Теоретические положения джняна-йоги
Если начнем разбираться в тонкостях философской стороны джняна-йоги, станет ясно, что она является частью Веданты. Если быть точнее – ветвью Адвайта-Веданты.
Как и многие другие религиозно-философские учения, главная цель практикующего – узреть истину. Собственно говоря, название направления так и переводится с санскрита: «путь истины».
Что же подразумевает джняна-йога под истиной и почему большинство людей ее не видят? В этом плане практика очень близка к буддизму (за исключением нескольких важных моментов).
Ее последователи считают, что все, что видят вокруг себя люди – это майя, особого рода иллюзия, которая не является реальностью. Если осознать этот факт, то можно увидеть, что скрывается за майей. Считается, что это – Брахман. Существует две точки зрения на то, кем он является:
Второй позиции чаще всего придерживаются вайшнавы, которые считают единым Богом Вишну.
Главная цель джняна-йоги – достижение состояния мокша, которое подразумевает освобождение человека от бесконечного круговорота рождений и смертей.
Для этого необходимо:
При этом джняна исходит из того, что главная причина страданий человека и неправильных решений, которые он принимает – незнание истины. Познать ее можно, узрев реальный мир сквозь пелену майя и слившись с Брахманом. Ведь он и есть Абсолютная Истина.
В чем отличия от буддизма
Внимательные читатели наверняка заметили, что ключевые положения учения джняны совпадают с постулатами, которые поведал ученика Будда. Но не следует считать, что это одинаковые учения. Вот главные отличия:
История появления
На сегодняшний день не представляется возможным точно установить время происхождения джняна-йоги, а также сказать, кто стоит у истоков этого направления. Однако судя по упоминаниям в древнеиндийских текстах, практика очень древняя.
Слова о джняна-йоге можно встретить в Бхагавадгите. Это самое раннее упоминание. Точный возраст Бхагавадгиты до сих пор не установлен, но большинство историков сходятся во мнении, что ее тексты написали в начале первого тысячелетия до нашей эры, а собрали воедино – примерно в III веке до нашей эры. Это говорит о том, что рассматриваемую йогическую практику использовали уже тогда.
Особенно популярно учение было у вайшнавов. Это и понятно: основные сведения о нем содержатся в Бхагавадгите, которая является основным священным текстом этого направления индуизма.
Цели джняна-йоги
Путь мудрости — это джняна-йога. Достичь её, как и познать истину, можно не интеллектуальным путём, а только лишь при помощи интуиции, или озарения. Для достижения целей джняна-йоги недостаточно выделять для медитаций некоторое время, нужно посвятить этому всего себя, раствориться в стремлении к Абсолюту.
В процессе познания практикующий джняна-йогу осознает, что не существует отдельного Познающего, Познания, Познанного, а все вместе это и есть Брахман, единство во множестве.
Джняна-йога — неотстраненное философствование и не способ самосовершенствования, так как йогин полностью отстраняется от своего эго, заключённого в оболочке бренного тела. Для идущего путём джняна-йоги цель не в поиске истины, а в полном слиянии с ней, растворении в идеале.
Практиковать джняна-йогу сложно, без подготовки далеко не каждый может продвинуться по направлению к достижению настоящей мудрости. Помогут занятия другими видами йоги, которые могут подготовить тело, разум и сознание йогина к достижению высшей цели.
Фото Dilip Muralidaran. Используется по лицензии creative commons: https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/2.0
Путь достижения целей Джняна-йоги
Чтобы достичь целей джняна-йоги через познание, необходимо полностью освободиться от желаний и страстей, свойственных как телу, так и душе. Идущий по пути джняна-йоги сознательно отказывается от беспорядочных половых желаний, стремления к успеху и богатству, желанию популярности, славы и почестей. Этот путь неподвластен ни стяжателям, поклоняющимся золотому тельцу, ни жаждущим власти и скованным догматами веры.
Для последователя джняна-йоги весь внешний мир, включая собственное тело, разум, ум, эмоции и чувства — это переменные, временные порождения, которые подвержены разнообразным воздействиям извне и изнутри. Они возникают, испытывают яркие чувства, страдание и счастье, взлёты и падения, утрачивают свежесть и вянут, а затем в муках утрачивают жизнь. Все это и составляет личность, своеобразные оболочки луковицы, внутри которых должен содержаться духовный центр, который не имеет ни начала, ни конца и не подвержен никаким изменениям. Высшая цель исповедующего джняна-йогу — найти внутри себя этот центр, погрузиться в него и созерцать весь мир и собственную жизнь из него. Этот центр и есть истинная реальность, объединение с Брахманом, Абсолютом, вселенским счастьем и блаженством, я — бог, суть всего сущего. Внешне может показаться, что этот искомый центр можно сравнить с душой в христианстве, но это не так. Душа эгоистична и очень «личностна», она ищет защиты и спасения у Бога, полностью полагаясь на него и не понимая своей божественной сущности. Для джняна-йогина центр — это не часть личности, а частица бога, единая с ним и неделимая, вечная и вездесущая, всезнающая и всепонимающая.
Два метода джняна-йоги
Существует несколько способов проведения медитаций в практике джняна-йоги и все они связаны с прерыванием идентификации йогина со своим умом и собственным телом. Один из самых популярных и известных способов носит название «нети-нети», в переводе с санскрита звучащий как «не то, не то». При этом методе практикующий джняна-йогу задаёт себе вопросы, отвечая на которые он осознает, чем же он не является. Это достаточно простые вопросы с очень глубоким и философским в широком смысле звучанием: «Я — это тело?», «Я — это разум?», «Я — это чувства?» и так далее. Последовательно отвечая на эти внешне простые вопросы, йогин осознает, что он намного больше, чем просто тело, ум, эмоции и прочее. Так, отталкиваясь от того, чем он не является, практикующий джняну подходит к осознанию своей сущности.
Второй метод — это отстраненное наблюдение, при котором практикующий джняна-йогу наблюдает за собой как посторонний свидетель, находящийся внутри. Этот способ требует глубокого погружения и сосредоточенности.
Watch this video on YouTube
Что это? Особенности
Учение отталкивается от того, что корень всех неудач и горестей таится в отсутствии знания. Целью становится победа над Авидьей и приближение к священному познанию — Брахмавидьи.
Джаняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее. К тому же, согласно учению, человек медленно приближается к вершине знания, проверяя на своем пути одну истину другой, при этом постоянно оглядываясь на точку отсчета, чтобы не потерять верный ориентир.
Учение гласит, что, истины, полученные в результате логического заключения через наблюдение трехмерной реальности, не являются подлинными истинами с точки зрения Высшего Сознания.
Оно учит не доверять себе, своим эмоциям, образам, идеям, смыслам, размышлениям и словам, особенно выделяя в этом списке слова
Все нужно проверять, осторожно шагать к цели, опираясь на жизненный опыт, а также фундаментальные принципы
Практика настаивает на отвержении «психологического» взгляда вглубь себя, который определяет человека как разнообразие двойственных «я». Ученику необходимо найти внутри себя то самое единственное Я, которое наблюдает, воспринимает и объединяет весь жизненный опыт. Учение фокусируется на одном-единственном Центре нашего Я и уходит от всего многообразия внешнего и внутреннего мира, при этом обнажая все, что вовне: Я – не это, не это, не это. Neti, neti, neti…
Результаты практики
Результат джняна-практики – это расширение сознания до состояния, в котором человек может:
Нужно понимать, что в краткосрочной перспективе такого достигнуть не получиться. Многие посвящают джняна-йоге всю жизнь, и все равно не приходят к нужному состоянию сознания. Однако уже через несколько месяцев практики человек заметит явные изменения, которые происходят в его образе мыслей и отношении к окружающему миру.
В краткосрочной перспективе практика также приносит ощутимый результат. Она позволяет упорядочить мысли, по-другому взглянуть на мир. Также джняна способствует улучшению кровообращения и работы мозга, нормализует дыхание.
Джняна – особое направление йоги, которое чрезвычайно популярно в вайшнавизме. Главная задача практикующего – понять иллюзорность мира и соединиться с Брахманом (Богом или, по другой версии, безличностной Абсолютной Истиной). Сделать это можно только с помощью медитации и следования определенным этическим нормам.
Общие рекомендации по медитации
Вот несколько рекомендаций, касающихся практики в рамках джняна-йоги:
- Глаза лучше оставить открытыми. Считается, что это способствует более быстрому достижения результата (то есть приближению к состоянию мокша). Логика тут такая: поскольку мир иллюзорен, нужно осознать нереальность окружения, созерцая его. Если же закрыть глаза, скорее всего, сознание создаст еще одну иллюзию. В результате практикующий только отдалиться от состояния мокша.
- При медитации лучше повторять про себя (или шепотом) какую-либо мантру. На первых порах запомнить ее будет сложно. Поэтому для начала стоит взять самую простую – Ом. В индуистской йогической практике считается, что именно такой звук издавала первородная вселенная, до того, как в ней появились различные объекты. Мантру Ом стоит повторять как минимум три – четыре месяца. После этого можно разучить более сложные.
- Контролируйте дыхание. В начале следует сделать два – три глубоких вдоха животом. В идеале они должны быть «йоговскими». Если вы их пока не освоили – просто дышите глубоко. Далее дыхание должно быть ровным, ритмичным.
- Во время медитативной практики не нужно концентрировать сознание на окружающих предметах. Стоит сосредоточиться на произносимой мантре и отогнать любые мысли, которые приходят в голову, поскольку большинство из них порождены различными заблуждениями. Также можно сосредоточить свой ум на Брахмане. Только так можно пробиться сквозь иллюзию майя, увидеть Абсолютную Истину и соединиться с ним.
- Многие включают во время медитативной практики лаундж-музыку. Это ошибка, свойственная для последователей нью-эйдж течений, которые не имеют никакого отношения к традиционной йоге. Ведь музыка – одно из порождений майя. Правильная медитация должна проводиться в абсолютной тишине.
- Всегда обдумывайте свои ощущения во время практики. Ведь главная задача джняны – «открыть глаза» практикующего и сделать образ его мыслей правильным. Это возможно только через личный опыт. А как осмыслить его результаты, если не обдумывать сеансы медитации?
Практика
С практической стороны джняна-йога – это в первую очередь медитация
Во время нее важно осознать основные принципы бытия (то есть его иллюзорность и реальность Брахмана)
Медитировать лучше всего в следующих позах:
- сиддхасана;
- падмасана;
- ардха падмасана;
- ваджрасана.
Разберем каждую из них подробнее.
Сиддхасана
В переводе с санскрита означает «поза совершенства». Хорош тем, что не требует серьезной физической подготовки. Чтобы принять эту позу, необходимо:
- сесть на пол, скрестив ноги «по-турецки»;
- положить правую стопу на левую;
- выпрямить спину;
- положить руки на колени;
- соединить большой и указательный палец на обеих ладонях так, чтобы образовался круг;
- остальные пальцы оставить прямыми.
Ноги должны быть разведены как можно шире, а стопы находиться на уровне промежности.
Считается, что поза способствует очищению нади (энергетических каналов в теле человека). Также практикующие йоги утверждают, что сиддхасана помогает достичь Унмани Авастхва – состояния сознания, которое на несколько шагов ближе к Брахману и дает наслаждение от осознания истины.
Падмасана
Поза лотоса. Довольно сложна, требует определенной подготовки.
Перед тем, как сесть в падмасану, обязательно сделать растяжку, особенно если практикуете недавно. В противном случае можно с легкостью заработать травму.
Чтобы принять позу, потребуется:
- сесть на пол, скрестив ноги «по-турецки»;
- положить левую ногу на середину правой икры;
- положить правую ногу на середину левой икры так, чтобы правая стопа лежала на левой;
- выпрямить спину;
- прижать подбородок к груди;
- начать сокращать мышцы таза.
Руки могут находиться в одной из двух позиций:
Считается, что поза способствует активизации энергии Кундалини, которая находится в области таза и изображается в виде свернувшейся в клубок змеи. Это позитивно сказывается на состоянии здоровья и помогает уму сделать правильные выводы во время медитации.
Ардха падмасана
Нечто среднее между двумя описанными выше позами (название так и переводится с санскрита – «поза полулотоса»). Левая нога размещается под правым коленом. А правую кладут на левую икру. Положение рук – как в сиддхасане. Спина прямая.
Считается, что эффект позы тоже «гибридный» — она очищает нади и активизирует кундалини одновременно.
Ваджрасана
Достаточно простая поза. Для ее принятия нужно сесть на колени и максимально близко свести ноги.
Спина должна быть прямой, взгляд устремлен вперед. Руки кладут на колени ладонями вниз.
Считается, что поза также направлена на активацию энергии кундалини.
Образ жизни
Джняна требует от последователя придерживаться определенного образа жизни. Правила, которым необходимо следовать, делятся на четыре большие группы, каждая из которых имеет собственное санскритское название:
- Дхарма. Дословно – поддержание. Подразумевает соблюдение определенных морально-этических правил: сострадание к живым существам, по возможности – воздержание от мяса, недопущение гнева, зависти и других негативных эмоциональных состояний.
- Кама. Чувственные наслаждения (в том числе от секса). Джняна не запрещает плотскую близость. Но и не ставит ее во главу угла.
- Артха. Благосостояние, процветание. Человек не должен забывать о материальном и не должен находиться в нужде. Но нужно помнить, что накопление должно происходить только в строгом соответствии с Дхармой.
- Мокша. Высшая цель человеческого бытия. Подразумевает полное освобождение от бесконечной череды перерождений и единение с Брахманом.
Методы
Есть вариации медитативной практики. Все они направлены на прерывание отождествления практикующего со своим разумом и телом.
Самый известный метод называется «нети-нети». Переводится с санскрита как «не то, не то». Во время практики этого метода ученик задается вопросами, при ответах на которые понимает, чем он является. Вопросы при этом достаточно просты, но обладают глубинным философским смыслом: «Я — есть тело?», «Я — есть разум?», «Я — есть чувства?» и другие. Получая собственные ответы на эти вопросы, человек приходит к тому, что он – это нечто намного большее, чем просто тело, сознание, ощущения и так далее. Таким образом, прорабатывая вопросы о том, кем он является, человек приближается к постижению своей сущности.
Вторым способом является отстраненное наблюдение. Во время практики Джняна-йоги, человек равнодушно вглядывается внутрь себя. При таком способе нужно обладать хорошей концентрацией внимания и уметь глубоко погружаться внутрь себя.
Джняна-йога — это сложный путь, который требует от человека силу духа, а также развитое и выносливое тело. Постигнуть ее сможет тот, кто уже достиг высокого уровня в йогической практике и готов к отречению от внешнего мира ради постижения высшего смысла.