Научиться видеть бога во всем: брахмачарья

Исторический факт

Первые упоминания о целибате содержатся в правилах Эльвирского собора, датированных IV веком. Священнослужителям предписывалось пожизненно соблюдать обет безбрачия. Нарушители навсегда отлучались от церкви и даже на смертном одре не могли получить прощения. Информации о женском безбрачии древние документы не содержат.

Женский целибат рассматривался в контексте сохранения чистоты души и тела — отсутствия отношений с мужчинами до замужества и в случае смерти супруга. Строгих последствий нарушения целомудрия для женщин, как в отношении служителей церкви, не было. Обрядового содержания обет безбрачия не имел. Воспринимался как установленная моральная норма.

Существующие с языческих времён обеты распространены по миру и теперь.

Как следовать принципу?

Как привнести Брахмачарью в жизнь? Прежде чем совершить какое-либо действие, нужно принять идею, что и совершающий, и объект его взаимодействия есть Бог. Вступая в контакт с людьми, воспринимать их как проявление Бога, как очередная капля в океане Высшего сознания. Сила Брахмачарьи меняет жизнь и ее восприятие. Приходит и знание, что все и всё вокруг – едино, что это одно целое, проявленное в разных формах материи. Эта тема очень обширная и не может быть полностью объяснена в одной статье. Регулярная практика даёт ответы на вопросы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Исторические ссылки на брахмачарью

Веды обсуждают брахмачарью как в контексте образа жизни, так и в контексте этапа жизни. Ригведа , например, в Книге 10, главе 136, упоминает искателей знаний как тех, у кого есть кесин (длинноволосые) и в одежде цвета земли (желтая, оранжевая, шафрановая), занятые делами мананат (ум, медитация). Ригведа, однако, называет этих людей Муни и Вати . Атхарваведа , завершено около 1000 г. до н.э., имеет более явное обсуждение Брахмачарьи , в книге XI главе 5. В этой главе Атхарваведы брахмачарья описывается как то, что ведет ко второму рождению (ум, самосознание), а Гимн 11.5.3 рисует символическую картину того, что, когда учитель принимает брахмачари, ученик становится его эмбрионом.

Концепция и практика брахмачарьи широко распространены среди более старых слоев Мукхья Упанишад в индуизме. Текст 8-го века до нашей эры Чандогья Упанишада описывает в Книге 8 деятельность и образ жизни, которые являются брахмачарьей:

Гимн в другой ранней Упанишаде, Мундака Упанишаде в Книге 3, Глава 1, также гласит:

Веды и ранние тексты Упанишад индуизма в своем обсуждении брахмачарьи не упоминают ни о возрасте ученика в начале брахмачарьи, о каких-либо ограничениях сексуальной активности. Тем не менее, как в конкретных, так и в различных Упанишадах (таких как Шандилья-упанишада), а также в индуистских смрити (таких как Манусмрити) существует явный общий консенсус в отношении того, что «ученик» мужского пола, именуемый «брахмачари», должен воздерживаться от «выпуска спермы». Это правило может применяться или не применяться к гуру. Стихи 11.5.4.16 и 11.5.4.17 Сатпатха Брахаманы представляют две разные точки зрения на сексуальную активность гуру во время ашрама Брахмачарьи, то есть учителя «ученика-брахмачари»,один против и один как выбор. Точно так же, в стихе 11.5.4.18, Шатапатха Брахамана представляет противоположные точки зрения на ограничение в еде (относительно меда) для ученика-брахмачари.

Брахмачари йога. История создания

Автором этого стиля считается Махариши Картикейя. Согласно легенде, он обладал сверхъестественными способностями и жил более 300 лет.

Махариши Картикейя родился в Северной части Индии. Его родители относились к касте брахманов. Известно, что некоторое время Гуру странствовал по Гималаям, где вёл жизнь отшельника. Позже он путешествовал по Индии и проповедовал.

Во время одного из таких путешествий в городе Бихаре Махариши Картикейя встретил своего будущего ученика – Свами Дхирендру Брахмачари. Тот был из бедной семьи, однако кастовые отличия не помешали им сблизиться. Брахмачари почитал своего учителя, открывшего ему глубинные аспекты йоги.

Дхирендра распространял это учение по Индии. Он обучал йоге Джавахарлала Неру и Индиру Ганди. Основал ашрамы в нескольких городах Индии. А вот цели популяризировать Брахмачари йогу за рубежом у него не стояло, поэтому довольно редко посещал Европу и Америку.

После смерти Дхирендры Брахмачари (в автокатастрофе в 1994 году) руководство школой Брахмачари йоги взял на себя его ученик – Бал Мукунд Сингх. Это учебное заведение находится в столице Индии.

В Дели этот стиль преподаётся в государственном университете им. Морарджи Десаи. Ранее ( тогда оно оно носило название Государственный Центральный научно-исследовательских институт Йоги) директором этого учебное заведения был сам Дхирендра Брахмачари.

Как этап жизни Ашрама

Брахмачарья в индуизме буквально означает «поведение, соответствующее Брахману » или «на пути Брахмана».
Исторически
брахмачарья относилась к стадии жизни (ашрам) в системе ведических ашрамов . Древняя индуистская культура делила продолжительность жизни человека на четыре этапа: брахмачарья , грихастха , ванапрастха и санньяса . Брахамачарья ашрам занимал первые 20–25 лет жизни, примерно соответствующие подростковому возрасту. Упанаянам ребенка , молодой человек начнет учебную жизнь в гурукуле (домашнем хозяйстве гуру ), посвященную изучению всех аспектов дхармы , то есть «принципов праведной жизни». Дхарма включала в себя личную ответственность перед собой, семьей, обществом, человечеством и Богом, включая окружающую среду, землю и природу. Этот образовательный период начался, когда ребенку было от пяти до восьми лет, и продолжался до возраста от 14 до 20 лет. На этом этапе жизни традиционные ведические науки и различные шастры изучались наряду с религиозными текстами, содержащимися в Ведах и Упанишадах .. Этот этап жизни характеризовался практикой безбрачия .

В одном контексте брахмачарья является первым из четырех ашрамов (возрастных стадий) человеческой жизни, а грихастха (домохозяин), ванапрастха (житель леса) и санньяса (отречение) являются тремя другими ашрамами . Стадия жизни брахмачарьи (бакалавра) — с детства до двадцати пяти лет — была сосредоточена на образовании и включала практику безбрачия . В этом контексте это означает целомудрие на студенческом этапе жизни в целях обучения у гуру .(учитель), а на более поздних этапах жизни с целью достижения духовного освобождения (санскрит: мокша ).

Нарадапаривраджака-упанишада предполагает, что стадия жизни брахмачарьи (ученика) должна начинаться с того возраста, когда ребенок готов получать учения от гуру , и продолжаться в течение двенадцати лет.

Окончание стадии жизни брахмачарьи отмечалось церемонией Самавартанам . Затем выпускник был готов либо начать стадию жизни грихастхи (домохозяина), либо ждать, либо вести жизнь в саньясе и уединении, как риши в лесу. Вьяса в главе 234 Шанти Парвы в Махабхарате восхваляет брахмачарью как важный этап жизни, необходимый для обучения, затем добавляет этап грихастхи как корень общества и важный для успеха человека.

брахмачарья для девочек

Веды и Упанишады не ограничивают студенческую стадию жизни мужчинами. Атхарва Веда, например, утверждает

Нет возрастных ограничений

Гонда утверждает, что возрастных ограничений для начала брахмачарьи в древней Индии не было. Не только юноши, но и пожилые люди прибегали к студенческому этапу жизни и искали авторитетных в определенных предметах учителей. Чандогья-упанишада в разделе 5.11 описывает, как «богатые и образованные домохозяева» становятся брахмачари (учениками) у Риши Кайкеи, чтобы получить знания об Атмане ( внутреннем Я ) и Брахмане (Абсолютной Реальности).

Что такое целибат

В большинстве религиозных конфессий и в некоторых духовных течениях существует обет безбрачия, который дают те, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу или любимому делу. Это значит, что человек делает осознанный шаг к усмирению своей плоти, который продиктован либо духовными устремлениями, либо внешними условиями.

Происхождение слова

Данный термин происходит от латинского caelibatus, что переводится как «неженатый». Практика воздержания уходит своими корнями в глубины тысячелетий и была распространена по всему миру. Известны примеры из древнего индуистского эпоса, когда не только брахманы, но и легендарные герои давали обещание Богу, что откажутся от семейной жизни во имя достижения внутренней силы благочестия.

Известно и о том, что древнеримские весталки — жрицы Весты, которая являлась богиней любви, также давали подобный обет. Его нарушительниц закапывали живьем в землю.

Значение понятия

Тот, кто становится на этот путь, преследует определенные цели. Одни усматривают в этом необходимое условие для стяжания духовной силы, ее сохранения во имя совершенствования. Так поступают буддийские монахи.

Для других — это своеобразная служебная необходимость. Например, в традиции западной церкви целибатом называется обязательное безбрачие у католического духовенства (за исключением дьяконов). Похожее явление существует и в православии, где епископами могут становиться лишь монашествующие и те священники, которые не имеют семьи.

Значение данного понятия для каждого практикующего свое, в зависимости от того, что он несет в своем сердце, выполняя этот обет.

Целибат для женщин и мужчин

Как для мужчин, так и для женщин, этот метод устраняет на пути следования к Богу или другой цели помеху в виде семьи, которая переключает основное внимание человека и отнимает значительную часть его времени и сил. Люди, которые видят смысл своей жизни в служении Богу или любимому делу, могут обратиться к этой практике, чтобы убрать со своего пути все, что препятствует движению к высшей истине в их понимании. Есть немало мужчин и женщин, не связывающих себя религиозными обетами безбрачия, но по сути ведущих образ жизни, частично или полностью соответствующий подобному обету

У одних это связано с общественной деятельностью, у других — с особенностями характера и темперамента. Некоторые через усмирение плоти открывают в себе новые духовные горизонты, находя свое предназначение в служении людям

Есть немало мужчин и женщин, не связывающих себя религиозными обетами безбрачия, но по сути ведущих образ жизни, частично или полностью соответствующий подобному обету. У одних это связано с общественной деятельностью, у других — с особенностями характера и темперамента. Некоторые через усмирение плоти открывают в себе новые духовные горизонты, находя свое предназначение в служении людям.

Но все же имеются отличия в практиковании этого метода мужчинами и женщинами. Связано это в первую очередь с устройством их внутренних природ.

Для мужчин:

  • энергия движется вверх, стараясь охватить непознанное;
  • склонность постигать жизнь, используя логику, включая в этот процесс весь свой умственный потенциал (жить по уму);
  • основная активность проявляется за рамками личной системы, мужчине необходим социум для самовыражения;
  • масштабность действий.

У женщины энергия движется ближе к земле

Ее сознание старается охватить вниманием то малое, которому она в состоянии дать любовь и поддержку. Она познает мир чувствами и сердцем, не старается спасти весь мир, но в состоянии обогреть тех, кто ей действительно дорог

Какое отношение к браку и безбрачию сложилось в Православной Церкви

Высказывания угодников Божиих по вопросам целибата, как и слова ап. Павла, не уничижают брак, но говорят о безбрачии ради служения Господу. Это свт. Иоанн Златоуст называет «небесным приобретением, уделом Ангелов, даром Божиим».

Свт. Феофан Затворник пишет:

Свт

Амфилохий Иконийский, сравнивая девство и брак, основное внимание уделяет не внешним формам подвижничества, а внутреннему устроению человека:. Внутреннему состоянию безбрачного уделяет особое внимание и свт

Иоанн Златоуст:

Внутреннему состоянию безбрачного уделяет особое внимание и свт. Иоанн Златоуст:. «…Могу указать многих таких, которые по природе отвращаются от общения с женщинами и убегают, как чего-нибудь скверного, самой беседы с ними; но скажи мне, называть ли их за то целомудренными и будем ли мы их увенчивать и прославлять? Никак

Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою». 

«…Могу указать многих таких, которые по природе отвращаются от общения с женщинами и убегают, как чего-нибудь скверного, самой беседы с ними; но скажи мне, называть ли их за то целомудренными и будем ли мы их увенчивать и прославлять? Никак. Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою». 

А это может делать как женатый мирянин, так и инок.

Итак, святые отцы христианского Востока, признавая, что целибат, как внешняя форма духовной жизни, более удобен для борьбы со страстями, служения Богу, не считают, что отказ от брака спасителен сам по себе

Самое важное – правильное внутреннее состояние человека, без которого можно духовно погибнуть

Отличие черного и белого духовенства 

Неформальное наименование духовенства «черным» или «белым» происходит от древнерусских слов «чернец» и «белец». По темным рясам «чернецами» называли обычно иноков. Как противоположность им, мирян определяли как «бельцов», то есть носящих светлые одежды. Таким образом, 

  • «белое» духовенство (иереи, диаконы) – живущие среди мира женатые священнослужители;
  • «черное» — монахи, имеющие священный сан.

Древняя Церковь о целибате священнослужителей 

Такое разделение духовенства – особенность православной традиции, которая восходит к древнейшей практике первых христиан. В первые века не существовало строгих правил о браке церковнослужителей. Считалось, что священнослужитель может жениться или выбрать безбрачие, при этом священный сан, как правило, не препятствовал женитьбе. 

Но уже с начала IV в. требования к священнослужителям постепенно ужесточаются.Например, «Правила» Анкирского собора (314 г.) разрешают жениться диаконам, если при рукоположении они высказали такое желание.

Интересный фактВ VI в. византийский император Юстиниан, пользуясь традиционным правом  басилевса как «епископа внешних дел» Церкви, издает закон о запрещении священнослужителям жениться после рукоположения. 

Это решение впоследствии подтвердил VI Вселенский Собор, проходивший с 7 ноября 680 г. по 16 сентября 681 г.

Шестое правило Собора гласит:

С этого времени брак священства не запрещен, но возможен только до рукоположения. Будущий служитель алтаря имеет, таким образом, возможность или жениться, или избрать монашеский путь.

Возникновение целибатного священства в Русской Церкви

До середины XIX в. Церковь придерживалась практики рукоположения или женатых, или иноков, несмотря на наличие отдельных  исторических  примеров  целибатных  иереев, не принимавших монашества.

Первое рукоположение 

Прецедент рукоположения небрачного мирянина без пострига в монахи создан в 1860 г. Это принятие священства профессором Московской Духовной Академии, известнейшим церковным историком Александром Васильевичем Горским.   Стремясь  стать монахом, он с юности соблюдал девство, но, под влиянием родителей, не принял пострига, впоследствии многие годы  посвятил обучению будущих пастырей.

С предложением рукоположить этого достойнейшего человека выступил, пожалуй, самый авторитетный из тогдашних русских архиереев, митрополит Московский Филарет (Дроздов), в специальном сочинении подробно обосновавший такую возможность примерами из истории.

24

Марта
1860 года

Свт. Филарет рукоположил Александра Васильевича во диакона, а спустя еще 3 дня – во священника.

Так в Русской Церкви появилась практика целибатного священства. Впрочем, рукоположение о. Александра – единственный ее пример до 1917 г.

В советские годы 

Целибат священства в наибольшей степени распространился с началаXX, во время антицерковных гонений. В 1940-е среди рукополагаемых появляются люди, не имеющие возможности принять иночество из-за массового закрытия монастырей, но не желающие также брака.

Интересный фактПожалуй, самый известный целибатный священник советских лет – о. Иоанн  Крестьянкин. С детства желая стать иноком, он рукоположен во диакона митр. Николаем (Ярушевичем) 14 января 1945 г. В том же году, 25 октября патриарх Алексий I посвятил диакона Иоанна во иереи. А вот постриг принять ему удалось только в 1966 г., после чего (с 1967)   подвижник около 40 лет провел в Псково-Печерском монастыре, став известным всей стране старцем-духовником. 

В наши дни 

Новая «волна» рукоположений безбрачных мирян началась с возрождением церковной жизни с начала 1990-х гг. Тогда, с одной стороны, не хватало пастырей, с другой – многие, желавшие послужить Церкви, не были готовы ни к браку, ни к иночеству. Сейчас верующие и священноначалие оценивают эту практику неоднозначно. 

3 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Церкви принято постановление «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве». Оно определяет ряд требований, предъявляемых к будущим священнослужителям.

Среди них:

  • возраст от 30 лет;
  • наличие высшего богословского образования;
  • обоснование рукоположения правящим архиереем на основе личного прошения рукополагаемого, рекомендации его духовника, других документов.

Собор определяет, что практика принятия священнического сана мирянином, не состоящим в браке, рассматривается, как «исключительная».

Миф № 5. Брахмачарья не связана со здоровьем. Более того, врачи советуют чаще заниматься сексом, чтобы вылечить болезни.

На приёме у врача вас может ждать удивление, что он поддерживает мифы о сексе. Семя и яйцеклетки это седьмая основная ткань или Шукра дхату согласно Аюрведе. Шукра дхату образуется из других дхату и является их концентратом. У мужчин из 40 килограмм съеденной пищи образуется 1 литр крови. Согласно науке, одна капля спермы производится из сорока капель крови. Согласно Аюрведе, на производство одной капли спермы затрачивается восемьдесят капель крови.

Только не говорите, что вы поверили врачам о пользе сдачи крови или частого секса.

Аюрведа рассматривает кровопускание только в исключительных случаях, а секс с выбросом семени только для зачатия ребёнка. Семяизвержение подобно кровопусканию.

Дханвантари сказал:

Современное отношение к женскому безбрачию

В наше время женщины часто отказываются от семейных отношений. Сложно объяснить, чем вызвано такое решение. Общество по-разному относится к этому явлению. Одни считают, что это — дань моде, другие видят отчаяние в надежде создать семью, третьи полагают, что решение продиктовано искренним желанием посвятить себя служению Богу.

Рассматривая ситуацию в ключе православия, надо учитывать следующее. В христианстве женский целибат — не просто отказ от замужества, а способность находить в этом состоянии гармонию, упокоение, радость. Отсутствие супружеских отношений подразумевает ведение христианского образа жизни — соблюдение заповедей, ежедневная молитва, помощь ближним, посещение храма. Без этого декларация и фактический отказ от супружества — не имеют отношения к православному женскому целибату.

Также рекомендуем к прочтению: Аскеза простыми словами.

Значение слова

Слово «целибат» имеет латинское происхождение. «Celibatus» означает «неженатый», то есть понятие изначально связано именно с безбрачием мужчины. Впоследствии, однако, им стали обозначать также отказ от брачной жизни женщины, решившей посвятить себя Богу.

Отношение к отказу от брака в Ветхом и Новом Заветах 

Языческий мир осуждал отказ от брака всегда. Более того, в античных государствах (Афины, Спарта, позже – Рим) существовали повышенные налоги для холостых и даже для тех, кто, будучи женат, не имел потомства. Лишь в исключительных случаях возможно было безбрачие по религиозным соображениям. Например, такой обет давали служительницы богини Весты. Причем сама она как раз считалась покровительницей семьи.

Семейная жизнь считалась обязательной у древних иудеев. Но у них для этого имелись свои основания, сильно отличающиеся от представлений язычников.

Ветхий Завет: «человек от Господа»

Именно так, согласно Библии, назвала праматерь Ева своего первенца, Каина.   Великую надежду первымлюдям,последующим поколениям слова Божии, сказанные Создателем при изгнании из Рая согрешившего Адама. Обращаясь к змию, приведшего к падению первых людей, Господь говорит:

С тех, первых дней, когда жива еще была память о блаженстве потерянного Рая, первые люди ждали рождения Спасителя, который вернет единение между Богом и людьми.

И, хотя Каин не оправдал этих надежд, став, напротив, первым убийцей (Быт.4:8-9), человечество продолжало ждать. Сохранившие истинную веру, иудеи особенно истово ожидали Мессии, который, по слову Господа, родится от жены. Именно поэтому:

  • брак считался обязательным, отказ от него – едва ли не святотатством;
  • многодетность также была благословением Божиим: кто знает, не родится ли Спаситель от той или иной благочестивой жены;
  • а вот отсутствие потомства, скорее всего, говорило о тайных грехах родителей, которых отвергает Создатель.

Конечно, из этих неписаных правил имелись отдельные исключения.

  • Считается, что девственником всю жизнь оставался великий пророк Божий Илия.
  • Обет девства, который ранее не был известен израильтянам, дала жившая при Иерусалимском Храме Мария, Пресвятая Богородица. Предание свидетельствует, что священники, опасаясь, что такое невиданное дело окажется соблазном для окружающих, именно поэтому обратились к прав. Иосифу. Он стал мнимым мужем, на деле же – хранителем чистоты Марии.

Так постепенно подготавливалось изменение отношения к безбрачию, которое происходит в Новозаветные времена.

Новый Завет: «проходит образ мира сего»

Пришествие Спасителя, обетованное еще при Адаме, наполнило сердца людей радостью, превышающей всякое земное наслаждение. Именно поэтому многие христиане оставляли семью, устремляясь за Учителем. Иные же вовсе решались от юности посвятить жизнь проповеди Евангелия, подвигам благочестия – единственному, что имело смысл в новом мире.

С другой стороны, Апостолы называют время, начавшееся с Рождеством Спасителя, «последним». С Рождением Христа историю человечества можно считать завершенной: Сам Господь сообщил людям Истину, а их дело – принять или отвергнуть Его любовь. По слову Апостола Павла:

Не отрицая брака, Апостол говорит, что, хотя нет особого «повеления Господня» о девстве, но лишь советует христианам не привязываться к миру:

Так появляется новое понимание девства как посвящения себя на служение Христу.

Необходимость целибата

Что мы видим в наши дни? Мальчики и девочки, мужчины и женщины погружены в океан нечистыx мыслей, похотливыx желаний и маленькиx чувственныx удовольствий. На самом деле это очень печально. Их сила дискриминации утрачивается из-за возбуждения и похотливого опьянения. Почему вы теряете энергию, на образование которой уходит много недель и месяцев ради небольшого, мгновенного чувственного удовольствия?

В древние времена мальчики Гурукулы (древняя система образования Индии) были здоровыми и сильными. Сегодня в современных школах и колледжах нет настоящей этической культуры. Настоящая система образования нуждается в решительных и радикальных изменениях. Современная цивилизация ослабила наших мальчиков и девочек. Они ведут искусственную жизнь. Дети рожают детей. Существует расовая дегенерация. Невозможно быть сильным и здоровым, если только мужчины и женщины, мальчики и девочки, не постараются достичь уровня Брахмачарья или обета безбрачия.

Чистый воздух, чистая вода, полезная еда, физические упражнения, игры на открытом воздухе, такие как теннис, — все это способствует поддержанию хорошего здоровья, силы и высокого уровня бодрости и жизнеспособности. Есть, действительно, много способов получить здоровье и силу. Эти пути, несомненно, необходимы. Но, безбрачие является самым важным из всех. Это единственная особенность, которая поддерживает истинную мужественность.

Особенности женского целибата

Господь даровал женщине целомудрие и скромность. От того как воспользуется она этим даром — зависит человеческий род. Внутренняя сила женщины в её внешней слабости. Женское безбрачие, как правило, ассоциируется с монашеством. Но это не так. Действительно, приняв монашество женщина даёт обет не иметь отношений с мужчиной, не вступать в брак, не рожать детей. Такое желание продиктовано внутренней волей посвятить жизнь Богу. Эта воля основана на побуждении души хранить чистоту — сердца, мыслей, тела. Монашеский подвиг потому так и называется, что мирские потребности, желания приносятся в жертву приобретению радости души. Жертва — не значит насильственное действие. Это добрая воля. Потому церковь не одобряет желание иных женщин «уйти в монастырь» по причине неудачных отношений, разочарования в мужчинах.

Между тем ставить знак равенства между женским безбрачием и монашеством — не следует. Устои православной жизни предписывают женщинам не иметь отношений с противоположным полом вне брака — это считается грехом. Потому верующие женщины хранят целибат в надежде обрести угодные Богу супружеские отношения.

По сути обета женский целибат от мужского не отличается. Некоторая разница усматривается в поводе действия — в православной церкви женщины не принимают сан епископа, предписывающий целибатство в обязательном порядке.

Видео по теме: Торсунов О. Г. о целибате

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: