Влияние профессиональной деятельности на здоровье и безопасность персонала

Сколько и как нужно отдыхать

Труд обязательно предполагает другое понятие, неразрывно с ним связанное, — отдых, так как любая деятельность человека сопровождается расходом энергии, физической и умственной. Если процесс труда будет проходить на пределе энергетических ресурсов организма или при их истощении — это не может не отразиться вредно на состоянии здоровья, не говоря уже о низкой продуктивности труда.

Перерывы в любой деятельности нужны для устранения монотонности, однообразия труда — главного фактора утомления. При всей интересности работы занятие однотипными делами, а у подавляющего числа людей она носит такой характер, нагружает только специфические нервные структуры и центры. Это ведет к их повышенно утомлению. 

Перерывы в работе поэтому целесообразно проводить со сменой занятий (так называемый активный отдых), на что указывал еще И. М. Сеченов. При умственной работе необходим отдых с физической нагрузкой.

Особенно следует остановиться на производственной обстановке. Гигиеной труда изучаются различные профессиональные вредности, которые еще имеют место на ряде производств (высокочастотные электромагнитные поля, вибрации, повышенная температура) и вносятся меры по их устранению.

Однако есть вредности, которые, будучи признаваемыми большинством людей, этим же большинством игнорируются. Например, нередко курят на рабочем месте

При этом курящий не обращает внимание на то, что отравляются находящиеся рядом сотрудники. Кое-где стало обыкновением, что курящий человек может без разрешения закурить, находясь в кругу людей

А ведь каждый находится на работе большую часть жизни. И табачный дым, значительно воздействующий на здоровье человека должен быть категорично устранен.

Весьма важной в производстве будет эмоционально-двигательная разнонаправленная нагрузка. Обязательна организация перерывов в работе, для того, чтобы встряхнуть организм и тело, пройтись, расслабиться

Это необходимо для восстановления, и сохранения сил, обеспечивающих запас «выносливости» в работе.

Кто больше подвержен стрессу на работе

По данным исследований службы занятости HH.ru (было опрошено более 11 тысяч работников РФ), около 20 % сотрудников предприятий находятся в постоянном состоянии стресса. Конкретно 18 % работников сказали, что стресс на рабочем месте испытывают каждый день.

Результаты исследования также показали, что сотрудницы женского пола значительно хуже переносят рабочие неприятности, чем мужчины. Если мужчин, которые испытывают профессиональный стресс постоянно, всего 15 %, то женщины, переживающие негативные эмоции, составляют 21 %. Очевидно, что это связано с природной эмоциональностью женского пола.

Возраст наименее стрессоустойчивых сотрудников составляет от 25 до 45 лет. Интересно, что люди, не входящие в эту возрастную категорию (молодые специалисты и работники предпенсионного возраста), оказались менее подверженными стрессу на работе, так как намного проще относятся к рабочим трудностям. Вероятно, молодежь легче переносит стрессовые ситуации в силу возрастной гибкости эмоциональной системы и неопытности — они еще не до конца осознают, какие последствия может иметь та или иная сложная ситуация.

Работники в возрасте, напротив, не так эмоциональны в силу опыта, пришедшего с годами, своеобразной «закалке» нервной системы и выдержки. Так что в зоне риска, как ни парадоксально, представители самого работоспособного возраста 25-45 лет.

Только до05 марта

Пройди опрос иполучи обновленный курс от Geekbrains

Дарим курс по digital-профессиям
и быстрому вхождения в IT-сферу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать файл

Опросы работников показали следующие результаты: 30 % людей довольно редко испытывают профессиональный стресс, 8 % вообще с ним не сталкивались. В то же время пятая часть работающего населения переживает ежедневное эмоциональное перенапряжение на рабочем месте. При этом результаты опросов оказались практически одинаковые как в период времени до пандемии, так и во время нее.

На стрессоустойчивость сотрудников влияет также их профессиональная сфера деятельности. В зоне риска находятся в первую очередь страховщики — 31 % работников этой сферы регулярно испытывают стресс на работе. Ежедневному эмоциональному напряжению подвержены такие специалисты, как консультанты, закупщики, кадровые работники, специалисты в области гостиничного и ресторанного бизнеса, а также туризма.

Меньше всего стрессу на рабочем месте подвержены представители рабочих профессий: 62 % работников никогда стресс не испытывают или очень редко. В спортивной индустрии и сфере фитнеса 51 % практически не страдает от нервного истощения, среди сотрудников безопасности и специалистов по добыче сырья по 45 % представителей мало подвержены стрессу.

Наиболее подвержены профессиональному стрессу менеджеры среднего уровня и квалифицированные сотрудники. Проще относятся к рабочим проблемам работники без специального образования или опыта. Также более стрессоустойчивы руководители высшего уровня: около 40 % из них испытывают стресс очень редко, а кто-то и вовсе не позволяет себе тратить энергию на негативные эмоции.

Взаимосвязь нервной системы и профессиональной деятельности

Отдельные характеристики психологических процессов, обусловленные свойствами нервной системы, определяют тип темперамента, обусловливающий определенные черты поведения человека. Такие черты характеризуют индивидуальный стиль деятельности.

Темперамент взрослого человека бывает двух видов:

  • во-первых, основной, формируемый в детстве;
  • во-вторых, приобретаемый, обусловленный искусственной адаптацией поведения к профессиональной и иной среде.

В условиях профессиональной деятельности человек вынужден приспосабливать свой темперамент к требованиям этой деятельности и среды. Для современного человека характерно несовпадение природного темперамента и стиля деятельности. Такое несовпадение оказывает неблагоприятное влияние на здоровье и успешность деятельности.

В противном случае могут быть достигнуты следующие позитивные последствия:

  • во-первых, комфортное осуществление деятельности и переживание положительных эмоций, включая удовольствия, обеспечивается человеку при условии выполнения его работы с определенной скоростью, активностью и темпом;
  • во-вторых, количество ошибок, допускаемых работником, существенно сокращается, работа выполняется с высоким качеством;
  • в-третьих, продолжительность работы человека без усталости и утомления увеличивается.

Расхождение темперамента и индивидуального стиля деятельности ведет к возникновению следующих отрицательных последствий:

  • во-первых, ощущение дискомфорта даже при условии выполнения деятельности в своем ритме и темпе;
  • во-вторых, наличие ошибок и отсутствие возможности их контролировать в полном объеме;
  • в-третьих, быстрая усталость и утомляемость.

Все ли люди одинаково трудоспособны? Что влияет на возможности человека?

Возможности человека

Созданная в процессе длительной эволюции человека и животных каждая ткань, любой орган требуют функциональной активности. Для чего же тогда они созданы? Ничего лишнего, ненужного не создается природой. Также мозг, включаясь в деятельность анализирует информацию, вырабатывает решения, определяющиеся рядом психологических моментов, а именно заинтересованности, мотивации и других, творческое поведение индивида.

Указанное выше уже при рождении имеют различный уровень развития. Так, у одного индивида требуется минимальное внешнее, в том числе социальное, возбуждение, толчок для запуска работы всей системы мозга, у другого — большее.

Вместе с тем известно, что влияние социальных факторов (обучение, воспитание, общественная мораль и др.) в значительной мере способствует развитию и совершенствованию нервной системы и, условия жизни, ограничивающие творческие порывы, при разных обстоятельствах суживаю интересы человека, делают его внутренний мир бедным.

Поэтому постоянные, усложняющиеся со временем занятия с ребенком, воспитывающие у него вначале относительно простые трудовые или творческие навыки (обязательно с элементами заинтересованности и положительным эмоциональным моментом!), оказывают ценное воздействие на становление и развитие этого важного человеческого качества — стремления к творческой активности

5 простых способов расслабиться на работе

  1. Массаж ушей. Эта практика традиционной китайской медицины доказала свою эффективность. Медицинские исследования показали, что массаж ушей (акупрессура ушной раковины) снимает стресс и беспокойство у пациентов до и после операции. Нужно аккуратно массировать середину верхней трети уха. Это место, называемое точкой Шэнь Мэнь, уменьшает стресс и повышает энергию.
  2. Уборка рабочего пространства. Родители поступают правильно, заставляя убирать ребенка свою комнату. Мышление отражается в организации пространства — и наоборот. Даже если вы завалены работой, найдите время, чтобы выбросить лишнее в мусорную корзину, привести в порядок рабочий стол. Это запускает перезагрузку энергии.
  3. Гимнастика для рук. Начните с легкого защемления мышц между большим и указательным пальцами, и массируйте их круговыми движениями. Не забывайте расслаблять мышцы. Уже через пару минут вы снова будете готовы работать.
  4. Дыхательная техника. На вдохе надувайте живот, а не грудь. На выдохе втягивайте брюшную стенку, помогая вытолкнуть воздух. Повторите упражнение трижды. Со временем доведите продолжительность гимнастики до 2
  5. Прогрессивная релаксация. Эта техника медитации используется для борьбы с тревогой и стрессом. Начните с пальцев на ногах, напрягая и медленно расслабляя мышцы. Далее напрягайте и расслабляйте мышцы ног, туловища, рук, шеи и лица.

Стресс в офисе кажется неизбежным, но так быть не должно. Найдите время, чтобы позаботиться о себе, и вы повысите производительность.

Риски для психического здоровья на рабочем месте

Риски для психического здоровья на рабочем месте, также именуемые психосоциальными рисками, в числе прочего могут быть связаны с рабочими обязанностями или графиком работы, особенностями конкретной работы или возможностями для карьерного роста.

Риски для психического здоровья на рабочем месте могут включать в себя:

  • недостаточно полное использование навыков или недостаточную квалификацию для конкретной работы;
  • чрезмерную рабочую нагрузку или высокий ритм трудовой жизни, отсутствие необходимого штата работников;
  • длинные рабочие смены, работа в неурочное время или негибкий график работы;
  • невозможность контролировать рабочий процесс или рабочую нагрузку;
  • небезопасные или плохие физические условия труда;
  • организационную культуру, допускающую негативное поведение;
  • слабую поддержку со стороны коллег или авторитарный стиль руководства;
  • проявления насилия, домогательства или буллинга;
  • проявления дискриминации и изоляции;
  • отсутствие четких должностных обязанностей;
  • слишком медленное или слишком быстрое продвижение по службе;
  • боязнь увольнения, несоответствующую оплату труда или низкие вложения в повышение квалификации и карьерный рост работников; и
  • отсутствие баланса между трудовой деятельностью и личной жизнью.

Более половины мировой рабочей силы трудится в неформальной экономике (2), в которой не существует нормативной защиты здоровья и безопасности работников. Эти работники часто трудятся в небезопасных условиях, работают длинные рабочие смены, практически не имеют доступа к социальной или финансовой защите и сталкиваются с дискриминацией — все это может подрывать психическое здоровье.

Хотя психосоциальные риски можно обнаружить во всех секторах, некоторые работники подвержены им с большей степенью вероятности, чем другие, что связано с их рабочими заданиями или тем, где и как они работают. Трудовая деятельность медико-санитарных и гуманитарных работников или работников экстренных служб часто сопряжена с повышенным риском воздействия неблагоприятных событий, которые могут отрицательно сказаться на психическом здоровье.

Экономические спады, чрезвычайные и гуманитарные ситуации, а также чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения влекут за собой такие риски, как потеря работы, финансовая нестабильность, сокращение возможностей трудоустройства или рост безработицы.

Трудовая деятельность может быть средой, которая усугубляет более широкие проблемы, негативно сказывающиеся на психическом здоровье, включая дискриминацию и неравенство, основанные на таких факторах, как раса, пол, гендерная идентичность, сексуальная ориентация, ограниченные физические возможности, социальное происхождение, статус мигранта, вероисповедание или возраст.

Люди с тяжелыми психическими расстройствами с большей вероятностью оказываются исключенными из трудовой деятельности, а будучи трудоустроенными они с большей вероятностью сталкиваются с неравенством на работе. Отсутствие работы также является фактором риска для психического здоровья. Безработица, боязнь увольнения, неустойчивое финансовое положение, а также недавняя потеря работы являются факторами риска суицидальных попыток.

Труд может оберегать психическое здоровье

Трудовую деятельность ведет почти 60% населения мира (1). Все работники имеют право на безопасные и здоровые условия труда. Достойная работа благоприятствует психическому здоровью, так как:

  • обеспечивает средства к существованию;
  • вселяет чувство уверенности, смысла жизни и удовлетворения от достигнутых результатов;
  • дает возможность выстраивать позитивные отношения и участвовать в жизни сообщества; и
  • в числе других преимуществ служит основой для организованного распорядка жизни.

При наличии психических расстройств достойный труд может способствовать выздоровлению и интеграции, повышению уверенности и нормальному социальному функционированию.

Безопасные и здоровые условия труда являются не только одним из основных прав, но также с большей вероятностью сводят к минимуму напряженность и конфликты на работе и помогают снизить текучесть кадров и повысить производительность труда. Отсутствие эффективных структур или поддержки на работе, особенно в случае людей с психическими расстройствами, напротив, может влиять на способность человека получать удовольствие от работы и хорошо выполнять свою работу; это может негативно влиять на соблюдение рабочего времени и даже препятствовать изначальному трудоустройству.

Как изменения климата влияют на работников

Изменения климата могут оказывать прямое негативное воздействие на сферу труда, увеличивая риски для здоровья и безопасности рабочих:

  • Экстремально высокая температура. Крайне высокая температура воздуха может привести к смерти от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Из-за изменений климата рабочие могут подвергаться повышенному риску теплового стресса, профессиональных травм, снижения производительности труда. Особенно это опасно для людей, работающих на открытом воздухе или в жарких помещениях. 
  • Загрязнение воздуха. Глобальное потепление увеличивает в воздухе концентрацию — одного из основных компонентов смога. Приземный озон связан с различными заболеваниями, среди которых снижение функции лёгких, увеличение случаев приступа астмы, а также увеличение числа преждевременных смертей. Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на работниках, особенно тех, чья деятельность происходит на открытом воздухе.
  • Аллергены. Изменение климата может привести к увеличению концентрации пыльцы растений. По данным ВОЗ, из-за пыльцы поражает от 10 до 30% всех взрослых людей во всем мире и до 40% детей. Также из-за повышенной температуры может увеличиться сезон воздействия пыльцы на людей, у которых на неё аллергия, либо вызвать новые случаи среди населения.
  • Лесные пожары. Изменение климата создаёт условия для природных пожаров — из-за повышения температуры, тепловых волн и сухой погоды растения легче воспламеняются, что может привести к масштабным пожарам. Воздействие дыма от лесных пожаров увеличивает частоту госпитализаций с респираторными и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Также растут случаи астмы, бронхита, хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и респираторных инфекций.
  • Экстремальные осадки. Изменение климата способствует увеличению количества осадков, которые могут привести к наводнениям в некоторых регионах. С наводнениями связаны вспышки инфекций, которые передаются через воду, например диарейные заболевания, гепатит A и E, воздушно-капельные инфекции. Попадание воды в здания может привести к возникновению плесени, что ухудшает качество воздуха в помещениях. У людей, живущих или работающих во влажных помещениях, увеличиваются случаи астмы и заболеваний верхних дыхательных путей, например пневмония.
  • Насекомые. Глобальное потепление может повлиять на распространение насекомых — вредителей растений. Помимо этого, могут появиться новые виды насекомых-вредителей, из-за которых специалистам придётся менять состав и увеличивать количество используемых пестицидов. Это негативно повлияет на здоровье сельскохозяйственных работников и других людей. Также изменение климата способствует распространению насекомых — переносчиков инфекционных заболеваний, например клещей и комаров. 
  • Продовольственная безопасность. Изменение климата ставит под угрозу производство продуктов питания, а также их качество. Урожайность сельскохозяйственных культур может снизиться из-за засухи, наводнений, насекомых-вредителей, экстремально высокой температуры и осадков. Также могут пострадать животноводство и рыбоводство. Все это приведет к росту цен на продовольственные товары и к снижению их доступности для населения. 

5 способов уйти от профессионального стресса без последствий

Делегируйте полномочия

Как правило, люди, занятые предпринимательством, взваливают на себя слишком много задач. Естественно, такая нагрузка снижает показатели труда, ведь человек несет огромный груз ответственности, держит в голове длинный список предстоящих дел. Все это приводит к ухудшению физического и психического состояния.

Привлекайте ассистентов, не стесняйтесь перекладывать на них некоторые обязанности:

  • бухгалтерия;
  • работа с клиентами;
  • организация рекламы.

Если правильно распределять задания, то привлечение помощников изменит динамику развития профессиональной деятельности в положительную сторону.

Четко разграничивайте работу и отдых

При хронической усталости человеческий организм теряет работоспособность, его производительность сильно падает. Поэтому нужно проводить четкие границы между временем для работы, отдыха и сна. Чтобы повысить продуктивность, необходимо делать короткие перерывы на отдых в течение рабочего дня.

Когда человек не высыпается, это стопроцентно отражается на его работоспособности, появляется огромное количество проблем, что провоцирует хронический стресс. Чтобы сон был полноценным, не засиживайтесь за работой до последнего. Перед сном старайтесь настроиться на позитивную волну: слушайте любимую спокойную музыку, медитируйте, делайте расслабляющие дыхательные упражнения.

Минимальная продолжительность сна должна быть восемь часов, тогда организм будет функционировать полноценно, производительность труда будет сохраняться на протяжении всего рабочего дня. В исключительных случаях спите хотя бы шесть часов, и обязательно на ночь выключайте смартфон или ставьте его на беззвучный режим.

Исключите внешние раздражители

В течение дня деловым людям поступают бесконечные потоки электронных писем, sms, сообщений из мессенджеров, телефонных звонков. Зачастую это раздражает, отвлекает от работы. Составьте личный план и реагируйте на отвлекающие факторы в соответствии с определенными критериями

Например, отвечайте на письма в порядке важности посланий, занимайтесь сообщениями в конкретно отведенные часы. Отличный вариант – воспользоваться специальными приложениями для сортировки писем

Не будьте слишком восприимчивы

Слушайте себя, не думайте о том, что о вас подумают другие. Если постоянно думать о том, как вас оценивают другие, будет невозможно сконцентрироваться на рабочем процессе. Воспринимая все близко к сердцу, вы будете огорчаться из-за мелочей, постоянные негативные мысли приведут к стрессовой ситуации. Сосредоточьтесь на работе, не думая о мнении других, и это обязательно приведет к отличным результатам.

Правильно расставляйте приоритеты

Чтобы выполнять задачи максимально эффективно, обратитесь к их сортировке согласно матрице Эйзенхауэра:

  • На первом месте — самые важные и срочные задачи. Это дела, которые не терпят отсрочек: сбой техники, аварийные ситуации на рабочем месте, решение конфликтов, устранение неотложных проблем с клиентом, актуальное изменение цен на товар.
  • Далее идут задачи важные, но не срочные. Это разработка маркетинговых акций, новых проектов, заключение договоров с новыми клиентами, анализ и оценка текущей деятельности.
  • Затем задачи срочные, но не важные: ответы на телефонные звонки и сообщения, совещания, обработка текущих заказов.
  • И на последнем месте — задачи несрочные и неважные. Это ежедневная рутинная работа, мелкие поручения, разработка долгосрочных перспектив.

Чем человек отличается от животных: животные работают, но не творят

Еще на заре возникновения человечества, когда вид Homosapiens — человек разумный выделился из животного мира, одним из важнейших условий этого процесса было стремление, активная целенаправленность человека к деятельности, преобразованию окружающих его условий жизни. Это было врожденное, обязательное качество человека. Из этого качества у ребенка в его последующей жизни вырабатывается творческая активность и интерес к труду. 

Как всякое качество и свойство человека, стремление к трудовой деятельности, будучи врожденным, в значительной мере испытывает в процессе своего окончательного формирования воздействие внешних, социальных условий. Эти воздействия слагаются из традиций в семье, общественных тенденций, морали, влияния той микросоциальной среды, где наиболее значительную часть времени проводит данный индивид.

Как известно, созидательная активность весьма распространена в животном мире. Она наблюдается даже у низших его представителей. Простой пример — пчелы. Они интенсивно строят свои медовые соты, собирают нектар. Бобры проявляют чудеса при строительстве плотин, жилищ. Только вся эта деятельность является инстинктом. 

Животные не продумывают этапы своего производства, не составляют проектов и в процессе деятельности не вносят усовершенствований в зависимости от изменения ситуации. Эти инстинктивные действия животных подобны, например, инстинкту самосохранения.

В отличие от этого у человека уже с периода раннего детства действия носят сугубо творческий характер. Это имеет в своей основе серьезную материальную базу, в отличие от животных — головной мозг с особенно развитыми лобными долями — чисто человеческие качества. Благодаря головному мозгу человек может прогнозировать, планировать свои действия, активно вмешиваться в окружающий мир, видоизменять его в соответствии со своими потребностями.

Основные факты

  • Достойная работа положительно влияет на психическое здоровье.
  • Плохие условия труда – включая дискриминацию и неравенство, чрезмерную рабочую нагрузку, неэффективное управление производственным процессом и отсутствие гарантий занятости – создают угрозу для психического здоровья.
  • В 2019 г., согласно оценкам, 15% населения трудоспособного возраста имело психические расстройства.
  • По оценкам из-за депрессивных и тревожных расстройств страны мира ежегодно теряют 12 миллиардов трудовых дней, что соответствует производственным потерям в размере 1 трлн долл. США в год.
  • Существуют эффективные способы профилактики рисков для психического здоровья и защиты и укрепления психического здоровья на рабочем месте, а также оказания поддержки работникам с психическими расстройствами.

Список литературы

  1. Димова В.Н. Личностные детерминанты и организационные факторы развития психического выгорания личности в профессиях «субъект-объектного» типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 25 с.
  2. Сенин И.Г. Психическое выгорание личности в различных типах профессионального окружения // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Ю.П. Поваренкова. Изд-во ЯГПУ, 2009. С. 275–276.
  3. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2001. 23 с.
  4. Рудницкий В.А., Шлыкова Т.Ю., Бараева Е.И. Эмоциональное выгорание как фактор творческой активности в деятельности инженеров-программистов компаний IT // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: материалы II Междунар. науч.-метод. конф. Минск: РИВШ, 2014. С. 183–191.
  5. Корытова Г.С. Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 13–20.
  6. Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 175–181.
  7. Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2005. № 4. С. 29–32.
  8. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2010. 320 с.
  9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
  10. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие. 2-е изд. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2005. 132 с.
  11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 350 с.
  12. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. 330 с.
  13. Лукьянов В.В., Леонова А.Б., Обознов А.А., Чернышев А.С., Водопьянова Н.Е. Выгорание и профессионализация: сб. науч. трудов. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та. Курск, 2013. 440 с.
  14. Freudenberger H.J. Staff burnout // Journal of social Issues, 1974. V. 30. P. 159–165.
  15. Колтунович Т.А. Профессиональное выгорание в исторической ретроспективе: описательный период осмысления феномена // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. № 11. С 46–50.
  16. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 27–39.
  17. Pines A.M., Aronson E. Career burnout. Causes and cures. N.Y.: The Free Press, 1988. 229 p.
  18. Cherniss C. Staff burnout: job stress in the human service. Beverly Hills: Sage, 1980. P. 18–43.
  19. Ленгле A. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретические исследования // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3–16.
  20. Ракицкая А.В. Синдром эмоционального выгорания как предмет социально-психологических исследований // Технологии информатизации и управления: сб. науч. статей. Вып. 2. Минск, 2011. С. 430–434.
  21. Мальцева Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя: дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2005. 190 с.
  22. Трущенко М.Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2012. С. 1–8.
  23. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. С. 143–156.

Стоит ли работать на износ и за маленькую зарплату?

Тяжелый труд

Непременное условие благотворного влияния труда — соответствие его психологическим характеристикам, общие для всех профессий моменты организации труда. 

Прежде всего это ритм и организация трудовой деятельности. Нарушения их приводят к браку, “штурмовщине”, перерасходу сырья и энергии, нарушает взаимодействие между звеньями производства. Это напрямую действует и на здоровье работника, который вынужден трудиться с максимальным напряжением сил, без необходимых чередований работы и отдыха.

Конечно, в реальной жизни когда-то не исключены такие моменты. Но они не должны превращаться в систему, быть исключительными, редкими, сопровождаться отдыхом для восстановления сил. Нарушения ритма в работе наносит ущерб в первую очередь нервной системе.

Это относится и к физической, и к умственной работе, но при физической более часто. Между тем уже давно у человек в процессе своего развития выработал ряд традиций и привычек в ритмичности умственной работы, хотя гигиенические научные рекомендации в этом отношении появились сравнительно недавно. 

Известный писатель Эмиль Золя, например, всю свою творческую жизнь придерживался правила писать по восемь страниц за день, при любом настрое и самочувствии, во избежание переутомления, которое потом потребует значительно больших сил для восстановления трудоспособности.

Подчас возникают возражения о целесообразности ритма к творческой деятельности, поскольку считают, что для нее характерны периоды озарения и вдохновения. Однако особенностью умственной творческой деятельности является то, что она никогда (возможно, даже и во сне!) не прекращается на пути к мгновению творческого озарения. 

Этому мгновению предшествуют годы напряженной систематической работы над материалами, багажом предшествующих исследователей для ознакомления с наследством науки, культуры, искусства. Успех же творческой деятельности немыслим без ритмичной работы, ритма труда и отдыха!

Важный момент — оплата труда. Получая маленькую зарплату, человек, даже очень любящий свою работу, испытывает постоянный дискомфорт из-за невозможности что-то приобрести. Это вынуждает отказываться от любимого дела и искать больший заработок. Постоянная психологическая подавленность сказывается на здоровье: человека одолевают стресс, бессонница, чувство вины перед семьей и чувство собственной неполноценности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: