Критерии и принципы
Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.
Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.
На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.
Основные принципы:
- Социум является основной средой формирования личности.
- Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
- Процесс становления проходит последовательные стадии.
- Этапы жизни идентичны для всех.
- Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
- Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.
Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.
Концепция базируется на следующих тезисах:
- Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
- В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
- Общество определяет путь развития человека.
- Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
- Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).
Ранняя зрелость (20 — 25 лет): интимность — изоляция
Данная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии. Э. Эриксон утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. На одном полюсе этого измерения находите! интимность,
а на противоположном —изоляция. Э. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый и по значению, и по широте охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенно чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе». Именно этот аспект интимности Э. Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Э. Эриксон усматривает в интимности нечто большее, чем просто сексуальную близость, она может также включать эмпатию и открытость между друзьями или, в более широком смысле, способность вверять себя кому-либо.
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель — работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья). Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, социальные условия могут задержать становление чувства интимности — например, препятствуют интимности условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества.
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность — изоляция, — это любовь.
В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Э. Эриксон рассматривает любовь как способность вверить себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если это потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Младенчество
От рождения до года – первая стадия, на которой закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия.
Главным условием выработки чувства доверия к людям является способность матери так организовать жизнь своего маленького ребёнка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности и узнаваемости переживаний.
Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает своё окружение как надёжное и предсказуемое. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу “отделения” от неё. Главный ритуал – взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.
Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет окружающему миру, исходя из меры доверия к матери. Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка.
Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка).
Надежда как оптимизм в отношении своего культурного пространства – это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта доверие/недоверие.
Дэниел Левинсон: кризисы возрастного развития личности
Американский психолог Дэниел Левинсон (1920-1994) сосредоточил свое внимание на изучении кризисных периодов жизни взрослого человека. В целом, Левинсон выделяет 4 этапа жизни человека:
- До 17-22 лет – «предвзрослость».
- До 40-45 лет – этап «ранней» взрослости.
- До 60-65 лет – этап «средней» взрослости.
- После 60-65 лет – этап «поздней» взрослости.
Как видите, границы несколько расплывчаты и условны, потому что все люди разные и по-разному проходят этапы своего жизненного пути. Тем не менее, общие закономерности наблюдаются практически у всех, и кризисными являются как раз моменты перехода от одного этапа жизни к другому.
Кризисы возрастного развития (по Левинсону):
- При переходе к «ранней» взрослости.
- При переходе 30-летнего рубежа (примерно в 28-33 года).
- При переходе к «средней» взрослости (примерно в 40-45 лет).
- При переходе 50-летнего рубежа (примерно в 50-55 лет).
- При переходе к «поздней» взрослости (примерно в 60-65 лет).
В понимании Левинсона, кризисы случаются лишь в случае возникновения концептуальных трудностей у человека в какой-то из переходных моментов. Например, если случается переоценка ценностей, жизненных ориентиров либо крушение юношеских надежд.
Интересно, что Дэниел Левинсон изучал отдельно кризисы возрастного развития мужчин и женщин. Так вот, он пришел к выводу, что у женщин кризисы в меньшей степени связаны с возрастом, нежели у мужчин. Зато у женщин кризисы в большей степени связаны с такими событиями, как выход замуж, рождение детей, сепарация от родителей, особенно от мамы.
Увидеть разницу более четко можно, прочитав книгу Seasons of a Man’s Life . А также книгу Seasons of a Woman’s Life . К слову, исследования Левинсона вдохновили множество последователей, взявшихся за изучение данной темы.
Младенчество (от рождения до 1 года)
На первом этапе психосоциального развития у ребёнка вырабатывается чувство доверия. Здесь важную роль играет близкое окружение ребёнка, в первую очередь – его мать.
В соответствующих условиях чувство базового доверия у ребёнка успешно формируется, и он начинает чувствовать себя в безопасности. Младенец будет воспринимать окружающий мир как надёжный и предсказуемый и, например, не будет чрезмерно беспокоиться, если мать на какое-то время отлучится от него.
Важно подчеркнуть, что, по мнению Эриксона, у ребёнка не может быть ни абсолютного доверия, ни абсолютного сомнения. Речь идёт скорее о смещении к тому или иному полюсу, о таких понятиях, как надежда и готовность к испытаниям, настороженность и осознание возможной опасности
Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей
Первым, кто в психологии поднял тему кризисов возрастного развития как самостоятельную, самодостаточную и нуждающуюся в предметном исследовании, был российский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Многие научные концепции Выготского актуальны по сей день, и на их основе построены действующие педагогические методики. В контексте сегодняшней темы нас более всего интересуют кризисы возрастного развития детей, которые выделил и описал Лев Выготский .
Кризисы возрастного развития детей (по Выготскому):
- Кризис новорожденности, отделяющий внутриутробный этап развития от младенчества.
- Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
- Кризис 3-летнего возраста, символизирующий переход к дошкольному возрасту.
- Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом.
- Кризис подросткового возраста в 13 лет.
Напомним, что пик научной активности Выготского, все его научные разработки пришлись на 20-30-е годы прошлого века и являлись отражением ситуации в обществе, сложившейся на тот момент. Сегодня дети могут идти в школу с 6 лет и, соответственно, кризис, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом, происходит раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.
Общество стало более разнородным в социальном плане, поэтому кризис переходного возраста необязательно случится именно в 13 лет. Кто-то «слетает с катушек» уже в 12-летнем возрасте, а кто-то может спокойно «дотянуть» до 15 лет и без происшествий пережить все подростковые гормональные бури.
Так или иначе, возрастные кризисы и социальная ситуация развития тесно взаимосвязаны. И тут есть один очень тонкий момент. Если в ранних кризисах возрастного развития детей меняется внешняя ситуация, у подростков речь идет о внутренних изменениях. Так, можно достаточно четко проследить момент, когда ребенок сделал первый шаг, сказал первое слово. Еще более четкую хронологию имеют последующие события, когда ребенок пошел в детский садик, а затем в школу.
В случае с подростком он по-прежнему продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, возможно, заниматься в спортивной секции или творческой студии. Однако в подростковом возрасте начинается глобальная перестройка организма, прежде всего гормональная, которая «накладывается» на объективный процесс эмоционального взросления.
В этот момент происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к независимости, которое может перерасти в бунт, если взрослые начинают избыточно вмешиваться в те сегменты жизни ребенка, за которые он может и должен отвечать сам. Например, выбор друзей, занятий по интересам, будущей профессии и т.д. В любом случае, для каждого периода детского возраста существует своя ведущая деятельность.
Младенчество
Самая первая стадия в возрастной периодизации Э. Эриксона — младенчество. Она продолжается от рождения человека до первого года его жизни. Именно на ней появляются основы здоровой личности, появляется искреннее чувство доверия.
В возрастной периодизации Эриксона отмечается, что если у младенца складывается это основополагающее чувство базового доверия, то он начинает воспринимать свое окружение как предсказуемое и надежное, что очень важно. При этом он в состоянии переносить отсутствие матери без чрезмерных тревог и страданий по поводу отделения себя от нее
Главный ритуал на этом этапе его развития в возрастной периодизации Э. Эриксона — взаимное узнавание. Оно сохраняется на всю жизнь, определяя отношения с окружающими.
Примечательно, что методы обучения подозрительности и доверию отличаются в зависимости от культуры. При этом универсальным остается метод, в результате которого человек доверяет окружающим, в зависимости от того, как он относился к своей матери. Ощущение страха, недоверия и подозрительности возникает в том случае, если мать подозрительна, отвергает ребенка, проявляя свою несостоятельность.
В этот период возрастной периодизации Эриксона формируется начальное положительное качество для развития нашего Эго. Это вера в лучшее, основанная на отношении к культурной среде. Приобретается она в случае успешного разрешения конфликта, основанного на доверии или недоверии.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПО ЭРИКСОНУ
Всего, согласно эпигенетической теории Э. Эриксона, человек проходит восемь этапов развития как личность. При этом каждый из этих этапов может пройти как позитивно, так и негативно, то есть сценарий событий в жизни может развиваться по позитивному пути (ПП), или по негативному пути (НП).
Каждый этап, по теории Эриксона, имеет свое название и захватывает определенный промежуток времени, а именно определенный возраст человека, выглядит это следующим образом:
- первый этап: с 0 до 1 года – доверие/недоверие;
- второй этап: 2-3 года – самостоятельность/нерешительность;
- третий этап: 4-5 лет – предприимчивость/чувство вины;
- четвертый этап: 6-11 лет – умелость/неполноценность;
- пятый этап: 12-18 — идентификация личности/спутанность ролей;
- шестой этап: 18-25 лет – интимность/изоляция (ранняя зрелость);
- седьмой этап: 26-64 года – продуктивность/инертность (средняя зрелость);
- восьмой этап: после 64 лет – интеграция/отчаяние (поздняя зрелость).
Успешность каждого последующего этапа напрямую зависит от того, как прошел предыдущий этап.
Как преодолеть негативные стороны?
При неспособности преодолеть кризис идентичности подросток переживает весь спектр негативных эмоций, может испытывать как сильнейший стресс, так и проявлять агрессивные реакции. Отсутствие конструктивного выхода из этой ситуации влечет за собой тяжелые последствия.
- Исследование собственных интересов, наклонностей, способностей.
- Поиск поддержки.
- Воспитание решительности.
Не стоит замыкаться в себе и ждать, пока всё разрешится само собой. Этого не произойдёт. Чем дольше откладывается разрешение внутриличностного конфликта, тем тяжелее и длительнее будет проходиться кризис.
Старость (65 лет и старше)
Конфликт этого этапа – цельность и безнадёжность. В старости люди производят оценку своей жизни – чего я достиг? Имела ли моя жизнь какую-то ценность?
На последнем этапе психосоциального развития происходит принятие себя. Жизнь уже не получится прожить второй раз – это факт, и не стоит горевать об этом. Необходимо избавиться от гнетущих мыслей, что что-то не получилось или на что-то не хватило времени. Такими размышлениями прошлое не исправишь, а вот будущее испортишь без особого труда.
«Я – тот, кем я стал. Моя жизнь такова, какой я её прожил. Всё хорошо», – такие мысли говорят об успешном завершении психосоциального развития личности.
Значение и роль
Возрастная периодизация позволяет определить нормы развития личности, соответствие биологическому возрасту. Особенности последовательных стадий используется в психологии, педагогике, социологии. Отвечает на вопросы развития личности, культуры, общества.
Применение возрастной периодизации:
- родители, зная особенности определенных этапов способствуют формированию у ребенка положительных качеств, помогают преодолению специфических кризисов;
- педагоги используют для формирования идентичности при путанице ролей, способствуют успешному прохождению кризисов предыдущих стадий;
- психологи применяют инструменты возрастной периодизации для формирования здоровой психики человека, восстанавливают равновесие между индивидуальностью и социальными ролями;
- социологи исследуют влияние самоидентичности на развитие культуры и социума для снижения девиантного поведения среди подростков и взрослых.
Эриксон выявил закономерность физиологического и психического развития поколений вне зависимости от предъявляемых требований социума. Возрастная периодизация позволяет разрабатывать стратегии воспитания, обучения, а также трудовой деятельности. Взаимосвязь успешного развития личности используется и для формирования здорового социума на государственном уровне.
Применять таблицу Эриксона можно для поиска самоидентичности, успешного преодоления кризисов, понимания своих социальных ролей. Зная особенности каждого возраста, легче определиться с целями, задачами того или иного периода. Классификация необходима для правильного управления динамичного развития и духовного роста общества.
Возрастная периодизация основывается на беспрерывном развитии личности, зависимости психологического здоровья и успешного преодоления кризисных этапов. На каждой стадии ощущается влияние социума, в свою очередь личность также воздействуют на развитие общества.
По Эриксону периодизация классического психоанализа расширилась, охватывая весь жизненный цикл человека. Созданная концепция стала основой для развития возрастной психологии, а также для более детального психоанализа личности.
Раннее детство
Раннее детство — вторая стадия периодизации возрастного развития Эриксона, которая развивается от одного до трех лет. Ее можно в точности соотнести с анальной фазой в теории Фрейда. Происходящее биологическое созревание дает основу для проявления самостоятельности ребенка в самых разных областях — передвижении, еде, процессе одевания. В своей периодизации возрастного развития Э. Эриксон отмечал, что столкновение с нормами и требованиями общества происходит не только на этапе приучения к горшку. Родители должны расширять и поощрять самостоятельность малыша, развивать у него чувство самоконтроля. Разумная дозволенность способствует формированию его автономии.
Важной на этом этапе становится критическая ритуализация, которая опирается на конкретные примеры зла и добра, плохого и хорошего, запрещенного и разрешенного, безобразного и красивого. При успешном развитии ситуации у человека развивается самоконтроль, воля, а при негативном исходе — слабоволие
ТРЕТИЙ ЭТАП: ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ/ЧУВСТВО ВИНЫ
Если события развиваются в позитивном ключе, в возрасте 4-5 лет у ребенка происходит активное осознание собственной личности. Формирование личности на этом этапе воспитания происходит в форме игры. Ребенок начинает осознавать свой пол и часто стремится занять позицию одного из родителей в отношениях с мамой или папой
Этот возраст является очень деликатным, поэтому родители ни в коем случае не должны обделять ребенка заботой и вниманием, чтобы его стремление подражать отцу (для мальчика) или матери (для девочки) вылилось в дальнейшем в уверенность и предприимчивость
Если ничего не изменилось с прошлого этапа и развитие все также проходит в негативном ключе, инициативы ребенка подражать кому либо из родителей подавляются и он начинает испытывать чувство вины. Поведение становится не совсем адекватным, так как ребенок не может осознать и понять, за что именно ему стыдно и за что он испытывает эту вину.
Молодость
Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.
Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:
- человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
- в случае сомнений и неуверенности будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
- человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
- отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе – к душевному разладу.
Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов.
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса “интимность/изоляция” – это любовь
Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека
Избегание опыта близости из боязни “потерять независимость” приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Вопрос, на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?
Определение и сущность
Возрастная периодизация по Эриксону — это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.
Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении специфических кризисных моментов.
При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость.
Эриксон делал акцент на «Эго-идентичности», целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.
Периодизация помогает ответить на вопрос «Кто я?», найти баланс между психикой личности и ролями, навязанными обществом.
Теория развития личности интересна не только с точки зрения психоанализа. Познавательна для родителей, сталкивающихся с детскими кризисами, педагогов, формирующих будущее поколение, бизнесменов, создающих продуктивную команду, и самой личности, познающей свое Я. Концепция дает некоторые педагогические решения для успешного преодоления специфических кризисов.
Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здоровой личности, отмечая вершины успешно прошедших кризисов.
Используется для психоанализа при возникновении сбоев психики вследствие внешних обстоятельств или при приобретении отрицательного опыта на определенной стадии. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития.
Теория Эриксона, разработанная в прошлом столетии, стала основой для дальнейшего развития психоанализа. Исследования развития стадий личности продолжили последователи классического психоанализа. Так Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.
Американский психолог Джон Хилл рассматривал в своих работах глубинные процессы психического развития личности. Исследования Дж. Коте и Ч. Левина о психоаналитической социальной психологии базируются на возрастной периодизации.
Критиковали концепцию Эриксона преимущественно представители нативизма, считающие, что характеристики зрелой личности предопределены с момента зачатия. Главную движущей силой формирования психики называют наследственность, минимизируя роль влияния среды, культуры, социума.
Определение и сущность
Возрастная периодизация по Эриксону — это этапы становления, которые личность проходит от момента рождения до смерти. Психоаналитик выделил 8 стадий, расширив классическую теорию психоанализа.
Процесс развития длиться непрерывно всю жизнь, каждый этап сменяет предыдущий при успешном или неудачном преодолении специфических кризисных моментов.
При благоприятном прохождении развиваются такие качества как воля, надежда, уверенность, целеустремленность, верность, забота, любовь, мудрость.
Эриксон делал акцент на «Эго-идентичности», целостность развития личности достигается несмотря на влияние внешних факторов, социума.
Периодизация помогает ответить на вопрос «Кто я?», найти баланс между психикой личности и ролями, навязанными обществом.
Теория развития личности интересна не только с точки зрения психоанализа. Познавательна для родителей, сталкивающихся с детскими кризисами, педагогов, формирующих будущее поколение, бизнесменов, создающих продуктивную команду, и самой личности, познающей свое Я. Концепция дает некоторые педагогические решения для успешного преодоления специфических кризисов.
Процесс развития может проходить пассивно или активно при участии авторских инициатив человека. Возрастная периодизация описывает пассивное, естественное развитие здоровой личности, отмечая вершины успешно прошедших кризисов.
Используется для психоанализа при возникновении сбоев психики вследствие внешних обстоятельств или при приобретении отрицательного опыта на определенной стадии. В концепции указывается связь между специфическими кризисами и возрастными этапами, отмечаются адаптивные, успешные пути развития.
Теория Эриксона, разработанная в прошлом столетии, стала основой для дальнейшего развития психоанализа. Исследования развития стадий личности продолжили последователи классического психоанализа. Так Джеймс Марсиа продолжил разработку статусов идентичности на стадии отрочества.
Американский психолог Джон Хилл рассматривал в своих работах глубинные процессы психического развития личности. Исследования Дж. Коте и Ч. Левина о психоаналитической социальной психологии базируются на возрастной периодизации.
Критиковали концепцию Эриксона преимущественно представители нативизма, считающие, что характеристики зрелой личности предопределены с момента зачатия. Главную движущей силой формирования психики называют наследственность, минимизируя роль влияния среды, культуры, социума.
Стадия 7: Генеративность против застоя (40-65 лет)
В зрелом возрасте люди продолжают строить свою жизнь и сосредоточиться на своей карьере и семье. Генеративность означает заботу о людях за пределами их близкого круга семьи и друзей. Когда люди начинают входить в «средний возраст», их видение простирается от непосредственного окружения, включая их самих и их семью, до более широкого и более полного образа, который включает их общество.
На этом этапе люди признают, что жизнь не только в них. Своими действиями они надеются внести свой вклад, который станет частью их наследия. Когда кто-то достигает этой цели, он чувствует себя успешным. С другой стороны, если они не чувствуют, что они внесли свой вклад, они могут подумать, что они не сделали или не готовы сделать что-либо существенное.
Значение и роль
Возрастная периодизация позволяет определить нормы развития личности, соответствие биологическому возрасту. Особенности последовательных стадий используется в психологии, педагогике, социологии. Отвечает на вопросы развития личности, культуры, общества.
Применение возрастной периодизации:
- родители, зная особенности определенных этапов способствуют формированию у ребенка положительных качеств, помогают преодолению специфических кризисов;
- педагоги используют для формирования идентичности при путанице ролей, способствуют успешному прохождению кризисов предыдущих стадий;
- психологи применяют инструменты возрастной периодизации для формирования здоровой психики человека, восстанавливают равновесие между индивидуальностью и социальными ролями;
- социологи исследуют влияние самоидентичности на развитие культуры и социума для снижения девиантного поведения среди подростков и взрослых.
Эриксон выявил закономерность физиологического и психического развития поколений вне зависимости от предъявляемых требований социума. Возрастная периодизация позволяет разрабатывать стратегии воспитания, обучения, а также трудовой деятельности. Взаимосвязь успешного развития личности используется и для формирования здорового социума на государственном уровне.
Применять таблицу Эриксона можно для поиска самоидентичности, успешного преодоления кризисов, понимания своих социальных ролей. Зная особенности каждого возраста, легче определиться с целями, задачами того или иного периода. Классификация необходима для правильного управления динамичного развития и духовного роста общества.
Возрастная периодизация основывается на беспрерывном развитии личности, зависимости психологического здоровья и успешного преодоления кризисных этапов. На каждой стадии ощущается влияние социума, в свою очередь личность также воздействуют на развитие общества.
По Эриксону периодизация классического психоанализа расширилась, охватывая весь жизненный цикл человека. Созданная концепция стала основой для развития возрастной психологии, а также для более детального психоанализа личности.
Критерии и принципы
Эрик Эриксон стал последователем Зигмунда Фрейда, расширив его теорию психосексуального развития. По З. Фрейду человек является биологическим существом, руководствуется инстинктами жизни и смерти. Поведением управляет либидо, находящее разрядку в сексуальном поведении. Э. Эриксон расширил понятие развития личности, рассматривал через призму влияния социума.
Согласно его концепции, ценности и нормы общества передаются в процессе воспитания. Становление происходит под воздействием социума, навязывающего определенные роли, ценности, идеалы.
На каждом этапе личность проходит определенные стадии, зависящие от биологического возраста. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс идентичности, удается определить себя как целостную личность в обществе.
Основные принципы:
- Социум является основной средой формирования личности.
- Развитие происходит непрерывно от рождения до смерти.
- Процесс становления проходит последовательные стадии.
- Этапы жизни идентичны для всех.
- Переход от стадии к стадии сопровождается личностным кризисом, человек может успешно пройти или не преодолеть этап.
- Кризис сопровождается потерей идентичности, задачей психоанализа является ее восстановление.
Эриксон считал, что первичной мотивацией является социальная, а не личностная.
Концепция базируется на следующих тезисах:
- Индивидуальные различия — у каждого человека своя сила Эго.
- В когнитивных процессах участвует бессознательное, проявляющееся через символы, игры.
- Общество определяет путь развития человека.
- Гендерные отличия обусловлены биологическими особенностями мужчин и женщин. Половая специфика развития зависит от силы либидо.
- Эпигенетика — рост и развитие человека соответствует определенному плану, в соответствии которому возникают части, главенствующие в определенный период. Основная задача каждой стадии — сформировать функциональное целое (здоровое эго).
ЭТАП ШЕСТОЙ: ИНТИМНОСТЬ/ИЗОЛЯЦИЯ
На этом этапе при положительном сценарии развития событий молодая личность вступает в период зрелости, начинаются серьезные отношения, в том числе интимные. Речь идет не об интимной зрелости, а об умении брать на себя ответственность за другого человека, разделять его трудности, входить с ним в духовную и физическую близость.
Если же все протекает неблагополучно, ранняя зрелость может обернуться изоляцией, одиночеством, чувством брошенности и внутренними неурядицами. Жажда обретения привязанности и любви так и остается неудовлетворенной из-за неумеренности в своих силах, внутренних противоречий и неспособности принимать самостоятельные решения и строить отношения.
Старость
После 65 лет начинается финальная стадия — старость. Для нее характерен конфликт безнадежности и цельности. Это может означать принятие себя и собственной роли в мире, осознание человеческого достоинства. К этому времени основная работа в жизни позади, приходит время для забав с внуками и размышлений.
При этом человек начинает представлять собственную жизнь как слишком короткую, чтобы достичь всего, что было запланировано. Из-за этого может появляться чувство недовольства и безысходности, отчаяние от того, что жизнь сложилась не так, как хотелось, а начинать что-либо сначала уже поздно. Появляется страх смерти.
Психологи в отзывах о теории психосоциального развития Эрика Эриксона постоянно сравнивают его работу с классификацией Зигмунда Фрейда, которая включает в себя только пять этапов
На всех этапах развития современной науки к идеям Эриксона относились с повышенным вниманием, так как предложенная им схема позволяла более детально изучить развитие человеческой личности. Основные претензии были связаны с тем, что развитие человека продолжается и во взрослом возрасте, а не только в детстве, как утверждал Фрейд
С этим связаны главные сомнения, которые высказывали критики работ Эриксона.
Что может осложнить ситуацию?
Протекание кризиса идентичности во многом зависит от личностных качеств подростка, его социального окружения, примеров в лице взрослых. Если у юноши или девушки есть возможности для самореализации, поддержка близких, то процесс поиска себя и определение с будущем не заставит себя долго ждать.
Нестабильная среда для подрастающего поколения характеризуется высоким ростом общего напряжения, трудностями, связанными с выстраиванием гармоничных взаимоотношений с окружающими, разрушением некогда принятых норм и правил поведения, установок. Именно в подростковом возрасте формируются психологические задатки для дальнейшего самоопределения.