Сравнение стилей
Стили | Источник | Происходит от | Баланс жестких и мягких техник | Стойки | Представитель Ката | Количество ката | Рекомендации |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Чито-рю | Окинава | Сёрей-рю или же Наха-те, Сёрин-рю | оба элемента существуют, но более твердые, чем мягкие | естественный | Ши Хо Хай, Сейсан, Ро Хай Шо, Нисейши, Бассай, Чинто, Сочин, Теншин, Ро Хай Дай, Санширю, Рюшан, Кусанку, Санчин | 15 ката, не считая кихон и бо кихон / ката | |
Генсей-рю | Окинава | Сюри-тэ и возможно Томари-тэ. | оба, но в основном мягкие | глубокий / естественный | Тэн-и но Ката, Чи-и но Ката, Джин-и но Ката, Сансай, (Корю) Найфанчи, (Корю) Бассай, (Корю) Кусанку или Кошокун (дай) | 7 или 8 | |
Годзю-рю | Окинава | Белый журавль Фуцзянь и Наха-те. | обе | глубокий / естественный | Санчин, Тэнсё, Гэкисай Дай / Шо, Сэйпай, Сайфа, Супаринпей | 12 | |
Госоку-рю | Япония | Годзю-рю, Шотокан | обе | глубокий (новичок), естественный (продвинутый) | Госоку, Рикю, Денко Гецу, Тамаши | 46 включая оружие ката | |
Иссин-рю | Окинава | Годзю-рю, Сёрин-рю, Кобудо | оба, быстро и сложно | естественный | Сейсан, Найханчи, Вансу, Пассай, Чинто, Кусанку, Сейунчин, Санчин, Сунсу | 15 включая оружие ката | |
Киокушин | Япония | Шотокан, Годзю-рю | чрезвычайно трудно | естественный | Сокоги, Пинан + ура, | 33 | |
Шукокаи | Япония | Годзю-рю & Сито-рю | 60% твердый, 40% мягкий | естественный | Пинан, Бассай Дай, Сейенчин, Сайфа, Рохай | 44 | |
Синдо дзинэн-рю | Япония и Окинава | в первую очередь Сюри-тэ подобно Сито-рю, но также Наха-те и Томари-тэ | обе | глубокий / естественный | Шимпа, Тайсабаки 1-3, Сунакакэ но Кон | Более 60, считая все кобудо ката | |
Сито-рю | Япония и Окинава | Сюри-тэ и Наха-те | обе | глубокий / естественный | Пинан, Бассай Дай, Сейенчин, Сайфа, Рохай, Нипайпо | 94 | |
Сёрин-рю | Окинава | Сюри-тэ, Томари-тэ, Китайские боевые искусства | и то, и другое, в первую очередь быстро и сложно | естественный | Фукю, Пинан, Найханчи, пассай, канку, сейсан | 21 | |
Шотокан | Япония | Сёрин-рю и Сёрей-рю | 70% жесткий, 30% мягкий / быстрый | глубокий (новичок), более длинный (продвинутый) | Unsu, 3 Taikyoku, 5 Heian, 3 Tekki, Jion, Kanku Dai, Bassai Dai, Empi, Sochin | 26 | |
Сюри-рю | Окинава | Сюри-тэ, Син-И | обе | глубокий / естественный | Вунсу, О-Найханчи, Санчин | 15 | |
Уэчи-рю | Окинава | Пангай-полдень Кунг Фу, Наха-те | полутвердый, полумягкий | в основном натуральный | Санчин, Сейсан, Сансейруи | 8 | |
Вадо-рю | Япония и Окинава | Синдо Ёшин-рю Дзюдзюцу, Томари-тэ и Шотокан | оба, в основном мягкие | в основном натуральный | Пинан, Кушанку, Сейшан, Чинто, Найханчи, Цзион, Ваншу, Дзитте и Нисейши | 15 | |
Ёшукай | Япония и Окинава | Чито-рю | 90% твердость, 10% мягкость (по твердости аналогичны Киокушин-кай и / или Сабкай Эншин карате) | в основном натуральный | Ши Хо Хай, Сейсан, Ро Хай Шо, Ро Хай Дай, Нисейши, Бассай, Чинто, Сочин, Теншин, Санширю, Рюшан, Кусанку, Санчин | 18 |
ПЛЮСЫ / МИНУСЫ
Регулярные занятия карате повышают выносливость организма, укрепляют сердечно-сосудистую и кровеносную систему, помогают правильному развитию опорно-двигательного аппарата. Формируют подтянутую и гармонично сложенную фигуру, развивают ловкость и скорость реакции, координацию движений, дают превосходную растяжку.
Спортсмены учатся правильно дышать, правильно напрягать и расслаблять мышцы
Немаловажно, что традиционное японское единоборство дисциплинирует, учит соблюдать этикет, сохранять хладнокровие и концентрацию. . Но в карате очень много стилей, в которых легко запутаться или по незнанию сделать не лучший выбор
Перед выбором школы стоит непременно почитать о стиле, который там преподается, — и затем подробно обсудить все детали с тренером
Но в карате очень много стилей, в которых легко запутаться или по незнанию сделать не лучший выбор. Перед выбором школы стоит непременно почитать о стиле, который там преподается, — и затем подробно обсудить все детали с тренером.
Примечания
- М. В. Зарва. . gramota.ru. Дата обращения: 3 августа 2011.
- . karate.ru. Дата обращения: 27 апреля 2020.
- ↑ . Кругосвет.
- ↑ Карате // Большая российская энциклопедия. — 2009. — Т. 13. — ISBN 978-5-85270-344-6.
- ↑ EdwART. Каратэ // Япония от А до Я. Энциклопедия. — 2009.
- Higaonna, Morio (1985). Traditional Karate-Do: Okinawa Goju Ryu : The Fundamental Techniques (Traditional Karate-Do). Japan Pubns. с. pp. 17–19. ISBN 0-87040-595-0
- . Дата обращения: 22 мая 2010.
- . Sports.ru. Дата обращения: 19 августа 2021.
- Каратэ // Большой энциклопедический словарь.
- . Дата обращения: 19 марта 2020.
- . Дата обращения: 18 октября 2021.
Окинавские школы каратэ и тодэ (источники)
-
Нахатэ — «длинная рука» (стиль мастера Хигаоны).
Возможно, происходит из китайского стиля ушу Чан цюань («Длинный кулак»).
Предназначен для дальней дистанции. Соответственно, низкие стойки, большие амплитуды, пробивная техника (прямые удары), жесткие блоки. -
Сюритэ — «короткая рука» (стиль мастера Итосу).
По-видимому, происходит из китайского стиля ушу Дуань цюань («Короткий кулак») или дуаньда (китайский бокс).
Предназначен для короткой дистанции. Соответственно, более высокие стойки, подвижность, финты, уклоны, захваты и броски, удары по круговой траектории. - Томаритэ — » рука». Совмещает наха-тэ и сюри-тэ.
- Тодэ — «путь руки»? Возможно, не имеет отношения ни к окинавским, ни к японским традиционым стилям каратэ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Выбирая стиль карате, нужно определиться с целями занятий. Если вы хотите научиться драться в полный контакт, выбирайте соответствующие стили: киокушинкай карате, ашихара карате. Если вы не хотите жесткого контакта, выбирайте традиционные стили, например, шотокан карате.
Не выбирайте школу по залу. Даже в Москве и Петербурге залов для карате не очень много, в основном они школьные, и не каждый из них в идеальном состоянии. Поэтому ставьте во главу угла фигуру тренера. Его образование должно быть специализированное — педагогическое или тренерское. А вот наличие у тренера черного пояса необязательно. Незнание педагогики, спортивной психологии и многих других аспектов не позволят такому человеку стать хорошим тренером.
Сила и быстрота
Овладение одной лишь мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах, а также в других видах спорта
Эффективное использование силы важно. Примерно силы в любом движении зависит от ряда факторов
Одним из них , наиболее важным, является быстрота. Основные удары ЦУКИ и ГЕРИ в КАРАТЭ достигают своей силы концентрации максимума усилий в момент касания.
Эта концентрация сил зависит во многом от быстроты , с которой выполняются приемы . Другим одинаково важным фактором является достижение большой быстроты при увеличении силы. Сила удара ЦУКИ, производимого опытным каратэистом , приблизительно равна 1500 фунтов ( 680,4 кг ). Быстрота — важный элемент в приложении силы , однако можно не добиться ее большого эффекта без хорошего контроля.
Движение основных приемов КАРАТЭ нуждается в тренировках движений не только по медленно движущимся объектам , но и по легким объектам , движущимся с максимальной скоростью. Сильные тренировки и медленные упражнения в поднятии штанги необходимы для тренировки силы , однако не так эффективны в КАРАТЭ, как сила , развивающаяся при шатании бруса или ударов (по макиваре) с большой скоростью. Другим принципом является то , что большая быстрота достигается тогда , когда сила движется по более длинному пути к цели . Например , в ударе ногой колено бьющей ноги сгибается, насколько возможно , и тело перемещается относительно цели так , чтобы нога полностью разогнулась в момент удара . Если удлинить путь ноги к цели, то удар ногой получится сильнее.
Для того, чтобы увеличить силу и быстроту , необходимо тренироваться в ответных атаках на неожиданные и непредвиденные нападения. Такие тренировки вместе с пониманием умения применять динамику движения могут быть средством уменьшения времени реакции.
Каратэ как спортивное направление
Каратэ – это не просто вид спорта, а настоящее боевое искусство. Это система защиты и нападения. Сам термин был введен в обращение в 18 веке. В каратэ, в отличие от других спортивных направлений и видов боевых искусств, отсутствует единая международная организация. Так как в каратэ выделяют несколько стилей, соответственно каждый крупный стиль имеет свою федерацию.
На сегодняшний день выделяют несколько стилей (они же – направления) каратэ, которые пользуются популярностью у спортсменов и любителей боевых искусств. К таким направлениям относят:
- Сито-рю – это один из старейших стилей, который включает в себя очень мощные ката Сюри-тэ, жесткие и мягкие ката Наха-тэ. Также Сито-рю – это еще и артистичные ката китайского стиля, который носит название «белый журавль». Основателем данного стиля является Кэнва-Мабуни;
- Годзю-рю – распространенный во всем мире стиль каратэ. Основой этого стиля является техника ближнего боя. Это удары локтями и коленями, особая бросковая техника, захваты и борьба в партере. В связи с этим стиль и распространен, так как он более подвижный, за ним не только интересно наблюдать, но также в нем и очень интересно принимать участие самому. Этот стиль также многовариантен – различают окинавский, японский и американский стили годзю-рю. Основатель этого стиля каратэ – Тедзюн Мияги;
- Вадо-рю – езе один крупнейший стиль в каратэ. Он имеет свои особенности, которые отличат данный стиль от других. Например, боец стремится свести к минимуму расход своих физических сил, а также свести к минимуму амплитуду движений. основателем вадо-рю считается Хиронори Оцука.
Также к стилям относят сетокан и кекусинкай. Сетокан – особый стиль, который отличается линейными перемещениями и линейным приложением физических сил при нападении. Стойки здесь очень широкие и низкие, а блоки более жесткие. В связи с этим есть некоторые особенности обмундирования каратиста именно в стиле сетокан. Кекусинкай – контактный стиль в каратэ, где поединки сопровождаются высокими ударами ногами и очень мощными ударами ногами. Однако есть и ограничения, например, в кекусинкай строго запрещается наносить удары руками в голову, так как это может причинить сопернику серьезное повреждение.
Следует отметить, что перечисленные стили и направления – далеко не все, что выделяются в каратэ. Дело в том, что это направление боевых искусств постоянно развивается и наполняется совершенно новыми стилями. Каждый выдающийся мастер пытается привнести в стиль что-то новое, что-то от себя. Отсюда и разнообразие стилей, но все они берут начало от основных направлений, поэтому имеют некоторые схожие характеристики и черты, а также особенности ведения боя и тренировок.
Традиционное каратэ
Исторически традиционное каратэ явление гораздо более «старое», чем каратэ спортивное. Поэтому, в данном разделе, кратко объясняя сущность традиционного и спортивного каратэ, мы начнем с первого.
Традиционное каратэ – вид рукопашного боя, сформировавшийся на острове Окинава на основе более старых китайских стилей ушу и впоследствии развивавшийся в виде различных школ (стилей) как на Окинаве, так и в Японии. Более подробно историю каратэ мы рассмотрим в соответствующих главах
Здесь же важно отметить, что вопреки часто распространяемой информации о невероятной древности каратэ, реально историю этого единоборства на Окинаве можно проследить не ранее XVII – XVIII веков. Китайские стили ушу, ставшие основой для каратэ, имеют более древнюю историю и только в этом смысле можно говорить о каратэ как о древнем боевом искусстве
Итак, для традиционного каратэ характерны следующие основные черты:
- довольно длительная история существования и развития конкретной школы или стиля, в таких школах (стилях) ревностно хранится информация о ее истории, основателе, мастерах, линии преемственности традиции и т.д.;
- существует устоявшаяся методика обучения, которая обязательно включает в себя: базовоую технику (кихон), комбинации технических действий (ренраку, рендзоку), комплексы технических действий (ката), тренировку со специальным оборудованием (макивара, тиси, саси, ками, конгокен и др.), различные виды специальных упражнений с партнером (котэ китаэ, котэ гаке и др.), различные виды учебного боя (кумитэ);
- принята соответствующая школе градация ученических (кю) и мастерских (дан) степеней с программой, которую необходимо освоить для аттестации на соответствующий уровень;
- целью занятий в традиционной школе является, в первую очередь, всестороннее развитие сознания, тела, физических и боевых (прикладных) возможностей человека, т.е. всего того, что обычно подразумевается под термином «самосовершенствование» применительно к боевым искусствам;
- немаловажную функцию выполняют традиционные школы в роли сохранения национального самосознания, самобытности и целостности для тех регионов, в которых они возникли или приобщения к новой для себя культуре для представителей других народов, представители которых берутся за глубокое изучение традиционной школы.
Карате и Олимпийские игры
Карате долгое время являлось одним из видов спорта — кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта являлся высокий травматизм спортсменов. Кроме того, включению в олимпийскую программу мешало наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта. В 2020 карате вместе с четырьмя видами спорта стало олимпийским. Однако затем карате снова было исключено из олимпийских дисциплин: оно не вошло в программу Олимпиады-2024 в Париже.
Базовые техники и элементы
Соревнования по ката
Тренировка базируется на трёх основных техниках:
- кихон (基本) — тренировка основ, базовая техника.
- кумите (組み手) — тренировка в паре; делится на обусловленный поединок (якусоку кумите) и свободный бой (дзию-кумите). По дзию-кумите проводятся спортивные соревнования. При этом удары не наносятся в полную силу, а лишь обозначаются. Удары могут наноситься руками или ногами по голове или по корпусу выше пояса. Судьи оценивают тяжесть последствий удара, если он будет нанесён реально. Используется система оценок от одного до трёх баллов: иппон, нихон, самбон (юко, ваза-ари, иппон в олимпийской версии соответственно). Соревнования проводятся в нескольких весовых категориях.
- ката (型) — формальные упражнения, бой с невидимым одним или несколькими противниками, бой с тенью. Упражнения выполняются в единой цепочке, движения делятся на атакующие и защитные. По ката проводятся спортивные соревнования как в одиночном, так и в групповом разряде.
Четыре элемента ката:
- бункай (分解) — анализ, объяснение ката;
- оё (応用 о: ё:) — применение;
- хэнка (変化) — вариации;
- какуси (隠し) — скрытность.
В карате употребляется общепринятая международная терминология карате.
Сравнение стилей
Стили | Источник | Происходит от | Баланс жестких и мягких техник | Стойки | Представитель Ката | Количество ката | Рекомендации |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Чито-рю | Окинава | Сёрей-рю или же Наха-те, Сёрин-рю | оба элемента существуют, но более твердые, чем мягкие | естественный | Ши Хо Хай, Сейсан, Ро Хай Шо, Нисейши, Бассай, Чинто, Сочин, Теншин, Ро Хай Дай, Санширю, Рюшан, Кусанку, Санчин | 15 ката, не считая кихон и бо кихон / ката | |
Генсей-рю | Окинава | Сюри-тэ и возможно Томари-тэ. | оба, но в основном мягкие | глубокий / естественный | Тэн-и но Ката, Чи-и но Ката, Джин-и но Ката, Сансай, (Корю) Найфанчи, (Корю) Бассай, (Корю) Кусанку или Кошокун (дай) | 7 или 8 | |
Годзю-рю | Окинава | Белый журавль Фуцзянь и Наха-те. | обе | глубокий / естественный | Санчин, Тэнсё, Гэкисай Дай / Шо, Сэйпай, Сайфа, Супаринпей | 12 | |
Госоку-рю | Япония | Годзю-рю, Шотокан | обе | глубокий (новичок), естественный (продвинутый) | Госоку, Рикю, Денко Гецу, Тамаши | 46 включая оружие ката | |
Иссин-рю | Окинава | Годзю-рю, Сёрин-рю, Кобудо | оба, быстро и сложно | естественный | Сейсан, Найханчи, Вансу, Пассай, Чинто, Кусанку, Сейунчин, Санчин, Сунсу | 15 включая оружие ката | |
Киокушин | Япония | Шотокан, Годзю-рю | чрезвычайно трудно | естественный | Сокоги, Пинан + ура, | 33 | |
Шукокаи | Япония | Годзю-рю & Сито-рю | 60% твердый, 40% мягкий | естественный | Пинан, Бассай Дай, Сейенчин, Сайфа, Рохай | 44 | |
Синдо дзинэн-рю | Япония и Окинава | в первую очередь Сюри-тэ подобно Сито-рю, но также Наха-те и Томари-тэ | обе | глубокий / естественный | Шимпа, Тайсабаки 1-3, Сунакакэ но Кон | Более 60, считая все кобудо ката | |
Сито-рю | Япония и Окинава | Сюри-тэ и Наха-те | обе | глубокий / естественный | Пинан, Бассай Дай, Сейенчин, Сайфа, Рохай, Нипайпо | 94 | |
Сёрин-рю | Окинава | Сюри-тэ, Томари-тэ, Китайские боевые искусства | и то, и другое, в первую очередь быстро и сложно | естественный | Фукю, Пинан, Найханчи, пассай, канку, сейсан | 21 | |
Шотокан | Япония | Сёрин-рю и Сёрей-рю | 70% жесткий, 30% мягкий / быстрый | глубокий (новичок), более длинный (продвинутый) | Unsu, 3 Taikyoku, 5 Heian, 3 Tekki, Jion, Kanku Dai, Bassai Dai, Empi, Sochin | 26 | |
Сюри-рю | Окинава | Сюри-тэ, Син-И | обе | глубокий / естественный | Вунсу, О-Найханчи, Санчин | 15 | |
Уэчи-рю | Окинава | Пангай-полдень Кунг Фу, Наха-те | полутвердый, полумягкий | в основном натуральный | Санчин, Сейсан, Сансейруи | 8 | |
Вадо-рю | Япония и Окинава | Синдо Ёшин-рю Дзюдзюцу, Томари-тэ и Шотокан | оба, в основном мягкие | в основном натуральный | Пинан, Кушанку, Сейшан, Чинто, Найханчи, Цзион, Ваншу, Дзитте и Нисейши | 15 | |
Ёшукай | Япония и Окинава | Чито-рю | 90% твердость, 10% мягкость (по твердости аналогичны Киокушин-кай и / или Сабкай Эншин карате) | в основном натуральный | Ши Хо Хай, Сейсан, Ро Хай Шо, Ро Хай Дай, Нисейши, Бассай, Чинто, Сочин, Теншин, Санширю, Рюшан, Кусанку, Санчин | 18 |
ПРОТИВО / ПОКАЗАНИЯ
Наиболее успешными в этом виде спорта будут спортсмены среднего телосложения, с эффективным обменом веществ, равномерной небольшой жировой прослойкой, способные легко наращивать мускулатуру и контролировать вес.
Важную роль в карате играют аэробные способности, — выносливость к длительным несиловым нагрузкам. Юные спортсмены, демонстрирующие высокие показатели взрывной силы мышц рук и ног, также в почете у этого вида спорта. Природная гибкость очень важна для выполнения высоких ударов и адекватного диапазона движений на высоких скоростях. Наконец, быстрота реакции является решающим элементом в карате. Активные, смелые, импульсивные мальчики и девочки отлично впишутся в ряды каратистов.
Список противопоказаний к занятиям карате включает в себя разнообразные заболевания опорно-двигательного аппарата, нервной системы, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, мочеполовой системы, эндокринной системы, глаз, ЛОР-заболеваний, а также кожи.
Временные ограничения также накладывают любые инфекционные заболевания, заразные заболевания кожи, гельминтозы, травмы опорно-двигательного аппарата, повреждения лица, последствия сотрясений мозга, а также период восстановления после перенесенных заболеваний.
Срок допуска к занятиям устанавливается лечащим врачом индивидуально в зависимости от характера и течения заболевания, состояния организма и характера физических нагрузок.
Сравнение стилей
Стили |
Источник |
Происходит от |
Жесткие и мягкие техники. | Стойки | Представитель Ката | Количество ката |
использованная литература |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Чито-рю | Окинава | Сёрей-рю или Наха-тэ , Сёрин-рю | оба элемента существуют, но более твердые, чем мягкие |
естественный |
Ши Хо Хай, Сейсан, Ро Хай Шо, Нисэйси, Бассай, Чинто, Сочин, Тэнсин, Ро Хай Дай, Санширю, Рюшан, Кусанку, Санчин |
15 ката, не включая кихон и бо кихон/ката |
|
Генсейрю | Окинава |
Сюри-тэ и, возможно, Томари-тэ . |
оба, но в основном мягкие |
глубокий/натуральный |
Тен-и-но ката, Чи-и-но ката, Джин-и-но ката, Сансай, (Корю) Найфанчи, (Корю) Бассай, (Корю) Кусанку или Кошокун (дай) |
64 |
|
Годзю-рю | Окинава |
Фуцзяньский белый журавль и Наха-тэ . |
оба |
глубокий/натуральный |
Санчин, Тэнсё, Гекисай Дай/Сё, Сейпай, Сайфа, Супаринпей |
12 |
|
Госоку-рю | Япония | Годзю-рю , Шотокан | оба |
глубокий (начинающий), естественный (продвинутый) |
Госоку, Рикю, Денко Гетсу, Тамаши |
46 включая ката оружия |
|
Иссин-рю | Окинава | Годзю-рю , Сёрин-рю , Кобудо | оба, быстро и жестко |
естественный |
Сейсан, Найханчи, Вансу, Пассай, Чинто, Кусанку, Сейунчин, Санчин, Сунсу |
15 включая ката оружия |
|
Киокушин | Япония | Шотокан , Годзю-рю | чрезвычайно трудно |
естественный |
Сокоги, Пинан+ура, |
33 |
|
Мотобу-рю | Япония и Окинава | Шури-тэ и Томари-тэ | оба |
естественный |
Найханчи (шодан и нидан), Широкума, Сейсан, Пассай, Уфукун, Мотодэ (ити и ни), Касшинди (сан, йон, го) |
11 |
|
Синдо джинен-рю | Япония и Окинава | в первую очередь Сюри-тэ , как Сито-рю , но также Наха-тэ и Томари-тэ | оба |
глубокий/натуральный |
Шимпа, Тайсабаки 1-3, Сунакаке но Кон |
Более 60, считая все ката кобудо. |
|
Сито-рю | Япония и Окинава | Шури-тэ и Наха-тэ | оба |
глубокий/натуральный |
Пинан, Бассай Дай, Сейенчин, Сайфа, Рохай, Нипайпо |
94 |
|
Сёрин-рю | Окинава | Сюри-тэ , Томари-тэ , китайские боевые искусства | оба, в первую очередь быстрые и жесткие |
естественный |
Фукю, Пинан, Найханчи, пассай, канку, сейсан |
21 |
|
Шотокан | Япония и Окинава | Сёрин-рю и Сёрей-рю | 70% жесткий, 30% мягкий/быстрый |
глубокий (формальный) и естественный |
Taikyoku Shodan, 5 Heian, 3 Tekki, Bassai Dai and Sho, Jion, Empi, Kanku Dai and Sho, Hangetsu, Jitte, Gankaku, Sochin, Nijushiho, Chinte, Ji’in, Meikyo, Wankan, Unsu, Gojushiho Dai и Sho |
27 |
|
Шукокай | Япония | Годзю-рю и Сито-рю | 60% твердый, 40% мягкий |
естественный |
Пинан, Бассай Дай, Сейенчин, Сайфа, Рохай |
44 |
|
Уэчи-рю | Фучжоу, провинция Фуцзянь и Окинава | Пангай-полдень кунг-фу, хузунцюань Наха-тэ | полутвердый, полумягкий |
в основном натуральный |
Санчин, Сейсан, Сансейруи |
8 |
|
Вадо-рю | Япония и Окинава | Синдо Ёсин-рю Дзюдзюцу , Томари-тэ , Шотокан и Мотобу-рю | оба, преимущественно мягкие |
в основном натуральный |
Первичные: Пинан, Кушанку, Найханчи, Сейшан и Чинто. Второстепенные: Джион, Ваншу, Дзитте, Рохай, Бассай и Нисейши | 15 |
|
Ёсюкай | Япония и Окинава | Чито-рю | 90% жесткое, 10% мягкое (по жесткости похоже на Киокушин-кай и/или Сабкай Энсин каратэ) |
в основном натуральный |
Ши Хо Хай, Сейсан, Ро Хай Шо, Ро Хай Дай, Нисэйси, Бассай, Чинто, Сочин, Тэнсин, Санширю, Рюсан, Кусанку, Санчин |
18 |
Современные стили и школы каратэ
Ашихара каратэ, Сёрин-до…
Сёшин-до (Шошин До)
- Sho Shin Karate Do — Krav Maga Liven International
На главную
Боевые искусства Азии |
Китайское гунфу |
Японские рю |
Европейское фехтование |
Русский стиль |
Метание |
Редкие единоборства |
Военное дело
Бусидо |
Дзэн |
Иностранные языки |
Страны мира |
Здоровье, йога, питание |
Казаки
На правах рекламы (см.
условия):
Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-): А | 0-9 | |
|
На русском языке: каратэ, тодэ, наха-тэ, томари-тэ, сюри-тэ, сёрин-рю, сёрэй-рю, дзёсинмон, На английском языке: karate. |
«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).
Пишите письма
().
Страница обновлена 15.09.2022
Фон
Четыре основных стиля каратэ, разработанные на Окинаве и в Японии , — это Шотокан , Вадо-рю , Сито-рю и Годзю-рю ; многие другие стили каратэ произошли от этих четырех. Первые три из этих стилей берут свое начало в стиле Сёрин-рю из Сюри, Окинава , в то время как Годзю-рю берет свое начало в Наха . Каратэ Сюри довольно отличается от каратэ Наха, опираясь на другие влияния предшественников. Сито-рю можно рассматривать как смесь традиций Сюри и Наха, поскольку его ката включают в себя ката Сюри и Наха.
Когда дело доходит до индивидуальных стилей каратэ; Шотокан включает в себя длинные, глубокие стойки и мощные техники дальнего действия. Сито-рю, с другой стороны, использует более вертикальные стойки и делает упор на скорость, а не на силу в своих техниках дальней и средней дистанции. В Вадо-рю также используются более короткие и естественные стойки, а стиль характеризуется акцентом на смещение тела во избежание атак. Киокушин , чрезвычайно жесткий стиль, включает в себя брейк-данс чаще, чем другие стили, и полный контакт, нокдаун-спарринг в качестве основной части его обучения
Годзю-рю уделяет особое внимание ката Сантин и его укоренившейся стойке Санчин, а также включает в себя борьбу и технику ближнего боя.
Каратэ: традиционное и спортивное
Со времени возникновения каратэ как и все в мире меняется и развивается. На заре своего существования на Окинаве оно зарождалось как искусство боя без оружия иногда против одного или нескольких вооруженных противников. Могли использоваться подручные средства из крестьянского обихода (кама — серп, тунфа — жернов, нунчаки — цеп и т. д.). Впоследствии эти предметы стали называть традиционным оружием каратэ. Однако в те времена не было термина традиционное каратэ. О каратэ как виде спорта и вообще никто не думал. Все мастера, практикующие каратэ в то время занимались им именно как боевым искусством, для саморазвития и выживания. Техника передавалась от отца к сыну. Гораздо позже стали возникать крупные школы, не ограниченные рамками клана. Так со временем сформировались те стили каратэ, которые сейчас считаются традиционными или классическими (Сётокан, Вадо-рю, Сито-рю, Годзю-рю).
Гораздо позже стали проводится турниры по каратэ (национальные и мировые чемпионаты, кубки и пр.), возникли различные спортивные федерации (WUKO, WKF, WKC и др.), были введены правила проведения соревнований (первые правила были введены в 1952 г. Хиронори Оцукой — основателем стиля Вадо-рю). Сейчас каратэ является видом спорта, официально признанным Международным Олимпийским комитетом (МОК) и Спортаккордом. Проводится множество национальных, континентальных и мировых соревнований. Под эгидой WKF (World Karate Federation — крупнейшая на сегодняшний день организация каратэ в мире) ведется большая работа по популяризации и развитию каратэ для включения его в программу Олимпийских игр.
Однако в то же время существует множество мастеров, считающих, что каратэ это не спорт, а именно боевое искусство, слишком опасное, чтобы проводить по нему соревнования (именно большой травматизм бойцов в период первых турниров в 30-х гг. прошлого века стал одной из причин разработки правил и ограничений на применение некоторых технических элементов). Мастера, придерживающиеся традиционных взглядов на каратэ не выступают на соревнованиях, не входят в федерации и ассоциации. Они практикуют кихон, ката и кумитэ не для получения медалей и кубков. Для них каратэ это образ жизни. Они регулярно приходят в додзё для работы над собой. Делают базовую технику и комплексы, работают с макиварой и другими традиционными снарядами, чтобы постоянно совершенствовать тело и дух.
Спортивное каратэ отличается наличием соревнований и официальной атрибутики (награды, федерации и пр.). Однако и в нем надо очень хорошо потрудиться, чтобы достичь определенных вершин. Разница в приоритетах и задачах. В старые времена, когда каратэ применялось в реальных схватках и от него зависела жизнь бойца все удары наносились в полную силу. Иногда бой заканчивался одним ударом. Поэтому бойцам было необходимо развивать силу и выносливость. Много внимания уделялось работе на макиварах и мешках для постановки техники, подготовки и закалки ударных поверхностей (сейкен, коши, пальцы рук и ног, локти, колени). Широко практиковалось тамэсивари (разбивание досок, черепицы и пр.) опять же для постановки правильного удара и закалки рук и ног. Требовалась и подготовка всего тела, чтобы при необходимости выдержать удар противника (набивка и пр.).
При проведении спортивных соревнований поединок по правилам продолжается определенное время или до набора количества очков, оговоренных правилами. Такие условия поединков диктуют и специфику тренировок. Больше внимания нужно уделять скорости и точности движений, оцениваемых в соответствии с правилами (например по правилам WKF удар рукой оценивается в один балл, удар ногой в корпус — два балла, ногой в голову — три балла; все удары должны наносится в касание, без сильного контакта; удары коленями, локтями, удары ниже пояса запрещены). Спортивные соревнования проводятся в защитном снаряжении (накладки на руки и ноги, жилет, капа, по некоторым правилам шлем). Тамэсивари выделено в отдельный вид соревнований.
Споры между «традиционщиками» и «спортивщиками» о том какое каратэ лучше и какое называть настоящим не утихают и вряд ли утихнут. Пусть каждый, занимающийся каратэ сам для себя решает что ему ближе и чем заниматься.
←назад
Новые виды каратэ
Каратэ продолжает развиваться, появляются новые стили, часто уже созданные за пределами Японии, новые версии правил соревнований, новые международные организации.
Наиболее часто можно услышать, что тот или иной стиль или версия правил созданы с целью максимально приблизить спортивный поединок к некоторому условному «реальному» бою, или с целью сохранить истинное наследие старых мастеров. Часто такие заявления являются просто рекламным ходом, ведь для того чтобы сохранить наследие старых мастеров, ничего нового создавать нет необходимости, нужно просто это наследие изучать, а для того чтобы приблизить свои навыки к некоему «реальному» бою, необходимо в тренировках моделировать условия, характерные для различных ситуаций свободного боя.
Тем не менее, спортивное каратэ продолжает развиваться. Новые возможности предоставляют, в частности, и новые синтетические материалы из которых делается современное защитное снаряжение, значительно расширяющее арсенал технических действий и во многом уберегающее от травм.
Возможностями такого снаряжения (шлем с пластиковым забралом и жилет, или только шлем) пользуются два наиболее развитых в мире вида нового спортивного каратэ: дайдо-джуку каратэ (кудо) и косики каратэ. В данных «контактных» видах каратэ удары наносятся в полную силу, а также результативно проведенная техника оценивается по бальной системе. Но применение защитного снаряжения сильно меняет саму технику и тактику каратэ. Видимо, это явилось одной из причин того, что создатель дайдо-джуку каратэ Адзума Такаши впоследствии отказался от первоначального названия, заменив его на кудо.
Чувство времени
Правильное чувство времени крайне важно в выполнении приемов. Если чувство времени недостаточно, не развито, прием может не получиться
Удар ГЕРИ или ЦУКИ, направленный в цель либо слишком рано, либо слишком поздно, часто безрезультатен. Начинать прием сперва важно в любой рассчитанный промежуток времени. Начиная свое движение более эффективно, игроки в бейсбол и гольф тренируют свой размах, обрабатывая его. Однако не имеется удобных случаев для отработки подобных размахов в КАРАТЭ, где исход схватки решают мгновения. Недостаток в чувстве времени может быть гибельным.
Атака в КАРАТЭ должна начинаться рукой или ногой из обычной готовой позиции или защитной. Очевидно, рука или нога (стопа) должна всегда располагаться так, чтобы приемы можно было легко и быстро применить. Немедленно после применения приема она должна возвращаться в свою прежнюю позицию, готовясь для следующего движения. Кроме того, на всем продолжении этого движения тело должно держаться расслабленно, однако настороженно , с мышцами , полными энергии и готовыми для любого случая.