Что такое страх и чем он полезен

Основная симптоматика

У всех фобиков при контакте с предметом страха проявляются похожие симптомы, по которым его можно определить. Боязнь цветов имеет определенные признаки фобии, такие как:

Ощущение опасности, тревоги при виде цветов, букетов.
Неосознанное уклонение от ужасающих для больного моментов, ситуаций, в которых фигурирует признак страха.
Могут выявиться другие страхи, которые никак не относятся к антрофобии, такие страхи имеют насущные виды, как боязнь смерти, отсутствие контроля над собой и прочее.
Возможен страх в виде тошноты, головокружения, мочеотделение, обморок.
Страх перед людьми, отвращение и недоброжелательность в сторону общества.
Избегание незнакомых персон. У некоторых больных имеется страх знакомства или общение с незнакомцами. В то же время люди, испытывающие боязнь цветов, открыто общаются среди близких людей.
В некоторых случаях появляется неприязнь к людям с какой-либо одной чертой внешности или характера, это могут быть наличие голубых глаз, ненависть к ним. Больной может выражать антипатию к тем личностям, имеющие признаки больного, которые он имел в прошлом

В частности, пациент, болеющий фобией, в прошлом времени имел короткую стрижку, например, каре, и теперь — люди с прической каре вызывают злость и неприязнь.
Чаще всего у пациентов наблюдается депрессия, на этом этапе также нужно обратить внимание на душевное состояние.

Если вовремя не оказать помощь больному, то нервная система может серьезно нарушиться. Вероятнее всего, появление добавочных фобий, различных страхов, которые в последующем станет еще труднее лечить.

В случаях, когда психический больной человек встречается с собственным страхом, могут произойти следующие последствия:

  • гиперпотливость;
  • учащение сердцебиения;
  • тяжелое дыхание;
  • слабость в некоторых частях тела, их неконтролируемость.

Фобия представляет опасность тем, что заставляет отделиться от социального общества. Человек перестает нормально жить, теперь в голове больного сложились некоторые ограничения в плане обыденных, повседневных действий.

Как избавиться от страха – техники и упражнения

Чувство страха полезно, но иногда оно может здорово подпортить человеку жизнь. Например, боязнь собак мешает спокойно передвигаться по городу, ходить в гости к друзьям-собачникам и чувствовать себя в безопасности. Но существуют техники и приемы, помогающие перебороть страхи.

Техника AWARE

Автор методики – А. Бек. Она хорошо помогает справиться с навязчивыми и тревожными мыслями. Значение упражнения расшифровывается следующим образом:

  • Acknowledge & Accept — Осознавать и принимать проблему.
  • Watch – Посмотреть на страхи со стороны.
  • Actions – Действовать несмотря на свою тревогу.
  • Repeat – Повторять нужное количество раз.
  • Expect – Ожидать улучшения своего состояния.

Шаги стоит рассмотреть подробнее:

Осознавать и принимать. Не нужно отказываться от собственных чувств и убеждать себя, что их нет. Стоит позволить себе чувствовать страх, тревогу, беспокойство, раздражение.
Взгляд на страхи со стороны. Понаблюдать за своими мыслями и чувствами, но не оценивать их. Это как будто приходящие и уходящие вещи.
Действовать. Постараться в жизни вести себя так, будто страхи уже давно преодолены и остались в прошлом. Однако, не стоит пытаться решить проблему при помощи избегания.
Повторять нужное количество раз. Предыдущий пункт нужно повторять до тех пор, пока новое мышление не укоренится в сознании, человек не начнет чувствовать себя уверено.
Ожидать улучшений

Важно быть полностью уверенным в себе, надеяться только на лучшее, но никогда не торопить события.

Дневник

Предыдущую практику лучше проводить в дневнике. Описывая каждый шаг, особенно второй.

Рекомендуем перед тем, как начать работать со своим страхом ответить в дневнике на несколько вопросов:

  • Какая ситуация у меня сейчас? Описать то что вам нравиться и не нравиться в своем поведении относительно страха.
  • Как я хочу, чтоб было? Опишите свою цель, а именно каким вы будете и как поменяется ваша жизнь, после проработки эмоции.
  • Что я буду делать ближайший месяц? Опишите свои действия, какие техники и упражнения вы будете делать, что поменяете в своем поведении, какие полезные привычки добавите и т. д.

Характерные черты расстройства

Симптомы расстройства можно поделить на две группы. К первой мы отнесем признаки непосредственно панической атаки, заставляющие испытывать человека тревогу и страх, а также неприятные ощущения в теле.

Вторая группа симптомов относится к проявлению сформированного расстройства в общем. В ее состав входит множество признаков. Они сопровождают не всех и не всегда, и проявляются в разной степени.

Главный признак панического состояния – формирование так называемого охранного поведения.

Паническая атака обходится больному большим эмоциональным напряжением, психическим истощением. Перенеся цепочку таких приступов, у человека появляется выжидательная позиция. Он с опаской ждет повторения атаки. А, ожидание, как известно, хуже, чем само событие. Оно сопровождается состоянием повышенной тревожности, как будто что-то вот-вот случится. Казалось бы, приступ отступил, и самое время расслабиться. Но состояние тревоги сохраняется.

Некоторые паникеры путают такое положение дел с самим приступом. И рассказывают, что он длится у них несколько дней. Это ошибочно, поскольку приступный период способен продолжаться максимум пару часов.

Другой важный признак расстройства – формирование фобий. И прежде всего, это страх умопомешательства и смерти. Такие фобии сопровождают практически каждого паникера. Однако они абсолютно бесперспективны.

Страх лишиться рассудка, перестать себя контролировать и адекватно вести себя часто сопряжен с беспокойством заполучить шизофрению. Но нужно успокоить тех, кто терзается такими мыслями: больной шизофренией не будет беспокоиться о том, что он сходит с ума.

Страх смерти также иллюзорен. Те вегетативные нарушения, которые испытывает больной во время атаки, никак не являются смертельными, хотя некоторые дискомфортные ощущения они все-таки оставляют. Это может быть ощущение тяжести в голове, чувство напряжения в груди, боли в сердце. Из-за чего способны возникнуть мысли о наличии соматического заболевания. 

Паническое расстройство могут сопровождать и страхи, откладывающие отпечаток на социальной жизни больного. Сюда, в первую очередь, относят страх открытого (агорафобия) или закрытого пространства, боязнь езды в лифте, авиаперелетов, публичных выступлений и т.д. Как правило, фобии формируются, отталкиваясь от ситуации, в которой впервые возник приступ атаки.

Парень, страдающий расстройством уже около 10 лет, в начале его зарождения боялся выходить на улицу. Он целый год просидел дома. Друзья приносили ему еду и уносили мусор.

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив — 1259

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Лечение страха

Для лечения страхов потребуется пройти специальную диагностику в медицинском учреждении. При установлении точного диагноза лечение проводится на основе медикаментозной терапии и психотерапевтической коррекции. Дополнительно назначается прием гомеопатических препаратов.

Медикаментозное лечение страхов включает следующие препараты:

  • Антидепрессанты (Флуоксетин, Сертралин) применяют для лечения депрессивных состояний и тревожных расстройств. Принцип действия заключается в активизации специфических веществ, которые эффективно устраняют тревогу и нормализуют функционирование центральной нервной системы.
  • Транквилизаторы (Алпразолам, Феназепам) оказывают благоприятное воздействие на организм при борьбе с паническими атаками.
  • Бета-блокаторы назначают при нарушениях сердечно-сосудистой системы и для устранения соматических проявлений навязчивых состояний.
  • Психолептические препараты применяют для снижения уровня тревоги и купирования приступов панических атак.

Назначением медикаментозных препаратов для борьбы со страхами различного происхождения занимается исключительно психотерапевт. Обычно медикаментозная терапия применяется при тяжелых формах психических и депрессивных расстройств. Легкое течение патологии подлежит лечению при помощи психотерапевтических методик.

Что такое страх?

Страх — это внутреннее ощущение, отражающее защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности. В психологии относится к группе так называемых отрицательных или негативных эмоций — эмоций, которые основываются на неприятных переживаниях или внешних воздействиях.

Один из вариантов страха — фобия. Это иррациональный, плохо контролируемых страх объекта, живого существа или пребывания в определенных внешних обстоятельствах. При этом человек всеми силами пытается избежать контакта с источником своего страха, даже если тот не несет какой-либо объективной угрозы.

ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

С рождения до года.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

1-3 года.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям. Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника). Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

3 – 5 лет.

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

5 – 7 лет.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Что скрывается за страхом. Уровень 2

Самое интересное, что человек всегда уверен, что это он боится, ему страшно. На самом деле – страх – это не чувство и не эмоции.

Страх – это программа – неорганическая сущность абсолютно чуждая человеку, навязанная извне, и даже не земного происхождения. Это энергетический паразит, который вселяется в человека и пугает его, чтобы насытиться и хоть как-то притупить вечный голод и страх, который разъедает его изнутри.

Страхи – это самые лучшие манипуляторы. Они всегда и чётко заставляют человека делать то, что им нужно. И человек, ведомый страхом, выполняет все его приказы и пожелания.

Примеры:

Боишься высоты – никогда не будешь взбираться на высокую гору или стоять на балконе 10 этажа.

Боишься воды и глубины – будешь плескаться на мелководье, загорать, не подходя к воде, или предпочитать мелкие бассейны.

Боишься темноты – будешь спать с включённым светом и ходить только по хорошо освещённым улицам.

Боишься женщин – не одну не впустишь в своё сердце. Боишься мужчин – будешь обвинять их во всём.

И так далее, думаю, цепочка и причина многих поступков уже ясна и понятна. Страхи отлично манипулируют людьми.

Только обычный человек этого не понимает, он боится и, ведомый страхом, выстраивает вокруг себя и жизни запреты, ограничения, “решётки и ограждения”, чтобы хоть как-то обезопасить себя. Это убеждения и объяснения, которые человек сам себе придумывает, чтобы не делать то или иное. Но вместо чувства безопасности и защищённости получает ещё больше страхов и боязни.

Да, любой страх, когда его кормишь, быстро размножается и превращается в клубок страхов, испугов и боязней. Чем больше человек слушается страха и выполняет все его приказы, тем сильнее, мощнее и больше становится сам Страх.

Страх – это качество, которое принадлежит неорганической инопланетной сущности, обманом завладевшей частью души человека. Её задача – сожрать всю душу, сломить дух и полностью поработить человека.

Исторические сведения

  1. Учеными было отмечено, что древние люди, делая наскальные изображения, применяли данный красный.
  2. Племена Африки перед проведением определенных ритуалов красной краской покрывали свое тело. Они были убеждены в его магических свойствах. В связи с этим вождь племени облачался в наряды оттенков красного.
  3. В период античности проводили параллель между красной окраской и Марсом. Рассматривался, как проявление силы, мужского начала, воинственности.
  4. На Западе Европы был признан символом власти.
  5. В Египте древних времен определялся, как священный цвет. Считалось, что обувь такой окраски имела право обувать исключительно императрица.
  6. В античности красный связывали с любовью.
  7. В древности у славян невесты надевали красные платья.
  8. Если рассматривать христианскую культуру, то данный цвет отождествляется с жертвой (священной), кровью Христа.
  9. В европейской геральдике определяется символом власти и силы.

ВЗРОСЛЫЕ, ПОМОГИТЕ!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Комплекс проявлений

Симптомы тревожных расстройств делятся на две группы:

  1. Соматические симптомы. Характеризуются болевыми ощущениями, ухудшением здоровья: головные боли, нарушение сна, потемнение в глазах, появление потливости, частое и болезненное мочеиспускание. Можно сказать, что изменения человек чувствует изменения на физическом уровне, и это еще больше усугубляет тревожное состояние.
  2. Психические симптомы: эмоциональное напряжение, невозможность человека расслабиться, зацикленность на ситуации, постоянное её прокручивание, забывчивость, невозможность на чем-то сосредоточиться, невозможность запомнить новую информацию, раздражительность и агрессия.

Переход всех выше перечисленных симптомов в хроническую форму приводит к таким неприятным последствиям, как неврозу, хронической депрессии и стрессам. Жить в сером, страшном мире, где нет ни радости, ни смеха, ни творчества, ни любви, ни секса, ни дружбы, ни вкусного ужина или завтрака…всё это последствия не пролеченных психических расстройств.

Тревожный невроз — первые шаги к сумасшествию

Тревожный невроз у разных людей может проявляться по-разному, но существуют основные симптомы, особенности проявления этого состояния:

  • агрессивность, упадок сил, полное отчаяние, тревожность даже при незначительной стрессовой ситуации;
  • обидчивость, раздражительность, чрезмерная ранимость и плаксивость;
  • зацикленность на какой-то одной неприятной ситуации;
  • утомляемость, низкая работоспособность, снижение внимания и памяти;
  • нарушения сна: неглубокий, легкости в теле и в голове нет после пробуждения, даже малейшая перевозбуждённость лишает сна, а в утренние часы, наоборот, наблюдается повышенная сонливость;
  • вегетативные нарушения: потливость, скачки давления (в большей степени к понижению), нарушение работы желудочно-кишечного тракта, учащенное сердцебиение;
  • человек в период невроза негативно, порой даже агрессивно реагирует на изменения в окружающей среде: понижение температуры или резкое повышение, яркий свет, громкие звуки и т. п.

Но необходимо заметить, что невроз может проявляться как явно у человека, так и скрыто. Нередки случаи, когда травма или ситуация, предшествующая невротическому сбою, произошла давно, а сам факт появления тревожного расстройства только-только сформировался. Характер самой болезни и его форма зависит от окружающих факторов и самой личности человека.

Причины антрофобии

У любого психологического заболевания имеются причины его возникновения, с которыми можно разобраться. Существует несколько мнений о том, откуда появляется антрофобия:

  • В большинстве случаев фобии являются плодом повреждения психического здоровья в детстве. У некоторых детей проходит тяжелое детство, в редких случаях ребенок привыкает к напряженной обстановке и принимает это явление как насущное. Большинство получают психологическую травму, которая превращает малыша в запуганного, замкнутого ребенка. Детские травмы портят обыденную жизнь. Повзрослев, человек предпочитает находиться в одиночестве и не воспринимает общество, особенно шумные компании. Пример подобного явления находит отклик в тяжелых семейных ссорах: насилие, различные тяжелые обиды, какой-либо увиденный тяжелый инцидент.
  • Наследственность. Давно известно, что передача биологической информации происходит через ДНК. Исходя из этого, есть вероятность, что фобия может передаться какому-либо последующему роду. Возможно, второе поколение не рискует заполучить психологическое заболевание. Антрофобия может передаться в том случае, если гены родителей скрестятся таким образом, что больной ген будет преобладать в сравнении с геном второго родителя.
  • Наследственная слабость нервной системы. Люди, подверженные быстрой истощаемости, в напряженной обстановке также могут приобрести антрофобию. Для людей, которые наследственно имеют слабость и несдержанность в стрессовых ситуациях изначально должны исключаться особые условия для прогрессирования фобии, а именно: длительность действия стресса, нарушенное питание, неполноценный сон.
  • Психологическая травма, связанная с определенной ситуацией не только в детстве, но и в любом другом возрасте. Ситуативными факторами могут стать похороны близкого человека, ведь во всех религиях принято подносить цветы к могиле. Связь цветов со смертью является одним из примеров миллионов обстоятельств, которые влекут за собой появление боязни цветов.
  • Религиозно-культурный аспект боязни цветов. Подобное явление редко рассматривается, но случаи присутствуют. Какая-либо группа общества взяла за основу страх в качестве повседневного фактора, и некоторые люди неосознанно поддаются его влиянию. В таких случаях фобия имеет структуру манипуляции.

Как помочь ребенку пережить страх

Самое важное, что нам нужно понять: детские страхи — это серьезно, поэтому мы не должны от них отмахиваться и ждать, когда они пройдут сами. Особенно важно поддерживать ребенка, если он пережил какое-то травмирующее событие, например, смерть близкого родственника, серьезную болезнь, травлю или любое другое событие, которое произвело на него сильное негативное впечатление

Что делать, чтобы страх не превратился в фобию:

Обсудить, чего на самом деле боится ребенок. Детям бывает очень сложно разобраться в своих эмоциях и причинах, которые их вызвали. Это задача родителя — научить ребенка разбираться в себе и лучше понимать себя. Читайте вместе книги и используйте специальные игры, которые помогают развивать эмоциональный интеллект. Например, после просмотра мультика, вы можете обсудить, какие эмоции испытывают те или иные персонажи в разных ситуациях, и придумать,как лучше и безопаснее выражать их.

Придумать ритуалы для преодоления со страхами. Подумайте, какое действие или предмет могут успокоить ребенка и придать ему уверенности в себе. Так,чтобы побороть страх темноты можно использовать специальные светящиеся фигурки или красивый ночник. Не бояться насекомых или пауков, поможет более близкое знакомство с ними: найдите фильмы или книги, где главным героем выступает жук или паук, изучайте вместе биологию, смотрите научно-популярные фильмы для детей. Преодолеть страх быть отвергнутым поможет поиск группы по интересам. Это может быть компания во дворе, группа на кружку или дети ваших друзей

Важно, чтобы у ребенка было несколько кругов общения, чтобы выпадение из одного из них не стало трагедией. Также бороться со страхами помогают небольшие амулеты и игрушки

Победить монстров под кроватью может любимый плюшевый мишка, а не бояться летать — специальный амулет храбрости. Им может стать любая безделушка.

Разобраться в себе и наладить обстановку в семье. Часто детские страхи становятся естественным продолжением страхов родителей. Если вы в ужасе отскакиваете от паука или бессознательно сжимаете руку ребенка, когда переходите улицу или видите врача, он тоже может начать бояться врачей и пауков. Не получается проработать страхи самостоятельно? Обратитесь к психологу. Он поможет найти причины страхов и подскажет, как работать с ними. То же самое касается и обстановки в семье. Нам кажется, что ребенок ничего не замечает, но дети очень остро реагируют на любые проблемы в семье. Чем спокойнее и доброжелательнее обстановка в семье, тем меньше причин для беспокойства. Если в семье есть проблемы, лучше не скрывать их от ребенка и не делать вид, что все хорошо. Он потом все равно о них узнает. Придумайте, как объяснить ребенку в простых и понятных для него образах, что происходит в вашей жизни. Проблемы никуда не денутся, но они не будут так пугать ребенка, как его пугает неизвестность.

Страх неизбежен. Это такая же часть жизни, как и все остальные. Мы должны не избегать и игнорировать их. Нам нужно научить жить с ними. Тогда страх станет отличной мотивацией менять себя к лучшему.

Рекомендуем для изучения

Как научить ребенка справляться со своими страхами?

Что еще почитать:

Основные отличия страха от фобии

Страхи и фобии – эмоциональные реакции, возникающие при реальной или воображаемой опасности для организма. Специалисты часто страх сравнивают с фобией, ссылаясь на аналогичные симптомы проявления эмоционального состояния. Однако страх и фобии имеют существенные отличия.

Главным заблуждением специалистов при отличительных особенностях страхов и фобий является высокая интенсивность проявления панического страха. Действительно, при возникновении и развитии фобий страх становится более интенсивным. Однако необоснованные и беспричинные страхи, могут также, как и фобии обладать высокой интенсивностью.

Основные отличия страха от фобии:

  • Фобии представляют собой беспричинный и необоснованный страх, который не связан с реальной угрозой для жизни и собственного здоровья человека.
  • Опасения и ожидания повторного возникновения несуществующей опасности.
  • Фобия в отличие от страха сама по себе не исчезнет до полного устранения ее специалистом с помощью медикаментозной терапии и психотерапевтических методик.
  • Фобический страх является нарушением функционирования психической деятельности человека.
  • Спутанная и неуверенная речь с сомнениями при ответе на простой вопрос.
  • Стойкий страх, выражающийся в вербальном поведении: сильный испуг, расширение зрачков, дрожание тела, чрезмерная боязнь любых событий или предметов.
  • Искаженные неверные представления о собственной личности.
  • Отсутствие реальной опасности.

Фобия – страх, возникший глубоко на подсознательном уровне, требующий специализированной помощи психотерапевта. Страх возникает в результате реальной опасности, который спустя время проходит самостоятельно.

ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции. Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично. Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: