Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Как злиться конструктивно и безопасно
Если ребенок постоянно злится, не запрещайте ему этого делать, забудьте фразы «не злись», «со злым мальчиком никто не будет дружить».
Озвучьте ребенку его чувство: «ты злишься», «ты можешь злиться», «все иногда злятся». Разделите эмоцию и агрессивные действия: «Меня бы тоже разозлила эта ситуация, но бить другого нехорошо, это больно и обидно». Предположите из-за чего злится ребенок и предложите выход: «Ты злишься, потому что хочешь забрать у Маши ее куклу. Это кукла чужая. Ты не можешь ее взять без разрешения. Но ты можешь попросить Машу дать тебе поиграть с этой куклой».
Важно, осуждая действия ребенка, при этом принимать его чувства. «Ты разозлился на воспитательницу, потому что она поставила тебя в угол
Я бы тоже на нее разозлилась, ведь стоять в углу неинтересно, хочется продолжать прыгать по стульям. Это так весело! Но кидать в человека машинкой плохо, ведь можно сделать ему больно. Воспитательница за тебя переживает, она хотела, чтобы ты в углу немного успокоился. Прыгая по стульям, ты мог упасть».
В данном случае мама назвала чувство ребенка, из-за которого он бросил в воспитательницу машинку — злость. Она назвала причину, по которой возникла злость у ребенка — воспитательница не разрешила ему прыгать по стульям и поставила в угол. Мама признала, что прыгать по стульям весело, а в углу стоять скучно. Наконец, мама объяснила из-за чего воспитательница поставила его в угол — она переживала, чтобы он не причинил себе вред.
Однако чаще всего мамы, узнав о подобной ситуации, говорят следующее: «Что? Ты бросил в воспитательницу машинкой? Какой кошмар! Мне стыдно, что у меня такой сын. Она поставила тебя в угол? И правильно сделала! Нечего прыгать по стульям!» Вот типичный пример непонимания матерью чувств ребенка.
Пожелания спортсменам на День физкультурника
Итак, подробнее. Пожелания спортсменам обязательно звучат ежегодно во вторую субботу августа. Начиная с 1939 года люди празднуют День физкультурника. Ещё в те времена молодой советской республикой было замечено, что без здоровой нации общество не будет успешно развиваться. Потому и начала вестись активная пропаганда спорта и физкультуры. Повсюду появлялись лозунги типа «В здоровом теле — здоровый дух!». Во всех учебных заведениях появлялись спортивные факультеты. Организовывались разнообразные физкультурные сообщества. Спортсмены становились одними из самых любимых людей в стране. Ну, а День физкультурника празднуется до сих пор. Это событие — отличный повод сказать им тёплые слова.
Как оказать поддержку ребёнку при проигрыше его в соревнованиях
Не стоит забывать, что каждый ребёнок это отдельная личность и у каждого свой характер и переживания. Кто-то из детей – спортсменов может сказать: «Ерунда, в другой раз выиграю, буду больше стараться, и у меня всё получится! Но, как правило, это редко кто из детей такое говорит. В основном впадают в глубокое разочарование.
Сразу же стоит первые минуты обнять своего ребёнка молча, продержать его в объятиях немного и после присесть на его уровень роста и сказать в глаза: «Это были твои первые соревнования, но они не последние. У настоящих спортсменов бывают неудачи, но они временные и это стимул расти в спорте. Нужно двигаться дальше, я верю в тебя». Такие слова дадут ребёнку понимание того, что его поддерживают родители.
Особенно важно если папа присутствует на соревнованиях, чтобы он в свою очередь обозначил для своего юного спортсмена, что он играл достойно, и ему не хватило лишь немного сил и времени в соревнованиях. Что ребёнку нужно просто немного набраться терпения, умений и навыков и после вновь попробовать себя в будущих соревнованиях
Нацелить его на позитив, рассказать, что он достойный был соперник для своих противников. Даже придя домой отметить небольшим тортиком его соревнования. Сделать этот день знаменательным.
Нужно показать на полочке место специально отведённое для его будущего кубка за первое место или медали и ребёнок смотря на это место будет желать заполнить его долгожданным кубком или медалью.
Не присоединяться к скандалу
Часто родители ребенка, который эмоционально реагирует на проигрыш, говорят: «Раз ты так себя ведешь, мы не будем с тобой играть вообще». Или будем, но крайне редко. Потому что они не выдерживают его эмоции.
Важно приобретение опыта, чтобы ребенок играл, проигрывал и раз за разом как-то к этому привыкал. Взрослым стоит научиться выдерживать детские эмоции, не присоединяясь к ним. . Когда мы понимаем, что ребенок вот-вот начнет что-то швырять — говорим: «Стоп, мы игру заканчиваем, ты успокаиваешься, и когда вернешься, мы доиграем»
Можно показать ребенку, что в этот раз он дольше продержался и справился с эмоциями лучше, чем в прошлый раз.
Когда мы понимаем, что ребенок вот-вот начнет что-то швырять — говорим: «Стоп, мы игру заканчиваем, ты успокаиваешься, и когда вернешься, мы доиграем». Можно показать ребенку, что в этот раз он дольше продержался и справился с эмоциями лучше, чем в прошлый раз.
При этом он не должен полюбить проигрыш. Мы учим ребенка принимать проигрыш достойно.
Как может помочь психолог?
Справиться с психологической травмой поможет психолог. Обратиться к специалисту для проработки негативного жизненного опыта следует в таких ситуациях:
- постоянное ощущение тревоги и страха;
- ночные кошмары и воспоминания-вспышки о травматическом событии;
- изменение мышления, утрата способности к адекватным реакциям и критической оценке;
- стремление к эмоциональному ограждению от родных, друзей, коллег;
- страх перед интимной близостью;
- периодическое злоупотребление алкоголем.
Опытный психолог в процессе терапии психотравмы поможет решить такие задачи:
- проработать травматические ощущения, воспоминания;
- разрядить реакцию на стресс, выбрать стратегию сопротивления;
- научится регулировать эмоциональные нагрузки;
- восстановить доверие к окружающим, наладить общение с близкими людьми;
- восстановиться после негативных эмоций.
Решение обратиться за помощью, должно быть осознанным, поскольку при лечении психотравмы пациенту придется столкнуться с болезненными воспоминаниями, пугающими эмоциями, невыносимыми картинами из прошлого. Поэтому работа с психологом требует не только профессионализма со стороны специалиста, но и силы воли, желания преодолеть травму от пациента.
Признание проблемы и обращение к специалисту – самый важный шаг на пути к здоровой, счастливой жизни без страхов.
Родители на соревнованиях
Целью каждого вида спорта является состязание. И именно азарт и неопределенность во время детских спортивных соревнований вызывают самые большие эмоции как у игроков, так и у их родителей спортсменов. Как правило, матчи и турниры наиболее эмоциональны для всех в семье в первые годы тренировок.
Разбор полетов
Самим детям еще трудно оценить свои действия и результаты. Был ли мяч на площадке или попал за ее пределы, они забывают или не следят за текущими результатами матча и т. д.
К сожалению, в это же время родители спортсменов часто вступают в игру. Он искренне и яростно хотят помочь своим детям победить. Поэтому начинают громко обсуждать и иногда спорят о забитом голе или результатах.
Но это ни разу не помогает. Судью не переспоришь, а дети только расстраиваются. Они растеряны, разочарованы и после каждого броска нервно смотрят на своих опекунов, забил ли он гол или снова есть повод для разборок. А ведь чем раньше ребенок научится самостоятельно решать проблемы и принимать решения, тем более уверенным и независимым он будет.
Мне стыдно за поведение родителей
Упомянутые ранее эмоции, сопровождающие игру, приводят к тому, что родители часто реагируют слишком нервно. Из-за этого нервничать начинают и дети.
Иногда родители спортсменов на трибунах неосознанно громко вздыхают, значительно кивают, машут руками, закатывают глаза или громко комментируют. То, что они считают естественной реакцией на плохую игру, становится источником нервозности и даже разочарования на поле для ребенка.
С раннего возраста маленькие спортсмены краем глаза наблюдают за поведением своих родителей. Они видят все. И дело не только в том, что они боятся не оправдать надежд или показаться хуже остальных. Иногда детям стыдно за неадекватное поведение родителей на трибунах! Они боятся их бурной реакции. Очевидно, что это не добавляет им уверенности, концентрации и шансов на успех.
Так или иначе, по разным причинам дело иногда доходит до абсурдной ситуации. Дети больше волнуются о том, как ведут себя их родители, чем о том, что происходит на поле или в зале.
Комментарии и «ценные» советы
Мнения детских спортивных психологов по этому вопросу разделились.
Есть сторонники того, что детям нужно подсказывать, что и как делать во время детских спортивных соревнований. Безусловно это имеет смысл. Дети будут чувствовать себя более уверенно, не будут растеряно стоять. Однако, на мой взгляд это абсолютно бесполезно и даже вредно в долгосрочной перспективе.
Гораздо лучше, когда дети независимы с самого раннего возраста. Необходимо позволять им принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия как можно раньше. В конечном итоге это научит их лучше и быстрее анализировать ситуацию во время соревнований, принимать правильные решения, которые приведут их к успеху.
Психологи советуют
Пример родителей
И в сотый раз психологи повторяют. На собственном примере показывайте ребенку, как нужно относиться к разного рода поражениям, проигрышам и неурядицам. Хотим мы этого или нет, дети все равно смотрят на нас и копируют наши эмоции и наше поведение. Так что, если ваш сын или ваша дочурка ведет себя в случае проигрыша не совсем адекватно, то стоит взглянуть со стороны на себя. Я вот уже начала присматриваться.
Реакция родителей на поражение
Здесь совет такой. В случае, если ребенок выиграл игру, нужно обязательно его похвалить, сказать, какой он молодец. А в случае, если ребенок проиграл, нужно … тоже его похвалить и поддержать. За что же хвалить? А за то, что играл, за то, что старался, за то, что пытался. Ну подумаешь, не получилось. Значит, получится в следующий раз.
Причем, желательно подчеркнуть конкретные моменты игры. Например, вы играете в шашки или шахматы
Вспомните особенно удачный ход ребенка и обратите свое внимание именно на него
Даже если эти слова будут сказаны в шутку, то ребенок воспримет их серьезно. Родится комплекс неполноценности, комплекс неудачника. И в следующий раз, играя, он уже будет думать не о самой игре, а только о том, как бы ему не проиграть только. А такие мысли к победе чаще всего не приводят.
Так что, родители, думаем, что говорим и как мы это говорим.
Если ребенок сильно расстроен
Еще один совет специалистов – если ребенок уж очень сильно расстроился, то нужно его отвести в сторонку от всех, показать, что вы с ним. Обнять, погладить по голове, сказать: «Я понимаю, что ты расстроился». Успокоить, одним словом. Если же успокоить никак не получается, то оставить на какое-то время в покое, пусть схлынут эмоции.
Ну а уже потом можно спокойно обсудить все происшедшее и постараться найти причины поражения. Вместе спокойно выявить ошибки для того, чтобы в следующий раз их не совершать.
Совместные тренировки
Играйте с детьми, и чем чаще, тем лучше. Хотя бы в настольные игры. В процессе игры психологи не советуют быть очень уж сердобольными и все время поддаваться ребенку.
Так же во время игры, вернее после ее окончания, нужно показать, как нужно с партнером по игре общаться. Если папа или мама выступают в роли проигравших, то нужно пожать ребенку руку и с улыбкой поздравить его с победой.
Если все наоборот, вы выиграли, а малыш проиграл, то все равно пожать руку и сказать, что сегодня пальма первенства досталась вам ох как не просто, и что он очень достойный соперник. И опять же, подчеркните его сильные игровые моменты.
И есть еще одна классная игра, мне кажется, она помогает немного перезагрузиться тем, кто ну уж очень страстно желает победы. Называется «поддавки» — родственница шашек. Там вся соль в том, что выигрывает как раз тот игрок, которому удается проиграть)
Сказкотерапия
Про этот вид психологической помощи мы подробно говорили здесь. Для того, чтобы скорректировать поведение ребенка попробуйте вместе с ним сочинить волшебную сказку. Придумайте главного героя, пускай он будет немного похож на самого маленького сказочника. И пускай этот герой ну просто до ужаса не любит проигрывать. Опишите, как ему было от этого плохо. И как тяжело было с этим жить.
А потом пускай обязательно появится какой-нибудь волшебник (ведь это же все-таки сказка), который научит героя воспринимать все проще. И в красках распишите, насколько стало легче и жить, и играть тоже.
Это были советы психологов, а теперь мои обещанные пять копеек.
Почему возникает страх перед соревнованиями?
Ответ на этот вопрос не получится кратким, поэтому постарайтесь прочитать следующий тезис полностью, чтобы действительно понять, откуда же берется страх.
Итак, у страха, как правило, есть 2 причины: физиологическая и психологическая. Они, соответственно, неразрывно связаны между собой. И если психологическая причина относительно ясна (мы четко прослеживаем раздражитель в виде высокой ответственности перед соревнованиями, боязни провалиться, получить травму и т.п.), то с физиологической точки зрения все не так просто.
Перед соревнованиями многие спортсмены испытывают страх в различной форме. Такая реакция организма является проявлением процессов, за возникновение которых отвечает симпатическая нервная система, она-то и готовит его к реакции «бей или беги».
Именно симпатическая нервная система (СНС) ответственна за симптомы, которые испытывает спортсмен, впрочем как и адреналин — один из нескольких гормонов, выделяющихся в кровоток. Цель активации нервной системы — помочь организму достичь максимальной производительности и выжить в экстремальных ситуациях.
Некоторые особенности ответа СНС включают в себя ускорение рефлексов, улучшение памяти, регулирование кровотока и переход в катаболическое состояние. Последнее вызывает расщепление жировых запасов и гликогена в печени. Это обеспечивает стабильный приток топлива (жирных кислот и глюкозы) для сердца, мышц и жизненно важных органов.
Недостатком активации СНС является то, что она вызывает ряд раздражающих симптомов: диарею, спазмы кишечника, тремор (дрожание), потливость, тахикардию, нервозность и раздражительность. Вот некоторые из факторов, с которыми может столкнуться спортсмен.
Именно таким образом раздражитель в виде страха перед соревнованиями запускает в организме каскад реакций, чтобы вы могли наилучшим путем справиться со стрессовой ситуацией (это в идеальном случае).
Но что делать, если реакция организма излишняя или, наоборот, недостаточная? Ведь сама по себе активация СНС важна для хорошего результата, но когда она активируется слишком рано, или ваш организм чрезмерно реагирует на внешние раздражители, тогда это может привести к снижению производительности.
В этом и заключается одна из основных задач спортивной психологии: найти методы подготовки нервной системы к соревнованиям и обеспечить максимальную производительность в нужный момент.
Существуют методы, которые спортсмены могут использовать для регуляции степени активации СНС. А также некоторые рекомендации, которые нужно соблюдать для достижения стабильной и высокой производительности. И конечно, в этой статье мы постараемся рассказать об этих методах и дать несколько советов по их использованию.
Как научить ребенка проигрывать: советы психологов
Как мы уже говорили, реагирование детей на проигрыш формируется на основе поведенческой модели родителей.
И эта модель состоит сразу из нескольких составляющих, которые стоит разобрать подробнее.
Проигрыш родителей. Если мама или папа потерпели неудачу, нужно принять это с достоинством (во возможности). Не следует говорить о том, что другой человек поддался или же играл нечестно. Самое мудрое решение – это сказать откровенно: «Да, я в этот раз проиграл. У меня были очень сильные соперники, поэтому в следующий раз я буду внимательнее. Поздравляю!». Эти слова помогают ребёнку понять, что иногда сам процесс важнее итогов, а умение признавать ошибки и разбирать их делает человека сильнее и увереннее в себе.
Проигрыш ребёнка
Если проигрывает ребёнок, важно не запрещать ему реагировать, сдерживаться. При этом следует упомянуть, что вы понимает его чувства: «Я знаю, каково это проигрывать, тебе сейчас очень грустно, ты злишься»
Обязательно расскажите ему, что он сделал правильно, а где ошибся. Это поможет ему работать над улучшением собственных достижений. Также следует убедиться в том, что ребёнок понимает одну простую истину: вы любите его вне зависимости от его результатов. Проиграл ли он или выиграл – он для вас одинаково ценен.
Проигрыш третьего лица. Когда мы побеждаем, то гордимся собой и своими результатами. И это абсолютно естественно и даже правильно. Однако при этом мы не должны забывать об уважении к проигравшей стороне. Нужно показать ребёнку, как вы относитесь к сопернику. Категорически не стоит унижать, смеяться над проигравшем, напротив, следует отметить его сильные стороны и подумать над тем, что вам помогло его победить. Так вы научите ребёнка анализировать.
Подобные ситуации и ваше реагирование на них помогут вам проще разобраться с тем, как научить ребенка спокойно проигрывать.
Вероятные последствия
Неумение проигрывать делает человеческую жизнь неполной. Ребёнок, а в дальнейшем и взрослый, не приобретает важных и нужных навыков, которые помогают адекватно относиться к неудачам, преодолевать трудности и двигаться вперёд. А согласитесь, с подобными особенностями характера сложно говорить об успешности в жизни.
Итак, каковы же вероятные последствия для детей?
- Неадекватное самовосприятие. Обычно говорят о понижении самооценки, когда ребёнок чувствует себя неуспешным, ничего не умеющим и т.д. Завышенная оценка самого себя тоже возможна, но встречается существенно реже. В таком случае, как бы компенсируя неуспешность, ребёнок просто считает себя лучше всех. По умолчанию.
- Избегание неудач. Тут всё просто: дети уверены в том, что всё равно проиграют, поэтому наилучшим выходом считают ничегонеделание. Отсюда отсутствие инициативы и формирование привычного способа взаимодействия с окружающим миром – не движение «к», а движение «от».
- Нежелание брать ответственность на себя. Ребёнок, компенсируя собственные неудачи и неумение проигрывать, ответственных за поражение ищет на стороне. «Мне попался плохой билет», «Учитель ко мне всячески придирается», «Я не выспался перед соревнованиями»…
- Тревожность. Неумеющий проигрывать ребёнок постоянно живёт в ситуации повышенного стресса, поскольку практически любую ситуацию он воспринимает в качестве испытания. А если он проигрывает, то стресс повышается, растёт тревожность. Всё это приводит к другим проблемам.
- Проблемы со сверстниками. Тут много вариантов развития событий: ребёнок может стать агрессором, чтобы побеждать силой; он перестанет общаться с более успешными ровесниками из-за зависти; минимизация контактов, чтобы избежать соревнования и, как следствие, возможного провала.
Согласитесь, перспективы совсем нерадужные. Именно поэтому родителям уже сейчас стоит найти причину подобного поведения и задуматься над тем, как научить ребенка проигрывать без слез и истерик.
Вложите душу в поздравление
На самые обыкновенные, привычные для всех праздники, конечно же, тоже понадобятся поздравления. К примеру, пожелания спортсмену тоже должны отличаться красотой и оригинальностью. Проявите немного фантазии и подберите нужные слова.
Поздравления могут быть серьёзными или шуточными, в стихах или в прозе. Всё зависит от того, каким человеком является виновник торжества. Главное, не забывайте говорить о том, что его спортивными показателями вы гордитесь, о том, что возлагаете на него большие надежды и верите в его дальнейшие победы.
Если вы находитесь далеко от своих любимых спортсменов, поздравьте их по телефону. Можно при помощи СМС. Перед соревнованиями можно прислать коротенькое пожелание-напутствие. А после их окончания — поздравление
И вовсе не важно, занял он призовое место или нет. Победы — это всего лишь дело времени и регулярных тренировок
Само собой, путь спортсмена нелёгок. Поэтому для него очень важно признание каждого его достижения. Оно сможет подарить ему вдохновение и силы для новых свершений.
Кстати, не забудьте поздравить спортсменов ещё и 23 июня — в Ведь эти игры для них являются высшей ступенью почёта. Каждое государство гордится своими олимпийскими чемпионами, а их награды являются гордостью страны. Не забудьте пожелать спортсменам того, чтобы их имена были вписаны в Олимпийскую историю.
Сделайте красивый арт…, а потом выбросите его.
Попробуйте нарисовать картину или иное произведение искусства с изначальным намерением выбросить его впоследствии. Другими словами, творите ради процесса, а не ради создания «произведения». Не обманывайте себя.
Маленькие дети способны проводить часы за раскраской, а затем бросить работу и никак не беспокоиться об этом. Они не заботятся о конечном продукте как об идеальной ценности. Суть их деятельности заключена в процессе, потому что сам процесс, а не конечное творение учит их быть креативными.
Эти советы помогут поддерживать ваших детей когда они сталкивается с постоянными неудачами и расстраиваются.
Небольшие рекомендации
Также главное разобрать основные моменты, где ребёнок действительно мог показать себя лучше, но таким образом, чтобы он не воспринял это в штыки. Спросите, а вот здесь, почему ты именно так повёл себя на соревнованиях? Подведите логику к такому этапу, чтобы ребёнок сам понял и осознал свою оплошность и стремился её исправить.
Необходимо всегда психологически подготовить ребёнка к тому, что он может проиграть в соревнованиях или не занять первое место. Нужно, чтобы ребёнок понимал, что не всегда можно достичь победы, но всё же необходимо готовиться к предстоящим соревнованиям со всей ответственностью. Обязательно нужно простимулировать ребёнка на победу и поддерживать всей семьё.
Расскажите, что если он проиграет, это будут дополнительные знания и ошибки, на которых можно выучиться и в дальнейшем выиграть эстафету.
Приведите в качестве примера несколько знаменитостей в спорте, которые также терпели многочисленные поражения, но всё же не сдавались, а шли к своей цели и с грандиозным успехом, хоть и позже, но достигали её и в тоге стали лучшими сортосменами. Покажите фотографии в интернете, видео об этом спортсмене, прочитайте биографию ребёнка, знаменательные события в его жизни. Пусть он на примере видит, что не только он умеет проигрывать и что даже на сегодняшний день успешные спортсмены в России также могут терпеть поражения, но добиваться задуманного упорным трудом.
Так что это будет главный стимул для ребёнка, ну, и конечно же, как уже было сказано в данной статье поддержка родителей. Ведь поддержка лучший стимул для ребёнка, она даёт ему необъяснимую силу и это уже доказано многочисленными сделанными сегодня научными исследованиями, которые были проведены российскими и зарубежными учёными.
Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?
1. Заведите книжку для чтения
Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.
2. Сократите репертуар
Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения
Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение
Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.
3. Используйте в своей речи одни и те же слова
Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, , , , , все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».
4. Выводите ребенка на речь
Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».
Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.
5. Говорите только на одном языке
Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.
6. Где игрушки?
Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.
7. Не прекращайте развивающие занятия
Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.
8. Музыкальные занятия
Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.
Прекратите говорить своим детям, что они умные.
Удивлены? Вот вам факты: исследования показывают, что когда мы хвалим детей за то, что они умные и талантливые, мы внедряем в их сознание мысль о том, что эти дары являются врожденными, а не результатом их усилий. В детской психике закладывается «мина замедленного действия».
Это заставляет их считать упорство чем-то менее привлекательным, и они боятся проявить что-нибудь, кроме ума. Они перестают бросать себе вызов из-за страха потерпеть провал: «Что, если я буду выглядеть дураком?».
В следующий раз, когда вы захотите сказать ребенку, что он или она очень умные, вместо этого отметьте, что видите их усилия и цените то, как упорно они работают над решением задачи. Это воспитает в вашем ребенке внутренний стержень и поможет добиваться целей во взрослом мире.
Что такое сепарационная тревога?
Сепарационная тревога — это расстройство, вызванное страхом разлуки, расставания с дорогим человеком (обычно это мама или папа у маленького ребенка) или каким-либо объектом (например, любимая игрушка). Страх разлуки считается нормальным в некоторых обстоятельствах: когда ребенку еще не исполнилось два года, если он идет в детский сад или в новую школу, если семья недавно переехала на новое место. Этот страх может проявляться по-разному: от легкого беспокойства до истерики и сильной постоянной тревоги. Родители могут помочь ребенку справиться с этим, но если страх перерастает в тревожное расстройство, малышу может требоваться помощь врача.
Тревога, вызванная разлукой, возникает почти у всех детей. Она может появляться уже в 4 месяца и обычно проходит в возрасте около двух лет. К этому моменту у ребенка формируется чувство постоянства объекта, он понимает, что родители продолжают существовать, даже если их нет рядом. Если тревога сохраняется в более старшем возрасте, малышу может потребоваться помощь.
Некоторые ситуации и факторы могут усиливать тревогу и увеличивать риск появления тревожного расстройства даже у детей старшего возраста. Среди них:
- стресс, связанный с тяжелыми жизненными ситуациями: болезнь или утрата близкого человека, развод родителей, переезд;
- темперамент, влияющий на уровень тревожности и повышающий его;
- наличие проблем с тревогой или тревожных расстройств у близких родственников.
Сепарационная тревога проявляется характерным поведением. При расставании с одним из родителей, с любым близким человеком или важным для ребенка объектом (игрушкой, одеждой), он начинает плакать, тревожиться, беспокоиться. Ребенок может просить не оставлять его, умолять родителей не уходить. Если это не помогает, он может сильно переживать и продолжать плакать даже в отсутствие родителей. После их возвращения малыш успокоится, но если стресс был сильным, состояние может оставаться возбужденным или тревожным.
Основные симптомы тревожного расстройства, связанного со страхом разлуки, включают:
- Проблемы с концентрацией. Ребенку сложно концентрироваться на игре или любых других занятиях, он постоянно проверяет, не оставили ли его;
- Постоянное беспокойство: ребенок все время боится, что с ним или с его родными случится что-то плохое, их похитят, они пропадут, исчезнут;
- Проблемы со сном: трудности засыпания, периодические пробуждения, ночные кошмары. Ребенок может отказываться спать один и приходить по ночам к родителям;
- Нарушения аппетита;
- Нестабильное эмоциональное состояние: раздражительность, беспокойство, постоянное напряжение, плаксивость;
- Навязчивое поведение: малыш старается быть как можно ближе к родителям, даже если они никуда не уходят;
- Частые позывы к мочеиспусканию, энурез.
По этим признакам можно отличить тревогу от манипуляции. Если ребенок пытается манипулировать родителями, он будет успокаиваться сразу же после их возвращения, вести себя обычным образом. Если же тревога или ее последствия проявляются в те моменты, когда родители никуда не уходят, это связано с сильным страхом потери.
Сепарационная тревога у взрослых
Тревожное расстройство из-за страха разлуки с дорогим человеком может возникать не только у детей, но и у взрослых. Тревога в этом случае сопровождается напряжением, нервозностью, беспокойством, учащенным сердцебиением и дыханием. Она может провоцировать бессонницу, панические атаки, навязчивые идеи. Боязнь расставания может быть связана с травмой или тяжелой ситуацией, депрессией, другими расстройствами
При появлении тревожности важно обратиться к врачу, чтобы он назначил лечение. Это может быть психотерапия, прием лекарств, лечение сопутствующих заболеваний
Главные ошибки родителей при разводе
При разводе страдают все члены семьи. Родители, испытывая друг к другу негативные чувства, порой допускают грубейшие ошибки в своем поведении. Это плохо сказывается и на психическом здоровье их детей, и на их дальнейшем развитии. Психологи разделяют поведенческие ошибки взрослых на несколько групп.
Рассмотрим основные ошибки родителей при разводе:
- Ссоры и конфликты в присутствии ребенка. Подобное поведение взрослых ставит ребенка в тупик. Ему нереально сложно принять сторону кого-то из родителей, да и не стоит этого делать, откровенно говоря.
- Стремление бывших супругов общаться через ребенка. «Передай папе, что он ….», «скажи маме, что ….». Подобная модель поведения характеризует взрослых не с лучшей стороны. Как бы сильно вы не были обижены на супруга, не стоит втягивать в свои «войны» детей.
- Манипуляция ребенком при попытке вернуть отношения с бывшим супругом. Если крах отношений неизбежен, не стоит «запугивать» супруга тем, что общаться с ребенком он не сможет. Особенно опасно это делать в присутствии самого ребенка.
- Игнорирование чувств и переживаний ребенка. Если ребенок расстроен, переживает, поговорите с ним по душам, объясните свои чувства, опишите ему ситуацию, ближайшее будущее, расскажите, как будет складываться ваша жизнь при новых обстоятельствах.
- Превращение ребенка в яблоко раздора, а также в предмет торгов.
- Попытка получения собственной выгоды в обмен на встречи с ребенком.
- Привлечение в конфликтные ситуации других родственников, которые, чаще всего, мешают, а не помогают найти компромиссные решения.
Если вы хотите, чтобы ребенок пережил ваш развод без приобретения психических заболеваний, не повторяйте ошибок тех, кто из-за них поплатился здоровьем собственных детей.