Родители растят чемпиона, а ребенка тошнит от зала. психолог константин бочавер

Это вам!

Может показаться странным, но довольно много родителей сознательно или подсознательно пытаются, говоря простыми словами, «подлизаться» к тренеру. Дарят подарки, оказывают какие-то знаки внимания, разговаривают подчеркнуто вежливо и так далее. Цель подобного поведения — создать для своего ребенка лучшие условия. Чтобы конкретно с этим ребенком тренер был менее жестким. И чтобы ребенок чаще играл в стартовом составе, а не сидел на скамейке запасных

Чтобы тренер уделял ребенку большее внимание

Проблема заключается в том, что настоящие профессионалы-тренеры нарочно не обращают никакого внимания на подобные «подношения» со стороны родителей. Последние же, в ответ на это, часто обижаются или возмущаются. Еще бы: сколько даров было принесено Его Величеству, а тот даже взглядом не повел. Ребенок продолжает сидеть в запасе, а на тренировках, кажется, ему уделяют меньше всех внимания… Как же так?

Просто запомните: любые искусственные попытки изменить поведение тренера негативно скажутся на вашем ребенке. Самый плохой вариант: после всех «подношений» тренер меняет отношение к ребенку в лучшую сторону и начинает выделять его из коллектива.

Вслед за этим идет:

  • ухудшение отношения к ребенку со стороны его сверстников («Ты играешь, потому что у тебя родители тренеру денег дали, а сам ты ноль»);
  • со стороны других родителей («Правильно говорят — в спорте все покупается. Наши дети лучше, а играет этот»);
  • со стороны внутреннего «Я» самого ребенка («Я лучший в команде. Можно не так стараться, как раньше. У меня все получается легко и просто»).

Как итог:

  1. Тормозится развитие спортивных и психологических качеств ребенка.
  2. Страдает адекватная самоидентификация.
  3. Портятся отношения со сверстниками.
  4. Растет негативный фон.

Стыд

Вспомните ощущения, когда вы смотрите на своего выступающего спортсмена и видите, как он ошибается и «запарывает» элемент за элементом. Часто в этом месте можно почувствовать сильную злость, возмущение и разочарование. Если не бежать «убивать» свое ошибающееся чадо, а взять минутку и посмотреть, что за злость, откуда она, то мы можем услышать мерзкий голос стыда: «Вырастила лодыря и бездельника, все для него делаешь, а он, неблагодарный, ничего не ценит, собраться на старт не может. Бросать все надо — хватит позорить тренера и меня! У всех дети как дети, а у меня — позорище!». И тут хочется набрать воздуха в легкие и наорать.

Вообще, чувство стыда, в той или иной мере, присутствует фоном во всех вышеперечисленных трудностях. Он настолько невыносим, что мы привычно его не замечаем, подменяя страхом, с тревогой, злостью или преувеличенным беспокойством за успехи ребенка.

Чем это не полезно ребенку? Ведомые стыдом мы не можем быть справедливыми. Ребенку достается за нынешние, за прошлые «грехи», а вдобавок —  и за будущие, чтоб впредь неповадно было. В таком состоянии мы делаем ребенку больно, как бы мстя ему за боль, которую получили, глядя на его провал. Действуя из стыда, невозможно заметить реального ребенка, его особенности, нельзя разобраться, мог он что-то сделать иначе или не мог. В конечном итоге это очень вредит отношениям с ребенком, мы его пугаем и делаем уязвимым перед стыдом и зависимым от результатов.

Что делать? Взять паузу и подышать. Между тем, что случилось и нашей реакцией есть крошечный промежуток времени. Если мы сможем отследить этот промежуток, то мы сможем выбрать свое действие. Можно реактивно в своих чувствах пойти и накричать на ребенка, а можно потратить эту энергию на что-то другое, например на осознавание того, что с вами происходит и на то, что можно сделать лучшего в этой ситуации, чем пойти и наорать.

Важно разделить — где ваш стыд, а где не ваш. Возможно, это ребенку стыдно, что он не достаточно хорошо тренировался, а теперь соответственно и выступает

Как родитель вы к этому провалу не имеете отношения, со своей стороны вы сделали все, что могли: на тренировки водили, рекомендации тренера соблюдали.
Важно всегда помнить, что спорт в любой момент может завершиться. То что мы делаем с ребенком в спорте, влияет на него и после завершения спортивной карьеры. Он заведет семью, будет воспитывать детей в соответствии с тем опытом, который получил в течение жизни. И то, как он будет жить после спорта, во многом зависит от того, как мы выстраиваем отношения с ним вокруг его детской профессиональной жизни.

Не забываем уважать себя и просто опрятно выглядеть

  • Внешний вид определяет НЕ будущее отношение к тебе окружающих и не отношение противоположного пола к тебе.
  • Внешний вид определяет в первую очередь твое собственное отношение к себе, твое самоуважение.
  • Если человек не очень хорошо выглядит: он неопрятен, в грязных штанах, нестираная рубашка, от него исходят неприятные запахи, то это говорит о том, что в первую очередь этот человек не уважает самого себя.
  • Отсюда рассчитывать на уважение кого-либо ему уже не приходится. И уж тем более это будет подрывать твою уверенность в себе.
  • Достаточно выглядеть нормально, хорошо, прилично.
  • Не надо носить дорогие костюмы за несколько тысяч. Они действительно ничего не решают.

Достаточно соответствовать своему представлению о том, что нормально

Чтобы находиться в пафосных крутых местах, совершенно необязательно иметь супердорогую одежду.

Для этого достаточно выглядеть соответствующе своему представления о том, что нормально.

Ну и желательно, конечно, узнать заранее про требования заведения и соответствовать им. Если там нет требований особых, то и не надо ничему соответствовать.

Больше доверяй себе и своим намерениям, действуй согласно своим желаниям

  1. Говори, что хочется.
  2. Если то, что ты делаешь, исходит из благих намерений, доверься им, делай и реализуй их!
  3. Какими бы ни были твои желания и намерения, действуй согласно им.

Не бойся показаться тем, кем тебя не хотят видеть другие! Потому что эта твоя жизнь и живешь ты для себя, а не для других!

Чем больше ты доверяешь себе и действуешь согласно своим желаниям, тем больше живешь той жизнью, которой хочешь.

Примеры того как люди ограничивают себя в жизни из-за чужого мнения:

  • Некоторые люди не хотят полностью выражать себя и свою личность, потому что боятся обидеть других людей.
  • Кто-то не хочет танцевать, потому что боится испытывать на себе взгляды неодобрения или вызвать улыбки на лицах других.

Как быть, когда спорт — это слишком дорого?

— Я с вами согласна, что спорт не должен быть в центре жизни семьи. Но когда ребенок занимается им серьезно, это неминуемо происходит — родители должны зарабатывать деньги. Даже в бесплатных школах олимпийского резерва — бесконечные сборы, соревнования, дорогая экипировка. По выходным — постоянные тренировки, и родитель там должен быть.

Я читала интервью родителей теннисиста Даниила Медведева. Они рассказывали, что во Франции, когда ты отдаешь ребенка в теннисную академию, платишь какие-то довольно посильные деньги и больше никак не участвуешь. Там школа занимается тренировками ребенка. Как вы эту ситуацию видите?

— Я ее вижу как переходный период. Не хочу показаться занудой, но мы живем на обломках предыдущей великой цивилизации, которая в 90-е была разрушена — обязательный спорт, ГТО, программы, связанные с физической активностью, рабочими профессиями, с увлечениями, походами. Все, что было бесплатным для всех, стало дорогим и не для всех. Мы получили то, что заслужили.

Сейчас ситуация меняется. Уже есть хорошие спортивные объединения, которые, как во Франции, берут на себя практически всё. Есть прекрасные клубы и академии.

Многие будущие спортсмены живут в училищах, интернатах, школах олимпийского резерва по всей стране — самостоятельно, вдалеке от родителей, созваниваются с ними по вотсапу. При этом детей одевают, кормят, вывозят на соревнования, тренируют, лечат, учат и так далее. Все не так грустно, как вы сейчас описали.

Наверное, следует помнить, что каждый вид занятий по-своему требователен.

Те виды спорта, которые считались общенародными, сейчас становятся элитными и сверхдорогими. 

То же самое с музыкой и так далее.

Если спорт начинает плохо действовать на семью или не хватает ресурсов на него, тогда можно найти что-то еще. Это не драма, а переход. Фактически у любой семьи хватит денег на кимоно и на билет на автобус, чтобы довезти ребенка до зала, где занимаются дзюдо или карате, или самбо, или чем-то еще. Это не будет требовать огромных вложений, новых костюмов каждый месяц или далеких выездов за большие деньги.

Если мы что-то не можем себе позволить, и наши дети тоже, то возможно, это смогут позволить себе наши внуки.

Начнем с того, чего делать нельзя. Есть несколько базовых правил

Не перегружайте ребенка и не считайте его инвестицией

Игорь Гребенников, тренер академии «Локомотива»:

— Мы часто слышим от родителей что-то вроде «для чего я тебя привожу каждый день на тренировки, если ты не можешь забить гол?» или «я трачу деньги на твои индивидуальные тренировки, а ты не можешь попасть в первый состав?». Получается, что чем больше в ребенка инвестируют, тем больше он ощущает давление. А чем выше давление, тем ниже уровень удовольствия ребенка и меньше приверженность к игре.

Наши дети — не товар. Тот факт, что мы рассматриваем их спортивный опыт как инвестицию, может быть по-настоящему опасным. Все это влияет не только на восприятие ребенка, но и в целом на его развитие и формирование как личности.

Не критикуйте сверстников ребенка или тренера

Роман Рогов, тренер академии «Локомотива»:

— Ни в коем случае нельзя обсуждать других игроков команды и тренера, особенно в отрицательном свете. В положительном — можно. Это идет вразрез с командой и пониманием игрока. Потому тренер говорит: мы команда, друзья, коллектив, должны быть честными и открытыми. А когда родители будут давать установку, что Пете не давай пас, потому что он тебе не отдает, сразу возникнут внутренние конфликты.

Не вмешивайтесь в тренировки

Владимир Долгий-Рапопорт, основатель школы TagSport:

— Родители могут видеть, как другой ребенок уже что-то умеет и делает лучше. Он думает: соперники играют в пас, а мой не знает, что это такое — нужно срочно научить. Это портит тренировочный режим. Если тренер грамотный и хороший, то он знает, в каком темпе, что и зачем он какому ребенку дает, кому на что делать акцент и кому как надо развиваться. Если на это накладываются фантазии родителей, то все рушится

Самое важное — доверять тренеру

— Но ведь бывают и плохие тренеры, которым не получается доверять?

— Если не доверяете специалисту, найдите такого, которому будете доверять.

Единство интересов

Вы и ваш тренер должны быть «на одной волне». Он должен понимать вас и уметь мыслить, как вы, а вы – как он. Беседа со своим тренером (или тренерами) – самый легкий способ узнать стремления друг друга. Если вы мечтаете об олимпийской славе, а тренер на следующий год собирается отойти от дел, это проблема. Если он считает, что у вас есть олимпийские перспективы, а вы видите себя лишь спортсменом клубного уровня, это тоже проблема.

Открыто поговорив с тренером, вы можете согласовать свои взгляды на будущее, объяснить в каком направлении вы хотите двигаться, и как собираетесь добиваться этого. Возможно, стоит попросить тренера найти время на неделе (в свободное от тренировки время) и обсудить ваши планы на карьеру.

Пять советов, как организовать учебу ребенка

Итак, какие рекомендации я могу дать родителям, чьи дети находятся на дистанционном обучении.

1. Процесс обучения дома должен максимально походить на процесс обучения в школе. То есть рабочее место, одежда, перемены — все по-настоящему.

Буквально вчера слышала историю о том, как мама зашла в комнату к сыну, увидела следующее: работает компьютер, на экране презентация, сын в наушниках лежит на кровати и крепко-крепко спит. Мама разбудила сына и спросила в чем дело. Сын сказал: «Мам, у меня физкультура, не мешай…».

2. Смена видов деятельности. Выходить на улицу, к счастью, разрешено всем, кроме тех, кто болеет. Ключевое: на улицу! Не в торговый центр, не в магазин. На свежий воздух! Его должно быть много для того, чтобы мозг лучше работал. И тело должно менять положение как можно чаще. Можно прыгать на скакалке, отжиматься, заниматься на тренажерах, которые стоят на площадках во дворе, подтягиваться или просто бегать по стадиону.

3. Учебный день должен заканчиваться не простым нажатием кнопки на компьютере, а каким-то ритуальным действием. Например, мама знает, что ребенок заканчивает занятия в два часа дня. Должно происходить что-то, что будет напоминать то, как «мама встречает сына из школы».

4. Здесь большими буквами должно быть выделено про «больше хвалите своих детей». Да-да. Еще больше!

Дистанционное образование — это испытание для тех, кто по сути должен идти в школу, встречаться там с друзьями, смеяться на переменах, а на уроках передавать друг другу записки с признаниями в любви или шпаргалками. 

Я, кстати, на днях получила от преподавателей сына отзывы об его учебе с сентября по ноябрь включительно. Все они похожи: отличные знания, плохое поведение… А теперь представьте этого отличника в замкнутом пространстве, без возможности хихикать на уроках и физически выкладываться на тренировках. Он, конечно, стал киснуть и потерял мотивацию к обучению.

5. В завершении я хочу сказать о том, что эта история с дистанционным обучением — огромное испытание для родителей учеников. Потому, что ты просто перестаешь понимать то, что происходит и как впихнуть в свои рабочие процессы организацию учебы ребенка.

Именно поэтому у каждого родителя должны быть и свои ритуалы, и свое личное время (личное — это не стиральную машину разобрать и белье повесить, а именно время только для себя). Пусть это будет всего лишь час перед сном, но это будет только ваше время. 

Сил нам всем и терпения!

Несправедливость в спорте. Как это пережить?

— Несправедливое судейство много обсуждали после выступления российских гимнасток на Олимпиаде в Токио. Например, если в стрельбе из лука ты либо попал, либо нет — все видно по мишени, то в гимнастике и некоторых других видах спорта критерии не очевидны. За одно и то же выступление могут поставить разные оценки. Подобные ситуации — стресс для ребенка, можно ли к ним как-то подготовить?

— Это происходит не так часто. Конечно, оценки все-таки в первую очередь зависят от результата показанного, а уже во вторую — от судей. Какие-то радикальные расхождения оценки результатов — это практически всегда удар по тем же судьям. Все-таки если мы хорошо отработали, то и хорошо получили.

Мы можем вспомнить Олимпиаду в Афинах, когда засудили Алексея Немова. Да, он остался без награды, но это запустило и пересмотр правил, и пересмотр судейства. Судей, кстати, после этого уволили.

В моем опыте несправедливое судейство чаще бывало в единоборствах — карате, тхэквондо. Иногда в фехтовании такое бывает.

Если ребенок столкнулся с нечестным судейством — это не травматический, а отличный опыт. Это здорово, потому что появляется новый повод для общения с родителями, это интересно обсудить. Безусловно, такая ситуация правильно расставляет точки над i в системе ценностей — не все бывает так, как мы хотим, этим отличается жизнь от сказки. Такая ситуация — прекрасный и безопасный способ осознать это.

Да, это обидно. Ребенок, безусловно, расстроится, не надо его заставлять думать о хорошем в это время. Естественная реакция — это плакать, кричать, уединиться или что-то еще.

— Что делать родителям? Как поддерживать ребенка в ситуации спортивного провала?

— Похвалить за то, что было сделано хорошо. Если само выступление прошло неплохо, значит, у нас есть повод отметить технику, выносливость, то, что хватило силы, получилось отработать запланированное, добиться какой-то цели или просто повторить лучший результат на тренировке. Уже молодец — не растревожился, не попал под какой-то тяжелый стресс, то есть надежно и качественно отработал.

Если ребенок получил нечестную оценку, научите его к этому относиться философски. Скажите: «Да, бывают такие люди».

Хорошо, если ребенок узнает, что такое плохо и что такое хорошо на примере спортивных соревнований, а не встретит в своей жизни настоящих негодяев.

Пусть худшее, что он увидит — нечестное судейство. Так к этому и надо относиться.

По справедливости — да, должно было случиться иначе, но видишь, как судьба распорядилась. Мы должны быть с тобой к этому готовы. Идем и тренируемся дальше.

Близость

Спортсмен и тренер должны быть близки друг другу. Между ними должно существовать взаимное чувство доверия, уважения и, конечно, обычной человеческой симпатии. Как спортсмен, подумайте о том, чтобы быть с тренером более открытым – например, начните делиться с ним своими эмоциями. Считайте это «прощупыванием почвы». Если он отреагирует так, как вам бы хотелось, и заработает ваше доверие, расскажите еще что-то. Если вы будете делиться с тренером и доверять ему что-то личное, он почувствует себя ближе к вам, а вы – к нему. Между вами будет расти уважение благодаря тому, что он ценит ваше личное пространство, и тому, что вы готовы открыться перед ним.

Кто виноват и что делать

Важно просто не мешать. Доверяйте тренеру, полагайтесь на его профессионализм и опыт

Рано или поздно, даже если на начальном этапе возникают какие-либо проблемы, они разрешатся.

Но и не оставляйте ситуацию на самотек. Контролируйте происходящее, но будьте не активным участником действа, а внимательным сторонним наблюдателем. Если ваши нервы не выдерживают, а желание что-то поменять зашкаливает — взвесьте все за и против и поступите так, как подсказывает сердце. Нет ничего страшного в том, чтобы сменить тренера или секцию. Просто не следует делать это в момент эмоционального всплеска.

6 практических советов

Давайте разберёмся, как вырастить чемпиона. 

Позвольте решать самому

Необходим осознанный выбор вида спорта, в котором ребёнок будет развиваться. Достижения сына или дочери должны быть их собственной заслугой. Если у ребёнка нет желания переходить в профессиональный разряд, о чемпионстве не может идти и речи.

К сожалению, бывает, что мотивацией родителей растить чемпиона из ребёнка является стремление обеспечить своё будущее за счёт его спортивных успехов. Но если этот мотив — единственный, ребёнок не уйдёт далеко. Рациональная мотивация — физическое и эмоциональное развитие вашего сына или дочери.

У ребёнка должно быть искреннее желание завоевать титул чемпиона и добиться успеха. 

<<Форма демодоступа>>

Не зацикливайтесь на победах

Многие из нас полагают, что главное в спорте — победа

Измените своё отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Как ни странно, именно это даст ребёнку возможность победить

В психологии спорта доказано, что, когда спортсмен ориентирован не на достижение победы любой ценой, а например, на овладение новым техническим элементом, занятия спортом приводят к более эффективным результатам. Так шансы воспитать чемпиона куда выше. 

Будьте примером

Взрослые являются образцами для подражания во всём. Ваша задача — помогать ребёнку поддерживать дисциплину

Для этого важно быть организованными родителями

Внедряйте спорт и в свою жизнь — пусть не на чемпионском уровне, но как минимум на любительском. Каждый день обливаться ледяной водой необязательно, но вносить умеренную физическую нагрузку в повседневную жизнь семьи можно и нужно. Устраивайте пробежки, турпоходы, лыжные прогулки. 

Правильный семейный образ жизни сильно влияет на мотивированность ребёнка достигать высот. 

Найдите наставника

Здорово, если у ребёнка будут не только примеры взрослых, на которых можно равняться, но и наставник, который занимается непосредственно его развитием, вдохновляет и помогает идти к цели.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть тьюторская программа, призванная помочь детям, в том числе и спортсменам, найти свой путь и придерживаться его. К ребёнку прикрепляется индивидуальный тьютор, который профессионально квалифицирован и точно знает, как воспитать спортсмена. Средний опыт тьюторской практики у тьюторов в «Фоксфорде» — 6 лет. Все обладают высшим психолого-педагогическим образованием.

Грамотный наставник знает, как поддержать ребёнка в трудную минуту, вдохновить на свершения и не позволить сдаться в случае проигрыша, как сделать спортивный путь легче и радостней.

Смените форму обучения

Если вашей целью является воспитание юного спортсмена, традиционная школа с ежедневными шестью-семью уроками, классными часами и горами домашки доставит массу неприятностей. Будущим чемпионам требуется соблюдать жёсткий график тренировок, а в период соревнований нередко приходится перемещаться с места на место. Как результат — большое количество пропусков занятий и падение успеваемости.

Перейдите на семейное обучение, чтобы совмещать профессиональный спорт и получение аттестата. Закон «Об образовании» разрешает обучение детей вне образовательных учреждений (статья 17). Можно не ходить в школу, а начать учиться дома. При этом необязательно учить ребёнка самостоятельно. Многие спортсмены прикрепляются к онлайн-школе, которая берёт на себя все хлопоты по составлению расписания с учётом индивидуального графика тренировок ребёнка. 

Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира. Многие из них занимаются спортом на профессиональном уровне, регулярно участвуют в соревнованиях и завоёвывают кубки. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России, эксперты ОГЭ и ЕГЭ, члены жюри олимпиад. Во время онлайн-занятий работает чат, где можно задавать вопросы учителям и общаться с одноклассниками. Расписание гибкое, корректируется под индивидуальные запросы юного чемпиона. Семейная форма обучения позволит и идти к вершинам, и не забывать про учёбу. 

<<Форма с консультацией>>

<<Форма бесплатного курса>>

Оставайтесь реалистами

Прежде чем ребёнок достигнет уровня Олимпийских игр, пройдёт немало тренировок, поражений и разочарований. Всё время будьте рядом, несмотря ни на что.

Если взрослые предъявляют нереалистичные требования (три жёстких тренировки в день, никакого отдыха и на международный чемпионат через пару недель), спортивная карьера может превратиться в пытку. Не требуйте быстрых и заоблачных результатов, это приведёт к противоположному эффекту — фрустрации, потере веры в себя и выгоранию. Помните, что у юного спортсмена впереди целый путь. Вы должны помочь пройти его. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: