Герой (Hero)
Герои — индивидуалисты с сильной волей: от ковбоя Marlboro до пантеона спортсменов Nike. Сильные, уверенные, способные справиться с самыми сложными вызовами, они вдохновляют потребителей на выход из зоны комфорта и безупречное выполнение непростой работы. «Будущее зависит от тебя» — подходящий слоган для героя вне зависимости от пола, хотя большинство брендов этого архетипа все же ориентированы на мужскую аудиторию. Кампания мясокомбината Останкино «Папа может» показала, что этот образ бывает уместен даже в самых неожиданных категориях.
Доброфлот by Ohmybrand
Firefly by BuroCreative
Как определить свой архетип
Как же понять свою принадлежность к той или иной группе? Как определить собственный архетип? Конечно, лучше всего поработать с психологом. Специалист поможет выявить характерные для определенной категории черты. Однако узнать свой архетип можно и самостоятельно. Для этого достаточно пройти тест в домашних условиях.
Тест на архетип
Данный тест предназначен для женщин. Именно он поможет узнать, к какому архетипу вы относитесь.
Какая вы греческая богиня?
1. В детстве (до 14 лет) вы:
a) свои радости и печали доверяли дневнику, а не подружкам;
b) рано научились читать, удивляли всех своей находчивостью и смекалкой;
c) были гиперактивны, занимались всем — от танцев и до вольной борьбы, легко дрались с мальчишками;
d) были самой очаровательной девочкой в округе, имели толпы ухажеров и мечтали победить в конкурсе красоты;
e) мама и бабушки пытались подыскать вам женихов по соседству, а вы уже с детства мечтали о свадьбе.
2. Какие люди сыграли наибольшую роль в вашем становлении:
a) я сама;
b) отец или дедушка;
c) ваш учитель, любимый писатель или философ;
d) мужчины;
e) мама, тетя, бабушка.
3. Как складывались отношения у ваших родителей?
a) родители часто ссорились или даже развелись;
b) меня воспитал отец (дедушка);
c) я не вникала в их отношения, они предоставляли мне свободу действий;
d) меня все холили и лелеяли;
e) у нас был патриархальный уклад: главным был отец, мама все делала для семьи.
4. Вы решили, что уже взрослая, когда:
a) первый раз поборола свою неуверенность в себе;
b) поступила на факультет с самым высоким конкурсом;
c) совершила что-то неординарное — отправилась автостопом на Грушинский фестиваль, стала рьяной защитницей животных и т.д.;
d) почувствовала свою женскую привлекательность;
e) вышла замуж.
5. Какое определение наиболее подходит вам сейчас:
a) «Главное то, что происходит внутри: мое творчество, мои чувства. Я должна быть гармонична»;
b) «Я живу разумом, а женские качества помогают быть успешной»;
c) «У меня есть цель. И я сделаю все, чтобы ее достигнуть»;
d) «Я потрясающая, меня все любят, и я люблю!»;
e) «Мне повезло с мужем, а ему повезло со мной. Я хорошая хозяйка и жена».
6. Любовь по-вашему — это:
a) полное взаимопонимание;
b) то, что мешает работе;
c) интересный опыт;
d) суть всей жизни;
e) хорошая основа для брака.
Результаты теста:
a — на пограничное состояние и некую двойственность, которая свойственна для богини Персефоны, указывает большинство ответов «a».
b — если вам оказались ближе пункты «b», то ваш прототип — Афина, для которой характерна мудрость.
c — чаще всего вы отдавали предпочтение ответам «c»? Значит, вы относитесь к группе Артемида.
d — если чаще всего выбирали вариант «d», то ваш архетип — Афродита, воплощение любви.
e — если у вас большинство ответов под «e», то вы — Гера, богиня семейного очага.
Архетипы личного бренда
- Личный бренд (ЛБ) — это некий устоявшийся и узнаваемый образ фирмы через личность, возникающий у потенциальных клиентов. Главными критериями является репутация и охват ЦА.
личных брендов
- Мотив “Стремление к структуризации мира” дает рождение следующим типажам:
- творец близок творческим лицам/компаниям, которые имеют стремление к созиданию (журнал Vogue, Лего, Adobe, Гугл, рекламные агентства, магазины по продаже украшений);
- опекун. Тип присущ коммерческим организациям, которые транслируют в массы щедрость, альтруизм и заботу. Они вызывают доверие и не используют агрессивные рекламные ходы (Johnson & Johnson, Вольво, Nestle);
- правители вдохновляют аудиторию на уверенность и силу, а сам образ переплетается с богатством, успешностью, статусностью и властью (Мерседес, Ролекс и Cadillac).
- маг или волшебник является трансформатором мира. Он призывает к быстрым изменениям. Использует передовые технологии, которые кажутся обычным людям настоящим чудом. Вспомните дезодорант Axe, новаторские идеи Apple и Xbox, а также волшебника — Mr. Proper;
- архетип “герой”, личный бренд которого сводится к спасению мира, самые масштабные и сильные. Через тернии к звездам — их девиз. Они демонстрируют, что нельзя бояться трудностей, и несмотря ни на что, нужно идти вперед, меняться и совершенствоваться. Образцами являются Marlboro и BMW, а также Найк и Адидас;
- бунтари не могут прожить ни дня без вызова обществу. Они ценят свободу, самовыражение и отрицают игру по правилам. Как правило, аудитория таких брендов — мужчины (Harley Davidson, Diesel, а также Tele2);
- мудрец. Подходит для тех брендов, которые по ценовой политике немножко выше рынка, но они стремятся расширить кругозор покупателя, дать ему знания, способствуют принятию решений. Это интеллектуальные и экспертные блогеры, коучи, высокотехнологичные производства, например Philips, Dyson, Columbia;
- Архетип “Искатель” (личный бренд) открывает новые границы и стремится к новому. Он помогает людям понять себя и выразить свою индивидуальность. Главное — призыв не бояться нового! Этому типажу соответствуют MasterCard, производитель энергетиков Red Bull, спортивные бренды Спортмастер и Декатлон;
- ребенок. Его цель — дарить человечеству радость и счастье, вселять оптимизм, давать ощущение беззаботности. В рекламе используются простые сюжеты из повседневной семейной жизни. Помните рекламные ролики известных гигантов Coca-Cola и McDonald’s, а также мороженого Baskin-Robbins или сказочного Disney.
- славный малый или свой парень, который продвигает базовые человеческие ценности (добро, верность, честь). Его задача быть “своим в доску” и не выделяться из толпы. Он помогает почувствовать общность людей. Это типаж скандинавской IKEA и площадка для аукционов и продаж eBay;
- шут. Веселье и удовольствие больше всего подходит для ЦА молодежь, дети, подростки. Такие компании как Pringles, M&M, Skittles показывают как нужно радоваться жизни и кайфовать;
- любовник. Как дать почувствовать своему клиенту, что он особенный и желанный? Что его желания очень важны? Ответ на этот вопрос знают Victoria’s Secret, Baileys, Chanel, Durex).
Тест на определение архетипа
Если вы выбрали Воздух, Ребенок, Искатель или Мудрец).Что говорит выбор Огня?Герой, Бунтарь, Волшебник).Кто вы, если выбрали Воду? Славный малый, Любовник, а также ШутВы выбрали Землю? (Опекун, Творец и Правитель).
Герои в кинематографе
Наибольшее количество Героев мы можем найти в кино. Как мы уже говорили, он является эффектным и узнаваемым образом, который сразу способен завоевать симпатию зрителя. Чаще всего этот архетип представлен здесь мужскими персонажами, хотя встречаются и женские. Можно вспомнить огромное количество актеров, для которых роль Героя долгое время была основной: Арнольд Шварцнеггер, Джеки Чан, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне и многие другие.
В фильмах герои чаще всего выделяются своей силой, смелостью и стремлением к установлению справедливости и мира. Редко их образы отличаются особенной глубиной и тщательной проработкой. Здесь гораздо более важным является внешнее впечатление о Герое как хорошем парне, сражающимся с плохими и непременно побеждающим их. В массовой культуре всегда были востребованы такие образы, поскольку архетип Героя моментально находит отклик у зрителя как один из самых понятных и симпатичных.
Архетип Самости
Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны. Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится. Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.
Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности. Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.
Символическое изображение двойственной природы всего проявленного
Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире. Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола. «Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой. Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины — Анимуса.
В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу. А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.
Символическое изображение акта спасения души — Анимы
Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока. Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим. Однако это не должно останавливать устремления. Каждая личность по своей природе стремится к гармонии внешнего и внутреннего. Это проявлено в желании быть счастливым. Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» относительно к себе самому и миру.
Елена Захарченко
Герой
Другие названия: спаситель, воин, лидер.
Характеристика: архетип Герой – это человек, который стремится доказать свою ценность и делает это благодаря смелости и умению выходить из сложных ситуаций. Старается сделать мир лучше и всегда приходит на помощь тем, кто в беде.
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Слабые стороны: бывает слегка высокомерным, всегда отстаивает свою позицию, от чего кажется излишне принципиальным.
Как одеваться архетипу герой
Общие рекомендации: обрати внимание на минимализм, вещи понятной формы со структурированным силуэтом. Одежда должна быть комфортной, не стесняющей движения, но при этом четкой, не расслабленной
Paco Rabanne
Подходящие ткани: гладкие и плотные, например, кожа. Уместны также грубая вязка, модная сейчас сетка, трикотаж, хлопок.
Цветовая гамма: серый и черный, все варианты приглушенных оттенков, спортивные динамичные цвета – яркие, сочные.
Украшения: отлично смотрятся аксессуары с намеком на военный стиль, а также скромные, но оригинальные аскетичные варианты.
Примеры архетипа Герой: Китнисс в фильме «Голодные игры» в исполнении Дженнифер Лоуренс, Элис (Мила Йовович) в «Обитель зла. Возмездие».
Дженнифер Лоуренс
Мила Йовович
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архетип Заботливый
Такой человек счастлив, когда счастливы и здоровы дорогие ему люди. Он действительно готов самоотверженно заботится о них. Также под его опеку часто попадают слабые и нуждающиеся. Заботливых можно встретить в социальной сфере, они нередко выбирает профессии, которые предполагают оказание помощи людям.
Заботливый стремится к принадлежности, и самая большая награда для него — это слова благодарности. Он не ищет к статуса или больших денег, поэтому может работать за копейки, однако никогда не посвятит себя работе, в котрой не чувствует эмоциональной отдачи от людей.
Магия: появляться в жизни людей в самые сложные моменты, когда они в беде и остро нуждаются в помощи и утешении.
Ахиллесова пята: риск занять позицию «спасательства» по отношению к тем, кто на самом деле может справиться с проблемой самостоятельно, впасть в самоотречение и стать жертвой людей, которые привыкли «сидеть на шее» других.
Исследователь (Explorer)
Эти бренды обещают потребителям новые ощущения, побег от рутины, свободу выбора и принятия решений. Тактика архетипа, которую используют компании в диапазоне от MasterCard и S7 до Экспедиции и Спортмастера, зачастую носит характер самопитающейся концепции: побуждая потребителя на новые открытия, бренды одновременно поощряют его новые аппетиты — и, соответственно, новые траты. В то же время за увлекательное приключение может быть выдан и вкусовой эксперимент: эту идею в бакалейной нише, например, отрабатывают бренды крупяных смесей Yelli или Готовые рецепты от Ярмарки.
Yelli by Arriba!
Tempt by DDB Denmark
Творец
Другие названия: создатель, новатор, фантазер, экспериментатор.
Характеристика: Творцы своим главным смыслом делают самовыражение и обязательно в материальной форме
Женщинам такого типа важно создавать что-то материальное и делать это частью истины. Находят себя в творчестве и других делах, связанных с воображением
Слабые стороны: склонны к перфекционизму во всех сферах жизни.
Viktor & Rolf
Как одеваться архетипу творец
Общие рекомендации: запутанный и творческий – так можно охарактеризовать архетип Творец. Стиль строится на сложных формах, которые выглядят как арт-объекты. Приветствуется все новаторское и концептуальное, креативное.
Ткани: любые, но лучше всего подойдут нестандартные фактуры и разные нетипичные для одежды материалы.
Цвета: сочные, яркие. Хорошо подчеркивают натуру творца разные необычные сочетания оттенков и неожиданные контрасты. Можно адаптировать в образах приемы из художественной области – добавить немного акварели, например.
Украшения: идеально впишется в образ украшение, сделанное в технике хендмэйд. Также стоит присмотреться к концептуальному искусству в создании аксессуаров – идея для творца куда важнее формы.
Примеры архетипа творец: Мэгги (Энн Хэтэуэй) в ленте «Любовь и другие лекарства», Герда (Алисия Викандер) в фильме «Девушка из Дании».
Энн Хэтэуэй
Алисия Викандер
Архетип Славный Малый
Не любит выделяться из толпы, испытывает потребность в принадлежности к группе или сообществу, соблюдает правила и нормы, выступает за равенство всех людей. Любит простые, добротные вещи, предпочитает жизнь без излишеств и роскоши, комфортно чувствует себя в компании таких же людей.
Магия: Способен разрядить напряженную обстановку с помощью самых простых слов или действий. С ним люди начинают чувствовать опору под ногами, он как будто бы говорит «с тобой все в порядке!» Хорошо снимает тревожность.
Ахиллесова пята: в угоду общественному мнению или правилам может игнорировать собственные потребности и в итоге стать жертвой.
Бунтарь (Rebel)
Бренды-нонконформисты ломают шаблоны и отказываются играть по правилам. При этом доступный им инструментарий не ограничивается паразитированием на подростковом бунтарстве (вроде кампании Diesel Be stupid) или заигрыванием с «вечно молодыми» (чем много лет занимается Harley Davidson). Бренды-бунтари — катализаторы перемен, будь то категорийные инновации (Virgin, Apple) или кардинальная отстройка от визуальных шаблонов, главенствующих в нише, как в случае с Братьями Чебурашкиными (кейс о которых совсем скоро появится на WTP).
Братья Чебурашкины by Ermolaev Bureau
Wool and Fang by be-poles
Шут
Другие названия: джокер, клоун, юморист.
Характеристика: женщина архетипа Шут – человек веселья, причем любит смеяться больше над другими. Юмор помогает преодолеть все испытания, которые подкидывает судьба. Тип очень зависит от эмоций и впечатлений, а без них – может заскучать.
Слабые стороны: шуты могут быть немного легкомысленными, что заметно влияет на становление личности и жизнь в целом.
Как одеваться архетипу шут
Общие рекомендации: подчеркнуть легкий характер поможет необычная одежда с нотами деконструктивизма, гротеска. Гармоничны в образа вещи хаотичных форм, с яркими деталями и гипертрофированными элементами.
Ткани: любые. Если вещь имеет характерный для гардероба шута крой, не имеет значения, из чего она отшита. Иногда имеют место нестандартные материалы – модная сейчас сетка, блестки, пластик.
Moschino
Цвета: яркие. Лучше, если это будут чистые оттенки без примесей, которые выглядят дерзко и пестро. Отлично вписывается неон. Допустимы неожиданные контрасты.
Украшения: любые яркие и креативные: солнцезащитные очки яркой отделкой, огромные серьги кислотного цвета, бусы и ожерелья нестандартной формы.
Примеры архетипа шут: Эль (Риз Уизерспун) в фильме «Блондинка в законе», Дина Майлз (Мелисса Маккарти) в картине «Душа компании».
Риз Уизерспун
Мелисса Маккарти
Маски в арт-терапии.
«В маске мы ощущаем древнюю силу; в маске мы отваживаемся сделать то, что и в мыслях себе не можем представить. Именно скрываясь за маской, я ощущаю энергию окружающего, мой голос звучит как извержение вулкана. Маски скрывают, творят, влюбляются»
Любая маска – часть нашего «Я». Используя маску, мы можем увидеть себя с разных сторон. Маска – это особенно надежное хранилище опасной части нашего «Я» или той части «Я», которая ощущает опасность. Работа с масками ведет к выявлению своих деструктивных ролей, пониманию и принятию себя, осознанию своих истинных потребностей, создание новых поведенческих стратегий.
Помимо узнаваемых нами собственных масок, у нас есть неосознаваемые «приросшие» маски – маски, которые на нас одели, может быть в детстве, может быть еще ранее, маски наследия родительских сценариев. И человек получает громадный ресурс при осознании и снятии «приросшей» маски – это дает расширение вариантов выбора, свободу в выражении себя, направляет к целостности, гармонии, личностному росту.
Изготовление маски – часть терапевтического процесса и преобразования.
Упражнение «СОЗДАНИЕ МАСКИ»
Цель: развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.
Материалы: бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.
Время: 30-50 мин.
Процедура: Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску.
Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность.
Вопросы для обсуждения:
Что это за маска? Как бы вы ее назвали, или охарактеризовали?
Что видят друзья, когда они смотрят на маску?
Что маска им показывает?
Что ей хотелось бы показать?
Чего маска не хочет показывать?
Чего маска боится?
Какое самое заветное у маски желание?
МАСКА – арт-терапевтическое занятие для детей, направленное на преодоление страхов.
Для занятия потребуются бумага формата А4 и гуашь, краски, карандаши, восковые мелки и др. Могут понадобиться лоскутки материи, клей, цветные нитки, пластилин, природные материалы (семечки, крупа, листья, шишки).
На листе А4 рисуется овал. Дети постарше рисуют сами, а малышам помогает ведущий. Оставляем место для глаз. Затем дети приступают к работе и превращают овал в страшную маску.
Когда маска будет готова, лишняя бумага по контуру обрывается или обрезается, делаются отверстия для глаз и дети примеряют свои маски. При этом они кричат, рычат и пытаются напугать друг друга и ведущего. Каждая желающая маска может устроить представление, рассказать про себя, чем она страшна, чего она боится сама и как ее можно прогнать.
Также после создания маски дети охотно рисуют страхи, некоторые соглашаются нарисовать свои, но чаще просьбу необходимо сформулировать так: «Нарисуйте, чего могут бояться люди».
После рисования проводится ритуал уничтожения страхов. Обычно это общее сжигание рисунков.
Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.
Архетип Мудрец
Интеллектуален, стремится к знаниям, ищет истину, независим. Постигает мир через мышление и саморефлексию. Мудрецу может не доставать харизмы и обаяния, однако он поражает глубиной своих познаний.
Любит читать, постоянно находится в поиске информации. Исследователь и эксперт. К мудрецам часто обращаются за советом в научной и профессиональной сфере. Однако в своей лучшей ипостасии мудрец действительно мудр и делится истиной о жизни с людьми.
Магия: владение истиной.
Ахиллесова пята: может долго готовиться и рассуждать, но так ничего и не сделать. При отсутствии гибкости его знания превращаются в сухую теорию и догмы, и происходит отрыв от реальности.
Архетипы по Юнгу
Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.
Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.
Юнг выделил три сферы в структуре личности:
- личное бессознательное;
- коллективное бессознательное;
- сознание.
Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.
Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.
- Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
- Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.
Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.
- Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
- Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.
Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.
Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:
- Мать – утешение, спокойствие;
- Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
- Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
- Мудрец – знания, мудрость, опыт;
- Герой – спасатель, защитник, опора;
- Враг – опасность, тревога.
Архетип Маг
Такой человек работает со своим сознанием. Он верит в то, что изменить мир можно, поменяв свое мышление, и всегда двигается изнутри наружу. Маги постоянно совершенствуются, нередко пытаются развить у себя особые способности (экстрасенсорику, ясновидение, телепатию).
Они изучают законы Вселенной, умеют видеть скрытые взаимосвязи между событиями и явлениями. Многие из них помогают людям увидеть свои таланты, обрести свой внутренний центр.
Магия: умеют материализовывать свои мечты и желания, могут научить этому других. То, что делают маги, людям и правда кажется настоящим волшебством.
Ахиллесова пята: осознав свое влияние на людей, могут скатиться в манипулирование и шарлатанство, так и не раскрыть полностью свои таланты и возможности.
Архетип Тени
Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует Тень.
То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, уже через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику и поведение. Чем больше вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.
Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».
Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение не выраженных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Проще говоря, психозом.
Тень напоминает о себе как через символику внутреннего мира, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях в олицетворении демона или чудовища. Но также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомый гневом и обидой, человек поддается бессознательному влиянию Тени и начинает совершать неадекватные поступки, которые часто выражаются в агрессивном поведении. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной. Недаром у духовных практиков существует рецепт: если что-то в этом человеке тебя раздражает, поищи в себе.
Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение.