Команды, ритуал в Джиу Джитсу (Рэй Хо)
Додзё Ни Рей — поклон залу;
Отогай Ни Рэй — поклон друг другу;
Аригато — спасибо, благодарю;
Домо Аригато Годзаймас — большое спасибо;
Домо Аригато Годзаймасита — большое спасибо всем;
Саёнара — до свидания;
Наранде — команда к построению;
Дзадзэн — команда для перехода к позиции сидя — положение сидя на пятках, поза для медитации;
Зарэй — ритуальный поклон, выполненный сидя из положения Дзадзэн;
Дзингу Рэй — поклон на одном колене;
Шомен Ни Рэй — поклон вперед;
Сэнсэй Ни Рэй — поклон учителю;
Гассо Рэй — поклон со сложенными руками;
Дзизен — опуститесь (упор лежа);
Кирицуи – поднимитесь;
Хаширу – побежали;
Хай Дозо — команда «начинайте тренироваться»;
Катэ – встаньте;
Кокю — команда «Восстановить дыхание»;
Ки Но Нагаре — поток энергии, истечение энергии;
Котай – смена;
Курикай — команда «поменяться местами»;
Хантай — сменить сторону позиции;
Кири-Гаеши (Каеши) — смена ног на месте в прыжке;
Мокусо — медитация, размышление; команда «приступить к медитации»;
Мокусо Ямэ — команда «закончить медитацию»;
Йой — команда «внимание» — принятие готовности в естественном положении;
Камаетэ — команда для принятия боевой позиции; положение рук в боевой стойке;
Заншин Камае — возврат в боевую стойку после проведения технических действий;
Маватэ (Маварэ) — команда «повернуться на 180°»; поворот; смена позиции на противоположную;
Хаджи Мэ — команда «начинайте!»;
Дзоку (Йоши) – продолжайте;
Им А Итидо — команда «еще раз»;
Матэ – заканчивайте;
Ямэ – стоп;
Ясумэ — можно расслабиться
СОРЕВНОВАНИЯ
Состязания по киокушинкай среди взрослых проводятся, как правило, в форме поединков – кумитэ. Выигравшего определяют судьи. Они выносят вердикт по следующим критериям:
- Безусловная победа. Соперник утрачивает способность продолжать бой, в течение регламентированного времени. Это нокдаун, нокаут, травма или отказ от поединка. Оценка может быть поставлена на основании двух вадза-ари.
- Нокдаун или условный уход соперника от продолжения поединка на какое-то время в результате получения болевого удара. Оценка может быть поставлена не более 2-х раз.
- Дисквалификация соперника. Применение запрещенных ударов, неподчинение судьям или рефери, отказ от тамэсивари.
Среди равных противников, когда определить победителя не представляется возможным, судьи могут принять решение назначить дополнительное время поединка или состязание тамэсивари.
ЧТО ТАКОЕ БУНКАЙ?
Понимание практического применения техники ката известно под названием бункай. Для того, чтобы ката действительно имели значение для каратека, движения каждого ката должны тщательно изучаться и применяться. На практике хорошо брать одно ката и работать над ним, пока работа ногами не становится естественной и полностью автоматической. Отсюда, человек может менять углы и модуляцию работы ногами, чтобы добиться более полной оценки имеющихся возможностей. Мы предлагаем вам всегда стараться найти по крайней мере три применения каждого движения Если вы не найдете три, это не страшно. Ценность упражнения лежит в поиске и обдумывании движений. Таким способом можно использовать зрительные образы и творческое воображение при действительном выполнении ката, чтобы извлечь из него истинную силу, заложенную в нем. Если ката выполняется без чувства действительного приложения техники, то речь не может идти о силе и о энергии
Всегда помните, каждое движение в ката имеет цель, хоть, очевидно, напряжение и важность могут широко отличаться Через поиск бункай, эта цель может быть обнаружена
КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ
Контроль дыхания в ката – это жизненно важный момент. Нужно научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами напряжения в ката. Например, в ката Санчин сила движений исходит из глубины дыхания ибуки. В технике, сопровождаемой киай, дыхание полностью координируется движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится естественным, нужно постоянно осознавать поток воздуха, который входит и выходит из легких
Постарайтесь проанализировать правильный выбор времени для вдоха и выдоха, и относитесь к этому выбору с такой же важностью, как и к техникам
“Человек, который овладел правильным контролем дыхания, может быть спокойным, даже в окружении сильных врагов, во время землятресения и пожара.”- Мас Ояма.
Контроль дыхания объединяет тело, ум и дух и является таким же важным для правильного применения техники, как и физическая сила. Нужно серьезно изучать модуляцию дыхания и его координацию с телом при выполнении всех техник. Если вы сравните контроль дыхания с различными состояниями ума, вы заметите очень сильную зависимость. Когда человек спокоен и умственно расслаблен, его дыхание – спокойное, глубокое и ровное. Когда он нервный или взбудораженный, дыхание – более быстрое и мелкое
Если вы увидите кого-нибудь, когда он зол и теряет контроль над собой, обратите внимание на дикие колебания его дыхания. Изучение контролирования дыхания успокоит нервы, привнесет дисциплину в ум, и в целом повлияет на всю жизнь
Даже в самых базовых ката, должна быть идеальная координация дыхания, если вы хотите контролировать свои движения. Иногда дыхание задерживается на момент, а иногда необходимо сделать резкий выдох.
Есть что-то первобытное в дыхании. Если вы когда-нибудь окажетесь в одиночестве на отвесной скале, и вокруг не будет никого, и только волны, разбивающиеся о берег внизу, и дождь, падающий вам на лицо, вы поймете, что значит – быть живым, и вы познаете могучую близость с элементами, которые вы чувствуете. В такие времена приходит неописуемое желание закричать на все легкие, так чтобы вас услышал весь мир.
“Мягкие” блоки в карате.
В карате существуют и мягкие блоки. В основном они выполняются раскрытой ладонью. При выполнении такого блока нет задачи нанести урон. Они служат, прежде всего, для того, чтобы изменить траекторию удара или для подхватов. Мягкие блоки часто используют в спортивном поединке. Спортсмены стараются не тратить лишние силы на блоки, чтобы было больше энергии для выполнения удара, который может принести бал или даже досрочную.
Блоки карате основанием ладони “Тейшо нагаши уке”.
Блоки ладонью в карате можно выполнять как на среднем уровне, защищая корпус, так и на верхнем уровне, когда нам нужно защитить голову. “Тейшо нагаши уке” — это блок в сторону. снаружи-внутрь. Может выполняться как впереди стоящей рукой, так и сзади стоящей рукой. Блокирующая часть — основание ладони, которое называется по Японски “Тейшо”.
Блоки ребром ладони. “Шуто уке”.
Также эти блоки можно выполнять для защиты головы и корпуса. “Шуто уке” — классические блоки в карате. Их часто можно увидеть в “ката”, но и в поединка “Кумитэ” тоже применяют, в отличие от блоков “Аге уке”, “Сото уке”, “Учи уке”.
Для того чтобы выполнить этот блок из боевого положения, нужно сделать замах рукой к противоположному уху и рубящим движением выполняем блок. В конце движения рука должна быть согнута в локте. Локоть направлен вниз. Пальцы руки выпрямлены и направлены по диагонали вперед на соперника и немного вверх.
Форма одежды
Стилем Киокусинкай, как и многими другими видами восточных единоборств, занимаются в доги (или кэйкоги), часто неправильно называемым кимоно, состоящем из штанов, куртки свободного покроя и пояса. Используется доги только белого цвета, а цвет пояса должен соответствовать степени занимающегося. Доги для Киокушинкай несколько отличается от традиционного, имея более короткие рукава — примерно до локтей или чуть ниже. Такой покрой часто называют покроем в стиле Ояма, он так же характерен для стилей, произошедших от Киокушинкай (асихара-каратэ, кудо, сэйдокай, энсин).
Доги и пояс имеют нашивки, определяемые конкретной федерацией и школой. Но, как правило, для всех школ характерна нашивка в виде каллиграфии «Киокушинкай» на левой стороне груди.
Команды для выхода в стойки
Команды для выхода в стойки строятся следующей последовательности:
1. Сначала указывается стороннность стойки (хидари или миги). Для киба—дати сторонность указывается в случае выхода в стойку под углом 45° или 90°.
2.Затем указывается название стойки(дзэнкуцу-дати, сантин-дати, киба-дати, кокуцу-дати, кумитэ-но камаэ).
3. Далее указываются техники рук, которые необходимо выполнить при выходе в стойку (например, гэдан-барай или кэрри-но камаэ).
После прослушивания команды ученики отвечают «Осу».
Далее подаются команды «Ёй» (ученики принимают позицию готовности) и «Камаэ-тэ» (ученики выполняют выход в стойку с киай).
Примеры:
— Хидари дзэнкуцу-дати гэдан-барай. Ёй. Камаэ-тэ.
— Хидари дзэнкуцу-дати гэдан-барай гяку-цуки. Ёй. Камаэ-тэ.
— Хидари дзэнкуцу-дати кэрри-но камаэ. Ёй. Камаэ-тэ.
— Миги сантин-дати. Ёй. Камаэ-тэ. (Выполняется с моротэ ути-укэ.)
— Хидари кокуцу-дати сюто маваси-укэ. Ёй. Камаэ-тэ.
— Киба-дати. Ёй. Камаэ-тэ. (Выполняется шагом вправо с моротэ гэдан-барай, предплечья остаются в горизонтальном положении.)
— Хидари киба-дати ён-дзю-го гэдан-барай. Ёй. Камаэ-тэ. (Стойка под углом 45°.)
— Хидари киба-дати ён-дзю-го кэри-но камаэ. Ёй. Камаэ-тэ. (Стойка под углом 45°.)
— Хидари киба-дати гэдан-барай. Ёй. Камаэ-тэ. (Стойка под углом 90°.)
— Хидари киба-дати кэри-но камаэ. Ёй. Камаэ-тэ. (Стойка под углом 90°.)
— Хидари кумитэ-но камаэ. Ёй. Камаэ-тэ.
Защита головы
Шлем на соревнованиях не предусмотрен. Под запретом стоят удары в горло и атака лица при технике открытой руки. В лучшем случае судьи вынесут вердикт «чукоку» в качестве первого предупреждения.
Аге укэ
Защита при основном блоке приходится на верхний уровень во время атаки противника. Положение тела спортсмена при обороне – полуразвернутая или передняя фронтальная стойка.
Техника выполнения блока:
Аге укэ
- Напряжение ступней;
- Касание пятками пола;
- Напряжение грудных мышц;
- Поднятие согнутой руки вверх;
- Движение вверх в точку ниже локтя.
При контакте жесткую линию предплечья фиксируют в точке, равной вертикальной оси корпуса. Затем последует контрудар, и его блокируют кулаком тыльной стороной вниз. Допустим небольшой шаг в сторону при блоке для уклона от удара противника ногой.
Моротэ цуками укэ
При двойном блокировании спортсмен использует захват. Движущийся навстречу кулак отражают отталкиванием предплечья вбок. При этом делают отступ правой ступней назад. Левой кистью ухватывают предплечье нападающего. Правая кисть задействована в захвате запястья сверху.
Моротэ цуками укэ
Технические термины
Аси-какэ — подсечкаВадза — раздел техники, искусство, умениеВадза-ари — полпобеды (½ очка) в свободном спаррингеГосин-дзицу — самооборонаДзёгай — выход за пределы татамиДзиссэн-кумитэ — спарринг с полным контактомДзию-кумитэ — свободный спаррингДзюдзи — скрестноДзюмби-ундо — разминкаИдо — перемещениеИдо-гэйко — тренировка техники в перемещенииИппон — чистая победа в свободном спарринге (1 очко)Иппон-кумитэ — учебный спарринг на 1 шагКаги — крюкКакэ — зацепКамаэ (гамаэ) — готовность, изготовкаКата — формальное упражнение, комплекс приемов базовой техники, выполняемых с заданными перемещениямиКати (гати) — победа в схваткеКиай — крик при выполнении техники, усиливающий ее мощьКимэ — фокусировка, акцент, концентрация при выполнении техникиКихон — базовая техника каратэКихон—гэйко — тренировка базовой техники на месте без партнераКокю — выносливостьКокю-хо — техника дыханияКумитэ — бой, схватка, спаррингКэагэ — поднимающийсяКэйко (гэйко) — тренировкаКэри (гэри) — удар ногойМоротэ — двойнойНидан — по двум уровнямРэй — поклонРэйги — сочетание спокойствия с правильной осанкойРэндзоку — комбинация приемовСанбон—кумитэ — учебный спарринг на 3 шагаСиккаку — дисквалификацияСита — низкийТамэсивари — разбивание твердых предметовТатами — площадка для спаррингаТати (дати)— стойкаТати—ката — арсенал стоекТатэ — вертикальныйТоби — прыжокТюй — предупреждениеУкэ — блокУкэ-каэси — ответные действия, контратакаУти — секущий или хлесткий удар рукойУти-коми — толчокХантэй-гати — победа по решению судей
Отчёты о мероприятиях
202125.09 | XIII Открытые Всероссийские юнешеские Игры Боевых Искусств г. Анапа |
202125.05 | Соревнования ПФО г. Оренбург |
202122.05 | VI Турнир посвящённый Великой Победе |
202130.03 | Всероссийские соревнования по всестилевому каратэ в городе Новочебоксарске |
202129.03 | Открытое Первенство и Чемпионат Республики Башкортостан по Всестилевому каратэ |
202125.02 | VI EURASIACUP по всестилевому каратэ |
202114.02 | Открытый Региональный Турнир «Кубок Сююмбике» по правилам всестилевого каратэ |
202113.02 | Открытое Первенство Свердловской области по всестилевому каратэ. |
202108.02 | Региональный судейский семинар по Всестилевому каратэ |
Методы
Джери Ваза: разные виды ударов.
Кихон Гейко: разные виды ударов.
Боевая система Киокушин основана на более традиционных стилях карате, включая Сётокан и Годзю-рю . Его отличает поиск эффективности в бою, сочетающий прямые и сильные удары. Девиз Киокушина « Итигэки» означает «Один удар, одна победа».
Бои часто ведутся на очень близком расстоянии, основные удары наносятся многократно в направлении ног противника и направлены на то, чтобы разрушить его способность удерживать бой.
Отсутствие перчаток или защиты и жестокость поединков делают практикующих этот стиль закаленными каратистами, способными нести огромную физическую и духовную нагрузку во всех смыслах этого слова.
Некоторые Киокушин методы практически не используется в других японских боевых искусствах, хотя они существуют в кате большинство стилей каратэ: Hiza Джери (удар колена), маэ oroshi kagato Джери (топор удар), гэдано маваши геря (низкий вращающийся кик), шуто маваси укэ (форма которого отличается в Шотокане ). Некоторые практикующие Киокушин, такие как Франсиско Филхо или Глауб Фейтоса, участвовали в боях К-1 . В Киокушинкай разрешены удары ногами, которые не разрешены в Шотокан или Вадо рю, например, Хиза гери (удар коленом) или До Кайтен Маваси тоби гери (ответный удар совершается в прыжке по вертикальной оси удара).
Карате Киокушинкай
Стиль Киокушинкай был создан в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Киокусинкай постепенно завоевал популярность во многих странах, а позже лёг в основу ряда других контактных стилей карате.
Для основателя Киокушинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинским традициям Японии и духу бусидо. Однако возрождение карате как будо (военного дела) сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.
«Сильнейшее карате» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Киокушинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Киокусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далёкими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.
За полвека существования карате Киокушинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.
Карате Киокушинкай — чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение — запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по карате Киокушинкай большое число зрителей.
Специальные термины
- Нонарэ — естественное мягкое (скрытое) дыхание, выполняемое с закрытым ртом; соответствующее дыхательное упражнение.
- Ибуки — силовое шумное дыхание, выполняемое с открытым ртом; соответствующее дыхательное упражнение.
- Киай — слово состоит из двух частей и записывается двумя иероглифами: «ки» и «ай». Первый иероглиф — «ки» (по-китайски «ци») означает воздух, дух, вселенская энергия, жизненная сила. Второй — «ай» имеет значение «соединять», «объединять». Таким образом, слово «киай» означает «соединять (объединять) дух, энергию, силу». Искусство Киай подразумевает, с одной стороны, установление энергетического контакта с противником, подавление воли и управление его действиями. А с другой — достижение единства со вселенской энергией, умелое направление которой порождает феноменальные возможности.
- Тандэн — центр тяжести тела и главный энергетический центр в воинских искусствах. Это своего рода «воинская чакра», источник физической силы и духовной мощи.
Рекомендуем к прочтению
Координационная лестница: для чего нужна, как сделать своими руками + более 100 упражнений
ЭКЗАМЕНЫ
Повышение в звании и получение следующего по цвету пояса проводится региональным руководителем (Бранч-Чифом) вплоть до 2 дана. Взять 3 дан и выше можно только на международных сборах из рук Канчо (главы федерации).
Записаться на экзамены самостоятельно нельзя. Заявка на участие подается руководителем клуба или секции, где занимается спортсмен. В обязательном порядке он должен быть членом региональной ассоциации. Кю и даны присваиваются пожизненно и признаются во всем мире.
Экзамен состоит из теоретической и практической частей. Ученик должен продемонстрировать свои умения, навыки, знание истории, философии и терминологии стиля. Отдельным пунктом экзамена идут акробатика и силовые упражнения.
Защищайтесь!
И все-таки карате — это искусство защищать себя, а не покалечить другого человека, так что основную важность в данном виде борьбы несет оборона. Как называются приемы карате, помогающие защитить себя и своих близких? Также можно выделить блоки руками и ногами
В любом случае нужно помнить, что блоки не дают стопроцентной защиты, особенно, если игнорировать дополнительное маневрирование. Не думайте, что фильмы дают вам святую истину и владение карате будет гарантом от неприятностей. Двигайтесь постоянно, отражайте наибольшее количество атакующих ударов и больше внимания уделяйте тому, чтобы уберечься, а не причинить вред. Ваши руки должны работать в четырех направлениях, то есть бить снизу вверх и наоборот, а также изнутри наружу и наоборот. Слабые предплечья не помогут нанести сильный удар, так что руки придётся тренировать. Девушки часто интересуются, а не станет ли в таком случае слишком заметен бицепс. Можно сказать с уверенностью, что карате — это эстетическая борьба, так как она делает тело красивым, гармоничным и грациозным. Даже сам бой выглядит прекрасно, а что уж говорить о бойце?! Итак, удар предплечьем снизу вверх называется «аге-уке», а его антипод — это «гедан-барай». Удар изнутри наружу — это «учи-уке», а снаружи внутрь — «сото-уке». Если вы отбили удар и перехватили руку нападающего, то выполнен «какете-уке».
Элемент защиты или «уке» присутствует в каждом приеме, то есть боец сначала бокирует атаку, а только потом дает контратаку. Защищаться можно и ногами, если применять подставки, отбивать удары снаружи вовнутрь или наоборот. Часто используется так называемый «мика-цуки-гери», то есть блок ногой снаружи внутрь. Если атакующий удар рубящий или проникающий, причем, идет сверху, то используйте сбивающий блок «йодан агэ уке». При нем активная рука от бедра идет вверх до кулака на уровне лба с тыльной стороной наружу. Далее кисть разворачивается наружу ладонью, а локоть выходит вверх до уха. Момент разворота и демонстрирует блок.
Для нижнего блока используется «гэдан шотей уке». Ладони при этом двигаются сверху вниз, плавно, но четко сбивая удары по нижнему уровню. Такой блок эффективен для ударов ногами противника. Но не вступайте в силовой контакт рукой с чужой ногой, иначе пострадают ваши пальцы. Лучше поймайте тот момент, когда нападение только совершается и нога идёт по заданной траектории. Вот тогда отбейте её и тем самым сбейте «прицел» на несколько сантиметров. Этого хватит, чтобы обескуражить противника и сделать его выпад бесполезным. Выигранного времени может быть достаточно для эффективной контратаки.
Похожим эффектом обладает «йодан шотей уке». Это очень зрелищные для каратэ приемы, фото которых просто заряжают энергией боя. Данный блок позволяет сбить атаку по верхнему уровню. Ладонь движется снизу вверх и может изменить направление удара. Вероятно, ваш противник к такому повороту событий будет просто не готов.
Удары ногами
Ёко-гэри — удар ребром стопы в сторонуЁко-кэагэ — маховый удар в сторону и вверх ребром стопы, нога выпрямленаКакато отоси-гэри — удар пяткой сверху вниз после предварительного выноса ноги вверхКакэ-гэри — обратный круговой удар пяткой или подушечкой пальцев стопы изнутри наружуКансэцу-гэри — удар ребром стопы в коленный суставКин-гэри (кинтэки-гэри) — удар подъемом стопы в пахМаваси-гэри — круговой удар снаружи вовнутрь подъемом стопы, лодыжкой или голеньюМаэ-гэри — прямой удар вперед подушечкой пальцев стопыМаэ-кэагэ — маховый удар вперед-вверх подушечкой пальцев стопы, нога выпрямленаСотомаваси-гэри — маховый круговой удар ступней снаружи вовнутрь, нога выпрямленаТоби-гэри — удар ногой в прыжкеТоби нидан-гэри — два последовательных удара ногами в прыжкеУсиро-гэри — удар пяткой назадУсиро маваси-гэри — обратный круговой удар пяткой или подушечкой пальцев стопы с «вертушкой»Утимаваси-гэри — маховый круговой удар подъемом стопы изнутри наружу, нога выпрямленаХидза-гэри — удар коленом
А что насчет бросков?
Говоря о карате, нельзя обойти вниманием притягательные броски, которые были известны ещё древним мастерам битвы. Физические затраты при этом минимальны, а эффект фантастический
Потрясающе, что броском даже миниатюрная девочка может уложить на лопатки огромного амбала. Но правильно ведь говорят, что чем выше шкаф, тем громче он падает. Очень популярна комбинация защитных приемов, когда сперва идёт блок, потом контрудар. Далее бросок и завершающий удар. После такого комбо сможет ли противник подняться? Кстати, удачное проведение такой серии на соревнованиях дает спортсменами дополнительное очко или «иппон». Бросок заканчивается падением противника, его дезориентацией, что весьма выгодно. За пару мгновений может быть окончен бой.
Рассмотрим основные для каратэ приемы. Фото подобных бросков подтверждают поэтичность названий. Бросок «нэдзири-таоси» или сваливание выкручиванием руки. Этот бросок начинается с тычка противника. Удар отбивается блоком и одновременно захватывается его рука. Вы отходите назад, скручивая руку вокруг оси, и опрокидываете его плашмя. Очень красиво смотрится «тани-отоси» или «сброс в долину», когда в ответ на тычковой удар правой руки вы блокируете удар и обхватываете туловище атакующего обеими руками с захватом и его рук. Потом вы резко выхватываете его вверх и швыряете, перевернув вниз головой.
А как выполнить «яридама», что в переводе «проткнуть шар копьем». Ассоциации с таким названием приходят разные, но логика в нем есть. Итак, противник атакует тычковым ударом правой руки. Он метит в лицо, а вы хватаете его за руку изнутри и в это же время просовываете руку ему между ног. Так вы его поднимаете и переворачиваете вниз головой, а потом резко бросаете вниз. Со стороны как раз и кажется, что вы проткнули шар копьем.
А если вы сваливаете противника ногой с одновременным захватом шеи, то это бросок «тимба-таоси». С захватом шеи связан и бросок «кубива», когда противник получает подножку, шейный захват и рывок головы на себя. В переводе это бросок с «кольцом вокруг шеи».
С нажимом на живот выполняется бросок «удэ-таоси», а непосредственно сдавливание горла идёт в основе броска «нодо-осаэ».
Ударные части тела
Ударные поверхности в киокушинкай карате
Руки
- Ёхон нукитэ — «рука-копье», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами.
- Иппонкен — кулаком с костяшкой одного пальца.
- Иппон нукитэ — кулак с выпрямленным указательным пальцем.
- Кокэн — запястье.
- Кумадэ — «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами (ср. хира-кэн).
- Кэйко — «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку.
- Котэ — предплечье.
- Накадакен — кулаком с костяшкой среднего пальца.
- Накаюби иппонкэн — кулак со сжатым наполовину средним пальцем.
- Нихон нукитэ — рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку».
- Ояюби иппонкэн — кулак с полусогнутым большим пальцем.
- Рютокэн — кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперед, образуя вершину треугольника в суставах.
- Сётэй — «пятка» ладони.
- Сэйкэн — кулак (передняя часть).
- Сюто — «рука-нож», внешнее ребро ладони.
- Тохо — «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведенным большим пальцем.
- Тэтцуи — «кулак-молот».
- Уракэн — перевернутый кулак (тыльная часть).
- Хайсю — тыльная сторона ладони.
- Хайто — внутреннее ребро ладони.
- Хидзи — локоть.
- Хиракэн — кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта (ср. кумадэ).
Ноги
Ударные поверхности ног в киокушинкай карате
- Ас и — подошва.
- Какато — пятка.
- Сокуто — «нога-нож», внешнее ребро стопы.
- Сунэ — голень.
- Тэйсоку (чейсоку) — внутренняя выемка стопы.
- Тюсоку (чусоку) — подушечка пальцев стопы.
- Хайсоку — подъем стопы.
- Хиза — колено.
Удары руками
А. Прямые
Ёнхон-нукитэ — удар «копьем» в горло, солнечное сплетениеИппон-нукитэ — удар указательным пальцем в глаз, горлоМоротэ-цуки — прямой удар одновременно двумя кулакамиНихон-нукитэ — удар «вилкой» в глазаСакэ-цуки — удар кулаком вперед из стойки сико-дати с переносом веса с ноги на ногуСётэй-ути — удар основанием ладониСэйкэн аго-ути — хлесткий прямой удар кулаком в подбородокСэйкэн гяку-цуки — удар задним кулакомСэйкэн дзюн-цуки — прямой удар кулаком в сторонуСэйкэн ой-цуки — удар передним кулакомСэйкэн сита-цуки — удар кулаком снизу вперед в корпус (тюдан), снизу вверх в подбородок (дзёдан)Сэйкэн-цуки — прямой удар кулакомСюто сакоцу ути-коми — прямой удар ребром ладони в ключицуХэйко-цуки — одновременный параллельный удар двумя кулаками на одном уровне (обычно на среднем)Энкэй гяку-цуки — прямой удар задним кулаком после кругового отведения атаки противника другой рукойЯма-цуки — одновременный параллельный удар двумя кулаками на разных уровнях (обычно на верхнем и среднем)
Б. Дугообразные
Кокэн-ути — удар согнутым запястьем (по различным траекториям)Сюто гаммэн-ути — удар ребром ладони сбоку по голове, шееСюто ути-ути — удар ребром ладони наотмашь вперед по голове, шееСюто сакоцу-ути — удар ребром ладони сверху по ключицеСюто хидзо-ути — удар ребром ладони снаружи по корпусуСэйкэн каги-цуки — удар кулаком сбоку по корпусуТэтцуи-ути — удар основанием кулака (по различным траекториям)Тэтцуи комэками-ути — удар основанием кулака снаружи по головеУракэн гаммэн-ути — удар перевернутым кулаком вперед в лицоУракэн ёко-ути — удар в сторону перевернутым кулаком в горизонтальной плоскостиУракэн маваси-ути — круговой удар перевернутым кулаком сбоку в головуУракэн саю-ути — удар в сторону в вертикальной плоскости перевернутым кулаком в лицоУракэн хидзо-ути — удар в сторону в горизонтальной плоскости перевернутым кулаком по корпусуХайто-ути — круговой удар внутренним ребром ладони снаружи вовнутрь по голове, шее, в корпус, пах (удар в пах выполняется при вертикальном положении ладони)
В. Локтем
Агэ хидзи-ути — восходящий удар локтем в подбородокЁко хидзи-ути — удар локтем в сторонуМаэ хидзи-ути — прямой (тычковый) удар локтем впередУсиро хидзи-ути — удар локтем назадХидзи отоси-ути — удар локтем сверху вниз (по согнувшемуся противнику)Хидзи-ути — круговой удар локтем сбоку в голову, корпус
Общие понятия
Сосай – основатель стиля – Масутацу Ояма.
Канчо (Кантё) – директор организации
Шихан (Сихан) – мастер с 5-го Дана.
Сэнсэй – учитель, наставник (3-ий, 4-ый дан).
Сэмпай – старший ученик.
Кохай – младший ученик.
Доджо (Додзё) – зал (место следования Пути).
Дан – мастерская степень.
Кю – ученическая степень.
Доги – одежда для тренировок.
Кихон – тренировка техники без партнёра.
Рэнраку – комбинации.
Ката – форма, комплекс
Кумитэ – спарринг.
Самбон кумитэ – условный учебный спарринг на 3 шага.
Якусоку кумитэ – условный учебный спарринг на 1 шаг.
Джию кумитэ (Дзию кумитэ) – свободный спарринг.
Тамэшивари (Тамэсивари) – разбивание твёрдых предметов.
Бункай – разъяснение.
Ибуки – силовое дыхание.
Ногарэ – мягкое дыхание.
Осу (Ос) — традиционная форма приветствия, выражения понимания, согласия и уверенности.