Фитнес на разных этапах развития ребёнка
Любые занятия в детском фитнесе учитывают возрастные особенности ребёнка, ориентируются на особенности детского здоровья и темперамента. И всё же существуют некоторые общие рекомендации, связанные с возрастом ребёнка.
Младшие школьники
Детям от 10 лет можно предложить более серьёзную нагрузку, чем простые подвижные игры. Многие ребята уже способны освоить правильную технику выполнения силовых упражнений и ценят соревновательный элемент детского фитнеса. Дети охотно подражают взрослым спортсменам, поэтому в основную программу функционального тренинга добавляется силовое оборудование. Оптимальны занятия 2-3 раза в неделю по 30-40 минут.
Для младших школьников всё ещё увлекательно обучение через игру. В фитнес-клубе THE BASE разработана оригинальная детская программа Antigravity Kids. Кувырки, полёты и другие игровые упражнения в гамаке полезны не только для развития физической силы и пластичности. Параллельно проходит сложная работа мозга для улучшения концентрации внимания, преодоления страха и неуверенности в себе.
Отличное настроение и пользу для здоровья принесут детские танцевальные занятия в различных стилях Dance Kids. В дополнение к правильной осанке, гибкости, силе мышц развиваются музыкальность и ощущение уверенности в своих силах.
Подростки
Примерно с 14 лет занятия фитнесом приобретают практически «взрослый» характер. Но нагрузка на организм подростка всё ещё должна быть щадящей. Программа разрабатывается с учётом особенностей такого сложного переходного периода в жизни каждого ребёнка. В клубе The BASE тинейджерам теперь доступны 23 тренировки на любой вкус.
Например, общеукрепляющие занятия Crossfit Teenagers помогают подросткам научиться владеть собственным телом, развивают силу и выносливость. Также это замечательная подготовка для других занятий спортом.
Чтобы более прицельно развить координацию движений, ловкость и гибкость, рекомендуются занятия бразильским джиу джитсу
в нашем клубе. К тому же единоборства отлично закаляют характер и придают уверенность в себе, так необходимую любому подростку.
Занятия в студии Cardio по программе Good Bye Fat!
помогают убрать лишний вес, который часто появляется при сложной гормональной перестройке в подростковый период. Силовая тренировка Run For Shape добавляет грамотную нагрузку на все мышцы и делает тело стройным и выносливым.
Податливый побеждающий воин
Привычное использование термина джиу-джитсу японцу будет не вполне понятно, так как в японском языке отсутствует звук «ж», и звучит название как дзю-дзюцу.
- Почему именно так назван этот вид борьбы становится понятно, если разбить слово на два: «дзю», то есть мягкий, гибкий, податливый. Вторая часть «дзюцу» переводится как способ или техника.
- Но это лишь поэтичное название, а в действительности приемы далеки от нежных объятий. Хитрость прячется в том, что мастер делает вид, что намного слабее, а потому вынужден уступить противнику. И так будет продолжаться до тех пор, пока противник не попадет в ловушку. То есть в этом и заключен главный принцип борьбы – податься, чтобы одержать победу.
- У джиу-джитсу богатая история, которая начинается с XI века, ведь его прародителями оказались виды единоборств самураев, носивших доспехи, а этот вид борьбы возник в XVI, когда доспехи стали намного легче, и появилось огнестрельное оружие. Потому джиу-джитсу имеет много тычковых и рубящих ударов, которые наносятся на более уязвимые места противника.
- Джиу-джитсу можно разделить на три направления. Во-первых, это системы, сохраняющие традиции, однако в них внесены новые методы, приспособленные к современным условиям. Во-вторых, системы, которые созданы по заказу общественных организаций и спецгрупп. Есть еще одно направление, которое является созданием оригинального творческого мастера. Все эти системы используют приемы различных боевых искусств.
- Этот вид боевого искусства очень привлекает военных, сотрудников спецслужб и полиции. Такой интерес объясняется тем, что почти наполовину техника состоит из борцовской техники, то есть существует множество захватов и болевых приемов, подсечек и бросков, удушений и подножек.
- Остальная часть приемов основана на ударах, причем при этом задействованы пальцы, ладони, кулаки, локти, голова, ноги – колени и стопы.
Как выбрать секцию
Бесплатные секции джиу-джитсу в вашем городе Барнаул, Новосибирск, Петергоф, Ржев, Рязань, Санкт-Петербург, Тверь
Отдавая ребенка в спортивную секцию по джиу-джитсу, ориентируйтесь на преподавательский состав. Посмотрите на достижения тренеров, посетите бесплатное пробное занятие. На нем вы получите представление, как преподаватель ведет тренировку, как он строит общение с группой.
В любой секции процесс занятий должен строиться с учетом особенностей юного спортсмена и быть последовательным. Каждая тренировка начинается с разминки, а затем тренер переходит к комплексу упражнений.
Техническое оснащение школы, занимающейся спортивной подготовкой, тоже важно. В ней должен размещаться зал для занятий, раздевалки, душевые и медпункт
Направления
Бразильское джиу-джитсу (БДД)
БДД появилось в начале XX века из дзюдо Кодокан. В развитии этого вида сыграл большую роль мастер японского дзюдо — Мицуе Маэды, который был учеником Дзигоро Кано — основателя дзюдо.
Основой для бразильского направления стала борьба в партере (на полу). Ей отводится большая часть времени на тренировке. Главный принцип БДД заключается в том, что спортсмен с более слабым телосложением может защититься от сильного противника.
Японское джиу-джитсу
В классическом японском направлении акцент при борьбе направлен на болевые приемы и удержания в стойке. А на занятиях играет важную роль философия и традиции. Обучение строится на технике из бросков, болевых приемов, удушений, заломов. Изучаются приемы с оружием и без него.
Постановка задач
Определившись с конкретным видом единоборства, нужно поставить задачи. Каждый вид боевого искусства преимущественно развивает определённые физические качества. Например, занимаясь тхэквондо, можно натренировать прыгучесть и умение пользоваться ногами, айкидо делает тело гибким и укрепляет руки, а бокс, кунг-фу и каратэ позволят отточить ударную технику. Если ребёнка больше интересуют захваты и броски, то ему нужно пойти в секцию дзюдо, айкидо или сумо. В школах каратэ и кунг-фу борьба может вестись также с помощью оружия.
Есть немало родителей, которые хотят добиться не только физического, но и духовного развития отпрыска. В этом случае нужно забыть о боксе, русском рукопашном бое, самбо и ряде других видов единоборств, поскольку в них нет этой цели. Здесь потребуется что-то с Востока
Сенсэй, то есть, учитель будет прежде учить ребёнка концентрировать внимание, а не размахивать кулаками, тренировать достоинство, уважение к сопернику и выдержку, а не отработку ударов. Поэтому гиперактивным, нетерпеливым детям обычно подобные восточные боевые искусства кажутся неинтересными
Степени мастерства в джиу-джитсу
Всего их существует семь младших и десять старших. Дети до семнадцати лет могут освоить семь младших и получить один старший. Младшие степени называются «кю», а старшая «дан». Достигнув именно степени мастерства «дан» ребенок получает черный пояс.
Виды поясов
Всего пояса делятся на два основных вида — это пояса для учеников и для мастеров. Каждый пояс характеризуется соответствующим цветом. Для получения нового пояса ребенок сдает тестирование, в соответствии с установленными вс противной секции правилами.
Плюсы джиу-джитсу
Данный вид спорта отлично развивает физические данные ребенка. Укрепляются кости рук, ног и позвоночник. Мышцы становятся сильнее и пластичнее. Ребенок учатся двигаться максимально плавно, четко и красиво. При регулярных занятиях появляются волевые качества. Те, кто занимаются джиу-джитсу всегда стремятся к самосовершенствованию и самопознанию. Такие дети очень рассудительны и не горячи на голову, это все является влияние особой философии джиу-джитсу.
Так же, мы уже говорили ранее, что этот спорт идеально подходит детям, которым не по душе игра в команде, ведь в джиу-джитсу все зависит только от ребенка и от приложенных им усилий. Чем больше стараешься — тем больше получаешь. Так же приобретенные на спортивных соревнованиях и тренировка навыки наверняка помогут защитить себя и близких в особо экстремальных ситуациях.
Минусы джиу-джитсу
Разумеется, отдавая ребенка в подобные «боевые» секции родители должны быть готовы к последствиям. На тренировках и соревнованиях ребенок точно будет получать травмы и ушибы, а так же частенько ходить в синяка. Как никак, это неотделимый фактор обучения данному виду единоборств.
Одновременно с этим ребенок учится адекватно принимать поражения и его тело становится более выносливым по отношению к травмам различного рода.
Американский кик-боксинг
Другой разновидностью бокса является «американский кик-боксинг» по легенде его название и даже разработку стиля боя предписывают знаменитому актеру и естественно многократному чемпиону по кик-боксингу Чак Норису. Переводиться кик-боксинг почти дословно как «Удары ногами и руками».
Потому что кик-боксинг стал смесью единоборств ушу, английского бокса, муай тай, карате и тхэквондо. В идеале бои должны проходить в полную силу и по всем уровням, то есть удары ногами и руками разрешены в полную силу по всему телу. Что позволяет кик-боксерам становиться довольно опасными противниками как в ринге, так и за его пределами, но все-таки это спортивная система и под уличный бой она изначально не заточена.
Положительные качества джиу-джитсу
Эффективность
Пожалуй, самым значимым плюсом, который перебивает все минусы, является эффективность использования техники джиу-джитсу практически в любой боевой ситуации. Что и говорить, не просто так многие спецслужбы мира изучают это боевое искусство. Да и на практике посмотрите на ростер UFC. Практически в каждой весовой категории в десятку лучших бойцов входит минимум один представитель этой школы. Это более, чем наглядно показывает уровень подготовки спортсменов.
Относительно небольшое количество травм
Джиу-джитсу – это крайне продуманный вид единоборств. Риск получения травмы здесь – минимальный. Конечно, если не найдется остолопа, который целенаправленно будет ломать других бойцов, но такие, как правило, долго на секции не задерживаются.
Шикарная база
Если вы хотите и дальше развиваться в мире боев, то джиу-джитсу в основе – это шикарная подготовка для любого вида единоборств, в том числе и ММА. Это еще раз подтверждает уникальность и особенность БЖЖ, т.к. такого количества болевых и удушающих захватов вы не найдете ни в одном другом виде спорта.
Превосходная физическая и духовная форма
Данный пункт можно отнести ко всем видам единоборств, но в джиу-джитсу вы получаете не только физическую силу, но еще гибкость и ловкость. На ринге – это крайне важные составляющие, которые не редко приводят к победе на ковре и чемпионскому поясу на ринге, в дальнейшем. При этом, бойцы этого стиля отличаются крайне твердой силой духа и уверенностью в себе.
С какого возраста
Федеральный стандарт спортивной подготовки по джиу-джитсу. .
Секции принимают детей с 10 лет. Но на занятия борьбой можно прийти в любом возрасте. Если школа берет детей помладше, то до более старшего возраста на тренировках они будут заниматься общей подготовкой, обучаться навыкам самостраховки.
Участников соревнований делят на группы в зависимости от возраста:
— мальчики и девочки до 12 лет (10-11 лет);— юноши и девушки до 15 лет (12-14 лет);— юниоры и юниорки до 18 лет (15-17 лет);— юниоры и юниорки до 21 года (18-20 лет);— мужчины и женщины старше 18 лет.
Присвоение спортивных званий и разрядов по джиу-джитсу.
Пояса и нормативы в джиу-джитсу
В джиу-джитсу, как и в других видах восточных единоборств, степень, на которой находится последователь учения, может быть ученической (кю) или мастерской (дан). В соответствии с ней указывается цвет пояса. Ученикам, в зависимости от степени по убывающей (от десятой до первой кю), выдаются:
10-6 – белый пояс;
5 – желтый пояс;
4 – оранжевый пояс;
3 – зеленый пояс;
2 – синий пояс;
1 – коричневый пояс.
Степени мастеров – даны – выдаются, наоборот, по возрастающей, от первого до десятого дана. Пояса джиу-джитсу соответствуют следующим параметрам:
1-4 – черный пояс;
5-7 – красно-белый пояс;
8-9 – красно-черный пояс;
10 – красный пояс.
Нормативы на получение пояса различны, поскольку школы джиу-джитсу в современном мире различаются по требованиям и аттестационным программам. Общими правилами являются: уровень подготовки ученика, сроки занятий, успешная сдача экзамена. При этом коричневый пояс не выдается ученику младше пятнадцати лет, а даны не присваиваются ученикам младше восемнадцати лет. Степень главного мастера (5-7 дан) можно получить не ранее, чем по достижении тридцатипятилетнего возраста, а 8-10 дан по достижении сорокапятилетия.
Преподаватели секции джиу-джитсу Центра дополнительного образования Хорошколы
Крупская Полина Валентиновна, профессор джиу-джитсу в LION ACADEMY:
– чёрный пояс по BJJ от Леонида Гатовского,
– заслуженный мастер спорта России, спорта международного класса по самбо,
– мастер спорта международного класса по спортивной борьбе,
– мастер спорта России по джиу-джитсу.
Ученики Полины Валентиновны неоднократно становились победителями и призерами всероссийских и международных соревнований (грэпплинг, джиу-джитсу).
Мухаметуллин Тимур Рашидович, профессор джиу-джитсу в LION ACADEMY:
– чёрный пояс по BJJ от Леонида Гатовского,
– чёрный пояс дзюдо Мордовин МВ
– мастер спорта дзюдо, самбо (в 17 лет, 2002)
– 2-х кратный финалист Чемпионата Европы ADCC (Финляндия, 2015; Румыния, 2018)
– Чемпион России ADCC (Москва, 2014). Бронзовый призёр RUSSIA OPEN ADCC (Сочи, 2017)
– 2-кратный Чемпион Сибири ADCC (Омск, 2013–2014)
– Чемпион RUSSIA JIU JITSU OPEN (Москва, 2014
– Победитель Submission only на Кубке Сибири BJJ (Омск, 2014)
– Участник Чемпионата Азии по Казакша Курес (Китай, 2015)
– Чемпион Азии по самбо, 2008
– Чемпион 5 Спартакиады Народов Сибири по дзюдо и бронзовый призёр по самбо (Томск, 2004)
– Финалист 1-й Универсиады по самбо (Казань, 2008)
– Бронзовый призёр Чемпионата России среди студентов по дзюдо (Санкт-Петербург, 2004), по самбо (Санкт-Петербург, 2007)
– Чемпион и призёр Чемпионатов и Первенств Сибири, Всероссийских и Международных турниров по дзюдо и самбо.
Немного истории аэробики
Родоначальники аэробики – педагоги из Франции Жорж Демени и Франсуа Дельсарт и швейцарец Жак Далькроз. В конце XIX века они независимо друг от друга создали собственные гимнастические системы. Жорж Демени включил в спорт танцевальные элементы, театральный педагог Франсуа Дельсарт стал отцом выразительной гимнастики, которая передавала чувства через движения тела, а музыкальный педагог Жак Далькроз использовал в физическом воспитании элементы, основанные на чувстве ритма.
Современная аэробика возникла в результате симбиоза трех процессов.
-
Толчком к ее созданию стало исследование уровня физической подготовки американских школьников и призывников. Он был далек от совершенства, так что стало понятно, что нужна новая система занятий.
-
Итоги исследования были вынесены на общественное обсуждение, в результате чего появилось решение разработать стандартные нормативы физподготовки.
-
Доктор Кеннет Купер в основу собственного исследования здоровья взял состояние физической подготовки уже не школьников, а военных. По результатам тестов он написал книгу об аэробике, в которой рассказал о комплексах упражнений военнослужащих армии США. Он же придумал название нового спортивно-оздоровительного направления.
В 70-х годах в Соединенных Штатах вошел в моду ЗОЖ. Его начали пропагандировать СМИ, к ним присоединились медийные персоны – актеры, певцы, спортсмены. Занятия аэробикой проводились в эфире на ТВ, инструкторы начали записывать и продавать видеокассеты с классическими и авторскими комплексами упражнений. Такие записи стали мега популярны среди американских домохозяек, так как для занятий практически не требовалось инвентаря и тренажеров, а большинство упражнений было доступно для людей с любым уровнем подготовки. Одним из флагманов аэробики стала Джейн Фонда.
Постепенно аэробика пришла и в другие страны, правда, там она получила разные названия (например, в СССР направление назвали ритмической гимнастикой или ритмикой, во Франции – тонизирующей гимнастикой), но суть осталась той же.
Физическое качество ВЫНОСЛИВОСТЬ
Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее интенсивности, сохраняя эффективность. Под выносливостью понимают так же способность организма противостоять утомлению, вызванному мышечной деятельностью.
В спорте, как правило, выносливость – это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно (порой исключительно) аэробного характера. Примером спортивных упражнений, требующих проявления выносливости, могут служить все аэробные упражнения циклического характера (легкоатлетический бег от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки, плавание на дистанциях от 400 м и др.).
Разновидности выносливости
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как:
- силовую;
- скоростную;
- скоростно-силовую;
- координационную;
- выносливость к статическим усилиям.
Выносливость специфична: она проявляется у каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому различают общую и специальную выносливость.
- Общая выносливостью – способность в течение продолжительного времени с высокой эффективностью выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
- Специальная выносливость – способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины, избранной как предмет специализации. Существует столько видов специальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).
Проявление выносливости всегда связано с понятиями утомления и усталости.
Усталость – это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы
Для развития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение к появлению чувства усталости и обучать психологическим приемам его преодоления
В зависимости от типа и характера выполняемой работы различают следующие разновидности выносливости:
- статическую и динамическую;
- локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии больших мышечных групп — более 50% всей массы);
- силовую;
- анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).
Без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости.
- Непрерывные длительные нагрузки развивают волевые качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности равномерно-сильным, устойчивым напряжением воли.
- Интервальные нагрузки требуют и развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными, повторяющимися усилиями. Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях.
Средства и методы развития выносливости
Развитие и совершенствование выносливости можно проводить:
- по принципу непрерывной длительной работы, интервальной работы;
- по соревновательному принципу.
Методы развития выносливости:
- равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);
- переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);
- интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).
Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения (ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах).
Болевые приёмы на кисти
Болевые приёмы на кисти намного более ценны, нежели болевые на пальцы рук и представляют собой группу дожимов и скручиваний. Рычагов на кисть не бывает.
Узел на кисть
Видео: переход с классического болевого на обратный узел руки
В большинстве случаев, прежде чем делать болевой на кисть, имеет смысл сделать узел на кисть. Узел на кисть ценен тем, что на относительно слабые мышцы одной кисти удаётся воздействовать более мощными мышцами обоих предплечий, или ещё более мощными мышцами корпуса. Помимо этого, противнику довольно сложно освободиться от такого захвата.
В случае дожима кисти с узлом на кисть из позиции верхом необходимо упирать локоть противника в собственный корпус, тем самым, ограничивая свободу движений в конечности противника.
Узлы на кисти можно использовать как вспомогательные приёмы при выходах на болевые на локти, а так же и как полноценные болевые приёмы в комбинациях с болевыми воздействиями на локти. Например: рычаг локтя корпусом лёжа на спине, рычаг локтя корпусом лёжа на животе, рычаг локтя корпусом лёжа на боку с захватом ногами за шею, скручивание локтя с узлом на локоть/кисть из позиции верхом.
Японские единоборства
Восточные единоборства для детей, основанные на японских техниках, также предусматривают гармоничное развитие физически и духовно. Но их суть заключается в атаке и нападении на соперника. Боевые искусства содержат в себе мощную технику ударов (преимущественно ногами).
Духовное развитие достигается посредством медитации, концентрации внимания и строгого соблюдения ритуала ведения борьбы. Эта особенность сохранилась с древних времен и положена в основу современных занятий японскими единоборствами.
Джиу-джитсу
Главный принцип единоборства — уступить, чтобы победить. Во время противостояния необходимо уступать натиску соперника, направляя его действия. Таким образом противника заманивают в ловушку и его силы и действия направляются против него. В основе джиу-джитсу лежит техника бросков, силовое воздействие и удары.
Джиу-джитсу подойдет для агрессивных, вспыльчивых детей. Занятия помогают им контролировать себя, учат управлять своим гневом, нетерпением. Тренировки придают ловкость телу, податливость, физическую выносливость. Основным противопоказанием к занятиям джиу-джитсу является заболевания опорно-двигательного аппарата и суставов.
Дзюдо
Дзюдо — это безударный вид единоборства, построенный на принципе самозащиты. Большинство приемов основано на движениях противника. Основной задачей борьбы является победа над соперником без причинения ему вреда. На тренировках дети учатся держать равновесие, уходить от ударов, правильно падать.
Дзюдо развивает логическое мышление, делает ребенка уверенным в себе, дисциплинирует, учит уважать окружающих. Единоборством могут заниматься и девочки, поскольку в дзюдо отсутствует жестокость и резкие захваты. Дополнительно ребенок научится обороняться в случае нападения. Ограничениями к занятиям являются проблемы с позвоночником и суставами.
Каратэ
В каратэ используется несколько основных техник:
- Блокировка, предупреждение атаки.
- Удары руками и ногами.
- Нападение.
В единоборстве главным является не победа над противником, а достижение цели посредством совершенствования характера. Дети обучаются бесконтактному карате, при котором удары и приемы изучаются и прорабатываются, но не наносятся – создается видимость прямого контакта. При оценке умений учеников оценивается красота и точность движений.
У детей улучшается реакция, выдержка, ловкость и координация, вырабатывается правильный ритм дыхания при нагрузках. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, контролировать свои эмоции. В карате много прыжков, резких движений и поворотов, поэтому детям с нарушениями позвоночника борьба противопоказана.
Айкидо
Айкидо является результатом комбинирования техник дзюдо и каратэ. В основе единоборства лежит направление энергии и действий соперника против него. Целью является не атака, а защита. Большинство приемов и движений выполняется по кругу. Это позволяет уйти от атаки и следить за движениями соперника. В айкидо отсутствуют приемы атаки, главное – предугадать действия противника, «увидеть» его мысли.
У детей, занимающихся единоборством, развивается чувство милосердия, понимание поступков других людей. При регулярных занятиях улучшается кровообращение, координация, гибкость, снижается физическая и мышечная сжатость. Айкидо могут заниматься и девочки, и мальчики с разрешения врача.
Физическое качество БЫСТРОТА
Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции. Способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
В скалолазании данное физическое качество определяющую роль играет в дисциплине “скорость”.
Психологические характеристики быстроты
С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.
Быстрота движений обусловливается, в первую очередь, соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена.
Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов:
- Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.
- Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.
- Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).
Формы проявления быстроты
Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется:
- временем двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель). Это время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.
- скоростью отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия.
- темпом (частотой одинаковых движений в единицу времени).
Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.
Эти три формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.
Средства и методы развития быстроты движений
Методы развития быстроты:
– метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);
– игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).
Средствами для развития быстроты могут быть легкая атлетика, спортивные игры и др.
ПЛЮСЫ / МИНУСЫ
Занятия джиу-джитсу улучшают работу сердца и сосудов, держат в тонусе мышцы, улучшают обменные процессы в организме. Высокая нагрузка и постоянное статическое напряжение способствуют укреплению связок и суставов.
Джиу-джитсу развивает гибкость, которая помогает сохранить молодость. В этом виде единоборств предусмотрены специальные упражнения на дыхательную и энергетическую гимнастику, что тоже приводит к общему укреплению здоровья.
Но не стоит забывать, что джиу-джитсу – это контактное единоборство. Синяки, ушибы, ссадины, разбитые носы и губы – вот к чему надо готовиться спортсмену. Тренироваться самостоятельно спортсмену довольно сложно, нужен спарринг-партнер и татами. Иными словами, боец всегда привязан к залу или клубу.
История
О том, как возникло единоборство, и кто был его родоначальником можно только догадываться. Несколько легенд помогают объяснить происхождение джиу-джитсу. Первая рассказывает о некоем Акаяма Широбеи – японском враче, который проживал в IХ веке и изучал в Китае медицину, а также боевые искусства. Тренируясь как-то зимой под сакурой, Акаяма заметил, как тонкая ветка вначале прогнулась под весом снега, а затем его сбросила, в то время как толстые ветви ломались. Тогда-то лекаря осенило: «Поддаться ради победы!» — воскликнул он. Этот принцип стал девизом созданной им школы.
Вторая версия повествует о китайских мастерах искусства цин-на. Приехав в Японию, они нашли приют в монастырях. Всем, кто желал, мастера раскрывали секреты боевого искусства, которым владели в совершенстве. Некоторые исследователи древних единоборств полагают, что дзю-дзюцу появилось в результате объединения японского сумо и приёмов китайского цин-на.
С тех пор прошло немало времени. Многие прикладные техники борьбы джиу-джитсу, которую использовали самураи, как говорится, канули в лету, ибо основывались на тяжёлых боевых доспехах воинов тех лет, но нынешнее джиу-джитсу продолжает идти в ногу со временем.
Лекарь и единоборец Акаяма сумел разработать около 300 приёмов, положенных в основу боевого искусства, но принцип «ветки, не сломленной снегом», стал не только одним из вариантов названия джиу-джитсу, но и его основополагающим принципом.
Буквально до XIX столетия дзю-дзюцу было уделом немногих и самых избранных, коих называли самураями. Однако после буржуазной революции в Японии в 1868 году эти гордые люди лишились своих привилегий. Определённое количество их покинуло страну. Таким образом дзю-дзюцу стало известно во всём мире, а эмигранты не только популяризировали технику боевого искусства в разных частях света, но и обогащали его арсенал новыми приёмами. Кстати, ещё два века назад школы классического джиу-джитсу преподавали приёмы боя против огнестрельного оружия и обучали специальным тактическим приёмам, применяемым в современных войнах. Недаром впоследствии джиу-джитсу стало основой для выучки секретных спецслужб.