Логотерапия виктора франкла

Основные пункты логотерапии

Виктор Франкл оказал огромное влияние на развитие
экзистенциальной парадигмы в психологии и психотерапии. Логотерапия, которую он
создал, также называется «Третья венская школа» и является
своеобразным, глубоким и продуманным обучением поиску смысла. Логотерапия — это
сложная система философских, психологических и медицинских представлений о
природе и сущности человека, о механизмах и движущих силах нормального и
патологического развития личности, о путях и методах коррекции аномалий в
развитии личности.

Можно выделить три основных принципа логотерапии:
«воля к смыслу», «смысл жизни» и «свободная воля».
Давайте рассмотрим их подробнее.

В. Франкл писал: «Психоанализ говорит о принципе
удовольствия, индивидуальной психологии стремления к статусу. Но где глубоко
духовное в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни как
можно больше смысла, осознать как можно больше ценностей — где то, что я бы
назвал волей к смыслу?». 
Центральным понятием, с которым работает логотерапия, является
«смысл жизни». По мнению У. Франкла, желание найти смысл в
человеческой жизни является основополагающей движущей силой человека.
Стремление к смыслу является самодостаточной мотивацией, которая не является ни
выражением, ни поколением других потребностей. В. Франкл пишет о так называемой
лапшичной динамике и определяет ее как движущую психическую силу,
«…которая возникает в напряжении между двумя полюсами — между человеком
и его смыслом». Он подчеркивает, что поиск смысла жизни приводит человека
к внутреннему напряжению, а не к нахождению равновесия. Хотя он и не согласен с
«гомеостатическими» теориями, он считает, что это напряжение является
необходимым условием психологического благополучия человека.

В. В. Летуновский выделяет важный аспект понимания
Франклом смысла жизни: для него смысл не является чем-то, что человек
придумывает или придумывает, как в концепции Жан-Поля Сартра о первоначальном
выборе мирового проекта. За его семантическим аспектом скрывается нечто
большее, ядро смысла, которое уходит в духовную сферу, которая является
трансцендентной по отношению к человеку. Именно поэтому Франкл называет свой
подход не «сенсорной терапией», а «логотерапией», то есть
«терапией с точки зрения духовного»

Он также вводит важное понятие
«суперменеджмент». Сверхчувствительное не может быть известно только
рациональными средствами; оно выходит за пределы индивидуума и его мира, оно в
каком-то смысле доступно тому, что опосредовано из центра человеческой
личности, из того, что укоренено в сущности индивидуума, экзистенциальным
действием, которое Франкл называет «базовой верой в бытие».
Существование преодолевает собственные пределы трансцендентных сущностей.
Только с волей к смыслу человек может столкнуться со сверхъестественным, тогда
он становится свободным и ответственным за свои действия

Основной тезис концепции воли к смыслу заключается в
том, что человек стремится найти смысл и чувствует разочарование или вакуум,
когда это стремление остается невыполненным.

Основные концепции

Согласно Франклу, логотерапия основывается на трех понятиях: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни. Концепция логотерапии утверждает, что движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни

. Одним из ключевых человеческих свойств, по мнению Франкла, являетсяволя к смыслу , которую Франкл противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству, самоутверждению, направленному на компенсацию комплекса неполноценности и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом

, о котором писали философы-экзистенциалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия

В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования

С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной:

  • созидание;
  • получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути;
  • нахождение смысла в жизни, в том числе в страданиях.

Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях — нужно использовать, только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки. В своей книге Франкл приводит такой пример нахождения смысла в страданиях:

Применение на практике

При работе с детьми

Логотерапия вполне применима в раннем возрасте, начиная с детского сада. Специалисты работают с детьми замкнутыми, апатичными, ничем не интересующимися, а также теми, кто пережил смерть одного из родителей. В зависимости от ситуации, применяются разные методы.

Вербализация переживаний

Маленькие детки не способны глубоко рефлексировать и смотреть на себя со стороны. Поэтому логоанализ выстраивается иным путём — через игрушки или вымышленного сказочного персонажа. Специалист рассказывает ребёнку историю, максимально похожую на его, которая якобы произошла со слонёнком (к примеру). Затем выстраивается диалог о том, что чувствует слонёнок, как он себя должен вести и как ему можно помочь.

Свободные словесные ассоциации

Диагностическая методика, используемая в логотерапии и позволяющая понять, как выстраиваются отношения ребёнка с родителями, воспитателями и другими детьми.

При работе с проблемными детьми логотерапевты также активно используют различные арт-методики: рисование, лепку, сказкотерапию.

При работе с подростками

Многие психотерапевты считают, что логотерапия — одно из самых эффективных направлений для лечения подростковой склонности к суицидам. Девиантное поведение — результат разложения в обществе нравственных идеалов. Поэтому здесь активно применяется дерефлексия, направленная на формирование смысложизненных ориентаций, собственных ценностей.

Помощь в осознании смысла жизни благотворно сказывается на психическом здоровье. Подростки после курса лечения начинают понимать, насколько вредны и разрушающи алкоголь и наркотики. Они пробуют осознанно выбирать свои нравственные идеалы, не оглядываясь на существующих идолов.

Не так давно было создано новое поднаправление, которое было названо «ЛогоАрт-терапия». Её цель — помочь подросткам найти себя в этой жизни, реализовать свой творческий потенциал.

Упражнения для взрослых

При серьёзных расстройствах личности и поведения, фобиях, затяжных депрессиях и склонности к суициду необходимо обращаться непосредственно к специалисту. На занятиях проводится групповая терапия по программам «Я счастлив(а) когда…», «Взаимные комплименты», «Светлые стороны моей жизни» — активно применяется метод дерефлексии.

Если у человека просто тяжёлая жизненная ситуация и опустились руки, можно самостоятельно воспользоваться отдельными упражнениями логотерапии.

Расскажи мне обо мне

Попросите кого-нибудь, кто вас хорошо знает, рассказать ему о вас. Приготовьтесь выслушать хорошие и плохие моменты. Второй шаг — выслушать о себе от того, кто вас мало знает. Третий — представить себе, что вы писатель, абсолютно другой человек, и написать о себе. Сравните характеристики и составьте обобщающий словесный портрет. А теперь работайте над тем, что надо исправить.

«Доброделатель»

Поставьте перед собой цель — делать по одному доброму делу в день. Пусть они будут незначительными и незаметными — главное, чтобы вы получали от этого удовольствие. Через неделю увеличьте нагрузку до 2 дел. И так по нарастающей.

«Жилетка»

Поиграйте в ролевую игру. Представьте себя дипломированным психологом. Выберите из своего окружения человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и которому плохо. Ваша задача — помочь ему восстановиться так, чтобы он даже не заметил, что вы это делаете целенаправленно.

После выполнения таких упражнений меняются жизненные ценности и собственные проблемы начинают казаться мелкими.

Логотерапия — направление необычное, но реально помогающее людям в тяжёлых жизненных ситуациях.

: Арт-терапия

https://youtube.com/watch?v=4yP6bNH2hvw%27

,Одно из популярнейших направлений в психологии и психотерапии на сегодняшний день — арт-терапия. Несмотря,По всему миру увеличивается количество специалистов, работающих в рамках этого подхода. Его эффективность доказывают,К играм у многих людей формируется слишком несерьёзное отношение: для большинства это не более,Нобелевская премия не присуждается за достижения в области психологии. Несмотря на это, список психологов,

Методы и техники

В логотерапии используется 3 основные техники работы с пациентами.

Логоанализ

Автор техники — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл её инвентаризацией.

Методика логического анализа жизни человека, детальный разбор по полочкам его ценностей, обучение взгляду на себя внутреннего со стороны. Используемые приёмы:

  • расширение поля сознательного знания;
  • стимулирование творчества.

Логотерапевт пошагово расписывает пациенту, как надо действовать. Полученные результаты совместно обсуждаются. Полный курс лечения — 1,5 года.

Парадоксальная интенция

Автор техники — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Методика предполагает намеренное стремление захотеть то, чего человек боится (в случае с фобиями). Примеры:

  • при бромгидрофобии (боязни вспотеть) — стараться каждый раз вспотеть ещё сильнее, чем раньше, поставить новый рекорд;
  • при кинофобии (боязни собак) — намеренно завести себе питомца;
  • при талассофобии (боязни моря) — отправиться отдыхать на морской курорт.

С помощью парадоксальной интенции можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления уже через неделю активного применения методики.

Дерефлексия

Автор техники — Виктор Франкл.

Заключается в том, чтобы полностью отключиться от собственных переживаний, забыть про них, направив всю энергию во внешний мир. Применяется при лечении нарциссизма, депрессии, невроза и даже сексуальных дисфункций. Человек учится постепенно отводить на второй план то, что его беспокоит, заменяя мыслями о других.

Например, при завышенной самооценке пациенту предлагается устроиться волонтёром, заняться благотворительностью.

При депрессии устраивают групповую терапию, при этом логотерапевт выступает лишь в роли направляющего, а не ведущего: пациенты должны заниматься проблемами друг друга, но не своими.

При половой дисфункции предлагается акцентировать внимание на партнёре, а не на собственном дискомфорте и фиаско. Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально

Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально.

Что такое логотерапия?

Логотерапия является в некоторой степени психотерапией. Ее концепция заключается в том, что человек – это духовное существо, которое в любой ситуации будет пытаться понять смысл жизни. В тех случаях, когда этого не получается сделать, наступает состояние экзистенциального разочарования. Это очень опасная среда, которая может спровоцировать развитие многочисленных расстройств психического характера. Очень часто люди, которые не могут обнаружить смысл жизни, страдают неврозами, депрессивным состоянием, какими-то зависимостями или же начинаются заниматься преступными делами.

Духовная свобода вопреки концу света: в чем искать смысл?

Одним из самых главных был вывод о том, что «заключенный, который потерял веру в будущее, обречен». Франкл вспоминал, что в концлагере самоубийства были повсеместным явлением и лучшие шансы на выживание были не у самых сильных или самых здоровых заключенных, а у тех, кто, несмотря на страдания, смог обрести смысл существования. Некоторым узникам удавалось «найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе». Это помогало им переносить лагерную жизнь.

Франкл часто вел воображаемые беседы со своей женой Тилли (которая, как он позже узнал, умерла в другом концлагере) или читал лекции перед воображаемой аудиторией о психологии концлагеря — теме, которой он посвятит всю последующую жизнь.

Основные положения

Чтобы понять, что такое логотерапия, достаточно обратиться к ее главным положениям.

Ключевые понятия:

1. Воля к смыслу. Виктор Франкл считает ее, даже без прочих составляющих, достаточной мотивацией для личности. Поиск предназначения приводит к душевному напряжению вместо сбалансированности, но именно эта деятельность – залог благополучия. Живя без смысла или без цели в жизни, человек испытывает фрустрацию, которая может привести к саморазрушению. Все люди нуждаются в мотивации.

2. Смысл жизни. Франкл, согласно логотерапии, видит его исключительно в процессе движения, а не в изобретениях и выдумках. Каждый несет собственное предназначение, и оно бывает совершенно разным, завися от внешних условий.

Принципы клиент центрированной терапии Роджерса

Человек всегда получает то, с чем он в силах справиться, и источником задач является сама жизнь. Логотерапия считает, что, идя к смыслу, ответственный и духовно развитый человек способен сделать лучше себя и мир вокруг, применяя знания о смысле ситуации и совершая соответствующие действия. При этом смысл жизни постоянно меняется, ведь жизненные ситуации не стоят на месте.

3. Свобода воли. Свобода воли базируется на человеческой свободе и возможности самоопределения. Она позволяет контролировать себя и свести на нет симптомы, к нормальной жизни. Свобода заключается в духовной целостности и способности организовывать жизнь вокруг себя. Свобода воли относится к опыту. Ключевой вопрос, отвечающий, насколько свободна воля, это то, насколько истинным является опыт.

Также в своих работах Виктор Франкл говорит о том, что нет способов полностью отнять у человека свободу. Центр личности сохраняется даже при тяжелых психических заболеваниях. Задача логотерапевта – найти здоровую сторону личности и установить контакт с ней, сделать все для того, чтобы человек понял, что он имеет и на что способен.

Виды психотерапии

В обществе существуют ценностные и смысловые нормы и правила, сложившиеся в процессе эволюции. Эти установки также могут быть смыслом. Их можно разделить на три основные группы:

  • Ценности творчества.
  • Ценности переживания.
  • Ценности отношений.

К ценностям творчества относится то, что создано для мира; переживаний – полученный опыт; отношений – сложившаяся судьба, на которую нельзя повлиять.

Как определяет Виктор Франкл, основные понятия логотерапии также включают совесть. О ней он говорит как об «органе бытия», считая основным компонентом личности. Совесть, как полагает ученый, направляет человека в попытках обрести смысл.

Логотерапия Франкла – основные принципы

Логотерапия Франкла показала свою эффективность и в казалось бы запущенных случаях, когда невменяемость человека была констатацией факта психического заболевания. В. Франкл считал, что даже у измененного ядра личности есть часть, которая полноценно здорова, и достучаться до этой части личности помогает ослабить болезнь, и даже свести к ремиссии, а в самом лучшем случае ведет к выздоровлению.

Принципы логотерапии:

  1. Свобода воли . Человек волен принимать любые решения, делать осознанный выбор в сторону болезни или здоровья, понимая это, любой диагноз – не приговор, а поиск смысла, почему болезнь возникла, для чего, что она хочет показать.
  2. Воля к смыслу . Свобода – субстанция, не имеющая сама по себе значения, пока человек не обретет стремление к смыслу и не выстроит цель. Все возникающие проблемы даются с какой то целью.
  3. Смысл жизни . Обусловлен первыми двумя принципами и у каждого он индивидуален, хотя общее понятие ценностей есть у всех. Самый главный смысл жизни это сделать себя лучше, и для окружающих это будет стимулом обретать свои смыслы и стремиться к улучшенной версии себя.

Методы логотерапии Франкла

Методы логотерапии зарекомендовали себя в лечении разного рода фобий, неврозов, тревожности неясного происхождения. Максимальной эффективности логотерапия достигает тогда, когда человек доверяет терапевту идет вместе с ним в творческом тандеме. Существует три метода логотерапии:

  1. Парадоксальная интенция . Человек боится чего-то, что осложняет его жизнь. Этот метод помогает встретиться лицом к лицу со свои страхом, пойти ему навстречу, сделать что страшно, усилить свое ощущение страха до критической точки, ответить на вопрос: «Что самое страшное произойдет, если я решусь/сделаю/не сделаю?»
  2. Дерефлексия – метод, разработанный для лечения гиперрефлексии и контроля, с успехом применяется для лечения женской аноргазмии переключение с себя, тревоги и концентрация на своем партнере, происходит отпадание проблемы соответствия чужим ожиданиям и отпускание гиперконтроля.
  3. Логоанализ – детальная инвентаризация жизни человека, позволяющая логотерапевту отыскать индивидуальный смысл. Уходят неврозы, тревоги и страхи.

Логотерапия – упражнения

Логотерапия является помогающим методом высвечивая светлые стороны жизни человека, те ресурсы, которые он может использовать для того, чтобы выйти из пучины утраты смысла жизни. Логотерапия – техники и упражнения на имажинацию (фантазирование, воображение, домысливание), работа с образами:

Огонь . Символ огня одновременно это и жизнь и смерть. Какой огонь видит в своем воображении человек, может быть это огонек свечи или факел в темном подземелье, уютно потрескивающие дрова в камине или пожар? Есть ли присутствующие рядом также смотрящие на огонь – все эти ассоциации могут многое рассказать о мироощущении человека.

Вода . Представить себе водоем, что это: озеро, река, может океан. Каков цвет воды и течение бурное или спокойная гладь воды – даже у людей со сложностями воображения образ воды легко представляется. По отношению к воде где человек находится: на берегу, или стоит в воде, плывет? Какие эмоции? Упражнение помогает расслабиться и получить позитивные эмоции и реальные тактильные ощущения.

Дерево

Человек похож на древо, поэтому важно, какой символ дерева он видит. Это тонкий саженец, дрожащий на ветру, или могучее исполинское древо, глубоко уходящее мощными корнями вглубь, и устремленное ввысь раскидистой кроной? Одно оно, или вокруг есть другие? Все детали: листья, ствол, крона имеют значение

Образ можно дорабатывать и дополнять, помогая человеку укрепляться.

Групповые техники логотерапии:

  1. «Я счастлив(а) когда…» продолжить в позитивном ключе, чем больше утверждений, тем лучше, человек привыкает к хорошему и перестает его замечать, упражнение помогает снова отыскать это хорошее в своей жизни.
  2. Позитивное восприятие себя и других. Каждый член группы должен при всех похвалить себя за что-то, затем сделать комплимент рядом сидящему человеку, это должно звучать искренне.

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

В 1945 его освободили. Буквально сразу из-под его пера выходит книга «Сказать жизни «ДА»» о пребывании в концентрационном лагере, получившая известность во всём мире.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Основания логотерапии

У Виктора Франкла было своё профессиональное кредо, смысл которого заключался в том, что человека нельзя сводить к его болезни или её симптомам. В своём труде «Человек в поисках смысла» учёный представляет своё кредо посредством примера работы с душевнобольными людьми.

Так, он говорил, что ни одно из мыслимых обстоятельств не может так ограничить личность, чтобы она была на все 100% лишена свободы. Исходя из этого, у человека остаётся даже небольшая часть свободы, независимо от ограничений, создаваемых неврозами или психозами. Даже самый тяжёлый психоз не способен затронуть сокровенную сердцевину личности.

Для логотерапевта человек всегда является «чем-то большим», и он всегда преследует цель найти точки соприкосновения с той частью нутра клиента, которое «не поражено болезнью», и будет стараться помочь ему прийти к осознанию своих возможностей и ресурсов.

Основу же логотерапевтического подхода составляют три философско-психологических компонента:

  • Свобода воли
  • Воля к смыслу
  • Смысл жизни

Что под этим понимается:

Свобода воли

Логотерапия говорит о том, что человек обусловлен лишь частично и у него есть как изначальная свобода для принятия решений, так и способность занимать какую-либо позицию в отношении психологических, биологических и социальных условий. Свободу здесь стоит понимать как пространство, в котором человек может формировать свою жизнь в пределах конкретных возможностей.

Свобода исходит их сферы духовности, преобладающей над телесным и психическим. Будучи духовными существами, люди не только реагируют на стимулы, но имеют также определённую независимость, а значит, и возможность строить свою жизнь.

Свобода воли имеет большое значение в психотерапии и предоставляет возможность людям действовать автономно, даже если их беспокоят духовные или телесные заболевания. Благодаря этому ресурсу люди могут справляться с симптомами недугов и вновь обретать способность к самоопределению и контроль над жизнью.

Воля к смыслу

Человек не просто свободен, но свободен для достижения конкретных целей. Стремление к смыслу является первичной мотивирующей силой. Если человек не имеет возможности реализовать свои смыслы, его будет беспокоить ощущение пустоты и бессмысленности. Также его могут начать беспокоить депрессия, зависимость, агрессия, психосоматические недуги и расстройства невротического характера.

При помощи логотерапии люди могут понять и нейтрализовать факторы, которые мешают им преследовать осмысленные цели в своей жизни. Логотерапия развивает у людей чуткость, позволяющую воспринимать возможности смысла, но нужно понимать, что её не следует использовать как средство для определения целей. Логотерапевт выступает в процессе логотерапии лишь как сопровождающий клиента, который помогает ему реализовать возможности смысла, которые последний должен обнаружить самостоятельно.

Смысл жизни

Основной логотерапии является идея, по которой смысл – это объективная реальность. Логотерапия постулирует, что задачей человека является создание лучшего себя из «исходного материала», а также создание лучшего окружающего мира, посредством реализации своей свободы и ответственности, а также через распознавание и реализацию смысла всех происходящих событий.

Особое внимание также нужно уделить тому, что потенциал смысла, который по своей природе объективен, относится к конкретным ситуациям и людям, и, следовательно, находится в процессе постоянной трансформации. Исходя из этого, человек, прибегший к логотерапии, получает неоценимую поддержку в своём стремлении к максимальной гибкости и открытости, которые способны помочь ему придать своей повседневной жизни максимально возможный смысл

Исходя из этого, человек, прибегший к логотерапии, получает неоценимую поддержку в своём стремлении к максимальной гибкости и открытости, которые способны помочь ему придать своей повседневной жизни максимально возможный смысл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: