Для кого?
Не секрет, что специалисты любых профессий со временем эмоционально выгорают. А уж психологи, врачи, медработники, учителя, юристы, адвокаты — словом, те, кто работает в системе человек-человек, кого мы называем специалистами помогающих профессий — подвержены эмоциональному выгоранию особенно. Связано это с тем, что эти люди «работают собой».
Да, у них в руках есть инструменты, методики, программы, но все это они пропускают через свою душу и вкладывают свои человеческие качества в отношения с пациентами, учениками, клиентами.
Именно эта особенность взаимодействия приводит к профессиональной деформации работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами/пациентами при оказании профессиональной помощи. Она проявляется:
- в чувстве эмоционального истощения,
- в развитии негативного и безразличного отношения к пациенту,
- в недостатке чувства профессионального мастерства.
Поэтому помогающим профессионалам важно сохранить свое психологическое здоровье и создать условия для своей внутренней работы со всей совокупностью переживаний в рабочем процессе. В частности, применять те методы, которые могли бы помочь выйти из проблемной ситуации, например, развивать собственную рефлексию и посещать Балинтовскую группу
К сожалению, специалисты в силу своей занятости не всегда уделяют должное внимание вопросам психогигиены, самомотивации и осознанию риска эмоционального выгорания в помогающей деятельности
Описание процесса работы Балинтовской группы
Один из участников группы предлагает случай из практики, который вызвал затруднения, удивление или почему-то запомнился. Рассказ ведётся по памяти без предварительной подготовки, т.к
для анализа не менее важно, что «забывает» сказать рассказчик. Хорошо если рассказчик описывает реакции и поведение пациента/клиента, свои эмоции, мысли или ожидания в большей степени, чем клиническую часть случая
После короткого рассказа (5 -15 минут) рассказчик формулирует «запрос», который должен касаться коммуникации с пациентом/клиентом (что происходило, уточнение эмоционального состояния, ожиданий врача/психолога или пациента/клиента…). Запрос может касаться, на первый взгляд, совершенно не существенных вещей. Я помню очень продуктивное обсуждение случая, в котором запрос звучал так: «Почему я так много смеялась в этом случае?».
После формулировки «запроса» участники группы могут обменяться впечатлениями и задать вопросы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты.
Лидер Балинтовской группы следит, чтобы вопросов было не чересчур много, и они не слишком «разогревали» рассказчика и группу. Когда ситуация достаточно уточнена, он просит рассказчика немного выдвинуться из круга, расслабиться и послушать, что участники группы чувствуют и думают по поводу коммуникации, сложившейся в обсуждаемом случае. Приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы. Любая фантазия или ассоциация может быть подспорьем в понимании неосознанной составляющей коммуникации. Здесь нет правильных интерпретаций, а есть множественность восприятия ситуации. Это позволяет рассказчику взглянуть на свой случай со стороны и увидеть ранее невидимое, то, что находилось в «слепых пятнах» или было «прикрыто» психологической защитой и понять, почему этот пациент/клиент вызывал затруднения или удивление. Совсем необязательно, чтобы все фантазии в группе казались рассказчику «правильными». Может быть, как раз то, что вызывает сейчас самый сильный протест, потом и окажется наиболее точным объяснением происшедшего.
После круга фантазий и их обсуждения, рассказчик «возвращается в круг» и делится своими переживаниями и мыслями, возникшими в процессе обсуждения.
Последний круг даёт возможность участникам поделиться тем, что им дало это обсуждение, что для них значил этот случай.
Зачем помогающим специалистам балинтовская группа?
Балинтовская группа — это форма групповой аналитической супервизии, сосредоточенная на процессе профессиональной коммуникации.
Основная идея балинтовской группы — чем больше порядка внутри души специалиста, тем легче работать в профессии.
Задача группы и есть постепенное установление такого порядка.
Выбирая помогающую профессию в качестве жизненного пути, мы неизбежно сталкиваемся с множеством разных клиентов, с каждым из которых необходимо продуктивно взаимодействовать. В силу самой «помогающей» специфики, люди обращаются к нам, как правило, в уязвимые моменты жизни, когда их самих переполняют противоречивые эмоции, и эти эмоции часто выливаются на специалиста.
Мы исходим из того, что клиенты неизбежно переносят на консультанта определенные отношения, поведенческие и эмоциональные стереотипы, которые имеют сходство с их реальными отношениями в социуме. Анализ этих отношений дает возможность более полно понять многообразие связей и взаимодействий людей с реальным миром, что, в конечном итоге, влияет на повышение эффективности консультационного процесса.
В свою очередь и консультант в своей практике может сталкиваться с фрустрирующими для нее ситуациями, которые мешают ей в работе. Вызванное ими внутреннее напряжение склонно расти постепенно, часто незаметно, что в конечном итоге может приводить к разным негативным последствиям от закостенения в работе и выгорания до психосоматических заболеваний.
Кроме того, помогающий специалист регулярно оказывается в ситуации, когда необходимо быстро и продуктивно «перерабатывать» много чужих эмоций, и иногда наша психика просто не успевает их контейнировать.
Одним из способов эффективной профилактики негативных «побочек» работы в помогающей профессии и является регулярное общение в балинтовской группе с коллегами из своей и смежных областей с модератором или ведущим психологом.
Группа проходит по определенным правилам, что создает безопасную и предсказуемую атмосферу.
Встречается группа 2 раза в месяц
Перед вступлением в группу важно ознакомиться со всей организационной информацией.
Специалисты, регулярно посещающие балинтовские группы, отмечают, что растет удовлетворенность работой, повышается удовлетворенность клиентов, меньше отрицательных отзывов, увеличивается продуктивность работы, уменьшается количество конфликтов не только в профессиональной, но и в личной сфере, уменьшается количество болезней.
В чем же помогают Балинтовские группы?
Результатами работы в Балинтовской группе являются:
- улучшение процесса восприятия и понимания коммуникации с пациентом, клиентом, учеником;
- осознание значимости межличностных отношений и их терапевтических границ;
- расширение сценариев коммуникативных стереотипов;
- осознание собственных «слепых зон», психологических защит;
- личностный рост через осознание переносов и контрпереносов,
- защита от «эмоционального выгорания».
Подтверждением этих результатов являются данные А.А. Авагимян – Президента Московского Балинтовского общества. В исследовании участвовало 350 медицинских работников психиатрического профиля. Перед началом работы балинтовской группы участникам были выданы опросники (Отношение к работе и профессиональное «выгорание» В. А. Винокура, Тест смысложизненной ориентации Д.А. Леонтьева, шкала депрессии Зунга в адаптации Т.А. Балашовой, Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана в модицфикации В.В. Бойко). По окончании работы группы было проведено исследование по тем же опросникам.
Предварительные выводы таковы:
- среди медицинских сестер психиатрического профиля подтвердилось наличие профессионального выгорания;
- сильнее эмоциональное выгорание выражается у медицинских сестер, имеющих значительный стаж работы;
- с увеличением стажа работы одновременно возрастает и профессиональная деформация;
- интегративный индекс профессионального выгорания (ИИпв) снизился уже после года участия в Балинтовской группе.
Таким образом, становится ясно, что эта практика способствует эффективному устранению симптомов профессионального выгорания и является средством психогигиены и психопрофилактики для специалистов помогающих профессий.
Предлагаю и вам убедиться в действенности группового метода исследования отношений клиент-психолог, пациент-врач, учитель-ученик, клиент-адвокат.
Приходите за поддержкой в трудных случаях, за восстановлением своего душевного равновесия, за возможностью извлечь энергию из давно подавленных чувств.
Балинтовская группа не посягает на профессиональные компетенции, фокус внимания в ней только на отношениях, особое внимание уделяется безопасности и конфиденциальности. По своему опыту знаю, как в скором времени после начала посещения Балинтовской группы с радостью идешь снова и снова на встречу с коллегами — потому что точно знаешь, что увидишь и найдешь там что-то, что было скрыто от твоего взора и надежно спрятано от самого себя
Когда понимаешь, что ты не один в поле воин, а ВМЕСТЕ НАДЕЖНЕЕ!
По своему опыту знаю, как в скором времени после начала посещения Балинтовской группы с радостью идешь снова и снова на встречу с коллегами — потому что точно знаешь, что увидишь и найдешь там что-то, что было скрыто от твоего взора и надежно спрятано от самого себя. Когда понимаешь, что ты не один в поле воин, а ВМЕСТЕ НАДЕЖНЕЕ!
Интервизия, супервизия и балинтовская группа
Супервизия — это некая форма профессионального консультирования для специалиста. Супервизором (тем, кто консультирует) может быть коллега с большим опытом, коллега с таким же опытом, как у того, кто консультируется (супервизант) или коллега, специализирующийся в той области психотерапии, которая имеет отношения к проблематике пациента супервизанта. Проблемы пациента в психотерапии вскрываются пластами, порой в начале терапии кажется, что главная сложность пациента связана с чем-то одним, но потом оказывается, что источник проблем скрывается в другой области. В любом случае приходится прорабатывать разные пласты психики и иметь дело с разными темами. Поэтому, невозможно со стопроцентной точностью направить пациента к терапевту, специализирующемуся строго по его теме. Строго говоря, нет единой, все определяющей темы. Патология каждого пациента имеет насколько источников и несколько уровней. Поэтому рано или поздно добросовестный терапевт понимает, что ему нужна консультация другого специалиста, чтобы более качественно выполнить свою работу. Но даже если такой проблемы в терапии не возникает, профессиональная ответственность терапевта направляет его к супервизору. Дело в том, что терапевт «работает собой» — его инструментами являются его мысли, чувства, его аффективность (помимо знаний и профессиональной подготовки). Включаясь в интенсивный контакт с пациентом, терапевт может до той или иной степени терять объективность взгляда. Это — нормальный процесс, никому не удается избежать некоторого психического захвата со стороны пациента. Исключением могут быть терапевты, не включающиеся эмоционально, работающие формально, но такая терапия не является полноценной.
Именно поэтому в серьезных учебных заведениях изучают и практикуют супервизии. Для защиты диплома на степень психотерапевта необходимо пройти от 50 супервизий у более опытного специалиста. Но и после завершения учебного процесса, серьезные психотерапевты не оставляют практику супервизирования, потому что это помогает лучше понимать своих пациентов и исправлять или не допускать ошибки в работе. Супервизии — весьма творческий процесс, это сотрудничество коллег ради супервизируемого пациента. Но, помимо этого, такая практика повышает профессиональный уровень обоих (супервизора и супервизанта).
Интервизии — групповые супервизии равных по статусу коллег, без ведущего супервизора. Один из терапевтов представляет свой рабочий случай и все участники группы высказывают свои соображения и ощущение по поводу предоставленного материала. Групповая работа позволяет получить сторонний взгляд от большего количества участников, заодно терапевт может понять-почувствовать — как он реагирует на те или иные высказывания коллег, и таким образом узнать свои уязвимые места в отношении данной терапии.
На супервизиях и интервизиях пациент не называется по имени, данные его жизни не излагаются подробно, а порой могут зашифровываться, чтобы сохранить конфеденциальность. Например, пациент, работающий, скажем, в Газпроме, может быть представлен, как сотрудник одной крупной промышленной фирмы, а пациент из Барнаула, как человек, приехавший из одного сибирского города.
Если терапевт долгое время не супервизируется, он рискует «увязнуть в своем контрпереносе», то есть, он может включиться в какую-то бессознательную игру со своим пациентом, может испытывать к своему пациенту всевозможные избыточные эмоции, а следовательно такой терапевт теряет свою рабочую терапевтическую позицию. Это всегда пагубно отражается на процессе лечения. Тут надо сказать, что как бы не был подготовлен психотерапевт, какое бы замечательно образование он не получил и какая бы у него не была обширная практика, он все равно остается человеком со своим бессознательным, которое не может понимать в полной мере. Именно бессознательное терапевта нуждается в периодическом контроле и именно этой цели служат супервизии и интервизии.
Балинтовская группа — некий вид интервизий или групповых супервизий. Специфика этого вида супервизирования заключается в том, что состав группы постоянен и в том, что группа учитывает те психодинамические процессы, которые происходят в общем пространстве. Такая практика, помимо вышеописанной пользы от супервизий, предоставляет участникам возможность в безопасном и проверенном пространстве коллег раскрыться чуть больше (чем на супервизии с малознакомым коллегой), получить поддержку и оказать поддержку другим участникам. Балинтовская группа может быть понята, как некая профессиональная семья, поэтому изменение состава группы (принятие новых участников и уход старых) процесс не безразличный для группы в целом.