Спорт – это характер и многое другое
Да, спорт, это здоровье. А еще это закалка характера. Это привлекательность и уверенность в себе. Бодрое настроение и тяга к жизни. Приучая детей к спорту, мы создаем фундамент. Я твердо убежден, что физические упражнения, по сути, являются не только гимнастикой для тела, но и для души, ума. Это наш подарок ребенку к старости. Годы активной жизни с его детьми и внуками. Мы ведь любим своих детей. А, как сказал один хороший человек: «Любовь – активная забота». По этой причине, предлагаю заботиться. И все разговоры о ненадобностях, не предрасположенностях, найдет себя в другом, отнесем «в пользу бедных».
И еще. Организация и поддержание занятий детей являются проверкой и нашей состоятельности. Нашей, взрослой, дисциплины, настойчивости, умению найти нужные слова. На мой взгляд, принимая решение о рождении ребенка, мы берем на себя обязательства перед предками о передаче родового опыта. Палочки эстафеты. Это труд, возможно один из важнейших в жизни. Мотивы здесь другие. Одно дело готовить свою попу к летнему сезону. Другое – заботиться о жизненных привычках будущего отца твоих внуков.
Конечно, кому-то легче спросить у организма. И перевести ответственность за свою жизнь и жизнь потомков на очень субъективно трактуемые признаки и сигналы. Научить этому ребенка. И потом удивляться, чего это он к тридцатке задумчивый такой. Да все ищет себя, сигналы ждет. Размышляет, как бы благодарность за толерантное воспитание выразить. За учет всех тонкостей формирующейся детской души. Сорри за иронию. Но, на мой взгляд, это бич нашего времени. Особенно, в воспитании мальчиков. У самого трое. Поэтому могу говорить. Повторюсь, мнение личное. Не претендую на конечное знание.
Несправедливость в спорте. Как это пережить?
— Несправедливое судейство много обсуждали после выступления российских гимнасток на Олимпиаде в Токио. Например, если в стрельбе из лука ты либо попал, либо нет — все видно по мишени, то в гимнастике и некоторых других видах спорта критерии не очевидны. За одно и то же выступление могут поставить разные оценки. Подобные ситуации — стресс для ребенка, можно ли к ним как-то подготовить?
— Это происходит не так часто. Конечно, оценки все-таки в первую очередь зависят от результата показанного, а уже во вторую — от судей. Какие-то радикальные расхождения оценки результатов — это практически всегда удар по тем же судьям. Все-таки если мы хорошо отработали, то и хорошо получили.
Мы можем вспомнить Олимпиаду в Афинах, когда засудили Алексея Немова. Да, он остался без награды, но это запустило и пересмотр правил, и пересмотр судейства. Судей, кстати, после этого уволили.
В моем опыте несправедливое судейство чаще бывало в единоборствах — карате, тхэквондо. Иногда в фехтовании такое бывает.
Если ребенок столкнулся с нечестным судейством — это не травматический, а отличный опыт. Это здорово, потому что появляется новый повод для общения с родителями, это интересно обсудить. Безусловно, такая ситуация правильно расставляет точки над i в системе ценностей — не все бывает так, как мы хотим, этим отличается жизнь от сказки. Такая ситуация — прекрасный и безопасный способ осознать это.
Да, это обидно. Ребенок, безусловно, расстроится, не надо его заставлять думать о хорошем в это время. Естественная реакция — это плакать, кричать, уединиться или что-то еще.
— Что делать родителям? Как поддерживать ребенка в ситуации спортивного провала?
— Похвалить за то, что было сделано хорошо. Если само выступление прошло неплохо, значит, у нас есть повод отметить технику, выносливость, то, что хватило силы, получилось отработать запланированное, добиться какой-то цели или просто повторить лучший результат на тренировке. Уже молодец — не растревожился, не попал под какой-то тяжелый стресс, то есть надежно и качественно отработал.
Если ребенок получил нечестную оценку, научите его к этому относиться философски. Скажите: «Да, бывают такие люди».
Хорошо, если ребенок узнает, что такое плохо и что такое хорошо на примере спортивных соревнований, а не встретит в своей жизни настоящих негодяев.
Пусть худшее, что он увидит — нечестное судейство. Так к этому и надо относиться.
По справедливости — да, должно было случиться иначе, но видишь, как судьба распорядилась. Мы должны быть с тобой к этому готовы. Идем и тренируемся дальше.
Что удерживает нас от занятия спортом?
Если вы испытываете проблемы с тем чтобы начать ходить в тренажерный зал или хотя бы бегать, вы не одиноки. Многие люди испытывают те же сложности, даже профессионалы в спорте.
Но несмотря на то, что могут возникнуть сложности с отсутствием времени или состоянием здоровье, для большинства из нас самыми высокими барьерами являются именно умственные. Возможно, одной из причин является отсутствие уверенности в себе, которое мешает предпринимать положительные шаги в нужную сторону. Или мотивация быстро вспыхивает и так же быстро гаснет. Со всеми такое случалось.
Вот что вы можете сделать, чтобы преодолеть ментальные барьеры:
- Отбросьте мышление «Все или ничего». Вам не нужно часами находиться в тренажерном зале или принуждать себя к однообразным или болезненным действиям, которые вы ненавидите, чтобы испытать физические и эмоциональные преимущества упражнений. Даже самое маленькое физическое упражнение лучше, чем ничего. Будьте уверены, что даже пятиминутное упражнение, выполняемое каждый день, окажет сильное позитивное влияние на ваше здоровье спустя несколько недель.
- Будьте добры к себе. Исследования показывают, что доброта к себе повышает вероятность того, что вы добьетесь успеха в любом начинании. Не ругайте себя по поводу состояния своего тела, своего текущего уровня физической подготовки или предполагаемого отсутствия силы воли. Все это может демотивировать вас. Вместо этого рассмотрите свои предыдущие ошибки и нездоровые привычки и сделайте правильные выводы.
- Проверьте свои ожидания. Вы не измените ситуацию за один день и не проснетесь на следующее утро идеально здоровым и подтянутым. Не стоит завышать своих ожиданий, потому что это одна из основных причин того, что люди бросают занятия спортом. Не преувеличивайте свои возможности. Вместо этого сфокусируйтесь на последовательности и будьте терпеливы.
Однако есть и еще одна серьезная преграда на пути к занятиям спортом – это оправдания.
Психология мотивации
Осознанная деятельность невозможна без мотивации, и спорт — не исключение. Чтобы мотивировать и себя, и другого человека (особенно ребенка) правильно, нужно понимать, что это явление из себя представляет и как работает.
Совершать любые действия нас побуждают мотивы
. Они могут быть самые разные: желание получить материальную вещь или самоутвердиться, моральный долг, интерес к самому процессу и так далее. Мотивацией
психологи называют совокупность этих мотивов плюс какие-либо внешние факторы
(например, влияние другого человека или жизненные условия).
Самыми распространенными мотивами, побуждающими человека заниматься спортом, являются:
-
стремление к физическому и моральному совершенству
— спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер; -
стремление к самоутверждению
— спорт дает возможность стать лидером, снискать уважение окружающих, получать похвалу и признание, а также иметь успех у другого пола; -
социальные факторы
— мода на здоровый образ жизни, престиж спорта в городе/стране/мире, много друзей-спортсменов, семейные традиции; -
стремление к удовлетворению духовных потребностей
— спорт дарит новые впечатления, позволяет почувствовать себя частью чего-то большего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и авторитетными фигурами.
В целом все эти мотивы объединяет чувство удовлетворения, которое испытывает спортсмен.
В спорте мотивация бывает:
-
общая
— формируется постепенно и постоянно, в сознание закладываются долгосрочные цели и мотивы для занятий спортом; -
конкретная
— актуальная для отдельной тренировки, соревнования или этапа подготовки.
Это обязательно нужно учитывать и подогревать интерес ребенка как к занятиям в принципе, так и к каждому отдельному событию.
Как увлечь маленького ребенка спортивными упражнениями?
Считается, что характер и привычки человека в основном формируются в первые три года жизни, поэтому, если родители хотят привлечь ребенка к спорту и выработать у него правильное отношение к здоровому образу жизни, то начинать нужно именно до трех лет.
Играйте с детьми
Для родителей рекомендуется привлекать детей к физическим упражнениям с малых лет. Малыши всегда очень активны и много двигаются, направьте их энергию в нужное русло. Конечно, упражнения должны проходить в виде игры, ребенок повторяет за мамой или папой движения под музыку, бегает за мячиком, прыгает через низкую скамейку, кидает мячи или кегли в цель
Малыш может удерживать внимание не более 8-10 минут, не заставляйте его подолгу делать нудные упражнения. Нельзя допускать переутомления ребенка и излишней перегрузки, так можно вызвать негативные эмоции, что приведет к полному отказу от упражнений
Утренняя зарядка
Превратите зарядку в веселую игру, покатайте малыша на спине, кидайте шарики друг другу, делайте наклоны и приседания, можно любые упражнения доступные для маленького. Если ребенок будет испытывать радость от занятий, то это послужит стимулом к выполнению новых более сложных упражнений и постепенно войдет в привычку. Да и взрослым будет полезно упражняться по утрам. Главное – положительные эмоции и хорошее настроение.
Подвижные игры с другими влияют на формирование спортивного характера. Во время игры совершенствуются двигательные навыки, развиваются физические качества: быстрота, гибкость, ловкость. Занятия нужно проводить вместе со взрослыми или сверстниками, постоянно поощряя ребенка и делая скидку на возраст. Покажите несколько движений, пусть ребенок повторит их, установите правила игры, научите соблюдать порядок, разнообразьте упражнения, добавляя новые элементы. Занимайтесь каждый день не больше получаса.
Личный пример родителей
Если папа хочет, чтобы сын или дочка были спортивными, надо самому показать пример, ходить на спортивные занятия, показывать, как папа хорошо делает упражнения и малыш начнет повторять их, ведь у папы так здорово получается. Можно брать ребенка с собой на соревнования в качестве зрителя. Дошкольнику можно объяснять правила спортивных игр, как начисляются очки, как проводится матч, чертить таблицы и следить за ходом соревнований или за отдельным спортсменом. Такое пояснение поможет лучше усвоить, в чем смысл спортивных состязаний.
Точность и слаженность движений имеют огромное значение не только для спорта, но и для жизни человека вообще. Познакомьте свое чадо с подвижными играми: футболом, теннисом, регби, гимнастикой, хоккеем, атлетикой, городками. Расскажите обо всех видах спорта, доступных в вашей местности. Может ему подойдет что-то по характеру. Если желаете приучить ребенка к спорту, то вы тоже должны этим заняться: любить спорт, вместе с ним ходить на пробежки, посещать спортивные матчи, с сыном тренироваться на спортивной площадке.
Купите интересный инвентарь
Многие дети начинают путь к спортивной карьере с желания иметь спортивные принадлежности. Заведите ваше чадо в спортивный магазин, понаблюдайте, что у него вызывает интерес, может быть, потом это принесет Дедушка Мороз. Сначала очень хочется роликовые коньки, обруч, самокат или грушу для бокса. Потом увлечение перерастает в желание улучшать свои навыки, добиваться новых высот, теперь ребенок готов тратить свое время на занятия боксом или катание на коньках. Тут хороший родитель поддержит и разовьет появившуюся потребность у ребенка. Для дошколят можно начать со спортивной стенки дома: мимо висящих веревок, лесенок и турников точно ни один малыш не пройдет.
Используем богатое воображение детей
Маленькие мальчики могут мечтать быть похожим на известного хоккеиста, футболиста или штангиста. По телевизору показывают прекрасно сложенных актеров, которые начинали свою карьеру в спорте. Все маленькие девочки любят танцевать под музыку, представляя себя гимнасткой или фигуристкой. Можно использовать этот детский интерес и предложить ребенку попробовать стать таким же успешным и знаменитым, но для этого нужно записаться в спортивную секцию, чтобы тренироваться под контролем специалиста.
Мотивация в спорте для ребенка
Маленькому ребенку очень сложно понять, какую именно пользу ему принесут занятия спортом. А вот боль в мышцах после тренировки он отлично чувствует! Абстрактные заявления родителей: «У тебя будет отличная осанка», «Вырастешь сильным и здоровым», «Никогда не столкнешься со сколиозом» — для ребенка практически пустой звук. Он хочет заниматься чем-то, что интересно, например, рисовать или бегать с друзьями во дворе.
Отлично, если родители могут своим примером мотивировать ребенка заниматься спортом. Например, у папы коричневый пояс по каратэ и на стене в квартире на видном месте висит его грамота, показывающая, что он чемпион своего города. Или мама в детстве занималась гимнастикой и до сих пор может встать на мостик или сделать шпагат. Но так бывает далеко не всегда.
Для мотивации ребенка нужно рассказать, каких именно конкретных успехов он может добиться. Например, спортивные танцы —«Ты будешь лучшей на школьной дискотеке, мальчики будут восхищаться». Борьба — «Сможешь давать отпор хулиганам, защитить себя и близких»
Кроме того, родителям очень важно самим показывать заинтересованность конкретным видом спорта. Если папа болеет за местный футбольный клуб и не пропускает ни одного матча, сыну будет в удовольствие пойти в секцию по футболу
Родителям нужно разбираться, что именно происходит на тренировках, интересоваться всем, что говорит тренер и важно для ребенка, обсуждать это. В такой атмосфере общей заинтересованности мотивация возникнет сама собой
Как привить и поддерживать интерес к спорту
Сделать это несложно. Главное — не лениться и приложить немного усилий.
Физкультура в школе формирует правильное отношение к спорту. Мотивируйте ребенка посещать уроки физкультуры, не идите на поводу у маленького нехочухи и не разрешайте прогуливать предмет.
Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил спорт, полюбите его сами. Ведь дети копируют поведение взрослых. Больше двигайтесь вместе с ребенком на прогулках, играйте в догонялки, катайтесь на велосипеде. Такая активность отлично развивает малышей, а родителей держит в тонусе.
Физическая активность не должна быть скучной, однообразной и вызывать желание быстрее закончить упражнения и сесть за компьютер. Хвалите и поощряйте ребенка, не запрещайте бегать и прыгать, поддерживайте интерес командными играми с друзьями — дух соревнований включает азарт. Если у малыша что-то не получается или он проигрывает сверстникам, проявляйте максимум заботы, объясняйте, что так случается, но, чтобы победить, стать сильным, быстрым, нужно много работать.
Дайте ребенку возможность самому выбрать вид спорта, которым он хотел бы заниматься. Предложите несколько секций, пусть он сходит на пробное занятие в каждую. Так будет легче определиться, к чему лежит душа вашего малыша, какие у него способности и таланты.
Купите ребенку красивую спортивную форму. В новой одежде, особенно если он выбирал ее сам, малыш будет чувствовать себя комфортно, и с энтузиазмом возьмется за спортивные упражнения.
Дети любят ритуалы, они к ним быстро привыкают, поэтому предложите ребенку выработать спортивную привычку. Для этого нужен всего 21 день. Договоритесь заниматься ежедневно по 30 минут три недели подряд. Просто начните двигаться: гуляйте в обычном ритме, играйте в мяч, откажитесь от лифта и поднимайтесь по лестнице. Это отличный старт для поддержания физической активности, а потом вы не сможете представить свою жизнь без движения.
Все предельно просто и понятно. Так что отложите телефоны в сторону и радуйтесь жизни.
Вам может быть интересно
31.05.2019 Детская наркомания — не приговор: как одолеть зависимость
29.07.2019 Как распознать в себе компьютерного игромана
01.08.2019 Машина времени: какие советы человек дал бы самому себе в молодости
11.11.2019 Информации много не бывает? Как избежать информационной перегрузки
25.02.2019 Стадии алкоголизма: как выпивка испортит вашу жизнь
11.11.2019 Битый час в чате: как побороть зависимость от интернет-общения
13.11.2019 Лечение ожирения через привычки: как похудеть без насилия над собственным телом
04.03.2019 Онлайн-казино: развлечение или зависимость
05.06.2019 Девять способов стать смелее
01.08.2019 28 % людей предпочитают работать с психологом дистанционно
07.03.2019 Купил, очнулся — банкрот. Как перестать решать все проблемы с помощью шопинга
21.06.2019 Привычки, которые помогут зарабатывать больше
Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога
Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:
- Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
- Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
- Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
- Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
- Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка — это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
- Эврика (греч. heureka — я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника — первооткрывателя учение всегда является удовольствием.
-
Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!
Психология мотивации
Осознанная деятельность невозможна без мотивации, и спорт — не исключение. Чтобы мотивировать и себя, и другого человека (особенно ребенка) правильно, нужно понимать, что это явление из себя представляет и как работает.
Совершать любые действия нас побуждают мотивы. Они могут быть самые разные: желание получить материальную вещь или самоутвердиться, моральный долг, интерес к самому процессу и так далее. Мотивацией психологи называют совокупность этих мотивов плюс какие-либо внешние факторы (например, влияние другого человека или жизненные условия).
Самыми распространенными мотивами, побуждающими человека заниматься спортом, являются:
- стремление к физическому и моральному совершенству — спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер;
- стремление к самоутверждению — спорт дает возможность стать лидером, снискать уважение окружающих, получать похвалу и признание, а также иметь успех у другого пола;
- социальные факторы — мода на здоровый образ жизни, престиж спорта в городе/стране/мире, много друзей-спортсменов, семейные традиции;
- стремление к удовлетворению духовных потребностей — спорт дарит новые впечатления, позволяет почувствовать себя частью чего-то большего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и авторитетными фигурами.
В целом все эти мотивы объединяет чувство удовлетворения, которое испытывает спортсмен.
В спорте мотивация бывает:
- общая — формируется постепенно и постоянно, в сознание закладываются долгосрочные цели и мотивы для занятий спортом;
- конкретная — актуальная для отдельной тренировки, соревнования или этапа подготовки.
Это обязательно нужно учитывать и подогревать интерес ребенка как к занятиям в принципе, так и к каждому отдельному событию.
Скорректируйте самооценку ребенка
Основные типы: завышенная, заниженная, адекватная, несформированная
Когда очевиден: в размышлениях и поведении
Как определить?
Прямые вопросы: Какой ты? Какие свои качества ты знаешь? Что говорят о тебе друзья?
На что обратить внимание? Есть ли у подростка свое мнение или он опирается на слова окружающих о нем? Какую оценку своей личности он считает истиной?
Например: Подростки часто называют себя ленивыми, неспособными, неорганизованными и опираются в такой самооценке на слова родителей и учителей. У них не сформирована самооценка.
В чем связь с мотивацией? Мотивация вырастает, когда человек понимает чего он хочет и что может. Иначе человек будет метаться между сиюсекундными желаниями.