Способы выражения эмоций
Для выражения эмоций у человека есть три основных способа.
01Невербальный — при помощи тона голоса, жестикуляции, мимики. Этот способ помогает нам транслировать эмоции окружающим. В организме собеседника в этот момент активизируются так называемые зеркальные нейроны. Человек неосознанно начинает копировать нашу интонацию, выражение лица, жесты.
Невербальная коммуникация заставляет другого человека разделить нашу эмоцию в меньшем объеме — это своего рода «демоверсия» радости, гнева, страха, сомнения. За счет невербального способа мы транслируем до 70% информации.
Скорее всего, собеседник удивится, если вашей реакцией на смешной анекдот будет отстраненное «мне смешно». Или же, наоборот, чрезмерная реакция — бурный, до истерики, хохот.
Именно поэтому важно работать над способностью выражать эмоции так, чтобы окружающие были убеждены в вашей искренности, наличии обратной связи. Но и не перебарщивать с невербальными реакциями тоже надо уметь
02Вербальный — словесный. Слова даны нам для того, чтобы точно и доступно выражать свои мысли, чувства, эмоции.
«Слово не воробей, вылетит — не поймаешь», «доброе слово и кошке приятно», «словом можно убить»… Человек, видимо, единственное живое существо на планете Земля, наделенное даром осознанной речи
Поэтому исключительно важно использовать ее во благо, а не во вред себе и окружающим
Именно вербальным способом мы доносим самые важные эмоциональные посылы до других людей. Чтобы не затевать ссору, можно сказать «я злюсь», «я раздражена». Для «материализации» своего чувства — «я люблю тебя». Наши собеседники таким образом получают важную информацию и вынуждены считаться с ней.
Во избежание недопонимания всем нам надо использовать слова. Особенно женщинам, которые нередко предпочитают демонстрировать обиду всем своим видом. Но стоит знать, что в силу особенностей склада личности мужчины далеко не всегда считывают эти сигналы. Так возникают ссоры, скандалы, расставания.
03Деятельный — в виде поступков. Отношения между людьми строятся на основе не слов, но действий. Можно сто раз сказать «я тебя люблю», но, если просьба сходить в магазин останется без ответа, вряд ли сказанное можно расценивать всерьез.
В донесении своих эмоций до окружающих важно использовать все три способа — невербальный, вербальный и деятельный.
И, конечно, следить за тем, чтобы слово не расходилось с делом, а дело подкреплялось соответствующими невербальными способами. Ведь если вы преподнесете цветы со словами «я тебя люблю», но с холодным, отстраненными выражением лица, то вряд ли в вашу искренность поверят.
Зачем это надо
Все наши проявления — это способ реакции на внешние раздражители. Как тело человека реагирует на холод, жару, изменения атмосферного давления, так наша психика отзывается на разные жизненные ситуации.
Какие-то из испытаний, которые приготовила для нас жизнь, мы «перерабатываем» спокойно. Но сталкиваясь с несправедливостью, тяжелой болезнью или смертью близкого человека, разочарованием, предательством и т.п., испытываем сильные эмоции.
Одновременно эмоции — это наш способ коммуникации с другими людьми. Своего рода обратная связь. Видя наше настроение, психологическое состояние, окружающие могут правильно коммуницировать с нами, менять способ взаимодействия в зависимости от того, как мы предстаем перед ними.
Если же, например, человек скрывает, замалчивает стыд, боль, любовь — любую эмоцию, то он фактически обманывает партнера. Отношения искажаются. Они не становятся такими близкими, какими могли бы быть в случае эмоциональной искренности.
Более того, недоговоренность, замалчивание эмоций в разных ситуациях, от выбора корма для кошки до места, где вы собираетесь вместе провести отпуск, в итоге может вылиться в серьезное непонимание. Когда долго накапливается негатив, он, не проговоренный вовремя, даже бывает причиной полного разрыва.
Другая крайность — чрезмерная экспрессивность в эмоциональном выражении. Оскорбления, угрозы, агрессия — все это также не добавляет нам очков в отношениях с другими людьми. Часто такие проявления становятся результатом эмоциональной скованности, неумения выражать чувства.
Таким образом, важно не просто проявлять свои эмоции, но и делать это своевременно. Проще говоря, «выпускать пар» небольшими порциями, постепенно, контролируя процесс, а не в тот момент, когда внутренний конфликт уже дошел до той точки, когда тормоза могут сорваться
Особенно необходим навык управления эмоциями в близких отношениях. Именно с родными, друзьями мы часто позволяем себе эмоционально расслабиться, выместить на них накопившийся негатив. За этим следуют непонимание, обиды, конфликты. Разве наши самые любимые люди заслужили такое отношение?
Изображение с сайта shutterstock.com
Превосходство чувства над разумом
Аргументы из литературы помогут Вам лучше понять темы.
- И.С. Тургенев, «Ася». Судьба главной героини Аси представляет собой трагедию наивных первых чувств. Автор показал, как мечтательный человек сталкивается с суровыми законами реальности. Главный герой произведения подружился с Асей. Девушка постоянно удивляла Н.Н., ведь у неё было очень переменчивое настроение — то застенчивое, то озорное. Они очень много разговаривали. Однако в один день Ася резко изменила свое настроение, она стала замкнутой и грустной. Главный герой получил от Аси записку, где она предложила встретиться. В этот же день Н.Н. узнает от Гагина, что девушка питает к нему нежные чувства. Во время свидания главный герой совершил ошибку, поддавшись лишь разуму. Главный герой мог бы просто рассказать Асе о своих чувствах и успокоить её. Однако вместо этого Н.Н. обвинил девушку в том, что она обо всем рассказала брату. Но страшнее всего то, что Ася увидела колебания любимого. Он проявил нерешительность, так и не сделав ей предложения, так и не сказав заветного слова. Н.Н. боялся ответственности и брака с незаконнорожденной девушкой. Ася убежала от него и оставила навсегда. Из-за излишней рациональности Н.Н. потерял свою любовь навсегда. Если бы он отдался эмоциям, этого бы не случилось.
- Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». В романе Пастернака «Доктор Живаго» можно проследить, к каким последствиям приводит преобладание чувства над разумом. В произведении автор отобразил две любовные линии. Одна из них представляет собой отношения главного героя Живаго с семьёй, а другая — его сильные эмоции к Ларисе. Главный герой очень любит свою жену Тоню и детей. Однако, несмотря на это, притяжение к Ларисе оказывается гораздо сильнее. На фоне революционных событий Юрий теряется и отдает предпочтение страсти, а не привязанности. Он оставляет супругу и детей на произвол судьбы, не спешит играть роль добытчика и вынуждает Тоню самостоятельно решать все проблемы в эмиграции. Преобладание чувств над разумом приводит к разрушению семьи и традиционного укладка в обществе. Даже Лариса поступила рационально и оставила любовника ради более стабильной и обеспеченной жизни. Все герои взрослеют, один лишь Юрий поступает так, как хочется ему одному. Юрий забыл о нравственности и ответственности, поэтому сильно деградировал в финале романа.
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Как чувства могут овладеть человеком, наглядно показано в произведении Шолохова «Тихий Дон». Перед главным героем оказался очень непростой выбор: долг по отношению к семье или страстное чувство. Григорий Мелехов осознает, что Наталья является прекрасной супругой, ведь она покладистая, верная, хозяйственная, красивая. Однако, поддавшись голосу сердца, главный герой бросается в объятья Аксиньи, которая на тот момент была замужней женщиной. Аксинья по своей натуре была своевольной и темпераментной. На протяжении всего произведении Григорий Мелехов не может прийти к окончательному решению: он то с Натальей, то с Аксиньей. Такое состояние главный герой испытывает не один год. Он погружается в духовный кризис. Автор показал, к каким плачевным последствиям могут привести внутренние противоречия между разумом и чувством. Мелехов потерял обеих женщин и остался у разбитой жизни.
Как разум делает человека несчастным
Преобладание разума над чувствами порой делают человека несчастным. В доказательство этого приведём несколько примеров из литературы.
- А.П. Чехов, «О любви». Антон Павлович Чехов в произведении «О любви» показал читателю недоступную любовь, которая не способна доставить человеку истинное счастье. Результат такой любви — бесконечные страдания. Из-за общественных запретов персонажи не могут насладиться сильным чувством, которое они испытывали друг к другу. Согласно законам их окружения, недопустимо встречаться с замужней женщиной и нельзя обманывать своего супруга. Алехин и Анна Алексеевна руководствовались только разумом. Он боялся, что не сможет обеспечить ее. Она же опасалась, что люди их осудят, а дети не будут счастливы. Оба героя ждали, колебались и теряли шансы на счастье. Анна стала раздражительной и нервной, а Алехин осознавал свое бессилие и страдал. Рациональные расчеты помешали им создать семью.
- А.П. Чехов, «Вишневый сад». Герои произведения Антона Чехова «Вишнёвый сад» желают обрести истинное счастье, однако им это не позволяет сделать их ахиллесова пята. Никто из персонажей не достигает своей заветной мечты. В финале произведения перед читателем предстают несчастные и страдающие люди. Например, Лопахин становится жертвой своей расчетливости. Он любит Варю, но не смеет сделать ей предложения. Комплекс плебея и желание все просчитать, обдумать, взвесить парализуют его волю. Лопахин погружён в суету дел, вечно занят, ведь сколачивает капитал. А зачем, если его обладатель несчастен? Этим вопросом Лопахин не задается, ему некогда. Разумность героя перечеркнула его личную жизнь и обрекла его на муки.
- А.П. Чехов, «Человек в футляре». Главным героем произведения Чехова «Человек в футляре» является учитель греческого языка по фамилии Беликов. Персонаж выглядит очень нелепо, ведь он полностью отгородился от общества, боясь всяких проблем. «Футлярная» жизнь не позволяла ему совершать серьёзные поступки. Беликов жил одними лишь сомнениями и опасениями, в результате не смог познать истинных радостей в жизни. Из-за своего странного образа жизни Беликов остался несчастным и одиноким, ведь он даже не смог испытать великое чувство любви. Персонаж сам придумал себе проблемы, которые для него оказались гораздо важнее, чем искренние чувства к Варваре. От очередного надуманного потрясения он умер, так и не став счастливым. Чрезмерная рациональность обрекла его на изоляцию в обществе.
Ольга Ларина
Владимир Ленский и Ольга Ларина
Младшая сестра Татьяны:
Очаровательная круглолицая румяная блондинка кукольной внешности:
По мнению Онегина, красива, но абсолютно неинтересна:
Ум младшей Лариной развит не особенно, она простодушна, до глупости:
В силу этого девушка не может оценить натуру Ленского и его к ней отношения:
Ветрена, не умеет вести себя в обществе, компрометирует и себя, и своего жениха, флиртуя с другим:
Искренне не понимает проблематики ситуации:
В сцене прощания перед дуэлью Ольга, глядя в лицо Ленскому, сердце которого разрывается от тоски, всего лишь спрашивает «Что с вами?» и получив ответ «Так», без дальнейших вопросов отпускает его.
После гибели жениха на дуэли, девушка быстро влюбляется в другого и выходит за него замуж:
По роману в стихах А. С. Пушкина снято несколько фильмов, П. И. Чайковский написал оперу, которая ставится на многих сценах мира, также создан мюзикл. Конечно, сложно сравнить их с оригиналом, но и они будут интересны для знакомства с великим произведением.
Татьяна Ларина
Татьяна Ларина. Объяснение с Онегиным в Санкт-Петербурге
Девушка из дворянской семьи, живущая в провинции:
Семья небогатая:
Татьяна – старшая дочь. Автор называет ее не слишком красивой:
В детстве очень отличалась от сверстниц и поведением:
В юности мечтательна и задумчива:
Любит слушать народные«страшилки», читать любовные романы и встречать рассвет:
Она остро чувствует свою непохожесть:
Девушка довольно умна, хоть и своенравна:
У Татьяны очень развита интуиция, вплоть до того, что ей снятся вещие сны:
Романтичная и восторженная, в Онегина влюбилась с первого взгляда лишь потому что:
Письмо ее к Евгению написано по-французски, в весьма экзальтированном тоне, с высокопарными «книжными» оборотами:
Фактически она пишет не живому человеку, а придуманному образу, и в глубине души это сама понимает:
Следует, однако, отдать должное, ее смелости. Она пишет, несмотря на то что ей бесконечно страшно:
Со временем выясняется, что любовь, которую испытывает Татьяна к Евгению, не легкая, быстро проходящая влюбленность:
Она не просто лелеет в душе несчастную любовь, но пытается разобраться в характере Онегина, приходит в его покинутый деревенский дом, читает его книги:
«Потом за книги принялася»
К ней сватаются, однако все женихи получают отказ:
На семейном совете решено ехать в Москву, на «ярманку невест», но Татьяна и там остается равнодушной к светской жизни:
Далеко не всем и она сама кажется привлекательной невестой:
Девушка совсем не стремится к всеобщему вниманию, однако ее замечают:
Замуж она выходит по настоянию семьи, без любви, за человека, который ей не слишком нравится:
Со времени замужества светские манеры и без того замкнутой Татьяны приобретают оттенок ровной ко всем приветливости, за которую невозможно заглянуть:
Не участвующая ни в каких интригах, не соревнующаяся ни с кем, Татьяна вызывает уважение общества, ею очень гордится муж:
За время, прошедшее со времени первой встречи с Онегиным, Татьяна научилась, по его совету, владеть собой:
Ее истинные чувства проявятся лишь в финальной сцене, когда она, страдая, выскажет Онегину наболевшее, упрекая его за прошлое и указывая ему на настоящие мотивы его нынешнего чувства к ней:
Теперь уже она проявляет благородство характера. Признавая, что продолжает любить Онегина, Татьяна напоминает и ему, и себе, что она должна хранить верность мужу:
Превосходство разума над чувствами
Примеры о разуме и чувствах — отличное подспорье для подготовки к ИС.
А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Главной героиней повести Александра Пушкина «Станционный смотритель» является девушка по имени Дуня. Она жила вместе с отцом, который занимал скромный пост и был беден. Зато он очень любил Дуню и старался её всячески опекать. Однажды один гусар предложил главной героиней бежать вместе с ним в северную столицу. Перед героиней возник очень сложный выбор: долг по отношению к отцу или чувства к Минскому. Не теряя много времени, Дуня предпочла страсть. Отец пытался ее вернуть, но был выгнан вон. Пребывая в Петербурге, Дуня ни разу не написала своему папе, не узнала, как он. А Самсон начал выпивать и умер от горя
Когда главная героиня сама стала матерью, она поняла, что, принимая важное решение, нельзя было пренебрегать разумом. Ее поступок был жестоким и эгоистичным
Кроме того, бежать с незнакомцем в столицу было легкомысленно. Минский мог обмануть неопытную девушку и воспользоваться ее наивностью. Страсть могла бы лишить Дуню не только отца, и чести, шанса на замужество и счастье. Вот почему свои действия нужно обдумывать, размышляя логически.
М. Горький, «Макар Чудра». В рассказе «Макар Чудра» герои — рабы своих страстей. Главная героиня, будучи очень своенравной натурой, не отвечает взаимностью на чувства Лойко, однако предлагает покориться и только тогда открыть свое сердце. Чаровница осознает, каким будет поведение цыгана. Радда осознанно обрекла себя на гибель. Ведь внутри героини происходила борьба между любовь к свободе и любовью к юноше. Радда не хочет покоряться мужчине, потому что такая власть делала ее рабой его прихотей. Но гордая цыганка не может отказаться от любви. Выход один: смерть. Разнузданные чувства привели лишь к деструктивным последствиям: герои погибли в цвете лет, так ничего и не сделав в своей жизни. Поддавшись эмоциям, они поступили глупо и безответственно.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Хорошим примером, где разум доминирует над чувствами, является роман Александра Пушкина «Евгений Онегин». Уже в юношеские годы Евгений Онегин научился подчинять чувства разуму. «Наука страсти нежной», — такое высказывание об отношении персонажа к любви является ярким тому доказательством. Когда Евгений Онегин встретил Татьяну Ларину, чувство к ней он не воспринял всерьёз. Евгений Онегин твёрдо для себя решил, что сможет справиться с ним. «Учитесь властвовать собою», — такой совет дал Онегин Лариной. Главная героиня серьёзно отнеслась к таким словам. Когда Татьяна спустя определённое время встретилась с Онегиным, она умела прекрасно владеть своими эмоциями. Ларина, осознавая, что она — теперь замужняя дама, предпочла разум страсти и была права. Она отвергла Онегина, ведь теперь была верна другому и с гордостью носила его фамилию. Увлечение Евгения не могло быть серьезным: он не предлагал ей замужество и избегал ответственности, как и много лет назад. Рациональность позволяет человеку вовремя понять это и изменить свою линию поведения к лучшему.