Недирективные методы взаимодействия с детьми в рамках детского сада

Директивная психотерапия по Торну

В конце 40-х гг. Торн предложил модель психотерапии, включающую ряд психотерапевтических методов. Чаще всего человеку предоставляется информация для переориентации его мировоззрения. Психотерапевт прибегает к конфронтации человека с реальной информацией о нем, стремясь переоценить его установки. История болезни используется Торном как для диагностики, так и для терапии, и помогает установить контакт, облегчить катарсис, ободрить человека и достичь понимания. Бессознательные компоненты опыта не участвуют в решении последней задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Директивная психотерапия 450 руб.
  • Реферат Директивная психотерапия 220 руб.
  • Контрольная работа Директивная психотерапия 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Более активным методом является терапевтическое использование конфликта. Человеку предлагается переосмыслить свое отношение к реальности. Желательно резко противостоять непоследовательности в поведении и мотивации, чтобы изменить их к большей адаптивности.

Замечание 1

Степень и направленность воздействия различна для каждого отдельного человека и варьируется от дружеского участия до энергичной настойчивости.

Директивная психотерапия

Определение 1 Директивная психотерапия включает в себя все формы психотерапии, которые характеризуются принятием психотерапевтом роли организатора и лидера терапевтического процесса, его умением брать ответственность за достижение психотерапевтических целей и дидактизмом.

Директивная психотерапия включает методы поведенческой психотерапии, большинство техник гипноза и позитивной психотерапии. Директивная групповая психотерапия первоначально была применена Маршем к заключенным в тюрьмах. Необходимо отнести к преимуществам директивной психологии то, что психотерапевт может с высокой вероятностью прогнозировать время и качество терапевтических изменений у человека и более структурированно, систематически осуществлять и контролировать их, иметь возможность проводить интенсивную работу с человеком в течение короткого срока.

Директивное групповое воздействие наяву Дубровского

Суггестивный прием, осуществляемый в состоянии бодрствования. Эта методика, предложена К. М. Дубровским для «разового снятия заикания». «Устранение заикания» осуществляется посредством одностадийного императивного внушения в группе, а достигнутые результаты фиксируются при последующих 3-4 встречах с врачом и логопедом. Как и другие методы одновременного воздействия, широко используемые российскими учеными для устранения постконтузионного сюрдутомизма, эта методика направлена на устранение симптома, а не причины болезнь. Она используется в качестве вспомогательного эффективного психотерапевтического средства, поскольку целью ее применения является достижение хотя бы кратковременного успеха, который убеждает человека в сохранении у него правильной речи и способствует дальнейшему лечению.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В каких ситуациях ребенку нужна недирективная помощь

Если понаблюдать за детьми
в группе, у некоторых из них можно заметить снижение
эмоционального фона, скованность движений, ситуативную тревогу. Все это
характеристики ситуативного дискомфорта. Именно такое состояние требует
недирективной помощи и поддержки со стороны воспитателя.

Примеры ситуаций свидетельствуют
о том, что недирективная помощь в самостоятельной деятельности может
быть направлена на то, чтобы ребенок осознал собственные интересы, вошел
в уже возникшую совместную игру, понял причины ситуативного дискомфорта
и определил, как из него выйти.

Примеры
ситуаций, когда детям нужна недирективная помощь

Ситуация
1. Коля П. (5,5 лет) пытается построить красивый
замок из настольного конструктора, но из-за несформированности
конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких
мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.

Ситуация
2. Алина З. (4 года 2 месяца) стоит неподалеку
от играющих в «Поликлинику» девочек и с интересом
наблюдает за ними. Воспитатель замечает интерес Алины и предлагает
девочкам принять ее в игру. Девочки не слышат обращение
взрослого.

Ситуация
3. Боря М. (3,5 года) в ходе самостоятельной
деятельности подходит к игровым уголкам берет машинку, несколько раз
прокатив по группе, бросает ее около кукольного уголка. Потом
садится на стул, начинает рисовать. Через несколько секунд, увидев, что
Женя К. взял брошенную им машину и начинает играть, бежит
и пытается отнять игрушку.

Воспитатель, который видит подобные
ситуации, может задаться вопросом: «Всегда ли надо помогать ребенку?
Не приведет ли это к обратному эффекту: росту зависимости
от взрослого?». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, многое
зависит от индивидуально-типологических особенностей, предыдущего
социального опыта ребенка и самой образовательной ситуации.

Творческая группа преподавателей
кафедры дошкольной педагогики МПГУ провела  анкетирование среди опытных и начинающих
воспитателей. Результаты показали, что большинство педагогов уверены, что детям
необходимо оказывать поддержку и помощь. При этом, определяя особенности
недирективной помощи, они делают акцент на слове «помощь» и оставляют
без внимания другую важную характеристику – «недирективная».

Понятие «помощь» воспитатели
ассоциируют с педагогическим воздействием и прежде всего
с предварительным обучением, передачей знаний, формированием навыков,
которые обеспечивают успех ребенка в разных видах деятельности.
На вопрос «Когда нужно оказывать недирективную помощь ребенку?», педагоги
отвечают, что она нужна в затруднительных для малыша ситуациях
и адаптационный период.

Таким образом, анализ результатов
анкетирования выявил противоречия в том, как воспитатели понимают
недирективную помощь. С одной стороны, они осознают значимость
и отмечают ряд важных педагогических функций недирективной помощи детям, а с другой –
не могут определить, когда и как ее оказывать.

Недирективные методы взаимодействия с детьми в рамках детского сада

Что такое недирективные методы взаимодействия?

Недирективные методы взаимодействия объединяют такие формы, техники и способы общения, при которых проявляется взаимоуважение, принятие собеседниками друг друга, учет мнения другого, возможность договориться. В детском саду недирективные формы взаимодействия подразумевают равные позиции воспитателя и ребенка, уважение и принятие чувств ребенка, словесное выражение воспитателем своих чувств. На первый взгляд кажется, что все это не совсем реально в настоящих условиях образовательных учреждений, где в группах воспитатель один, а детей до 30 человек. Здесь трудно найти подход к каждому ребенку и принять его чувства

Но важно стремиться к этому

К недирективным методам можно отнести диалог с ребенком, беседу, основанные на активном слушании и применении техники «Я-сообщений», принятие (а не запрет) негативных проявлений у ребенка—агрессии, печали, буйной радости и т.д.

Основа недирективных методов—это уважение к ребенку, принятие его как отдельной самостоятельной личности, имеющей право на собственное мнение и свой взгляд на жизнь.

Недирективные методы в действии

При общении с детьми важно понять свой взгляд на ситуацию. Дети имеют право злиться, иметь свои потребности и желания и высказывать их

Вопрос в другом. Бороться ли мне, как воспитателю, с этим ребенком постоянными требованиями, подавлять его проявления запретами? Или научиться с ним взаимодействовать, общаться, понимать его? Требования и запреты важны, они обеспечивают нашу безопасность, порядок. Но лишь объясняя их через беседу, мы сможем донести это до ребенка.

Запреты—это не наказание, а помощь в организации своей жизнедеятельности. Фраза «Нельзя драться» имеет глубинный смысл для нас, но не для ребенка. А вот ее объяснение поможет ему понять, почему так не стоит делать. Например, «Драться нельзя, потому что это нарушение границ чужого пространства. У каждого человека есть свое личное пространство. И никто не имеет права его нарушать» или «Драться нельзя, потому что ты можешь причинить боль и вред другому, спор можно решить словами, объяснив другому, чего ты хочешь».

И не стоит думать, что дети не смогут понять такое объяснение. Запрет будет иметь для них конкретный смысл. А фраза «Так нельзя делать» вызовет у ребенка лишь чувство вины, злость или обиду, потому что в этой фразе заключается обвинение, давление на него.

Воспитатель имеет социальный статус, и для ребенка он—авторитет без каких-либо условностей. Поэтому не стоит бояться потерять свою «власть». Частая фраза: «Если на них не кричать/не держать в «ежовых рукавицах» и т.д., то они «сядут на шею». Дети не звери, а социальные существа. Для них средство общения—это язык, слова. Они многое могут понять. Разговаривая с ними, можно решить проблемы и вопросы, связанные с отсутствием взаимопонимания, с ними можно договориться без требований и криков (которые являются подтверждением «власти» над детьми).

В диалоге с ребенком важно учитывать его чувства и показывать ему, что мы понимаем эти чувства. Например, если ребенок злиться на вас или обиделся, то стоит отразить его чувства (хотя мы сами при этом можем испытывать злость): «Я вижу, что ты злишься, но сейчас нам надо…»

Для ребенка важно увидеть, что его понимают. При этом, если вы сами злитесь, то не стоит этого скрывать, дети все равно почувствуют ваше настроение. Можно сказать: «Я сейчас злюсь, потому что вы балуетесь и не собираетесь на музыкальное занятие». Только важно говорить о своих чувствах и о конкретных действиях ребенка, а не критиковать его как личность.

Все выражаемые ребенком чувства и состояния отражают его внутренний мир. Если ребенок злиться, плачет, проявляет агрессию по отношению к внешнему миру, то он таким способом сообщает о том, что ему плохо, что он нуждается в помощи и принятии. А вместо этого часто за такое поведение получает наказание или выговор вместо участия, разговора о его чувствах

Важно постараться принять детей такими, какие они есть, а не критиковать их и подавлять их проявления. И тогда появится желание помочь

Каждый сам выбирает способ взаимодействия с детьми.

Что можно почитать по данной теме?

Г.Фигдор «Детский сад с точки зрения психоанализа» (журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005 г.)

Ф.Дольто «На стороне ребенка». — 3-е изд. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015.

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» — Москва: АСТ, 2008 г. — 240 с.

Г.Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений», 1998.

Какие приемы недирективной помощи и поддержки может использовать воспитатель

Когда ребенок находится
в ситуации эмоционального дискомфорта, воспитатель должен выстраивать
с ним педагогическое общение поэтапно. Такой подход имеет непосредственное
отношение к оказанию недирективной помощи и поддержке.

Сначала воспитатель выясняет значимые
для ребенка неудовлетворенные потребности (например, хотел поиграть
с другими детьми, но его не приняли в игру). Затем
оказывает дошкольнику эмоциональную поддержку – обсуждает совместно
с ним возникшую ситуацию. На следующем этапе воспитатель обучает ребенка
способам самостоятельного выхода из ситуации дискомфорта – предлагает
поиграть с кем-то еще в группе (возможно, с тем, кто также
находится в ситуации эмоционального дискомфорта).

Чтобы поддержать спонтанную игру
детей, можно использовать несколько приемов. Например, перед возникновением
самостоятельной игры воспитатель совместно с детьми обсуждает ее тему
и сюжет. Чтобы поддержать их интерес к игровой деятельности,
педагог условно обозначает на «Доске желаний» кто, где и с кем
хочет играть. Также можно обогатить предметную среду условными предметами,
обсудить с детьми и внести в нее маркеры пространства, макеты,
которые они самостоятельно изготовили.

В процессе проигрывания роли
воспитатель может создать проблемную ситуацию, обратиться к детям
за помощью или организовать неожиданное появление «волшебных
многофункциональных предметов» в «Секретной коробке» или «Волшебном
сундучке».

Обогатить впечатления детей, которые
они потом отразят в игре, поможет эмоциональный рассказ воспитателя или
кого-то из дошкольников на тему «Как я играю». После можно
предложить детям обсудить с партнерами по игре дальнейшее развитие
сюжета и нарисовать его. Также дошкольники могут оценить на «Доске
желаний» свое участие в игре с помощью условных обозначений (кружков
разного цвета, смайликов с разным эмоциональным состоянием). 

Какие задачи решает воспитатель, когда оказывает недирективную помощь

Когда воспитатель оказывает
недирективную помощь, прежде всего он развивает у ребенка
самостоятельность и инициативность. Самостоятельность в игровой
деятельности проявляется в умении дошкольника организовать игру: придумать
игровой замысел и реализовать его, создать или изменить предметно-игровую
среду, определить место и время игры, выбрать партнеров и способы
взаимодействия с ними. Кроме того, самостоятельность проявляется
в умении анализировать собственные возможности и возможности
партнеров по игре.

Еще одна задача недирективной
помощи – предупредить возможные проблемные ситуации в процессе
совместной деятельности ребенка с другими детьми группы, а также
в ходе выбора и организации индивидуальной деятельности детей.

Также недирективная помощь создает
благоприятный микроклимат для позитивной социализации ребенка

Чтобы создать
обстановку эмоционального благополучия для детей, важно определить их значимые
индивидуальные потребности и личностные ожидания от общения
с воспитателем и другими детьми группы, интересы и предпочтения
в самостоятельных видах деятельности

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: