Техника боя кунг-фу и карате
В этом кунг-фу и карате тоже заметно расходятся. Карате, судя по внешним данным, обладает достаточно «скупой», но очень эффективной техникой ведения боя. Здесь вы не встретите столь красивых и сочных ударов и «вертушек», которые показывают в фильмах про кунг-фу. Но техника боя карате крайне эффективна. В этом стиле замечены, в основном, жесткие прямые удары руками, ногами, ребрами ладоней и локтями, а иногда – суставами пальцев.
А вот кунг-фу, в плане зрелищности, намного интереснее. Дело в том, что бойцы изучают не только технику ведения боя, но и гимнастику. Кроме того, кунг-фу обладает огромным количеством стилей, ориентированных на поведение животных. От этого будут отличаться не только виды действий (ударов, подсечек или захватов), но и стойки, и даже поведение бойцов. В целом, арсенал у кунг-фу куда более зрелищный, как и техника проведения ударов. Насколько они эффективны – вопрос другой, но что кунг-фу смотрится зрелищнее – это факт. Ну и конечно, кунг-фу является чуть более эффективным, в плане подсечек и зацепов. Арсенал не такой уж и большой, но это лучше, чем ничего.
Технические секреты
Время, когда люди легко верили в безграничные возможности восточных боевых искусств, быстро прошло. Опять же, во многом благодаря широкому распространению различных «боев без правил» и другим характерным чертам нашего времени.
Мастера различных видов боевых искусств проводят огромное количество различных семинаров, информация широко доступна на любых носителях, кажется и «секретов» никаких не осталось, а возможно, и не было.
В данной связи хочется сказать, что всегда есть большое количество, мало заметных и мало понятных на первый взгляд нюансов выполнения того или иного технического действия. Человек более опытный, дольше практикующий, получивший передачу техники в линии преемственности традиции действительно может владеть некоторыми «секретами», делающими «неработающую» технику «работающей», что и делает семинары таких мастеров почти всегда интересными.
Боевые искусства и традиционное каратэ в частности, все-таки имеют гораздо более длинную историю, чем современные виды спорта. Соответственно, логично предположить, что накоплен серьезный опыт во всем, что касается тонкостей работы тела, методики традиционных тренировок, вопросов сохранения здоровья и функциональной готовности не только в молодом возрасте. В подтверждение данной мысли можно привести очень популярную сейчас систему Пилатес (одно из направлений фитнеса). В основе данной системы лежат упражнения на контроль и укрепление глубоких слоев мышц-стабилизаторов брюшного пресса и спины. Данный отдел признан центром всех движений и умение его чувствовать и управлять им является необходимым условием здоровья. Данный отдел или «силовой пояс» не что иное, как область «хара» в боевых искусствах. Целый раздел практики в традиционном каратэ посвящен развитию и укреплению «хара» — это, в первую очередь, кихон и ката.
Многие (хотя, конечно, не все – ведь все очень индивидуально) мастера традиционных школ являются отличным примером активного «боевого» долголетия.
В завершении этого небольшого раздела хочется сказать, что если и есть «секреты» в традиционном каратэ, то они в первую очередь заключаются в методике тренировок, раскрываются благодаря длительной, настойчивой, комплексной (включающей все разделы подготовки) практике, в результате которой человек по-новому осознает свое тело, взаимосвязи, существующие в нем, а в идеале, должен получить более совершенного себя.
Сила и быстрота
Овладение одной лишь мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах, а также в других видах спорта
Эффективное использование силы важно. Примерно силы в любом движении зависит от ряда факторов
Одним из них , наиболее важным, является быстрота. Основные удары ЦУКИ и ГЕРИ в КАРАТЭ достигают своей силы концентрации максимума усилий в момент касания.
Эта концентрация сил зависит во многом от быстроты , с которой выполняются приемы . Другим одинаково важным фактором является достижение большой быстроты при увеличении силы. Сила удара ЦУКИ, производимого опытным каратэистом , приблизительно равна 1500 фунтов ( 680,4 кг ). Быстрота — важный элемент в приложении силы , однако можно не добиться ее большого эффекта без хорошего контроля.
Движение основных приемов КАРАТЭ нуждается в тренировках движений не только по медленно движущимся объектам , но и по легким объектам , движущимся с максимальной скоростью. Сильные тренировки и медленные упражнения в поднятии штанги необходимы для тренировки силы , однако не так эффективны в КАРАТЭ, как сила , развивающаяся при шатании бруса или ударов (по макиваре) с большой скоростью. Другим принципом является то , что большая быстрота достигается тогда , когда сила движется по более длинному пути к цели . Например , в ударе ногой колено бьющей ноги сгибается, насколько возможно , и тело перемещается относительно цели так , чтобы нога полностью разогнулась в момент удара . Если удлинить путь ноги к цели, то удар ногой получится сильнее.
Для того, чтобы увеличить силу и быстроту , необходимо тренироваться в ответных атаках на неожиданные и непредвиденные нападения. Такие тренировки вместе с пониманием умения применять динамику движения могут быть средством уменьшения времени реакции.
Технический арсенал традиционного каратэ
Выше мы обозначили основные характерные черты традиционного каратэ. Необходимо уточнить, что технический арсенал и сама техника выполнения отдельных действий может значительно отличаться в зависимости от особенностей школы (стиля), также может меняться объем и методика работы на каждом отдельном этапе освоения арсенала школы.
Здесь, наверное, необходимо сказать о том, что в целом на территории бывшего СССР, да и в других странах, куда каратэ проникло во второй половине – конце прошлого века, возник стереотип о каратэ, как об исключительно ударном единоборстве. В начале же развития каратэ в мире его визитной карточкой вообще стали удары ногами. Такое представление о технике, особенно традиционного каратэ, весьма далеко от истины и связано с тем, что в первую очередь мир познакомился со спортивным каратэ.
Сейчас, когда информация стала во много раз доступнее, в разных странах мира существуют школы традиционного каратэ, японские и окинавские мастера разъезжают по свету, проводя показательные выступления, семинары и аттестации, представление о традиционном каратэ значительно изменилось.
Итак, традиционное каратэ – это искусство рукопашного боя, обладающее широким арсеналом технических действий:
- удары руками, ногами и другими частями тела (например, головой);
- разнообразные способы защит (блоки, уходы и др.)
- приемы освобождения от захватов,
- болевые приемы и удушения,
- различные выведения из равновесия и броски.
Это фактически весь арсенал технических действий, применимый в рукопашном бою, но в отличие, скажем от дзю-дзюцу (джиу-джитсу), где акцент делается на бросок, болевой или удушение, акцент в технике каратэ делается на мощный, точный, травмирующий удар, направленный в наиболее уязвимые точки тела и наносящийся не только кулаком или стопой, но и различными формами ладони или частями стопы (например, пальцами).
История происхождения кунг-фу и карате
Итак, если вы читали нашу статью об истории происхождения кунг-фу, то наверняка знаете, насколько это древняя и философская дисциплина. Изначально кунг-фу зарождался просто как боевой стиль, а основан он был на наблюдении за поведением животных. Кунг-фу зародилось в Китае, где и продолжило развиваться, как самостоятельная дисциплина. Это единоборство впитало в себя мудрость большинства техник того времени. И да, кунг-фу хоть и не приветствует классические виды борьбы, тем не менее, в арсенале бойцов имеется достаточное количество зацепов и подсечек. И самое главное – кунг-фу продолжает развиваться до сих пор, впитывая в себя все особенности других видов единоборств.
КОФУКАН
В 1948 г. ученик основателя Сито-рю Мабуни, Тани Тёдзиро (1921 г.р.), основал ассоциацию Сюкокай («Путь для всех»), или Тани-ха Сито-рю.
Стиль Сюкокай характеризируется быстротой движений и спортивной направленностью. Используются высокие стойки, повышающие подвижность и резкость. В тактике предпочтение отдаётся мгновенному перехвату инициативы и синхронной контратаке (сэн-но-сэн).
Сам мастер Тани Тёдзиро характеризует свой стиль, как эволюционную вершину в развитии каратэ и добивается его широкого международного признания. С этой целью он даже отказался от традиционной японской терминологии в пользу англоязычных терминов.
В Японии в настоящее время имеются около 100 додзё Сюкокай. Помимо Японии, эта ветвь Сито-рю распространена в Европе (Kofukan International) и в США.
Особенности и краткая история каратэ
Изначально, японский стиль боевого искусства был задуман исключительно для самообороны, но со временем дополнился агрессивными элементами атаки и переродился в полноценное восточное единоборство.
Каратэ занятия Москвы сильно отличаются от секций дзюдо или джиу-джитсу, где предполагается тесный контакт с соперником. Опытный каратист сдерживает противника на расстоянии, применяя дистанционные приёмы ногами, руками или выплёскивая целую серию ударов по болевым или дезориентирующим точкам, обезвреживающим оппонента
Занятия дзюдо, например, где больше уделяется внимание болевым захватам, всевозможным броскам и т.д., строятся на следующих принципах: чем ближе дистанция к противнику – тем лучше, хотя само дзюдо предназначено исключительно для самозащиты. В отличие от дзюдо, всестилевое каратэ является универсальной системой ведения боя, направленное на атаку и успешное её отражение
Оба боевых искусства, включая стиль Фудокан и разновидности других восточных единоборств, преподаются в спортзалах будо академии Москвы.
Всестилевое каратэ получило название в первой половине прошлого столетия. Это произошло после встречи известных мастеров и представителей различных видов восточных единоборств. Чуть позже переродилось в традиционное каратэ с приставкой «до», что означает путь или «жизненная дорога» воина, пребывающего в постоянном совершенстве тела и духа. Сегодня этот стиль ближнего боя совмещает в себе лучшие качества техники обезвреживания врага в симбиозе с японской культурой.
Каратэ в Москве в первую очередь объединяет в себе постоянное оттачивание техники и силы духа ученика. Ещё с древности мастера японских боевых искусств понимали, что дух противостояния воспитывается благодаря преодолению своих страхов, внутренней и внешней закалке. Вот почему во многих школах традиционное каратэ, наравне с техникой приёмов расширяет познания японской философии, укрепляет моральные и психологические качества каждого ученика. Опытные мастера упирают на то, что человек во время поединка должен подавить лишние мысли и тогда он сможет контролировать как себя, так и своего соперника.
Во времена СССР каратэ клубы Москвы, как и на территории всей страны, были под строжайшим табу. Лишь в конце 70-х было принято решение о развитии боевого искусства, а спустя три года на территории Советского Союза проводился первый чемпионат по рукопашному бою.
Какой стиль лучше?
Вопросы «чистоты» и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено.
Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.
Развитие Фудокан в мире
В 1980 году профессор Илья Йорга вместе с несколькими единомышленниками основал Международную стилевую федерацию «Дэн То Фудокан карате-до». При создании они опирались на опыт сенсеев Кадзэ, Нисияма, Тайджи. С 2012 года организация стала известна как Всемирная федерация Фудокан (World Fudokan Federation; WFF). Штаб-квартира Федерации обосновалась в действующем монастыре Прохора Пчиньского (Сербия).
Этот уникальный стиль занял особое место в мире боевых искусств. Ему удалось сохранить истинную природу боя при уважении к себе и противнику, стремлении к образованию, постоянному развитию и нравственному росту.
Стиль произошел от традиционного карате, но приобрел популярность благодаря индивидуальному подходу. Основатель Илья Йорга привнес в спорт новые элементы и сделал акцент на научном подходе.Развитие происходило путем новаторского изучения старого японского боевого искусства. Суть заключается в объединении науки, традиционного боя и образа жизни.
Рекомендуем к прочтению
История каратэ: как зародилось и развивалось
Распространение Фудокана в мире
Это единственный стиль, созданный за пределами Японии. В последние десятилетия XX века инструкторы и мастера не вели обучение. Страны Восточной Европы стали хорошей базой для развития этого направления карате. На сегодня насчитываются миллионы учеников в 107 странах на всех континентах. Проведено 6 чемпионатов мира и 24 чемпионата Европы.
WFF известна в Европе и во всем мире, имеет высокий рейтинг в ITKF (Всемирная федерация традиционного каратэ). Объединяет ведущих инструкторов, тренеров, руководителей национальных и клубных организаций.
Соревнования по Фудокан
Международные соревнований по Фудокан проходят по правилам, установленных WFF (Всемирной Федерацией Фудокан). Настоящие правила действуют и на всех соревнованиях по Фудокан в Российской Федерации.
- Международные — чемпионаты, кубки, первенства, турниры.
- Общероссийские — чемпионаты, кубки, первенства, турниры.
- Зональные/окружные — кубки, первенства, турниры.
- Межрегиональные — чемпионаты, кубки, первенства, турниры.
- Региональные — чемпионаты, кубки, первенства, турниры.
- Городские — чемпионаты, кубки, первенства, турниры.
- Клубные — кубки, первенства, турниры.
Чемпионат мира по фудокан
Впервые был проведен в 2005 году в Италии. Через 6 лет в Белграде насчитывалось 1300 участников из 47 стран мира. В разные года чемпионаты мира проходили в Польше, Сербии, Чехии, Румынии, Германии.
Чемпионата Европы по фудокан
Ежегодные турниры проходят в городах Западной и Восточной Европы. В них принимают участие дети, юноши и взрослые. Первый чемпионат Европы среди взрослых участников проходил в самом южном городе Польше — Закопане.
Популярность турниров растет из года в год. За двадцать лет количество участников чемпионата Европы с сотни увеличилось до несколько тысяч. Так, в 2018 году в соревнованиях приняло участие уже более 2500 спортсменов.
Илья Йорга
История карате по основным этапам его возникновения.
На пути развития карате как Окинавского боевого искусства, можно выделить следующие основные моменты:
- VII век н.э. Развитие местных, Окинавских стилей кулачного боя и боя с оружием.
- С 1372 по 1629г. произошло соединение китайских боевых искусств «Сёриндзи кемпо» (Шаолиньское боевое искусство).
- Становление направлений «Нахатэ», «Сёритэ», «Томаритэ» в результате запрета ношение оружия на Окинаве. Впоследствии из этих направлений стали вытекать основные стили карате известные нам сегодня.
- Такахара Печин считается первым кто начал, распространение карате (китайская рука) на острове Окинава.
- Сокон Мацумура и его стиль «Сериндзи-рю гуоку ан каратэ»
- На основе «Сёриндзи рю гуоку ан карате» к концу XIX в появились стили Сёрей рю и Сёрин рю. «Сёрей рю» получился в результате смешения «Нахатэ» и «Томаритэ», а стиль «Сёрин рю» в результате смешения «Сёритэ+Томаритэ»
- 1922г. Фунакоси демонстрирует «Карате дзютсу» в Японии. После чего упрощает его и включает в образовательные программы школ, и вузов. Далее карате распространяется по всему Миру.
Сегодня карате практикуют миллионы людей по всему Миру, и хотя границы между фактами истории карате, и преувеличениями или легендами часто стираются, но нельзя забывать о вкладе старых мастеров Окинавы и их последователей.
Форма, равновесие и центр тяжести
КАРАТЭ является не только спортом, где концентрируются самые благоприятные виды использования человеческого тела или используются принципы из учений физики и физиологии. Все боевые искусства и многие другие виды спорта зависят от правильной формы для эффективности их приемов . В бейсболе хорошая форма необходима для того , чтобы добиться высокой неуязвимости . Фехтовальщик тратит годы для совершенствования движений, чтобы легко увидеть неподготовленного. Отличная форма особенно важна в КАРАТЭ . Все части тела должны взаимодействовать, обеспечивая необходимую устойчивость для поддержания приемов (ударов) при выполнении ГЕРИ или ЦУКИ.
Ученики часто должны стоять на одной ноге в атаке или в защите
Поэтому равновесие приобретает первостепенную важность. Если стопы располагаются далеко друг от друга и, следовательно , с понижением центра тяжести , ГЕРИ или ЦУКИ получаются сильные
Однако они будут слабыми , если центр тяжести слишком высоко и ступни сближены свыше того , что максимально допустимо . Поэтому, несмотря на то, что устойчивость важна, существуют определенные точки, ближе которых нельзя становиться . Если ученик чрезмерно заботится о равновесии, он может потерять подвижность. Поэтому позиция тела и, следовательно, центр тяжести зависят от разных обстоятельств.
Центр тяжести всегда перемещается. Иногда вес тела поровну распределен между обеими стопами, а иногда он распределяется сторону больше , чем на другую . Когда выполняется ЙОКО-ГЕРИ (удар ногой в сторону), вес полностью перемещается на одну ногу. В этом случае Вы должны твердо стоять на одной ноге , иначе удар или выполнение ГЕРИ может нарушить это равновесие . Однако, если Вы стоите на одной ноге слишком долго, противник может Вас легко атаковать. Поэтому Ваше равновесие должно постоянно перемещаться с одной ноги на другую . Центр тяжести должен быстро перемещаться слева направо и назад, кроме того, Вы должны уклоняться от движений противника или при удобном случае атаковать его . В то же время Вы должны постоянно искать открытия в защите Вашего противника.
Понятие КАРА , как оговаривалось выше , имеет не одно традиционное значение. Одним из них является понятие «центра тяжести», который находится на уровне пупка . Все ГЕРИ и ЦУКИ в КАРАТЭ исходят именно из него , то есть Вы всю Вашу внутреннюю силу, заложенную в КАРА как бы переносите в бьющую руку или ногу. Поэтому в бою рекомендуется руки держать у живота ( у КАРА ) . В таком положении они всегда готовы к нанесению удара или постановки блока , а также находятся в нужном — согнутом — положении , что является немаловажным моментом во время ведения боя , ведь согнутую руку ( ногу ) гораздо сложнее сломать, чем выпрямленную в суставах.
Низ живота и бедра
Тренеры современного спорта подчеркивают постоянно роль бедер в доставке максимума силы в любое движение . Например , они говорят : «Бейте Вашими бедрами» или «Бросайте Вашими бедрами» , или «Поддайте Вашими бедрами»
В Японии Танден приобретает важность сразу же после начала обучения. Учителя боевых искусств и учителя других искусств и дисциплин постоянно подчеркивают важность Танден в достижении мастерства
Эта область особенно подчеркивается потому, что там сосредоточен чувствительный человеческий дух, и что эта область обеспечивает основные силы и равновесие.
Танден в действительности есть площадь позади пупка в центре тела. Если встать прямо, центр тяжести располагается точно там ( КАРА ). Если стойка в КАРАТЭ правильная , центр тяжести находится в Танден . Правильная стойка дает возможность ученику правильно уравновесить верхнюю и нижнюю части своего тела, приводит в гармоничное взаимодействие его мышцы и дает минимальную потерю энергии.