Психологическое здоровье. толерантность к фрустрации

Примеры ситуаций из жизни

Жизненные случаи фрустрации представлены в примерах.

Пример 1

В школьном возрасте фрустрация часто возникает у детей с «синдромом отличника». Школьники прилагают большие усилия, чтобы получать высокие оценки и выделяться на фоне сверстников. Когда в их окружении появляется ребёнок, демонстрирующий большие успехи, у личностей с «синдромом отличника» возникает сильная фрустрация.

Пример 2

Примером любовной фрустрации может стать разрыв отношений. Человек строил планы на совместное будущее, лелеял мечты и фантазии, вкладывал время и силы в отношения. Когда в одночасье его желания рушатся, это сопровождается возникновением фрустрации и характерных для неё симптомов: острого разочарования, обиды и горечи.

Пример 3

К карьерной фрустрации приводит отсутствие успехов на рабочем месте. Человек может прилагать большие усилия в надежде на повышение или увеличение зарплаты: оставаться допоздна, выполнять работу за других сотрудников. Если желаемую должность отдают другому, и в повышении заработной платы отказывают, возникает фрустрация.

Фрустрация – сложное психоэмоциональное состояние, доставляющее дискомфорт и множество неприятных эмоций. Выйти из него можно при помощи занятий с психотерапевтом, релаксационных методик и приёма седативных, антипсихотических, антидепрессантных средств.

Как себе помочь

Тем не менее, затянувшееся состояние фрустрации в конечном итоге приводит к истощению. Как отмечает доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Дмитрий Ковпак, если в удовлетворении физиологических потребностей есть четкие сроки, сколько человек не может прожить без еды, воды, сна; то в удовлетворении социальных потребностей сроки зависят от многих факторов и, в первую очередь, от субъективной значимости для самого человека неудовлетворенной потребности. По его словам, когда фрустрация причиняет физический или моральный дискомфорт, человек должен взяться за разрешение этой проблемы.

Схема для выхода из состояния фрустрации на первый взгляд выглядит понятно: нужно разобраться, какая потребность была не реализована, и понять, каким образом ее можно реализовать. «Другой вопрос, умеет ли человек осознанно, последовательно и качественно проделывать эту работу. Шаблона к решению возникшей проблемы не существует, маршрут к удовлетворению потребности строится персонализировано. Плюс в том, что каждый человек — эксперт по самому себе, и у каждого есть ресурс заглянуть в себя, в свой опыт, в свое прошлое. Они могут подсказать, каким образом раньше решались подобные проблемы», — говорит Ковпак. При этом он напоминает: если человек не может сам решить жизненную задачу — это тоже нормальная ситуация; в таком случае ему необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

В Сети есть различные тесты и методики, которые помогают определить, к какой реакции на фрустрирующие условия склонен человек. Один из распространенных — тест рисуночной фрустрации Саула Розенцвейга. Он определяет, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации, и к какому типу агрессии относится его реакция.

Что приводит к фрустрации – Типы конфликтов

Конфликты, приводящие к фрустрации, делят на три типа:

  • Конфликт равных возможностей. К примеру, человек выбирает между иностранной карьерой и ответственным повышением по карьерной лестнице. Оба варианта имеют свои достоинства, поэтому человек переживает муки выбора. 
  • Конфликт равных проблем. Пример, названный выше, можно понимать по-другому. Во-первых, переезд вызовет к сложности – необходимость совершенствования иностранного языка, создания новых социальных связей, разрыву отношений с близкими дома. Во-вторых, отечественное повышение по карьерной лестнице тоже вызовет ряд проблем – необходимость отвечать за принятые решения, сокращение свободного времени, зависть окружающих и др. 
  • Конфликт возможностей и проблем. В названом примере при выборе пути построения карьеры человек непременно сталкивается с этим конфликтом. Ему необходимо сделать выбор между карьерным ростом и свободным временем, финансовым благополучием и окружением.

Сразу стоит сказать, что причины фрустрации — это не только фрустрирующие ситуации, но и ряд сопутствующих факторов: 

  • Многократное повторение проблемы, то есть длительное неудовлетворение потребности.
  • Эмоциональная возбудимость человека.
  • Степень неудовлетворённости.
  • Наличие негативного опыта.
  • Этап достижения цели. 

При сочетании нескольких перечисленных факторов с фрустратором человек преодолевает фрустрационные пороги и попадает в это тяжелое эмоциональное состояние. Чем больше сопутствующих факторов совпадет, тем сложнее ему будет преодолеть проблему.

Современным обществом планка успеха устанавливается слишком высоко, достичь ее очень непросто. Успешными считают привлекательных людей с хорошей работой, благополучной семьей, своей недвижимостью и иными символами успеха. Находясь в погоне за достижением установленных обществом норм, люди забывают о своих настоящих потребностях и желаниях, а это значит, что симптомы фрустрации появляются все чаще.


Все типы конфликтов возможны в реальной жизни

Виды фрустаторов

Бедность. В условиях постоянного денежного дефицита изменяются человеческие представления сущности счастья. Есть притча, в которой бедняк жалуется на свое тесноту жилья, где он живет с многочисленными родственниками. Мудрец советует ему временно поместить там домашних животных, чтобы ощутить катастрофичность ситуации. Так что счастье относительно.

Бедность вызывает фрустрацию не только при невозможности удовлетворения простейших личных и семейных потребностей. Материальное состояние является серьезным фрустратором, когда социум составляют люди разной степени дохода. Невзирая на достойный уровень жизни, человек самостоятельно входит во фрустрацию путем социального сравнения.

В особенности сильная фрустрация бывает, если человек верит, что богатые люди делают свое состояние только незаконными и аморальными способами. Восприятие себя бедным, обездоленным человеком находится в зависимости от соотношения его потребностей с реальными достижениями.

Иные виды фрустаторов:

  • Физические причины. К физическим причинам относят денежные ограничения, потерю свободы.
  • Биологические причины. Биологические причины — это старение, внешние особенности, изменения внешности.
  • Психологические. Психологические — отсутствие либо недостаток знаний, страхи, сомнения.
  • Социальные. Социальные причины связаны с общением с другими людьми.

Фрустаторами могут выступать и другие вполне обыденные вещи

Механизм возникновения эмоционального состояния

Фрустрированность формируется в 3 основных этапа:

  1. Постановка цели. Человек решает воплотить в жизнь то или иное желание, намечает необходимую планку, продумывает методы и сроки достижения цели.
  2. Стремление к достижению цели. Человек прикладывает усилия, старается достичь намеченных результатов, вкладывая в это силы, время или денежные средства.
  3. Неудача. Несмотря на вложенные усилия, достижение цели становится невозможным. Человек разочаровывается, злится, погружается в фрустрированное состояние.

Дальнейшее поведение зависит от склада характера человека, от степени его негодования.

Толерантность и ее обратная сторона

Нас привлекают люди, которые похожи на нас, с которыми у нас есть что-то общее. Это может быть цвет глаз, волос, стрижка, интересы, стиль одежды и многое другое. А с теми, чьи отличия более заметны, мы держим дистанцию. Так запрограммирован наш мозг. Мы распознаем «свой» или «чужой» по признакам, которые удалось уловить. И все это происходит на подсознательном уровне. И когда инстинкт «чужака» имеет больше власти над здравым смыслом, начинает проявляться неуважение или даже агрессия к другому человеку.

Так вот толерантность означает терпимость к другим людям, их характеру, внешнему виду, образу жизни, мнению, выбору и т.п. Говоря проще, это когда вы допускаете возможность другому человеку быть уникальным или выражать себя без препятствий. Например, вы любите пиццу и картошку фри, а ваш друг сторонник здорового питания. И вы спокойно относитесь к его выбору, так же, как и он к вашему. А если бы ваш друг критиковал, осуждал ваш выбор и яро доказывал, что пицца – это вредно, то это уже было бы проявлением нетолерантности. И получается, что проявление толерантности означает допускать то, что уже есть, и принять это «есть» как данность, не вмешиваясь в выбор другого человека, чего бы он ни касался. Будь то вера, религия или любовь.

Быть нетолерантным, наоборот, означает проявлять свое негодование и неприемлемость к тому, с чем вы не согласны. Плюс стремление навредить или всячески препятствовать объекту вашего негодования.

Причины возникновения фрустрации

Внешние и внутренние источники

Фрустрация может исходить как изнутри, так и снаружи.

Под внутренней фрустрацией мы понимаем состояние, когда человек сам является фрустратором (тем, кто провоцирует такое состояние). То есть он становится несчастным, потому что сам отреагировал на ситуацию негативными эмоциями.

Внешняя фрустрация предполагает, что есть другой человек или предмет, которые мешают вам удовлетворить свои потребности. Например, в ситуации, когда человек опаздывает на важную встречу из-за того, что стоит в пробке.

Причины фрустрации индивидуальны для каждого человека. Среди наиболее частых фрустраторов психолог Дэн Бреннан называет:

  • стресс на работе;
  • постановку недостижимой цели;
  • трудности в поиске решения проблемы.

Социальные фрустраторы

В наши дни значимым источником фрустрации является наше социальное окружение, которое порождает, как называют это в психологии, социальную фрустрацию

Владимир Шляпников поясняет: для человека важно быть не хуже, чем другие люди. Но так как понятия «хуже — лучше» — относительные, это сравнение часто вызывает чувство фрустрации

«Порой мы испытываем чувство неудовлетворенности даже тогда, когда объективно потребность удовлетворена. Например, я выбираю в ресторане популярное дорогое блюдо, но, когда его приносят, мне кажется, за соседним столом заказали что-то более вкусное и интересное. Такова природа человека», — приводит пример психолог.

Социальная экономика

Как побороть беспомощность и противостоять социальному давлению — подкаст

Типы фрустрации

Фрустрация может проявляется во множестве разных вариантов. Некоторые из них описывает психолог Дэн Бреннан:

  • потеря самообладания;
  • нервные движения тела, такие как постоянное постукивание пальцами и т.д.;
  • отказ продолжать начатое дело;
  • чувство грусти или беспокойства;
  • неуверенность в себе;
  • проблемы со сном;
  • переход к наркотикам или алкоголю;
  • телесное насилие, например, голодание или неправильное питание.

Фрустрирующие ситуации могут вызвать разные эмоции, отмечает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова: «Мы можем чувствовать все вариации злости, от легкого раздражения до ярости и ненависти, это могут быть чувства бессилия, подавленности, разочарованности, обиды и сильного расстройства». По ее словам, ситуации ограничений, неудач и препятствий могут вызвать сильный стресс, апатию и ощущение бессмысленности, но одновременно с этим они могут стать мощными мотиваторами поиска выхода, преобразования.

Впрочем, человеку бывает довольно сложно осознать это состояние, говорит завкафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимир Шляпников: «Фрустрация часто переживается как смутный и неясный дискомфорт: со мной что-то не так, мне чего-то не хватает, но чего именно, я не понимаю. Не понимаю, как с этим справиться. В результате это состояние негативно влияет на жизнь человека, мешает жить, эффективно работать, получать удовольствие от общения с близкими».

Виды фрустрации и ее причины

Американский психотерапевт и автор теории о фрустрации С. Розенцвейг выделил 2 вида фрустрации:

  1. Первичная, или лишение. Была потребность и то, что ее удовлетворяло. Последнее исчезло, а потребность осталась. Например, певец сорвал голос и не может выступать: его потребность в самореализации неудовлетворена.
  2. Вторичная, или неспособность получить желаемое. Возникла потребность, которую теоретически можно удовлетворить, но на пути к цели встало препятствие. Например, девушка / парень хочет петь на сцене, но преподаватели по вокалу говорят, что у нее / него нет способностей к этому и рекомендуют попробовать другой вид творчества.

Кроме видов фрустрации Розенцвейг назвал и классифицировал фрустрирующие факторы.

фактор описание пример фрустрации
лишения внутренние не получается удовлетворить потребность, потому что нет внутреннего ресурса девушка хочет стать моделью, у нее есть исходные внешние данные, но она не может оплатить обучение в модельном агентстве
внешние не получается удовлетворить потребность, потому что не хватает внешних ресурсов девушка хочет стать моделью, у нее есть исходные внешние данные, но она не может оплатить обучение в модельном агентстве
потери внутренние пропал внутренний ресурс, который закрывал потребность мужчина потерял смысл жизни. его преследует тревога и неопределенность, он не чувствует себя в безопасности
внешние пропал внешний ресурс, который закрывал потребность женщина в пожаре потеряла дом. теперь ей негде жить. у нее не удовлетворена потребность в безопасности
потери внутренние возник внутриличностный конфликт — препятствие на пути к цели мужчина хочет признаться девушке в любви, но не решается, потому что это девушка его друга
внешние возник межличностный конфликт — препятствие на пути к цели мужчина признался девушке в любви, она ответила взаимностью, но ее родители против отношений, а она во всем прислушивается к их мнению

Негативное состояние возникает не сразу. Все зависит от уровня фрустрационной толерантности — способность терпеть неудачи, срывы планов. Например, спортсмены с мотивацией достижения успеха и большим багажом побед переносят неудачу проще, чем спортсмены с низкой мотивацией достижения успеха и большим количество поражений.

Что еще влияет на снижение толерантности: 

  • цепочка неудач;
  • препятствие возникло за шаг до цели, а не в самом начале;
  • высокая эмоциональная возбудимость;
  • позиция жертвы;
  • слабый тип нервной системы.

Фрустрационная толерантность — это не только способность терпеть дискомфорт, но и способность сдерживать иррациональные порывы, которые возникают из-за разочарования. Личность с высокой толерантностью не обвиняет себя или других, а объективно разбирает ситуацию, извлекает из нее урок и думает о решении проблемы.

Терпимость к фрустрации — это черта зрелой личности.

Мотивы терпимости и толерантности

Для проявления толерантности, как правило, есть объективные и субъективные причины. Например, необходимо загасить конфликт между народами или иными социальными группами в интересах общей группы, в которую они входят.

Например, государство, как общая группа для всех своих граждан, заинтересовано в том, чтобы между его гражданами был мир и добрые взаимоотношения, и потому оно заинтересовано в том, чтобы разногласия между различными этническими, религиозными, политическими и иными группами своих граждан разрешались мирным путём, а желательно и вовсе не возникали.

Терпимость как вид защитного механизма

В этом смысле терпимость и толерантность является естественной функцией выживания различных групп за счёт нивелирования конфликтов между ними и начала конструктивного взаимодействия, вместо деструктивного противостояния.

Таким образом формирование терпимости и толерантности также является защитным механизмом человеческой психики и социума, с одной стороны, защищающее личность от негативных эмоций, которые её разрушают и толкают на деструктивное поведение, с другой стороны, защищающее социум от разрывание его на множество противоборствующих группировок, ведущих друг с другом борьбу на уничтожение.

Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга

Фрустрация — напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей. При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно. Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.

Целями тестирования являются:

Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы — на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.

Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей. Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки.
На них показаны двое и более человек, ведущих диалог; задача испытуемого — придумать реплику одного из собеседников.

Процедура проведения

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.

Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен . быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция для взрослых:

«Вам сейчас будут показаны 24 рисунка (приложение в отдельных папке). На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером. Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

Инструкция для детей:

«Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

Как используют фрустрацию в психотерапии

Фрустрация в психологии — это не только источник негатива. В психоанализе считают: Эго начинает формироваться с фрустрации. В теории неврозов о патогенном характере фрустрации говорят только при определенном превышении силы фрустрационного реагирования на ситуацию. Для каждого человека — индивидуального.

Управляемая фрустрация в психотерапии применяется в работе с клиентом методом абстиненции, когда терапевт отказывается удовлетворить его ожидания, желания либо требования. Избегание поощрения клиента увеличивает уже присутствующую у него фрустрацию. Например, за фрустрационной реакцией на невинное поведение терапевта может скрываться психотравма, полученная в отношениях с одним из родителей еще в раннем детстве — также проигнорировал, раскритиковал, высмеял. Метод абстиненции облегчает осознание клиентом невроза переноса, помогает выразить «опасные» чувства в безопасной обстановке и проработать их.

Психотерапевты часто применяют такой прием для решения проблем подопечного

Толерантность к неопределенности как фактор построения перспективы будущего

Современные исследователи перспективы будущего не могут однозначно выделить группы факторов ее формирования ввиду того, что в каждом индивидуальном случае одни факторы могут преобладать над другими. По источнику воздействия, однако, эти факторы традиционно разделяются на внутренние и внешние. К числу внутренних, наряду с личностными ценностями, стремлениями и убеждениями, следует отнести и толерантность к неопределённости.

Само понятие толерантности к неопределённости как личностная характеристика рассмотрено впервые в работах Э. Френкель-Брансвик . Автор описывает поведенческие диспозиции, связанные с низкой толерантностью к неопределённости. По мнению Э. Френкель-Брансвик, толерантность к неопределенности проявляется в таких индивидуальных особенностях, как когнитивный стиль, система убеждений, межличностное общение и социальное взаимодействие, а также поведение при решении проблем .

Существенный вклад в анализ проблемы толерантности к неопределенности внесли А.Г. Матушанская и Б.С. Алишев. Они рассмотрели толерантность к неопределенности в трех аспектах: толерантность к двусмысленности, толерантность к неопределенности и толерантность к неизвестности .

С начала 1960-хгг. для измерения толерантности к неопределенности как личностной черты методом субъективного самоотчета был разработан ряд психометрических шкал. К наиболее известным из них относятся шкала Дж. Баднера, адаптированная в России Г.У. Солдатовой, шкалы С. Райделла и Е. Розена, Э. МакДональда, Р. Нортона, а также испаноязычная шкала Д. Виганола Роза, русскоязычная версия которой была адаптирована Н. Шалаевым. Обзор шкал для измерения толерантности к неопределённости можно найти в работах Э. Фарнхэма и Т. Рибчестер, а также А.И. Гусева.

К шкалам нового поколения относится шкала толерантности к неопределенности Д. МакЛейна. Автор определяет толерантность к неопределенности как спектр реакций (от отвержения до влечения) на стимулы, которые воспринимаются индивидом как незнакомые, сложные, изменчивые или дающие возможность нескольких принципиально различных интерпретаций .

В анализе проблемы неопределенности на передний план выступают разные аспекты отношения людей к будущему.

Ощущение, что «будущее не определено», в любом возрасте порождает тревогу

Тревога — очень важное приобретение человека, это инструмент взаимодействия с будущим. Если не обращать внимания на сигналы тревоги, бороться с обычной, «нормальной» тревогой, пытаться вытеснять ее из жизни, она все равно вернется, только еще в более разросшемся виде, и превратится в клиническую, патологическую тревогу

Ален Бадью оперирует понятием «готовность к событию» — особенность стратегии человека, который готов к ситуации неопределенности. Быть готовым к событию — значит быть в субъективном расположении, позволяющем признать новую возможность. Готовить событие — значит быть расположенным его принять, быть в таком состоянии духа, в котором порядок мира, господствующие силы не обладают абсолютным контролем над возможностями . Очевидно, неопределенность, помимо неприятных эмоций, содержит в себе важный для субъекта позитивный потенциал, который помогает выработать адекватную позицию по отношению к неопределенности, ощутить присущие ей позитивные возможности.

Таким образом, правомерно говорить о том, что тот тип переживания неопределенности и отношения к ней, который избирается личностью, существенным образом определяет стратегию отношению субъекта к своему будущему. Е.Т. Соколова отмечает, что известная толерантность к неопределенности и переносимость амбивалентности могут свидетельствовать о достижении индивидуальной зрелости, константности и целостности «Я», способного справляться с тревогами .

Защитные механизмы и деструктивное поведение

Существует два явления, которые могут потребовать в отношении себя толерантности и терпимости: защитные механизмы психики, которые глубоко позитивны и работают на человека, и деструктивное мышление, причиной которого может стать множество факторов.

Защитные механизмы психики и личности

Человек – сложное существо, которое стало плодом сложнейшего эволюционного отбора на протяжении сотен тысяч лет (если брать вид Homo sapiens – человек разумный), и его психика такое же дитя эволюционного отбора. На протяжении сотен тысяч лет человеческий вид вырабатывал лучшие поведенческие нормы и на генетическом уровне, и на уровне общественных норм и морали, которые помогали человеку и человеческому виду выживать. Все механизмы психики, которые были деструктивны и мешали выживать, исчезли и вымерли вместе с их носителями.

Результатом этого процесса стала текущая психическая конституция современного человека. Конечно, можно утверждать, что она несовершенна, но совершенного в этом мире ничего нет. Кроме того, всё подвижно и всё находится в процессе постоянного изменения и совершенствования. Но то, что имеет человек сейчас – это лучшее, что может быть на данный момент.

Психика человека за сотни тысяч лет сформировала множество защитных механизмов личности и своего вида, которые действуют как на самых базовых и глубинных уровнях личности человека, так и имеют проявления на самом поверхностном уровне – в сознании. Этих защитных механизмов множество, и они охватывают все области жизни человека от самых глобальных, и касающихся выживания, до самых незначительных и локальных. Психика человека в автоматическом режиме работает над его выживанием.

Смысл и главная цель защитных механизмов психики – защитить человека и его вид, способствовать его выживанию, размножению и развитию за счёт стимулирования деятельности и поступков конструктивных, и за счёт предотвращения деятельности деструктивной и контрпродуктивной через базовый механизм мышления человека – ощущение удовольствия и страдания.

Деструктивное мышление и поведение

Помимо естественных защитных механизмов психики, которые работают в штатном режиме, возможны и деструктивные проявления, например, когда защитный механизм психики в отдельно взятом индивидууме или социальной группе стал работать со сбоем, отклонился от своей природы и стал деструктивным. Или же индивидуум в процессе своей жизни приобрёл личные качества, которые вынуждают его неконструктивно реагировать в тех или иных ситуациях.

Как выйти из состояния фрустрации?

Самой правильной реакцией на фрустратор остается толерантность: принятие проблемы. Так что коррекция фрустрации предполагает формирование эмоционального постоянства. Для развития такого качества, необходимо учиться целеполаганию и планированию способов их достижения. Объективно оценив поставленную задачу, проще отыскать решение или спокойно принять факт отсутствия в данный момент такого решения. Иногда терапию фрустрации необходимо доверять профессионалам. В тяжелом состоянии и при отсутствии мотивации к решению трудностей, есть смысл попросить помощи у психолога либо психотерапевта. Профессионал понимает, как победить фрустрацию с минимумом потерь, решив проблему, справившись с ее последствиями и начав получать от жизни удовольствие.

Возможно отыскать много способов, чтобы достичь одной цели, найти альтернативную цель для удовлетворения потребности или желания. В НЛП и гипнозе. К примеру, существуют техники, которые позволяют осуществить перенос чувства влюбленности на иной объект, избавившись от безответной любви. Также один из методов выхода из фрустрации – это интроспекция, при которой человек заглядывает в свой внутренний мир.

Безусловно, если инстинкт человека серьезно фиксируется на конкретном человеке, откажется верить, что возможно почувствовать такие мощные чувства еще к кому-либо.

Для нахождения цели, которая может компенсировать качества заменяемой, потребуется терпение. Однако если бы это не было возможным, люди не женились бы счастливо несколько раз в жизни и не отыскивали бы смысл жизни в новой деятельности после утраты возможности заниматься любимым делом. К примеру, актер А. Бандерас мечтал о футбольной карьере, но травмирование ноги привело его к отказу от такой мечты. Едва ли популярный актер сегодня чувствует фрустрацию из-за несбывшейся подростковой мечты.

Выйти из состояния сложно, но возможно

В итоге

Как мы видели в этой статье, разочарование — это то, что сопровождает нас во многих случаях в нашей повседневной жизни. Мы должны научиться управлять этим так, чтобы это не отрицательно сказывалось на нашем эмоциональном благополучии..

Поэтому важно, чтобы с самого маленького возраста родители учили своих детей сталкиваться с ситуациями, которые могут вызвать разочарование, и принять их правильно. Таким образом, будет предотвращено, что на взрослой стадии они воздействуют на них более преувеличенным образом во все среды, в которых они движутся.

В заключение добавьте, что выполнение дыхательных упражнений также поможет взрослым и детям успешно справляться с разочаровывающими ситуациями, поскольку это позволит им лучше мыслить..

Выводы

Таким образом, обобщение результатов эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Респонденты с высоким уровнем толерантности к неопределенности относятся к своему будущему позитивно, определяют его как комфортное. Образ будущего у них имеет достаточно подробный план; оно значимо, насыщено эмоционально, включает много событий, кроме того, школьники способны прогностично определить место, где события будущего с высокой степенью вероятности произойдут. Временная перспектива носит среднесрочный характер, составляет около 30 лет. Толерантные респонденты полагаются на себя, на свои силы, воспринимают себя субъектом собственных действий, склонны ожидать успеха в будущем, полагаясь при этом на свои внутренние ресурсы.

2. Респонденты с низким уровнем толерантности к неопределенности видят своё будущее неопределенным, тревожным, неизвестным, страшным, конструируют будущее схематично, поверхностно. Они склонны отдалять будущее от настоящего, меньше наполняют его событиями. Временная перспектива носит краткосрочный характер. Респонденты затрудняются определить место будущих событий. Уже на уровне планирования будущего респонденты понимают, что нуждаются в помощи со стороны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: