Психологические травмы детства

Наблюдения из обыденной жизни, вне кабинета терапевта

Вот небольшой пример естественного развития процесса последовательной адаптации человека к изменению системы (поля) в котором он находится. Я наблюдала сценку, в которой на крышу автомобиля, припаркованного около дома, на глазах у его владельца неожиданно обрушилась от небольшого ветра тяжелая ветка тополя. Ветка разбила лобовое стекло и повредила крышу. Последовательность переживаний владельца автомашины была иллюстрацией к тому, как описаны последовательные переживания при утрате.

Сначала он остолбенело ходил вокруг автомобиля и, кажется, никак не мог поверить в то, что произошло. Потом он стал говорить сбежавшимся соседям: «Ну как же так, почему именно мне так не повезло, ведь хотел выехать полчаса назад и только случайно задержался дома!», в его  голосе была обида и беспомощность. Все это время он притрагивался и отдергивал руки от ветки, не начиная еще скидывать деревяшки с корпуса машины. Потом минуты через три он почти восстановил свое равновесие и признаком этого был развивающийся  агрессивный паттерн.  Он стал ругаться на городские власти и начал использовать матерные выражения. Тут женская часть аудитории разошлась, а мужчины поддержали его. И на фоне этой агрессии он начал сбрасывать ветки. Потом остановился, запечалился. Еще раз оглядел машину и сказал: «Ну как жалко, ведь недавно покрасил!». Потом огляделся по сторонам и сказал тем, кто помогал сбрасывать ветки: «Не надо дальше убирать ветки. Я сейчас позвоню в страховую кампанию

Вдруг для них  важно  засвидетельствовать  причину  повреждения. Надо, чтобы  они  все  оплатили»

Итак, мы видим, что автолюбитель спонтанно прошел пять фаз процесса расставания и восстановления целостности. И видим роль и вклад окружения в то, что эти этапы  были  пройдены без разрушения. Среда,  в  виде присутствующих  людей  и  соседей,  оказала  поддержку.  Соседи разговаривали  и  поддерживали  выражение чувств  на  каждом этапе.

Частый пример в практике консультирования – это истории про расставания с любимыми. Часто есть сообщения о том, что, хотя человек ушел из отношений, в душе женщины или мужчины он сохраняет свое место. Незавершенность отношений – это феномен принудительного сохранения системы. Человек пытается избежать расставания и за счет своих эмоций сохраняет целостность там, где этой целостности уже нет. «Вот расстаешься, и он вроде бы ничего не обещал и вроде бы что-то есть». Такие житейские примеры могут дать иллюстрацию, аналогичную  примерам потери и утраты в ситуациях,  которые традиционно считаются поводами для стресса.

Опасны ли детские психотравмы?

Травма любого вида оказывает негативное действие на процесс социализации детей. Ребенку сложно заводить друзей, общаться с новыми людьми, адаптироваться к незнакомым условиям. Психика психотравмированного малыша склонна к формированию навязчивых идей, страхов и социальных фобий.

У взрослых людей последствия психологической травмы в детском возрасте проявляются в высоком риске развития депрессии, в постоянном чувстве вины, в раздражительности и агрессии. Долгое пребывание в таком состоянии отрицательно сказывается на самочувствии и здоровье человека, он не может жить полноценной жизнью, испытывает трудности в личной жизни и в общении.

Психологи уверяют, что у многих взрослых людей, переживших травматическое событие, развивается обсессивно-компульсивное расстройство, которое характеризуется возникновением нелогичных навязчивых мыслей и выполнением странных защитных действий.

Задачи арт-терапии:

  • устранить эмоциональное напряжение (стрессовое состояние) и сопутствующие симптомы;
  • научить человека правильно взаимодействовать с самим собой и с другими людьми;
  • трансформировать негативные импульсы, идеализации и реакции в позитивные, созидательные;
  • убрать комплексы, фобии и прочие нарушения психоэмоционального характера, с которыми человек не может справиться сам;
  • раскрыть творческий потенциал человека, буквально научить его видеть красоту окружающего мира.

С точки зрения общей концепции арт-терапия для детей не отличается от арт-терапии для взрослых. В обоих случаях применяются схожие практики, потому что механизмы взаимодействия индивида и общества формируются в детстве и остаются неизменными на протяжении жизни. Однако их можно скорректировать, если изначальные установки неверны.

Арт-терапевты работают с детьми, страдающими от ДЦП, аутизма, нарушений моторики и зрения. Это направления гораздо шире, оно помогает не только при психосоматике(3). В самых общих чертах любое занятие по художественной терапии можно разделить на пять компонентов:

Диагностика. Специалист анализирует состояние пациента. Если подоплека проблемы неочевидна, он вскрывает ее. Если проблем несколько, они расставляются по приоритетам

Важно, чтобы специалист правильно позиционировал проблемы и их предпосылки самому пациенту.

Коррекция. Специалист вместе с пациентом определяют практики художественной терапии, которые будут оптимальны конкретно в этом случае

Рисование, лепка в гипсе, куклотерапия – каждое направление предлагает десятки методик и упражнений. Но не каждое может дать требуемый эффект, все случаи индивидуальны.

Развитие. Помимо коррекции поведенческих установок и реакций, терапия искусством помогает развивать сильные стороны человека и нивелирует слабые. Опять же – будь то ребенок или взрослый, мужчина или женщина, психологическая устойчивость важна для каждого из нас.

Удовольствие. Это ключевое отличие художественной терапии от большинства альтернативных методик. Рисуя, танцуя, выполняя упражнения песочной или фототерапии, человек испытывает положительные эмоциональные переживания. Ему нравится это делать.

Психотерапия. Это не отдельный этап. Психологическая поддержка от специалиста начинается с момента знакомства с пациентом. Все действия арт-терапевта с самого начала направлены на избавление человека от тревог и страхов, от которых сам он избавиться не может.

Нормализация социальной адаптации ребенка – эффект арт-терапии, который присутствует вне зависимости от основной цели. Он выражается повышением уверенности в себе и выработкой устойчивого умения самостоятельно и сразу решать возникающие проблемы.

Метод

В основном техники арт-терапии построены на механизме проекции: клиенту дается размытый с точки зрения содержания объект, чтобы он привнес в него свой смысл. Это может быть карта Таро, общее значение которой каждый может интерпретировать по-разному, или, как в арт-терапии, нарисованное самим клиентом сказочное существо.

«На первой встрече я часто прошу нарисовать несколько простых рисунков. Чувства, которые сложно проговорить, могут найти свое отражение на бумаге без цензуры со стороны сознания. Так можно получить важный материал для интерпретации и диагностики», — рассказывает практикующий психолог и автор проекта «Школа психологической компетентности» Мария Разыгрина. Например, при работе с детьми она нередко просит нарисовать семью, чтобы лучше понять, в какой обстановке живет ребенок и как помочь ему справиться с переживаниями.

Арт-терапия также может помочь в коррекции поведения, отмечает Разыгрина. Например, если попросить клиента изобразить свои эмоции на трафарете тела, можно перейти от размышлений к действиям с помощью локализации проблемы. Страх в ногах — можно уйти. Гнев в горле — сказать.

Когда проводится профилактическая арт-терапия?

Психотерапия очень часто проводится не только для лечения, но и в качестве профилактики. Она дает хорошие результаты и показана в групповой и индивидуальной терапии. Профилактическая арт-терапия проводится:

  • при пережитых стрессах;
  • после шоковых состояний;
  • после перенесенной болезни;
  • после развода и в других подобных жизненных ситуациях.

Специалисты клиники «IsraClinic» — это опытные профессиональные психотерапевты и психологи, которые хорошо умеют работать и успешно проводить психотерапию даже с самыми трудными пациентами. Обратившись к нам, вы можете быть уверены, что Вами и Вашими близкими будут заниматься опытные специалисты, которые не только проведут комплексное лечение, но и дадут ряд полезных рекомендаций касательно образа жизни и смены обстановки.

Упражнения и техники арт-терапии

Казахстанская художница Айгерим Бектаева советует такие упражнения:

Закройте глаза и нарисуйте на листе бумаги каракули. Откройте глаза, внимательно посмотрите на рисунок

Когда какой-то фрагмент ваше внимание привлечёт, попробуйте дорисовать его так, как вам хочется. Затем постарайтесь понять, какие чувства и эмоции у вас вызвал этот рисунок и процесс.
Включите любимую музыку и начните рисовать под её ритм

Ещё лучше, если вы будете рисовать красками и без кисти, просто пальцами. Эта техника поможет сбросить напряжение и выразить эмоции.

Ещё несколько простых упражнений:

  • Возьмите краску того цвета, который ассоциируется у вас с негативными чувствами, терзающими вас. Нанесите её на лист бумаги. Когда краска подсохнет, закрасьте её цветом с позитивной ассоциацией. При необходимости выполните упражнение несколько раз.
  • Составьте в голове некий образ счастья, воплощённого в предмете, явлении или существе. Нарисуйте или соберите его из подручных средств. Проанализируйте, почему вы выбрали именно такой образ и использовали именно такие материалы и цвета. Разбор образа счастья в таких подробностях научит замечать хорошее даже в мелочах.

Пробуйте разные техники изобразительного искусства: например, можно порисовать в технике эбру — это рисование красками по жидкости. Конечно, это не совсем тот вид творчества, которым можно заняться здесь и сейчас, — вам потребуются специальные краски и жидкость. Но зато художники уверяют, что эбру помогает, например, справиться с гиперактивностью у детей.

Песочная терапия

Вербально-невербальная комбинированная практика художественной терапии, основанная на взаимодействии пациента с песком. Невербальный этап включает создание из песка заданной или произвольной композиции. Вербальный этап – анализ и обсуждение композиции с арт-терапевтом.

Песочная терапия не всегда подразумевает лепку из песка. Песок может быть сухой, человек будет просто выводить из него узоры на поверхности. Здесь существенную роль играют тактильные ощущения. Исследования показывают, что прикосновение песка к ладоням дает успокаивающий эффект и нормализует работу нервной системы(5).

В песочной терапии со взрослыми людьми чаще всего применяется очищенный морской или речной песок. Если проводится арт-терапия с детьми, предпочтительнее использовать кинетический песок. Это формовочный песок, который состоит на 98% из песка и на 2% из полимера. Он лучше держит форму и меньше липнет к рукам.

Помимо тактильных ощущений песок обеспечивает концентрацию на конкретной задаче. Методика сочетает мелкую моторику и воплощение фантазии в конкретных образах. Из всех видов арт-терапии песочная терапия дает самый быстрый релаксационный эффект.

  • Инструменты метода: обычный или кинетический песок.
  • Когда применяется: раздражительность, тревожность, СДВГ, сниженная концентрация внимания, ухудшение памяти на фоне хронического стресса, низкая самооценка, личностные комплексы, психологические травмы.

Последствия психологической травмы

Неисцеленная психотравма, как снежный ком, «обрастает» все новыми слоями травмирующих событий и ситуаций. Они мелкие, малозначительные, и без основной психотравмы они даже не были бы замечены человеком. Но, накладываясь на основную психотравму, они могут стать источником клинических состояний. Посттравматическое стрессовое расстройство может способствовать ухудшению здоровья, уходу от активной социальной жизни человека.

Психологические травмы также способны приводить к неспособности строить отношения, причем на биологическом, органическом уровне, провоцировать психосоматические заболевания, неврозы, реактивные состояния.

Изотерапия

Самый первый вид арт-терапии, именно с него начал Адриан Хилл. До сих пор остается наиболее популярным за счет мощного творческого ядра, простоты реализации и универсальности. В процессе занятия пациент рисует. Что рисовать – говорит арт-терапевт. Но как это рисовать – человек определяет сам.

Например, концептуальную значимость имеет выбор красок. Яркие и сочные тона говорят о положительном настрое, а пастельные – о тонком мировосприятии и высокой чувствительности. Работа с любым пластичным материалом стимулирует фантазию, направление которой во многом задается подсознательными мотивами. Среди этих мотивов и импульсов в большинстве случаев кроется источник проблемы.

Важно, чтобы человек не был ограничен в палитре. Специалист предоставляет ему десятки цветов и показывает, как их смешивать, чтобы получать новые тона

Обычно результатом занятия становится один рисунок. В финале курса из них составляется коллаж, который дает наглядное представление о личностном развитии пациента и позволяет четко, по шагам проанализировать пройденный им путь.

  • Инструменты метода: акварель, гуашь и другие виды красок. Максимальное разнообразие цветов.
  • Когда применяется: агрессивность, раздражительность, подавление негативных эмоции, неспособность самостоятельно сублимировать их в позитивном ключе, комплексы, семейные проблемы, трудности в самореализации, низкая самооценка, хронический стресс, фобии.

Психологическая травма: симптомы

Первый симптом – изменение поведения и привычек человека. Если вы всегда знали его как дисциплинированного, ответственного, подтянутого, сильного, общительного и жизнерадостного, а в какой-то момент он стал расхлябанным, необязательным, унылым и замкнутым, избегает общения со старым кругом друзей – скорее всего, он пережил психотравму. В таких случаях говорят: «Человек сломался».

Также у него могут проявляться резкие перепады настроения: от апатии и безразличия до раздражительности, гнева и ярости, которые он в некоторых ситуациях не контролирует, и потом ему очень стыдно за подобные эмоциональные проявления. Однако стоит ему начать жестко подавлять негативные эмоциональные реакции, контролировать всплески эмоций, как вскоре у него обнаруживают сердечно-сосудистое или эндокринное расстройство, а то и вовсе онкологическую патологию. Так проявляют себя на телесном уровне невыплаканные слезы и подавленные эмоции.

Постоянным эмоциональным фоном у человека с психотравмой может быть чувство тоски и безысходности, а вместе с ним — чувство вины, что он никак не смог предотвратить случившееся. Тревожность становится доминирующим эмоциональным состоянием.

Еще одним симптомом психологической травмы является рассеянность, трудности с концентрацией внимания. Человеку трудно сосредоточиться, у него все валится из рук.

Наконец, главное, что может произойти с человеком в результате психотравмы, – утрата веры в человеческие ценности. Если ваш знакомый, которого вы знали как добряка и оптимиста, вдруг начинает говорить циничные фразы, демонстрировать неверие в людей и добро, это говорит о том, что он получил серьезную психотравму, и она исказила его личность. Добрым человеком он быть не перестал, и человеческие ценности для него остались прежними, но психотравма заставляет его воспринимать эти качества как проявление слабости, уязвимости, и он их начинает прятать.

Психосоматические симптомы психотравмы

К ним относятся нарушения сна и ночные кошмары, тахикардия, боли в разных частях тела без органических причин, нарушения естественной двигательной активности – от ступора до нервных компульсивных движений, ослабление иммунитета, аутоиммунные расстройства, онкология, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания.

Утрата в перспективе теории систем

Эти же этапы могут быть рассмотрены с точки зрения теории систем. До эпизода утраты мы имеем в системе ситуацию конфликтов разного  рода. Сами по себе конфликты ведут к перестройке системы, но не разрушают границ системы. Выбывание из границ системы элемента  создает принципиально новую ситуацию, которая классифицируется как ситуация кризиса. И затем мы вынуждены рассматривать этапы прохождения кризиса. Некоторое время система старается игнорировать тот факт, что часть ее ресурсов и структуры безвозвратно утрачена. И на первом этапе (отрицание) ведет себя так, как если бы ее «протест», ее усилия смогли вернуть все на свои места. Мы можем в качестве эмоциональной  иллюстрации привести пример про известный эффект Кирлиана. Эффект заключается в том, что живой организм светится в лучах ультрафиолета. Так вот, при удалении части листа фиалки некоторое время картинка свечения сохраняется такой, как если бы лист был целым и только постепенно вырезанный кусочек листа становится виден на уровне светимости. Лист как будто бы «помнит» свою исходную форму, отрицая утрату. На фазе обиды мы заметим, что система начала распознавать, что часть того, что раньше было «ее частью», отошла в сторону. И обида –  это феномен разрыва слияния. Что-то отделяется, начинает регистрироваться «перемычка». На следующем этапе система реагирует  максимальным выплеском энергии в зоне разрыва, и этот выплеск сам по себе начинает образовывать «динамическую границу», эмоционально можно сказать, что система может контактировать с окружающей средой только болью.

На этапе горевания и грусти система выходит из контакта с окружающей средой. И содержанием жизни системы будет ее собственное переживание пустоты и переживание минимального объема собственной идентичности. На завершающем этапе система начнет реконструировать и забирать  из внешней среды новые элементы. В психическом плане это будет идентификация себя, обращение к окружению, восстановление части памяти о прошлом и  составление  планов на будущее.  Система прошла кризис и вошла в новый статус.

Ограниченная во времени психотерапия

Ограниченная по времени психотерапия — это метод краткосроч­ной динамической психотерапии, разработанный Джеймсом Манном. План лечения, как правило, основан на двух вводных сес­сиях, сфокусированных на выявлении хронического страдания паци­ента и, как следствие, на восприятии уязвимости образа себя. На вводных сессиях психотерапевт активно собирает информацию и ас­социации пациента, используя свои чувства для лучшего понимания пациента.

По завершении предварительного этапа, терапевт формулирует главную проблему, которая включает в себя четыре элемента:

1. по­нимание возможностей пациента, его сильных сторон и достижений;

2. фактор времени;

3. эмоцию, доминирующую в жизни пациента;

4. эмоциональное восприятие пациентом себя.

Как только пациент соглашается с определением главной про­блемы, можно заключать терапевтический контракт, в том числе оп­ределять продолжительность и частоту сессий (как правило, 12 еже­недельных сессий), а также четко оговорить дату окончания.

Как правило, лечение проходит три этапа.

Первый называется «фазой медового месяца», вследствие того оптимизма, который харак­терен для начальной близости, и понимания, переживаемого в новых отношениях, а также вследствие пробуждения надежды, которая про­ецируется на отношения

Важно помнить, что до начала лечения, па­циент обычно переживает период страданий и одиночества. Ощуще­ние медового месяца является следствием различия между пережива­нием страдания и одиночества и переживанием понятости

Второй этап терапии характеризуется амбивалентностью, обу­словленной сомнениями в способности терапевта предложить реше­ний и реализовать надежды, пережитые в фазе медового месяца.

На третьем этапе, кульминацией которого является завершение терапии, в фокус внимания помещается предстоящая сепарация, что характери­зуется широким спектром эмоций. В поддерживающем контексте те­рапии, терапевт, который также переживает сепарацию, побуждает пациента к непосредственному выражению эмоций, сопровождающих сепарацию. Успешная проработка этого этапа дает опыт эмоциональ­ной интеграции, сосредоточенной вокруг доброжелательного объекта.

Советы родителям: как помочь своему ребенку?

Родители – самые близкие люди для малыша, и они первыми замечают, что их чаду плохо. Как именно можно помочь ребенку справиться с психологической травмой?

Прежде всего, следует изменить воспитательную стратегию на более мягкую и доброжелательную, для чего нужно самим владеть достаточно высоким уровнем знаний в психологии и педагогике.

Основной задачей этого непростого периода должно стать создание для сына или дочки максимально комфортной обстановки, в которой он не будет испытывать беспокойства и страха, а сможет полноценно развиваться и общаться.

Чтобы быть уверенным в верности своих действий, можно пройти наш дистанционный курс обучения на кризисного психолога или обратиться за квалифицированной помощью к детскому психотерапевту, который подберет верный метод коррекции, учитывая индивидуальные особенности вашего малыша.

«Детско-родительские отношения». Методика «Барашек в бутылке».

Цель группового занятия: Диагностика психологического самоощущения пациента в родительской семье. Пациентам предлагается нарисовать барашка в бутылке. После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт задает вопросы о том, как барашек и бутылка себя чувствуют, о чем мечтают, что их тревожит. 

Пациенты обсуждают барашка, его расположение в бутылке, форму и расположение самой бутылки, наличие пробки и т.д. В конце обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации рисунков пациентов. 

Барашек является символом самого автора работы, а бутылка символизирует родительскую семью. Данная методика позволяет АРТ-терапевту проверить собственные гипотезы о месте и роли пациента в его семейной системе, а также получить дополнительную информацию об одном из важнейших аспектов жизни больного. Кроме того, совместное обсуждение рисунков с другими пациентами позволяет каждому пациенту взглянуть на мир другого, сравнить и узнать про себя самого нечто новое, что-либо отрицалось либо вытеснялось в бессознательное. 

Отклики участников группы на рисунок пациента, позволяет ему взглянуть на свою семейную систему с другого ракурса и делает его более восприимчивым для последующей психотерапии.Ниже мы приводим работы пациентов.

Виды арт-терапии

Вначале создатели арт-терапии применяли только рисование, хотя психическая природа различных видов искусства тоже исследовалась. Пациентам предлагалось рисовать карандашами или красками. В наше время методика арт-терапии шагнула далеко вперёд и включает в себя разные виды творческой деятельности.

Вот некоторые из них:

  • Лепка.
  • Фотография.
  • Кукольный театр.
  • Танец.
  • Музыка.
  • Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений (библиотерапия, сказкотерапия).
  • Создание образов из песка (песочная терапия).

Некоторые виды арт-терапии могут показаться экзотическими. Такова, например, песочная терапия, которая достаточно широко применяется в европейских странах. Пациенты работают с песком, находящимся в специальном подносе. Также они используют воду и миниатюрные фигурки. В песочной терапии привлекает её простота, широкие возможности для создания новых образов, недолговечность существования этих образов (хотя возможно их разрушить и заново восстановить). Работа с песком приобретает некоторые черты ритуала. Песочная терапия имеет и свою глубинную философию. Работа с естественными стихиями (песок, вода) позволяет ощутить связь с природой, а наличие рукотворных фигурок позволяет принять то, что уже существует. Песок и вода – «текучие» стихии, создаваемые из них образы недолговечны, тогда как рукотворные фигурки имеют долгий срок службы. Это символизирует сосуществование в жизни бренного и вечного, истинных и ложных ценностей.

Наибольшее внимание при арт-терапии уделяется зрительным образам потому, что это наиболее ранний этап развития человеческой психики: маленький ребёнок начинает видеть гораздо раньше, чем говорить и уж тем более читать. Музыкотерапия – довольно обширная группа методов, которые заключаются как в пассивном прослушивании музыки, так и в активном участии в процессе – игра на музыкальных инструментах, пение

Такое явление, как караоке, пришедшее из Японии, на самом деле является не просто развлечением, но и особой формой музыкотерапии. Вообще музыка чаще всего воспринимается именно как форма психотерапии: многие не понимают, для чего ещё можно слушать музыку, кроме как для душевного воздействия

Музыкотерапия – довольно обширная группа методов, которые заключаются как в пассивном прослушивании музыки, так и в активном участии в процессе – игра на музыкальных инструментах, пение. Такое явление, как караоке, пришедшее из Японии, на самом деле является не просто развлечением, но и особой формой музыкотерапии. Вообще музыка чаще всего воспринимается именно как форма психотерапии: многие не понимают, для чего ещё можно слушать музыку, кроме как для душевного воздействия.

Ландшафтная арт-терапия – ещё один достаточно «экзотический» вид психотерапии. Она заключается в походах на природу, созерцании природного ландшафта и, конечно же, создании арт-объектов (изображений, композиций, скульптур) из природных материалов. Строго говоря, целительная сила созерцания природы была известна человечеству очень давно.

Жестовое рисование – совсем уж удивительный метод арт-терапии. Его разработал психолог Беверли О’Корт из Шотландии. Основная идея этого метода – умение пациента контактировать с собственным телом.

Эффект арт-терапии и её польза основаны на том, что различные виды творческой деятельности позволяют выразить то, что невозможно или затруднительно выразить более привычными средствами передачи информации, прежде всего вербальным. Именно для этого, собственно, человечество и прибегает к искусству: если бы всё можно было выразить простыми словами или, например, с помощью телепатии, то незачем было бы обращаться к средствам и методам искусства. В терапевтическом плане это приобретает особый смысл. Люди, имеющие какие-либо психологические проблемы или психические расстройства, часто не могут выразить привычными способами даже то, что обычным людям вполне удаётся. Прибегая к «окольным» способам самовыражения, психотерапевт «вытягивает» нужную информацию из глубин души пациента. И когда человек с помощью творчества выразит то, что он не мог или боялся выразить ранее, он может в дальнейшем преодолеть свои страхи и комплексы.

Заключение – насколько эффективна арт-терапия

Мета-анализ специализированных исследований показал, что практически в 100% случаев арт-терапия дает статистически значимый результат(7,8). Эти практики эффективны, они помогают избавиться от многих психологических проблем. Зачастую арт-терапия выступает составной частью комплексного лечения.

Сложнее всего – найти специалиста. Недостаточно пройти онлайн-тренинг по арт-терапии, чтобы действительно помогать людям. Специалистов по данному направлению готовят высшие учебные заведения, где в рамках обучающего курса назначается обязательная практика. Выпускник получает не просто диплом и теоретическую подготовку, у него уже есть реальный опыт. Также целесообразно изучить отзывы об арт-терапевте на специализированных ресурсах и уже тогда принимать решение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: