Как разработать программу с технологией адаптивного обучения6
Шаг 1. Определить цели обучения
Необходимо определить знания и умения, которые программа нацелена сформировать. Это можно сделать, используя .
Шаг 2. Структурировать предметную область
Необходимо создать карту знаний
Для этого важно детально описать темы обучения, выделяя несколько уровней сложности и связи между ними. Для подробного структурирования предметной области требуется выделить минимум 3 уровня.
Шаг 3. Создать контент для достижения целей обучения
Карту знаний из шага 2 нужно наполнить единицами микрознаний контента, которые образуют логическую структуру.
Шаг 4. Разработать банк контрольных вопросов
Состав групп функциональных возможностей
Согласно п. 5 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912 таких групп три.
К первой группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из таких поражений, как:
- полная потеря зрения (класс B1);
- детский церебральный паралич (классы CP1 — CP4, передвигающиеся в креслах-колясках);
- спинномозговая травма (классы 51 — 54, передвигающиеся в креслах-колясках);
- ампутация или порок развития (классы A1, A2, A5):
а) двусторонняя ампутация бедер (передвигающиеся на протезах);
б) односторонняя ампутация бедра с вычленением (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы или голени с другой стороны;
в) двусторонняя ампутация плеч;
г) ампутация четырех конечностей;
прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
Ко второй группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс B2);
- умственная отсталость от 60 до 40 IQ;
- детский церебральный паралич (классы CP5 — CP6);
- спинномозговая травма (классы 55, 56, передвигающиеся в креслах-колясках);
- ампутация или порок развития:
а) одной верхней конечности выше локтевого сустава (класс A6);
б) одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);
в) двусторонняя ампутация предплечий (классы A5, A7);
прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К третьей группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям лиц с ампутацией одной нижней конечности должен выражаться в том, чтобы ампутация проходила через голеностопный сустав. С ампутацией верхней конечности — через лучезапястный. При прочих поражениях опорно-двигательного аппарата укорочение конечности должно быть на 10 см.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс B3);
- нарушение слуха, полная потеря слуха;
- умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS — FID);
- ахондроплазия (карлики);
- детский церебральный паралич (классы CP7 — CP8);
- высокая ампутация двух нижних конечностей (классы 57, 58, соревнуются в креслах-колясках);
- ампутация или порок развития:
а) одной нижней конечности ниже коленного сустава (класс A4);
б) односторонняя ампутация стопы по Пирогову в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны (класс A3);
в) одной верхней конечности ниже локтевого сустава (класс A8);
г) одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);
прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
Как устроено адаптивное обучение
Строится адаптивное обучение по модели адаптации, которая учитывает, что и как нужно изменить под конкретного студента. Для этого есть два основных источника данных:
- Модель предметной области — сюда относятся данные об изучаемом предмете: темы, проекты, ссылки и так далее. Система позволяет связать разные элементы дисциплины и построить переход между ними.
- Модель студента — то есть текущие знания ученика, информация о том, как он учится (какие ошибки делает, с какой скоростью выполняет задания и так далее), его характеристики (например, предпочтения и степень мотивации).
При этом объекты адаптации могут быть разными. Например, компания Pearsons приводит такую классификацию:
Контент.
Система, которая адаптирует контент, базируется на ответах учеников. Если допущена ошибка, то она даёт подсказки либо разбивает какой-то навык на небольшие блоки. Проще говоря, меняет темп обучения.
Так, после неправильного ответа студент получает конкретную помощь: это может быть напоминание («не забудь, что X зависит от Y»), обратная связь («кажется, ты забыл, что…»), дополнительные материалы (тексты, видео, пошаговые инструкции). В некоторых случаях система предлагает обратиться к преподавателю. А вот самым сложным механизмом для адаптированного контента считается скаффолдинг.
Тестирование.
В зависимости от ответа ученика система предлагает вопросы разной сложности — например, если человек верно ответил на вопрос, следующий будут уже сложнее. А если допустил ошибки — проще.
Исследователи Pearsons разделяют тестирование на «практическое» (тесты идут после небольшого блока информации) и «уровневое» (тест предлагается после определённого модуля или нескольких блоков — то есть стоит особняком).
Порядок представления материалов.
Эта система считается самой сложной из трёх. Пока студент взаимодействует с учебным материалом, она собирает информацию о нём — например, ответы на вопросы, число попыток и так далее. Эти данные анализируются, а затем система предлагает учащемуся нужный именно ему контент.
Максимально упрощённый пример будет выглядеть так: ученик пропустил объяснение какой-то темы из-за болезни. Через год началось изучение другой темы, которая основывается на пропущенной им. Адаптивная система, которая меняет последовательность учебных материалов, определит пробел в знаниях и предложит сначала изучить пропущенную тему.
Одна система может использовать разные объекты адаптации. Так, американский сервис Knowre для изучения математики предлагает и адаптированный контент (то есть видео и инструкции в помощь учащимся), и адаптированную последовательность, поскольку анализирует действия пользователя и предлагает нужную ему практику.
Кроме того, для каждого уровня образования характерны свои объекты адаптации. Так, в школах предпочитают адаптацию контента, а в университетах — скорее адаптацию порядка предоставления учебных материалов.
Что это вообще за Лига Про?
Когда слышишь о турнире, на который делают ставки по всему миру, перед глазами всплывают звезды спорта уровня Криштиану Роналду и Александра Овечкина, а его трансляций ждешь на «Матч ТВ». На деле речь всего лишь о настольном теннисе среди полупрофи и любителей, заезжающих погонять в пинг-понг после работы. Трансляции есть, но вовсе не по главным спортивным каналам: в углу помещения обычно висит висит одна слабенькая камера. О Лиге Про случайно не прочитаешь в медиа или соцсетях.
Турнир был запущен в 2017-м и был очень нишевым. Ну правда – кому интересно смотреть, как в России в настольный теннис днем, и ночью играют какие-то ноунеймы, которые далеки от топового уровня?
В интервью The New York Times организаторы, которые держатся в тени, сказали, что в пуле игроков Лиги Про по настольному теннису около тысячи человек. Уточнение вида спорта тут не избыточно, ведь организация проводит еще и игры по волейболу, футболу 6х6, шорт-хоккею, баскетболу 3х3, бильярду, киберспорту. У самого популярного видео на канале, турнире по волейболу из Барнаула, 13 тысяч просмотров, а последние выходящие на YouTube записи настольного тенниса собирают 10-20 (не тысяч!) просмотров. Так что же изменилось?
Как появились адаптивные системы обучения
«Отцами-основателями» современных систем адаптивного обучения в частности и программированного обучения вообще обычно называют американского профессора психологии Сидни Левиата Пресси, а также знаменитого американского психолога-бихевиориста и изобретателя Берреса Фредерика Скиннера. Заслуга их в том, что они создали первые обучающие машины.
Как в США создавали обучающие машины
Первую такую машину Пресси придумал ещё в 1923 году. По современным меркам, она была устроена довольно просто. Ученик выбирал один из нескольких вариантов ответов и, если выбор был правильным, переходил к следующему вопросу. Учёный считал, что при правильной организации материала такая машина может быть своеобразным учителем, а ещё даст возможность заниматься в своём темпе.
Беррес Фредерик СкиннерФото: Library of Congress
Частично эту идею продолжил Скиннер. Однако он, в отличие от предшественника, считал, что обучающие машины — не учителя, а помощники, тьюторы. Изобретатель был уверен, что ученик должен сам составить или написать один ответ — вместо выбора из нескольких. После верного решения учащийся получал быстрое вознаграждение, а значит, и мотивацию.
Однако создание первой машины с возможностями адаптивного обучения приписывают другому известному учёному — английскому изобретателю, теоретику образования и кибернетику Гордону Паску. Кстати, считается, что именно он ввёл термин «адаптивное обучение».
В 1956 году Паск запатентовал машину SAKI для обучения работе с табулятором и перфокартами. Это был своеобразный тренажёр: на небольшом экране появлялась задача с номером кнопки, студент нажимал на кнопки, а машина учитывала время на ответ и их правильность. Допустим, человек прекрасно выучил, где находятся кнопки под номером 1 и 2, тогда на нажатие давалось меньше времени. А если он никак не мог запомнить, где же кнопка 3, система давала ему время подумать и подсказку.
Уникальность изобретения Паска в том, что SAKI впервые действительно «адаптировалась» под студента, а не просто останавливала или продолжала процесс. Кроме того, именно эту систему стали впервые производить на коммерческой основе.
Как в России разрабатывали принципы программированного обучения
Примечательно, что, если основоположниками программированного и адаптивного обучения в США были бихевиористы, в России заслуги в этой сфере принадлежат скорее когнитивистам.
Среди исследователей, которые внесли значительный вклад в развитие этой сферы, выделяют:
- Психолога Льва Наумовича Ланду — он ввёл в психологию понятие «алгоритма умственных действий» и попытался описать, как можно измерить умственные процессы и как в дальнейшем структурно на них воздействовать.
- Психолога Петра Яковлевича Гальперина. Он разработал теорию поэтапного формирования умственных действий, а та, в свою очередь, стала основой принципов программированного обучения.
- Психолога Нину Фёдоровну Талызину. Её идея заключалась в том, чтобы формулировать измеряемую цель обучения, сам материал делить на небольшие блоки и давать его ученикам поэтапно. За каждым этапом следовала самопроверка. В основе этой идеи было использование обучающей машины.
Как на адаптивное обучение повлияло развитие технологий
С развитием цифровых технологий на смену идее об обучающей машине пришли цифровые платформы. Одной из первых таких платформ была Lexia Learning, которую в 1984 году основал финансист Роберт Лемир. Его сын был дислексиком, но благодаря персонализированному подходу он смог добиться больших успехов в чтении.
Лемир понимал, что далеко не у каждой семьи есть такие же возможности помочь своим детям, как у него. Тогда он решил создать платформу для персонализированного обучения вместе со своими знакомыми — экспертом в сфере технологий и врачом-неврологом.
Чем больше развивались компьютерные технологии, тем чаще и специалисты в сфере образования, и бизнес стали задумываться о том, как с их помощью сделать обучение эффективнее. В итоге появились такие системы, как Pearson, Smart Sparrow и другие. Все они работают на основе разных принципов (о них мы расскажем ниже), но сосредоточены вокруг одной идеи — способствовать индивидуальному подходу в обучении.
Зачем нужно адаптивное обучение и где его используют
У адаптивного обучения есть множество преимуществ. С одной стороны, оно подстраивается под уровень знаний, скорость и персональные предпочтения учащегося, то есть терпеливо «ведёт» его по пути обучения в индивидуальном темпе. Проще говоря, такое обучение становится персонализированным и сулит успех в освоении той или иной дисциплины.
С другой стороны, такая система становится помощником для преподавателей, а также экономит им время на проверку заданий, избавляет от необходимости «усреднять» программу под класс или группу.
Фото: fizkes / Shutterstock
Не система, а просто мечта, правда? Почему же тогда она не используется в наш технологичный век повсеместно?
Дело в том, что с внедрением адаптивного обучения не всё так просто.
Где можно использовать адаптивное обучение
Обычно системы адаптивного обучения используют в точных или естественных науках. Объясняется это просто: успехи и результаты студентов там значительно проще измерить. А вот гуманитарные дисциплины «вписать» в такую систему труднее, хотя и не невозможно.
«Кандидатом для адаптивного обучения может стать любой предмет, который можно представить в формате микроконтента и оценить при помощи объективных вопросов. Системы адаптивного обучения хорошо подходят для вводных курсов в определённую область знаний, поскольку их цель — формирование базы для освоения предмета», — сказал Skillbox Media Дмитрий Бубнов, директор компании ENBISYS — разработчика отечественной платформы адаптивного обучения Plario.
Есть и ещё одна особенность систем адаптивного обучения: они не подходят для тех предметов, где нужны физические навыки. Простой пример, который приводят специалисты ENBISYS, — такая система не научит студентов медвуза делать уколы. А вот вводный курс по биологии освоить поможет. Впрочем, это недостаток любого дистанционного обучения.
Проще говоря, адаптивное обучение подходит для теоретической части программы.
Примеры использования систем адаптивного обучения
В мире существует немало примеров внедрения систем адаптивного обучения. Считается, что самые активные страны — участницы этого процесса — США, Австралия и Великобритания.
В России адаптивные системы тоже внедряют. Например, системы адаптивного обучения или их элементы уже есть в Skysmart и «Яндекс.Практикуме». Постепенно к процессу внедрения адаптивного обучения присоединяются и вузы.
Так, подобную технологию разработали и апробировали для курса «Общая химия» в МИСиС. Процесс строился по модели «перевёрнутый класс», когда основной теоретический материал студенты осваивают самостоятельно, а аудиторные часы предполагают общение с преподавателем и более глубокое погружение в предмет.
В результате удалось не только повысить успеваемость студентов, но ещё и «выровнять» их уровень знаний, отметили в вузе. Более того, студенты, по словам разработчиков, начали проявлять живой интерес к дисциплине, хотя раньше химия их не привлекала.
Одна из самых известных российских разработок — платформа Plario, созданная совместно с Томским государственным университетом. Принцип платформы разработчики формулируют так: искусственный интеллект определяет начальный уровень знаний студента, а затем сам выравнивает его до необходимого среднего уровня. Делает он это с помощью индивидуального трека для каждого пользователя.
«Система автоматически проверяет задания, так что преподавателю остаётся следить за прогрессом и объяснять студентам самые трудные и непонятные места, которые легко можно выявить по статистике, предоставляемой системой. Так преподаватель освобождается от рутинной работы и получает больше времени для научной и творческой работы с талантливыми студентами», — объяснил Дмитрий Бубнов.
Изначально Plario создавалась как тренажёр по математическим дисциплинам, а образовательный контент для платформы разрабатывали специалисты ТГУ по ими же созданной методике. Причина выбора предмета — слишком разнородные знания студентов на старте.
Разработчики считают, что с восполнением пробелов платформа успешно справляется. Её эффективность оценивают ещё и с точки зрения скорости освоения материала — сообщают, что при использовании платформы скорость увеличивается на 25%.
Виды адаптивных систем обучения
Адаптивные системы обучения, как правило, делятся на три группы.
- Закрытые системы поставляются с существующим, готовым содержанием курса, чтобы чтобы обеспечить быстрое внедрение.
- Открытые системы позволяют пользователям контролировать все решения по конфигурации и содержанию.
- Гибридные системы допускают ограниченную конфигурацию, например, выбор уроков для включения в курс или импорт контента курса.
В настоящее время наблюдается движение в сторону гибридной модели. Она позволяет сбалансировать время, необходимое для разработки адаптивного учебного курса и гибкости для преподавателей, чтобы контролировать содержание и оценки.
Для модулей в рамках адаптивной системы обучения, содержание обучения, концепция и последовательность устанавливаются таким образом, чтобы отражать цели обучения в рамках курса. Системы «учатся» на основе взаимодействия с учащимися и затем корректируют путь и темп обучения. Если система открытая или гибридная, преподаватели могут корректировать алгоритмы, содержание и оценки в соответствии с потребностями студентов.
Преимущества адаптивных систем обучения:
- Адаптивные системы повышают результаты обучения. Исследования показывают, что использование определенных платформ адаптивного обучения может повысить процент сдачи экзаменов и ускорить освоение учащимися таких предметов, как математика и естественные науки.
- Студенты получают индивидуальное обучение, что помогает им преодолевать трудности и работать в соответствующем темпе для обработки материала.
- Студенты получают мгновенную обратную связь, позволяющую им узнать, какой этап процесса ответа они выполнили неправильно.
- Учителя получают информацию о потребностях учащихся, что позволяет им определить, на каких темах и навыках им следует сосредоточиться во время уроков.
- У учителей появляется больше времени для индивидуального обучения. Они могут использовать адаптивную программу обучения, чтобы тратить меньше времени на чтение лекций и больше времени на вовлечение учеников в процесс обучения.
Недостатки адаптивных систем обучения:
- Адаптивное обучение может быть дорогостоящим и трудоемким. Оно требует детального составления учебной программы и разработки содержания, которое поддерживает цели обучения, а иногда эти цели требуют разграничения.
- Некоторые преподаватели обеспокоены ролью адаптивных систем обучения и тем, как эффективно их использовать. Алгоритмы, используемые в адаптивных приложениях, широко варьируются, а нежелание поставщиков делиться деталями своих продуктов вызывает вопросы о том, насколько системы действительно адаптивны и, как следствие, стоят ли они потраченных денег и усилий.
- Поскольку модель, как правило, лучше работает с фактическими и процедурными знаниями, адаптивное обучение обычно более применимо к курсам начального уровня в определенных областях. Когда материал требует более глубокого погружения, эти системы могут оказаться менее эффективными.
- Из-за опоры на фиксированные сроки обучения адаптивное обучение в вузе на данный момент сложно реализовать. Необходимы дополнительные исследования для решения этих вопросов.
Когда технология адаптивного обучения внедряется в учебный процесс, учащимся становится легче пользоваться его преимуществами. Сторонники считают, что оно может повысить качество образования за счет непрерывного анализа и адаптированного содержания. Также не стоит забывать о главной цели, которую поддерживает адаптивное обучение: помочь ученикам полюбить учебу.
Прийти может любой
В Детской следж-хоккейной лиге принципиально отказались от отбора в команды.
«Мы пропагандируем, что заниматься у нас могут все. В командах есть дети с ментальными расстройствами, с синдромом Дауна, с аутизмом, а вместе с ними играют нормотипичные дети. В «Крыльях Советов» мальчика погнали из спортшколы, но он всё равно заходил на тренировки, потом попал на занятие следж-хоккеистов и остался. Стал приходить как волонтёр, помогать тренеру, поднимать детей. Потом говорит: «А что я сам не играю?» — и начал выступать», — говорит Анастасия Барадачёва.
«Ребятам, которые сами не могут отталкиваться, помогают специальные ассистенты (пушеры), которые за них передвигают сани. Так они могут тоже почувствовать себя в команде, в игре», — объясняет Анастасия Барадачёва.
Также по теме
«Беспомощность и ужас»: актёры помогают почувствовать себя на месте ребёнка в детдоме
Накануне Всемирного дня сирот благотворительный фонд «Арифметика добра» провёл 12-часовой иммерсивный спектакль «Другая жизнь». В ходе…
Помимо следж-хоккея, в лиге с этого года начали развивать и другие виды адаптивного хоккея.
«Адаптивный хоккей — общее название для разных методик, адаптированных для людей с разными возможностями. Хоккей доступен каждому, главное найти методику. Есть хоккей на санях, есть вертикальный — для ампутантов, которые играют стоя, но на протезах. Для тех, кто не может стоять, есть сани. Для слабослышащих разработали специальные визуальные сигналы. Люди с нарушениями зрения играют, ориентируясь на звуковые сигналы. И так далее», — рассказывает Анастасия Барадачёва.
В этом году внутри лиги появилась первая команда по хоккею для слабовидящих, а также команда для людей с ментальными расстройствами.
«В специальном хоккее всё как в обычном, но другой подход у тренеров и судей, учитывая особенности игроков. Долгое время был миф, что люди с синдромом Дауна и аутисты не могут участвовать в командных видах спорта. Мы ломаем этот стереотип», — объясняет Анастасия Барадачёва.
В Москве тренировки по хоккею для слабовидящих регулярно посещают шесть воспитанников специальной коррекционной школы-интерната №2. Чтобы спортсмены с нарушениями зрения могли ориентироваться на поле, используется специальная большая шайба, издающая громкий звук, а у арбитров — свистки с сигналами разной тональности.
«Сначала было сложно: дети не умели кататься на коньках. Первые два месяца ушли на то, чтобы поставить их на коньки. Сейчас дети адаптировались, им очень нравятся тренировки, мастер-классы, они сами посещают хоккейные матчи», — рассказывает директор интерната Ольга Брызгалова.
Основные направления деятельности[править]
Программа развития регионов «Хоккей без барьеров»
- Конкурс грантов для создания новых команд
- Методические разработки
- Обучение специалистов: тренеров, судей, координаторов, волонтеров
- Всероссийская конференция «Развитие адаптивных видов хоккея»
- Проект «Наставники» со взрослыми спортсменами
Программа развития игроков «Путь чемпиона»
- Всероссийские интенсивы
- Проект «Молодежная сборная»
- Межрегиональные турниры
- Мобильное приложение «Путь чемпиона»
- Поощрение игроков бесплатными путевками в лагерь Hockey Family Camp
Программа популяризации «Мы разные — хоккей один»
- Открытые мастер-классы на городских мероприятиях и интеграция в масштабные события
- Спецпроекты с привлечением известных спортсменов, актеров театра и кино
- Школа детской спортивной журналистики
- Конкурс социальных видеороликов «Ничего особенного»
- Предоставление инвентаря для проведения мероприятий в регионах
Всероссийский фестиваль адаптивного хоккея Hockey Family Fest
Ежегодный хоккейный турнир для детей и подростков с инвалидностью. Традиционно в нём участвуют не только игроки, но также их родители и друзья. Фестиваль — это не только спортивное мероприятие, но и большой семейный праздник. Для участников и гостей Фестиваля проводится яркая церемония открытия, множество интересных активностей в дни проведения игр и праздничная вечеринка в завершение мероприятия. Для детей Фестиваль — главное событие года и еще одна возможностью получить игровую практику и встретиться с ребятами из разных уголков России.