Глубинная юнгианская психотерапия

Архетипы богинь

Женские архетипы часто обобщенно называют богинями. Но и тут выделяется несколько основных образов, каждый из которых отличается своим восприятием мира.

Источник фото: shutterstock.com

Афина

Это богиня-девственница, которая ориентирована на логическое мышление и достижения. Она не склонна к любви. Для нее эмоциональные привязанности — только помеха на пути к достижению по-настоящему значимых задач.

Гестия

К этой группе относится образ, которые олицетворяет внимание, направленное в саму глубину духовного центра. Это интроверсия

Для Гестии очень важна самодостаточность.

Артемида

Она стала воплощением женской независимости. Артемида не любит эмоциональные привязанности и проявления любви, так как это отвлекает от основных задач и значимых для нее целей. Такие девушки никогда не страдают от неразделенной любви. Их отличается максимальная самостоятельность и сосредоточенность на достижениях.

Гера

Это архетип женщины-жены. Ее роль — образ верной подруги и спутницы жизни. В таком союзе детям отводится второстепенное значение. Если женщина и рожает наследников, то только с целью угодить супругу. Муж (обязательно официальный) для Геры — центр Вселенной, а развод — недопустимая трагедия.

Источник фото: shutterstock.com

Персефона

Как и предыдущий тип, относится к уязвимым богиням. Образ считается сложным и двойственным, поскольку богиня служит царству Аида, где души превращаются в тени. Чаще всего Персефона всю жизнь мечется между матерью и мужем, не в силах выбрать определенную сторону. Представительницы этого шаблона хрупкие, уязвимые, трепетные, неспособные самостоятельно сделать выбор.

Деметра

Также в триаду уязвимых богинь входит Деметра. Забота и помощь другим людям является для нее основным способом собственной реализации. Деметра лишена амбиций. Не стремится к признанию, высокому общественному статусу, карьерному росту. Для окружающих богиня становится матерью, постоянно проявляя заботу, преданность, верность. Ей не нужна независимость. Основное, к чему она стремится, — создание крепкой семьи.

Афродита

Афродита (или Венера) — алхимическая богиня. Это архетип ощущения прекрасного, женственности и чувственности. Среди всех образов именно Афродита передает истинную женскую силу и творчество. В ней выражаются:

  • сексуальность;
  • эротическое притяжение;
  • стремление к новизне;
  • вдохновение.

Венера никогда не оказывается в роли жертвы. Всех мужчин в своей жизни она всегда выбирает сама. В таком образе тонко сочетается самостоятельность, присущая богиням-девственницам, и близость, чувственность, которая характерна для уязвимых богинь.

Путь Целителя

Быть внимательным ко всему живому.

Внимание делает нас открытыми любви, сочувствию и благодарности. Быть Целителем — это странствовать всю жизнь в поисках своей целостности, вспоминать забытое, принимать даже самое ужасное, открывать закрытое, благодарить, проявлять творчество, страсть и любовь, выражать свое Я во всей полноте, с его мужскими и женскими энергиями; надеяться и полагаться на Жизнь.. Путь Целителя осуществляется через наше отношение к поддержке собственного здоровья и навыки заботы о себе, поддерживающие активное долголетие.

Путь Целителя осуществляется через наше отношение к поддержке собственного здоровья и навыки заботы о себе, поддерживающие активное долголетие.

Функция Чувств

В экстравертном качестве это чувствительность к красоте мира и художественный вкус, в интровертном – это тонкое восприятие своих эмоциональных переживаний и чувств других людей.

Потеря связи с архетипом целителя:

Потеря чувствительности перед насилием, безжалостность, жестокость, страдание, жертва, бедное дитя, зависимости («вредные привычки»), болезни.

Работая с архетипом Целителя, мы учимся рассказывать истории, петь, танцевать и молчать, медитировать. Шаманские сообщества верят, что если мы перестаем петь, танцевать, больше не увлекаемся рассказами или чувствуем себя неуютно, когда молчим, мы переживаем потерю души. Целитель возрождает душу, возвращая умение удивляться, надеяться и испытывать благоговение.

Как определить свой архетип

Как же понять свою принадлежность к той или иной группе? Как определить собственный архетип? Конечно, лучше всего поработать с психологом. Специалист поможет выявить характерные для определенной категории черты. Однако узнать свой архетип можно и самостоятельно. Для этого достаточно пройти тест в домашних условиях.

Тест на архетип

Данный тест предназначен для женщин. Именно он поможет узнать, к какому архетипу вы относитесь.

Какая вы греческая богиня?

1. В детстве (до 14 лет) вы:

a) свои радости и печали доверяли дневнику, а не подружкам;

b) рано научились читать, удивляли всех своей находчивостью и смекалкой;

c) были гиперактивны, занимались всем — от танцев и до вольной борьбы, легко дрались с мальчишками;

d) были самой очаровательной девочкой в округе, имели толпы ухажеров и мечтали победить в конкурсе красоты;

e) мама и бабушки пытались подыскать вам женихов по соседству, а вы уже с детства мечтали о свадьбе.

2. Какие люди сыграли наибольшую роль в вашем становлении:

a) я сама;

b) отец или дедушка;

c) ваш учитель, любимый писатель или философ;

d) мужчины;

e) мама, тетя, бабушка.

3. Как складывались отношения у ваших родителей?

a) родители часто ссорились или даже развелись;

b) меня воспитал отец (дедушка);

c) я не вникала в их отношения, они предоставляли мне свободу действий;

d) меня все холили и лелеяли;

e) у нас был патриархальный уклад: главным был отец, мама все делала для семьи.

4. Вы решили, что уже взрослая, когда:

a) первый раз поборола свою неуверенность в себе;

b) поступила на факультет с самым высоким конкурсом;

c) совершила что-то неординарное — отправилась автостопом на Грушинский фестиваль, стала рьяной защитницей животных и т.д.;

d) почувствовала свою женскую привлекательность;

e) вышла замуж.

5. Какое определение наиболее подходит вам сейчас:

a) «Главное то, что происходит внутри: мое творчество, мои чувства. Я должна быть гармонична»;

b) «Я живу разумом, а женские качества помогают быть успешной»;

c) «У меня есть цель. И я сделаю все, чтобы ее достигнуть»;

d) «Я потрясающая, меня все любят, и я люблю!»;

e) «Мне повезло с мужем, а ему повезло со мной. Я хорошая хозяйка и жена».

6. Любовь по-вашему — это:

a) полное взаимопонимание;

b) то, что мешает работе;

c) интересный опыт;

d) суть всей жизни;

e) хорошая основа для брака.

Результаты теста:

a — на пограничное состояние и некую двойственность, которая свойственна для богини Персефоны, указывает большинство ответов «a».

b — если вам оказались ближе пункты «b», то ваш прототип — Афина, для которой характерна мудрость.

c — чаще всего вы отдавали предпочтение ответам «c»? Значит, вы относитесь к группе Артемида.

d — если чаще всего выбирали вариант «d», то ваш архетип — Афродита, воплощение любви.

e — если у вас большинство ответов под «e», то вы — Гера, богиня семейного очага.

Тесты

После такого подробного описания логично будет поинтересоваться, как узнать свой архетип личности. И у меня для вас отличная новость – это можно сделать в онлайн-режиме. Итак, определяем свой архетип:

  1. Ваш психологический архетип – от вас требуется ответить на 20 вопросов, заполняя окошки со словами “правда” или “ложь”. Тест поможет определить тип личности по Пирсон-Марру.
  2. – здесь вы отвечаете на 72 вопроса и изучаете свою личность по теории Юнга. Результат исследования приходит на электронную почту.
  3. Архетип личности женщины – адаптированный под представительниц прекрасного пола тест, чтобы понять свой архетип. Здесь названия немного изменены, соответственно, и характеристики будут немного отличаться.
  4. Какой архетип определяет вашу личность? – экспресс-тест, который помогает быстро определить ваш тип, который влияет на ваши решения и ваше поведение. Состоит всего из 9 вопросов.

Путь Видящего

Искать и говорить правду, не осуждая. Развитие внутреннего видения и интуиции. Путем Видящего следуют через творчество, сновидения, мечты и внутреннее видение. Архетип Видящего призывает прислушиваться к своей сущности.

Функция Интуиции

В экстравертном качестве открывает возможность предвидения возможностей и событий, в интровертном – восприятие всеобщей взаимосвязи и себя в потоке жизни, как соединяющего прошлое, настоящее и будущее.

Потеря связи с архетипом Видящего

Отрицание своей внутренней правды и истинной сущность в угоду другим, формирование ложного адаптивного Я, проекция своей психики на другого – другие как отражающие (чистые, мутные, разбитые) зеркала. Неспособность увидеть себя и другого.

Работая с ахетипом Видящего мы учимся слушать себя, медитировать, читать молитвы, предвидеть, предчувствовать и предсказывать; соотносим текущее с предназначением;, учимся выбирать время и место и лишь за тем вкладываем содержание, становимся уместными и своевременными, говорим с другими без обвинений; возвращаем свои проекции на других людей и на мир; видим свои и чужие возможности для наиболее полного раскрытия сил.

Что такое архетип?

Если дословно переводить этот термин, состоящий из комбинации arche + typos, то получится начало + образ. Определение слову, которое было введено психологом Юнгом, можно дать следующее: первобытные образы, мотивы, универсальные атрибуты и события. Весь этот «микс» заложен в бессознательном коллективном.

Получается, что архетип — это совокупность установок и сценариев, с помощью которых определяется принцип мышления и поведения личности в тех или иных условиях.


Источник фото: shutterstock.com

Считается, что архетип буквально «вшит» в ДНК индивида. Поэтому нельзя сказать, что принцип мышления является приобретенным. В отличие от знаний и навыков, его нельзя скорректировать или изменить.

Структура личности К. Г. Юнга

Теорию архетипов понять несложно, главное – вникнуть, что автор хотел нам сказать о личности.


Архетипы личности по Юнгу

На вершине структуры мы видим слово “Эго”, его иногда заменяют на простое “Я”. Это сознание человека, то, что мы осознаем конкретно в этот момент. А именно: чувства (я голодный), мысли (Вот Ленка предательница, могла и предупредить), воспоминания (какое классное лето было, столько общения и путешествий!).

Рядом с “Эго” расположена “Персона”. Сюда наше сознание отбросило за ненадобностью не очень важные переживания. Например, я переживаю, что сестра приболела, но сейчас для меня важнее то, что я голодная. “Эго” и “Персона” связаны. Человек, когда надо, может без труда извлечь данные из своей “Персоны”. Также от этого архетипа зависит имидж человека, его социальный образ.

Потом переходим к среднему слою. Там нас встречает “Тень”. Именно здесь мы накапливаем обиды, страхи, переживания, которые наша психика, заботясь о нас, вытеснила. Тут хранится все, что противоречит нашим нынешним идеалам, установкам, то, что не может перенести наше “Я” и “Персона”. Здесь хранятся также наши комплексы.

После этого слоя следуют “Анима” и “Анимус”. Вот мы и подошли к коллективному бессознательному – эти самые архетипы, о которых мы и говорим. Здесь хранятся наши представления о мужчинах и женщинах, идеальном быте, социальных ролях и т. д.

Последний архетип – это “Самость”. Автор считает его самым важным, наиболее гармоничным, полным, всеобъемлющим. Он характеризуется самодостаточностью, целостностью. Это сердцевина личности. Он очень редкий и выражается в личности слабо. Но каждый должен стремиться его развивать, так как это приведет человека к любви к себе и полной гармонии.

Вот эта “распаковка” личности по архетипам Юнга дает возможность психотерапевтам качественно менять жизнь клиентов шаг за шагом, аккуратно пробираясь к установкам, которые прививались годами, поколениями, которые могут спровоцировать неудовлетворенность в нынешних отношениях и поиск несуществующих идеалов.

Итак, по Юнгу архетипы:

  • устойчивые;
  • всегда вызывают реакцию человека;
  • встречаются во всех народах в разное время;
  • влияют на эмоциональное состояние;
  • могут обладать положительными и отрицательными характеристиками;
  • отражаются в сказках, мифах.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глубинная психология — направление в психологии в традиции Карла ЮнгаГлубинная психология — один из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианской психологии. Этот метод основан на обнаружении неявных мотивов психических проблем, как бы  скрываемых в глубине психики. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник проблемы, а не симптомы, связанные с ней. После выявления скрытого смысла дезадаптивные мотивы можно сознательно преобразовать, что приведет к более здоровым и позитивным мыслям и поведению.Одним из феноменов, существующих в глубинной психологии, является феномен «раненого целителя» (термин ввел Ролло Мэй). Когда терапевт работает с клиентом, у которого есть подобные эмоциональные раны, терапевт осознает эту динамику и может непреднамеренно передать свои раны обратно клиенту. Этот процесс контрпереноса может быть вредным как для терапевта, так и для клиента, потому что он подвергает терапевта ранениям его клиента, таким образом потенциально заражая терапевтический процесс. Одним из существенных отличий юнгианского психоанализа от традиционного психоанализа, продолжающего идеи Зигмунда Фрейда, можно назвать отношения равенства психотерапевта и пациента. Юнг не считал людей, вынужденных прибегнуть к психологической помощи неполноценными, требующими излечения. Юнг рассматривал любые психические проявления как явления смысла и если клиенту и терапевту удастся понять послания души, то тем самым цель терапии будет достигнута, человек приблизится к обретению цельности и полноты, сознание будет в гармонии с бессознательным. Полнота — одно из важных понятий наряду с индивидуацией, которым Карл Юнг придавал большое значение в качестве цели не только психотерапии, но человеческой жизни вообще.

Рекомендации

  1. Это может быть основой контрперенос.
  2. К.Г. Юнг «Психология переноса», Практика психотерапии (CW 16), пар. 422
  3. Барр, А. (2006).
  4. Б. Х. Клоу / С. К. Клоу, Катастрофический (2001) стр. 232
  5. Роберт С. Смит, Раненый Юнг (1997) стр. 177
  6. К. Г. Юнг, Психология бессознательного (Лондон, 1944 г.) стр. 181
  7. Юнг, возможно, получил термин «раненый целитель» из древнегреческой легенды о Асклепий, раненый врач дает убежище Эпидавр кто относится к другим. С другой стороны, Аполлон Медикус не был раненым целителем, потому что он не лечил, потому что страдал. Джейми Клэр Фумос, Наследие Аполлона (2010) стр. 59
  8. Юнг цитирует Энтони Стивенса: Юнг (Оксфорд 1994) стр. 110
  9. К.Г. Юнг «Фундаментальные вопросы психотерапии»; там же. пункт 239
  10. Янг-Эйзендрат, стр. 165
  11. П. Янг-Эйзендрат / Т. Доусон, Кембриджский компаньон Юнга (2008) стр. 165
  12. Смит, стр. 2
  13. К. Г. Юнг, Практика психотерапии (Лондон, 1993) стр. 172
  14. Юнга цитирует Стивенса, стр. 110
  15. Мэри Энн Мэттун, Личностная и архетипическая динамика в аналитических отношениях (1991) стр. 486
  16. Л. Хокли / Л. Гарднер, Дом: Раненый целитель по телевидению (2011) стр. 11
  17. Т. С. Элиот, Полное собрание стихов и пьес (Лондон, 1985) стр. 181

Культурные аналоги

  • Акира Куросава фильм 1948 года Пьяный ангел сосредотачивается на усилиях доктора Санада, самого алкоголика, поддержать молодого гангстера от туберкулеза, советуя ему отказаться от его саморазрушительного образа жизни.
  • Характер Доктор Дом, от одноименный телесериал, можно рассматривать как пример этого архетипа в современной поп-культуре; его физические и эмоциональные шрамы являются одновременно бременем и движущей силой в его потребности решать проблемы других, разрушая себя.
  • В East Coker, Т. С. Элиот писал о «Раненом хирурге, который рассекает сталь / Который подвергает сомнению поврежденную часть тела».

Путь Учителя

Быть открытым результату, но не привязываться к нему. Учиться и учить, передавая знания как один из созидательных жизненных смыслов. Следовать путем Учителя – это доверять и избрать доверие своим инструментом. Доверие — тот источник, из которого берут начало присущие мудрости свойства: ясность, объективность, понимание, терпение, тишина, способность слышать, говорить, чтобы слышали другие.

Мудрость вступает в силу, когда мы открыты всем этим качествам. Архетип Учителя дает силы оставаться спокойным в ситуации неопределенности; замечать привязанности и шаблонные модели поведения, пробуждать от привычной повседневности и предвзятости.

Архетип учителя открывает опыт не привязанности. Мы обучаемся не привязанности через потери. Любая потеря – это опыт смирения, который учит нас отпускать. Шаманские сообщества признают, что ритуал помогает справиться с потерями. Слово «ритуал» означает «совмещать, соответствовать». Оно подобно таким словам, как мастерство, узор, искусство – все, что собирает соответствующие вещи вместе, чтобы создать порядок. Ритуал – это сознательное принятие перемены в жизни, знак уважения и поддержки переменам с помощью таких элементов, как наличие свидетелей, принесение даров, церемония и торжественность ситуации. Таким образом, мы открываем путь для «нового соответствия вещей».

Функция Ощущений

Ориентация на реальность – объективную (экстравертное ощущение) или субъективную (интровертное ощущение). Результатом оказывается мощная связь с миром. Экстравертированные типы легко читают карты, просто находят дорогу в незнакомом городе; их жилища опрятны и аккуратно обставлены; они не забывают о назначенных встречах и всегда пунктуальны; не теряют ключи; сознательно придерживаются моды в одежде; любят вечеринки и активный спорт.

Интровертный ощущающий тип напоминает фотографичечкую пластинку. Физическая чувствительность к объектам и другим людям включает каждую малейшую тень и деталь: как они выглядят, как чувствуют прикосновения, их вкус и запах, звуки, которые они издают. Верная передача впечатления, произведенного объектом на субъект.

Потеря связи с архетипом Учителя:

Неведение, замешательство, ложь, навязчивость, жестокость, осуждение и контроль.

Работая с Архетипом Учителя, мы учимся доверять и отпускать, призываем духов предков, чтобы они поддержали нас, создаем личные ритуалы, чтобы справиться с потерями. Мы учимся действовать, только когда есть ясность внутри и сохраняем молчание, чтобы услышать голос собственной мудрости.

Программа семинаров:

1 марта, пятница

19.30 — 21.00 семинар на тему: «Архетип раненого целителя»

В этом семинаре Мартин Шмидт рассмотрит, как динамика архетипа раненого целителя констеллируется во взаимоотношениях пациента и аналитика.

Юнг считал психотерапию современным этапом древней традиции целительства, начавшейся со знахарей, шаманов и колдунов, на смену которым приходили священники, доктора и психиатры. Для того чтобы исцелять и быть способными понять боль пациента, мы должны хорошо знать свои собственные раны. Юнг считал, что аналитик, одновременно исцеляющий и ищущий решения своих эмоциональных проблем, подобен смертельно раненому кентавру Хирону из греческих мифов.

21.00-21.15 – Кофе-брейк

21.15-22.00 – Дискуссия

2 марта, суббота

10.00 — 11.30 семинар на тему: «Понимание Юнгом обучения в процессе анализа и его последствий»

Юнг различал 4 этапа анализа: признание, разъяснение, обучение и преобразование. По его словам, первые три этапа значительно влияние связаны с религией, фрейдовским психоанализом и методами Альфреда Адлера: такпризнание описано, как некая разновидность старейшего церковного таинства исповеди; разъяснение использует методы Фрейда, а обучение заимствует идеи Адлера. Четвертый этап преобразования – уникальный вклад самого Юнга. Насколько эти этапы релевантны клинической практике? Насколько мы действительно обучаем наших пациентов, и каким образом? Именно эти вопросы (и не только) являются темой семинара.

11.30-11.45 – Кофе-брейк

11.45-12.30 – Дискуссии

12.30-14.00 – Перерыв на обед

14.00-15.30 — Семинар на тему «Влияние рака Фрейда на его теорию, а также её отношение к идеям Юнга»

Страшные потери друзей, дочери и любимого внука вкупе с безжалостным развитием рака чрезвычайно отразились не только на расположении духа Фрейда, но и на его работах. Это изменение направления добавило его сочинениям тёмных и мрачных обертонов. Теперь, исследуя этиологию тревоги, агрессии и вины, он чаще писал о смерти и деструктивности, чем о поисках наслаждения.

Начиная с момента обнаружения болезни до самой смерти, Фрейд много писал. За этот период было опубликовано сорок важнейших работ, включая «Я и Оно» (1923b), «Подавление, симптомы и тревоги» (1926d), «Будущее одной иллюзии» (1927c), «Цивилизация и неудовлетворённость» (1930a), а также «Моисей и монотеизм» (1939). В этом семинаре, основанном на написанной Мартином Шмидтом главе из книги о психотерапии и раке (опубликованной в издательстве Karnac, London), мы поговорим о последних годах жизни Фрейда, динамике развития его работ и связанных с этим идеях Юнга.

15.30-15.45 – Кофе-брейк

15.45-16.30 – Дискуссии

16.30- 17.00 – Заключительное обсуждение

17.30-18.30 – Групповая супервизия клинического случая.

ЮНГ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Метод психоанализа Карла Юнга и гуманитарные наукиЮнг не делал из своих идей окаменевших догм и не предлагал им слепо следовать. Прежде всего, Юнг дал нам пример мужественного исследования глубин собственной души и бескорыстного служения людям. Он признавал, что созданная им психология была по существу его собственной психологией, описанием его личных духовных поисков и не желал ее распространения, тем более превращения в фетиш. Однако, он оказал огромное влияние на очень многих людей. Его личность, бесспорно гениальная, сравнима разве что с титанами Возрождения. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. Можно сказать, что современного религиоведения, этнографии, исследований фольклора и мифологии не было бы без Юнга.

Информация о Мартине Шмидте:

Мартин Шмидт — член Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP), юнгианский аналитик, психолог и профессиональный член Лондонского общества аналитической психологии (SAP, London). Читает лекции в Великобритании и за рубежом, в том числе в рамках программ Общества аналитической психологии (SAP), Британской психотерапевтической ассоциации (BAP), Ассоциации юнгианского анализа (AJA), Института психотерапии Уэст-Мидленд (WMIP), а также Лондонского психотерапевтического центра (LCP). Его статьи печатались в «Журнале аналитической психологии» (Journal of Analytical Psychology). Более двадцати лет Мартин Шмидт работал психологом в психиатрических центрах, также, в течение десяти лет он вёл психотерапевтические группы реабилитации наркозависимых в специализированных центрах. Сейчас Мартин в основном занимается частной практикой (анализ, психотерапия и супервизия) в Лондоне. В течение последних семи лет был приглашённым супервизором Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP) в рамках программы обучения первых юнгианских аналитиков в Москве и Санкт-Петербурге.

Путь воина

Действовать, быть здесь и сейчас.

Открытие доступа к возможности действовать. Исторически мужчин и женщин, следующих путем Воина, называли ведущими, первооткрывателями, искателями приключений, защитниками и колдунами. В нашем обществе мы воплощаем путь Воина через проявление инициативы, ответственности и лидерства.

Принцип лидерства — действовать здесь и сейчас, оказывая почтение и уважение всему, что его окружает. Английское слово respect (уважение) возникло от латинского respicerey означающего «готовность посмотреть еще раз». Воин всегда готов бросить второй взгляд, чтобы не застрять в ограниченном видении личности или ситуации. Воин использует правильное взаимодействие, определяет границы и ограничения и  демонстрирует правильное использование силы.

Функция Мышление

В экстравертном качестве отвечает за усвоение практических знаний и компетенции, в интровертном – направлено на анализ ситуации и синтез.

Потеря связи с архетипом Воина:

Мятеж, борьба за власть, зависимость от другого человека, угодничество, рабское подчинение, хитрости, сплетни, игры из-за кулис.

Работая с архетипом Воина, мы стремимся достичь лидерства на своем поприще. Для этого мы должны задействовать большинство наших способностей, а не фиксироваться на одной или двух составляющих того, кто (как мы думаем) мы есть. Лидеры, добивающиеся успеха, способны правильно оценить разносторонность в себе и других.

Определение, что такое архетипы

Вот такое не очень понятное определение. Давайте теперь разберем, так сказать, на пальцах, что же это за часть такая в каждом из нас.

Карл Густав Юнг – выдающийся ученик Зигмунда Фрейда, но он покинул своего учителя и создал уникальную школу – аналитическая психология. Именно он впервые использовал понятие архетипа.

По Юнгу это понятие означает, что мы имеем определенную тень от предков и когда попадаем в какую-то незнакомую ситуацию, по инерции поступаем так, как поступили бы наши предки. Это и есть влияние коллективного бессознательного на нашу жизнь. Были и последователи Юнга, которые дополняли его теорию про структуру личности. Но классический вариант – это именно его теория.

Я не буду вдаваться в сложные психологические понятия. Приведу пример.

Есть и другие типологии личности человека, но мы поговорим именно о теориях Юнга и Пирсон-Марра.

Исследование

Существуют различные исследования, изучающие концепцию раненого целителя, в первую очередь проведенную британским консультантом и психотерапевтом Элисон Барр, которая изучала значение психологических ран для людей, решивших стать консультантами или психотерапевтами. Барр использовала плюралистический подход к своему исследованию, при этом количественные данные анализировались с использованием описательной и логической статистики, а качественные данные анализировались с помощью тематического анализа с использованием подхода обоснованной теории. Он-лайн анкетирование было проведено с 253 респондентами. Были проведены пилотные и проверочные исследования, а также указаны возможности для дальнейших исследований.

Результаты Барра показали, что 73,9% консультантов и психотерапевтов испытали один или несколько болезненных событий, которые привели к выбору карьеры. Она также отметила следующее:

Что касается значимости события (событий) по выбору карьеры, при объединении категорий «возможно выбранная карьера независимо от» с «возможно выбранная карьера независимо» и «маловероятно выбранная карьера независимо от» с «в противном случае не рассматривается карьера» небольшое большинство по сравнению с первым. Существенных различий по демографическим факторам нет.
Что касается того, привели ли один или несколько психологически травмирующих опытов к выбору карьеры терапевта, существует значительная разница в назначении, поле, группировке по полу и этнической принадлежности, а также в группировке по полу и возрасту. Существенных различий в подходе, этнической принадлежности или возрасте нет.
Большинство ран были вызваны событиями, пережитыми респондентами непосредственно (65%), а не косвенно или и тем, и другим. В рамках демографических факторов причины травм, приведших к выбору карьеры, не имеют статистической значимости.
Точные причины ран сильно различаются

Основными категориями являются жестокое обращение, семейная жизнь в детстве, психическое расстройство (собственное), социальная жизнь, семейная жизнь во взрослом возрасте, тяжелая утрата, психическое расстройство (другие), угрозы для жизни, физическое нездоровье (другие), физическое нездоровье (собственное) и др.
Есть много значений для будущего терапевтического мира, в котором основное внимание уделяется супервизии и обучению.

Идея раненого целителя с тех пор расширилась и теперь включает изучение любых профессиональных целителей, которые сами были ранены, включая советники, психотерапевты, врачи и медсестры.

Архетипы личности по Юнгу

Он не называл 12 или 7 основных персонажей, считая, что их бесконечно много. Дело в том, что структура психики очень многослойна, а культурные прообразы разнообразны. Поэтому ограничить круг архетипов невозможно. Но Карл Густав Юнг выделял основные архетипы.

Анима и Анимус

Мужские тенденции, заложенные в психике дамы, он называл Анимус. Истинно женское проявление — Анима. Постепенно они смешиваются, что и выливается в наше бессознательное.


Источник фото: shutterstock.com

Самость

Именно смешение Анима и Анимус приближает к воплощению Самости. По своей сути, это некий образ индивида, которым человеку предначертано стать. Это прообраз Бога. Чаще всего Бог является в супер-личностях:

  • Король;
  • Пророк;
  • Герой.

Иногда это символ, замкнутый по контуру. К примеру, квадрат или круг.

Мать

Один из собирательных образов по Юнгу — это Мать, представляющая начало всех начал. Персонаж закладывает принцип взаимодействия индивида с окружающим миром. Мать имеет светлую и темную сторону. Первое проявление — Хозяйка-Мать, которая выступает хранительницей тепла и семейного очага.

Для нее важна во всем гармония:

  • в отношениях;
  • мышлении;
  • доме;
  • работе.

Хозяйка-Мать дает заботу, душевное тепло, любовь, ласку. В темном же проявлении Мать — это Хозяйка-Мачеха, для которой характерна хитрость змеи и воплощение ужасной старухи из детских сказок.

Отец

Активный стиль поведения и динамика — вот то, что олицетворяет Отец. Но Юнг предлагает 3 интерпретации такого архетипа. Например, Отец-Уран выступает загадочным персонажем. Мужчина наделен глубоким интеллектом, но он часто уходит в себя, что вызывает чувство безысходности.


Источник фото: shutterstock.com

Отец-Зевс — пример патриархального мужчины, для которого характерны власть, сообразительность, умение управлять, дальновидность, авторитет.

Существует еще образ Отца по принципу Кроноса. Иногда его изображают в виде Дьявола или Люцифера. Для дитя он принимает образ врага. Такой вариант приобретает характер диктатора, который излучает агрессию, стремление к тотальным победам и безграничному контролю.

Ребенок

Также Юнг рассматривает образ ребенка, считая его одним из наиболее важных, так как в нем соединяются мужские и женские начала, запас силы и слабости. Но этот образ имеет 2 разновидности. Первый — Грядущий Ребенок, для которого свойственны воля к жизни, сила духа и умение достойно переносить испытания свыше. Второй — Обиженный Ребенок, который изначально нуждается в защите.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: