Что такое мотивация? цели, методы и примеры мотивации

Для чего нужна мотивация

Мотивация — это побуждение к действию и неотъемлемая часть любого профессионального и личностного роста. Система мотивов напрямую связана с психологическими особенностями каждого человека, так как благодаря знанию темперамента можно подобрать подход к каждому сотруднику. Например, холерики предпочитают активную работу, связанную с множеством движений, в то время как меланхоликам больше по душе сидячая, монотонная деятельность. Знание мотивов человека помогает организовать комфортную для него обстановку, что способствует росту продуктивности. 

А для продуктивной работы вашего бизнеса подключите сквозную аналитику Calltouch. Она подойдет для любого бизнеса, в котором есть расходы на маркетинг. Вы узнаете, что приносит вам целевой трафик и доход, сможете усовершенствовать рекламу, оптимизировать бюджет.

Сквозная аналитика Calltouch

  • Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
  • Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции

Узнать подробнее

Теория ожиданий Врума

Канадский психолог Виктор Врум предположил, что наличия активной потребности недостаточно для мотивации к действию. Если помните, к такому же выводу мы пришли в предыдущей статье. И что же делать?

Теория ожиданий Врума даёт ответ. Чтобы начать действовать, у вас должна быть тактика действий и надежда на результат. Вознаграждение должно стоить затраченных усилий, ожидания должны быть оправданы, и тогда вы будете достаточно мотивированы.

Посмотрите на белку. Она снова и снова бросается за орехом. Почему? Потому что она верит, что поймает его. Орех всегда рядом! Награда близко и стоит стараний. Поэтому белка прилагает максимум усилий, она очень мотивирована.

На теории ожиданий построены фильмы, сериалы и игры. Они постоянно подогревают ваш интерес и дают бесконечные вознаграждения. Вы ожидаете, что вам снова понравится. Игры… Сейчас я играю в одну затягивающую онлайн-стратегию, и она просто пропитана ожиданием награды. «Сделай это, и получишь вот это! Приложи усилия, и ты получишь новую награду! Хочешь больше наград? Давай номер карты, мы ускорим процесс!»

Но в реальной жизни вы не уверены, что результат будет, а восторг от наград случается не так часто. Поэтому почти никто из тех, кто мечтал стать космонавтом, ничего для этого не делает. Лучше поиграть.

Формула мотивации Врума

Пожалуй, лучшая формула мотивации, моё почтение! Врум ввёл понятие валентности — насколько вознаграждение соответствует ожиданиям:

Мотивация = Ожидание результата * Ожидание вознаграждения * Валентность

Чем выше значение каждой переменной, тем сильнее мотивация. Если один из пунктов равен нулю, то мотивация тоже равна нулю. Поэтому, если вы думаете «Оно того не стоит» или «У меня всё равно ничего не получится», то так он и есть. Белка так не думает. Будьте, как белка.

Перед моим домом растут цветы. Я вижу, как много усилий прилагает моя жена, чтобы всё выглядело красиво. Выходит действительно красиво, но она проводит там слишком много времени. И всё ради того, чтобы приходя домой с работы один раз в день видеть клумбу. Я хочу, чтобы было красиво? Да. Я готов тратить время, копаясь в клумбе? Нет. Как по мне, это не стоит затраченных усилий и времени, поэтому я не особо мотивирован ей помогать. Прости, дорогая. Может, залить бетоном? Усилий мало, и результат навсегда. Вот это того стоит. И гномика поставим.

Виды мотивации персонала

Людей мотивируют только деньги? Это миф. Конечно, материальные ценности во многом определяют степень стараний при выполнении должностных обязанностей. Но зарплата для человека не должна быть единственной целью работы, иначе он становится бездушным участником торговых отношений на рынке труда. 

Поэтому выделяют два основных вида мотивации:

  • материальная;
  • нематериальная – социальная и психологическая.

Кажется, что можно ограничиться только повышением зарплаты в качестве стимулирующего инструмента. 

Однако это не так: все люди уникальны, и важно найти индивидуальный подход – раскопать внутренние ценности и стимулы, которые будут действовать на конкретного работника. Этим занимаются HR-специалисты

Уже во время собеседования при приеме на должность легко выяснить такие важные особенности личности человека. Для удобства применяются общепринятые методики. Например, тест Герчикова позволяет разделить людей на два типа по мотивационному признаку:

  • нацеленные на достижения – с желанием получить вознаграждение за труд повышенной интенсивности;
  • избегающие провалов – их стимулирует страх быть наказанными.

Интересно, что тест Герчикова основан на теории американского психолога Дэвида Макклелланда. Автор еще в середине прошлого века выделил в отдельную категорию потребности человека в успехе, власти и причастности. Также Макклелланд определил два варианта мотивации: нацеленность на успех и постоянное избегание неудач из-за страха наказаний. 

Дополнительная классификация

Кроме того, мотивацию делят на индивидуальную, групповую и познавательную.

Индивидуальная мотивация выражает совокупность потребностей, стимулов и целей, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности индивида и поддержки гомеостаза. В качестве примера здесь выступают: жажда, голод, стремление к избеганию болевых ощущений и прочее. Примеры мотивации группы: поддержание государственного устройства; деятельность, направленная на признание со стороны социума; забота родителей о детях и так далее. Ну и, наконец, к познавательной мотивации относятся научная деятельность, стремление ребенка к получению знаний через игровой процесс и прочее.

Психологи, философы и социологи давно пытались классифицировать мотивы – стимулы, которые потенцируют активную деятельность человека. С точки зрения различных мотивов ученые выделили следующие виды мотивации.

Пирамида потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу — американский психолог, ставший известным благодаря своей иерархической модели потребностей. Он расположил основные потребности человека на ступенях так называемой пирамиды Маслоу, а затем объявил, что все мы движемся по ней вверх.

Вот эти ступени:

  1. Физиологические потребности: утоление голода, жажды и других основных потребностей.
  2. Потребность в безопасности: ощущение защищённости, свобода от страха, стабильность.
  3. Социальные потребности: принадлежность к группе, общение, друзья, семья, любовь.
  4. Престижные потребности: уважение и признание, самоуважение, репутация, известность.
  5. Потребность в самоактуализации: развитие способностей, саморазвитие, самоактуализация, реализация своих целей (в идеале, нам сюда).

Суть пирамиды Маслоу заключается в следующем: как только вы достаточно удовлетворите текущие потребности, у вас появится мотивация двигаться дальше.

Вот, допустим, белка с орехом. Почему её не интересует основной сюжет? Она практически ни с кем не вступает в контакт, потому что стремится лишь к одному — сохранить орех. То есть она находится где-то на первых двух ступенях пирамиды Маслоу — думает только о еде и безопасности.

Следующая теория исправляет недочёты пирамиды Маслоу.

Теория Д.Мак-Клелланда

Теория Д.Мак-Клелланда известная как теория потребностей, она исходит из того, что с развитием экономических отношений и совершенствованием методов менеджмента возрастает роль потребностей высших уровней: потребности успеха, власти и соучастия. Эти потребности автор не располагает иерархически, но указывает, что они заметно влияют одна на другую.

Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Мак-Клелланд понимал потребность успеха как стабильную способность стремиться к достижениям и успехам. Он установил, что люди, стремящиеся к достижениям:

  • идут на хорошо взвешенный риск;
  • предпочитают задания средней сложности, но такие, которые отличаются новизной и требуют личной инициативы и творческого подхода;
  • больше концентрируются на работе, нежели на сотрудниках, не любят перерывов в работе;
  • предпочитают рабочие ситуации, когда можно самостоятельно работать и принимать решения;
  • требуют непосредственной обратной связи, частых оценок результатов труда (как со стороны, так и собственных);
  • ощущают большое удовлетворение от процесса труда (внутренняя мотивация);
  • деньги для них в большей степени служат индикатором оценки достижений.

Если организация не обеспечит человеку возможностей для проявления инициативы и соответствующего вознаграждения, она никогда не добьется успеха.

По Мак-Клелланду, мотивация успеха – это условие успешной деятельности менеджера. Многочисленные исследования показали, что для менеджеров характерна более высокая мотивация к достижениям и успехам, нежели для других профессиональных групп с соответствующим образованием. Установлено также, что менеджеры, которые достигли больших успехов, соответственно имеют более высокую мотивацию к достижениям, нежели те, кто таких успехов не достиг.

Потребность власти проявляется, как желание влиять на других людей. Менеджмент привлекает людей тем, что позволяет проявить и реализовать власть. Люди с высокой потребностью во власти получают удовлетворение в ситуациях, когда они несут ответственность за действия и поведение других людей. Они предпочитают занимать должности, позволяющие подчеркнуть свой статус, вести конкурентную борьбу, увеличивать собственное влияние и престиж путем постоянного повышения эффективности своей работы.

Потребность в соучастии проявляется в желании быть в кругу друзей, налаживании товарищеских отношений, помощи другим (работа способствует удовлетворению этих потребностей). Эти люди предпочитают в работе кооперацию, а не конкуренцию, стремятся к установлению отношений с высоким уровнем взаимопонимания.

Наблюдения и опросы большого числа работников позволили получить данные о том, как сами работники оценивают различные условия и характеристики своей работы. Исследовались две группы факторов: факторы повышения, стимулирующие интенсивность труда, и факторы, которые делают работу более привлекательной.

Факторы, стимулирующие интенсивность труда, ранжируются работниками таким образом:

  • хорошие возможности для служебного роста;
  • хорошая заработная плата;
  • связь заработной платы с результатами труда;
  • одобрение и признание руководством хорошо выполненной работы;
  • содержание работы, стимулирующее развитие личных способностей;
  • сложная, напряженная и трудная работа;
  • работа, которая позволяет думать самостоятельно;
  • высокая степень ответственности за порученную работу;
  • работа, требующая творческого подхода.

Среди факторов, которые делают работу более привлекательной, названы, прежде всего, такие:

  • работа без излишнего напряжения и стрессов;
  • удобное расположение места работы;
  • чистота, отсутствие шума на рабочем месте;
  • доброжелательные отношения с сослуживцами;
  • хорошие отношения с непосредственным начальником;
  • хорошая информированность о положении дел в организации;
  • гибкий режим и темп работы;
  • значительные дополнительные льготы.

Таким образом, в основе рассмотренных содержательных теорий мотиваций лежит анализ потребностей людей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к действиям.

Теория ERG Альдерфера

Американский психолог Клейтон Пол Альдерфер долгое время изучал приемы мотивации, он пришел к выводу, что все потребности и желания человека можно объединить в 3 большие группы. Потребности зависят от следующих факторов:

  • желание существовать (обусловлено физиологическими потребностями);
  • наличие связей (большую роль играет социальная сфера, место человека в обществе, его семья, родственники и друзья);
  • стремление к росту (самовыражение и желание меняться как внешне, так и внутренне, наблюдается усиление мотивации).

Если же в теории Маслоу работает принцип иерархии, то Альдерфер придерживается мнения о том, что потребности направлены в обе стороны. Его определение мотивации звучит следующим образом: динамичная система, которая может двигаться как вверх, так и вниз. Например, высшее желание человек сумел осуществить, тогда активируется и усиливается потребность в удовлетворении более низшего уровня задач, и наоборот.

Для наглядности можно выполнить небольшой эксперимент

Стоит также заполнить пирамиду Маслоу и обратить внимание на верхние и нижние уровни. Если происходит движение снизу вверх, то это будет самоудовлетворение человека

Если же путь лежит сверху вниз, то это фрустрация (поражение). Для того чтобы вернуться к процессу удовлетворения, необходимо будет лишь выполнить ключевую задачу из нарисованной пирамиды, начиная с конца и поднимаясь наверх.

— Теория стимулирования

Теория стимулов в мотивации основана на принципах бихевиоризма, которые устанавливают, что люди действуют направленно только в ответ на стимул, который может быть как внутренним, так и внешним.

Таким образом, те, кто отстаивает эту точку зрения, считают, что люди действуют не для того, чтобы быть счастливыми, или потому, что мы считаем их деятельность удовлетворительной, а чисто утилитарным образом.

Таким образом, согласно теории стимулов, люди будут действовать только для того, чтобы избежать наказаний или получить вознаграждение, причем оба эти фактора могут исходить как из окружающей среды, так и от других людей, а также из нашего внутреннего пространства. Например, человек может искать работу, чтобы избежать голода или улучшить свой социальный статус.

В теории стимулов такие элементы, как ценности, оставлены в стороне для более глубокого изучения других, таких как вероятность получения награды или наказания в случае выполнения определенного действия.

Мотивация в спорте.

Помимо привлечения людей к спорту, необходимо в дальнейшем подогревать их интерес к занятиям. Известно понятие эмоционального выгорания некоторых спортсменов, когда перспективные ребята или девушки бросают спорт на пике своей карьеры. В определенный момент им просто надоедает это занятие.

Мотивация в спорте – тема обширная и разноплановая. В каждом виде спорта существуют свои методы. Арсенал приемов впечатляет, от уговоров или обещаний награды, до упреков, криков или попыток взять на «слабо». Тренер – это психолог, администратор и друг в одном лице. Некоторым он даже заменяет отца. Именно этот человек отвечает за психологический настрой спортсмена. Если пропадает мотивация, спорт из смысла жизни превращается в рутину.

Подобно другим видам деятельности, в спорте применяют материальную и нематериальную мотивацию. Первая связана со всевозможными денежными премиями, либо дорогими подарками. Например, за победу на соревнованиях высокого уровня местные власти могут выделить спортсмену квартиру.  Второй вид мотивации включает моральную стимуляцию, такую как почет, статус, признание.

Деньги, безусловно, нужны всем, но одни люди стремятся только к ним, другие же ищут нематериальные награды, которые потешат их самолюбие, либо помогут что-то доказать самому себе. К слову, нематериальная мотивация в спорте мощнее, поскольку честь и достоинство человека преобладают над сугубо меркантильными интересами. Конечно, любой труд должен оплачиваться, но чаще побеждают те, кто воспринимает спорт, как жизненное призвание.

Жизнь человека многогранна. Физическое, интеллектуальное и духовное развитие тесто связаны между собой. Поэтому мотивация к спорту нужна каждому, независимо от рода деятельности. Правильно приобщаться к нему с детства, но так происходит далеко не всегда

Чаще люди понимают важность здорового и активного образа жизни уже в зрелые годы. Чем старше становится человек, тем больше усилий ему приходится прикладывать для выработки позитивных привычек, но с каждым годом это все актуальнее

Дополнительная информация:

  • Что такое мотивация к жизни и как ее приобрести?
  • Что такое стимул и как его подобрать?
  • Что такое мотивация и какими бывают мотивы?
  • Какие существуют виды мотивации и как найти эффективную?
  • Что такое мотивировать и как это делать?
  • Что такое мотивация на успех и как ее найти?
  • Как мотивировать себя? 7 эффективных методов
  • Что такое демотивация и зачем она нужна?
  • Что такое мотивирующие фразы и как их выбирать?

Нематериальная мотивация

Изолированная система «высших» ценностей и духовных благ работает только в волонтерских организациях, в которых люди думают о деньгах в последнюю очередь. Однако элементы нематериальной мотивации можно и нужно внедрять в любой компании. К ним относятся:

  • возможность продвижения по карьерной лестнице;
  • мотивационные речи руководителя или освещение историй успеха коллег, конкурентов;
  • конкурсы и соревнования (не обязательно на профессиональную тему);
  • занятия по тимбилдингу;
  • доски почета;
  • культурные мероприятия;
  • публичное признание достижений членов коллектива;
  • обратная связь – участие сотрудников в формировании корпоративной культуры;
  • решение проблем работников;
  • поздравление подчиненных руководителем со значимыми датами, демонстрация заинтересованности не только в его эффективной работе, но и в личном успехе.

Также к нематериальным методам относится гибкий график и возможность дистанционного решения рабочих задач: это свидетельствует о доверии к членам коллектива.

Похожие работы

  • Мотивация в системе менеджмента
  • Мотивация в системе менеджмента
  • Мотивация деятельности в менеджменте (мотивационное управление)
  • Мотивация в системе менеджмента
  • Теории мотивации (Вариант №5)
  • Сущность и методы мотивации
  • Мотивация как фактор управления личностью
  • Мотивация и стимулирование труда в организации
  • Мотивация и стимуляция
  • Раскройте потенциал мотивации в системе коммуникаций менеджмента
  • Особенности стимулирования и мотивации на предприятиях сферы обслуживания
  • Основные правила мотивации, виды и типы мотивов к труду
  • Мотивация на психологические типы личности
  • Мотивация и стимулирование: сравнительный анализ мотивов и стимулов поведения индивидов
  • Мотивация и методы стимулирования перснала
  • Мотивация учебной деятельности студентов
  • Роль мотивации в поведении в организации
  • Мотивы и мотивация в сфере труда
  • Контрольная по Менеджменту Вариант 5
  • Мотивация как функция управленческой деятельности

Консультация и поддержка студентов в учёбе

Подробнее

Теория МакКлелланда

Основной механизм мотиваций выстроен на основе понятий, связывающих возможности и способы достижения целей. Известный американский профессор, создатель уникальной методики оценки для апперцептивного теста Дэвид МакКлелланд вывел свою теорию потребностей человека.

Как замотивировать себя? По мнению выдающегося психолога, можно выделить 3 основных фактора, влияющих на желание достичь поставленной задачи:

  • власть — обусловлена стремлением к самосовершенствованию, обучению, человек тяготеет иметь контроль над другими;
  • успех — ощущается лишь в том случае, когда работа выполнена успешно и получены положительные отзывы;
  • причастность — проявление партисипативных особенностей, которые ярко выражаются в духовной культуре.

Психология мотивации была тщательно проанализирована ученым

Теория, созданная МакКлелландом, стала причиной того, что западные эксперты вновь обратили внимание на структуру предпринимательства. Был сделан вывод о том, что мотивация для достижения цели в различных ситуациях сильно отличается

Так, общество, в котором люди стремятся активно взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к общему делу, подвержено положительным переменам.

Механизм мотивации: люди с высокими потребностями к достижениям сами уверены в собственном успехе, нежели те, кто не ставит перед собой никаких задач. Люди из первой категории более уравновешены, спокойны, активны, они способны выполнить большое количество трудных заданий.

Что касается мотивации непосредственно всей страны, то государство должно проводить следующую политику:

  • стремиться грамотно использовать трудовые ресурсы;
  • создать условия для личностного роста;
  • установить максимальные стандарты производительности.

Данные условия позволят народу работать эффективно и быстрее достигать высот.

Составляющие мотивации

Основа мотивации — это мотив: обобщенное представление о вещах и явлениях, имеющих ценность для определенной личности. Он связан с эмоциональными переживаниями и задает направление человеческой деятельности. Люди испытывают радость от достижения намеченных целей и расстраиваются, когда их планы идут крахом.

Мотив влияет на принятие решений. Он выступает в качестве связующего звена между понятиями «потребность» и «цель». Вместе они образуют трехкомпонентную цепочку, которая определяет выбор из всех возможных вариантов. Потребность — это неосознанное стремление избавиться от неудобства и дефицита. Обычно дискомфорт доставляют несколько факторов:

  • голод;
  • жажда;
  • потребность в безопасности;
  • одиночество;
  • недостаточное социальное признание.

Потребность формирует мотив, а тот, в свою очередь, определяет цель. Если человек знает, что скоро у него появится потребность, то порядок в цепочке меняется. Потребность уступает место мотиву. Например, можно не испытывать чувство голода, но при этом сделать запасы еды. Но когда решение связано с нематериальной сферой, в мотив превращается цель. Это правило действует для вопросов, связанных со смыслом жизни, самореализацией, обретением счастья и т.д.

Американский психолог А. Маслоу разделил все потребности на две категории. К первой он отнес те из них, которые присущи как животным, так и людям. Это голод, жажда, стремление к продолжению рода. Во вторую категорию он включил исключительно человеческие потребности.

Маслоу также распределил их по уровням от низших к высшим. Результатом его трудов стала знаменитая Пирамида потребностей. Ее основа — это физические необходимости, а вершина — самоактуализация, выполнение жизненного предназначения.

Мотивы придают человеческому существованию наполненность и целеустремленность. Понимание этой взаимосвязи поможет спортсмену открыть новые источники мотивации и осознать смысл своей деятельности.

Теория Макклелланда

Теория Макклелланда отличается от теории Маслоу, которая фокусируется на удовлетворении существующих потребностей, а не на их создании или развитии. 

Макклелланд определил три основные потребности:

  • Достижение: необходимость достижения и демонстрации компетентности или мастерства.
  • Принадлежность: потребность в любви, принадлежности и родстве.
  • Власть: необходимость контролировать свою работу или работу других.

Макклелланд утверждает, что у всех нас есть эти три потребности в той или иной форме, независимо от возраста, пола, расы или культурного происхождения. Потребности каждого человека изучаются через их жизненный опыт и не являются врожденными. Вот почему эту теорию иногда называют теорией изученных потребностей.

Например, в то время как некоторые люди могут желать власти, не каждый хочет быть могущественным любой ценой. Точно так же, хотя некоторые люди избегают внимания любой ценой, многие все-таки хотят получать небольшую похвалу. Большинство людей не существует в крайностях каждой потребности.

Потребность в достижении Потребность во власти Потребность в принадлежности
Выполнять сложные задачи, ставить рекорды или делать что-то, что раньше не делали. Желание быть ответственным за других. Следовать социальным нормам организации, опасаясь отвержения.
Результаты должны быть под контролем и основываться на усилиях, а не на внешних факторах. Радость от побед и соревнований. Наслаждаться сотрудничеством, но не любить конкурентные ситуации.
Получать отзывы о своей работе. Наслаждение статусом и мотивация других. Избегать рискованных ситуаций и неопределенности.
Избегать ситуаций высокого и низкого риска. Ситуации с низким риском не дают смысла в достижении, а ситуации с высоким риском слишком сильно находятся вне контроля. Использование только выигрышных аргументов. Желание принадлежать группе.

Как использовать на практике

Определить потребности каждого члена команды

Если у вас не так много опыта в определении психотипов сотрудников или просто не очень хорошо знаете свою команду, вы можете попросить их оценить важность каждой потребности теории Макклелланда для себя самостоятельно.
Решить, как вы будете корректировать свой стиль и подход к каждому члену команды. . Основное в теории Макклелланда:

Основное в теории Макклелланда:

  • Теория трех потребностей может помочь определить ключевые мотиваторы, управляющие вашими сотрудниками, а затем использовать эту информацию, чтобы помочь получить максимальную отдачу от каждого члена команды.
  • Вы можете сделать это, изменив способ обратной связи, цели, стиль руководства и подход, которым вы пытаетесь их мотивировать.

История появления слова и особый подход

В древние времена слово «мотивация» не использовалось в русской речи. Чаще всего в общении люди пытались объяснить непонятное состояние, побуждающее выполнить ту или иную задачу

Это могло быть желание исполнить важное и опасное задание, которое бы принесло пользу семье и народу, а могло и вовсе склонять к преступной деятельности

Что такое мотивация, как она влияет на жизнь человека? Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere», что дословно можно перевести как движение, пробуждение. Его активно стали использовать для передачи собственных настроений только в начале XVIII века. Как ни странно, но знатные люди употребляли это понятие исключительно в устойчивом словосочетании «мотивировать себя», то есть побуждать к действию. Стоит отметить, что мотивация является функцией менеджмента, который довольно популярен на Западе. Ее используют для налаживания связей и управления.

Мотивация — что это такое? В современном мире люди довольно часто произносят понятие «мотивация», при этом до конца не осознавая истинную трактовку слова. Каково же понятие мотива и мотивации? На данный момент существует несколько определений:

  • мотивация — осознанное влечение человека к выполнению определенной цели, которое может быть компенсировано как материальными, так и духовными ценностями;
  • мотивация — проявление человеческого желания для достижения поставленной задачи, проявляется в изменении внутреннего и внешнего состояний;
  • мотивация — это определение, затрагивающее духовные аспекты состояние человека, его способность ставить перед собой высокие цели;
  • мотивация достижения — стремление достичь наилучшего результата, желание искать новые цели и задачи;
  • мотивация — способность и желание удовлетворить материальные, биологические и духовные потребности;
  • мотивация — стремление достичь результата, психофизиологический процесс, который управляет поведением, эмоциями, действиями человека.

Становится ясно, что мотивация — понятие сложное и крайне индивидуальное. Желание достичь успеха появляется у человека в различных ситуациях, и, соответственно, способы достижения результата будут отличаться. Основные элементы мотивации: цели, задачи, политика, методы, инструменты, программы.

Подробным изучением мотивации занимались лучшие умы всего мира. Можно выделить работы В.Г. Подмаркова, И.Ф. Беляева, Д.С. МакКлелланда, Дж. Аткинсона. Большинство психологов и философов отразили собранную информацию в теориях и представлениях, которые и сейчас помогают человеку переосмыслить жизнь. Функции мотивации, как правило, направлены на осуществление поставленных задач. Они придают всей системе целостность и стабильность.

Структура спортивной мотивации

Проблема мотивации в спорте высших достижений – одна из важнейших теоретических и прикладных проблем в той области, привлекающая внимание исследователей во всем мире. Потребность заниматься спортом, желание достичь вершин спортивного мастерства, регулярные утомительные нагрузки и изнуряющий режим – все то входит в определенное противоречие с принципами нормального функционирования психики человека

Экстремальные физические нагрузки приводят к чрезмерной стимуляции центральной нервной системы, в ответ на которую возникают субъективные ощущения утомления, истощения, психологического дискомфорта, что является для организма неприятными переживаниями, которых в норме человек стремится избегать. То есть, в норме человеческий организм реагирует на большие физические нагрузки, в соответствии с их тяжестью, отрицательно, то влияние затрагивает и центральную нервную систему, воздействуя определенным образом на психологическое состояние человека и его мотивационный фон . Психика вырабатывает свои собственные стереотипы, которые способствуют субъективному принятию или непринятию нагрузки, как физического раздражителя, вырабатывая мотивационные рефлексы.

По мнению М.В. Мельникова, для спортсмена мотивация – то ключевая переменная овладения спортивными навыками, умением их демонстрации .

Естественно, перед спортсменами всегда стояла задача усиления и поддержания мотивации. Так как спорт изначально появился, как тренировочная деятельность воинов и охотников, мотивация первых спортсменов основывалась на стремлении к удовлетворению базовых потребностей человека: потребностей в безопасности и в пропитании. Со временем же спорт стал самостоятельным видом деятельности, изменилась и мотивация спортсменов .

Уже в самых ранних мпирических работах в области психологии спорта перед исследователями встала проблема выявления особенностей мотивации спортсменов. В «Очерках психологии спорта» А.Ц. Пуни описано исследование гребцов в гонках на две тысячи метров, проведенное в 1891 г.

Исследование показало, что в конце второй минуты соревнований наступает момент крайне высокого напряжения, при котором человек в нормальных условиях прекращает действия.

Характерными физиологическими маркерами того состояния являются появление отдышки, учащение и углубление дыхания и сердцебиения. Однако спортсмен продолжает грести, и та «мертвая точка» преодолевается .

В статье В.А. Родионова «История спортивной психологии» описан ксперимент американского врача Н. Триплетта, проведенный в 1897 г., который считается первым кспериментом, как в психологии спорта, так и в социальной психологии в целом. Наблюдая за велосипедистами, исследователь заметил одну особенность: некоторые гонщики показывают более высокий результат в парных соревнованиях, чем они же – в групповых состязаниях .

Для проверки гипотезы о влиянии ситуации соревнования на успешность спортивной деятельности, предложил детям скручивать спиннинг на скорость. В одной ситуации дети делали то в пустой комнате, где никого не было, в другой — в обществе сверстников. Было исследовано сорок детей, из которых двадцать в условиях соревнования показали значительно лучшие результаты, десять — незначительно их улучшили, а еще десять — ухудшили результаты из-за волнения , т.е. в целом присутствии сверстников дети делали то значительно быстрее.

К середине ХХ-го столетия появляются первые попытки развития спортивной мотивации профессиональных спортсменов. В 1950-1960-ых гг. в процессе теоретической разработки проблем психологической подготовки спортсменов была предложена концепция, основанная, прежде всего, на морально-волевой подготовке. Эту проблему точно обозначила Г.М. Гагаева на II Всесоюзном совещании проблем психологии физической культуры и спорта (1960). Она говорила о психологической подготовке, как об основе для формирования у спортсменов наибольшей готовности к максимальным напряжениям воли для преодоления всех трудностей, возникающих в процессе соревновательной борьбы, для наиболее полного использования всех своих сил и возможностей .

Заключение

По-моему, в мотивации мы разобрались. От себя добавлю, что на пути к хорошему результату следует:

  • получать удовольствие от тренировок;
  • не забывать с чего вы начинали и чего достигли;
  • не дать пламени мотивации погаснуть.

Пришло время подвести финальную черту сегодняшней темы. Мотивация в спорте имеет большое значение, поэтому, чем больше вы хотите чего-то достичь, тем быстрее у вас это получится. Не нужно слушать окружающих, если они не поддерживают вас. Все у вас выйдет, я уверен.

Хорошей вам мотивации и отличных результатов, друзья. Удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: