Формы и факторы человеческой активности
При рождении человек полностью зависит от окружающих его людей. Но по мере его взросления и развития появляются новые возможности, которые поддерживают его самостоятельное существование как индивида, побуждают к определенным видам деятельности.
Советский психолог Б. Г. Ананьев в своих исследованиях выделил такие формы активности человека как общение, труд и познание.
В трудах других ученых к ним относятся созерцание, рефлексия и поведение, управление другими людьми, самодеятельность, а также творческая, художественная, когнитивная, побудительная, практическая, боевая, спортивная, информационно-коммуникативная формы.
Причины или факторы активности человека объясняются необходимостью удовлетворения ряда потребностей, которые гарантируют ему, во-первых, физическое выживание (пища, одежда, жилище, защита, размножение). Во-вторых, он нуждается в общении и признании другими членами социума, что является источником активизации его трудовой, коммуникативной деятельности. В-третьих, удовлетворение духовных запросов требует от индивида собственных энергичных поисков внутренней свободы, самопродвижения в творчестве, действий по изменению среды в соответствии со своими взглядами и запросами.
Активная жизненная позиция личности как ключ к успеху
Нахождение в концепции владения собственной жизнью дает ряд преимуществ перед теми, кто занимает пассивную позицию:
- Достижение поставленных целей во всех сферах жизни.
- Удовлетворенность нынешним положением дел вне зависимости от их состояния.
- Реализация собственных желаний.
- Независимость от мнения окружающих, высвобождающая большое количество энергии.
- Движение по вектору, обозначенному самим человеком, а не «по течению».
Человек, который имеет активную жизненную позицию, условно независим от окружающей среды. Он понимает, что и когда ему делать, как продвинуться по карьерной лестнице, несет ответственность за свою жизнью, здоровье, образование, жилье и т.д. Другой вопрос, как он это делает: экологично или «идя по головам». В обоих случаях он проявляет свою настойчивость, используя разные инструменты в достижении желаемого.
Почему независимость условна? Все мы живем в социуме, в котором есть правила: ПДД, законы, Кодексы. Каждый человек должен их придерживаться, а это накладывает определенные рамки.
Проявление активной жизненной позиции становится возможным только при наличии критического мышления, творческими навыками поиска решений и формированием готовности активно действовать в мире .
Признаками активной жизненной позиции являются:
- Направленность намерений относительно собственной личности (творчество, обучение, здоровье, знакомства) и общественной жизни (реформаторские идеи).
- Самостоятельность и ответственность за себя.
- Активное поведение по отношению к другим людям, даже в рамках подчинения лидеру.
- Уважение и соблюдение норм общества, группы, но без ущерба собственным интересам.
- Игнорирование стремления найти себя за пределами общественных норм, например, в преступном мире, в революционных действиях.
- Спокойное принятие возникающих тенденций в обществе, готовность принять участие в социальной жизни, за которой стоит осуществление собственных идей.
- Стремление к расширению и укреплению жизненного пространства в контексте самореализации и свободного творчества.
Определите, насколько вы активны в собственном проявлении. Ответьте на вопросы ниже и посчитайте количество «да»:
У меня есть цели и желания, я понимаю, как действовать в отношении их достижения.
Я осознаю свои способности и понимаю, что могу расширить собственные возможности самостоятельно.
Умею фильтровать информацию и находить нужную в окружающей среде, СМИ, Интернете.
Я верю в себя и свои возможности, уверен(-а) в действиях и принятых решениях.
В конкурсных ситуациях выбирают не только меня, но и я выбираю.
Я умею просить о помощи других людей, способен(-на) сделать их союзниками для достижения собственных целей.
Я анализирую свой опыт и учусь на ошибках, принимаю во внимание чужой опыт.
Я ищу разные подходы к решению задачи, пробую их и не останавливаюсь при неудачах, подбирая новые варианты.
Я обладаю достаточным энергетическим потенциалом и бодростью, редко пребываю в унынии и бессилии.
У меня всегда есть запасной вариант действий в любой ситуации.
Я не останавливаюсь в развитии, осваиваю новые навыки, знания, обучаюсь, исследую новые направления.
Анализирую и корректирую собственные действия в зависимости от удовлетворенности полученных результатов.
Учитываю мнение других при разработке планов по достижению моих целей, но не теряю свою позицию при этом.
Обладаю навыками делового общения, ведения переговоров, организации рабочей группы, умею рассказать о себе, о своих навыках, опыте.
Теперь посчитайте количество «да» и соотнесите их с результатами:
- 12-14 баллов – вы человек с уверенной жизненной активностью, полный энергии и способности действовать. Быстро принимаете решения, умеете общаться и взаимодействовать с людьми, адаптироваться к условиям среды.
- 8-11 баллов – позиция в меру активного человека, которому не всегда хватает решимости добиваться исполнения собственных желаний. Деятельность может зависеть от настроения или мнения окружающих.
- Менее 8 баллов – человек с пассивной жизненной позицией, который оставляет свое мнение при себе и старается быть максимально незаметным, осторожен в общении с окружающими.
Определенно, активная жизненная позиция более выгодна для тех, кто хочет исполнять свои желания и цели, не просто мечтать, а обладать, и делает все возможное для этого, практически всегда результативно.
Формирование жизненной позиции
Жизненная позиция берет истоки с нравственного воспитания человека. Индивид получает воспитание с момента рождения. С раннего возраста на него влияют не только люди, связанные родственными узами, но и социум. С процессом взросления ребенка взрослеет и способность выбирать себе жизненную позицию самостоятельно. На это могут влиять обстоятельства, межличностное общение, социум и т.д. Дети более восприимчивы к словам взрослых, нежели подростки, поэтому формирование точки зрения вполне может быть навязанной с детства.
Хандра — что это значит
Ребенка с активной позицией в школьный период определяют по качеству написания сочинений на различные темы. Такие дети очень хорошо раскрывают любые темы, так как имеют свое мнение на ситуации. Человек, окруженный негативом и пессимистами, не может стать обладателем позитивной жизненной позиции, так как весь оптимизм, заложенный в него с детства, в этом же периоде полностью гасится навязанным пессимизмом. Взрослая самодостаточная личность должна начинать воспитание с себя, только в этом случае дети, которые ее окружают, будут иметь четкие и правильные цели и понятия.
Важно! Есть очень хорошая цитата, автор которой неизвестен: «Дети нас не слышат, дети на нас смотрят». Если родители хотят видеть своего ребенка успешным и счастливым, необходимо с детства прививать ему правильные ценности и объяснять, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Если родители хотят видеть своего ребенка успешным и счастливым, необходимо с детства прививать ему правильные ценности и объяснять, что такое «хорошо», а что такое «плохо»
Если родители хотят видеть своего ребенка успешным и счастливым, необходимо с детства прививать ему правильные ценности и объяснять, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
С самого раннего возраста воспитание играет большую роль в выборе жизненного пути
Как определиться с жизненной позицией
Канцерофобия — что это значит, симптомы
Когда подходит время определяться со своей точкой зрения, многие начинают метаться и не понимают, что для них лучше. При выборе своего личного отношения к различным ситуациям психологи советуют придерживаться таких соображений:
Расставить приоритеты. Личность должна определиться с самыми важными для нее аспектами, осознать, какие действия принесут ей больше комфорта.
Опираться на опыт. В течение жизни действия бывают как правильными, так и ошибочными. Самое главное – уметь признавать свою неправоту и стремиться не совершать более действий, которые влекут за собой дискомфорт существования.
Характер поведения
Для определения жизненной позиции очень важно понимать, какие действия более всего соответствуют характеру индивида. Существуют принципы, переступая которые человек загоняет себя в осознанную депрессию, поэтому рекомендуется избегать поступков, которые противоречат собственным взглядам на жизнь.
Поиск группы людей с одинаковыми ценностями
Индивид должен заручиться поддержкой людей, которые имеют схожие взгляды на жизнь. В этом случае он не будет сомневаться в правильности выбора действий.
Существует 4 типа жизненных позиций:
- Я хороший, ты хороший. Философия этих людей заключается в совершении хороших поступков, не требуя ничего взамен, просто потому, что они считают оппонента хорошим человеком. Чаще всего это волонтеры.
- Я хороший, ты плохой. Контроль над своими эмоциями является главной характеристикой человека с такой жизненной позицией.
- Я плохой, ты хороший. Эти личности не склонны делиться, но желают получить максимум от других людей.
- Я плохой, ты плохой. В эмоциональной основе людей с такими убеждениями лежат злость, гнев, негатив, агрессия.
Позиционный тип: Я плохой, ты хороший
Как сформировать активную жизненную позицию?
Выход из сценария жертвы и постоянного подчинения в активную жизненную позицию возможен, для этого важно прокачать ключевые аспекты такого позиционирования. На разных этапах с этим работают сначала воспитатели в детском саду, затем учителя, профессора, психологи, но преимущественно в случаях, если в соответствующих организациях есть упор на такое развитие
Иными словами, если программой обучения не предусмотрено личностное обучение, то все зависит от самого педагога и его личной позиции.
10 шагов на пути к развитию активной жизненной позиции:
- Определите свои цели и желания, четко их сформулируйте. Определите, каким способом и в какой срок вы можете достичь желаемого, распишите каждый пункт на бумаге – так вы сможете увидеть, насколько цель вообще нужна вам, насколько она достижима. Если цель большая – разделите ее на несколько микрозадач, решение которых будет маленькими шажками на пути к желаемому. Срок – обязательное условие постановки цели, которая подтолкнет к действию, а не отложит реализацию в долгий ящик.
- Проведите анализ привычек и избавьтесь от ненужных. Речь, в том числе, о каких-то делах, которые занимают время, но не приносят пользы. Например, долговременные компьютерные игры, зависания в соцсетях, просмотр телевизора часами напролет.
- Введите новые полезные привычки делать зарядку, вести дневник финансов, читать книгу по 30 минут в день. Введите в список новых привычек те дела, до которых не доходили руки, и внесите их в календарь привычек, каждый день отмечайте сделанное для закрепления динамики.
- Учитесь, расширяйте кругозор и инвестируйте в образование: книги, блоги экспертов в интересующей области, научно-популярную литературу, участвуйте в обучении. Мозг нужно тренировать, а новая информация – это еще и расширение кругозора, новые горизонты и возможности, освоение новых техник, профессий, навыков.
- Планируйте отдых. Он должен быть качественным, полноценным, это необходимо для восполнения ресурса и снова для расширения кругозора. Планируйте выходные: посетить спортивную площадку или музей, съездить на экскурсию или встретиться с друзьями вместо бесцельного лежания на диване.
- Внедряйте тайм-менеджмент. Почему успешные люди все успевают? Они планируют свой день. Расписание повышает эффективность использования собственного времени. Это относится к профессиональной деятельности и повседневной жизни.
- Делайте что-то новое: смените гардероб, сделайте перестановку, иногда меняйте привычный маршрут. Это здорово расширяет творческий потенциал, дарит новые ощущения и формирует новые нейронные связи в мозге.
- Преодолевайте страх действовать, допустить ошибку, рискнуть. Нельзя узнать, провальная идея или успешная, если ее не использовать.
- Меняйте окружение. Мы – это отчасти то, что нас окружает, те, с кем мы общаемся. Рядом с успешными людьми нет «ведра с крабами», они общаются преимущественно с такими же успешными, как они сами. Это другая энергия, новые знания, чувство плеча, новые полезные связи. Ходите на бизнес-завтраки, посещайте конференции – любые места, где есть люди, схожие с вами по интересам и роду деятельности.
- Заменяйте негативные установки и убеждения на позитивные. Живите сегодняшним днем, но ориентируясь на будущие свершения, а из прошлого возьмите только ценный опыт. Выпишите на лист бумаги негативные убеждения и трансформируйте их в позитивные. Например, «Чтобы хорошо зарабатывать, нужно работать сутками» на «Я могу получать большие деньги и достаточно отдыхать, работаю все меньше, а зарабатываю все больше». Используйте аффирмации.
Активная жизненная позиция – это способ мышления и образ жизни, которые можно освоить. В программу «Когнитивистика» включены 20 техник мышления, освоив которые, вы научитесь быстро принимать решения и действовать нестандартно даже в привычных ситуациях, получая новые результаты. А программа «Лучшие техники самообразования» поможет освоить самостоятельный процесс обучения в любой новой области, будь то еще одно образование или курсы повышения квалификации. Так что приглашаем!
И присоединяйтесь к рядам людей с активной жизненной позицией!
И в заключение предлагаем поучаствовать в небольшом опросе:
Что такое позитивное мышление?
Позитивное мышление — это оптимистичный взгляд на мир и происходящие события. Ярким примером служит аналогия с мухой и пчелой. Для первой мир – помойка с отходами. Для второй – благоухающие цветочные поляны. Главное, что правы обе, поскольку это их миры. Также и в жизни человека есть место, как «помойкам», так и «цветам». И только от него зависит, что именно станет реальным. Мыслить позитивно – значит, не впускать в свой разум негатив.
Выражение «розовые очки» многими воспринимается негативно. Оно ассоциируется с наивностью, приписывается людям «не от мира сего». С другой стороны, большинство изобретателей, успешных бизнесменов и вообще людей, добившихся чего-то в этом мире, проявляли завидное упрямство там, где другие отступили. Безусловно, они не были наивными простачками, но их «розовые очки» помогли им рассмотреть возможность там, где другие видели только препятствия.
Время от времени, «розовые очки» стоит снимать, чтобы критически оценивать происходящие события, сопоставлять полученные результаты с ожидаемыми. Но это совершенно не значит, что следует превращаться в пессимиста
Просто нужно обращать внимание на допущенные ошибки, чтобы как можно быстрее их устранять
Пройти тест: оптимист или пессимист
Сила позитивного мышления.
Дело в том, что в мире действует принцип обратной связи, согласно которому человек притягивает к себе то, во что верит. Тот, кто уверен в победе, ее и добивается. Другой, чьи мысли переполнены комплексами и страхами, так и остается не у дел.
Сила позитивного мышления всесторонне рассмотрена в известной книге американского писателя Наполеона Хилла «Думай и богатей». В ней автор скрупулезно собрал множество примеров, когда люди добивались успеха исключительно благодаря своей вере в успех. В этой книге собраны десятки биографий миллионеров, выдающихся изобретателей и руководителей, которые смогли достичь высот, развивая позитивное мышление.
Следует помнить, что успех приходит только к тем, кто прикладывает максимальные усилия для его достижения. Это тернистый путь, на котором встречается много поводов для сомнений и апатии. Часто приходится сталкиваться с непониманием окружающих. Это испытание, проверяющее человека на прочность. Если он не свернет с выбранного пути, то наградой станет то, к чему он стремился всей душой. Позитивные мысли – своего рода нить Ареадны, не дающая заблудиться.
Ненужно обращать внимание на тех, кто смеется над попытками человека улучшить свою жизнь. Чаще всего – это неудачники, чьи имена не сохраняться в истории
По-настоящему достойные люди всегда поддержат другого в его стремлении к саморазвитию. Именно к ним стоит прислушиваться, считаться с их мнением. Позитивное мышление притягивает в нашу жизнь подходящих людей, выполняет роль магнита для хороших.
Разобравшись в важности этого вопроса, следует понять, каким образом можно научиться оптимизму
Как определиться с лучшей жизненной позицией?
Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:
- Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
- Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
- Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.
Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.
Роли, как и сценарии, распределены заранее
Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других». Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве. В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.
Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.
Основные этапы развития личности
Ролевой конфликт — что это такое в социологии
Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.
Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.
Стадии развития по Фрейду
Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:
- младенчество – от рождения до 1 года;
- раннее детство – от 1 года до 3 лет;
- возраст дошкольника – от 3 до 6 лет;
- возраст школьника – от 6 до 12 лет;
- юность – от 12 до 19 лет;
- молодость – от 20 до 25 лет;
- зрелость – от 26 до 64 лет;
- старость – от 64 лет до смерти.
Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.
В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.
Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность
Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.
Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.
В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.
Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.
К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.
В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей
Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания
Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП
Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.
Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.
Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации. На пике этого возможно проявление девиантного поведения
Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло
На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.
Пример направления девиации
Полезные советы
Часто вопрос о том, как определиться с ценностями в жизни, задают вчерашние школьники. И их можно понять, ведь выбора от них ждут быстрого, но сделать его сосем непросто. В наше время жизненная цель или призвание неразрывно связаны с получением профессии и достижением материального благополучия. Но никто не задумывается над тем, приведет ли это к настоящему удовлетворению и саморазвитию. Поэтому новоиспеченных студентов нужно учить не по этой схеме, а по той, которая позволит сначала найти свою жизненную цель, и только ее следствием станет материальное благополучие.
Как определиться, кем стать в жизни? Нужно сначала поставить перед собой цель и желательно большую. Затем планомерно двигаться к ней, ничего не боясь и не останавливаясь. Примером такой схемы может послужить знаменитый Том Форд. Он мечтал сделать доступным автомобиль для любого американца. В итоге, его машины продаются по всему миру не одно десятилетие.
Не нужно допускать упаднических мыслей о том, что все уже давно придумано. Если у вас есть знания и желание чего-то достичь, то успех придет, несмотря ни на что.
Бывает и такое, что человек не готов морально ставить перед собой большие цели. Тогда он может захотеть добиться благополучия для своих родственников. Если не ради них, то ради кого тогда развиваться и зарабатывать? Молодые люди могут подумать о родителях. Ведь они обеспечили вас образованием, воспитанием, дали счастливое детство. Такая цель тоже приведет к успеху, ведь вы будете стараться во имя любви.
Когда определиться не получатся, следуйте таким правилам:
- Работа должна соответствовать способностям, а не быть престижной. Если вы не можете определить их самостоятельно, то обратитесь к психологу.
- Обладание какими-либо навыками не говорит о том, что работать будет очень легко. Любой вид деятельности сопряжен с трудностями, которые нужно учиться преодолевать. Не стоит менять сферу занятия после первого сложного трудового дня.
В чем секрет счастья?
Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.
Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:
- Пассивную жизненную позицию.
- И активную.
Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.
Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.