Как заставить подростка заниматься спортом

Третья причина, которая мешает принять ситуацию – ваша привычка переживать

Излишние переживания, можно назвать чертой характера, или даже привычкой. Что такое привычка переживать? Не будем глубоко вдаваться в психический механизм, если в двух словах, то ваши нейронные связи в головном мозге «приучены» быть в возбужденном состоянии из-за разных событий, происходящих в жизни.

Если вы и сами про себя говорите, что я принимаю все близко к сердцу, нервничаю и переживаю из-за пустяков, то у вас развилась привычка излишних переживаний.

Хорошая новость! От излишних переживаний можно избавиться, если вы к этому подойдете более осознанно и будете направлять в эту сторону свое внимание. Когда у человека сложился определённый паттерн поведения, тогда он считает свое поведение нормальным и оправданным

И если вдруг ему говорят: «А зачем ты об этом думаешь и переживаешь?

Когда у человека сложился определённый паттерн поведения, тогда он считает свое поведение нормальным и оправданным. И если вдруг ему говорят: «А зачем ты об этом думаешь и переживаешь?

Это же ерунда, пустяки», то для такого человека, эти слова будут говорить о том, что ему надо быть холодным и бессердечным. Ведь для многих людей, сам факт переживания о чем-либо или о ком-то является фактором любви и заботы.

Но вернусь к тому, как привычка переживать является камнем преткновения к принятию ситуации, которую невозможно изменить.

Где-то глубоко внутри прячется мысль или ощущение про то, что если я не буду переживать, то совершу плохой поступок, и я просто обязан и должен так реагировать.

Вы как бы изнутри себя заставляете сопротивляться ситуации, и чувствуете, что обязаны и должны это делать. Этому сопротивлению могут способствовать несколько причин:

— вы взяли чужой шаблон поведения у близких людей – мама, папа и т.д. Они всегда так себя вели, когда что-то случалось, и вы искренне считаете, что сопротивление и не принятие событиям – это нормально.

— вы не привыкли быть осознанными, в вашей голове всегда много мыслей и они скачут как кенгуру, и вам сложно проанализировать причины и следствия происходящего.

— вы излишне эмоциональны. Вам сложно управлять своими эмоциями, и любая сильная эмоция накрывает вас как цунами.

— вы пессимист по натуре и привыкли концентрироваться на негативных событиях. Ваше мышление и сознание направлено на выискивание проблем, и когда проблема найдете, то включается программа сопротивления, чтобы лишний доказать себе и окружающим, насколько мир не справедлив, а вы в нем жертва.

Как правильно вести себя родителям

Большое значение в безопасном прохождении переходного
периода имеет выбор правильной линии поведения со стороны родителей. Именно в
этом возрасте во многих семьях формируется пропасть между поколениями,
преодолеть которую не получается уже никогда.

Вот несколько простых советов, которые стоит учитывать в переходном периоде:

Внимательно относитесь к ребенку

Важно заметить признаки негативных изменений, к примеру, употребления наркотиков.
Больше разговаривайте с мальчиком. Особенно большое значение приобретает именно мужское воспитание

Если сына приходится воспитывать без отца, можно постараться найти для него хорошую ролевую модель. Важно дать понять, что вы действительно понимаете своего ребенка, солидарны с ним.

Выберите правильную линию поведения. Нужно балансировать между понимаем особенностей изменения поведения, связанных с пубертатом и тем не менее не забрасывать воспитательный процесс.

Узнайте больше о жизни подростков. В таком случае вам будут не так страшны видеоигры, новая музыка или приобщение к какой-либо субкультуре. Важно не становится строгим «вахтером», который запрещает все новое и непонятное для него.

Найдите для ребенка интересные занятия. Это позволит направить энергию, которая начинает бурлить внутри него в правильное русло
Не стоит ограничиваться только спортом – важно всестороннее развитие.

Проявите особенное внимание к случаям травли. Они оказываются особенно распространены в этот период, что требует от вас принять правильные меры

Не смотрите на мальчика свысока. Не стоит думать и тем более говорить, что все проблемы человека несущественны по сравнению с вашими. Поймите, что для него самого все это очень серьезно, это вся его жизнь. Нельзя обесценивать заботы, волнения, страхи и страдания близкого.

На фоне всего перечисленного психологи также не рекомендуют
быть слишком строгими, устраивать скандалы и потакать агрессии. Лучше подумайте
над тем, что вы реально можете сделать для мальчика – подобрать средство от
прыщей, оплатить его хобби и новые интересы, записать в спортивную секцию или
зал для гармоничного физического развития. Станьте для сына другом, который
пусть и ненавязчиво, но все же будет рядом всегда. Это определит ваши отношения
на многие годы вперед.

Любые проблемы всегда серьёзны

Если вы считаете, что проблемы вашего ребёнка это ерунда, то вы глубоко ошибаетесь. Все свои проблемы он воспринимает, как трагедию. Любые неудачи и поражения, будь то плохие оценки в школе или плохие отношения с друзьями, для него сопоставимы с концом света. Ему кажется, что весь мир рушится вокруг него.

Все мы в своё время допускали ошибки, поэтому вам кажется, что проблемы такого рода — ерунда. Но это кажется вам, а ваш ребёнок болезненно реагирует на самые незначительные сбои в ритме его жизни. Уделяйте больше времени ему, живите и его жизнью тоже. Вникайте в проблемы своего ребёнка, помогайте их решить, иначе ваш ребёнок вырастет, но проблемы никуда не денуться, вот тут то и начнут копиться комплексы, мешающие само утвердиться вашему любимому чаду. В этом случае уже будет необходима помощь психолога. Любую проблему решайте вместе с ребёнком.

Попытайтесь внимательно выслушать и помочь ему. Доверяйте своему ребёнку в выборе того, чем бы он хотел заниматься. Если ваш ребёнок несколько лет занимался каким-то видом спорта, который нравился вам, а тут вы слышите отказ посещать занятия по спорту, не сердитесь на него, не ругайте, просто попытайтесь понять его. Ребёнок повзрослел и осознал, что он не получает удовольствия от этих занятий, они ему попросту не нравятся. Не задавайте ребёнку вопросов, почему он не хочет заниматься данным видом спорта, не ищите причин там, где их нет. Не уговаривайте его продолжить занятия, не предлагайте заняться другим спортом. Пусть ребёнок сам разберётся, чего он хочет. Дайте ему право самостоятельно выбирать.

6 Личностные особенности

К личностным особенностям относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное эмоциональное состояние, трудности обучения, высокая тревожность, страхи, неадекватная самооценка и уровень притязаний, и многое другое.

Личность школьника и особенности ее развития оказывают огромное влияние на все сферы его жизни, в том числе и учебную мотивацию. В данном случае точнее будет сказать, что подросток не может учиться, что и влияет на снижение учебной мотивации. И ему необходима помощь взрослых в решении этих проблем.

Как помочь:

1 Проанализировать учебную деятельность своего ребенка. Какие его личностные характеристики могут мешать обучению в школе?

2 Проанализировать свое отношение к учебе сына или дочери. Адекватны ли ваши ожидания его возможностям?

3 Спокойно поговорить со своим чадом. Помогите ему разобраться в причинах школьных трудностей. Окажите поддержку и посильную помощь в их преодолении. Например, чаще хвалите, если у него заниженная самооценка.

Худеем с психологом

– Вы работали и с нашими олимпийскими чемпионками – Евгенией Канаевой и Ксенией Дудкиной. Что помогает им выигрывать и выдерживать сумасшедший спортивный режим?

– Женя редко в Омск приезжала, она в основном занималась на базе в Новогорске. Помню, как она однажды пришла ко мне и рассказывала, как между собой гимнастки в Новогорске общаются

Там важно было не потерять свой внутренний стержень, так как психические нагрузки там очень высокие. Давно это было, году в 2007, ещё до Олимпиады в Пекине и Жениных олимпийских медалей. У Жени огромная сила воли, она уверенная в себе девочка, целеустремлённая

Даже если в душе у неё будет буря эмоций, она никогда этого не покажет. С Ксюшей они похожи по характеру. Ксюша довольно твёрдый, жёсткий человек. При равных условиях на соревнованиях обычно побеждает тот, кто более стрессоустойчив и правильно относится к промежуточным неудачам

У Жени огромная сила воли, она уверенная в себе девочка, целеустремлённая. Даже если в душе у неё будет буря эмоций, она никогда этого не покажет. С Ксюшей они похожи по характеру. Ксюша довольно твёрдый, жёсткий человек. При равных условиях на соревнованиях обычно побеждает тот, кто более стрессоустойчив и правильно относится к промежуточным неудачам.


Евгения Канаева. Фото: АиФ / Николай Кривич

– Что касается наших «художниц», то Канаева и Дудкина, наверное, мотивация не столько для детей, сколько для их родителей. Часто случается, что мамы настраивают детей на то, что они обязательно должны стать чемпионками?

– Часто, но это пресекается. Хорошо, если дети хотят стать чемпионками, но девочки, когда получают первую нагрузку, реально оценивают свои силы. Девочки постарше свои амбиции не показывают, а вот малыши часто говорят, например, «Посмотрите, как я красиво носочек тяну! А Женя так тянет?». Хотя, конечно, родители детям голову забивают…

– Замотивировать на победу можно любого человека?

– Любого. Мотивация – один из важных моментов в спорте, хотя, конечно, сильная мотивация может провоцировать страх. Один спортсмен ставит себе задачу – вкалывать 5-10 лет, но к результату обязательно прийти. А есть дети, которых нужно постоянно держать в тонусе, поддерживать их.

– Знаю, что вы работает не только с гимнастками, но даже с боксёрами, фигуристами, бойцами… Разный вид спорта – разная психология?

– Классификаций по видам спорта нет, один и тот же специалист может работать хоть с боксёрами, хоть со скалолазами. Главное разобраться в отдельных моментах конкретного вида спорта, вплоть до сленга, который употребляется в среде спортсменов. Я работала с фигуристами, боксёрами. Был мальчик – рукопашник, у которого после неудачных соревнований вместо стремления к победе появился страх проигрыша. А человеку уже за 20 лет, сформировавшаяся психика, нужно было время, чтобы расположить его к себе, так как многие психотехники построены на активном участии самого спортсмена. Гимнастки часто испытывают психологический дискомфорт из-за того, что не могу похудеть. Наберут лишний вес и начинают стесняться – шорты длинные надевают, в зеркало то и дело на себя смотрят. И с этой задачей можно справиться, используя специальные психотехники. Но нужно быть аккуратными, чтобы стройность не перешла в болезненную худобу. Было в моей практике, что девочки переходили на одно детское питание. Но питание ведь должны быть правильным, ты можешь и булку съесть и не поправиться, но съёсть её в определённое время, а потом сходить на тренировку.

– Напоследок расскажите, зачем всё-таки люди идут в спорт больших достижений? Какие цели преследуют?

– В прошлом году СибГУФК проводил исследование на тему мотивации занятий спортом и потребности детей в спорте. У наших гимнасток на первом месте стояла потребность в самосовершенствовании. Далее шла потребность в достижениях, общественном признании, одобрении со стороны авторитетных лиц. А вот материальное стимулирование, что примечательно, вообще оказалось на последнем месте.

Нервные тики у детей – рекомендации доктора Комаровского

Нервный тик – непроизвольное сокращение мышц лица и тела. По мнению доктора Комаровского спонтанные гримасы, покашливание, судороги, выкрикивание звуков и слов не являются признаком серьезного неврологического заболевания. Они часто исчезают сами собой после нормализации режима дня и уменьшении психологического давления на ребенка.

Причины появления первичных тиков

Первичная дискинезия мышц – самостоятельное отклонение в работе нервной системы. Она появляется после стресса, испуга (смерти близкого человека, развода, автокатастрофы). Непроизвольные движения также возникают у детей, родители которых часто кричат, ругаются, злоупотребляют алкоголем.

Спонтанная двигательная активность появляется у каждого десятого первоклассника. Многим малышам трудно выдержать школьную нагрузку. К тому же родители в этот период ужесточают требования, чаще проявляют недовольство, наказывают за плохие оценки и поведение. Нервные сокращения также возникают при переезде в другой город, переходе в новую школу.

Наследственная предрасположенность – частая причина появления нервного тика у детей.

Дискинезия мышц появляется у малышей, в рационе которых отсутствуют продукты, богатые магнием и калием. Первые признаки недостатка этих веществ – ночные судороги. Если родители не изменяют питание сына/дочери, мышечные сокращения возникают и в дневное время. По мнению Комаровского ситуацию усугубляют употребление напитков с содержанием кофеина.

Нервные ые тики (свист, покашливание, произнесение определенных слов или фраз шепотом) часто указывают на чрезмерную умственную и психическую нагрузку. Они появляются у детей, родители которых требуют отличных оценок в школе и высоких результатов на спортивных, творческих соревнованиях.

Появление вторичных нервных тиков

Вторичная дискинезия мышц – признак развития неврологических заболеваний. Расстройства ЦНС часто появляются после:

  • сотрясения мозга;
  • внутричерепного кровоизлияния;
  • инфекционных болезней (энцефалит, менингит);
  • отравления тяжелыми металлами, наркотическими веществами;
  • синдрома Туретта.

В этом случае кроме спонтанных движений родители замечают и другие симптомы нарушения работы ЦНС.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты для избавления от первичной дискенции мышц может назначить только врач после осмотра и изучения результатов диагностических исследований.

К средствам медикаментозной терапии относятся:

  • седативные препараты (снимают тревогу, расслабляют мышцы, улучшают качество сна);
  • ноотропы (усиливают кровообращение в зоне головного мозга, повышают устойчивость к стрессам и нагрузкам);
  • нейролептики (снимают напряжение, помогают справиться с фобиями);
  • магний и кальций (нормализуют уровень веществ в организме).

Доктор Комаровский рекомендует изменить рацион питания ребенка, временно заменить чай отварами лекарственных трав (ромашки, валерианы, пустырника).

Методы психотерапии

Для лечения первичного нервного тика ребенку требуется помощь психолога. Врач выясняет причины переживаний малыша и дает рекомендации родителям. Иногда непроизвольные движения пропадают сами собой после прекращения общения с определенными людьми (одноклассником, учителем, родственником). Но чаще для их устранения необходимо изменить атмосферу в семье.

Кроме создания доверительной спокойной обстановки в доме, доктор Комаровский советует помочь малышу справиться со своими переживаниями с помощью метода сказкотерапии. Рассказывайте перед сном сказки, герои которых побеждают своих врагов, находят выход из сложных ситуаций. Попросите ребенка придумать сказочные истории. В них сын/дочь непроизвольно выразит свои страхи.

Плавание в бассейне, массаж, иглоукалывание, расслабляющие водные процедуры – эффективные вспомогательные методы лечения нервного тика.

При лечении нервных тиков у подростков Комаровский рекомендует найти интересное хобби. Девочки могут выбрать рукоделие по вкусу (вышивка мулине, бисером, лентами, выпечка десертов, квиллинг). Мальчиков заинтересует освоением музыкального инструмента или нового для него вида спорта.

Меры профилактики

Для предупреждения рецидивов доктор Комаровский рекомендует придерживаться следующих правил:

  • соблюдать режим дня;
  • перевести членов семьи на здоровое питание;
  • уменьшить требования к поведению и успеваемости;
  • не повышать голос и не применять физическую силу;
  • поддерживать доверительные отношения.

Если спонтанная двигательная активность сопровождается головной болью, повышением температуры, быстрой утомляемостью, обратитесь к педиатру или неврологу.

Реальные «гремлины»

В топе подростковых страхов оказались отсутствие поддержки, осуждение со стороны близких и знакомых, страх ошибки, выбора, ЕГЭ и неопределенности. 

Для подобных опасений канадский бизнес-тренер и писатель Мэрилин Венди Аткинсон придумала специальный термин — «гремлины». Это особая форма осознанного или бессознательного внутреннего диалога, которая не дает человеку предпринять действие, и зацикливает мозг на воспроизведение одних и тех же мыслей.

Всего Аткинсон выделяет четыре вида «гремлинов», которых можно встретить и у подростков: 

  1. Страх провала — опасения, что поступок не будет оценен;
  2. Страх расстроить других людей;
  3. Страх завершения: опасение неизвестного исхода тех или иных действий;
  4. Страх неосуществимости большой мечты. Эта боязнь приводит подростка к инертности, он начинает, например, повторять поступки родителей или сверстников и безоговорочно следовать их советам.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками

Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Эксперты:

Инна Александровна Мальцева

Любовь Быкова

Елена Владимировна Ушачёва

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Лечимся

  • Лазеротерапия — лечение с использованием низкоэнергетического света — лазера.

  • Камнесечение (литотомия) — удаление камней из мочевых путей оперативным способом.

  • Галокамера — специально оборудованное помещение в котором создаются условия соляной пещеры (спелеошахты) для восстановления функции бронхов и внешнего дыхания.

  • Физиотерапия — это метод лечения, в котором используются физические факторы: токи, магнитные поля, лазер, ультразвук и др.

  • В хирургии используют высокоинтенсивные лазеры, вызывающие необратимые изменения в тканях: сваривание, испарение, абляцию (удаление и резка). Их применяют практически во всех областях хирургии, в косметологии.

Разговаривайте с ними

Однажды я писала статью для газеты и спрашивала детей, чего они на самом деле хотят от взрослых. У меня была гипотеза, что самым частотным ответом будет «чтобы отвалили». Но ответы, которые они дают, совсем другие. Они хотят, чтобы с ними разговаривали. Причем не про то, сделал ли он уроки, поел ли, почему он до сих пор в свитере и почему не убрано в комнате. А разговаривали на посторонние темы. Причем безоценочно. У наших детей в избытке общения в формате «я начальник, ты дурак», в позиции сверху вниз — с учителями, с репетиторами, с тренерами. А спокойное, дружеское общение один на один со взрослым, — в дефиците, поэтому они так липнут, например, к библиотекарям, которые готовы с ними разговаривать про прочитанные книжки, а не про их собственный опыт и не про их собственные косяки. К учителям, которые ведут какой-то читательский клуб или киноклуб и не оценивают их каждый день. Дети ужасно устают от оценочного общения. Когда они приходят и что-то рассказывают в надежде на эмоциональный опыт, на поддержку, на сочувствие, — что делает родитель? Выдает оценку и рекомендацию, как надо было поступить. Но от него ожидались какие-то совершенно другие вещи. От него ожидалась человеческая реакция, а не учительская.

Однажды мне пришлось переводить книжку Рассела Баркли про налаживание отношений с трудными детьми. Один из ключевых моментов этой программы была такая установка: не меньше пятнадцати минут в день заниматься делом, которое приятно обоим, и в это время не перебивать инициативу и не давать советов, оценок и указаний.

Приходит пора, когда дети нас все время провоцируют. Они дожидаются эмоциональной реакции, чтобы убедиться, что мы еще не умерли. У меня сын лет с десяти до семнадцати бесконечно меня провоцировал какими-то вещами: что-нибудь наврет, например, «я сегодня принес три двойки», — и ждет. На самом деле он не принес три двойки, но ему интересно, что я скажу, какое разнообразие реакций я ему продемонстрирую. В конце концов он меня натренировал до полной толерантности к этому, я стала совершенно нечувствительна к известиям об оценках. Ну подумаешь, три двойки, чем это тебе грозит, может, на них плюнуть? Или надо что-то делать, тебе нужна какая-то моя помощь в этой области? Три двойки так три двойки, рабочая ситуация.

К сожалению, очень часто на провокацию взрослый отвечает агрессией. Ребенок ведет себя неприемлемо, взрослый — вместо того чтобы выдать ему профессиональную реакцию — реагирует эмоционально. То есть взрывом. Нам полезно помнить, что на нашей стороне сила, опыт, ресурсы, мудрость, возраст, а у них ничего этого нет. И они очень сильно хотят показать, что у них все это есть.

Часто бывает, когда нам кажется, что там у них глухая стена, бетон, монолит, и мы пытаемся пробить эту стену, чтобы достучаться, — стена оказывается картонная. И за ней ничего нет. Ты лупишь уже со всей силы в эту стену, чтобы ее пробить, кулак проваливается в пустоту, и человек, вместо того чтобы на тебя наброситься, вдруг скукоживается и плачет. У меня был такой опыт в жизни, и он очень страшный. И со своими детьми, если мы переходим границу, лучше замечать, где у меня та точка кипения, до которой меня можно довести, где мне нужна пауза, чтобы не взорваться. Когда на работе у нас такие ситуации возникают, мы же умеем себя регулировать. Но с детьми у нас есть ощущение, что мы в полном праве решить конфликт силой, статусной демонстрацией, потому что я взрослый, потому что я сильнее, потому что я могу. И дети очень тяжело на это реагируют, они часто говорят, что со взрослыми бесполезно разговаривать. «Они не слушают наших аргументов. Они начинают сразу давать категорические советы — я старше, значит, я умнее». Для подростков это оскорбительно, потому что они сейчас хотят рациональных аргументов. А этих рациональных аргументов у нас нет.

Почему мне нельзя поехать на фестиваль с друзьями? «Да потому что я боюсь. Я тупо боюсь, мне страшно тебя отпускать. Чего мне страшно? Да я не знаю, чего мне страшно. Мне всего страшно, я хочу тебя привязать веревочкой к своей ноге, чтобы ты сидел рядом, и я знала, что ты у меня занят делом». А ребенок продолжает разговор на уровне аргументации, а не на уровне глубинных материнских страхов. И этот разговор обречен, потому что рациональных аргументов у нас для него нет. У нас есть аргумент «я боюсь» и с ним уже сделать ничего нельзя.

Фото — фотобанк Лори

Специалисты точно не знают, почему растет количество подростковых самоубийств.

Нет никаких сомнений в том, что быть современным подростком это совсем другой опыт, чем у предыдущих поколений

Есть большая проблема – социальные сети, которые, как показали исследования, могут негативно влиять на психическое здоровье (хотя другие исследования не показали никакой связи или даже говорили о  положительном влиянии). Постоянно повышается академическое давление из-за уменьшения бюджетных мест и повышения цен на обучение, что создает более конкурентную академическую среду, чем когда-либо. Эмануэль также отмечает, что современные подростки находятся в большей социальной  изоляции, чем раньше, неважно, из-за технологий или изменений в культуре

Тем не менее в настоящее время нет исследований, которые бы напрямую указали причины роста количества подростковых самоубийств. Но полезно помнить об этом, когда вы пытаетесь понять вашего подростка.

Период переходного возраста у мальчиков

Жизнь каждого мальчика в плане физиологических и психологических изменений можно разделись на три этапа, на каждом из которых родители столкнутся со своим набором типичных проблем. Первый этап – подготовительный, на этом этапе организм мальчика накапливает необходимые материалы для дальнейшего развития. Наличие этого этапа обуславливает довольно распространённую ситуацию, когда мальчик к 10-11 годам сильно набирает в весе, становится спокойнее, а к 14 годам резко «вытягивается» и становится более резким в общении.

Второй этап – пубертатный, это тот самый переходный возраст, который характеризуется многочисленными изменениями, происходящими с организмом. Повышенная возбудимость и раздражительность характерна для этого периода в основном потому, что физиологические изменения неизменно влекут за собой психологические, которые требуют своеобразной «обкатки», перед тем как начать функционировать в полную силу и без перебоев. На этом этапе родителям нужно проявить заботу и терпение, ведь многие черты характера, которые могут казаться вам резкими или неподобающими воспитанному сыну могут быть вызваны именно физиологическими изменениями, продираться через которые в одиночку не так-то просто.

Третий и финальный этап – постпубертатный. Этап характеризуется в первую очередь появлением влечения к противоположному полу и осознанием собственного сексуального начала. Связано это с тем, что изменения, произошедшие с мальчиком в пубертатный период, уже встроились в системы работы всего организма и начали функционировать, а одним из главных изменений было окончание формирования половых признаков и репродуктивной системы

Поэтому на этом этапе мама и папа мальчика столкнутся с повышенным вниманием к девочкам и вытекающими из этого проблемами. Возвращаясь к переходному периоду у мальчиков, давайте рассмотрим конкретные изменения, которые происходят с их организмом

Причины депрессии у детей и подростков:

Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.

Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.

Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.

Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.
 Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях

В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично

Он чувствует себя ненужным, неуспешным.

«Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.

Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.

Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.

Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.

Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.

Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: