Как проработать детские травмы: полное руководство для взрослых

Теория шизофрении

Шиффы рассматривали природу психопатологии в двух аспектах: первый – это проблемы, связанные с дефицитами развития; и второй – проблемы, связанные с наличием «дефектного» или патологического эго-состояния Родителя.

По сути, второй тип и обуславливает появление шизофрении. По мнению Джеки Шифф шизофрения является просто на просто результатом выученного в детстве поведения, когда ребенок систематически подвергается предписаниям из четвертой жизненной позиции «Я — не ОК, другие — не ОК, Мир – Не ок».

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь рекомендую вам посмотреть первый ролик посвященный транзактному анализу Эрика Берна. Суть же сводиться к тому, что так или иначе родители внушают ребенку беспомощность и никчемность, а также опасность и бессмысленность этого мира. Что, конечно, не всегда выражается в словах, а может происходить еще на ранних этапах жизни, например, в момент рождения, когда ребенка отлучают от матери и никто о нем не заботиться, и он ощущает плохо себя и боится всего вокруг, то есть у него уже формируется позиция, что ни я, ни другие, ни мир – не ок.

Именно поэтому практика Шиффов о которой я расскажу чуть позже подразумевала перевоспитание больных шизофрений начиная с момента рождения.

И конечно данное понимание шизофрении крайне примитивное и не учитывает множества факторов, но пока мы пойдем дальше.

Что такое детская психотравма и чем она отличается от стресса

Детской психотравмой психологи называют пугающее для ребенка, опасное или угрожающее его жизни или эмоциональному благополучию событие

При этом важно отличать стресс от травмы. Дозированный стресс и психологическое напряжение необходимы для правильного физического и эмоционального взросления малыша

Без стресса жизнь невозможна. Примером здорового стресса может быть любой выход из зоны комфорта: выход на детскую площадку, знакомство с детьми противоположного пола, запрет сладостей натощак и т. д. Иными словами, всё, что некомфортно ребенку, доставляет ему стресс и тем самым помогает ему адаптироваться к жизни.

Главное отличие детской психотравмы от стресса: ко второму ребенок способен эмоционально адаптироваться, а к первой – нет. И причина проста: травмирующая ситуация или событие настолько превосходят возможности малыша, что он просто не знает, что делать, и эмоционально застревает в них.

Примеры психотравм:

  • чувство эмоциональной покинутости от того, что ребенок остался один в доме без родителей без предварительного предупреждения и на длительное время;
  • травма потери из-за смерти мамы/папы на глазах малыша или в раннем возрасте;
  • травма отвержения и непринятия из-за регулярного жестокого обращения с ребенком.

Этапы терапии детских травм

Сразу отметим, что нельзя полностью проработать прошлое самостоятельно. Во-первых, навряд ли вы знаете различные методы психотерапии, которые помогут вам в этом. Во-вторых, чтобы справиться с болезненными переживаниями, нужно создать для себя безопасное и поддерживающее пространство. И для одного, и для другого нужен второй человек. И это психолог.

Да, есть много методов психологической самопомощи, которые мы также рассмотрим. Но знайте, что для глубокой, быстрой и эффективной работы нужен квалифицированный специалист. Идеально, если вы совместите методы психологической самопомощи с регулярными походами к психотерапевту.

Будете вы работать самостоятельно или вместе со специалистом, вы в любом случае должны пройти через следующие этапы терапии.

  1. Создание безопасного пространства. При работе с психологом этим займется сам специалист. Если вы захотите сделать какую-либо самостоятельную технику для проработки детских травм у взрослых, то заранее побеспокойтесь о том, чтобы вас никто не беспокоил в течение 1–2 часов.

Дайте себе внутреннее разрешение плакать и проживать любые эмоции: гнев, страх, злость, разочарование, обиду, вину. Пообещайте не осуждать себя за проступки прошлого хотя бы на время психотерапии. Разрешите себе просто БЫТЬ.
Избавьтесь от ожиданий каких-либо конкретных результатов от сессии

Неважно, это сессии с психологом или самостоятельные. Если травма болезненная, то, скорее всего, для ее исцеления понадобится несколько занятий

Также помните, что гораздо важнее не то, что происходит на терапевтической сессии, а то, что происходит между ними. Бывает так, что клиент не получает каких-то «особенных» осознаний во время сеанса терапии, но замечает, как он вдруг непроизвольно в повседневной жизни стал вести себя по-другому. Это и есть результат исцелений детской психотравмы.
Сделайте исцеляющую технику, которую выбрали. На приеме у психолога анализом и подбором техник занимается специалист.
Отследите, что поменялось в вашем состоянии. Как вы себя чувствуете?
Уделите несколько минут своему телу перед завершением сессии. Когда мы погружаемся в воспоминания прошлого, мы фактически уходим из момента «здесь и сейчас». Перевод внимания на тело помогает заземлиться и вернуться в настоящий момент.

Симбиотические отношения

Второй важной концепцией Шиффов стала концепция симбиоза, которая связана с дефицитом в детском развитии. Симбиоз возникает тогда, когда два и более человека ведут себя так, как будто между ними образуется одна целостная личность, состоящая из трех эго-состояний

Эта взаимосвязь структурно характеризуется тем, что ни один индивид не развивает полный комплект эго-состояний. Так, один человек может, например, иметь эго-состояние родителя и взрослого, а второй состояние ребенка, и таким образом дополняя друг друга они образуют одну личность

Симбиоз возникает тогда, когда два и более человека ведут себя так, как будто между ними образуется одна целостная личность, состоящая из трех эго-состояний. Эта взаимосвязь структурно характеризуется тем, что ни один индивид не развивает полный комплект эго-состояний. Так, один человек может, например, иметь эго-состояние родителя и взрослого, а второй состояние ребенка, и таким образом дополняя друг друга они образуют одну личность.

Например, в детстве это может быть мать, которая берет на себя эго-состояния родителя и взрослого в то время, как ребенку, только и остается, что состояние Ребенка. Проще говоря, это состояние гиперопеки, когда мать не позволяет ребенку вести себя самостоятельно и не позволяет ему взращивать собственные структуры Взрослого и Родителя. Повзрослев, данный ребенок, будет пытаться образовывать схожие пары и в обычной жизни.

Сами, Шифы приводят в пример гендерное разделение ролей. Мужчине говорят, чтобы он держался подальше от кухни, а женщине – от мастерской. Это приводит к тому, что в отношениях мужчина принимает свои эго состояния Родителя и Взрослого, а женщина, использует только Детское эго состояние. У нее есть чувства и желания, а он принимает решения из своего Взрослого и Родителя. Тоже может происходить и не только в таких стереотипных ситуациях.

Например, представьте преподавателя, проводящего занятия со студентами. Преподаватель пишет на доске упражнение и просит одного из них: «Вася, как бы ты решал эту задачу?» Вася не произносит ни слова, а только нервничает и болтает ногой, пока преподаватель не говорит: «Похоже, ты не знаешь как, Вася. Тебе надо больше заниматься…» и пишет решение на доске. Вася успокаивается, перестает болтать ногой и записывает вслед за преподавателем решение задачи.

В данном примере студент и преподаватель вошли в симбиоз. Отрицая в себе, способность самостоятельно решить задачу и скрытно манипулируя преподавателем, Вася игнорирует свои эго-состояния Взрослого и Родителя. Преподаватель, с готовностью показывая Васе решение задачи принимает на себя роль Родителя и Взрослого.

Поступая так, преподаватель игнорирует собственное эго-состояние Ребенка. Если бы он дал своему Ребенку возможность проявиться, он бы осознал, чувство дискомфорта, а интуиция подсказала бы ему: «Меня самого заставили все делать, а мне это не нравится!».

С помощью восприятия Ребенка он мог бы творчески подойти к проблеме и помочь Васе самостоятельно решить задачу. Но преподаватель заблокировал чувство дискомфорта своего Ребенка и нашел облегчение в том, что стал играть привычную симбиотическую роль Взрослого и Родителя.

Таким образом, нахождение в симбиозе подразумевает пассивное ожидание от другого человека, что детские потребности будут им удовлетворены. И с этим связана уже другая концепция Шиффов, концепция пассивного поведения.

Резюме

Гештальт-терапия травмы базируется:

  • На исследовании самим клиентом (разумеется, при поддержке гештальт-терапевта) комплекса актуальных посттравматических переживаний;
  • На последовательной реконструкции патологически разрушенных «фигур сознания», «незавершенных гештальтов» — прерванных эмоциональных переживаний и потребностных процессов;
  • На продуктивном завершении этих «фигур сознания», эмоциональных переживаний и потребностных состояний.
  • На восстановлении позитивного самоотношения клиента (самоуважения, самопринятия и т.п.)

«Выгодность» такой гештальт-работы для клиента относится, по моему мнению, в основном к «зоне будущего».

По данным Т.Бэрли, после прекращения психотерапии, такие клиенты не уменьшают «свои достижения», а наоборот, даже увеличивают их (именно за счет в значительной степени самостоятельного осознанного восстановления собственных потребностных процессов, понимания собственных прерываний потребностей, осознавания способов восстановления саморегуляции и целостности личности).

А также, по данным исследователей, клиенты-«травматики», прошедшие гештальт-терапию (как, впрочем, и роджерианскую терапию) меньше разрушаются при последующих встречах с травмирующими внешними ситуациями (по сравнению с клиентами, прошедшими «экспертную» психотерапию).

Следующая статья Доверие к себеПредыдущая статья Ошибки профессиональных психологов практиков

Техники для исцеления детских психологических травм

Самый распространенный и эффективный способ избавиться от детской травмы – вернуться в прошлое и прожить его снова. Но это далеко не единственный путь избавления от травм. Давайте рассмотрим несколько техник, которые можно использовать и для самостоятельной проработки.

Техника перепроживания. Найдите болезненный момент из прошлого, который вы считаете травматичным. Как правило, именно это воспоминание вызывает у вас бурю чувств: обиду, разочарование, гнев, страх и т. д. Найдите начало воспоминания и постарайтесь пережить его заново до конца. Вспоминайте слова, которые вам говорили и которые говорили вы, свои чувства, эмоции, движения тела
Уделите внимание тому, где именно происходило травматическое событие: было это на улице или в комнате? Кто еще принимал участие в событии? Проживайте воспоминание и одновременно наблюдайте за своими ощущениями тогда и сейчас. Проживите воспоминание несколько раз подряд, пока не почувствуете, что оно стало вам доставлять меньше негативных эмоций.
Техника изменения прошлого
Этот прием поможет высвободить «застрявшую» в прошлом энергию действия. Например, вы часто мысленно возвращаетесь к одному и тому же событию из прошлого, в котором вы поступили не так, как хотели. Пример: мама физически наказывает ребенка за ошибку в чистописании, но ему страшно сопротивляться, и из-за этого он молча терпит, ожидая конца наказания. Взрослый может вернуться в такое событие и как можно яснее представить, будто он ведет себя по-другому. Возможно, ему захочется вырваться из маминых рук, а может, он захочет что-то сказать маме

В этой технике, чтобы справиться с детской травмой, важно несколько раз перепрожить воспоминание по-новому так, как вы хотите, пока не почувствуете удовлетворение и успокоение.
Исцеление внутреннего ребенка. Эта техника помогает разблокировать творческую энергию и чувство радости жизни, которые могли быть заблокированы в результате травмы запрета

Например, ребенок мечтал об игрушке, но родители жестко ему отказывали, обесценивая желание малыша иметь то, что он хотел. Во взрослой жизни такой человек может бессознательно запрещать себе радоваться жизни, ставить истинные цели и идти к ним. Техник для исцеления внутреннего ребенка много. Одна из них – составить список того, что вас радует, а также список того, о чем вы мечтали в детстве, но никак не могли получить. И постепенно, ежедневно или еженедельно воплощать в жизнь то, что вы когда-то не смогли воплотить. Известны случаи, когда взрослые состоятельные мужчины покупали себе наклейки с человеком-пауком, о которых так мечтали в детстве, и открывали в себе «второе» дыхание на реализацию новых творческих идей в бизнесе.
Техника принятия чувств. Детям часто запрещают злиться, обижаться, гневаться, кричать или плакать. Вместе с блокированием этих чувств у малыша блокируется способность к свободному самопроявлению. А это во взрослом возрасте обязательно приведет к проблемам с реализацией и психосоматике. Подумайте о том, какие чувства вы считаете запретными. Может, вы считаете, что плакать на людях, тем более мальчику, это плохо? Или думаете, что обижаться – это плохо. Вы имеете право испытывать любые чувства и эмоции. Осознайте это и старайтесь в повседневности чаще говорить другим о том, что чувствуете, наблюдая за реакцией окружающих на ваши слова.

Мы рассмотрели четыре техники, которые помогут вам бороться с детскими травмами самостоятельно. Также рассмотрели вопросы для диагностики травмы и этапы проведения терапии. Всё это поможет лучше понять то, что происходило с вами в детстве, и навсегда избавиться от груза негативных чувств и эмоций прошлого

Но всё равно делаем акцент на важности прохождения терапии с психологом

Приходите на консультацию в школу практической психологии «Центр ИнтерАктив». Здесь вы не только найдете поддержку для исцеления и проработки детских травм, но и получите ценные знания по психологии. Это поможет вам лучше осознать свои потребности, истинные желания и различные внутренние процессы, которые до этого были вам непонятны.

Предисловие. Несколько слов о психической травме.

Психологическая (психическая травма) — результат негативного воздействия на психику неблагоприятных факторов среды и событий, приводящих к дистрессу. Часто сочетается с физической травмой, обычно возникает при угрозе жизни или ощущению безопасности человека.

Травма есть последствие чрезмерного стресса и результат опыта, который выходит за пределы возможностей человека справляться с обстоятельствами, а также интегрировать получаемые эмоции по поводу имеющих место событий. Травматическое переживание может включать единичный опыт или череду повторяющихся ситуаций, которые сопровождаются сильным потрясением, которое не проходит спустя недели или даже годы.

З.Фрейд в своих поздних работах пытался показать субъективную природу травмы. Имеют значение в первую очередь не сами внешние события, а то, как они были восприняты человеком, насколько травмирующим оказался полученный субъективный опыт. Даже в отсутствии реального физического, морального или сексуального насилия ребенок может испытать переживание сильной угрозы и невыносимой беспомощности, которое существенно повлияет на его восприятие себя, других людей, окружающей действительности и будет во многом определять дальнейшее поведение. А, наоборот, на другого ребенка реально совершенное физическое насилие может и не оказать столь явного влияния. Это объясняет то, почему на одни и те же события, люди реагируют различным образом.

“Мне ничего не поможет” и на что вы можете рассчитывать

КПТСР в отличие от ПТСР появляется не мгновенно. Это долгий, многолетний процесс формирования паттернов поведения, которые помогали выжить в эмоциональном аду. В итоге центром вашей личности является убеждение, что вы никчемны, ничтожны, ненужны и являетесь причиной всех бед. На этом убеждении была построена вся ваша личность. Через это убеждение вы видите весь мир, на нем основано ваше мировоззрение. В соответствии с этим убеждением построена линия вашего поведения, которую сопровождают соответствующие переживания. И это в конечном итоге влияет на работу и структуру мозга. 

Все это означает, что в отличие от локальной психологической травмы, вам с вашей комплексной травмой в принципе придется научиться жить по-новому, чтобы наконец почувствовать себя существующим, нужным, любимым, прежде всего самому себе. А на это понадобиться много времени и усилий. Более того, наверняка будет неправильно утверждать, что у этого пути есть финал. Просто с каждым шагом будет улучшаться качество вашей жизни. 

Вы начнете не просто “справляться” с тяжелыми эмоциями, но начнете переживать позитивные. Диапазон ваших эмоций значительно увеличится. Вы сможете не просто выдерживать тяжелые эмоции, но проживать их, тем самым открывая простор для более тонких чувств и действий. Вы сможете гораздо свободнее чувствовать себя в отношениях, не боясь умереть от стыда и вины за те или иные действия, которые на ваш взгляд осуждают ваши собеседники. Вы не только станете более терпимы к себе и своим якобы косякам, но вы даже откроете для себя, что значит быть “достаточно хорошим”, “достаточно успешным” и т.д. Наконец, вы начнете получать удовольствие и даже счастье в отношениях близости и привязанности, не боясь панически это потерять. Ну и, конечно, многие симптомы КПТСР исчезнут у вас как бы сами собой.

Все еще имея идентичность “человека с комплексной травмой” вы начнете сравнивать себя с другими и рано или поздно вы начнете замечать, что в своем исцелении вы продвинулись с точки зрения эмоциональной зрелости значительно дальше, чем многие условно здоровые личности. 

Виды репарентинга

Спот-репарентинг. Рассел Оснес предложил методику спот или «точечного» -репарентинга. Этот метод применяется к клиентам, которым не требуется длительный и всесторонний репарентинг.

Оснес (Osnes, 1974) описывает следующие шаги в процессе спот-репарентинга.

  1. Заключение контракта на Репарентинг.
  2. Приглашение к возрастной регрессии. При этом если клиент чувствует страх или тревожится перед регрессией, то терапевт приглашает его мысленно посетить какое-либо безопасное место, а затем возвратиться и начать регрессировать.
  3. Далее терапевт берет клиента за руку и спрашивает, сколько тому лет, где он находится, что случилось. При этом терапевт просит описывать события в настоящем времени.
  4. Когда клиент начинает описывать свой травматический опыт, терапевт прерывает клиента на самом ключевом месте и спрашивает: «Что тебе нужно сейчас вместо того, что с тобой происходит?» Ответ обычно касается какой-либо потребности: чтобы обняли, взяли за руку, сказали, что любят и ценят его.

Иногда упоминается конкретный человек, как-то: «Мне необходимо, чтобы мама сказала мне, что выражать свой гнев — это нормально». Тогда терапевт либо сам, либо с помощью приглашенного участника из группы выполняет требование клиента.

Несколько иной аспект принимает парентинг, если травматическое событие случилось в довербальном возрасте, и оно выражено, например, в виде страха перед неведомой опасностью. Терапевт дополнительно просит клиента рассказать информацию о своих ранних годах, которую тот, возможно, слышал от родственников, а далее просит клиента выбрать «мать» или «отца» из группы.

Далее он говорит: «А теперь молча, без разговоров, ползи или иди к тому человеку и возвращайся к тому раннему переживанию». Пока клиент идет, его держат за руку и дарят ему тепло, любовь и физические поглаживания от «Нового Родителя» и других членов группы.

Селф-репарентинг. Процедура селф- или саморепарентинга была предложена Мюриэл Джэймс и названа так потому, что «каждый клиент независимо решает, каким именно будет его новое родительское Эго-состояние».

Необходимость саморепарентинга определяется наличием реальных негативных родительских фигур. При этом автор предлагает клиенту найти у своего Родителя какие-либо положительные черты, например: «Папа рассказывал мне замечательные сказки, когда я был маленьким, хотя и становился просто омерзительным, когда напивался». Далее на основе этого образа взращивается новая родительская фигура.

Процедура саморепарентинга слагается из нескольких этапов, где терапевт, если он есть, действует как помощник.

На первом этапе проводится диалог между Взрослым клиента и его Ребенком (Ре2), в котором определяются качества необходимые от нового родителя.

Следующий этап предполагает Взрослый анализ данных, полученных от ребенка на предыдущей стадии.

Затем «Взрослый заключает контракт стать замещающим Родителем для внутреннего Ребенка и практиковать Родительское поведение. Это доставляет удовольствие Ребенку, чьи потребности, наконец-то, были удовлетворены.

Репарентинг Родителя. Метод предлагает проекцию во вне Родительского эго-состояния клиента и работу с ним через предоставление позитивных опытов парентинга для устранения недостатков развития. Проще говоря суть метода, состоит в том, чтобы спроецировать во вне внутреннего родителя и уже провести терапию этому самому родителю разрушив те или иные его представления. В целом метод похож на терапию частей.

Репарентинг применяется и в схема-терапии, в которой в настоящее время используются методы, определяемые как «ограниченный репарентинг». Правда ограниченный репарентнинг – это скорее формат взаимоотношений нежели прям какая-то техника.

Так, когда в ходе сессии пациент демонстрирует чувства, характерные для режима уязвимого ребенка, терапевт обязан признать их с особой заботой. Ограниченный репарентинг также подразумевает похвалу и эмоциональную поддержку. Иногда терапевт может прибегать к «дополнительному репарентингу», предлагая пациенту различные переходные объекты, например плюшевую игрушку, помогающую тому успокоиться, и проч.

В рамках «дополнительного репарентинга» терапевт предоставляет пациенту номер телефона, по которому тот может звонить ему в неприемные часы. Правда многие терапевты находят такой стандарт неприемлемым, а исследования Надорта и др., показали, что такое вмешательство никак не влияет на результат при лечении ПРЛ.

Ну и самой знаменитой техникой репарентинга, о которой вы наверняка все слышали является так называемая встреча с внутренним ребенком.

Виды детских психологических травм

Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению техник проработки психотравм, давайте классифицируем их. Все детские психологические травмы связаны с физическим или эмоциональным насилием и делятся на несколько крупных категорий:

  • психическая травма, связанная с кормлением;
  • психическая травма, связанная со сном;
  • травма, связанная с телесным наказанием;
  • травма запретов;
  • негативное психологическое программирование;
  • проклятия и злые пророчества;
  • травма лишений.

Первые три травмы есть практически у каждого человека. Уж таковы особенности советской и постсоветской культуры воспитания: каждого ребенка накормить строго по расписанию в соответствии с рационом и заставить днем спать, даже если малыш сопротивляется. Чем впоследствии для ребенка обернется то или иное «воспитательное» событие – зависит от степени его эмоциональной устойчивости.

Заключение

Метод Переродительствования на сегодняшний день является самым глубоким методом в транзактном анализе. Однако как я уже сказал, первоначальный вариант является крайне спорным и не только в виду того, что происходило в так называемой семье Шиффов, по факту есть и другие проблемы.

Например, не смотря на заявлении о необходимости формировать позицию взрослого и ясное мышление, в рамках данной практики люди регрессировали под серьезным давлением и их намерено погружали в детство.

А Александер, например пишет, что подобный подход является особенно соблазнительным для терапевтов, у которых есть фантазии о спасательстве или которые не отказались от фантазий о новом идеальном детстве.

При этом в рамках данного метода практически не существует границ во взаимодействии, как и не существует критериев успешного прохождения тех или иных стадий развития. Даже несмотря на то, что Джеки Шифф провела и биохимические исследования шизофрении, все же всех этих исследований недостаточно, чтобы делать какие-либо серьезные выводы, учитывая, что и вся теория транзактного анализа в целом не относится к научно обоснованным.

В то же время, как по мне отдельные и краткосрочные техники репарентинга являются вполне эффективными. В той же регрессивной гипнотерапии, гештальт терапии, да и когнитивно-поведенческой терапии они применяются достаточно часто.

YouTube,Сайт (консультации),Обучение, Консультации (WhatsApp) —  8-926-105-54-96 (SMS)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: