Введение
На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, – психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»). В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.
Психоаналитическая теория З.Фрейда, поражая своей глубиной, оказала в высшей степени существенное воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда – приверженцев теории психоанализа.
Однако некоторые ученики основоположника данной теории не во всем разделяли его взгляды. К наиболее талантливым из них относятся австрийский врач-офтальмолог и психиатр Альфред Адлер (1870-1937) и швейцарский врач-психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Вдохновленные теорией З.Фрейда, эти ученые на ее основе создали собственные направления психоанализа: А.Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, К.Г.Юнг – аналитической психологией.
Благодаря тому, что К.Г.Юнг являлся высокообразованной личностью и имел широкие познания в различных областях научного знания , истоки аналитической психологии заключены не только в психоаналитической теории З.Фрейда, но и в философии, мифологии, культурологии и мн.др.
Изучению аналитической психологии К.Г.Юнга и посвящена данная работа.
Типологическая модель Юнга
Одним из главных вкладов Юнга в современную психологию стало разделение людей на два типа и введение понятий экстраверсия и интроверсия. Эта дифференциация считается врожденной. А кроме того, Юнг разделял людей и по доминирующей функции — интуитивной, ощущаемой, мыслительно и эмоционально чувствующей.
Экстраверты по Юнгу — это люди, направляющие энергию на внешние события жизни и на общество. Такие личности являются очень коммуникабельными, контактными, разговорчивыми и активными. Выживание в одиночестве для них — непосильная задача.
Интроверты — это личности, ориентированные на собственный внутренний мир. Они — философы и созерцатели. Отношения с другими людьми строят неохотно и почти не приспособлены к жизни в социуме. Они замкнуты и не любят шумных компаний.
Доминирующие характеристики типов выглядят следующим образом:
Экстраверт | Интроверт |
Выбирает общительность | Выбирает замкнутость в себе |
Направленность на внешнюю жизнь | Направленность на внутренний мир |
Широта и насыщенность жизни | Глубина жизни |
Активный расход энергии | Экономия энергии |
Открытость | Задумчивость |
Сначала говорит, потом думает | Сначала думает, потом говорит |
Юнг считал, что в каждом человеке сочетаются черты интроверта и экстраверта. В определенный период жизни один из аспектов доминирует над другим. Это зависит от воспитания и жизненных обстоятельств, влияющих на картину мира личности в целом.
Терапия в аналитической психологии Юнга
В работе с пациентами Юнг ставил основной целью не просто избавление от проблем, но и продвижение человека в сторону развития и раскрытия способностей. Крайне важным фактором успеха Юнг считал доверие и сотрудничество между пациентом и психотерапевтом.
В своей терапии Юнг использовал несколько основных методов.
ассоциативный тест. Благодаря этому методу клиент выбирал слова, которые вызывали негативные и болезненные чувства. Это позволяло понять, что волнует человека
анализ снов
Это один из основных методов, которому Юнг уделял особое внимание. Он считал, что сновидениями бессознательное как бы предупреждает человека о наличии каких-либо проблем или скрытых, неосознанных желаний.
творческие занятия
Юнг считал, что подключение воображения и занятия арт-терапией помогают человеку избавиться от негативных эмоций и обрести душевную гармонию.
Метод терапии Юнга чаще всего использует долгосрочно. В среднем, психотерапевты занимаются с клиентами от полугода и дольше. Однако в практике современных психоаналитиков есть случаи, когда клиенту становилось лучше уже через несколько сессий.
Пост-юнгианская модель бессознательного и нео-юнгианские технологии песочной терапии
Юнг много писал о своём видении глубинного мира бессознательного. Для него это была бесконечная Вселенная, подобная космосу. «Что вверху, то и внизу», — неоднократно указывал Юнг на связь мира психического и физического. Бессознательное действительно больше всего напоминает космос. Точно так же в нём рождаются новые «звёзды» и «планеты», происходят «взрывы» и «метеоритные дожди» – говоря языком юнгианской психотерапии, образуются новые взаимосвязи комплексов, которые могут констеллироваться, неуловимо движется Тень, мерцают Архетипы, становится активным коллективное бессознательное, магнетизируется поле Самости. Бессознательное живёт и дышит, постоянно меняясь и обновляясь. Всё происходящее в этом глубинном мире синхронно трансформациям внешнего мира, они подчиняются одним законам, связаны между собой.
Мы возьмём на себя смелость дополнить модель бессознательного Юнга, исходя из изучения его наследия и значительного опыта практической работы.
Прежде всего, отметим пространственную бесконечность подсознания. Ему доступны любые расстояния, скорости и перемещения. Мы можем метафорически сказать, что мир подсознательного – это сотни тысяч песочных полей, связанных между собой. Из одних образов и Архетипов рождаются другие, из одних песочниц возникают другие. Пространственная бесконечность и наполненность бессознательного, его стремление к всеохватности и всеобщей связи, позволило родиться таким инновационным методам песочной терапии, как параллельные песочницы, масштабирование, технология отсадки.
Во времени бессознательное так же безгранично. Для него не существует прошлого и будущего. Все временные поля, подобно пространственным, взаимосвязаны. Всегда можно вернуться в прошлое и выйти в будущее, как говорил сам Юнг: «У бессознательно есть средства связи с будущим». Бессознательное легко скользит по шкале времени, и именно эта его особенность легла в основу таких нео-юнгианских методов, как технология порталов и сценарное моделирование.
Наконец, следует отметить, что и глубина бессознательного бесконечна. Мы можем погружаться во всё новые и новые пласты и глубины, приближая глубинные эмоции и образы. В песочной терапии так же может отражаться различная глубина погружения в мир бессознательного. Технология «Форстайминг» создаёт возможность максимально приблизиться к Самости, взаимодействуя с самыми глубокими структурами бессознательного.
Законы, по которым существует бессознательный космос, выводят нас, практиков, к новым методам и технологиям психотерапевтической работы, подобное рождает себе подобное.
Напомним так же, что Юнг не только изучал строение бессознательного, но и занимался погружением в его специфические языки. Он отмечал, что язык подсознательных образов – это метафоры и чувства, и только так мы можем вызвать подсознание на диалог с нами. Именно поэтому мы широко пользуемся амплификациями и ритуалами, создав технологию олицетворения, как производную от них.
3. Представления К.Г. Юнга о развитии личности
Вопросам развития личности К.Г.Юнг придавал большое значение в своей теории. Особенности его взглядов на развитие личности связаны с понятиями «самость» и «индивидуация».
Как уже упоминалось (см. п.1), самость – это архетип психической целостности и единства личности. Однако самость выступает не только в качестве архетипа, но и как конечная цель развития личности. Архетипические черты самости связаны с тем, что, во-первых, окончательное ее достижение эмпирически невозможно (следовательно, развитие личности по сути не имеет предела), во-вторых, стремление к внутриличностной гармонии свойственно практически всем без исключения людям, что и обусловило закрепление самости как одного из ведущих символов в коллективном бессознательном. Само понятие «личность» в связи с достижением самости К.Г.Юнг определял как «определенную, способную к сопротивлению и наделенную силой душевную целостность» .
Индивидуальное и общественное К.Г.Юнг понимал как явления, связанные между собой обратной пропорциональностью: чем больше общественного, тем меньше индивидуального, и наоборот. Поэтому достижение самости, по мнению К.Г.Юнга, может осуществляться лишь за счет индивидуации – в ущерб общественному. Индивидуация представляет собой процесс дифференциации, обособления индивидуального от общественного и «образования … психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии» . Конечной целью индивидуации так же является развитие личности. В связи с осуществлением процесса индивидуации К.Г.Юнг также определял понятие «личность» как «высшую реализацию врожденного своеобразия у отдельного живого существа» .
При этом индивидуация не обязательно означает вхождение личности в конфликт с общественными нормами: «Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили» .
Так как развитие личности связано с индивидуацией, оно неизбежно требует значительных психологических усилий и затрат: «развитие личности от исходных задатков до полной сознательности – это харизма и одновременно проклятие: первое следствие этого развития есть сознательное и неминуемое обособление отдельного существа из неразличимости и бессознательности стада. Это – одиночество, и по этому поводу нельзя сказать ничего утешительного. От этого не избавит никакое успешное приспособление и никакое беспрепятственное прилаживание к существующему окружению, а также ни семья, ни общество, ни положение» .
Наличие большого количества затруднений, встречающихся на пути развития личности, приводит к тому, что далеко не каждый человек становится личностью: «Тот факт, что неизменно процветают конвенции какого-нибудь вида, доказывает, что подавляющее большинство людей выбирает не собственный путь, а конвенции, и вследствие этого каждый из них развивает не самого себя, а какой-нибудь метод, а значит, нечто коллективное за счет собственной целостности» .
Развитие личности, по мнению К.Г.Юнга, может продолжаться в течение всей жизни человека.
Таким образом, развитие личности, с точки зрения К.Г.Юнга, осуществляется в направлении достижения самости (личностной целостности и гармонии) посредством индивидуации (обособления индивидуальности от общества).
Инновационные нео-юнгианские технологии
Юнг и его последователи успешно работали со снами и в арт-терапии (песочница, рисунки и.т.п.) с помощью методов, открытых Юнгом. Напомним эти классические юнгианские технологии: метод ассоциаций (личные, культурные, природные, амплификации), ритуалы, послания, внутренние диалоги, активное воображение. Мы так же используем эти методы, но развитие глубинной психологии и потребности наших клиентов мотивировали нас на создание инновационных нео-юнгианских технологий, которые методологически и методически вырастают из методов Юнга, но при этом позволяют достигать большей глубины, результативности и динамики в работе.
В связи с чем возникла потребность в создании новых технологий песочной терапии и новых подходов в глубинной психологии?
Прежде всего, это вызвано необходимостью решения глубинных проблем, которые тяжело и длительно трансформировались раньше, или трансформация не была стопроцентно успешной
Это глубокие и болезненные психосоматические проблемы (болезни, бесплодие, сексуальные блоки), это психосоциальные конфликты, которые достигли небывалой остроты через пятьдесят лет после ухода Юнга, и, наконец, это новые проблемы, с которыми не сталкивалась ранее юнгианская психотерапия (эвтаназия, искусственное зачатие, приёмной родительство, однополые пары¸и.т.п.)
Немаловажной причиной, побудившей нас на поиски новых методических форм и приёмов работы — ускорение темпа жизни и сокращение свободного времени клиентов. Юнгианская терапия XXI века призвана быть более динамичной и результативной, так как современные люди не способны работать с психотерапевтом 20, 10 или даже 5 лет.
Наконец, рождение новых подходов и методов глубинной психологии – это то наследие, которое нам завещал сам Юнг, будучи новатором, революционером в теории и практике психотерапии.
Наша задача – подробно раскрыть инновационные методики, показать их преемственность с методами Юнга, области применения и условия эффективности в песочной терапии.
Психотипы
Еще одна важная теория юнга, которая действительно получила широкое развитие – это теория психологических типов. В отличии от других психоаналитиков, которые выделяли типы в зависимости от стадии развития на которой фиксировался человек, Юнг скорее говорил о состоянии личности здесь и сейчас. Так он и выделил два критерия классификации – это психологическая установка и преобладающая функция. А также обозначил ряд внутриличностных дихотомий с которыми встречается личность.
Первая дихотомия связана с психологической установкой и подразумевает направленность человека либо на внутренние объекты, либо на объекты внешнего мира. По сути, имеется в виду то, куда человек направляет своё либидо во вне или внутрь себя.
Интроверты погружены во внутренний мир, им больше интересны вещи нежели люди, они сконцентрированы на внутренних образах, представлениях и эмоциях. Экстраверты, наоборот, направлены во вне, например, на других людей, на ситуацию и на обстановку.
Вторая дихотомия – это мышление и чувство. Люди с мыслительным типом действуют более рационально на основе объективных данных им, например легче даются технические науки.
Люди у которых преобладают эмоции и чувства более субъективны и хотя им не даются точные науки зато им намного проще решать межличностные задачи и познавать нюансы отношений других людей.
Следующая дихотомия – это интуиция или ощущение. Люди сенсорного ощущающего типа больше базируются на внешней реальности, получая информацию через органы чувств. Они находятся здесь и сейчас и живут текущим моментом.
Люди интуитивного типа получают информацию изнутри. Под изнутри Юнг конечно же понимал то самое общее информационное поле, к которому причастны все люди. По факту же такие люди скорее руководствуются выученными установки и рефлекторными реакциями своего тела, не более того.
Соответственно установки и ведущие функции могут входить в различные комбинации, и вы можете встретить интуитивного экстраверта или сенсорного интроверта.
И на самом деле сложно дать адекватную оценку данной типологии юнга. С одной стороны, на основе нее появилось множество шарлатанских типологий типа соционики. С другой стороны, именно на этой классификации базируется последующая теория темпераментов Ганса Азенка, а также классификация Майерс-Бриггс. Однако даже последние классификации и теории тяжело назвать стопроцентно обоснованными и доказанными.
Список литературы
- Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс, В Одайник, Дж.Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М.Руткевич. – М.: «Мартис», 1995. – 320 с. – (Серия «Классики зарубежной психологии»).
- Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М.: «Рефл-бук», 1997. – 298 с. – (Серия «Актуальная психология»).
- Зигмунд Фрейд – Карл Густав Юнг. Из переписки / Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: «Литера», 1992. – с. 364-467.
- Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 324 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – В 2-х томах. – Том 1. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 416 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с. – (Серия «Мастера психологии»).
- Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. – М.: «Семира», 1995. – 350 с.
- Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Киев: «Государственная библиотека Украины для юношества», 1996. – 384 с.
- Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: «АСТ», 1998. – 720 с. – (Серия «Университетская книга»).
- Юнг К.Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с. 65-79. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
- Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб.: «Б.С.К.», 1996. – 454 с.
Снижение умственного уровня (лат.)
Методы
Карл Густав Юнг внес существенный вклад и в метод психоанализа
Так вот первое и крайне важное его нововведение это метод активного воображения
Метод активного воображения – это своего рода аналог метода свободных ассоциаций, только при использовании фантазий. теперь вместо простого вербального материала клиенту предлагается отпустить контроль над своим воображением и наблюдать различные образы которые приходят на ум и которые могут быть полезны для анализа.
Данный метод позволил достигать результатов намного быстрее чем классический метод Фрейда, поскольку воображение дает намного больше возможностей для актуализации воспоминаний или поведенческой проработки.
Однако и в сам метод свободных ассоциаций Юнг внес определенные коррективы. Так метод стал не линейным, как у Фрейда, а циркулярным. Проще говоря, он стал направленным и клиенту предлагалось не просто тараторить обо всем без умолку, а обсуждать именно определенную тему и создавать ассоциации вокруг одного конкретного образа, все время возвращаясь к нему, если клиент уходит.
Еще одним нововведением стал ассоциативный тест Юнга. Юнг отметил, что на эмоционально-значимые слова люди выдают ассоциацию намного дольше. Например, на слово черный вы сразу скажете белый, а вот на слово мама, ассоциация придет не так быстро. Кстати, именно этот тест и служил прообразом современного детектора лжи.
В итоге он создал свой ассоциативный тест, где вам сначала необходимо написать 16 ассоциаций с той или иной значимой темой, а затем искать ассоциации между уже написанными.
Подробно я описывать тест не буду, так как его легко можно найти в гугле, да и сам этот тест сегодня не применяется столь активно в аналитической психологии. Однако вполне могут применяться его элементы
В частности, аналитик может заметить какое-то значимое слово в речи пациента и заострить на нем внимание предложив простроить ряд ассоциаций. Например, клиент чуть вздыхает на слове надежда, тогда можно спросить у человека что ему приходит на ум, в связи с этим словом
Юнг также обновил и способ интерпретации введя так называемый метод амплификации. Для Юнга этот метод состоял в поиске параллелей между состоянием клиента и различными мифами, и историями. Опять же сегодня аналитик вряд ли будет зачитываться какой-нибудь Илиадой Гомера, скорее метод будет состоять в подборе метафор к состоянию клиента. Например, зажатому клиенту можно сказать, что он похож на вулкан спокойный снаружи, но бурлящий внутри. А клиенту, который испытывает разочарование можно сказать, что он словно сизиф, который бесполезно катит свой камень. Такие метафоры позволяют человеку осознать свои чувства и лучше понять себя.
Анализ снов. Как уже сказал немного раннее и анализ сновидений понимается у Юнга по-другому. Ни как отыгрывание какой-то истории детства, а как попытка разрешить текущий конфликт и подготовка к реализации будущих ожиданий. Именно на это и были направлены интерпретации Юнга. И такие сны Юнг называл малыми сновидениями, но были и большие сновидения которые также отражали в себе архетипическую сюжеты и образы, которые предстояло раскрыть психоаналитику.
В остальном Юнг использовал и классические методы психоанализа о которых я говорил в видео про Зигмунда Фрейда, однако опять же скорее преломлял их через собственную мифическую и мистическую теорию.
Все же, если отбросить странности Юнга в сторону, он действительно оказал огромное влияние на последующее развитие психологии и по сути является предвестником современной краткосрочной аналитической терапии.
Сам его подход во многом лег в начало гуманистической психологии, так как Юнг рассматривал клиента как постоянно развивающуюся личность на пути которой возникают препятствия, а не как субъекта жизнь которого определяется его прошлым.
SimplePsychology , YouTube , Инстаграмм , Вк , Сайт (консультации)
Важнейшие архетипы Юнга
Логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых (повторяющихся, схожих) ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их количествах. Однако, Юнг выделял особо, лишь некоторое количество самых важных из них, это маска (персона), анима, анимус, тень и самость.
Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру (см. рисунок).
МАСКА (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе, как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас. Из сказанного легко сделать вывод, что МАСКА (ПЕРСОНА) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.
ТЕНЬ. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой по сути.С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.
Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисной структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются, как в личном бессознательном, так и непосредственно в сознании.Роль Эго заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.С другой стороны, это означает использование Персоны, как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.
АНИМА и АНИМУС. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также и представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.
Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.
САМОСТЬ. (Я, такой как есть). Не проявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл ИНДИВИДУАЦИЕЙ.Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.Юнг считал, что самоактуализация Самости весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга, Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.
Появление аналитической психологии
Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами, в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это, ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности (супер эго) и неосознанными импульсивными желаниями (ид), обусловленными животной природой человека, которая, неизменно подавляется социальными и этическими установками.
Таким образом, в учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.
Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.
В целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.
В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо животных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.
Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом, Юнгом вовсе не отрицался факт сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.
Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие, касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.
Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно, детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы, в равной мере, определяются, не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.
Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.
Однако, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.
Структура личности по Карлу Юнгу
В психиатрической клинике Карл Густав Юнг имел возможность наблюдать за десятками людей, у которых были выявлены различные отклонения. Это позволило ученому определить некоторые факторы, которые влияют становление и формирование личности человека. Юнг пришёл к выводу, что состояние психики человека нельзя определить одним лишь сознанием. На нее действуют и другие системы, и внешние факторы. Именно эта теория и легла в основу аналитического учения.
Эго — по сути, это сознание человека. Это совокупность всех ассоциаций со словом “Я”. Эго состоит из мыслей, ощущений и воспоминаний личности. Это все, что человек может ассоциировать с самим собой и своей личностью.
Личное бессознательное. По Юнгу — эта область, которая находится под уровнем сознания. Это область, в которой содержатся забытые и вытесненные события из жизни, которые при определенных усилиях можно вытащить и восстановить в сознании. В личном бессознательном хранится чаще всего негативный опыт. Это воспоминания, травмы, ощущения, страхи и желания. Эти переживания либо игнорируются, либо до конца не осознаются. В сознании эти переживания появляются в виде определенных идей, отношений к различным аспектам жизни и влияют на поведение человека, хотя он часто этого не осознает.
Коллективное бессознательное. Это область, в которой содержится врожденный опыт прошлых поколений, образы и представления о жизни. Он проявляется в вековых традициях и культуре многих наций.