Наказание ребёнка и его последствия

Наказание и дети

Что такое наказание?
Наказание — это один из способов борьбы со сложным поведением у детей. Обычно это не работает само по себе. Если вы решите использовать наказание, это лучше всего сочетается с более позитивными стратегиями.

Наказание — это все, что снижает частоту нежелательного поведения. Теоретически, наказание должно полностью подавлять ненадлежащее поведение, но это редко является фактическим результатом.

Наказание даёт ребёнку негативное последствие, когда он нарушает правило или демонстрирует плохое поведение. Это способ дать понять, что поведение неприемлемо.
Цель наказания состоит в том, чтобы остановить ребёнка от того, что вы не хотите, чтобы он делал. И использовать болезненный или неприятный метод.
Существуют четыре вида наказания

  • Физическое наказание. Шлепки, порка, использование ремня или щётки для волос.
  • Словесное наказание. Пристыдить, высмеивать, используя жестокие слова, говоря: «Я тебя не люблю».
  • Удержание вознаграждений. «Вы не можете смотреть телевизор, если не сделаете домашнее задание».
  • Штрафы. «Ты разбил окно, так что тебе придётся платить за это с твоих денег».

Физические и словесные наказания не эффективны. Утаивание награды и штрафные санкции могут быть эффективными или использоваться как наказание — в зависимости от того, как родители управляют ими.

Мягкое или суровое наказание

Важно посмотреть, как родители управляют физическими наказаниями.
Удар по попе — мягкое наказание. Не может причинить никакого физического вреда, но и не помогает ребёнку развить совесть

Вместо этого учит, что физическое насилие — приемлемый способ решения проблем.
Жестокое физическое наказание и словесное оскорбление не могут быть оправданы как способы дисциплинировать детей. Родители обычно шлёпают, когда сердятся. И в этот момент не понимают, как сильно поражают ребёнка. Словесное оскорбление вредит концепции ребёнка.

Наказать — это причинить страдания за прошлое поведение.

Телесное наказание

Это причинение физической боли кому-то, кто был осуждён за правонарушения. Большинство родителей, применяющих физическое наказание, делают это в форме шлепков или порки. Очень редко телесные наказания применяются в другой форме. И сегодня существует только очень тонкая грань между тем, что считается телесным наказанием, и тем, что считается жестоким обращением с детьми. Например, в прошлом детей наказывали ремнём. Сегодня эти действия совершенно неуместны и справедливо осуждены.
Родители, применяющие телесные наказания, считают, что учат детей почти павловскому отклику — плохое поведение приносит боль и его следует избегать.

Ряд многолетних исследований показали, что порка (удары открытой ладонью) для исправления или наказания неэффективна в лучшем случае и психологически вредна в худшем случае.
Шлепки повышают риск депрессии, беспокойства, злоупотребления психоактивными веществами и агрессивного поведения в будущем. Опросы и исследования показывают, что до 90 процентов родителей шлёпали своих детей («Я не хочу бить, но это единственный способ заставить их слушать»).

Что нужно, чтобы перенаправить мнение о воспитании?

Поразительно, как быстро одно исследование или статья могут — иногда — менять наши пути. Мы начали размещать младенцев на спине, а не на животе, когда появились намеки на связь (не на доказательство причины), с кровавой смертью. Беременные женщины прекратили есть суши, мягкий сыр, употреблять кофеин и даже глоток алкоголя, только из-за возможности того, что небольшое количество может иметь последствия.

Но в других случаях мы просто не хотим знать.
Ваши родители били вас, и с вами все в порядке? Вероятно, они тоже курили рядом с вами? И они также не заставляли вас надеть ремень безопасности? И потом, откуда вы знаете, что с вами все в порядке? Возможно, если бы ваши родители не били своих детей, вы бы не почувствовали необходимость ударить своего ребёнка?
И подумайте ещё вот о чем. Посадили бы вы в тюрьму незнакомца, если бы он ударил вашего ребёнка на улице? Можно ли навредить ребёнку, потому что он служит вашей непосредственной цели, когда наука показывает, что это может привести к долгосрочному вреду?

Ещё одно исследование рассматривало, как телесные наказания влияют на мозг. Обнаружилось, что у детей, которые его получают, наблюдается снижение познавательной способности по сравнению с другими детьми.

Психологические последствия насилия над ребенком

С возрастом может показаться, что обиды и злость у детей после наказания уходят, но это только внешне. Они скорее отодвигаются на дальний план и прочно поселяются в глубине души в виде комплексов и детских страхов. Затаившись, порой совсем неожиданно могут проявиться в явной агрессии, паническом страхе, асоциальном поведении.

Жестокое обращение с детьми будет проявляться на протяжении всей жизни. Рано или поздно последствия наказания всплывут из подсознания. Если с ними не работать психологу, разовьются с неимоверной силой. Наверняка, каждый из нас встречал жестокого, безжалостного, черствого человека.

Многие могут возразить: «Меня били, но при этом вырос нормальным». В том то и дело, что «нормальный» — это не описание полноценной, успешной и состоявшейся личности. Не забывайте, что каждый человек индивидуальность, со своим характером, психическим устройством и генами.

Неизвестно как отразится жестокое обращение с детьми на психике именно вашего ребенка. Сможет ли он избавиться от его последствий во взрослом возрасте или перенесет такую модель поведения в свою семейную жизнь, и сломает судьбы своих детей.

Приложение 1

Анкета

1. Как Вам кажется, сегодня в России родителей, которые физически наказывают детей большинство или меньшинство? Или таких родителей нет вообще?

а) большинство; в) таких родителей нет вообще;

  • б) меньшинство;
  • г) затрудняюсь ответить;

2. Если сравнить сегодняшнее время с периодом Вашего детства, то, как Вы думаете, сегодня детей физически наказывают чаще или реже?

а) чаще; в) реже;

б) также; г) затрудняюсь ответить.

3. Почему Вы думаете, что сегодня детей физически наказывают чаще, чем это было в годы Вашего детства? (если Вы выбрали ответ (а) в предыдущем вопросе)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Скажите, пожалуйста, когда Вы были ребенком, Вас наказывали или не наказывали физически? И если наказывали, то часто или редко?

а) не наказывали; в) редко;

б) часто; г) затрудняюсь ответить.

Мнение доктора Добсона

Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.

  1. Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.
  2. Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.
  3. Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
  4. Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.
  5. Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.
  6. После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.

Таким образом, описанные Джеймсом Добсоном правила способны сократить область использования строгих «санкционных» мер, заложить в основу детско-родительских отношений любовь и тёплые чувства.

«А если он по-другому не понимает?»

Родителю важно понимать особенности возраста, в котором находится ребенок, и выстраивать просьбы, исходя из этого. 

Да, повторение одного и того же, скорее всего, не подействует на малышей (хотя есть данные, что это положительно влияет даже на младенцев), но есть и другие способы мотивировать — например, игровая форма. Дети младшего возраста легко вовлекаются в соревнования (например, кто быстрее соберет игрушки), откликаются на необычные активности («А давай собирать игрушки экскаватором, в два счета все разгребем!»). Показать ребенку последствия его действий тоже можно эффективнее, чем подзатыльниками: заранее предупредив о них («Если ты сейчас не пойдешь в садик, то вечером мы не пойдем в гости») и сдержав обещание.

С подростками родителям важно поддерживать уважительные отношения и предъявлять четкие и последовательные требования к поведению. Вместо угроз и подручных средств необходимо использовать логические аргументы для решения вопросов, вместо запретов — стимулы

Подробнее об этом мы писали в нашем гиде по переходному возрасту. 

История вопроса

Идея физических наказаний в воспитательных целях воспринималась с энтузиазмом со времен Древнего мира. В школьных древнеегипетских рукописях прямо предписывалось:

В Древней Греции учеников также нещадно секли за плохое поведение и неподчинение старшим. А в Китае и вовсе наказывали школьников по принципу «равного возмездия» — «око за око, зуб за зуб».  

На Руси порка также воспринималось как благо. Церковь яро поддерживала такой вид воспитания:

Такое положение дел сохранялось во всем мире вплоть до 18-го века: детей наказывали с помощью кулаков, линеек, палок, плетей. Но с распространением просвещения насчет эффективности побоев стали сомневаться. 

Впрочем, сомнения носили непоследовательный характер. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены, а в 1828 году для учеников первых трех классов их вновь разрешили. 

Из записок Николая I, 1831 год:

Окончательно бить детей стало нельзя лишь в советской школе. Для наказания применяли другие подходы: могли вызвать родителей в школу, в особых случаях — исключить из пионеров. 

К слову, в школах Великобритании официально запретили побои только 35 лет назад, а современные поп-звезды до сих пор помнят, как их секли в юности.

Стинг (интервью Владимиру Познеру): 

Сейчас телесные наказания признаны противозаконными практически повсеместно. Исключение составляют мусульманские страны и некоторые страны так называемого «третьего мира». Например, в Мьянме ребенка бьют тростью по икрам даже за разговоры на уроке, а в Либерии провинившихся секут плетью.

Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.

А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Доступна рассрочка.

Запрещённые приёмы

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  1. Унижение. Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  2. Вред здоровью. Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  3. Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  4. Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  5. Необоснованный отказ от наказания. Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  6. Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры

Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Жизнь в парадигме «тиран-жертва»

— Как влияет опыт битья, физического насилия на эмоциональную и нравственную сферу ребенка?

— Дети, которых били, утрачивают веру в любовь. Может, это странно звучит, но таковы далеко идущие последствия, и они более глобальные, чем синяки и телесные побои. Люди, которых били, теряют способность доверять. Потому что любящий беззащитен перед тем, кого любит. И если тот, кого ты любишь, часто причиняет тебе боль – значит, чтобы избежать боли, надо не доверять, нельзя любить.

При этом много битые дети склонны ко лжи. И это понятно: чтобы избежать битья. Ведь при стрессе наступает паника, и в стрессовых условиях применяются самые простые, эффективные средства защиты, и мораль в данном случае — уже излишек. Очень часто задержка развития совести у детей из неблагополучных семей связана с целым комплексом причин, но в том числе, и с опытом битья. Битье способствует развитию лживости, пренебрежения к моральным нормам, озлоблению.

— Что происходит с физическим и ментальным развитием ребенка, испытывающего насилие, побои?

— У детей, растущих в напряжении, в частых ситуациях насилия, зачастую затормаживается развитие. Проявляется это по-разному, в зависимости от формы насилия. Небрежение, скажем, тоже считается насилием. Но если при этом присутствует привязанность, и нет физического и эмоционального насилия, то ребенок может отставать в физическом развитии, например, потому что его недокармливали, может отставать в социальном развитии, в интеллектуальном развитии – если им не занимались. Но его эмоциональное развитие остается достаточно сохранным, в нем «сердце живо», и такие дети восстанавливаются довольно быстро.

Если было грубое физическое насилие, тут могут быть разные ситуации. В случае с разовым эпизодом, например, со стороны какого-то постороннего, ребенок испытывает шок, стресс, но есть защитная база – семья, и с помощью определенной терапии он может довольно быстро восстановиться.

Если же дети растут в обстановке постоянных побоев, физического насилия, они находятся в эмоциональной зависимости от насильника и усваивают эту модель поведения. С высокой степенью вероятности, попав в нормальные условия, они сами станут насильниками. С таким человеком уже нужна специальная терапия, педагогическая работа. То есть медицинские последствия насилия снимаются быстрее и легче, чем психологические.

— Может ли физическое насилие над ребенком сказываться на его учебе, на интеллекте?

— Грубое физическое насилие затормаживает интеллектуальное развитие. Стресс вообще блокирует развитие. И ребенок, живущий в ситуации хронического стресса, плохо развивается. Аффект тормозит интеллект. Но если это были редкие эпизоды, интеллект может и не пострадать.

— Ребенок, которого бьют, склонен к жестокости или же, наоборот, к зависимому поведению?

— Зависит от ситуации. Но вспышки неожиданной ярости, неадекватный ответ на какое-то действие, которое «битый» ребенок может ошибочно трактовать как агрессию, могут присутствовать. Если ребенок сломлен, он, наоборот, теряет способность защищаться.  Опять же, это выбор ребенком для себя позиции тирана или жертвы. Если характер сильный, человек постепенно войдет в роль насильника и будет отыгрывать свои травмы, выплескивать накопившиеся эмоции, нанося травмы другим. Забитый ребенок будет еще и еще попадать в ситуации, в которых он будет жертвой.

В любом случае, работа с детьми, которые долгое время пребывали в ситуации насилия, очень долгосрочная, к которой периодически приходится возвращаться.

В чем «сила» физических и психологических приемов?

«Сильный всегда прав»

Урок, который преподают ребенку телесные наказания, заключается в том, что проблемы решаются с помощью насилия. Вообще-то все наказания учат чему-то подобному. Неизвестно, усвоят ли дети урок, который мы задумали преподать им наказанием, но они точно усвоят, что когда самые важные люди в их жизни сталкиваются с проблемой, они пытаются решить ее, используя свою власть, делая другого несчастным. Наказание не только вызывает гнев ребенка, оно одновременно предлагает ему модель выражения этого гнева. Другими словами, оно учит, что сильный всегда прав.

Реальная иллюзия

Когда мы наказываем детей, им очень трудно считать нас заботливыми союзниками, что жизненно важно для их здорового развития. Вместо этого в их глазах мы становимся надзирателями, которых следует избегать

Представление детей о родителях рушится как карточный домик. Дети делают неутешительные выводы для себя: «Родители говорят мне, что вынуждены себя так вести, потому что я что-то не так сделал, но единственное, что я теперь понимаю, что им точно нельзя доверять, и с ними нельзя чувствовать себя в безопасности. Было бы глупо признаться им, что я взбешен, или что я что-то натворил, потому что я понял, что за это меня могут поставить в угол, или ударить, или говорить со мной таким голосом, в котором нет ни капли любви. Лучше держаться от них подальше».

Жертва-спасатель-тиран

Как и другие формы контроля, использование наказания обычно вызывает ярость того, к кому оно применяется, и переживание становиться вдвойне тяжелым, так как ребенок не в силах ничего изменить. Как показывает практика, если возникнет шанс, те, кто чувствует себя жертвой, в конце концов, превращаются в тиранов. То есть в недалеком будущем родители начнут пожинать «плоды» своего воспитания. На ум приходит «Треугольник Карпмана», – это модель общения, в котором изначально есть тиран, преследующий жертву. Потом появляется спасатель, который «заступается» за жертву. И всё бы ничего, если бы не одно «но». Самая большая опасность треугольника заключается в его динамичности. Практически всегда после прихода спасателя роли меняются. Причём спасатель обязательно станет жертвой по одному из сценариев.

Влияние без влияния

По мере взросления становится все сложнее и сложнее придумать наказание, которое принесет желаемый результат. В какой-то момент угрозы становятся пустыми, и дети просто пожимают плечами на фразы родителей: «ты никуда не пойдешь!» или «больше денег не получишь!». Это не доказывает, что дети трудны и упрямы, равно как и не означает, что вам нужна помощь в изобретении более действенных способов влияния. Напротив, это доказывает, что попытка вырастить из детей хороших людей, наказывая их за плохие вещи, была обречена с самого начала.

Когда маленькие дети не понимают, почему они должны быть вежливы или должны отказывать себе в каких-то соблазнах, у родителей есть выбор. Они могут использовать уважение и доверие, которое выстроили с детьми, любить и принимать их безусловно. Они могут использовать аргументацию и убеждение, чтобы показать, как те или иные действия влияют на других людей. Либо же родители могут обратиться к грубой силе: «Если ты немедленно не перестанешь, я тебя накажу». Проблема в том, что как только ваша власть начнет ослабевать, а это рано или поздно произойдет, у вас ничего не останется. Как написал психолог Томас Гордон: «Неминуемый результат регулярного применения силы для контроля детей, пока они еще малы, заключается в том, что вы никогда не научитесь влиять». Чем больше вы полагаетесь на наказание, «тем меньше влияния вы будете оказывать на их жизнь в будущем». Отсюда напрашивается вопрос: как наказания помогают формировать моральные ценности детей? Наказывая детей, с угрозой, что вы еще раз так сделаете, если они продолжат вас не слушаться – это идеальный способ отточить их умение избегать поимки. Скажите ребенку: «Чтобы я больше такого не видел», и он подумает «хорошо, в следующий раз не увидишь».

Советское воспитание: контроль и жесткие меры

Во времена СССР детей продолжали воспитывать строго: нормой было невнимание к личности ребенка и телесные наказания. По мнению Татьяны Орловой, государственная диктатура сильно влияла на жизнь внутри семей, в людях появился страх перед властью: «Приходилось следить за тем, что ты говоришь и делаешь, чтобы вписываться в государственную идеологию

Конечно, это оказывало влияние на отношения в семье. Большинство родителей в советское время руководствовалось в воспитании детей не их потребностями, а стандартами и канонами социальных институтов. В условиях, когда на людях нельзя было сказать ничего лишнего, повести себя неуважительно к власти, постоянный контроль и жесткие меры в отношении детей были нормой. Не было уважения к потребностям детей, в таких условиях трудно наладить диалог между родителями и детьми».

Привычные для многих советских детей «шлепки по попе», психологическое и другие формы насилия и сейчас считаются приемлемыми во многих семьях, но в последние десятилетия ситуация меняется.

«Зато ребенок будет послушным»

Результаты множества независимых исследований показывают, что единственный положительный эффект физических наказаний на человека — немедленное повиновение. Однако в долговременной перспективе уровень повиновения всегда снижается из-за утраты доверительных отношений.

Мета-анализ 26 исследований говорит о том, что физические наказания день за днем (подзатыльники и шлепки считаются) чаще приводят к бунту и неповиновению, чем послушанию. 

Кроме этого, применение физических наказаний увеличивает риск возникновения вызывающего оппозиционного расстройства. Дети с таким расстройством не слушаются, ведут себя враждебно и вызывающе, игнорируют просьбы и правила взрослых. 

Правильный выбор наказания для ребенка

Ребенок должен четко понимать, за что его наказывают. При этом между его проступком или виной и методом наказания должна быть простая логическая связь. Например, намусорил — убери. А потом сделай это в другой комнате, чтобы уважать труд других людей

Но тут возникает вопрос: что делать, если ребенок физически не может выполнить адекватные его проступку действия? Отсюда происходит второе важное условие.

Соотношение физических возможностей и наказания. Логично утверждать, что нет никакого смысла заставлять трехлетнюю девочку или мальчика сгребать листья на шести сотках участка

Неумение обращаться с граблями и отсутствие сил для этого вызовет у них только обиду и отчаяние, а у старших — раздражение и лишний повод для упреков. В такой ситуации нужно искать альтернативные решения, применять другие методы наказания ребенка.

Ситуация, которая привела к необходимости наказания. Вот этот аспект очень часто упускается многими родителями, воспитателями и учителями из виду. В результате этого дети могут понести наказание незаслуженно, либо оно может быть слишком строгим. Прежде всего, каждый обязан объективно разобраться в ситуации, а уже потом взыскивать. Например, нельзя наказать за плохо завязанные шнурки того, у кого еще не выработались необходимые моторные навыки. Точно так же не стоит наказывать ребенка из-за того, что он разбил чашку, пытаясь потушить пожар. Даже для взрослых преступников есть понятие смягчающих обстоятельств.

Своевременность и последовательность действий. Психологи и педагоги говорят, что наказание во многих случаях должно следовать либо сразу после проступка, либо отсутствовать вообще. Конечно, здесь очень многое зависит от ситуации, однако не стоит наказывать за проступок спустя, например, два-три дня. Возможно, будет лучше применить наказание более мягкое, но своевременно. Актуальнее всего это для детей младшего возраста.

Особенности характера и возрастной психологии ребенка. При выборе способа наказания родителям нужно учитывать характер дочери или сына, чтобы сам процесс наказания не перерос в ситуацию типа «кто кого». В некоторых случаях можно получить результат, прямо противоположный желаемому, и ребенок будет продолжать совершать один и тот же поступок назло родителям или воспитателям. И еще к более тяжким последствиям, вплоть до суицида, может привести неправильно выбранное наказание, если не учитывать возрастную психологию. Особенно в период полового созревания, когда психика ребенка подвергается воздействию гормонов.

«В этом нет ничего страшного»

Для ребенка «свой» взрослый олицетворяет безопасность и целый мир. Тесная и близкая связь c родителями критически важна. Физические наказания разрушают эту связь, иногда — безвозвратно. Психологи приводят такую метафору: это все равно что зимой сидеть в уютном доме у камина и вдруг обнаружить, что стены исчезли.

Последствия такого шокового переживания и боли могут быть очень серьезными. Психологи не обнаружили ни одного свидетельства, что телесные наказания улучшают поведение детей. Вместо этого выявлен повышенный риск целых 17 возможных неблагоприятных последствий такого детского опыта. Некоторые из них проявляются в детстве, а потом тянутся во взрослую жизнь человека. Такой вывод делают авторы мета-анализа 2016 года, обобщающего результаты 75 исследований за более чем 50 лет, с 1961 по 2014, охват — почти 161000 детей.

«Битые» дети «Небитые» дети
— психологические травмы— снижение когнитивных способностей— трудности в учебе— проблемы с социализацией— ухудшение поведения— низкая самооценка— проблемы с самоконтролем, агрессией— плохие отношения с родителями— риск злоупотребления алкоголем и другими веществами— нарушения привязанности  — доверие к миру— чувство безопасности— тревога и агрессивность снижены— здоровая самооценка— социальная адаптация не нарушена— надежные и доверительные отношения с родителями— развитие не нарушено

1.2. Понятие телесное наказание в обывательском сознании

Массовые опросы, проведенные независимыми общественными организациями, такими как Фонд общественного мнения, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, Левада-центр позволяют утверждать о том, что россияне так или иначе сталкиваются с практикой применения телесных наказаний в своей жизни.

Что вообще подразумевают россияне под этим понятием? Часть респондентов Фонда общественного мнения убеждена, что «физические наказания — это унижение личности ребенка.

По данным исследования, проведенного Институтом социологии РАН по заказу Фонда поддержки детей, 52% родителей в России используют физические наказания в процессе воспитания. Вопрос возник не случайно – большинство родителей искренне считает, что ребенок – их собственность, а физические наказания – адекватный способ его воспитания.

Интересное региональное исследование проведено саратовским центром социальной политики и гендерных исследований(Ярская-Смирнова и т.д., 2008 год).

С одной стороны, россияне в большинстве своем нетерпимы к жестокому обращению с детьми и неравнодушны к страданиям ребенка: из трех человек двое сообщили, что вмешаются, увидев, как родитель бьет свое дитя, а третий пройдет мимо. С другой стороны, эти представления достаточно противоречивы: телесные наказания в качестве воспитательной меры применяются в каждой второй семье, и лишь половина опрошенных считают их недопустимыми. Практически все опрошенные родители полагают, что применение физических наказаний это воспитательная мера – с таким вариантом ответа согласились почти все респонденты.

Что люди понимают под разумным, приемлемым, допустимым физическим наказанием? Чаще всего – битье с использованием тех или иных «подручных средств»: «дать ремня»; «крапивой по заднему месту»; «лозина»; «палками бить»; «прутиком жигануть»; «скакалкой» (11%).Для многих пределом разумного наказания выступает «легкий шлепок» («отшлепать слегка»; «по попе рукой, не более двух раз»; «слегка шлепнуть, но не по лицу или голове»; «шлепнуть рукой» – 7%).

11 стр., 5095 слов

Уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты средств …

… злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей в правовой науке; анализ норм уголовно-исполнительного законодательства и изучение условий их практического применения при исполнении наказания … причиной нарушения прав детей на материальное содержание со стороны родителей. Имеют место и случаи, когда плательщик алиментов не может найти работу (или не желает …

Некоторые респонденты в диапазон допустимых мер воспитания включили подзатыльники, затрещины и прочие спонтанно ситуативные реакции взрослых на детские проступки («дать подзатыльник»; «если только легкий подзатыльник»; «ухо надрать, затрещину дать» – 3%), другие – «воспитательный угол» («слегка, если только в угол поставить»; «в угол на горох» – 2%).

Специалистами Левада-центра в 2013 году в ходе проведенного опроса респондентам был задан вопрос: «как вы считаете, можно ли для пользы дела ударить ребенка или этого нельзя делать ни в коем случае?» Более трети респондентов (37%) считают, что можно, но большинство (58%) полагает, что нельзя.

Все родители время от времени наказывают своих детей. Судя по данным опроса, физические наказания в России распространены достаточно широко. Так, по словам каждого второго респондента, в детстве его наказывали подобным образом, в том числе 16% утверждают, что это случалось часто, 33% – редко.

Таким образом, можно утверждать, что большинство россиян так или иначе сталкивались с проблемой телесного наказания детей, более того, их самих наказывали, и они сами применяют наказания в своей практике.

Отражение жестокого «воспитания» во взрослой жизни

Родители, поймите, что подавляя физически, вы ломаете психику. Делаете ребенка безвольным и покорным. А такого человека сможет обидеть любой, кто сильнее его не только физически, но и эмоционально. В дальнейшем такой мужчина будет способен испытывать чувства только к женщинам, которые доминируют над ним. Не сможет брать на себя ответственность и проявлять силу характера.

Ответьте на 10 простых вопросов психологического теста, и узнайте как вас воспитывали в детстве.

Кроме того, воспитывая ребенка насильственными методами, вы прививаете ему черты мазохиста. Взрослых с подобными отклонениями достаточно много. Половина мужчин и треть женщин имеют скрытые мазохистские наклонности и при благоприятных условиях могут их воплотить в жизнь. Такие люди склонны вступать в разрушительные для себя, так называемые, токсичные отношения. Особенно если встретят партнера, который не сможет им противостоять. Причина этого кроется в пережитой детской боли и унижениях, при физическом наказании родителями.

Девочки, которых воспитывали с помощью рукоприкладства, вырастают с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и безвольные. И зачастую выбирают себе в мужья тиранов. Они еще с детства учатся терпеть и соглашаться на то, что им предложат и даже не пытаются улучшить ситуацию.

Такая женщина имеет кучу комплексов. Наиболее распространенный из них — комплекс жертвы и оказывается не готовой к «здоровым» и равноправным отношениям. Тем более такая мать не сможет полноценно воспитать своих детей.

Воспитать счастливого ребенка могут только родители, которые сами довольна собой и своей жизнью. Не зря существует выражение, что хорошая мама — это счастливая мама.

Узнайте, как ссоры родителей при ребенке влияют на психику малыша. Чем опасно выяснение отношений на глазах у ребенка.

А вы хотите, что бы вашего кроху во взрослой жизни ждала подобная участь?

Ирина Краморова

Врач, психотерапевт, аккредитированный гештальт-терапевт, ведущая групп и авторских проектов. Имеет 5 лет работы с взрослыми, подростками и детьми младшего дошкольного возраста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: