результаты, аналогичные результатам долгосрочной длительной терапии.
В дополнение к этим результатам исследований социальные изменения в мире увеличили потребность и спрос на быстрые способы получения психологической помощи:
- Страховые компании и Организации медицинского обслуживания обычно устанавливают ограничения на количество сессий, которые может посещать человек в рамках медицинской страховки.
- Некоторые люди, не желая оплачивать страховку, предпочитают сразу платить за свою психотерапию.
- А у подавляющего большинства людей нет ни времени, ни соответствующего личного дохода на длительную психотерапию.
- Также, спрос на терапию увеличился, в то время как предложение терапевтов (в условиях снижения платы и увеличения рабочей нагрузки) уменьшилось.
- Поэтому во многих общественных и университетских консультационных центрах просто стало не хватать терапевтов, чтобы принимать клиентов на длительные курсы терапии!
Краткосрочная терапия стала привлекательным методом удовлетворения возросшего спроса на консультационные услуги своевременным и экономически эффективным способом. К тому же результаты мета-исследований показали, что разницы в эффективности между краткосрочной и долгосрочной терапией просто нет.
Терапия
Если вкратце описать клиент-центрированную терапию, то в целом она выглядит как повторение слов клиента в течении часа, причем часто дословно
И маловероятно что это вас как-то впечатлит, однако здесь намного важнее то, как терапевт передает смыслы клиента и как он удерживает на нем внимание, а поверьте мне слушать клиента в течении часа, не отвлекаясь на собственные мысли и повторять услышанное не так уж и просто. Но в целом все опять же ограничивается повторением и парафразами, терапевт не высказывает одобрений, не вносит интерпретаций и даже не задает вопросов
Основная применяемая техника – это «отражение чувств» или эмпатическое слушание: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы. , т. е., важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта.
Подвидами этой техники являются следующие.
- Техника обобщения – здесь терапевт пытается передать общий смысл сказанного. Например, клиент, который пришел на прием, может сказать приблизительно следующее: «Сегодня ночью я увидел во сне мою мать, и я думал о ней все время. Как я устал от этого всего. У меня проблемы и дома, и на работе, и с детьми…». Терапевт может ответить: «Да, с вами многое сейчас происходит…» После этого терапевт некоторое время ожидает в тишине. Сам обратившийся решает, о чем ему стоит говорить и требуется ли ему дальнейшая помощь.
- Метод повторов — Еще одна техника, использующаяся в клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса, – это повторы. В данном случае психолог просто повторяет сказанное клиентом: «Вам сегодня приснилась мать, и вы размышляли о ней все то время, пока добирались на прием…» Затем должна последовать пауза.
- Метод метафоры — предполагает, что мы метафорически передаем смысл слов клиента. Метафору можно использовать и разово, и в качестве устойчивого образа, который сопровождает весь терапевтический процесс.
К примеру, мужчина, обратившийся за помощью к специалисту, стал ненавидеть свою жену. Причина заключается в том, что она набрала лишний вес, стала некрасивой. Внутренне он желает ей смерти, однако не может выразить этого желания вслух, поскольку оно вызывает сильное чувство вины. Терапевт выстраивает образ: «Как-то раз принц посадил под своим окном нежное, красивое дерево. Каждое утро он наслаждался его благоуханием. Однако в какой-то момент дерево начало закрывать свет, который уже почти не проникал в окно. В спальне принца стало холодно и неуютно. Теперь оно стало ему ненавистно. И принц уже начал выстраивать планы, как уничтожить это дерево, спилить его…». Такая метафора позволяет обсудить свои агрессивные чувства без ощущения вины. Это делает клиента более открытым.
Психоанализ
Год основания направления: 1896
Основатель: Зигмунд Фрейд
Основа этого направления психотерапии — идея о том, что проблема человека в настоящем вызвана конфликтом его сознания и бессознательного (инстинктов, вытесненных воспоминаний, подавленных чувств). Психолог решает запрос клиента через работу с его прошлым, находя и устраняя причины конфликта в бессознательном.
Это разговорное направление. Психолог беседует с клиентом, работает на уровне его чувств и мыслей. Самый популярный метод из психоанализа — свободные ассоциации, когда клиент говорит все, что приходит в голову.
Гипноз
Человек способен к гипнотическому непроизвольному трансу, когда психика наиболее открыта и готова к положительным изменениям. Эту способность используют в своей практике специалисты по гипнозу. Сам гипноз может подразделяться на директивный (классический) и «мягкий», недирективный (эриксоновский гипноз).
Терапевт вводит клиента в состояние глубокой расслабленности, измененного состояния, в котором снимаются барьеры и негативные установки, разум может беспрепятственно принимать новые возможности, находить решения беспокоящих проблем.
Гипноз поможет тем, кто хочет избавиться от стресса, тревожности, фобий, вредных привычек, при решении конкретных проблем.
Поведенческо-когнитивный подход
Парадигма: стимул-реакция, прагматизм, конструктивизм.
Расстройства объясняются с помощью процессов обучения, например, инструментальной обусловленности (наказания, поощрения), моделирования, неправильного восприятия и интерпретации событий. Процесс развития расстройства объясняется анализом поведения, раскрываемого содержания высказываний и логических ошибок мышления.
Цель терапии – устранить неадаптивные привычки или когнитивные модели и заменить их более адаптивными.
Поведенческо-когнитивный подход
Представители: Джон Уотсон, Фредерик Скиннер, Джозеф Вольпе, Арнольд Лазарус, Альберт Бандура, Мартин Селигман, Альберт Эллис, Аарон Бек.
Примеры понятий: подкрепление, привычка, имплозивная терапия, десенсибилизация, экономия токенов, процесс принятия решений, анализ когнитивной схемы, аверсивная обусловленность, усвоенная беспомощность, процесс атрибуции.
Для взрослых:
Терапевтические группы
Это такой формат работы с психологом, в котором есть возможность не только искать способы решения своих проблем, но также видеть, как развиваются другие люди, с какими трудностями сталкиваются, как они их решают, что им помогает. Группы обычно состоят из 6-18 человек и проходят с частотой раз в две недели или раз в неделю. Каждый тренер-ведущий имеет свой индивидуальный стиль ведения групп. Как правило, это человек, который получил соответствующее образование (ведение групп в методе гештальт-терапии, психодраматические группы, групповой анализ).
Обучение психотерапии
Программы повышения квалификации проходят не только люди, которые хотят в будущем начать практиковать в качестве психолога, но и те, кто хочет овладеть навыками более глубокого познания, понимания себя и окружающих.
Тематические тренинги
Это тренинги, которые посвящены определенным темам. Анонсы таких тренингов можно найти на психологических факультетах ВУЗов, образовательных институтах повышения квалификации, в интернете. Всегда можно найти то, что вам интересно или нужно именно сейчас.
Популярные темы таких тренингов:
- уверенность в себе, самооценка
- коммуникация с людьми
- семейные отношения
- формирование навыков (например, ведения переговоров)
Коучинг
Бизнес-коучинг (корпоративный и персональный).
Коучинг — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Бизнес-коучи помогают клиентам достичь профессиональных целей. Корпоративный коучинг предполагает работу с командой, например отделом продаж. Персональный — индивидуальную помощь одному человеку.
Лайф-коучинг
Отличие коучинга от консультирования или личной терапии — акцент на формировании конкретных навыков и достижение четко поставленных целей. Основной результат консультирования и терапии по сравнению с коучингом — развитие психологических ресурсов; конкретные поставленные совместно с психологом цели также могут достигаться в консультировании, однако роль специалиста и применяемые им техники будут различны для коучинга и терапии.
Тематические группы
Есть также группы, которые предполагают постоянное или периодическое посещение. Такие группы собираются часто при ВУЗах или учреждениях повышения квалификации.
Например, в Московской Ассоциации Аналитической Психологии это:
- Юнгианский киноклуб
- Группа работы со сновидениями
- Литературный клуб
- Родительский клуб
- Лектории
Нейролингвистическое программирование
Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это особая техника общения психолога и клиента, ее целью является изменение привычных жизненных схем, раскрытие личного потенциала, обретение уверенности в своих силах.
Методы НЛП направлены на то, чтобы во время обучения эффективным стратегиям клиент учился анализировать свой собственный опыт, моделировал собственные стратегии общения. Это отражается в одном из главных постулатов НЛП – если хотя бы один человек умеет что-то эффективно делать, этому могут научиться и другие люди.
НДП активно применяется в коучинге, хорошо подходит для всех, кто хочет раскрыть собственный потенциал, построить успешную карьеру или наладить общение с окружающими людьми.
Гуманизм и самоактуализация
Роджерс был заядлым гуманистом и поэтому начал развитие совей концепции с отрицания ранних взглядом на человека. Он говорил о том, что сначала христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны, а потом на смену ему пришел Фрейд, который также предложил трактовать поведение человека исходя из наиболее низких мотивов.
Создатель же клиент-центрированной терапии взглянул на человека по-другому, введя на смену таким мотивам как либидо и мортидо, новый – стремление к самоактулизации.
Стремление к самоактуализации стало для Роджерса единственным мотивом и двигателем жизни и поведения человека и во многом оно напоминает то что Абрахам Маслоу подразумевал под самореализацией.
Самоактуализация по Роджерсу состоит в стремление человека реализовывать свой внутренний потенциал, свои задатки и свою сущность. Этот мотив представлялся психологу неотъемлемо присущим человеку с рождения и имеющим биологическую природу. По его мнению, такая тенденция организма к развитию способностей и новых навыков несомненно имела смысл в контексте эволюционного развития организма
Во-первых, этот источник энергии был связан с удовлетворением дефицитарных потребностей, то есть позволял человеку выживать, а во-вторых, имел и функцию развития, которая обеспечивала эволюционную составляющую процесса развития организма.
Чтобы показать, насколько очевиден такой подход, он приводил примеры, иллюстрирующие стремление человека к самоактуализации. Например ребенок, который только учится ходить постоянно падает, но несмотря на это, упорно продолжает вставать до тех пор, пока не научится ходить, спортсмен постоянно проводит время в тяжелых тренировках, чтобы улучшить свое время в беге, альпинист, невзирая на холод и опасности упорно идет к вершине. И это движение к саморазвитию часто бывает связано с борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько силен, что позволяет человеку проходить через все эти препятствия и достигать своей цели.
Таким образом для Роджерса главный мотив человека — это стремление к самоактуализации с целью становления полноценной личности и, если человек действительно пытается достичь этого в своей жизни, то он живет, глубоко чувствуя свое существование и наслаждаясь каждым его моментом.
Однако, самоактуализация для Роджерса не была некой единственной и окончательной целью или конечным состоянием совершенства, достигнув которого можно было бы остановиться. Он считал, что это непрерывный процесс развития, в котором всегда остается то, куда можно и нужно стремиться.
И несмотря на то, что самоактулизация скорее предполагает реализацию доброй природы человека, психолог не отрицал возможность негативных поступков. Однако, такие поступки возникают лишь тогда, когда человек находиться в разладе с собой, когда по тем или иным причинам его стремление к самоактуализации заблокировано. По той же причине возникают и психические болезни, когда нереализованная часть я, находит свой выход в том или ином симптоме. А само такое состояние психолог называл состоянием неконгруэнтности.
Какое направление психотерапии выбрать?
Принимая решение о начале групповой психотерапии, пациенты очень часто сталкиваются с другой дилеммой, которая часто задерживает психотерапевтический процесс, а именно: какой вид психотерапии будет эффективен при лечении их расстройств?
В случае невротических расстройств пациента поддерживают два направления – психодинамическая психотерапия и когнитивно-поведенческая психотерапия.
- Психодинамическая психотерапия направлена на проработку бессознательного содержания, которое не только способствует появлению симптомов, но также может нарушить функционирование пациента. Основная задача психотерапевта – помочь пациенту разрешить интрапсихические бессознательные конфликты и дать пациенту осознать защитные механизмы. Психодинамическая психотерапия обычно длительная, она может длиться от года до 5 лет или дольше. Встречи обычно проходят два раза в неделю и длятся около 50 минут.
- Когнитивно-поведенческая психотерапия проходит в ином русле. Влияние психотерапевта сосредоточено на «здесь и сейчас», поэтому возвращаться в прошлое нет необходимости. Кроме того, изменение нежелательного поведения происходит без анализа его бессознательных причин. В этой тенденции терапевт выполняет активную и направляющую функцию, а поведение пациента напоминает ученика, который должен быть готов к изменениям. Основой терапии в этом направлении чаще всего является смена автоматических мыслей, подразумевающих страх, что происходит путем исправления логических ошибок. Терапия разрывает порочный круг изменяя поведение и интерпретируя симптомы.
Гештальт-терапия
В гештальт-терапии считается, что человек и все, что его окружает, – это единая система. События в его жизни – это гештальты. Каждый гештальт должен быть завершен. Если гештальт не завершен (не закрыт), это приносит дискомфорт, неудовлетворенность своей жизнью, тревогу, беспокойство и т. д.
В процессе работы при поддержке специалиста клиент учится работать с тем, что он чувствует и переживает в настоящее время. Выполняя специальные упражнения, клиент проживает внутренние противоречия, анализируя эмоции и телесные ощущения. Успешно прорабатываются непрожитые чувства, незавершенные ситуации (гештальты), клиент учится ответственности за свою жизнь.
Гештальт-терапия подходит для работы со страхами, тревогами, апатичным состоянием, помогает справиться с агрессией, разобраться в прошлом, наладить контакт с окружающими. Этот подход рекомендован для использования в работе с детьми и подростками.
Виды и задачи психотерапия
По сути, психотерапия – это беседа, в процессе которой профессиональный психолог/психотерапевт помогает клиенту в осознании и решении своих проблем. Это эффективный метод восстановления душевного здоровья, который рассматривает пациента в целом, изучает его сущность и использует в каждом случае индивидуальный подход.
Целью работы психотерапевта будет выявить, вытащить на поверхность и победить все источники проблем, которые мешают человеку жить. При этом специалист не навязывает свою точку зрения, а лишь помогает клиенту найти пути к гармоничному существованию, используя разные виды и методы психотерапевтических тактик.
Сегодня существует множество видов психотерапии, и какую именно методику применить – решает психотерапевт. Самые распространенные техники – это когнитивно-поведенческая терапия, психоаналитика, реконструктивно-личностная, телесная, рациональная, групповая, системная семейная психотерапия, нейропсихология, арт-терапия, психодрама, гештальт-терапия, техники гипноза, экзистенциальная психотерапия. При выборе методики, психотерапевт опирается на индивидуальный подход, учитывает особенности личности, клиническую картину недомогания и свои возможности.
Если вы интересуетесь современными направлениями в психотерапии и желаете полноценно изучить психотерапевтические методы воздействия на эмоциональное состояние человека, получайте образование психолога/психотерапевта на наших курсах:
Во время своих сеансов психотерапевт решает следующие задачи:
- помощь пациенту в понимании своих проблем;
- создание комфортной среды в процессе консультаций;
- применение результативных терапевтических методик для коррекции психологических убеждений и реакций;
- подача клиенту маршрутов для поиска ответов на свои вопросы;
- помощь в адаптации к окружающему миру при новом мышлении и поведении.
Изначально краткосрочные методы
Терапия одной сессии
Теория терапии одной сессии
В односессионной терапии терапевт и клиент встречаются только один раз.
Цель односессионной терапии состоит в том, чтобы стимулировать новое обучение, улучшить совладание клиента со своими чувствами и способствовать росту.
Как правило, одна сессия используется для того, чтобы помочь клиенту изменить точку зрения или приобрести навыки.
Односессионная терапия наиболее эффективна для людей с определенными проблемами, которые
- (а) нуждаются в изменении точки зрения,
- (б) нуждаются в оценке текущей ситуации или новом направлении,
- (в) чувствуют себя застрявшими в переработке прошлого события,
- (г) ищут утешения или
- (д) имеют конкретную проблему, которую могут решить самостоятельно (но не знают как).
Напротив, лица, находящиеся на стационарном лечении, лица, нуждающиеся в постоянной поддержке для переработки травматических событий прошлого (например, сексуальное насилие в детстве), лица с расстройствами пищевого поведения или хронической болью, а также лица с состояниями, вызванными биологическими или химическими механизмами (например, шизофрения), вряд ли получат результат от однократной терапии или любого из кратких методов.
Техники терапии одной сессии
В односессионной терапии используются разнообразные техники. Например, терапевт может связаться с клиентом по телефону перед встречей, чтобы получить подробную информацию о возникшей проблеме и попросить клиента выполнить конкретные задачи перед встречей.
Вторая популярная техника заключается в том, чтобы сосредоточиться на двусмысленности во время сессии. Фокусирование на двусмысленности позволяет клиенту по-новому взглянуть на одну и ту же проблему.
Терапевты часто предлагают попробовать возможные решения прямо во время сессии. Репетиция идеальных результатов или отработка новых навыков может помочь клиенту почувствовать себя более способным перенести навыки из терапевтической сессии в повседневную жизнь.
После окончания сессии терапевт сообщает клиенту, что он может запланировать еще одну сессию, если это необходимо.
Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия (КПТ, КБТ)
Теория когнитивно-поведенческой терапии
Когнитивно-поведенческая терапия фокусируется на схемах.
Схемы — это шаблоны, которые люди используют для принятия решений, управления своими реакциями или объяснения ситуаций.
Схемы развиваются из жизненного опыта и становятся стандартом нормального поведения. Таким образом, всякий раз, когда происходит критическое событие, человек использует схему, чтобы решить, как реагировать.
Схемы могут не основываться на точной информации, поэтому опора на некоторые схемы может привести к когнитивным искажениям. Например, если ребенка наказывали всякий раз, когда он прерывал взрослого, у него могут развиться убеждения, которые заставляют его или ее не решаться прерывать кого-то, даже будучи взрослым.
Методы Когнитивно-поведенческой психотерапии
Основное внимание в когнитивно-поведенческой терапии уделяется выявлению и замене искаженных когниций (мыслей), основанных на схемах. В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей
Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной
В когнитивно-поведенческой краткосрочной терапии центральное место занимает постановка целей. Она служит механизмом измерения эффективности работы. Каждая цель должна иметь конкретные цели, быть сформулирована позитивно и быть реалистичной.
Когнитивно-поведенческая краткосрочная терапия фокусируется на достижении каждой цели, в отличие от фокусировки на понимании клиента, поисках инсайтов или самом процессе терапии.
Тревога и механизмы защиты
Как уже было сказано, Я-концепция может совершенно не отражать нашей сущности. Согласно концепции, клиент-центрированной терапии, психологические проблемы возникают вследствие конфликта я-концепта и фактического переживания.
В случае, когда наблюдается какое-то переживание не соответствующее Я концепции, мы, по сути, ощущаем угрозу и негативный аффект, от которого мы стремимся избавиться с помощью двух механизмов защиты психики: искажения и отрицания.
Искажение восприятия предполагает, что мы искажаем реальный опыт в соответствии со своей я концепцией. В этих случаях переживание в той или иной степени воспринимается сознанием, но его смысл искажается в угоду я-концепции. Например, в большинстве случаев, когда мы ругаемся с кем-то мы думаем, что это наш собеседник агрессивный козел, который и начал ругань, а не мы сами, хотя все может быть совсем наоборот.
В случае отрицания человек полностью уходит от осознания переживания в его истинном значении. Так мы, например можем полностью подавлять агрессию к родителям или к ребенку. В целом сами по себе защиты не несут большой опасности и характерны для вполне здоровых людей. Пока защиты человека эффективно работают, мы можем длительное время находится в относительно комфортном состоянии и уровень тревожности находится на вполне допустимом уровне.
Но когда расхождения между актуальным переживанием, и Я концепцией оказываются весьма значительными, защиты уже не справляются и возникают сильные и длительные тревожные состояния, приводящие к психопатологии разной степени тяжести.