Насколько важно принимать себя таким, каков ты есть

Возрождая церковную жизнь, мы не ориентировались на молодых и мыслящих

– У вас есть понимание, почему выросло такое теплохладное поколение?

– Отношение к Церкви в начале нулевых годов сильно изменилось. Ушли завышенные ожидания по поводу роли Церкви у образованной части общества. Предшествующую четверть века Церковь больше заботилась о воссоздании своей внешней структуры, о восстановлении храмов, монастырей, предполагая, что в душе своей народ остается православным, а значит, ему просто нужно куда-то прийти, чтобы явить веру. Но народ давно перестал быть православным. Да и был ли подлинно таковым – большой вопрос.

Возрождая церковную жизнь в стране, мы почти не ориентировались на образованные слои общества, на людей мыслящих, молодых.

Нас устраивало, что верующие и Литургию-то воспринимают как одну из треб, причем не самую главную, а менее значимую, чем освящение квартиры, совершение панихиды, молебна. Это был не ориентированный на подлинное преображение человека богослужебно-производственный процесс.

В открывавшихся приходах часто служили священники малообразованные, которые сами плохо понимали, что делают. Главное, они были неспособны начать мировоззренческий разговор. Да и не задумывались они о необходимости обращаться к людям, которые часто являлись лишь безбожниками с недоразвитыми квазирелигиозными потребностями.

– Да, но в Москве, например, сотни храмов в воскресный день полны, в том числе семьями, с детьми – не фантом же они все?!

– Москва и Петербург сильно отличаются от остальной России. Если бы не две столицы, практикующих, то есть причащающихся хотя бы раз в год христиан, было бы вообще полтора, а не три процента на всю страну. То, что люди оказываются в храме в воскресенье, еще не значит, что они в Церкви. Люди ходят в храм, но Церкви для них не существует, они в ней не живут.

Поговорите с тем, кому доверяете

Одиночество – очень плохой советчик. Зато тот, кому можно довериться, выговориться и поплакать на плече, спасет вас от мрачных мыслей отравленного болью мозга.

Сразу скажите, что вам не нужны советы – нужно, чтобы вас выслушали, обняли и пожалели. Да, в нашем обществе жалость воспринимается как унижение. Но на самом деле ничего унизительного нет в том, чтобы быть живым человеком и попросить о помощи другого живого человека, которому вы не безразличны. Нет ничего унизительного в том, чтобы нуждаться в сочувствии и сострадании.

И помните: вы не «грузите своими проблемами». Вы даете близкому возможность облегчить вашу ношу. И людям, которые любят вас, это необходимо.

Неправильные советы от других людей и ошибки

  • Очень глупо советовать человеку всегда мыслить позитивно. Это равносильно тому, чтобы держать в голове и насильно цепляться за какие-то мысли.
  • Любое состояние является временным и непостоянным. У всех людей меняется состояние и нет смысла заставлять человека зависеть от состояния и гнаться постоянно за ним.
  • Это не значит, что теперь можно быть мерзкой злой бабкой. Нет.
  • Нужно любить себя независимо от того, в каком вы состоянии. Будьте конгруэнтны с самим собой и любите себя в любом проявлении.

На этом все советы закончены. Теперь вы знаете все о том, как правильно себя любить и верно трактовать это понятие.

Почему мы боимся быть собой?

Каждый человек много раз в своей жизни слышал слова о необходимости быть самим собой, принятии себя таким, какой ты есть. Масса книг написана на эту тему. Множество советов роздано различными авторами. Когда читаешь рекомендации – вроде бы всё просто и понятно. Но, отложив книгу, и столкнувшись в жизни с какой-либо ситуацией, вдруг опять обнаруживаешь, что продолжаешь сравнивать себя с другими, обесценивать либо превозносить, завидовать, оправдываться, обижаться, злиться и т.д. Так что же всё-таки происходит? Что заставляет меня вести себя таким образом?

Нам с самого детства вбивают в голову какие-то идеалы, которым мы почему-то «должны» соответствовать. Если мы рождаемся в христианской семье, мы должны стать подобными Христу, в буддийской семье — ребёнок должен стать Буддой… Мы рождаемся в несовершенном обществе, где люди, которых воспитали таким же образом, и которые сами не смогли принять себя, пропитывают наш ум порочной идеей, что мы должны стать кем-то другим, тем самым отвлекая нас от нашей собственной сути. Человек должен научиться принимать себя и быть собой, а не пытаться стать Буддой, Иисусом или Кришной.

Роскошь быть священником

– Размышляете над вопросами веры? Как же это происходит?

– В храме прекрасная акустика. Читаю вслух молитвы евхаристического канона, делая их доступными для понимания многих. А после Евангелия произношу проповедь, стараясь дать повод для размышлений. После причастия говорю краткое слово, касающееся вопросов культурной и церковной жизни, а потом мы усаживаемся за чай и проводим два-три часа в застольном общении. В нашем храме ничего не приспособлено для этого, даже ризницу администрация академии забрала и превратила в туалет рядом с нашим храмом, хотя в этом и не было необходимости. Но в небольшом помещении нас собирается человек 20-30, и мы обсуждаем какие-то важные для всех темы, книги, фильмы, события.

Мое основное место работы – церковно-историческая кафедра Санкт-Петербургской духовной академии, поэтому я могу позволить себе роскошь быть на приходе, который не может содержать священника. Хотя у нас и есть членские взносы…

– Ого, собираете десятину?

– Нет, конечно, добровольные символические 150 рублей в месяц. Такое напоминание прихожанам, что от них зависит существование прихода. У нас нет тарелочного сбора после чтения Евангелия, хотя стоят две кружки.

Понятно, что на службу приходят постоянные прихожане, которые и так пытаются жертвовать на храм. С каждым годом растет процент пенсионеров, причем не пенсионеров после военной или государственной службы, а после обыкновенной деятельности преподавателей, учителей и научных работников. Так что не сказать, что богато живем.

А еще у нас нет захожан. Когда храм только открылся, был отдельный вход и даже табличка с надписью. Спустя два года, в 2007 году, вход закрыли, табличку сняли. Догадаться, что здесь есть церковь, невозможно. Если и приходят новые люди – то знакомые моих же прихожан. По этой же причине у нас нет обилия горящих свечей, гор записок, череды молебнов и панихид. Главная служба – Литургия – ничем не обременяется.

–…И, значит, нет шума, дети не плачут, бабушки не цыкают…

– Детей мало. И это серьезная проблема. Дети моих прихожан давно выросли и в значительной части являются теплохладными христианами. Они либо перестали ходить в храмы вообще, либо ходят эпизодически. Крестят детей, венчаются, отпевают, но у них нет потребности быть в какой-то приходской общине. Поколение тридцатилетних у нас практически не представлено. Соответственно, нет и маленьких детей. Внуки моих прихожан бывают крайне редко.

Люби себя

Все допускают ошибки, но это не повод ненавидеть себя

Это всего лишь повод встать, отряхнуться и пойти дальше! Цитаты и афоризмы о том, почему так важно любить себя

  1. Научитесь любить себя! Любить себя чистой и светлой любовью – единственный способ не потерять себя.
  2. Не тратьте себя на ненужных людей. Накапливайте свою любовь и заботу у себя. Однажды они пригодятся вам для того, чтобы отдать их тому, кто действительно это оценит!
  3. Любить себя – значит любить весь мир! Поэтому заботу о мире начинайте с заботы о себе!
  4. Нужно обязательно себя хвалить. Хотя бы чуть-чуть! Покупать себе вещи, которые хочется. Баловать подарками! А не на других надеяться…
  5. Чтобы любить себя – совсем не обязательно быть эгоистом! Достаточно оставлять в своём сердце совсем небольшой уголок, в который не будет хода другим…
  6. Лучшее, чем можно заняться весной – заняться собой! Только научившись любить себя – можно научиться любить других!
  7. Для того чтобы не потерять себя в толпе – достаточно научиться беречь и ценить себя.
  8. Чем больше себя любишь – тем меньше смысла жить…
  9. Только потратив всего себя на других – можно получить признание… Но зачем оно тому, кого уже нет?
  10. Если уж и мечтать, то о чём-то для себя, а не для этого серого стада!
  11. Поиск выгоды для себя – наиболее древнее естественная потребность человека!
  12. Боже мой, да мне плевать на то, что вы там обо мне думаете! Главное – что я думаю о себе…
  13. Каждый раз, когда находишь, что ты принял точку зрения большинства – стоит притормозить и задуматься!
  14. Остаться самим собой там, где тебя пытаются изменить – единственный достойный повод любить себя.

Начинайте жить мгновениями настоящего

Чем чаще всего вызывается наше страдание? Либо прошлым, в котором мы что-то утратили, либо будущим, в котором у нас нет чего-то очень важного. И то, и другое для нас травма

Значит, нужно начинать жить в настоящем  — причем буквально и пошагово. Наши мысли и действия должно занимать только то, что происходит в течение нескольких минут здесь и сейчас. При этом каждое действие надо сопровождать внутренним комментарием: «Сейчас я встаю с кровати. Сейчас я иду умываться и чистить зубы. Сейчас я иду на кухню, наливаю себе чаю. Какой чай я выбираю? Зелёный с мятой. Наливаю чай».

Все это может выглядеть странно – но поверьте, это очень эффективный прием. Он помогает не зацикливаться на ужасных мыслях. Когда мы получаем сильный ожог, то держим руку в холодной воде, чтобы снизить температуру вокруг обожженной кожи. Прием «быть здесь и сейчас» — та же холодная вода: он понижает накал страдания. Постоянно следовать этому приему довольно трудно, и вас обязательно будет «уносить». Это нормально. Каждый раз ловите себя за хвост и возвращайтесь обратно – к сиюминутным делам, к элементарным вещам, которые вы делаете каждый божий день. Даже одна минута, которую вам удастся провести в «здесь и сейчас» — бесценна. Это лекарство, медленно, но верно исцеляющее душу.

Прими себя полностью

Прими себя самого таким, какой ты есть

Люби себя в любом проявлении и экспрессии, в любом вербальном и невербальном выражении.

Полюби все свои ошибки, которые ты сделал в прошлом.
Это важно, потому что люди часто осуждают самих себя, ненавидят себя и презирают за те вещи, которые сделаны в прошлом.

На тот момент времени и с теми знаниями то действие для тебя было самым верным. Осознай, что ты сделал те действия в прошлом, которые привели к ошибкам, потому что думал на тот момент, что они будут самыми правильными для тебя.
Конечно, потом ты признаешь ошибку, но ты любишь себя с этими ошибками и принимаешь их.

Благодаря твоим ошибкам ты там, где сейчас.
Они сделали тебя сильнее и крепче. Внедри эти знания и больше не парься о том, как научиться себя любить и уважать.. Когда слово «принятие» больше не ассоциируется у тебя со слабостью, ты начинаешь жить с легкостью и спокойствием, ранее невиданными для тебя.

Когда слово «принятие» больше не ассоциируется у тебя со слабостью, ты начинаешь жить с легкостью и спокойствием, ранее невиданными для тебя.

Прими все свои недостатки и люби себя с ними: есть то, что есть

Мантра на все случаи жизни: «Есть то что есть. И это нормально».

Пример. Я вчера облажался перед людьми, не смог выступить с докладом и не подготовился.

Есть то что есть, и это нормально.

Используй эту фразу как практический совет о том, как полюбить самого себя и прекратить заниматься самобичеванием.

В чем есть тонкая грань, о которой многие забывают:

  • Это не означает, что ты теперь смирился с тем, что ты унылое и скучное существо и теперь всегда валяешься на диване и ничего не делаешь! Нет.
  • Ты все еще стремишься быть лучшей версией себя.
  • Просто ты не осуждаешь себя за свои недостатки.

Главный вопрос пастырю – что сделать, чтобы получить

– Что значит – жить в Церкви?

– В свое время Петр Чаадаев сформулировал это просто: «Христианином можно быть одним образом – это быть им вполне». Это значит постоянно ощущать себя перед лицом Господа. Вне храма, дома, на работе, в обществе вести себя христиански мотивированно, общаться с людьми с позиции христианского мировоззрения. Это значит – приходить в храм более или менее регулярно, но в Церкви пребывать всегда.

Церковь – это же люди, а не здание. Но мы давно отождествили пребывание в Церкви с пребыванием в храме. Так считает большинство «прихожан», которые на самом деле настоящие захожане.

Полноценных приходских собраний в подавляющем большинстве приходов нет. Это устраивает настоятелей, которые по советской привычке предпочитают опираться на «бабкомы». Это устраивает прихожан, у которых очень потребительское отношение к храму.

Пришли, заплатили за совершение требы, получили порцию благодати и отправились в свою жизнь, во многом безбожную, надеясь, что благодать подстрахует от неприятностей.

– Считаете, что приходские собрания что-то могут изменить?

– Они дадут понять людям, что приход – не здание с крестами, а собрание верующих во Христа людей. Церковь там, где есть христиане, люди, живущие в повседневной жизни с памятью о Христе, с ориентацией на Его заповеди. Это вовсе не те, которые, согрешив в миру, бегут в храм замолить проступок, чтобы опять получить санкцию на дальнейшие грехи.

Ощущение того, что христианином нужно быть в определенное время суток, что им становятся при совершении определенного рода действий, преимущественно внешних, ритуальных, делает многих лишь внешне православными.

– Но такие люди были всегда, согласитесь.

– Это искушение проходили все церкви всего мира. Но у нас оно усугубляется тем, что значительная часть наших современников живет неуверенно и с ощущением тревоги. У нас плохо работает здравоохранение и социальное обеспечение, поэтому хочется обратиться ко Всевышнему в надежде, что хотя бы Он решит все те проблемы, которые не решаются поликлиниками, больницами и собесами.

– Вы рассуждаете так, будто, начав с прихожанами мировоззренческий разговор, можно что-то изменить. Но если «прихожане» на самом деле захожане, разве возможен такой разговор вообще?

– Большинство священников таких разговоров не ведут и вести не собираются.

– Потому что не хотят, не умеют, не видят надобности?

– Причин много. Главная проблема в том, что большинство верующих подобными вопросами не задается. Обычно приходят озадаченные: «А что лучше сделать, кому помолиться, чтобы получить вот то-то?» Это – повседневный вопрос пастырю, а вовсе не «вот я грешен и несовершенен, хочу изменить нравственную жизнь, помогите, батюшка».

Впрочем, так было и во времена Христа. За Ним в основном ходили те, кто хотел что-то получить для этой земной жизни. Когда Христу понадобилась помощь людей, даже апостолы проявили особого рода смущение, не говоря уже об основной массе людей, которые от слова «дай» перешли к слову «распни». Ровно это же очень выразительно произошло в нашей истории в XX веке.

К кому обращаться за помощью и как происходит диагностика

Плохая информированность людей о паническом расстройстве приводит к тому, что некоторые считают его совершенно несерьезным, а другие – опасным неизлечимым психическим заболеванием. Потому, считают они, к врачам обращаться не стоит: в первом случае нет необходимости, а во втором главную роль играет опасение прослыть психически больным. То и другое мнение совершенно несправедливо: это и очень серьезно, и вполне поддается контролю и лечению. Грамотный подход позволит успешно и довольно быстро избавиться от проблемы.

Прежде всего, нужно понимать, что необходимо обращаться только к опытным специалистам высокой квалификации – психиатру, который выработают тактику лечения, основываясь на причинах возникновения панической атаки, ведь именно их нужно устранить. Медик определит, почему нервная система больного не выдержала нагрузки и дала сбой в виде панических проявлений.

Врач должен тщательно обследовать пациента, чтобы установить точный диагноз, изучить симптоматику. Подбор терапии делается на основании особенностей организма больного в индивидуальном порядке. Работа профессионала заключается не только в рекомендациях и выписке определенных препаратов, но и в тщательном наблюдении за ходом лечения и, при необходимости, его коррекции.

Что же касается психолога, то такой специалист в этом случае бесполезен — он не в состоянии выявить причины патологического расстройства и назначить медикаментозное и психотерапевтическое лечение, которые, в случае избавления от данной проблемы, необходимы. Такая же картина и колдунами, экстрасенсами и «мудрыми» советчиками из Интернета – они только принесут вред больному, который потом исправить достаточно трудно, усугубляя его не лучшее состояние.

Психиатр, прежде всего, обратится за консультацией к кардиологу, терапевту, эндокринологу, неврологу, психотерапевту. Это нужно для исключения наличия соматических и серьезных психических заболеваний.

Сразу необходимо отметить, что терапевт в обычных поликлиниках не имеет возможности тщательно и со знанием дела провести обследование пациента. К тому же, длинные очереди и нервозная обстановка в них часто служит толчком к очередному паническому приступу, и у человека вообще пропадает всяческое желание лечиться.

В специализированных же платных клиниках такой картины не наблюдается: любому обратившемуся сюда человеку оказывается большое внимание. К тому же, здесь, как правило, комфортно, работают врачи высокой квалификации, «вооруженные» продвинутыми методиками и оборудованием для точной диагностики и успешного лечения

Последнее подразумевает использование в комплексе фармакологии, психотерапии, физиотерапии, а также изменение привычного образа жизни.

Важно и отношение к лечению панических атак самого пациента – он должен понимать свою проблему, что это, в сущности, вовсе не заболевание, а признак расстройства высшей нервной деятельности. Для успешности результата нужно желание и добрая воля больного, выполнение всех рекомендаций врача

Перфекционизм — это всегда плохо?

Некоторые исследователи различают две формы перфекционизма — «здоровый» (адаптивный) и «невротический» (неадаптивный). Если в первом случае перфекционистские стандарты — способ мотивации к достижениям, то во втором они вызывают постоянные вопросы к себе, подавляют человека и могут вести к различным расстройствам. 

«здоровый» перфекционизм перфекционизм
способность выбирать новые пути решения проблемактивная жизненная позицияготовность идти на риск в отсутствие гарантий на успехстремление к реализации целейдает ощущение смысла, личного роста и саморазвитияучет своих ресурсов и ограниченийдостижения вызывают удовлетворение, повышается самооценка сверхчувствительность к критикеизбегание ситуаций, когда тебя могут осудитьнеуверенность в себеощущение беспомощностистрах новых и неопределенных ситуацийчрезмерная самокритика, преувеличение недостатковориентация только на крайне высокие ожидания от себязацикленность на идее безупречностирезультат усилий никогда не кажется достаточным

В долговременной перспективе, тем не менее, позитивное влияние перфекционизма снижается. Ученые отмечают, что такое мировоззрение все равно ведет человека к чувству подавленности, безнадежности и утраты смысла, потому что вопросы к себе никогда не заканчиваются.

Лечение и терапия

Психоаналитическая терапия весьма сложна (Lawrence, 1987).

Важной задачей для терапевта становится увеличение степени осознанности и честности нарциссического пациента по отношению к природе его собственного поведения. Так, например, существенным моментом может быть обсуждение того, насколько прямо пациент обычно выражает свои потребности

Это связано с тем, что нарциссические люди глубоко стыдятся попросить о чем-либо; они считают, что признание любой потребности позволяет окружающим увидеть дефицит в их собственном «Я». В результате, они попадают в межличностные ситуации, где чувствуют себя униженными, так как другой человек, без просьбы с их стороны, с трудом угадывает их потребности, а просить для них — унизительно. Продолжая этот поведенческий паттерн в терапии, нарциссические личности часто пытаются убедить психотерапевта, что их проблема сводится к бесчувственности и невниманию людей, с которыми они живут. Таким образом, проговаривание потребностей пациента позволяет обнаружить его убеждения относительно того, что нуждаться в ком-либо стыдно, а также позволяет терапевту дать пациенту представления о человеческой взаимозависимости.

Необходимо избегать стимуляции сильного стыда у пациента, так как он вызовет у него желание прекратить терапию, или приведёт к появлению секретов между клиентом и психотерапевтом.

Исследования и статистика

Важно отметить, что нет никаких эмпирических свидетельств, которые однозначно говорят о связи недостатка заботы в детстве с характеристиками нарциссизма во взрослом возрасте. Исследования лишения родительской заботы в раннем периоде жизни у животных и у людей указывают на развитие в таких случаях эмоциональной апатии, замкнутости, неадекватного социального поведения (Harlow, 1959; Provence, & Lipton, 1962; Yarrow, 1961) и синдрома замедленного развития, который также получил название «невозможности роста» (Cupoldi, Hallock, & Barnes, 1980; Gagan, Cupoldi, & Watkins, 1984; Oates, Peacock, & Forest, 1985)

Эти расстройства несовместимы со свойственным нарциссическим личностям склонностью к эксплуатации, чувству грандиозности и потребностью в постоянном восхищении ими.

Исследования адаптации личности в зрелом возрасте у людей, лишенных в детстве родительской заботы, не проводились вообще. В одном недавно проведенном лонгитюдном исследовании 456 мужчин, склонных к делинквентному поведению в юности (Vaillant & Drake, 1985), сообщалось, что «незрелые защитные механизмы», связанные с расстройствами личности во взрослой жизни, не зависели от особенностей детства человека в смысле клинических оценок домашней обстановки и принадлежности к «проблемной семье». Таким образом, психоаналитические предположения об этиологии нарциссизма не находят никакого прямого эмпирического подтверждения, помимо описаний отдельных случаев. Действительно, соответствующие исследования, очевидно, опровергают предположения о причинной роли неадекватного поведения матери.

Возможность искажений, связанных с полом исследуемой выборки, также должна быть отмечена как фактор, влияющий на психоаналитическую теорию этиологии нарциссизма. Существующие наблюдения проводились на пациентах мужского пола (Akhtar & Thomson, 1982) и в основном исследователями-мужчинами. Ахтар и Томсон предполагают, что, возможно, мужчины почему-то особенно уязвимы к нарциссизму. Полному исследованию нарциссизма, вероятно, препятствуют недостаток понимания традиционных теоретических допущений и их некритическое принятие. Например, матери продолжают считаться ответственными за развитие нарциссизма. В одной недавно опубликованной психоаналитической работе выдвинута идея, что будущая нарциссическая личность рождается как замена для матери значимого другого после его смерти; она, таким образом, расценивает ребенка как «особенного», но неотреагированная печаль делает ее материнскую заботу неадекватной (Volkan, 1981).

История

Термин «нарциссизм» восходит к классическому греческому мифу о Нарциссе, молодом человеке, который влюбился в свое отражение в воде. Его судьба сложилась так, что он угас от неудовлетворенного желания и превратился в цветок нарцисса. Первая ссылка на этот миф в психологической литературе появилась у Хейвлока Эллиса (Ellis, 1898), описавшего мастурбационную, или «аутоэротическую», практику одного молодого человека.

Впоследствии Фрейд включил термин «нарциссический» в свои ранние теоретические эссе по психосексуальному развитию (Freud, 1905/1953) и позже развил идеи о нарциссизме как особом психологическом процессе (Freud, 1914/1957). Он трактовал нарциссизм как стадию нормального развития, которая следует за аутоэротической стадией и в конечном счете перерастает в объектную любовь. Непостоянные, ненадежные опекуны в раннем возрасте или родители, слишком ценящие своего ребенка, рассматривались как главные препятствия для развития объектной любви, становящиеся причиной фиксации на нарциссической стадии развития. Нарциссические личности считались неспособными формировать длительные привязанности из- за фиксации на стадии увлеченности собой.

В дальнейшем психоаналитические теоретики сосредоточились на межличностных аспектах нарциссизма, и стало появляться понятие «нарциссическая личность» (например: Waelder, 1925). Ахтар и Томсон (Akhtar & Thomson, 1982) указывают на разногласия относительно того, является ли нарциссизм компонентом невроза, психоза или расстройства характера. В исследованиях нынешнего поколения теоретиков объектных отношений нарциссизм рассматривается как расстройство личности или характера. Среди них выделяются работы Кернберга (Kernberg, 1967, 1970) и Кохута (Kohut, 1966, 1971).

Таким образом, тема любви к себе и увлеченности собой развивалась от объяснения мастурбации до описания широкого спектра расстройств характера, объединенных названием «нарциссизм». Психоаналитическая литература по нарциссизму детально описывает феноменологию этого расстройства

Но психоаналитическая теория этиологии нарциссизма, очевидно, ограничена излишним вниманием к предполагаемой неадекватности эмоциональных реакций матери

Как бороться с перфекционизмом

«Противоядие» от нездорового перфекционизма — это принятие. Чтобы действительно реализовать свои возможности, человеку необходимо принять свои ограничения и недостатки. Нужно ответить себе на вопрос, что для вас реально достижимо, а какие цели являются нереалистичными. Сказать себе, что не обязательно быть совершенным, чтобы дать себе принятие. Никто не идеален — это «база», от которой нам всем приходится отталкиваться. Но это и не трагедия — именно несовершенство делает нас уникальными, и в этом смысле все имеют право на ошибку или неудачу.

Справиться с перфекционизмом могут помочь следующие способы:

Работа над ошибками

Когда приближается время важного экзамена, критического дедлайна или презентации большого проекта на работе, перфекционисты думают об этом в основном как о возможности облажаться. Они боятся, что если не сделают все идеально, то всем станет очевидна их слабость

В таких случаях нужно попробовать сместить фокус с того, что может пойти не так, на то, что может дать сам процесс и результат. Важно видеть даже в ошибках возможность для развития, сказать себе, что даже если они случатся — это не катастрофа всей жизни. 

«Делай плохо»

Человек, склонный к перфекционизму, часто прокрастинирует, ведь нельзя облажаться в задаче, к которой ты так и не приступил

Если вы склонны впадать в прокрастинацию, когда нужно приступить к важной и сложной задаче, попробуйте сказать себе, что можно выполнить ее плохо. Если вы еще «на берегу» откажетесь от высоких стандартов, это поможет сдвинуться с мертвой точки и создать промежуточный результат — черновик, который потом можно дорабатывать

Фокусировка на важном

Невозможно быть сверхчеловеком все время и успевать абсолютно во всех сферах жизни. Это ведет только к переутомлению, выгоранию и снижению продуктивности. Поэтому психологи советуют выбрать одну-две приоритетных сферы деятельности, где нужно не снижать планку, и позволить себе быть неидеальным во всем остальном. Например, можно выбрать работу и семью, а всему остальному посвящать силы и время по остаточному принципу.

Если не получается справиться с перфекционизмом самостоятельно, обращайтесь за помощью. Психолог поможет осознать деструктивные убеждения и завышенные стандарты, найти способ с ними справиться и научиться принимать себя. 

Никогда не сравнивай себя с другими

Сравнение себя с другими всегда вызывает чувство несамодостаточности и осуждения себя.

Никогда не гонись за другими и не стремись быть тем, кем ты не являешься!

Пример. Ты смотришь на своего соседа, как он успешно живет и как у него процветает бизнес, сравниваешь со своим положением дел, и ты расстраиваешь самого себя и грузишься из-за этого сравнения.

Сравнение себя с другими мешает принятию себя.

Ты не сможешь быть тем, кем ты не являешься. У тебя не получится прожить чужую жизнь. Как бы ты ни старался, у тебя получится быть более дешевой, унылой версий того человека, за которым ты гонишься!

Лучшее, что у тебя получится, – это быть собой.

Не пытайся быть тем, кем ты не являешься. Не пытайся быть как все.

Будь собой и выходи за пределы своих возможностей, расширяй зону комфорта.

Частенько бывает, что неосознанные девушки сравнивают себя друг с другом. И как следствие потом они вечно с кем-то соревнуются. Это как бесконечное колесо страданий и погони.

С таким типом мышления вопросы женщин о том, как полюбить себя и повысить самооценку в психологии восприятия, навсегда останутся открытыми.

С кем же можно себя сравнивать?

Единственный человек, с которым ты должен себя сравнивать – это ты сам!

Например, какой ты был вчера и какой ты сегодня.

Тонкая грань. Старайся сравнивать себя с самим собой НЕ касаемо достигнутых результатов, а касаемо полученных новых знаний и осознаний.

Ежедневно задавай себе эти вопросы:

  • В чем я стал мудрее, чем вчера и что узнал нового?
  • Какие уроки я извлек с сегодняшнего дня?
  • Вышел ли я из зоны комфорта сегодня?

Только такое сравнение с самим собой имеет место быть.

Если ответ нет, то ты напоминаешь себе над чем нужно работать и куда стремиться.

Дайте телу двигаться

Стресс – это механизм, данный нам природой для выживания. Когда первобытный человек видел пещерного льва, ему надо было либо бить, либо бежать – но при любом варианте он впадал в состояние стресса, когда все силы организма переходили в режим обеспечения работы мышц. Кровоснабжение внутренних органов при этом происходит по минимуму – именно поэтому, когда нам плохо, обостряются все хронические заболевания. До мозга же нашей биологии в такой ситуации вообще дела нет, он бесполезен – именно поэтому принимать решения, когда вам причинили боль, очень плохая идея. Итак, внутренние органы функционируют в режиме выживания, разум не то чтобы работает, зато все тело буквально скручено – ведь вы не бежите и не деретесь с пещерным львом, а напряжение, обеспеченное стрессом, должно куда-то деться. То есть ваше тело просто отравлено, и его надо спасать.

Ваш мозг может говорить вам, что лучше лежать, свернувшись в клубок, что у вас нет сил и вы скоро умрете. Не слушайте его – в состоянии стресса мозг неадекватен. Слушайте свое тело, которому нужно движение. Если вы занимались спортом – не бросайте, отправляйтесь в зал или на пробежку. Если спорт вам не друг – начинайте гулять, причем не раз в неделю, а каждый день. Помните: вы больны, и чтобы исцелиться, должны быть к себе и милосердны, и строги одновременно. Ваша задача – расходовать гормоны стресса и каждый день физически уставать. Еще одна вещь, которую надо ежедневно делать в обязательном порядке – принимать душ. В идеале — контрастный.

Будь собой

Оставаться собой, несмотря на обстоятельства, бывает сложно, но нужно очень постараться! Цитаты о том, что нужно любить себя и всегда оставаться собой.

  1. Люби себя и будь собой. Всё остальное просто не имеет значения…
  2. Никто не испачкает мой разум своими грязными ногами!
  3. Единственная достойная награда в жизни – посмотреть в зеркало и порадоваться тому, что ты всё сделала правильно!
  4. Совсем не обязательно быть одиноким, чтобы любить себя!
  5. Лучше уж быть идеальной версией самого себя, чем жалким подобием других…
  6. Быть личностью – значит любить себя. Любить даже за то, за что другие ненавидят!
  7. Никакая цена не стоит того, чтобы забыть о себе!
  8. Попытки походить на окружающих приводят лишь к ненависти к самому себе. Любите себя такими, какие вы есть!
  9. Лучше быть странным собой, чем нормальным чужаком!
  10. Вы прекрасны в своём несовершенстве! Любите себя за это!
  11. Люби себя. Люби просто так. А всё остальное появится со временем, вот увидишь!
  12. В твоей жизни есть лишь один человек, который никогда тебя не осудит, не предаст и будет переживать о тебе больше, чем о себе – это ты сам!
  13. Однажды почувствовав вкус свободы – уже никогда не сможешь его забыть. Однажды став самим собой – уже не сможешь носить маски.
  14. Если не умеешь любить себя, то как, чёрт тебя побери, ты планируешь полюбить кого-то другого?
  15. Быть собой – это очень трудно. Но любить себя – гораздо труднее!
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: